Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская православная церковь в конфессиональных процессах в истории культуры Сибири (XVII - начало XX вв.) Маняхина Марина Ревовна

Русская православная церковь в конфессиональных процессах в истории культуры Сибири (XVII - начало XX вв.)
<
Русская православная церковь в конфессиональных процессах в истории культуры Сибири (XVII - начало XX вв.) Русская православная церковь в конфессиональных процессах в истории культуры Сибири (XVII - начало XX вв.) Русская православная церковь в конфессиональных процессах в истории культуры Сибири (XVII - начало XX вв.) Русская православная церковь в конфессиональных процессах в истории культуры Сибири (XVII - начало XX вв.) Русская православная церковь в конфессиональных процессах в истории культуры Сибири (XVII - начало XX вв.) Русская православная церковь в конфессиональных процессах в истории культуры Сибири (XVII - начало XX вв.) Русская православная церковь в конфессиональных процессах в истории культуры Сибири (XVII - начало XX вв.) Русская православная церковь в конфессиональных процессах в истории культуры Сибири (XVII - начало XX вв.) Русская православная церковь в конфессиональных процессах в истории культуры Сибири (XVII - начало XX вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маняхина Марина Ревовна. Русская православная церковь в конфессиональных процессах в истории культуры Сибири (XVII - начало XX вв.) : Дис. ... д-ра культурологических наук : 24.00.01 : СПб., 2003 386 c. РГБ ОД, 71:04-24/6

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 3-22

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

  1. Специфика историко-культурологического исследования

  2. Основные понятия историко-культурологического

исследования религии

  1. Религия как феномен культуры и истории культуры Сибири

  2. Сибирь как историко-культурный регион .

РАЗДЕЛ П. РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПРЕОБРАЗОВАНИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СИБИРИ (17 - НАЧАЛО 18 ВВ.)

  1. Полиэтнические основания культурных процессов в Сибири (конец 16-начало 17 вв.)

  2. Факторы становления поликонфессионального пространства

в культуре Сибири

2.3. Аномические процессы в культуре Сибири в аспекте

соотношения сакрального и секулярного (начало 17 в.)

2.4. Особенности институционализации Русской православной

церкви в культуре Сибири в пределах уезда (17 в.)

2.5. Личностный фактор в процессе воцерковления

сибирского общества

2.6. Роль реформ патриарха Никона в изменении духовной

культуры Сибири в 17 - первой половине 18 вв.

2.7. Тобольская епархия в контексте секуляризационной реформы

Петра I (первая половина 18 в.)

2.8. Миссионерская политика Тобольской епархии в регуляции

конфессиональных процессов в культуре Сибири в 18 в. ВЫВОД

РАЗДЕЛ III. КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АЛТАЯ КАК ЛОКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ СИБИРИ (18 - НАЧАЛО 20 ВВ.)

З.Г. Православная церковь в организации социального и

духовного уклада жизни христиан на Алтае
3.2.Феномен старообрядческого диссидентства в

социокультурной

жизни Алтая

3.3. Роль старообрядчества в сохранении староправославных
традиций в культуре Алтая 255-263

3.4. Участие западнохристианских конфессий в социокультурной

жизни Алтая 263-286

3.5. Место и роль мусульманской конфессии в социокультурной

жизни Алтая 286-303

3.6 Причины возникновения религиозного новообразования -

бурханизма в культуре алтайцев на рубеже 19-20 вв. 303-324

3.7. Характеристика бурханизма как феномена духовной
культуры алтайцев 324-334

3.8. Влияние религиозных противоречий на социокультурное
развитие алтайцев в начале 20 в. 334-347

ВЫВОД 348-351

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 352-368

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ 369-385

Введение к работе

Россия не только многонациональная, но и поликонфессиональная
страна. В современную эпоху религиозные традиции по-прежнему
остаются не только одним из главных признаков, характеризующих
культуру той или иной этнической общности, но и активно развиваются.
Во многом рост религиозности отражает коренные перемены в
политической, социально-экономической и идеологической сферах,
произошедших в России в начале 90-х гг. 20 в. Для многих верующих
религия предстает в различном содержании. Для одних она выступает
своеобразным компенсатором утраченных прежних духовно-
нравственных идеалов. Другими религия воспринимается как часть
национального, духовного наследия, имеющего огромное культурное
значение. Для третьих она становится средством и орудием этнического
противостояния, деления людей по конфессиональному признаку на
«своих» и «чужих». В то же время активизация религиозной жизни
усиливает культурные различия населения, что приводит к размежеванию,
а иногда и к межконфессиональным конфликтам. Таким образом, религия
с одной стороны, выполняет позитивную роль, с другой - порождает
значимые отрицательные проявления - национализм и шовинизм, что
приводит к обострению межнациональных отношений и росту
сепаратистских тенденций. В связи с этим важной социокультурной
проблемой для государства становится урегулирование

межконфессиональных отношений. Актуальность исследования обусловлена не только необходимостью определения места и роли различных конфессий в создании и сохранении многообразного ценностного мира, а также необходимостью определения степени их участия в поддержании единого и устойчивого политического,

экономического и духовного пространства России. Чрезвычайно важно проанализировать историю развития межконфессиональных отношений народов в культуре России, выявляя не только их положительные, но и отрицательные стороны, затрудняющие процесс духовной интеграции общеста, а также стабилизации государственной системы и общенациональной культуры. На основании этого анализа можно понять историческую специфику взаимоотношений между различными религиозными организациями, а также прогнозировать пути этих отношений в будущем.

ОБЪЕКТ исследования - религиозная культура Сибири 17 — начала 20 вв.

ПРЕДМЕТ исследования - роль Русской православной церкви в межконфессиональных отношениях в истории культуры Сибири (17 -начало 20 вв.).

География диссертационного исследования охватывает Сибирь в целом (17 - первая половина 18 вв.) и территорию Алтая в частности (первая половина 18 - начало 20 вв.), что обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, Сибирь - обширный регион Северной Азии, который в 16 в. был присоединен к Русскому государству. С этого времени начался новый этап в развитии Сибири. Исследовать культуру переходных эпох всегда сложнее, чем периодов стабильности, когда она достигает своей внутренней и внешней определенности. Но именно в переходный период в культуре Сибири в недрах хаотического нагромождения самых разнообразных социокультурных феноменов, неустоявшихся форм и колебаний духовной жизни прослеживаются наиболее отчетливо общие тенденции формирования поликонфессиональной среды, складываются специфические особенности культуры Сибири.

Во-вторых, Алтай выступает как особый субрегион культуры Сибири. Он являлся наиболее заселенной, урбанизированной, полиэтничной зоной, где осуществлялись активные контакты с юго-восточной Азией. На Алтае наиболее отчетливо появились общие и локальные особенности различных религиозных верований и конфессий, а также характер межконфессионального взаимодействия.

В целом, изучение сибирского региона позволяет выявить специфические характеристики локальных вариантов единой культуры России.

Выбор историко-культурных зон определил логику исследования — от общего к частному — и его структуру. Исследование начинается с изучения процесса институционализации Русской православной церкви в специфических условиях русской колонизации Сибири в 17 - начале 18 вв. Именно в этот период происходит процесс формирования особого регионального типа культуры Сибири. Затем исследование переходит к Алтаю (период от 18 до начала 20 вв.) как локальному типу сибирской культуры.

Хронологические рамки исследования: 17 в. - начало 20 в.

В 17 в. произошло присоединение Сибири к Русскому государству, что послужило основанием институционального становления Русской православной церкви и ее активного взаимодействия с представителями других вероисповеданий, как раньше действующих на территории региона, так и появляющихся в процессе дальнейшей колонизации Сибири.

В 1918 г. декретом Советской власти об отделении церкви от государства было изменено положение и роль Русской православной церкви и других конфессий в развитии российского общества.

Выбор темы исследования обусловлен состоянием ее историографии. Анализ обширного материала по отдельным разделам и

вопросам истории религиозной культуры в Сибири Средневекового и Нового времени выявил много пробелов: освещены только отдельные аспекты функционирования различных религий в истории культуры региона. В различных исследованиях нередко представлены противоречивые данные. При этом историко-культурные проблемы региона, в хронологическом и территориальном аспектах изучены неравномерно. Несмотря на то, что растет количество публикаций, посвященных отдельным аспектам истории религии Сибири, до сих пор отсутствуют обобщающие монографические исследования по определению места и роли Русской православной церкви и других конфессий в истории культуры региона, не выявлены особенности межконфессиональных отношений.

Культурологическое поле исследовательских задач предполагает обращение к историографии различных научных дисциплин (истории, демографии, этнографии, религиоведения, социологии, истории культуры, философии) дореволюционного и современного периодов, что подытожит результаты отраслевых исследований.

В качестве базовых научных трудов по истории, колонизации и христианизации Сибири можно назвать «Историю Сибири» Г.Ф.Миллера. Все изменения, происшедшие в жизни аборигенов Сибири под русским влиянием, были отмечены Миллером преимущественно в сфере материальной культуры (домашняя утварь, русская одежда, земледелие, огнестрельное оружие и др.) Изменения в области духовной культуры и мировоззрении аборигенов, по мнению Миллера, были менее заметными. Анализируя массовую христианизацию ряда сибирских народов в первой четверти 18 в., Миллер отмечает преимущественно ее негативные последствия. Он подчеркивает, что христианизация имела насильственный и поверхностный характер, не изменяя в корне образ жизни новокрещеных. Миллер выявляет парадокс: став официально

православными, многие новокрещеные стали ограничивать контакты с русскими, так как были отвергнуты в своей среде из-за идолопоклонства. Наиболее эффективной, по мнению Г.Ф.Миллера, была деятельность мусульманских и буддийских миссионеров, которые способствовали распространению основ научных знаний и грамотности у своих адептов.

В конце 19 в. проблемы истории Русской православной церкви в Сибири привлекали ученого П.Н.Буцинского («Основание Тобольской Епархии и первый тобольский архиепископ Киприан»). Работа содержит большой объем фактического материала. В то же время деятельность Софийского дома П.Н.Буцинский рассматривает в каноническом духе, с позиции христианской церкви.

Церковная жизнь любого народа протекает в тесной связи с преобразованиями в государственной и культурной сферах. Поэтому выявление специфики институционального и содержательного аспектов деятельности православной церкви в Сибири невозможно без рассмотрения проблемы взаимоотношения духовной власти с государством в целом. В связи с этим в диссертации были использованы работы по общей истории Русской православной церкви. Большой интерес представляет статья П.Громова «Преобразовательная деятельность Петра Великого по церковному управлению в России», где анализируются и выявляются особенности соотношения светского и церковного начала в истории русского государства с 10 по 18 вв. П.Громов отделяет теологические принципы взаимоотношения государства и церкви от принципов их воплощения в реальной истории страны. Несмотря на теологическую направленность, статья носит не констатирующий характер, а выявляет и объясняет причины зависимости Русского православного института от государственной власти. Советская религиоведческая историография не использовала подобного рода труды в силу их теологического характера, поэтому ученые часто писали историю

церкви не «изнутри», а извне. Включая огромный фактический материал, исследования советского периода не всегда выявляли и объясняли особенности как внутрирелигиозной, так и внешнесоциальной жизни церкви. Но именно такого рода работы помогают понять органические процессы церковной жизни. Так, например, проблема институционального становления православной церкви в русском государстве рассматривается в богословском труде «Уездное управление в пределах уезда» (к сожалению, автор не указан). Работа раскрывает в историческом плане специфику уезда как административно-территориальной единицы государственного устройства страны, показывает становление церковного управления и его характер в пределах уезда, выявляет механизмы назначения приходского духовенства в православном государстве. Так как проблеме институционального становле-ния Русской православной церкви в Сибири и ее функционирования в преде-лах уезда практически не уделялось внимания историками, эта работа являет-ся ценным источником информации.

Дореволюционная историография Сибири собрала огромное количество фактов, но она не создала обобщающего труда по истории Русской православной церкви и других конфессий в этом регионе. В советский период сибирская историография предпринимает попытки изучения не только указанных лакун, но и многих других сфер деятельности православной церкви (просветительской, миссионерской, религиозные традиции и праздники, строительство храмов и др.), а также активно начинает изучать религиозные верования коренных народов Сибири. В этом отношении наиболее интересны труды С.В.Бахрушина, в частности, «Очерки по истории колонизации Сибири». Сочинение представляет собой введение в историю колонизации, дает лишь общую картину колонизационного процесса и в целом носит информационный характер о всех этапах колонизации Сибири. Именно С.В.Бархушин

впервые поднял и осветил проблему взаимоотношений аборигенного населения Сибири с Русским государством. Его исследователь-ский подход строился на принципе изучения каждого народа не только как часть сибирской, но и общеруссской истории. В то же время С.В.Бахрушин односторонне осветил процесс христианизации, что во многом определялось господствующей в советское время атеистической идеологией. В силу идеологических установок того времени многим авторам была присуща негативная оценка христианской религии в жизни аборигенов Сибири (А.Г.Базанов, И.И.Огрызко и др.). Главное достоинство этих работ - привлечение большого массива архивных документов, в том числе из фонда Тобольской духовной консистории. История Русской православной церкви очень кратко была представлена в многотомном издании «История Сибири» под редакцией академика А.П.Окладникова. Церковь рассматривалась в контексте колонизационной политики государства в Сибири. Главное внимание уделялось изучению просветительской, миссионерской деятельности церкви и культовому зодчеству.

В советский период религиозная жизнь аборигенов Сибири представляла специальный научный и идеологический интерес. Он был обусловлен научно-атеистической пропагандой, направленной на преодоление религиозных предрассудков среди всех слоев и групп населения страны. Это выдвигало задачу всесторонних и глубоких знаний самих религиозных систем, для того чтобы объяснить источник веры и религии у их адептов. Формы религиозного сознания народов Сибири исследовались с позиции исторического и диалектического материализма (В.Г.Богораз-Тан, А.Ф.Анисимов, С.А.Токарев и др.).

Усиливался интерес и к изучению Русской православной церкви в Сибири. Главными объектами исследований стали различные сферы деятельности церкви:

культовое зодчество (В.И.Кочедамов, С.Н.Баландин, СВ.Копылов и др.);

церковные приходы и общины (Н.Д.Зольникова);

миссионерская деятельность (Л.П.Потапов и др.);

религиозные традиции, обряды, праздники (Н.А.Миненко и др.);

просветительская (Л.П.Потапов, А.Н.Копылов и др.).

Кроме того, имеется довольно большое количество статей, опубликованных в основном на страницах сибирских периодических изданий, посвященных изучению перечисленных сфер деятельности православной церкви. Почти все работы носят характер специальных исследований - исторических, искусствоведческих, оставляя за своими пределами многие важные аспекты проблемы. Такое многообразие частных тем в изучении Русской православной церкви сохранилось до настоящего времени. При этом отсутствуют монографические работы обобщающего характера о конфессиональных процессах в истории культуры Сибири, не определены место и роль в ней Русской православной церкви и других конфессий, не выявлены особенности межконфессиональных отношений. Вследствие этого возникает необходимость проведения интегрирующего исследования.

Отметим также, что различные сферы жизнедеятельности Русской православной церкви обычно рассматривались обособленно, вне контекста общей истории и истории культуры России. В осмыслении данных вопросов большую роль сыграли труды историков-богословов И.С.Смолича и А.В.Карташова, содержащие важные выводы по проблемам соотношения церкви и государства, взаимоотношения Русской православной церкви с различными конфессиями страны. В выявлении общего и специфического в деятельности Русской церкви большое значение имеет двухтомный труд И.С.Смолича «История русской православной церкви». В работе дается описание организации церковного

управления, анализируется система церковного управления в патриарший и синодальный периоды, методы управления. Особое внимание уделяется приходской жизни и просветительской деятельности приходских школ. Достаточно подробно И.С.Смоличем представлена позиция Русской православной церкви по отношению к старообрядчеству и другим исповеданиям, а также политика правительства в отношении церковного института. Работа И.С.Смолича содержит глубокий анализ теологической и внешнесоциальной жизни церкви. В ряду такого рода работ большую значимость имеет и двухтомник историка-богослова, философа А.В.Карташова «Очерки по истории русской церкви». В истории Русской православной церкви автор выделяет четыре периода - Киевской Руси, эпохи татарского ига, обособления и самостоятельности Русской церкви, синодально-петербургский А.В.Карташов выявляет и анализирует причины разделения функций между церковным и светским институтами власти. «Очерки...» — богословский труд написанный ярким, порой метафорическим языком и выражает личностное отношение автора к описываемым событиям из истории Русской церкви.

В диссертации внимание акцентировано на особом субрегионе Сибири - Алтае, демонстрирующем в полной мере специфику межконфесионального взаимодействия региона. Поэтому предметом исследования стали конфессии, получившие преимущественное распространение в культуре субрегиона - католическая, лютеранская, меннонитская, мусульманская, старообрядчество, а также религиозное новообразование - бурханизм. Но именно старообрядчество оказалось главным предметом внимания сибиреведов и краеведов. Это можно объяснить тем, что Алтай стал, наряду с Забайкальем, центром старообрядческого движения в Сибири. Истории старообрядчества на Алтае было посвящено значительное количество статей, в том числе Ф.Ф.Болонева, Ю.С.Булыгина, Е.Ф.Фурсовой и др. Статьи названных

авторов посвящены первоначальному этапу истории старообрядчества на Алтае и содержат большой пласт фактографического материала, но они не выявляют специфических черт этого явления. За рамками их внимания остается быт и уклад жизни старообрядцев. Другие статьи на эту тему, хотя и обращены к анализу хозяйственной, материальной и духовной культуре старообрядчества, основанного на архивных документах и полевых исследованиях, в целом носят частный характер.

Недостаточно исследована история культуры немцев на Алтае. Здесь, прежде всего, должны быть названы статьи А.Д.Сергеева, А.В.Контева, В.И.Бруля, В.О.Малиновского. Но указанные авторы рассматривают только историю появления немцев на Алтае и свойственный их жизни хозяйственный уклад. Религиозная жизнь алтайских немцев, в ее конфессиональном разнообразии не стала предметом специального изучения. Вопросы немецкого поселения в России; рассматривались в общих работах, относящихся к дореволюционному периоду и отражающих разные подходы авторов к теме. Так, монография И.Сергеева «Мирное завоевание России немцами» носит сугубо радикальный политический характер. Автор считает, что немецкая колонизация явилась способом экономического завоевания Германией России, и усматривал в этой колонизации авангард германского нашествия на Восток. Работа Г.Г.Писаревского «Из истории иностранной колонизации в России в XYIII в» более сдержанна в оценках. Автор рассматривает различные учения о народонаселении и политике народонаселения в западно-европейских государствах 17-18 вв. Основное внимание автор уделяет иностранной колонизации в России в царствование Екатерины II.

Существуют темы, которые не становились предметом исследования специалистов вообще. Так, до сих пор неисследованной проблемой остается конфессиональная история мусульман на Алтае. По этой причине

также приходилось обращаться к общим фундаментальным работам, исследующим материальную и духовную культуру сибирских татар (Ф.Т.Валеев «Западно-сибирские татары во второй половине XIX-XX вв.», А.Х.Халиков «Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария» и др.).

Объектом пристального внимания ученых на протяжении длительного времени была проблема миссионерской деятельности Русской православной церкви на Алтае. Этой теме посвящено много статей, анализирующих различные стороны деятельности Алтайской духовной миссии. Большую группу среди них составляют труды по истории возникновения миссионерства на Алтае. Изучались экономические и хозяйственные задачи миссии среди коренного населения, научная деятельность миссионеров. Значительная часть публикаций посвящена религиозным верованиям алтайцев. А.В.Анохиным, М.Соколовым, Л.П.Потаповым детально исследовался шаманизм. Ряд вопросов, связанных с проблемой перенятая алтайцами христианских традиций и обычаев, поднят в статье Н.А.Тадиной «Влияние христианства на нравственные и трудовые традиции крещеных алтайцев». Такие проблемы, как деятельность Киргизской миссии, функционирующей в составе Алтайской духовной миссии, религиозно-культовые функции, просветительская деятельность и культовое зодчество миссии, а также взаимоотношения между коренным населением и православной церковью,, восприятие коренным населением насаждаемой русско-православной культуры были исследованы в кандидатской диссертации автором данной работы. По причине определенной разработанности перечисленных проблем в докторской диссертации они не рассматривались.

Наименее изученным остается такое религиозное новообразование, как бурханизм, получивший распространение в духовной культуре алтайцев на рубеже 19-20 вв. В отечественной науке сущность бурханизма

рассматривается неоднозначно. Одни исследователи считают это явление национально-освободительным движением алтайцев (П.Я.Гордиенко «Ойротия»). Другие (А.В.Анохин «Бурханизм в Западном Алтае», М.Соколов «К истории бурханизма алтайских калмыков») рассматривают бурханизм как движение, возникшее на почве религиозной реформации. По их мнению, бурханизм возник как попытка создать национальную религию алтайцев, противостоящую, с одной стороны, шаманизму, с другой - православию. А.Г.Данилин первым в своей работе «Бурханизм: из истории национально-освободительного движения в Горном-Алтае» исследует экономические и политические причины возникновения бурханизма. Обрядовая сторона культа и синкретическая природа бурханизма рассматривается в работах А.М.Сагалаева «Мифология и верования алтайцев. Центрально-азиатское влияние», «Урало-алтайская мифология: Символ и архетип». Но в целом эти работы не выявляют и не объясняют историко-культурных причин возникновения бурханизма, не определяют его сущность и специфику как нового религиозного феномена.

Обзор научной литературы показывает, что деятельность Русской православной церкви в Сибири в целом и на Алтае в частности, ее влияние на формирование историко-культурных и духовных процессов в регионе, ее взаимоотношения и различными конфессиями не стали еще предметом специального общеисторического и специального историко-культурологического анализа.

Основную источниковую базу исследования составили документальные материалы, извлеченные из Российского государственного исторического архива (РГИА, г.Санкт-Петербург) и Центрального хранилища архивного фонда Алтайского края (ЦХАФАК, г.Барнаул).

По характеру содержания и форме представленных сведений архивные источники можно подразделить на три группы. К первой из них

относятся официальные документы (Указы Русской православной церкви, правительства, переписка духовной и светской власти). Данные документы явились основными источниками для воссоздания общей картины формирования института православной церкви в Сибири в целом и на Алтае в частности, определения основных функций и направления деятельности Русской церкви, а также формирования отношений с другими конфессиями.

Вторую группу источников составили церковные летописи и дела. Обработанные, они представляют ценнейший источник информации о Русской православной церкви в Сибири, деятельности тобольских архиепископов и митрополитов. Эти источники помогли установить принципиально важные даты, восстановить хронологию событий конфессиональной истории Сибири и Алтая.

К третьей группе источников следует отнести записки миссионеров, содержащих информацию о быте, нравах и верованиях «инородцев».

Вместе с тем, нельзя не отметить тенденциозный характер документов, в целом направленных на утверждение главенствующей роли Русской православной церкви в Сибири.

В диссертации была использована неопубликованная рукопись из личного фонда архивиста-краеведа Г.Д.Няшина «Борьба трех вер: шаманизм, православие, бурханизм», освещающая идеологическую, социальную и духовную ситуацию на территории Горного Алтая в конце 19 начале 20 вв. Упомянутая рукопись имела важное значение для осмысления деятельности Русской православной церкви среди коренного населения. Не использованный ранее исследователями богатый фактический материал явился одной из основ проведенного анализа бурханистского движения.

Помимо архивных материалов, важную группу источников составили публикации официальных документов. Так, «Полное собрание

законов Российской империи» включает законодательные акты, определяющие главные направления политики государства и церкви.

ЦЕЛЬ работы заключается в изучении культурной деятельности Русской православной церкви, выявлении способов ее влияния на ход межконфессиональных отношений и определении ее роли в историко-культурных процессах Сибири (17 - начало 20 вв.).

Данная цель предполагает решение следующих задач:

выявить специфику религиозного преобразования сибирского региона православной церковью в контексте истории культуры России;

определить соотношение «секулярного» и «сакрального» в культуре Сибири;

выявить способы социокультурного регулирования

межконфессиональных отношений Русской православной церковью и государством;

выявить особенности образа жизни, характерного для представителей различных религиозных верований Сибири, определяемого их духовными ценностями и материально-экономическими интересами;

определить инвариантные и локальные черты различных конфессий действующих в регионе;

показать роль различных конфессий в процессах дифференциации и интеграции социокультурной жизни региона;

рассмотреть роль Русской православной церкви в процессе трансформации социокультурной жизни коренных народов Алтая;

исследовать истоки развития, а также идеологические и культовые особенности бурханизма как религиозного феномена культуры коренных народов Алтая.

проанализировать характер деятельности и значение Русской православной церкви в историко-культурном процессе Сибири;

Методологический аспект исследования.

Исследование основывается на междисципчинарном (использование
историко-культурных, социологических, религиоведческих,

демографических, этнографических данных) и региональном подходах (ограничение изучаемого материала рамками целостного этнокультурного, исторического и ландшафтно-географического образования, каким является Сибирь).

В целом диссертация представляет собой комплексное историко-культурологическое исследование. Центральное место в нем принадлежит сравнительно- типологическому анализу. Он позволит выявить локальные и общие варианты конфессиональных культур, различия между конфессиональными группами, заселяющими один и тот же регион, а также особенности межконфессиональных отношений.

Специфика рассматриваемого предмета обусловила обращение и к другим методам исследования:

сбор и упорядочивание большого массива информации о Русской православной церкви и различных конфессиях в Сибири предполагали применение историографического и источниковедческого анализа',

изучение различных событий и явлений предполагало использование описательно-фактологического метода.

рассмотрение культуры Сибири в виде целостно-системного феномена, существование которого определяется совокупностью и взаимосвязями различных конфессий и верований как отдельных компонентов культуры, с их специфическими чертами осуществлялось с помощью элементов системного анализа',

выявление специфических особенностей различных религиозных типов, а также их классификация как феноменов культуры Сибири проводилось с помощью феноменологического анализа;

сопоставление разных этапов функционирования различных конфессий в истории культуры Сибири, а также исследование их сосуществования в конкретные исторические периоды проводилось с помощью сравнительно-исторического метода

Теоретическая значимость результатов исследования. Осуществлено фундаментальное исследование проблем истории религиозной культуры Сибири (XVII - начало XX вв.) как важной составляющей истории культуры России в целом. Результаты проведенного исследования являются вкладом в историко-культурологическое изучение религиозной культуры регионов страны. Подготовлена теоретическая основа для выработки политики социокультурного регулирования межконфессиональных отношений народов современной России. Работа может рассматриваться как шаг к созданию обобщающего труда по истории религиозной культуры России.

Исследование имеет значение для решения практических задач:

во-первых, создана необходимая систематическая информационная база данных о различных конфессиональных представительствах Сибири в целом и Алтая в частности, что дает перспективы как для многоаспектного изучения религиозной истории Сибири, так и в ее целостности;

во-вторых, дополнена картина развития религиозной культуры России;

в-третьих, дана характеристика изучаемых конфессий с точки зрения прогностического моделирования путей преодоления межконфессиональных противоречий и конфликтов.

в-четвертых, материалы диссертации могут быть использованы в основных спецкурсах «Культура регионов России», «История культуры России», «История религии», «История православной культуры», «Религия народов России».

Новизна исследования заключается:

в обобщении разрозненных научных данных по проблеме и введении в научный оборот ряда архивных документов (клировые ведомости, записки миссионеров, переписка светских и духовных лиц и

т.д.);

в переосмыслении конфессиональных процессов в культуре Сибири на основе синтеза имеющейся и полученной информации.

в проведении историко-культурологического анализа деятельности Русской православной церкви и различных конфессий в социокультурной жизни Сибири;

в выявлении особенностей межконфессиональных отношений в культуре Сибири;

в выявлении причин возникновения религиозного новообразования алтайцев - бурханизма; в анализе его догматики и культовой практики;

в проведении анализа социально-духовных последствий деятельности Русской православной церкви для культуры Сибири;

в создании теоретической базы для выработки механизмов социокультурного регулирования межконфессиональных отношений на территории современной Сибири.

Положения, выносимые на защиту:

специфической тенденцией в культуре Сибири в период колонизации являлась секуляризация, которая со временем стала доминирующей во взаимоотношениях двух институтов власти -духовной и светской, так как именно государство определяло и регламентировало деятельность Русской православной церкви в Сибири;

религиозное устроение Сибири Русской православной церковью допускало сосуществование различных конфессиональных представительств на основе механизма регуляции (взаимного соотношения прав и обязанностей), в то же

время не устраняя культурно-теологических противоречий между конфессиями;

концентрация на локальных участках территории Сибири различных верований способствовала дифференциации культурного пространства региона и формированию его религиозной географии. Возникли различные религиозные центры, представляющие собой своеобразные «ядра» культурно-религиозной оппозиции. Это способствовало становлению особой системы межконфессиональных отношений, варьирующихся от отторжения до толерантности;

Русская православная церковь выступила одним из главных факторов трансформации социокультурной жизни коренных народов Сибири. Христианизация и русификация, с одной стороны, способствовали приобщению автохтонов к русско-православной культуре, с другой - способствовали как консервации старых (с целью поддержания самобытности), так и появлению новых феноменов (с целью защиты от инновации -алтайский бурханизм) в культуре коренных народов.

функционирование в культуре Сибири различных конфессий заставляло государство и Русскую православную церковь вырабатывать новые механизмы регулирования межконфессиональных отношений и подвергнуть пересмотру прежние ценностные системы. Это способствовало постепенному формированию межконфессиональной толерантности, что не снижало уровня централизации власти Русской православной церкви - духовная монополия сохранялась за ней.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих основных направлениях:

публикации материалов исследования в различных научных изданиях, в том числе двух монографиях;

разработке и реализации учебных пособий по изучению их студентами;

участии в международных и российских научно-практических конференциях, на которых результаты исследования получили поддержку (международная конференция «История идей как методология гуманитарных исследований» (2001 г., г.Санкт-Петербург), научных конференциях (1994, 1995, 2002 гг. г.Санкт-Петербург)).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, библиографии и источников (212 наименований).

Похожие диссертации на Русская православная церковь в конфессиональных процессах в истории культуры Сибири (XVII - начало XX вв.)