Введение к работе
Работа посвящена происхождению античного повествовательного жанра, который принято называть "романом". Самоназвания соответствующих произведений в античности были иными — >.6yot, рірТяі, бпущщта ("слова", "книги", "рассказы"); термин "роман" применен по отношению к ним только в 17-м веке. В школьной истории античной литературы1 под "греческим романом" понимается группа повествовательных прозаических произведений с немифологическими сюжетами, написанных в большинстве своем в период I-III вв. н.э. Кембриджская история классической литературы относит к этой группе 19 произведений, 5 из которых, дошедших до нас целиком в папирусах или средневековых рукописях (произведения Ахилла Татня, Гелиодора, Ксенофонта Эфесского, Лонга, Харитона) составляют "когерентную группу", — их объединяет прежде всего близость сюжета. Сюжетная канпа этих произведений достаточно проста; это история любви молодых прекрасных героев, рассказанная практически по одной схеме: "встреча — разлука и странствия — новая встреча и счастливое воссоединение". Именно пять указанных произведений условно называются в данной работе "греческим романом".
Актуальность работы определяется прежде всего тем, что происхождение данных произведений, образующих подобие отдельной жанровой группы, в современной науке считается не выясненным2. Историко-литературный аспект данной темы тесно связан с культурологическим: появление новых форм в любой области культуры всегда знамеїгует некий происходящий в обществе "социоментальный сдвиг", — поэтому изучение причин и условий возникновения нового литературного жанра может быть удобным "фокусом" для рассмотрения своеобразия культурной ситуации эпохи и выявления некоторых общих закономерностей культурной динамики.
Предмет исследования — специфическая "поэтика" романоп и определивший ее круг идей. Непосредственный материал исследования— произведение Ксенофонта Эфесского в его сопоставлении с другими греческими романами на фоне литературного и общекультурного контекста позднего эллинизма. Выбор романа Ксенофонта для анализа обусловлен его непопулярностью среди ученых: количество специально посвященных этому автору работ весьма невелико3; среди исследователей греческого романа бытует устойчивое мнение о Ксенофонте как "слабом" авторе, а о его романе — как о "неудачном" произведении. Нам показалось небезынтересным поставить в центр исследования "неудачное" сочинение загадочного жанра, — выяснение характера "недостатков" послужило эвристическим приемом для выявления идейно-художественной программы "романистов".
Цель и задачи исследования. С помощью анализа "поэтики" романа мы предполагаем обнаружить лежащий в се основе особый пласт "неклассической поэтики" позднего эллинизма, связанный со спецификой бытования прозы в этот период. Основная задача в связи с данной целью — выделение особых способов организации семантики и формы в романе Ксенофонта и поиск сходных особенностей в других прозаических текстах эпохи. Вторая задача — определение идейных источников, послуживших возникновению новой "поэтики"; эта задача связана с ответом на вопрос о социокультурной принадлежности авторов романов и их аудитории.
Теоретические основания исследования. Поскольку основная часть работы посвящена конкретному анализу текста, следует отметить идеи, так или иначе повлиявшие на наш подход к материалу произведения: это наблюдения О.М.Фрейденберг по поводу соотношения семантики и композиции в некоторых произведениях античной литературы, особенно в платоновс-
' История греческой литературы. М., 1960. Т. 3; Тронский И.М. История античной литературы. М., 1988; The Cambrige history of classical literature. Vol.l.P.4. Cambrige, 1989.
2 См.: Erotica Antiqua: 1CAN 1976. Acta of the International Conference on the Ancient Novel. Dangor,
Wales, 1977. P. 165-171.
3 На данный момент опубликована единственная монография, посвященная целостному разбору ро
мана: Schmcling G.L. Xcnophon of Ephesus. Boston, 1980.
ких диалогах; се же рафаботки темы "пизиопарного рассказа" и вопроса об античной нарра-U11H ; работы Н.В.Ьрагнпской, посвященные жанру диалогического экфрасиса и анализу композиции и "Картинах" Фнлострага5. Кроме того, определяющие историко-литературную часть нашей работы представления о "нормативной" и "неклассической" поэтике античности во многом опираются на работы М.Л.Гаспаропа6.
Научная новизна исследования. В работе впервые показана роль композиции, а также экфрасисоп и "визионарных рассказов" (оракулы, сновидения) в романах для создания глубинною смыслового уровня текста; на основании анализа функции этих элементов дастся новая трактовка романа Ксенофонта и по-новому определяются идейные интенции и аудитория "романистов", что позволяет ответить на вопрос об источниках возникновения жанра. Найденные особенности формальної! организации текста обнаруживаются в ряде произведений, не подпадающих под категорию "романа" ("Картины" Филострата, отдельные христианские апокрифы, "Строматы" Климента Александрийского и др.), — это сходство дает возможность поставить вопрос о функционировании, разных типах и сферах распространения "неклассической поэтики" поздней античности.
Научно-практическая значимость работы. Результаты работы дают новый материал как для конкретных исследований в области поздне-античной и раннехристианской литературы, так и для изучения культурной специфики позднего эллинизма в целом. Полученные выводы могут быть использованы в курсах по истории литературы, в подготовке лекций и спецкурсов по исторической поэтике, теории литературы и культурологии. Выявление в романе Ксенофонта особых принципов построения текста и обусловленной ими семантической нагрузки лексических формул и синонимии может послужить основанием для новой концепции перевода романа на русский язык.
Апробация работы. Положения диссертации были представлены it обсуждались на конференции ИВГИ РІТУ в ноябре 1995 г. и на конференции по проблемам социального измерения культуры, проходившей в Институте всеобщей истории РАН в апреле 1997 г. По теме диссертации опубликована статья.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, приложения и списка использованных источников и литературы.