Содержание к диссертации
-
Введение 3-9
-
Глава 1. Значение научной картины мира в культуре
техногенной цивилизации 10-31
3. Глава 2. "Экологический вызов" и поиск новой
культурной парадигмы 32-40
-
Глава 3. Телеология в естествознании 41-60
-
Глава 4. Целевая причинность как концепт
культурологии 61 -93
-
Заключение 94-96
-
Библиография 97-106
Введение к работе
Отечественная культурология как наука, призванная осмыслять проблемы современного общества и предлагать пути их решения, ведет поиск адекватных средств и методов. Особенно актуальной становится проблема обновления инструментария познания, поиска новых методологических ориентации в связи с состоянием техногенной цивилизации, кризис которой связан с мировоззрением, основанном на познании мира в устаревшей парадигме мышления.
Импульс для поиска эффективных способов познания мира могут дать современные достижения и открытия естественных наук.
Естественнонаучное знание, активно воздействуя на формирование миропонимания современного человека, обуславливая новые направления и тенденции в культуре, становится предметом культурологического осмысления.
Состояние техногенной цивилизации оценивается как критическое по целому ряду параметров. Это и социальные, и демографические проблемы человечества, но самые значительные изменения произошли с окружающей средой. Кризисное состояние природы требует ревизии представлений об устройстве бытия, а также о месте и задачах человека в существующем мире. Жизненно важным становится поиск современной картины мира, проблема построения новой "культурной матрицы". Решение этой задачи невозможно без понимания категорий культуры, таких, как "материя", "движение", "взаимодействие", "пространство", "время", "причина". Техногенная цивилизация приняла и сохраняет эти категории в толковании, данном им естественнонаучным знанием Нового времени. Однако, открытия в области естественных наук постнеклассического периода конца XX века существенно изменяют представление об этих категориях, что требует культурологического осмысления в рамках поиска оснований для формирования мировоззрения техногенной цивилизации.
Культурология, кроме поиска нравственного императива, может дать глубинное понимание узлов культурной матрицы, соединяя естественнонаучное и гуманитарное знание в своем анализе.
В связи с этим представляется чрезвычайно актуальным рассмотрение воздействия естественнонаучного знания на культуру через научную картину мира. Важным становится вопрос, какие идеи продуцируются естественными науками в культуру, и могут ли они повлиять на поиск новых форм восприятия мира, в том числе и средствами литературы и искусства. Этот поиск, наряду с другими поставленными временем проблемами, в частности, направлен на выявление возможной конструктивной роли целевой причинности в создании будущей социокультурной парадигмы. Сегодня обширный естественнонаучный материал предлагает по-новому взглянуть на категорию "причины", вводя принцип целевой причинности (телеологический принцип), или понятие действующей цели, в культурологический дискурс.
Проблема целевой причинности активно присутствовала в античной и средневековой философии. Наука Нового времени элиминировала принцип целевой причинности, оставив миру природы лишь каузальное описание.
В исследованиях последних лет эта проблема непосредственно разработана весьма слабо, особенно в культурологическом аспекте. Как правило, авторы обращаются к ней в опосредованной форме. Именно таким образом проблема целевой причинности затрагивается разработчиками антропного принципа (Р.Х.Дайк, Фримен Дж.Дайсон, П.Девис, Р.Дикке, Г.М.Идлис, Б.Картер, Дж.Уилер, О.Хекман, С.Хокинг и др.) и синергетических представлений (В.И.Аршинов, С.П.Курдюмов, Е.Н.Князева, И.Пригожин, И.Стенгерс, Г.Хакен и др.) .
В последние годы телеологический принцип все больше начинает привлекать внимание отечественных ученых, работающих в разных областях научного познания. Возвращение действующей цели в зону интереса научного сообщества можно констатировать как тенденцию, которая нашла отражение в ряде философских, естественнонаучных и культурологических публикаций В.С.Степина, П.П.Гайденко, А.В.Панкратова, Ю.С.Степанова .
Проблема целевой причинности в современном видении не может быть достаточно осмыслена без привлечения выводов и результатов, полученных при разработке вопросов воздействия естествознания на культуру. Эта тема влияния науки на культуру широко представлена в научной литературе. Сегодня она активно разрабатывается в работах О.Е.Баксанского, В.С.Библера, В.И.Борзенкова, Л.П.Буевой, В.П.Визгина, П.П.Гайденко, П.С.Гуревича, Б.С.Ерасова, А.И.Зотова, Р.С.Карпинской,
Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии / Космология: теория и наблюдения. М., 1978; Хокинг С. Анизотропия вселенной на больших временах / Там же; Уилер Дж. Выступление в дискуссии / Там же; Девис П. Случайная Вселенная. М., 1985; Идлис Г.М. Революция в астрономии, физике и космологии. М., 1985; Идлис Г.М. Основные черты наблюдаемой астрономической Вселенной, как характерные свойства обитаемой космической системы// Изв. Астрофиз. Ин-та АН КазССР. 1958. T.7; Davis P.S.W., Brown J. (eds.) The Ghst in the Atom. Cambridge, 1989 и др. 2 Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. М., 1991; Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986; Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. М., 1994; Пригожий И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. М., 1985; Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999; Князева E.H., Курдюмов СП^аконы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.,1994; Курдюмов СП., Князева Е.Н. У истоков синергетического видения мира/ Самоорганизация и наука. Опыт философского осмысления. М., 1994; Князева Е.Н., Курдюмов СП. Антропный принцип в синергетике//Вопросы философии. 1997. №3; Князева Е.Н., Курдюмов СП. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Пригожиным//Вопросы философии. 1992. №12 и др. 3 Степин B.C. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. №10; Гайденко П.П. Проблема рациональности на исходе XX века / Исторические типы рациональности. Т.2. М., 1996; Панкратов А.В. Телеологическое понимание Второго начала термодинамики // Философские исследования. М., 1998. №2; Он же. Телеологическое понимание физико-химии воды // Там же. 1998. №4; Он же. Телеологическое взаимодействие в природе // Там же. 1999. №2; Он же. Телеологическое понимание синергетики // Там же. 1999. №4; Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М., 2001.
З.В.Кагановой, В.В.Казютинского, И.К.Лисеева, Л.А.Марковой, В.М.Межуева, И.Н.Меркулова, А.П.Огурцова, В.М.Розина, В.С.Степина, А.Я.Флиера, М.Элиаде и др.
Востребованность принципа целевой причинности связана с глобальными кризисными проблемами техногенной цивилизации и поисками путей выхода из них. Последние широко обсуждаются в современной научной и философской литературе, например, в работах Э.В.Гирусова, В.И.Данилова-Данильяна, Р.С.Карпинской, И.К.Лисеева, Н.Н.Моисеева, Ю.В.Олейникова, А.Т.Шаталова, Б.Г.Юдина, А.Л.Яншина и др.2
Объектом исследования является поле культурологического поиска взаимодействия естественнонаучного знания и культуры.
Предметом исследования является влияние научной картины мира на формирование современных культурологических концептов в связи с вхождением представлений о целевой причинности.
Целью исследования является раскрытие принципа целевой причинности как культурологического фактора в дискурсе взаимосвязи между природным и социальным миром. Эта цель диктуется
Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994; Степин B.C. Философская антология и философия науки. М., 1992; Степин B.C. Теоретическое знание. М, 1999; Философско-религиозные истоки науки. Отв. Ред. П.П.Гайденко. М.,1997; Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. M., 1997; Философия природы в античности и в средние века. Общ.ред. П.П.Гайденко, В.В.Петров. М., 2000; Социокультурный контекст науки. Отв. Ред. Е.А.Мамчур. М.,1998; Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991; Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.,1995; Лисеев И.К. Новые методологические ориентации в современной философии биологии / Методология биологии: новые идеи. Синергетика, семиотика, коэволюция. М., 2001; Казютинский В.В. Истина и ценность в научном познании / Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века. С-Пб., 1999; Элиаде Мирча. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. С.-Пб., 1998; Он же. Аспекты мифа. М., 2000 и др.
Моисеев Н.Н. Быть или не быть ... человечеству? М., 1999; Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л., Чепурных H.B. Экология и экономика природопользования. М. : Закон и право. ЮНИТИ. 1998; Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Этика отношений с окружающей средой. М., 1990; Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Философия отношений с природной средой. М., 1994; Лисеев И.К. Космизм и экология: на пути к смене парадигмы мышления / Стратегия выживания: космизм и экология. Отв. ред. Л.В.Фесенкова. М.,1997; Олейников Ю.В., Шаталов А.Т. Стратегия выживания человечества / Там же и др. необходимостью построения новой парадигмы мышления для предотвращения основной угрозы человечества — глобального кризиса. В задачи исследования входит: рассмотреть значение научной картины мира в культуре техногенной цивилизации; выявить базовые понятия, раскрывающие связь естественнонаучного и культурологического знания; показать "реставрируемый" сегодня естественными науками принцип целевой причинности как регулятивный принцип с придачей ему онтологического статуса; показать эвристическую ценность принципа целевой причинности в культурологии на примере поиска путей выхода из современного экологического кризиса.
Теоретической и методологической основой диссертации служит система современных естественнонаучных представлений и культурологических концепций, используемых при изучении взаимосвязи науки и культуры (природного и социального мира).
В исследовании принимается представление о культуре как о специфической реальности, через призму которой человек отражает, представляет, воспринимает, выражает, познает и оценивает мир, общество, природу, самого себя, человеческие отношения. В силу этого всякое знание, сознание, понимание и объяснение культурно обусловлены.
В работе используется исследовательский метод анализа таких категорий науки и культуры, как "материя", "движение", "взаимодействие", "пространство", "время"; особое внимание уделено исследованию категории "причина", которая сегодня приходит из науки как целевая причинность.
Исследование основывается на положениях и выводах, сделанных в работах отечественных и зарубежных ученых, анализирующих современную научную картину мира и влияние естественнонаучных знаний на формирование нормативно-ценностной системы общества и его культуры в целом.
В качестве результата исследования планируется показать возможности использования естественнонаучных концепций в качестве средства культурологического анализа окружающего мира; рассмотреть роль принципа целевой причинности в формировании ценностно-смыслового аспекта культуры; выявить эвристическую значимость действующей цели для культурологического дискурса.
Эти итоги работы видятся как вклад в формировании современного культурологического мышления и материал для использования при построении социокультурных моделей.
В первой главе "Значение научной картины мира в культуре техногенной цивилизации" анализируется динамика изменения научной картины мира и возрастающее влияние ее на культуру техногенной цивилизации, а также выявляются базовые понятия, категории культуры, универсальные представления, предшествующие мировоззрению, которые претерпевают изменения под воздействием научного знания. Особое внимание уделено категории "причина".
Во второй главе "Экологический вызов" и поиск новой культурной парадигмы" показано, что пересмотр содержания категорий культуры, включая постулат "причины", вызван состоянием техногенной цивилизации, критическим образом выраженное в экологическом кризисе.
В третьей главе " Телеология в естествознании" продемонстрирован естественнонаучный материал, возвращающий нас к новому осмыслению вопроса о причине событий. Этот материал позволяет дополнить трехсотлетний детерминистский взгляд на мир телеологическим.
В четвертой главе "Целевая причинность как концепт культурологии" исследуется возможность введения принципа целевой причинности в культурологический дискурс в связи с необходимостью поиска новой парадигмы мышления с опорой на взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного знания. Здесь выявляется, что наука предлагает новый уровень понимания феномена действующей цели в культуре, изменяет содержание культурологического концепта "причина-цель", привязывая его не только к человеку и его способности ставить перед собой цели и идти к ним, но и возвращая действующей цели онтологический статус. В итоге делается вывод, что утверждение целевой причинности в культуре может стать одним из условий складывания ее ценностно-смыслового аспекта.