Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Православные традиции офицерского состава Российской Армии: культурологический анализ Язынина Татьяна Юрьевна

Православные традиции офицерского состава Российской Армии: культурологический анализ
<
Православные традиции офицерского состава Российской Армии: культурологический анализ Православные традиции офицерского состава Российской Армии: культурологический анализ Православные традиции офицерского состава Российской Армии: культурологический анализ Православные традиции офицерского состава Российской Армии: культурологический анализ Православные традиции офицерского состава Российской Армии: культурологический анализ Православные традиции офицерского состава Российской Армии: культурологический анализ Православные традиции офицерского состава Российской Армии: культурологический анализ Православные традиции офицерского состава Российской Армии: культурологический анализ Православные традиции офицерского состава Российской Армии: культурологический анализ Православные традиции офицерского состава Российской Армии: культурологический анализ Православные традиции офицерского состава Российской Армии: культурологический анализ Православные традиции офицерского состава Российской Армии: культурологический анализ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Язынина Татьяна Юрьевна. Православные традиции офицерского состава Российской Армии: культурологический анализ : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Язынина Татьяна Юрьевна; [Место защиты: Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств].- Краснодар, 2010.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-24/63

Содержание к диссертации

Введение

I Влияние православного христианского мировоззрения на формирование профессиональных качеств российского воина 11

1.1 Сущностные черты православного мировоззрения 11

1.2 Профессиональные качества воина 13

1.3 Сотрудничество православной церкви и армии в исторической панораме 18

1.4 Формирование православного мировоззрения военнослужащих российской армии в процессе духовно-нравственного воспитания в военных учебных заведениях дореволюционного периода 45

1.5 Образ защитника Отечества в литературных произведениях как пример самоотверженного воинского служения 54

1.6 Православие как одно из условий возрождения величия российской армии 66 Краткие выводы по первой главе 78

II. Основные аспекты христианского православного учения о долге воинского служения 80

2.1 Отношение православной церкви к войне и воинской службе 80

2.2 Патриотизм как фактор формирования духовного потенциала воина 100

2.3 Жертвенный характер воинского служения 111

2.4 Отношение православного воина к врагам Отечества 122

2.5 Отношение православного воина к пленным, раненым, мирным жителям 128

2.6 Канонические аспекты покаянной дисциплины 131

2.7 Этика взаимоотношений военнослужащих в мирное и военное время 142

Краткие выводы по второй главе 157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 164

Введение к работе

Деятельность человека становится просоциальной только тогда, когда в ее основе лежат высокие моральные принципы. Как правило, эти принципы не зависят напрямую от рода занятий субъекта, поскольку не противоречат общечеловеческим ценностям. В то же время, существует вид деятельности, для которой характерны не только отвечающие нормам человеческого общежития нравственные установки, но и специфические черты, связанные с особенностями профессии. Речь идет о деятельности военнослужащих армии, сотрудников правоохранительных органов и других силовых структур, которая требует от человека дополнительных усилий в процессе личностного становления и профессионального роста.

Другими словами, поскольку в условиях служебной деятельности многие моральные нормы, правила поведения, нравственные отношения проявляются по-особому, лишь сознательный, активный, ответственный, способный к саморазвитию человек может стать истинным защитником правопорядка, осуществляя взаимодействие как со своими подчиненными, > так и с представителями других профессий. Помимо этого, кроме своих непосредственных обязанностей защитника Отечества и борца с правонарушениями воин является хранителем культуры, истории, т.е. национальных духовных ценностей.

Сегодня, в ситуации идеологического вакуума, возникшего вследствие разрушения сложившейся в Советском Союзе системы ценностей, у большей части представителей молодого поколения заметно преобладание интереса к материальным сторонам жизни, что позволяет говорить о современном обществе как обществе потребления. Среди примет времени и размытое представление в молодежной среде о таких понятиях, как «государственность», «патриотизм», «отечество», «долг», «честь», «дисциплина», «самоотверженность». Кардинально меняющаяся традиционная система ценностей в нашей стране привела и к столь

очевидной как для представителей политической элиты, так и для обывателя устойчивой тенденции падения престижа службы в армии, на флоте и в правоохранительных органах.

Подобное положение дел свидетельствует о том, что в числе злободневных вопросов особенно остро стоит вопрос обеспечения российской армии молодыми кадрами военнослужащих офицерского состава. В связи с этим, одно из ведущих направлений новой стратегии в политике государства в решении данного вопроса видится в обращении к исконно российским культурным ценностям, в опоре на которые складываются армейские традиции. Соответственно определение духовных ориентиров молодого офицера, а также места и роли воинских традиций в системе нравственных ценностей защитника Отечества приобретает в настоящее время общегражданское значение.

Поскольку «проблема формирования народа-патриота ... в своем наиболее важном участке оказывается именно предметом культуры...»1, осуществленный в рамках культурологического дискурса анализ православных традиций офицерства российской армии представляется не только актуальным, но и своевременным. Подобная точка зрения тем более правомерна, что «при всех различиях в уровнях развития религии и культуры, их соотношениях между собой, они всегда были и продолжают оставаться существенными факторами жизни личности, общества, государства»2.

Объектом научного исследования является российское офицерство

как социокультурный феномен.

Предмет исследования составляют православные культурные

традиции в системе профессиональных ценностей военнослужащего.

Цель диссертационного исследования заключается в комплексном

анализе православных традиций офицерского состава российской армии.

1 Борисов Б. П. Этническая идентичность как проблема эпохи глобализации //
Казачье самообразование. Краснодар, 2007. № 3. С. 30.

2 Горлова И.И. Культурология. Краснодар, 2009. С. 128.

Из поставленной цели вытекают конкретные задачи научного исследования:

выявить социокультурные корни воинских традиций;

дать характеристику образовательной стратегии в военных учебных заведениях дореволюционной России;

— раскрыть влияние христианско-православного мировоззрения на
формирование воинских традиций в прошлом и настоящем российской
армии;

— отрефлексировать видимое противоречие между догматами
христианского вероучения, в числе которых: «Не убий»; «Не противься
злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую...»
(Мф. 26, 52) и т.п. и неизбежным для воинского служения насилием по
отношению к ближнему;

— рассмотреть канонические аспекты покаянной дисциплины;

— показать влияние воинских традиций на становление личности
офицера в культурно-историческом контексте;

— аргументировать точку зрения, согласно которой патриотизм
выступает одним из факторов формирования духовного потенциала личности
офицера;

— изучить образ офицера-воина в русской литературе.
Методологическую базу исследования составляют принципы и

инструменты диалектического познания социально-культурных явлений в динамике их развития. Помимо этого, в рамках диссертационной работы использованы исторический и логический методы научного познания. Их актуализация осуществлялась на фоне культурологического подхода посредством интеграции таких областей гуманитарного научного знания, как социальная философия, история, социология духовной сферы, а также религиозной культуры и искусства (литературы).

Теоретическая основа диссертационной работы представлена трудами философов, культурологов, историков, филологов, военных ученых, отцов церкви, духовенства.

Научная новизна исследования заключается:

— в комплексном анализе православных культурных традиций офицерства российской армии;

— в определении социального механизма, обеспечивающего
формирование духовно-нравственных основ молодого поколения россиян;

— в раскрытии жертвенного характера воинского служения;

— в осмыслении характера взаимоотношений церкви и армии в
социокультурной динамике;

— в изучении этики взаимоотношений православных военнослужащих в
мирное-И военное,время.^ ........ ^....- ^-.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В официальной военной науке термин «русская военная культура»
оказывается одним из малоупотребительных. В программах обучения
отсутствуют курсы, посвященные истории российской армии, русской военной
мысли, полководчества; игнорируются культурные достижения российского
воинства. Налицо необходимость качественно нового подхода в решении вопроса
о сохранении и приумножении воинских традиций, имеющих непреходящую
ценность в отечественном культурном наследии.

2. Культурные традиции российской армии предстают как сложное
противоречивое явление. Исследование ценностно-смыслового содержания
воинских традиций позволяет выделить роль сакрального в формировании
личности офицера.

3. Патриотическое воспитание в армии и на флоте уходит своими корнями в
православное мировоззрение. Поэтому в этом направлении воспитательной
деятельности необходимо широко использовать неисчерпаемые источники
духовности русского народа: классическую литературу, музыку, живопись,
скульптуру, фольклор. Здесь наше национальное достояние. Также необходимо

постоянно обращаться к образам великих предков и через их деяния и нравственный пример постигать дух России. Речь идет о выдающихся * государственных деятелях, политиках, полководцах и флотоводцах, подвижниках.

4. В ситуации социальной апатии и правового нигилизма воинское
служение являет собой один из действенных механизмов социализации личности.

  1. Воинское служение есть жертвенное служение, поскольку, встав на путь насилия по отношению к злу, человек во имя защиты слабых, беззащитных, ближних своих сознательно обрекает себя на земную гибель, «ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф., 26, 52). Потому воинская служба по защите Отечества как жертвенное служение во имя любви к ближним есть, по сути, святое дело.

  2. На фоне проявления антипатриотических настроений и все нарастающей бездуховности особое значение приобретает накопленный на протяжении столетий опыт участия духовенства в работе по формированию у воинов необходимых морально-психологических качеств. Этот опыт сейчас может и должен быть применен, однако, с существенными оговорками, обусловленными следующими обстоятельствами: светским характером Российского государства, отделением церкви от государства; низким, по сравнению с дореволюционной Россией, уровнем религиозности личного состава вооруженных сил; отсутствием в структуре вооруженных сил института духовенства.

  1. Как в классической литературе, так и в современных художественных произведениях образ защитника Отечества связывается с самоотверженным воинским служением. Воинское служение выступает одной из ведущих черт отечественной литературной традиции.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что посредством культурологического анализа православных традиций российского офицерства продемонстрированы возможности и методы реконструкции взаимоотношений в воинской среде с целью повышения потенциала боеспособности армии. Представленные в диссертационном исследовании предложения и рекомендации формируют информационную

базу для разработки комплекса мер, направленных на совершенствование образовательного процесса в военизированных учебных заведениях, а также учреждениях силовых структур России.

Полученные в ходе диссертационного исследования материалы могут быть использованы в разделах таких учебных дисциплин, как «Культурология», «История Отечества», «Религиоведение», а также в спецкурсах по истории русской военной науки, полководчества, российской армии. Вместе с тем, поставленные в диссертационной работе вопросы о месте и роли религии в становлении профессиональной деятельности российского воина могут получить свое дальнейшее развитие в исследованиях представителей других религиозных конфессий.

Степень разработанности проблемы.

Теоретический анализ исследуемой проблемы отражен в ряде работ современных отечественных философов и культурологов (С.Ф. Анисимов, И.И. Горлова, О.Г. Дробницкий, И.В. Дубровин, М.Г. Казакина, М.С. Каган, Б.С. Круглов, A.M. Лесовиченко, Т.Н. Мальковская, Н.Х. Орлова, В.Ф. Сержантов, В.Н. Сагатовский, Э.В. Соколов, Л.Н. Столович, В.Г. Торосян, В.П. Тугаринов, В.Б. Храмов, Н.З. Чавчавадзе и др.), а также христианских философов и богословов (Тертуллиан, Ориген, Лактанций, Василий Великий, Исидор Пелусиот, Феофан Затворник, Афанасий Великий, Сергий Радонежский, Филарет (Дроздов), Иоанн Кронштадтский, Николай Сербский).

Освещаемая в диссертационном научном исследовании тема российской патриотической идеи рассматривалась в трудах таких религиозных философов, как Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, СМ. Соловьев. На современном этапе проблема взаимодействия идеологии и патриотизма, а также повышения качества военного образования представлена в исследованиях Э.М. Андреева, В.И. Аржаева, Ю.Г. Волкова, Б.П. Груздева, В.И. Добренькова, Е.М. Дугина, В.П. Жуковского, Г.А. Кабаковича, В.В. Калмыкова, Л.И. Каменева, В.Н. Кузнецова,

Ю.Д. Подгорных, В.А. Сапожинского, В.В. Серебряникова, Б.А. Федулова, Р.Г. Яновского.

В числе работ, актуальных для нашего диссертационного исследования, стали также публикации, посвященные русскому патриотизму и православию (A.M. Лесовиченко), социологии религии (А.А. Маршак), лингвокультурологии (Т.М. Батурина, О.А. Прохвастилова) и философии языка (В. фон Гумбольдт, А.А. Потебня, А.Н. Мельников, Мурзин и др.).

Определение места и роли общекультурных ценностей и традиций (в том числе и искусства) в становлении человека осуществлено в работах Б.П. Борисова, Л.А. Волович, Т.С. Злотниковой, М.С. Комарова, В.А. Разумного и др). Вопросы социокультурной ориентации молодежи на современном этапе развития общества, в том числе исследования влияния этнических, региональных особенностей и традиций на воспитание молодежи изучались Г.Г. Силласте, B.C. Собкиным, Э.Ш. Бадможаповой и Г.Е. Манзановым.

Социологический и социально-психологический ракурс проблемы
ценностей, формирования культуры мышления, установок сознания
представлен в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.П. Буевой,
В.В. Водзинской, А.Г. Здравомыслова, О.И. Зотовой, И.С. Кона,

А.Н. Леонтьева, B.C. Мухиной, Н.И. Непомнящей, Б.Б. Ольшанского, С.Л. Рубинштейна, М. Рокич, Д.И. Узнадзе, Е.В. Шороховой, В.А. Ядова, П.М. Якобсона и др.

Изучение культурологической, философской, социологической, психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что, являясь важным структурообразующим компонентом становления личности офицера, ценностные ориентации определяют ее отношение к действительности и являются одним из важнейших механизмов развития взаимоотношений молодого поколения с окружающим миром. При этом воспитание готовности служению Отечеству и патриотизма выступают одной из фундаментальных основ консолидации общества и укрепления государства. В то же время, изучение православных традиций в российской армии с целью

формирования ценностных ориентации военнослужащих до сего дня не стало предметом рассмотрения в рамках культурологического знания ни в теоретическом, ни в методологическом аспектах. Также ни в одном из исследований упомянутых авторов комплексный культурологический анализ православных традиций офицерского состава российской армии не предпринимался.

Апробация и внедрение работы. Материалы диссертационного
исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры
социально-гуманитарных дисциплин Астраханского филиала

Краснодарского университета МВД РФ, кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД РФ. Результаты диссертационного исследования освещались в лекциях для курсантов, студентов и слушателей в рамках курсов учебных заведений системы МВД (Астрахань, 2001—2008).

Основные результаты и выводы работы докладывались на международных и всероссийских научных и научно-практических конференциях в Астрахани, Краснодаре, Сергиевом Посаде (2004-2009) и опубликованы в монографии «Воинские традиции офицерского состава Российской армии: культурологический анализ» (Астрахань, 2010), учебном пособии «Основные аспекты христианского православного учения о долге воинского служения» (Астрахань, 2009) и статьях общим объемом 19,9 п.л.

Объем- и структура работы. Результаты исследования систематизированы и представлены в виде диссертации, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Сущностные черты православного мировоззрения

Христианские догматы определяют, что человек, созданный Богом, по Его образу и подобию, имеет трехсоставное строение: дух, душу и тело. Отсюда вполне уместно говорить о телесной, душевной и духовной жизни. Телесная жизнь удовлетворяет лишь потребности тела. По сути своей она мало отличается от жизни животных: сон, еда, сексуальные потребности в основном ограничивают круг ее интересов. Душевная жизнь более тонкого плана, чем телесная. Душа воспринимает красоту природы эмоциональными переживаниями, возвышенными чувствами. Человек через душу общается с Богом. Духовная жизнь несет на себе печать Высшего Начала и всегда ведет к Бессмертному Источнику, давшему жизнь, как человеку, так и всему, что его окружает. Дух, ищущий Бога Небесного, должен властвовать над душой и телом, назначение которых состоит в устроении временной жизни. Понятие дух обозначает одну-из-составных- частей "человеческой природы. Он рассматривается вместилищем другого Духа — Духа Святого- Третьего Лица Бога, Святой Троицы. Бог через Святого Духа дает человеку безвозмездно столько сил и энергии, сколько он в состоянии принять и вместить. Но взять этот Божий дар не так просто. Чтобы получить его, необходимы определенные духовные усилия с целью очищения своей души от гордыни, злых помыслов, грехов, которые создают барьер между человеком и Богом. В единстве соподчинения духа человеческого Духу Святому, а ему в свою очередь души, которой должно быть подчинено тело, есть залог здоровья, норма человеческой жизни. Дух помогает различать высшие ценности: добро, зло, Истину и ложь. Таким образом, духовность это состояние единения человека и Бога. Она составляет все то, что соединяет человека с Богом, приближает его к Богу. Так формируется определенное устроение внутреннего мира человека, вектор всех устремлений которого направлен к высшему Идеалу - личностному Богу, носителю абсолютной истины, добра, любви и всех высших ценностей человеческой жизни. Стремление к этому Идеалу позволяет личности переступить через свою ограниченность, автономность, эгоцентрическую замкнутость.

Для единения с Богом необходимо преодолеть последствия греха, разлад внутреннего устроения человека и нарушение внешних связей. Грех может перерасти в устойчивое греховное состояние — страсть. Страсть, набирая силу, овладевает человеком и приводит его к духовной смерти. После первого грехопадения грех вошел в жизнь человека, разладив его внутренне и внешнее устроение. Человек стал склоняться к греху. Выделяют семь основных смертных грехов: гордость, сребролюбие, блуд, гнев, чревоугодие, зависть, уныние, напрямую ведущих к духовной смерти. Многими поколениями святых подвижников выработана целая система, включающая в себя теорию и практику борьбы со страстями через специальные средства предназначенные, как для души, так и для тела.

Хранение мыслей и чувств в чистоте, молитва, покаяние, духовные беседы, чтение духовной литературы, духовное пение, участие в богослужение и многое другое. Для тела — пост, физический труд, разумное ограничение потребностей своего:тела.через. аскетическоеделание. Все это небольшой перечень из огромного арсенала средств, которые имеет Церковь для борьбы с грехом. Бог дает Свою помощь и поддержку, изливая на человека свою благодать через таинства Церкви. Божественная благодать дает силы, просветляет ум, подвигает человека ко всему доброму, наилучшему. Таково содержание духовной жизни. Так появляется в человеческой жизни — нравственный, этический элемент; включающийся в систему мировоззрения человека, определяемый основными нравственными категориями и понятиями. Божий заповеди составляют содержание так называемого естественного нравственного закона, который составляет универсальную основу нравственности большинства народов. Считается, что он находится в наших сердцах. Требования христианской этики указывает человеку путь совершенствования в добродетелях. Основные добродетели -вера, надежда, любовь (1 Кор. 13: 13). Все остальные человеческие добродетели группируются вокруг четырех главных — благоразумия, справедливости, мужества, воздержанности.

Важно отметить различия между понятиями духовность и религиозность, а соответственно между духовной и религиозной жизнью человека. В православном понимании, первая является глубинным стержнем; ею обусловлены весь ход становления личности, формирующаяся иерархия ценностей, личностные предпочтения. Она определяет позицию человека в отношении конечных вопросов бытия, смысла своей жизни, но редко осознается человеком во всей ее глубине. Вторая, имеющая центром постоянное представление себя перед Богом, протекает, прежде всего, в сферах сознания, чувств и волевой саморегуляции.

Профессиональные качества воина

Термин «профессия» произошел от латинского слова «объявляю своим делом» и служит для обозначения рода трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся основным источником существования . Профессионализм представляет собой совокупность знаний, умений в какой-либо сфере в ходе полученного образования.

Таким образом, профессиональные качества являются совокупностью определенных знаний, навыков, умений личности в различных сферах, и возможностью качественно и эффективно реализовать свои способности в трудовой деятельности. Следовательно, профессиональные качества военнослужащего — это совокупность боевых, морально-психологических, духовно-культурных, физических, технических способностей, знаний, навыков и умений, действия которых применяются военнослужащим для реализации обязанностей и функций в процессе воинской службы.

Профессиональная армия — это высоко квалифицированная, технически оснащенная, высоко мобилизационная военная организация, способная эффективно обеспечить военными методами безопасность государства от внешних угроз. Феномен профессионализма (военно-профессиональной компетентности) военнослужащего обусловлен действиями общих, особенных и единичных закономерностей военной службы. Сущность профессионализма выражается в сформированности комплекса качеств военнослужащего отвечающих требованиям воинского труда.

Содержание профессионализма военнослужащего определяется целями, задачами и характером воинского труда. В свою очередь воинский труд содержит отличительные особенности относительно военного профессионализма определяющегося своими целями, задачами и результатами.

Итак, профессионализм подразумевает в себе совокупность знаний навыков и умений. Знания — это комплекс усвоенных сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности . Если профессиональные качества рассматривать как мастерство, то оно предполагает глубокое усвоение большой суммы знаний. Качественная характеристика знаний военнослужащих определяется: глубиной знаний (насколько военнослужащий прочно усваивает сущность, закономерность сложных явлений); гибкостью знаний (отражает способность военнослужащего творчески использовать их в меняющихся условиях); прочностью знаний (сохранение и устойчивость знаний в сложных условиях). Глубина гибкость и прочность знаний позволяет обеспечить их действенность, то есть воплощение в практических действиях. Что касается навыков и умений, то они представляют собой действия военнослужащего, применяемые им для реализации обязанностей, и выступают исходными элементами целостной системы технологии ратного труда.

Физиологическую основу навыка составляет динамический стереотип — система условных рефлексов. Динамическая сторона навыка зависит от методов обучения, которые, применяются в процессе его формирования. Обычно выделяют четыре основных группы профессиональных качеств военнослужащих, необходимых для выполнения ими функционально-профессионального предназначения (воинской службы)1:

I. Общие качества военного профессионала, куда входят: патриотизм, целеустремленность, профессиональный кругозор, упорство, компетентность, самообладание, дисциплинированность, физическая сила, исполнительность, чувство товарищества, организованность и др.

П. Морально-боевые качества, необходимые для выполнения учебно-боевых задач, включающие активность, выносливость, коллективизм, стрессоустойчивость, мужество, самоконтроль, выдержанность, стойкость, энергичность, отвага, смелость, храбрость, находчивость, решительность.

III. Качества воинской специализации представляют собой: сосредоточенность, работоспособность, внимательность, устойчивую память, усидчивость, профессиональное творчество, терпение, оперативную память, уравновешенность, профессиональный оптимизм, хладнокровие, преданность профессии, наблюдательность, точность.

IV. Служебно-должностные качества включают: трудолюбие, стремление к освоению профессии, чувство долга, актуальность, эрудиция, коммуникабельность и др.

Эта классификация далеко не исчерпывает многообразие профессиональных качеств военнослужащих. Наличие каждого из профессиональных качеств у военнослужащих определяется социальной структурой самой личности, которая в свою очередь зависит от предрасположенности к определенному восприятию условий в воинской деятельности и к определенному поведению в этих условиях. Основными показателями сформированности профессиональных качеств у военнослужащих является: устойчивость, быстрота, безошибочное выполнение действий, качество выполняемых действий, результативность. Эти показатели позволяют оценить уровень профессионализма.

Таким образом, основную группу профессиональных качеств составляют личностно-психологические, морально-духовные показатели, что говорит о том, что военнослужащий должен обладать не только физической силой и техническими навыками, но и высокими психологическими предрасположенностями, способными обеспечить высокий моральный дух в ходе несения воинской службы, как в мирное время, так и в военное. Профессионализм нужен в любом деле, тем более в военном, когда от уровня подготовки зависит жизнь людей. При этом сила духа подчас выступает в качестве одного из решающих факторов победы.

Отношение православной церкви к войне и воинской службе

Проблемы отношения к войне и ратному служению являются в христианском учении наиболее сложными и многоплановыми. При поверхностном рассмотрении этой проблемы, возможности сочетания христианского вероучения с воинским служением по защите Отечества возникают, казалось бы, неразрешимые противоречия. С одной стороны, вопрос совместимости военной службы с христианским званием определен еще на Церковном Соборе в Арле в 314 г., где впервые Церковь документально засвидетельствовала свое отношение к этому вопросу. «Отлучаются от причастия те христиане, которые бросают оружие во время мира», - таково постановление Собора. С другой стороны, как может сочетаться воинское служение, основанное на насилии, с евангельскими истинами, провозглашенными Иисусом Христом: «мир Мой даю вам» (Ин. 14, 27), «все, взявшие меч, мечом погибнут», которые определяют христианское мировоззрение? Широко известны слова Спасителя «Не убий!», «Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду...» (Мф. 26, 52), «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и-гонящих вас...» (Мф. 5, 44).

При рассмотрении данной проблемы возникают вполне очевидные вопросы: «Может ли христианин служить в армии, принимать присягу, брать в руки оружие? Не противно ли духу любви христианской посвящать свою жизнь делу, связанному с умениями и навыками нанесения физической боли и даже уничтожения подобных себе людей»? Упрощенные суждения по этой проблеме приводят либо к пацифистским умозаключениям, либо к фанатизму, нетерпимости, агрессивности и мстительности. И та и другая крайности не снимают обозначенное противоречие, а лишь усугубляют его.

На положениях Нагорной проповеди основано, в частности, учение «О непротивлении злу насилием» Л.Н. Толстого. Критикуя это учение, И.А. Ильин обратил внимание на то, что в своей проповеди Христос определил отношение человека к его личным врагам, личным обидам и личному имуществу. «...Разве предать слабого злодею — значит проявить кротость, — пишет философ, — Или человек волен подставлять нападающему и чужую щеку?... Или предоставлять злодеям свободу надругиваться над храмами, насаждать безбожие и губить родину — значит быть кротким и щедрым?... Христос никогда не призывал любить врагов Божиих..., содействовать кощунственным совратителям... умиляться на них и всячески заботиться о том, чтобы кто-нибудь, воспротивившись, не помешал их злодейству. Напротив, для таких людей, и даже для несравненно менее виновных, Он имел и огненное слово обличения, и угрозу суровым возмездием»1. Формулирует данную проблему известный русский философ и в своем произведении «Основное нравственное противоречие войны». В частности он говорит: «Но если есть в жизни людей такое духовное достояние, которое они любят больше себя и которое стоит защищать хотя бы ценою мучений и смерти, и если этому достоянию грозит опасность от нападений насильников, то как же не отозваться им доброю волею и готовностью на призыв к защите от нападения?» .

Похожие диссертации на Православные традиции офицерского состава Российской Армии: культурологический анализ