Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Подвиг как явление русской культуры Трофимова Алена Викторовна

Подвиг как явление русской культуры
<
Подвиг как явление русской культуры Подвиг как явление русской культуры Подвиг как явление русской культуры Подвиг как явление русской культуры Подвиг как явление русской культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Трофимова Алена Викторовна. Подвиг как явление русской культуры : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Трофимова Алена Викторовна; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Нижний Новгород, 2008.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-9/228

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Рефлексия подвига как философская проблема 16

1.1. Подвиг как аксиологический и нравственно-психологический феномен 19

1.2. Категория подвига в историко-культурном контексте 27

1.3. Полисемантизм идеи русского подвига 44

Глава II. Типологическая опенка подвига 61

2.1. Военный подвиг как исторически базовая модель подвига 63

2.2. Подвижничество как разновидность духовного подвига 78

2.3. Научный и творческий подвиг как разновидности современного типа подвига 89

2.4. Подвиг в категориях обыденного сознания 94

Глава III. Человек как творец подвига 111

3.1. Модель личности героя в культурно-психологическом освещении 112

3.2. Мотивационная сфера личности героя и проблема воспитания героя 138

3.3. Модели восприятия личности героя в регионально-краеведческом аспекте 150

Заключение 162

Библиография 168

Введение к работе

Актуальность исследования. В современной социокультурной ситуации обострилась необходимость сохранения и развития отечественного культурного наследия, без которого невозможно понимание специфики России, ее места в мировой истории и путей дальнейшего развития. Поэтому в наши дни становится особенно актуальной проблема возрождения национальных культурных традиций, духовных ценностей, этических и эстетических идеалов, заложенных в русском национальном сознании еще со времен Древней Руси и во многом утраченных современной Россией.

Один из важнейших мировоззренческих и поведенческих феноменов, обладавший особенной значимостью в русском культурном пространстве, – это феномен подвига, который выступает на индивидуально-психологическом уровне как готовность личности к подвигу.

В традиционном понимании подвиг – это определенный целенаправленный героический поступок человека, преобразующий внешний мир. Подвиг направлен на изменение негативного хода развития человека к лучшему, это движение с целью искоренения негативного. Как эстетическая категория героическое является одной из форм проявления возвышенного, связано с воплощением эстетического идеала. Героическое противостоит обыденному, нередко связано с трагическим.

Феномен подвига определяется ментальными структурами сознания, является одним из механизмов социальной регуляции. Если западный идеал героизма культивирует противопоставляющий человека человеку индивидуализм, а азиатский – нивелирующий личность коллективизм, то специфику русского православного подвига определяют соборные начала – «единство во множестве», объединение сил на основе любви к Богу и ближнему, к нравственному самосовершенствованию.

Понятие подвига в национальном отечественном сознании связано с однокоренными словами – «подвижничество» и «движение». Как вид особых духовных упражнений, основанных на самоотречении и христианском самосовершенствовании, подвижничество являет собой утверждение высоких идеалов в самых неблагоприятных условиях, стойкое перенесение трудностей и способности на страдания, уничижение, смирение, укрощение плоти, всеобъемлющую любовь, но в то же время каждодневную борьбу со злом и проповедь «деятельной веры». Философия русского подвига включает в себя понятия жертвенность, справедливость, общественное служение, великодушие, смелость и другие важные личностные качества.

Подвиг – сложный культурно-антропологический, многообразный в своих проявлениях феномен, обладающий значительным потенциалом воздействия на окружающих.

Актуальность поставленной проблемы обусловлена: а) сменой исторической парадигмы; б) разрушением культурных традиций, заменой их на западные; в) деидеологизацией общественной жизни России; г) снижением эстетических норм и ростом индивидуалистических, эгоистических тенденций. Для современной культуры характерно сомнение в возможности существования героизма в нынешних условиях и – одновременно – острая потребность в нем. Общество ищет новых героев, которые помогли бы соотечественникам раскрыть смысл жизни в современной культуре, переживающей кризис. Перечисленные причины находятся в противоречии с героическим прошлым России.

Это заставляет нас по-новому взглянуть на роль и место подвига в нашей жизни, переосмыслить меру и степень его необходимости, а также заново оценить его воспитательный потенциал для подрастающего поколения, живущего в духовном вакууме.

Степень научной разработанности проблемы. Подвиг как главная составляющая более общей категории героического возникает в истории мировой и отечественной мысли с незапамятных времен. Еще в античной философии и культуре героизм рассматривается, начиная с мифологических представлений, выраженных в эпических поэмах Гомера, римскими историками в лице Плутарха. В Средние века Августин Блаженный предлагает новое понимание героя, полагая, что его основное предназначение заключается в жертвенности, но не в рамках социальности, как Града Земного, а по образу героического пути Христа. Параллельно с этой трактовкой в Средние века возникает социально-ориентированная модель подвига – это рыцарский подвиг. Одной из попыток осмыслить истоки героических действий в эпоху Возрождения является работа Дж.Бруно «О героическом энтузиазме», в которой подвиг рассматривается в эстетическом ракурсе. С другой стороны, в трудах Н.Макиавелли предлагается политически-утилитарная концепция подвига. В Новое время подвиг рассматривался в аспекте коллективного проявления героизма как черты нации, характера. Особенно детальная проработка исследуемого вопроса проявляется в концепциях Дж.Вико, Т.Карлейля, Г.В.Ф.Гегеля. В частности, в работах Г.В.Ф. Гегеля герой выступает как индивидуализированное воплощение самой исторической необходимости. В XIX веке проблеме героя уделяли внимание – С. Кьеркегор, предложивший этико-религиозную трактовку героизма, и Ф. Ницше, который утверждает, что героическая фаза человеческой истории уже миновала, а нынешняя эпоха господства «человеческого-слишком-человеческого» заслуживает лишь критического осуждения и предвосхищения грядущего Сверхчеловека как будущего героя.

Вторая половина XIX века и век XX дали множество новых представлений о подвиге и героизме, среди которых можно выделить различные точки зрения. Это мифологические концепции К.Леви-Стросса, Э.Кассирера, и др., авторы которых приходят к выводу, что героическое есть некая мифологема, реализуемая в сознании современного человека, заполненного архаизмами и мифологическими символами.

Отдельный интерес представляют собой работы отечественных исследователей героического эпоса в русской культуре, дающих богатейший материал для философских обобщений. Это труды В.Я. Проппа, А.А. Потебни, Б.Н.Путилова, Е.М. Мелетинского, глубокие исследования героических культур А. Ф. Лосева и А. А. Тахо-Годи, выявляющие место образа героя в мифе, эпосе как самостоятельных культурных образованиях.

Следует отметить и концепции психоанализа (З.Фрейд, К.Г.Юнг, О. Ранк и др.), в рамках которых подвиг выступает как способ разрушения существующего социального порядка и установления нового. В социологической концепции П.Сорокина вскрываются механизмы воздействия социума на личности при помощи системы кар и наград, вырабатывающей желательное (героическое, «услужное») и подавляющее, нежелательное (преступное) поведение. Социологические исследования М. Вебера ставят вопрос о принципах формирования героических (харизматических) личностей как символов европейской культуры.

В политических теориях Н.К.Михайловского, Г.Лебона и др. анализируются властные механизмы формирования самого образа героя как мифологемы общественного сознания. С этими теориями связаны и теории массовых коммуникаций, в рамках которых феномен подвига соотносится с возможностями манипулирования массовым сознанием: образ героя определен стереотипами, развивающимися в обществе потребления, и тогда героическое определяется через степень его потребляемости (Ж.Бодрийяр, Р.Барт).

Среди прочих концепций особый интерес представляет работа русского философа С.Н. Булгакова «Героизм и подвижничество», посвященная осмыслению подвига применительно к жизни православного российского интеллигента. Проблему героизма с точки зрения православия рассматривают в своих трудах В.С. Соловьев, Л.П. Карсавин, П.А. Флоренский. В одну из основ размышлений этих русских философов было положено сравнение русского и западного мировосприятия.

Именно в работах мыслителей конца ХIХ – начала ХХ веков были сформулированы основные характеристики русского героизма, определены важнейшие факторы формирования самобытного русского героя. В рамках русской православной идеологии было сформулировано учение о мессианской роли русского народа, о его религиозной исключительности.

Понимание проблемы героизма русских Н.А. Бердяевым связано, с одной стороны, с позитивной оценкой сущности христианской веры, предполагающей духовную активность человека, с другой – с негативным отношением к искаженному восприятию христианства русским народом, подчинившим его «природной стихии своей души». Для философа В.В. Розанова источником творческих сил народа являются отголоски языческого прошлого, между тем забвение земного, естественного, устремленность к смерти он считал негативными чертами русского жизнеощущения.

Специфике русского национального характера посвящена значительная часть творческого наследия А.С. Хомякова, И.А. Ильина, Н.О. Лосского. Героичность, как одна из лучших черт русского сознания, русской души, определяется в их трудах религиозностью русского народа, его способностью к жертвам, долготерпению.

В исследованиях отечественных авторов, пропагандирующих героизм в рамках марксистско-ленинской этики, можно выделить Г.В.Плеханова, Ж.П.Лафарга, А.В.Луначарского, которые пересматривают историю с позиции классовой борьбы. Особенно популярна эта тема была в СССР в 50 – 70 годы. Именно в этот период были проведены исследования, раскрывающие этическую и эстетическую стороны трудового и воинского героизма. Они представлены работами Д.А. Волкогонова, Ф.А. Селиванова, Ю.Б. Борева и других ученых.

Из работ постсоветского периода необходимо особо выделить статьи современного российского историка Е. Сенявской, определяющие смысл и специфику процесса героизации в годы Великой Отечественной войны. Проблемы военной антропологии представлены в материалах сборника «Homo belli – человек войны в микроистории и истории повседневности» (2000 г.). Ценные идеи о сущности проявлений русского национального характера содержатся в фундаментальных философских трудах Л.Е. Шапошникова и др. Важно также отметить работы В.П. Кожевникова, выделившего нравственный архетип русской культуры. Вопросы о мировоззрении и его структурах, а также о роли нравственного компонента в системе русского мировоззрения рассматривались в трудах Л.А. Зеленова, М.М.Прохорова и других нижегородских ученых.

Все эти исследования, разные по направленности, открывают многие грани феномена подвига и аспекты его изучения. Однако они раскрывают лишь отдельные стороны феномена подвига – философскую, социологическую, психологическую, этическую и пр. Между тем комплексного исследования подвига именно как философской и культурологической категории осуществлено не было.

Объектом диссертационного исследования является становление, развитие и функционирование совокупности идей и представлений о героическом в мировом и отечественном культурном пространстве.

Предметом исследования является феномен русского подвига в его исторической эволюции с учетом национально-культурной специфики.

Цель и задачи исследования.

Цель данного исследования – философское и культурологическое осмысление подвига в истории отечественной культуры, выявление социальных и индивидуально-личностных аспектов его актуализации в культурном пространстве, его универсальных, национально-специфичных и регионально-краеведческих компонентов.

Поставленная цель обусловливает решение следующих задач:

1) анализ основных подходов к подвигу как аксиологическому и нравственному феномену в научно-философской литературе;

2) описание подвига в историко-культурном контексте;

3) выявления национально-специфического содержания феномена подвига в пространстве русской культуры;

4) определение основных типологических разновидностей подвига: а) военный подвиг; б) духовный подвиг; в) научный и творческий подвиг; г) подвиг в обыденном сознании;

5) раскрытие основных составляющих модели личности героя в историко-культурном и культурно-психологическом освещении;

6) выявление мотивационной сферы личности героя в аспекте проблемы нравственного выбора;

7) рассмотрение моделей восприятия личности героя как коммуникационных технологий интерпретации подвига;

8) разработка конкретных рекомендаций по использованию воспитательного потенциала подвига в регионально-краеведческом аспекте.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные принципы междисциплинарных исследований – социально-философского, мотивационно-психологического, историко-генетического и культурно-антропологического подходов, а также конкретные методы сравнительно-исторического и сопоставительного анализа, метод описания, метод функционального анализа и др.

Научная новизна работы. В работе представлен комплексный анализ категории подвига в аспекте ее функционирования в социокультурном пространстве.

В исследовании дано определение подвига как философской и культурологической категории, выявлено понятийное ядро этой категории и ее основные смысловые составляющие. В работе, кроме того, выдвинута типология подвига, раскрыта индивидуально-психологическая сторона понятия «модель героической личности».

Определено соотношение универсального и национально-специфического, вневременного и конкретно-исторического содержания в категории подвига. В частности, доказано, что в русском понимании подвига, в отличие от западного, на первый план выходит не социально-результативная, а нравственно-процессуальная сторона. «Подвиг» в русском национальном сознании соотнесен с концептами «подвижничество» и «самопожертвование».

Обосновано и разграничение плана реального существования подвига как социально значимого события и плана знакового восприятия подвига как элемента особой культурной «коммуникации подвига» в социокультурном пространстве. Описаны разные типы восприятия подвига в культуре.

Наконец, в исследовании всесторонне освещен регионально-краеведческий аспект категории подвига и предложены мероприятия по реализации воспитательного потенциала подвига для аудиторий разного типа.

Положения, выносимые на защиту:

1. Феномен подвига в мировой цивилизации должен рассматриваться как комплексная философская и культурологическая категория, антиномически организованная по оппозициям «материальное / идеальное», «объективное / субъективное», «социальное / психологическое», «универсальное / национально-специфическое».

2. Подвиг реализуется в культурном пространстве в качестве единства трех уровней: а) метафизический, указывающий на подвиг как на возможную точку максимума реализации человеческого Я; б) социальный, предполагающий наличие реального пространства воплощения подвига; в) личностно-экзистенциальный, где герой определен в единстве внутренних стремлений и личностного самовыражения.

3. Русская модель подвига имеет существенные национально-культурные особенности, связанные с пониманием подвига как непрестанной работы духа, с нравственной и ценностной доминантой в оценке подвига, с соотнесением подвига с такими понятиями, как «подвижничество» и «жертвенность».

4. В русском менталитете, сформировавшемся в рамках языческой и православной систем, феномен «подвиг» определяется не столько достижением цели, сколько состоянием совершенствования, чувственно-созерцательным мистическим мировосприятием, «мы - психологией».

5. Подвиг существует «до» и «после» своего свершения. «До – подвиг» означает воспитание личности человека, способного на мужественный поступок. «После – подвиг» основан на памяти и рефлексии. Культурно – духовная рефлексия (лат. reflexio – отражение) подвига изменяет первоначальный смысл героического поступка, рождает сопутствующие культурологические понятия, проблемы, определяет тот или иной подвиг в горизонте саморазвивающейся культуры.

6. Необходимо различать план реального существования подвига и план его знакового восприятия в культурной коммуникации («горизонтальной» – между членами одного социума –– и «вертикальной» –– между поколениями).

7. Модели восприятия подвига в культуре имеют значительный воспитательный потенциал, который максимально адекватно может быть реализован при актуализации регионально-краеведческих аспектов подвига.

Практическая значимость работы. Теоретические и прикладные результаты исследования могут быть применены в практике вузовского и школьного преподавания культурологии, искусствоведения и истории культуры, а также в музейно-выставочной деятельности для организации социальных практикумов, тематических выставок, мастер-классов и семинаров по проблеме подвига в регионально-краеведческом аспекте.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования были отражены автором на всероссийских и региональных научно-теоретических и научно-практических конференциях: «ХХI век: новые горизонты гуманитарных наук» (СГПУ, Самара, 2004), «IХ нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки» (Дзержинск, 2004); «Война как событие и со-бытие» (Н.Новгород, НГСА, 2005); «Современные тенденции развития системы специального образования» (Н.Новгород, НГПУ, 2005); «Социальное творчество и культурные коммуникации в прошлом и настоящем. Творчество Н.А.Добролюбова и его современников» (Н.Новгород, НГЛУ, 2005); «Повседневность как текст культуры» (Киров, ВятГГУ, 2005), «Современные проблемы науки, образования и производства» (Н.Новгород, НФ УРАО, 2006), «Школьное образование и социальное взросление растущего человека: поиски и перспективы» (Н.Новгород, НГПУ, 2006), «Локальный миф: взгляд молодежи» (Ульяновск: УлГУ, 2006), «Устойчивое развитие города: проблемы и решения» (Н.Новгород, ВВАГС, 2007), «Проблемы утраты и возрождения традиционной и классической культуры на фоне развития цивилизации» (Н.Новгород, НГЛУ, 2007) и др.

Результаты диссертационного исследования были предметом обсуждения на заседаниях кафедры культурологи НГПУ.

Основные положения диссертации отражены в 15 публикациях; прошли обсуждение на заседании кафедры культурологии НГПУ, излагались на аспирантских семинарах.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка, включающего 218 наименований на русском, английском и французском языках. Общий объем работы составляет 185 страниц.

Категория подвига в историко-культурном контексте

Категория подвига представляет собой единство вневременного (универсально значимого для человечества) и исторически изменчивого содержания. Д.А.Волкогонов отмечает, что «героизм явление историческое, где каждой эпохе соответствует свой тип героизма и героев»1. Поэтому имеет смысл рассмотреть, как в разные исторические эпохи менялось содержание самой героической деятельности и типы оценки ее в социокультурной среде.

М.К.Мамардашвили пишет, что герой — это фигура человека выделенного не концентрированной стихийностью, не чрезвычайными физическими и умственными качествами, а «способного замыкать и впервые выводить на свет смысл некоторой артикуляции»2. В этом плане подвиг подразумевает проблемное поле, в котором реализуется возможность единства божественного и человеческого (социального), он предстает как сама традиция социального действия данного общества, являясь институциональным механизмом, напрямую коррелирующимся с историей.

Как феноменальное явление человеческого бытия подвиг, обладающий значительным духовным воздействием, мог иметь место только в обществе с высокоразвитой культурой. Великие подвиги героев приходятся на «золотые века» культуры, дающие простор человеческому духу.

Проблема подвига в истории связана с процессом формирования понятия о «герое» и «героизме» со времен античности. Классическая философия греков повествует о герое как о посреднике между богами и людьми, промежуточном звене между небесным и земном мирами, космическом деятеле, организаторе порядка, борце с хаосом, живом воплощении мощи народа.

Герой, совершающий подвиг - одна из устойчивых мифологем общественного сознания, особый механизм социальной регуляции. Один из первых опытов философского осмысления представлений о героических действиях предлагает Платон1. Для Платона герои мыслятся как связующее начало между богами и людьми, между совершенным и несовершенным бытием. В этом смысле Платон продолжает греческую поэтическую традицию понимания героического В наиболее концентрированном виде поэтическое представление о героях дает Гесиод. В его концепции «пяти веков» можно усмотреть зачатки толкования исторического процесса: герой появляется и действует в рамках определенной исторической эпохи — эпохи перехода от медного (бронзового) века к веку железа. Герой в эту бурную эпоху был совершенно необходим и как военный вождь, и как инициатор и руководитель социальных инноваций, и как источник нового культурного опыта (культурный герой).

Существует важное отличие платоновской трактовки героя и от представлений о героях, присущих первым греческим поэтам. Так, у Гомера и Гесиода герои — это, прежде всего, борцы с силами хаоса, те, кто очищает землю от чудовищ, строит города и возглавляет многочисленные воинства народов. У Платона же герои — это мудрецы и искусные ораторы, диалектики, софисты. Платон интелектуализирует героизм, делая акцент не на героическом применении силы, а на искусстве владения словом.

В исторической трансформации внутренних структур исторического подвига остается неизменным его полубожественное начало. В архаический период именно это свойство являлось основанием феномена героя, которое сохранилось, хотя и в модифицированном виде, до сих пор. По словам Гесиода, поколение героев было полубогами, что отличало их от трех предыдущих эпох3.

Другой опыт философского осмысления мифа о герое предлагает Аристотель. В своей «Поэтике» он рассуждает о природе трагедии и дает, в сущности, определение трагического героя, хотя нигде специально не использует этого понятия. Трагический герой у Аристотеля является наставником жизни, спасителем, творцом и заступником целого народа. На основе мифа античная философия создала формулу «боги - герои - люди», посредством которой пыталась выразить суть и смысл человеческого существования1.

В целом в эпоху древнегреческой культуры концепт подвига конструируется с доминантой его онтологической сущности, полагающей собой любую социальную трансформацию. Основание такой определенности находится в двух составляющих греческого мышления. Во-первых, в его мифологичности, во-вторых, в процессе формирования личностного начала человека.

Определение человека как личности в рамках греческой культуры дает возможность говорить о важном принципе понимания соотнесенности человека и космоса, а вместе с этим о равноположности социального и природного. Подобный принцип отмечает А.Ф.Лосев, который пишет, что в ранней греческой классике даже при огромном развитии чувства личности «сама личность все же оставалась только придатком космоса, некоей его эманацией, его отпрыском, не всегда даже обязательным и необходимым»".

Таким образом, в эпоху античности героические действия определялись метафизико-символическим уровнем, в рамках которого герой раскрывается как онтологического единства божественного и человеческого бытия. Образ героя обращался к миру должного и регулировался понятием добродетели. Личностно-экзистенциальный уровень раскрывается в восприятии героя как человека особой судьбы, которая выстраивает в качестве мирового закона ситуацию действия героя.

Подвижничество как разновидность духовного подвига

Одно из важнейших понятий русской культуры — подвижничество. В.И.Даль определял подвижника как человека, «славного великими делами на каким либо поприще»1. В качестве примера он ссылался на великого подвижника христианства Св.Владимира (замечая, что обычай писать «всемирный» уводит нас от смысла, ибо это мирный деятель), а также на подвижника за Отечество Минина. Главное же в том, что это храбрый, удачливый воитель, подвизающийся на пути веры и праведничества.

«Словарь по этике» определяет подвижничество как вид нравственной деятельности; «выполнение моральных требований вопреки крайне неблагоприятным социальным условиям или обстоятельствам личной жизни, враждебной окружающей среде или давлению извне, стойкое перенесение трудностей, тягот, лишений, самопожертвование» . В целях нашего исследования важно, что первоначально подвижничество, заостренное на стороне нравственных и психологических свойств личности, выступает как антитеза героическому, акцентирующему внимание на социально значимой стороне деятельности героя.

Национальная специфика русского понимания подвига обусловливает сближение понятий «подвиг» и «подвижничество» в единое смысловое поле в русском культурном пространстве, что отчетливо проявляется и в однокорневой близости этих слов.

Подвижничество выступает в этом смысле как разновидность русского «подвига», трактуемого в широком смысле как любого типа нравственного преодоления человека, которое может быть не менее значимым для окружающих, чем успехи на военном поприще. Не случайно подвижнические деяния русских святых оставляют в народной памяти не меньший след, чем ратные подвиги русских воинов.

Образцовые примеры подвижничества в русском культурно-историческом пространстве связаны, прежде всего, с деятельностью русских святых, старцев и иноков, действовавших в рамках мистико-аскетической традиции.

Как отмечают исследователи, анализ внутреннего функционирования жизни каждого историографического компонента в его взаимодействии с другими в недрах самой культуры следует рассматривать в духовно-содержательном, функциональном и формально-морфологическим измерении . С этой позиции рассмотрим русский феномен подвижничества.

Русская культура базируется на идеалах православия, которое теснейшим образом было связано с народным бытом и народными традициями. Философско-религиозные идеи Древней Руси не отделялись от жизни: «Примеры высоких действий служили великим назиданием, которое заставляло делать что-нибудь для приближения к высшей цели и, не давая сразу совершенства, являлись внутренним двигателем совершенствования»". Высший духовный свет в душе народа исторически поддерживался подвижниками благочестия. В период феодальной раздробленности создать сильное сплоченное государство помогла решительная поддержка духовного авторитета, представляемого такими иерархами, как св.Алексий, и такими монахами, как св.Сергий Радонежский.

Православие на Руси строит учение о спасении на основе процесса нравственного совершенствования. Свою культурно-обновленческую роль в этом сыграл исихазм. Г.М. Прохоров считает, что на Руси не интересовались философско-богословскими тонкостями учения. Усвоение исихастских положений носило практический характер, что выразилось во внимании к нравственным вопросам, связанным с введением общежительного монастырского устава, в появлении новых понятий о «мысленном рае» и т.д. Эти нравственные критерии исихазма отразились в духовной жизни и в художественном творчестве, были близки общественно-политической мысли. Ученый приводит выражение из «Слова о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского», говоря о скважине, открытой исихастами в человеческой душе1.

В этом же духе можно рассматривать и воззрения выдающегося средневекового мыслителя Г. Паламы, которые включают в себя определение сложной внутренней жизни человека как выбор путей: «Есть два пути: один -жизни и один - смерти. Путь смерти есть путь потакания своим страстям; путь жизни есть путь трезвения и аскетической борьбы с греховными помыслами - это путь на гору Фавор, где сияет нетварный Свет Преображения» .

Путь к Богу лежит через познание самого себя, отмечает философ В.Н. Лосский. «По мере очищения сердца, человек начинает видеть свою греховность, свою немощь в борьбе с нею, - и тогда он смиряется, -смиряется перед Тем, Кто может избавить его от этой греховности. От подвижника требуется знание духовных и психологических законов и глубокое проникновение в свою душу.

Научный и творческий подвиг как разновидности современного типа подвига

В категории подвига, как было отмечено раньше, содержится ряд смысловых составляющих, которые в определенных социокультурных ситуациях могут выходить на передний план. Именно поэтому подвиг возможен и в мирной созидательной жизни. Прежде всего речь идет о значимых для общества свершениях, связанных с огромной затратой душевных и физических сил личностью, совершающей это деяние — и одновременно об огромной работе над собой данной личности, об отказе от жизненных благ во имя своей цели.

Так понимаемый подвиг может бытовать в любых областях человеческой жизни. В нем актуализуется смысловой компонент «подвижничества». В частности, учитывая важность научной деятельности и ее огромное место в современной цивилизации, люди склонны оценивать многие достижения выдающихся ученых в качестве «научного подвига». Деятельность таких ученых всегда связана с огромной концентрацией сил, напряженной борьбой, преодолением опасности , — это воистину героическое подвижничество исследователей-новаторов, врачей, педагогов. Такой подвиг — уникальное создание духа, разума человека, воли, вносящей свою целесообразность. Он раскрывает скрытые силы и способности человечества, его возможности овладения бесконечными про.странствами.

Такие профессии как врач, ученый, учитель всегда характеризовались подвижничеством, стремлением работать на благо других, а не во благо себе . Стремление к материальному комфорту не определяет появление этих профессий, мало связанных с рыночными отношениями. Врач обязан помочь нищему и любому беспомощному, независимо от состояния материального положения нуждающегося.

Многие болезни, благодаря героическим открытиям врачей, ушли в прошлое и представляют лишь исторический интерес. Успехи науки в борьбе с заразными болезнями огромны. Имена ученых - Э. Дженнера, Л. Пастера, И. И. Мечникова, Н. Ф. Гамалеи, Э. Ру, Р. Коха и многих других внесены золотыми буквами в историю науки. Сколько смелости, благородства было в их служении на благо здоровья людей. Немало героев науки мужественно погибли ради ее интересов. Примером самоотверженного героизма может быть поступок врача И. А. Деминского, который в научных целях заразил себя чумой в 1927 году. Он дал такую телеграмму: «...заразился от сусликов легочной чумой... Возьмите добытые культуры. Труп мой вскройте как случай экспериментального заражения человека...»1. Открытие Деминского, стоившее ему жизни, подтвердило его ранее высказанное предположение, что суслики — переносчики чумы в степях. Благодаря героическим усилиям русских врачей в 1910—1911 годах была погашена вспышка чумы в Харбине и остановлено ее продвижение на Восток и в Сибирь. Один из членов этой противочумной экспедиции — студент-медик И. В. Мамонтов— в последний час своей жизни писал: «Жизнь теперь — это борьба за будущее... Надо верить, что все это недаром и люди добьются, хотя бы и путём многих страданий, настоящего человеческого существования на Земле, такого прекрасного, что за одно представление о нем можно отдать все, что есть личного, и самую жизнь»".

Однако понятие «научный подвиг» не обязательно сводится к какому-либо одному выдающемуся действию на пределе человеческих возможностей ученого в экстремальной ситуации. Такая составляющая значения «подвиг» как «подвижничество» предполагает понимание подвига как непрекращающегося процесса на протяжении всей жизни ученого, если она может послужить образцом служения науке как понимания своего общественного долга. В таких случаях правомерно утверждение, что вся научная деятельность какого-либо ученого в совокупности представляет собой научный подвиг.

Примером такого беззаветного служения науке является доктор наук, профессор Горьковского пединститута, член-корреспондент АН СССР, первый декан исторического факультета ННГУ С.И.Архангельский (1882 -1958)3.

С 1906 по 1917 год Архангельский преподавал историю и литературу в Нижегородской Мариинской женской гимназии. С 1917 г. преподавал в Нижегородском педагогическом институте. Научное творчество невозможно без активного обмена мыслями специалистов разных городов и регионов. Оптимальные возможности для этого дает публикация результатов научных исследований. Прекрасно понимая это, Архангельский в те трудные годы во многом способствовал развертыванию издательской деятельности. Именно по его инициативе стал вышло три тома краеведческих (1926,1927 и 1929 гг.) и ряд других сборников работ. Благодаря этой кипучей организационной работе, успешно совмещаемой Архангельским и с личным научным творчеством, мы с полной ответственностью можем сегодня говорить, что пединститут в 30-е годы превратился в ведущий центр Нижнего Новгорода в области гуманитарных наук.

В период Великой Отечественной войны он выступал в местной периодической печати, читал лекции о героическом прошлом России и других славянских государствах. В 1946 году он был инициатором восстановления историко-филологического факультета ГГУ. Крупнейший специалист в различных областях исторического знания на российской периферии Сергей Иванович работал в области медиевистики, античной истории, исторического краеведения, приобрел себе имя исследованиями по новой истории.

Близким к понятию «научный подвиг» выступает понятие «творческий подвиг». Феномен «творчество» в культурном пространстве тесно связан с понятием «подвижничество», потому что также предполагает креативный момент преодоления, сопротивления материала, созидания чего-то из косной материи. Как пишет Н.А. Бердяев: «Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы»1. Поэтому креативная деятельность сродни подвижничеству.

Мотивационная сфера личности героя и проблема воспитания героя

Способность человека к подвигу становится действенным фактором в определении и росте субъектных возможностей человека, в преобразовании им действительности и самого себя. Именно поэтому представляется актуальным воспитание способности к подвигу не только как важного качества в характеристике личности, ее измерения и направленности, но и как сущностного свойства человека, образующего и обеспечивающего реальность социокультурной эволюции.

Рассматривая культурно-мотивационную структуру воспитания способности к совершению подвига как героического поступка, можно выделить ряд формирующих этот поступок факторов: 1) первый фактор - это обстоятельства, исторические события, имеющие социальный отклик; 2) второй - социально активная личность, будущий герой должен обладать сильной волей, чтобы на основании мотивов сделать свой нравственный выбор; кроме того, героическая личность должна иметь мужественный порыв, часто выражающийся в максимальной концентрации психической и физической силы; 3) само героическое действие героя в соотнесении с силами, противодействующими ему.

Индивид, живущий между полюсами добра и зла, оказывается в ситуации выбора, как поступить, какие ценностные приоритеты предпочесть в данной конкретной ситуации. Нередко ситуации складываются так, что поступить в соответствии с бытующей моралью означает заслужить одобрение социальной среды, общества. Поступить же нравственно - значит быть осужденным той же социальной средой, обществом, потерять положение в нем, а иногда даже и свободу, и жизнь. Но и тогда поступить нравственно означает осуществить себя как личность. Каждая морально-нравственная коллизийная ситуация, требующая сознательно-волевого усилия, формирует и развивает человека как личность, а решение, принятое в этой ситуации, может быть показателем его личностной нравственной зрелости.

Воспитание героических качеств в годы советской власти было идеологичным и осуществлялось в рамках единого коммунистического движения. Идейные и педагогические принципы воспитания разрабатывались на заседаниях ЦК РКСМ, коллегии Наркомпроса РСФСР, научно-педагогической секции Государственного ученого совета в 1921—1922 годы. К работе были привлечены такие партийные деятели и педагоги как -Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. Н. Покровский. На V съезде РКСМ (11-17 октября 1922 года) были утверждены основные элементы программы, принципы деятельности, Законы и Торжественное обещание пионеров. Одновременно создавались и пионерские ритуалы (прием в пионеры, строевое хождение отряда, сбор и пр.). В основных чертах ритуальная практика и словесность сформировались к 40-м годам. Все виды словесности имели ярко выраженную воспитательную, а точнее «перевоспитательную» задачу.

Многие пионерские тексты по своей форме и отчасти по содержанию восходили к скаутской словесной практике. «Непролетарское» происхождение текстов пытались всячески затушевать. Призыв скаутов «Будь готов! — Всегда готов!» в первые годы использовался без изменений, затем он был расширен целевым дополнением «Будь готов к борьбе за дело рабочего класса!» Торжественное обещание скаутов, составленное организатором скаутского движения О.И. Пантюховым, трансформировалось в Торжественное обещание юных пионеров. Первоначальный текст весьма показателен в плане воспитательных ориентиров: «Честным словом обещаю, что: 1) Буду исполнять свой долг перед Богом, Родиной и Государем. 2) Буду делать все от меня зависящее, чтобы помогать ближним. 3) Знаю разведческий закон и буду ему повиноваться». Скаутские законы содержат перечень рекомендованных личных качеств (любить свою Родину и всеми силами стремиться быть полезными и честными гражданами России; оказывать услуги и помогать всем, особенно старым людям, детям и женщинам; быть всегда правдивым и верным данному слову; беспрекословно исполнять приказания своих начальников), к которым следует стремиться. Пионер представлен личностью уже вполне обладающей требуемыми характеристиками. И в этом обнаруживается жесткость и нормативность пионерской системы воспитания. Тем самым скаутские законы открыты в воспитательном плане, предполагают динамику становления и совершенствования члена организации, а пионерские - его идентификацию и оценку (соответствует он стандарту или не соответствует).

Помимо текстов уставного характера создавались и агитационные повествовательные тексты. Одна из основных задач этих текстов состояла в конструировании идеального пионерского образа. В основе воспитательной картины мира лежали понятия, важные для коммунистической идеологии: верность партии, готовность к подвигу ради достижения ее целей. В эмоциональном плане в детях формировалось экстремальное мироощущение: нужно быть всегда готовым к подвигу, трудовому или военному. Правильно воспитанный ребенок —- тот, который готов умереть по требованию партии. Для пропаганды этого положения создавались специализированные произведения с особыми персонажами — пионерами-героями.

Прославление героизма как такового не чуждо и другим воспитательным системам — в частности, в скаутской традиции также почитались воины-герои Севастополя и Порт-Артура и отважные первопроходцы: Ермак, Дежнев, Пржевальский. Но все это были люди взрослые. Пионерская воспитательная система породила особый тип героического персонажа — ребенок-герой. В жизнеописаниях все дети называются уменьшительными именами: Павлик, Володя, Гриша, Лида и т.д. Антропонимическая «уменьшительность» служит акцентированию детскости персонажа, что в свою очередь придает иной масштаб совершенному подвигу.

Во внешности героев нет ничего экстраординарного; скорее, напротив, можно говорить об их незаметности на фоне остальных детей. Подчеркивание внешней неприметности героев должно поддерживать идею, что каждый ребенок, независимо от своих внешних данных, способен совершить подвиг — в этом состояла одна из главнейших задач воспитания.

Похожие диссертации на Подвиг как явление русской культуры