Введение к работе
Актуальность темы исследования. Рост влияния криминальной субкультуры на общество, романтизация ее архетипов стали сегодня социокультурной реальностью России Активизировалась преступная идеология, в различные сферы социальной жизни внедряются нормы поведения криминальных сообществ — так называемые «понятия» Тревожным симптомом является распространение в обществе элементов преступной субкультуры. Из сленга преступников слова «отморозок», «крыша», «мочить», «наезд», «бабки», «баш на баш» и др переместились в обыденную речь, публикации средств массовой информации, художественные произведения, они активно используются политиками, депутатами, деятелями культуры, руководителями различного уровня Героями художественных произведений становятся представители уголовного мира, «бригадиры» и их пособники, возведенные немалой частью современной российской молодежи под воздействием массовой культуры в ранг своих кумиров Творцами произведений преступная деятельность бандитов романтизируется и преподносится населению как образец для подражания
Такого масштаба распространения криминальной субкультуры, ее архетипов на российском культурном пространстве, глубины проникновения в социум и его культуру, усиления влияния на многие стороны жизни и деятельности страны, Россия не знала на протяжении всей истории своей многовековой культуры Опасность дальнейшего проникновения криминальной идеологии в сознание российского народа, особенно молодежи, закрепления в нем как руководства к действию, как образа жизни и морали, сегодня поставлена в повестку дня российского многонационального государства и его культуры.
Несмотря на то, что криминальный романтизм стал очевидным феноменом современной отечественной культуры, культурология, одна из задач которой состоит в разработке научных основ культурной политики, в настоящее время практически не занимается изучением этого опасного социокультурного явления, которое фактически угрожает национальной безопасности страны, так как способствует росту преступности, рекрутируя в ее ряды новых преступников, увлеченных криминальной романтикой Кроме того, криминальная субкультура и ее ментальность — это мир бездуховности, жестокости, агрессии, лжи и прочих человеческих пороков, что делает борьбу с ними актуальной во все времена Доказано, что при определенных условиях субкультура, включая криминальную, может эволюционировать в контркультуру, которая, как известно, способна при благоприятной обстановке ослабить, подорвать влияние официальной культуры и занять ее место В этом, на наш взгляд, состоит одна из сторон актуальности темы исследования
v \
Другая сторона актуальности темы заключается в том, что одной констатации широкого проникновения криминальной субкультуры и ее идеологии в российское общество явно недостаточно Требуется проведение научного анализа .этого культурного явления, вскрытие причин и изучение последствий его влияния на российский социум, а самое главное — необходимо наметить пути по его преодолению, попытаться выработать практические рекомендации по минимизации наносимого им обществу духовно-нравственного ущерба
Степень разработанности проблемы. Понятие «криминальный романтизм» не нашло в литературе широкой разработки, хотя сам термин «романтизм» имеет достаточно большое распространение Ф Л. Лукас насчитал 11396 определений романтизма
Р А Будагов указывает, что первым применил в эстетике термин «го-mantisch» (романтический) Фридрих Шлегель, а его брат Августин рассмотрел оппозицию классицизм/романтизм Согласно другим мнениям, термин происхождением связан с английской литературой конца XVIII века
Джиллиан Спрагс в своем исследовании раскрывает генезис мифологии о «доблести» и «бесстрашии» английских разбойников, пытается ответить на вопросы существовал ли у английских «джентльменов удачи» определенный кодекс чести, как формировалась традиция романтизации «подвигов» вооруженных грабителей в седле Хотя исследование Дж Спрагса не затрагивает истории культуры XX века, его выводы актуальны для нашей эпохи массовой культуры, героями которой чаще всего выступают крестные отцы мафии и преступники всех мастей
Культурологический аспект характеристики криминального романтизма коррелирует с такими философскими, этическими, эстетическими, правовыми, психолопгческими понятиями как «насилие», «зло», «низменное», «уродливое», «агрессия», «девиация», «деструктивность», «делин-квентность», «правовой нигилизм», «аномия» и др
Э Фромм, положив в основу своих работ критерии психоанализа, выделяет в насилии несколько его видов игровое, реактивное, насилие из мести, потрясение веры, компенсаторное, архаическая жажда крови Известный русский философ И А Ильин отмечает, что зло присуще только роду человеческому, в остальной природе (вне человека) оно объективно отсутствует. Борьба со злом, в том числе и с преступностью, его преодоление достигается путем внутренних усилий человека А Я Флиер вводит понятие «культура насилия» Под культурой он понимает, прежде всего, некий социальный опыт, отрефлексированный в культурных текстах По его мнению, культура насилия содержит набор допустимых норм совершения насильственных действий, а также семиотику форм, символизирующих их О С. Осипова утверждает, что девиантный путь выбирают люди, не имеющие легальной возможности для самореализации в условиях
сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, фрустрирующая энергия блокируется Л И Фролова интерпретирует криминальную субкультуру как культурную среду, в основе которой находится социальность, нормы поведения и общения
Одним из характерных качеств криминальной субкультуры является склонность к экспансии. Экспансия криминальной субкультуры и ее идеологии (криминальная романтика - один из ее видов) выражается в ее диффузии, прежде всего, в массовую культуру и молодежную субкультуру Й Хейзинга, Н А Бусова, И Б Шубина, Е Н Шапинская, В А Луков исследовали влияние массовой культуры на формирование стереотипов поведения человека, его эстетических установок и вкусов, мотиваций и т д Содержание культурных текстов, предназначенных для массовой культуры и молодежной субкультуры, их социальная среда зачастую совпадают с текстами криминальной субкультуры, имеют одних и тех же творцов и потребителей, психологически более адаптированы к последней.
Вопросы социальной деградации российского общества наиболее фундаментально рассматриваются в трудах Т И Заславской Расширяющееся криминализированное социальное основание постепенно и неуклонно подтачивает моральные и правовые основы общественной жизни страны Г Г Заиграев, И П Попова, Е В Садков, Н М Римашевская, Л С Алексеева и др на основе проведенных социологических исследований убедительно доказывают, что маргинальность выступает благоприятной средой развития преступности Криминализированный социум порождает криминальную идеологию, эстетизирует преступную среду, материально стимулирует для этого российскую культуру и виды искусства Доминирование криминальной субкультуры в современном обществе позволило выделить некоторым исследователям, в частности В Е Семенову, среди базовых российских менталитетов так называемый криминально-мафиозный менталитет (внизу вертикальной координаты), который трансформировался в феномен «великой криминальной революции»
Сущность преступности и ее взаимосвязь с криминальной субкультурой, степень влияния криминальной романтики на формирование преступных групп (шаек) психологию и поведение преступников разрабатывали в своих исследованиях Ф М Трэшер, А И Гуров, Д А Корецкий, В В Ту-легенов, И И Мацкевич С позиций, близких к культурологическим, написана работа А А Тайбакова «Преступная субкультура» Автор исследует воздействие криминальной субкультуры на население, каким образом его социальные слои получают информацию о ее содержании, как ее основные элементы (жаргон, стиль поведения, мифология и пр ) проникают в общество и закрепляются в сознании людей Особое значение для понимания сущности субкультур асоциальной направленности имеют работы зарубежных авторов. Р Бергха, Г Гесса, С Шерера, К Зессара, Л. Васковица, Г Вебера, Г Шельски и др
Фактором, способствующим свободному функционированию в обществе криминальной субкультуры и ее ментальности, служит продолжающийся кризис российской культуры В Н Порус, О А Митрошенков, Ю И Минералов, АЮ. Дроздов, С Г Михейкина, ЛЕ Гринин, ИФ Кефели рассматривают причины и условия, которые привели отечественную культуру в современное кризисное состояние В Н Порус считает, что наша культура находится в состоянии не кризиса, а катастрофы
С И. Трунев на конкретных примерах, взятых из произведений отечественной литературы конца ХХ-начала XXI века , анализирует образы представителей преступного мира, стороны их криминальной деятельности, которые подвергаются в художественной литературе наибольшей мифологизации и героизации, подчеркивает, что навязываемые криминальными романами стереотипы поведения еще долго будут востребованы российским обществом
И, тем не менее, несмотря на указанные работы, тема криминального романтизма исследована недостаточно глубоко
Цели и задачи исследования. Цель работы — изучить, проанализировать особенности становления и тенденции развития криминального романтизма как явления культуры современной России, сформулировать дефиницию и определить место данного феномена в культурной нише общества. Для достижения указанной цели исследования были поставлены следующие задачи
-
Рассмотреть в историко-культурном контексте особенности генезиса современного российского криминального романтизма, попытаться раскрыть сущность, специфику и сформулировать его дефиницию
-
Определить роль криминальной субкультуры и взаимодействующих с ней культур и субкультур в формировании архетипов криминального романтизма, и в связи с этим исследовать общие закономерности их функционирования
-
Исследовать и выявить социокультурные факторы, способствующие активизации жизнедеятельности преступной субкультуры и ее ментальности в российском обществе
-
Исследовать масштабы экспансии криминальной субкультуры и ее идеологии, продемонстрировать на конкретных примерах художественных произведений, средств массовой информации способы романтизации преступной деятельности, ее трансляции в российскую массовую культуру
-
Установить, синтезировать формы и методы деятельности государства, общественных, религиозных, корпоративных объединений и иных институтов (особенно культуры и семьи) по преодолению криминального романтизма, предложить конкретные рекомендации по ослаблению его влияния на российский социум
Объектом исследования является феномен криминального романтизма, а предметом - закономерности его функционирования в современной российской культуре конца ХХ-начала XXI века
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретический фундамент исследования составили труды философов, культурологов и социологов, отражающие системный подход к социокультурным явлениям, а также функциональные и коммуникативные аспекты их развития Здесь могут быть названы работы X Ортега-и-Гассета, К Ясперса, М К Мамардашвили, МН Руткевича, ЖТ Тощенко Разработка подходов к исследованию криминального романтизма и формулировка гипотезы осуществлялась в опоре на идеи Д С Лихачева, И А Ильина, 3 Баумана
Большое значение для исследования проблем криминального романтизма как явления социокультурной реальности имели теоретические взгляды Э Фромма, В Фокса, Р Мертона, Э О Дюркгейма Осмысливая феномен криминальной субкультуры и ее идеологии, автор обращался к работам В М Анисимкова, И Блоха, А А Гусейнова, О А Кармадонова, В Н Кудрявцева, С Я Лебедева, Л Ленке, В Ф Пирожкова
Исследование строится на основе междисциплинарного подхода к анализу процессов, происходящих в криминальной субкультуре, ее взаимодействия с другими культурами и субкультурами Системный характер предмета исследования определил использование как общенаучных, так и специальных методов современной культурологии В диссертации используются синхронные (системный, структурный, сравнительный) и диа-хронные (сравнительно-исторический) методы исследования
Теоретические выводы были сделаны на основе культурологического анализа результатов эмпирического исследования, проведенного с помощью количественных (анализ статистических данных) и качественных (включенное систематическое наблюдение, анализ документов, интервью) методов
Йаучная новизна исследования заключается в следующем
-
Впервые криминальный романтизм исследован и определен как явление культуры современной России
-
Впервые предпринята попытка сформулировать дефиницию этого культурного феномена применительно к социокультурным реалиям постсоветского российского социума
3 Особо отмечается экспансия криминальной субкультуры и ее идеоло
гии, проявляющаяся в криминальном романтизме
-
Впервые исследована взаимосвязь криминальной субкультуры, ее ментальности с массовой культурой и молодежной субкультурой
-
Впервые выявлена возможность трансформации криминальной субкультуры в контркультуру и в последующем перехода ее в официальную, доминирующую культуру российского общества
Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов, которые сформулированы в основных положениях, выносимых на защиту.
-
Криминальный романтизм представляет собой специфический феномен, истоки которого уходят в историческое прошлое культуры страны и вписываются в общий контекст романтического направления развития европейской культуры, но который имеет в качестве образца героя асоциальной (криминальной) направленности. Криминальный романтизм на данном этапе своего развития прошел стадию становления, структурировался как явление культуры современной России и далее продолжает эволюционировать Он имеет все признаки явления как сущности, онтологически детерминирован, обладает устойчивостью, протяженностью и трансляцией в культурном пространстве
-
Исследования взаимосвязей криминальной субкультуры, массовой культуры и молодежной субкультуры в аспекте формирования и усвоения архетипов криминального романтизма позволяют выявить общность их ценностных ориентации, творцов и потребителей, вместе они образуют некий симбиоз в части романтизации преступной деятельности
3. В современной России сложились весьма благоприятные социокультурные условия для распространения криминальной субкультуры и криминального романтизма. Основными факторами, способствующими активизации функционирования криминальной субкультуры и ее ментальности в виде криминального романтизма, являются кризисное состояние современной российской культуры, снижение роли государства в ее управлении и материальной поддержке, рост преступности и ее элементов, социальная и духовная деградация населения страны
-
Криминальный романтизм, имея в своем распоряжении специфические символы, атрибутику, язык, прикрываясь ложными идеями приключенчества, авантюры, воровского товарищества и рыцарства, умело играет на сознании людей, особенно молодежи Преступная субкультура, криминальный романтизм проникают и в другие слои российского общества В силу своего экспансионистского характера, агрессивности, перманентного исповедания культа насилия и зла, они стремятся предъявить свои притязания по отношению к другим субкультурам, позиционировать себя как контркультура В этом состоит их социокультурная опасность.
-
С учетом отмеченного выше, назрела острая необходимость в выработке и принятии государством, научными, общественными, корпоративными организациями, образовательными учреждениями с активным участием института семьи, религиозных конфессий страны скоординированных практических мер по преодолению на культурном пространстве современной России влияния криминальной субкультуры и развенчанию ее романтизированного образа. Особая роль в преодолении влияния криминальной романтики и ее последствий Принадлежит культуре и культурологии Культура, обладая богатым социальным опытом, и культурология как
научная дисциплина со свойственными ей методами и подходами, располагают огромным потенциалом в борьбе с этим социокультурным злом
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что она является определенным вкладом в дальнейшее развитие теории влияния субкультур, их ментальносте на доминирующую культуру и общество в целом, способствует углубленному пониманию их гносеологии и онтологии, формированию взгляда на пути решения проблемы преодоления отрицательного влияния субкультур, имеющих асоциальную направленность, на различные социальные слои населения, особенно на молодую его генерацию Материалы диссертации могут служить методологической базой для культурологических и социологических работ, а также могут быть использованы в курсах теории культуры, философии культуры, истории и философии науки, теории литературы, педагогики, криминологии, применены в практической культурологии, работе местных учреждений культуры Материалы диссертации могут быть использованы средствами массовой информации для ознакомления общественности, властных структур страны с назревшей проблемой и ее обсуждения с целью принятия конкретных мер по преодолению вредного влияния криминального романтизма на российский социум
Апробация работы. Основные положения диссертации излагались автором на VI Всероссийской научно-практической конференции «Окружающая природная среда и экологическое образование и воспитание» (Пенза, 17-18 февраля 2006 г), III Всероссийской научно-практической конференции «Нравственность и религия» (Пенза, 30-31 марта 2006 г), VIII Международной научно-практической конференции «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (Пенза, июнь 2006 г )
Структура работы обусловлена задачами диссертационного исследования Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы Главы разделены на 9 параграфов Список использованной литературы содержит 223 работы отечественных и зарубежных авторов