Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Парадигмы развития региональной отечественной культуры : на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия Курленя Константин Михайлович

Парадигмы развития региональной отечественной культуры : на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия
<
Парадигмы развития региональной отечественной культуры : на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия Парадигмы развития региональной отечественной культуры : на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия Парадигмы развития региональной отечественной культуры : на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия Парадигмы развития региональной отечественной культуры : на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия Парадигмы развития региональной отечественной культуры : на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия Парадигмы развития региональной отечественной культуры : на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия Парадигмы развития региональной отечественной культуры : на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия Парадигмы развития региональной отечественной культуры : на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия Парадигмы развития региональной отечественной культуры : на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия Парадигмы развития региональной отечественной культуры : на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия Парадигмы развития региональной отечественной культуры : на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия Парадигмы развития региональной отечественной культуры : на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Курленя Константин Михайлович. Парадигмы развития региональной отечественной культуры : на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия : диссертация ... доктора искусствоведения : 24.00.01 / Курленя Константин Михайлович; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Новосибирск, 2008.- 503 с.: ил. РГБ ОД, 71 09-17/2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Интенсивность музыкальной жизни послевоенного Новосибирска как индикатор формирования профессиональной музыкальной культуры в отдельно взятом регионе СССР 19

1. Экспорт культурных ценностей на Восток как принцип внутренней политики советского государства 19

2. О парадоксах советской истории музыки: вечное и сиюминутное музыкальной культуры

вдали от исторических корней 25

3. Заветы Шостаковича 33

4. Феномен Аскольда Мурова: обретение творческой свободы в поисках индивидуального художественного мировоззрения 42

5. Жанр симфонии как компонент личной творческой биографии А. Мурова 52

Глава II. Симфонизм как избранный путь общественного служения художника 62

Вводные замечания 62

1. «Что писать?»: проблема композитора 62

2. «О чем писать?»: проблема музыковеда 67

Раздел 1. «Пламенные произведения создаются философами-ироникамн» 74

3. «Тобольская симфония» 74

4. О противостоянии «Тобольской симфонии» официальной культурной парадигме 87

Раздел 2. Симфонизм как способ критики философии истории 96

5. О нравственной слепоте «логики исторического процесса» 96

6. Созерцание нравственных истин как альтернатива исторической процессуальности 104

Послесловие 116

Глава III. Литературное наследие А.Ф. Мурова как опыт анализа и критики внутренней ситуации в отечественной музыкальной жизни 70-х - начала 90-х годов 120

Вводные замечания 120

1. Демократизация «всех сторон жизни общества» в культурологическом аспекте 125

2. В поисках новой культурной самоидентификации: причащение духовному Абсолюту 131

3. Проблема культурной парадигмы 139

4. Во что мы превратили Храм? 149

5. Гражданский протест как стимул творческой деятельности 159

Глава IV. К вопросу о природе альтернативных форм творческой деятельности: новосибирский рок-н-ролл 80-х годов и подходы к его изучению 176

Вводные замечания 176

Раздел 1. Дихотомия «дионисийское - аполлоническое» как общее методологическое основание в изучении низовой культуры 180

1. Культурологическая концепция Ф. Ницше и некоторые ее реинтерпретации 180

2. Восхождение к истокам современной цивилизации 184

3. Проблема переоценки первозданного греческого космоса 189

4. Пересмотр «Опыта самокритики» 196

5. О судьбах аполлонического и дионисийского в современной философии культуры 201

Раздел 2. Духовная практика рок-н-ролла и подходы к ее изучению 212

6. Специфика духовности рок-н-ролла : 212

7. Эмбиент-эффект как атрибут экстатического жизнечувствования, или христианский религиозный опыт против рок-н-ролла 219

Глава V. Всплеск интенсивности музыкальной жизни Новосибирска в 80-е годы: этапы развития городского рок-движения 227

1. Источники 227

2. Общий эволюционный алгоритм рок-н-ролла 231

3. Вживание в ценности рок-н-ролла, или Contra Вебер 249

4. О конфронтации официальных и субкультурных ценностей 251

5. Отечественный рок-н-ролл как духовная месть обществу 254

6. Рок-музыка и новосибирский истеблишмент 80-х годов: история сближения и сотрудничества с бывшими оппонентами 258

7. Новосибирское рок-движение и комсомольские идеологи на путях сближения 263

8. Новосибирская рок-музыка и искусство академического направления 266

9. Новосибирское рок-движение конца 80-х - начала 90-х годов: проблема единства 293

10. Фигура лидера в новосибирском рок-движении: социальный и историографический аспекты 298

Послесловие 307

Заключение 310

Литература 324

Приложения 342

Введение к работе

В основу диссертационного исследования положен анализ музыкальной культуры Новосибирска - крупного регионального мегаполиса, значительно удаленного от исторических центров России Объемы исходной фактологической и художественной информации, при условии ее несомненной репрезентативности в контексте отечественного искусства и музыкальной жизни, локализованы в хронологических пределах двух последних десятилетий советской государственности

Актуальность темы не исчерпывается региональной спецификой и историческим своеобразием музыкального искусства указанного периода Существенный вклад в ее востребованность вносит комплекс методологических проблем, разработка которых открывает путь к содержательному анализу масштабных процессов культурного влияния, инициированных внутренней политикой советского государства Научный подход, реализованный в диссертации, складывается с учетом сложных взаимоотношений между художественной деятельностью и принятыми в искусствознании подходами к ее изучению, с одной стороны, и политической историей государства - с другой Благодаря системному анализу общественно-политической ситуации и художественной практики новосибирских музыкальных деятелей в работе получают научную интерпретацию закономерности индивидуальной культурно-исторической самоидентификации художников в условиях мощного воздействия общегосударственных подходов к построению культуры

В качества объекта изучения избраны глубинные механизмы формирования регионального культурного пространства (парадигмы построения культуры) в исторических и социально-политических условиях поздней советской государственности Становление и развитие музыкальной культуры иГбранного периода социально-политической истории СССР в отдаленном мегаполисе закономерно отражает последовательность реализации общегосударственной культурной политики Однако культурные процессы, реализуемые «центром», обусловливают нарастание внутренней напряженности в создаваемом культурном пространстве Появление все более значительных противоречий между проводимой государством политической линией и индивидуальной творческой инициативой формируют условия для ролевого самоопределения художников в процессах культурного становления региона

Предметом исследования становятся музыкальные и литературные произведения, созданные ведущим профессиональным композитором Новосибирска А Ф Муровым, принадлежащие к вершинным достижениям новосибирской академической музыкальной культуры, а также - архивные и публицистические источники, оконтуривающие контекст, в котором создавалась и оценивалась эта музыка Кроме того, в диссертации с необходимой степенью детализации рассматриваются творческие процессы в сфере самодеятельной рок-музыки 80-х - 90-х годов и соответствующие музыкально-критические и рукописные свидетельства Эти артефакты, принадлежащие к

взаимно удаленным и не часто пересекающимся пластам культуры, объединяет не только время и место Своеобразие культурной ситуации, формировавшейся в Новосибирске на протяжении 70-х - начала 90-х годов, обусловило исключительную значимость как вершинных, так и низовых проявлений культурной деятельности, сделав и те и другие, хотя и не равновеликими в плане подлинной художественной ценности, но абсолютно сопоставимыми по масштабам общественного влияния Таким образом, специфика исследования требует обращения не только к признанным художественным работам, но и к музыкальным сочинениям и текстам о музыке, которые вообще едва преодолели порог публичной известности Однако это не делает их менее значимыми для истории новосибирской музыкальной культуры

Цель работы - выявление и изучение на музыкальном материале, созданном и исполненном в Новосибирске, важнейших репрезентативных тенденций, характеризовавших музыкальную жизнь города, а также связанных с ними протестных гражданственных концепций, актуальность которых в художественной практике поздней советской культуры неуклонно возрастала, стимулируя творческую активность Движение к обозначенной цели потребовало решения нескольких взаимосвязанных задач

изучения концептуальных программных письменных источников, в которых создатели музыки - профессиональные композиторы и самодеятельные авторы - обосновывают собственное понимание роли искусства в современных общественно-политических процессах,

анализа многообразной художественной практики, оценки общественного резонанса, вызванного созданием, исполнением и бытованием разнообразных музыкальных произведений в городской культурной среде,

выявления философских и мифологических подтекстов, особым образом поддерживавших интерес к гражданственной протестной тематике в музыкальном искусстве, и обусловленный этим интересом рост политической оппозиционности музыкальных деятелей, придерживавшихся подчас противоположных воззрений на искусство и собственную общественную миссию

Методология, применяемая в диссертации, нацелена на сохранение единства реальности фактологической — с одной, и текстовой исторической реальности - с другой стороны В анализе исторической фактологии новосибирской музыкальной культуры просматриваются опоры на дискурсивные методы, разработанные Д Лихачевым, Р Грубером и поныне, с полным на то основанием, сохраняющие свое влияние в области исторического искусствознания С другой стороны, к исследованию привлекаются возможности исторической методологии, предложенной Ж Старобинским, Р Дж Коллингву-дом, Ж Деррида, В Декомбом, М Мерло-Понти, позволяющие почерпнуть ряд существенных наблюдений за развитием культурно-исторической ситуации, изучаемой в диссертации

Что касается исследования мифологических составляющих, обнаруживаемых как в философии истории, так и в личных творческих и политических

воззрениях новосибирских музыкальных деятелей, то в этой области методологические предпочтения, реализованные в диссертации, восходят к трудам М Вебера, А Камю, Ф Ницше, Я Голосовкера Наконец, в сфере музыкально-аналитических изысканий, образующих неотъемлемый пласт аргументации в общей доказательной базе диссертации, отправными посылками послужили достижения современного отечественного музыкознания Отметим в этой связи исследования М Арановского, В Бобровского, М Тараканова, М Сабининой, Г Григорьевой, Л Кириллиной, И Барсовой, В Конен, Т Чередниченко, С Гончаренко, Л Пыльневой

Степень научной разработанности темы Литература, посвященная музыкальной культуре Новосибирска, образует относительно небольшой корпус текстов Подавляющее большинство работ посвящено отдельным сочинениям, музыкальным жанрам, вопросам художественного языка, исследованию творческого пути новосибирских композиторов К тому же, результаты этих научных изысканий, к сожалению, пока не получили широкой известности Тем не менее, исследования Я Файна, С Сорокиной, И Ней-штадт, С Гончаренко, С Серебренниковой, Л Пыльневой и ряда других авторов сформировали контуры научного музыкального регионоведения Они обладают заметным музыкально-теоретическим и культурологическим потенциалом, поскольку в них реализуется не только сугубо музыковедческий, но и междисциплинарный подход к исследованию академического музыкального искусства Сибири Тем не менее, при наличии ряда научных публикаций, посвященных различным аспектам музыкальной культуры Новосибирска, до сих пор не предпринималось попыток осмыслить феномен региональной музыкальной культуры в контексте общегосударственной культурной политики 70-х - 90-х годов XX века

Гипотеза исследования в ходе формирования региональной музыкальной культуры концентрические волны советской метафизики кулыурно-го строительства, распространявшиеся от «центра» к «периферии», пересеклись с вечно блуждающими волнами влияний, идущих от античной греческой и иудейской мессианской мифологий Их взаимодействие сформировало внутренне противоречивую ситуацию, в которой прежние перспективы развития культуры, предначертанные некогда волей центрального государственного и политического руководства, постепенно утрачивали свое значение Они вытеснялись импульсами иного рода, по преимуществу сформированными индивидуальной творческой волей, и открывающими возможности для все более разнообразных форм творческого самоопределения людей, создававших музыку в удаленном от центра провинциальном мегаполисе

Научная новизна работы определяется избранным подходом к исследованию проблематики, актуальной в условиях региональной музыкальной деятельности двух последних десятилетий советской истории Все ее составляющие - музыкальные произведения, тексты, исторические свидетельства -рассматриваются как культурно-исторические феномены, несущие в себе информацию о способах творческого самоопределения художников в усло-

виях ежедневного неупорядоченного становления-бытия культуры Необходимость изучения указанных аспектов в поздней советской провинциальной музыкальной культуре 70-х - начала 90-х годов вызвана последовательным изменением основополагающих принципов культурного взаимодействия «центра» и «периферии», накапливающихся под воздействием кризисных явлений в политической истории При очевидной прогрессирующей утрате «центром» продуманных государственных стратегий развития культура в стране в целом, и провинция не является исключением, начинала вырабатывать и пропагандировать иное видение перспектив собственного поступательного движения к нравственным и художественным идеалам, независимым от официальной идеологии Исследование этого нового перспективного художественного зрения, оценка творческого опыта, обусловленного им, сообщает оригинальность выбранным ракурсам исследования и полученным результатам

Обладающими новизной представляются итоги развития новосибирской музыкальной культуры изучаемого времени, обнаруженные в ходе анализа

смысловая инверсия основополагающей парадигмы построения культуры советского периода, в результате которой цель художественной деятельности - «создание нового общества и человека» - и обусловленная ею многообразная гражданственная проблематика радикально переосмысливаются и уступают место художественным парадигмам, оппозиционным официальной государственной культурной политике,

возвращение к иудео-христианскому и дионисическому мифологическим концептам, противостоящим советскому мировоззрению, и превращение их в важнейшие стимулы творческой активности профессиональных и самодеятельных композиторов,

особый характер взаимодействия этих мифологических концептов, согласованно выступающих против официальной мифологии, сформированной Октябрьской революцией, однако избегающих прямого и непосредственного соприкосновения в творческой практике художников, и неслиянных даже в основных свойствах, в характере оппозиционности противостоящим им идеям,

впервые теоретически воссоздан алгоритм развития советского протестно-го рок-н-ролла, показаны стадии становления и угасания этого брутального самодеятельного творчества в социальных условиях крупного провинциального мегаполиса, дана периодизация новосибирского рок-движения,

исследованы особенности художественного воплощения гражданственности в ее наиболее ярких протестных проявлениях как в «высоких», академических, так и в «низовых» музыкальных жанрах,

- проанализированы причины повышенного интереса к этической пробле
матике, к идее справедливости и ее активным и многократным реинтер-
претациям, выведены важные общие черты этих реинтерпретаций проти
вопоставление этических абсолютов, глубоко прочувствованных и возве
денных творцами музыки в конечную цель индивидуальной художествен-

ной деятельности, представлениям о поступательном историческом развитии государства и поддерживаемой им культуры, насаждаемым официальной идеологией, осознание исторической необходимости как неизбежного зла, ограничивающего свободу творчества и горизонты культурного процесса в целом,

- зафиксирован отход от обобщенных типических воплощений гражданст
венной художественной концепции, сложившихся в советской культуре,
что явилось следствием формирования нового художественного патрио
тизма, противостоящего официальной социалистической классовой пат
риотической доктрине и опирающегося на вневременные общечеловече
ские духовные коллизии Новый тип художественного патриотизма и его
конкретные воплощения в музыкальном искусстве черпали силу в пред
ставлениях об изначальных неубывающих мифологических и религиозных
истоках нравственности, необычайно актуальных для того времени Либо,
напротив, опирались на представления об абсолютной творческой мощи,
лишенной каких-либо изначальных моральных установок и призванной
преобразовать современную действительность по своим законам

В результате были сформированы основные положения, вынесенные на защиту

события новосибирской культурной жизни 70-х — начала 90-х годов в их фактологической и хронологической взаимосвязи оказалось возможным изучать и интерпретировать не только как историю упадка советской государственности и культуры в условиях периферийного мегаполиса, но и как возрождающееся культурное предание в совокупности его ритуальных форм и его вечной мудрости - древнейших культурно-исторических интенций, способных к формированию новой метафизики культуры, в значительной степени освободившейся от жесткой социально-политической централизации и отвечающей качественно иным, чем официальные, требованиям творческой личности,

в контексте культурно-исторических процессов, изучаемых в диссертации, оказалось необходимым внесение уточнений в известные в научных кругах оценки позднего творчества А Мурова - ведущего новосибирского композитора академического направления Анализ ключевых симфоний 70-х - начала 90-х годов - «Тобольской», Пятой и Шестой - демонстрирует эволюцию взглядов художника от форм шестидесятнического протест-ного мировоззрения к миропониманию, пронизанному мессианскими проповедническими мотивами и целями Этот процесс переоценки А Муро-вым влияния политической истории на современное состояние культуры и обусловил существенную трансформацию образного строя, гражданственного пафоса, музыкального языка, стиля и, в целом, способа личной творческой самоидентификации композитора,

новосибирское рок-движение, опиравшееся на свои собственные ценности и базировавшееся на брутальном понимании коллективистской мистери-альной практики, восходящей к архаическим формам дионисийского не-

истовства, в определяющей степени было инициировано именно общим кризисом социальной и демографической политики в СССР Несмотря на неспособность к созданию подлинных художественных ценностей, эта музыкальная деятельность, относящаяся к низовым слоям музыкальной культуры, смогла породить оригинальные способы манифестации вкусовых и жизненных предпочтений широких слоев городской молодежи как в Новосибирске, так и в других крупных городах страны

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается применением методологии, адекватной предмету исследования, обоснованностью концептуальных положений, источниковедческой базой, тщательным и многоаспектным анализом фактического материала, корректным использованием данных различных дисциплин по проблеме диссертации Научные результаты становились предметом обсуждения на научных конференциях и семинарах, отражены в публикациях

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется изучением основополагающих парадигм становления и развития сибирской региональной музыкальной культуры в период поздней советской государственности Обоснованные в диссертации исследовательские подходы являются моделью для изучения подобных процессов в иных российских регионах Кроме того, результаты исследования практического опыта формирования регионального культурного пространства в сфере музыкальной деятельности могут стать исходным посылом для исследования управляющей парадигматики в других сферах культуры

Предложенная в диссертации теоретическая модель эволюции культурных влияний, исходивших от «центра» в последние два десятилетия советской государственной истории, может быть продолжена в области современных процессов, оказывающих влияние на формирование культурного пространства России

Практическая значимость работы Теоретические положения и фактологический материал, собранный и обобщенный в диссертации, активно используется автором в курсе анализа музыкальных произведений, читаемом в Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М И Глинки, в лекциях и семинарах, проводимых в рамках факультета повышения квалификации Новосибирской консерватории Материалы диссертации могут представлять интерес для исследователей отечественной музыкальной культуры XX века

Апробация диссертации Работа выполнена на кафедре теории музыки Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М И Глинки, прошла обсуждение и была рекомендована к защите Апробирована на заседании кафедры истории и теории культуры факультета философии человека Российского государственного педагогического университета имени А И Герцена Основные положения докладывались на Всероссийской научной конференции «Культура, религия, церковь» (Новосибирск, НГК им М И Глинки, 1992 г), Региональной научно-практической конфе-

ренции «Год 2000 Взгляд в XX век анализ, концепциии, критика» (Кемерово, КМУ, 2000 г ), Региональной научно-практической конференции «Новосибирск на рубеже XXI века перспективы развития и инвестиционные возможности» (Новосибирск, 2000 г), Всероссийской научно-практической конференции «Итоги и перспективы отечественной музыкальной науки» (Новосибирск, НГК им М И Глинки, 2000 г), Международной научной конференции «Мифема "Дон Жуан" в литературе и музыкальном искусстве» (Новосибирск, НГК им М И Глинки, 2000 г) Результаты исследования отражены в семнадцати научных работах, из которых три - монографические издания, семь - статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах, утвержденных ВАК РФ для опубликования основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук

Структура работы Диссертация состоит из Введения, пяти глав, Заключения, списка литературы, включающего 229 наименований, и Приложений, в которых сконцентрированы необходимые документальные и нотные материалы Объем работы 23 п л

Экспорт культурных ценностей на Восток как принцип внутренней политики советского государства

Подступы к заявленному предмету исследования - наиболее репрезентативным проявлениям музыкального творчества новосибирских авторов 70-х - начала 90-х годов — неизбежно отсылают к историческому экскурсу в первые послевоенные десятилетия. Именно тогда сложилась уникальная и чрезвычайно благоприятная ситуация для развития Новосибирска как промышленного, научного, культурного и политического центра громадного Западно-Сибирского региона. Очевидно, что относительно небольшой провинциальный город был не в состоянии самостоятельно превратиться в один из крупнейших советских мегаполисов, опираясь исключительно на внутренние экономические и людские ресурсы. Начиная с военных лет, когда в Новосибирск из прифронтовой полосы были эвакуированы многие предприятия, учреждения культуры и искусства, советское правительство последовательно вкладывало весьма значительные средства в развитие города. В первую очередь это впечатляющее и интенсивное строительство затрагивало промышленность. Однако для возведения почти «на голом месте» крупного и самого современного промышленного гиганта требовались значительные профессионально подготовленные трудовые ресурсы. Не вызывает сомнений, что советское, государство подходило к решению этой проблемы комплексно, учитывая не только рост требований к производственной квалификации, но и создание условий для всестороннего культурного саморазвития городского населения.

Одним из наиболее ярких свидетельств тому, что превращение Новосибирска в крупнейший стратегический центр за Уралом задумывалось как системная и долгосрочная политика с расчетом на длительную перспективу, служит беспрецедентный факт открытия 12 мая 1945 года (то есть, через три для после объявления победоносного завершения Великой отечественной войны) крупнейшего в стране Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Затем, в ноябре 1955 года проходит II пленум Сибирской организации Союза композиторов РСФСР, консолидировавший немногочисленных в те годы сибирских композиторов . С 1 января 1956 года начинает работать симфонический оркестр Новосибирской государственной филармонии, в том же, 1956 году открывается Новосибирская государственная консерватория.

class2 Симфонизм как избранный путь общественного служения художника 62

Вводные замечания class2

«Что писать?»: проблема композитора

«Что писать?» — вопрос, которым задается всякий художник. Муров считает, что подлинный творец, некоторым образом, знает, точнее, вовремя узнаёт ответ на него всякий раз, когда зарождается идея нового сочинения. Но осведомленность творца насчет замысла и контуров будущего творения множит не менее значительные вопросы, ответы на которые подчас не кажутся очевидными даже ему самому. И если композитор пытается с помощью создаваемого творения отыскать неповторимый и волнующий путь Истины, то как запечатлеть его траекторию, какими средствами выразить содержание нахлынувшего художественного откровения? Размышляя над этим, художник сталкивается с извечным парадоксом. С одной стороны, круг подобных мыслей давно известен, многократно прочувствован, пережит им самим и бесчисленными предшественниками. Он настолько лишен оригинальности, что при определенных усилиях может быть вполне корректно формализован. Но на этом пути систематизирующий разум рискует на каждом шагу попасть в ловушки, расставленные ему соблазнительными и всепоглощающими порывами творческой воли, рвущейся к свершениям. И если рациональное осмысление тайн творческого процесса свидетельствует об определенных познавательных возможностях разума, то, скорее, в том смысле, что разум живет неубывающей надеждой и здесь добраться до вечно ускользающей истины. С другой же стороны, анализ и расчет отнюдь не составляют сути творческого пыла, который вечно раздувают беспокойство и тоска по невыраженному. Но тогда как описать то, что мы привычно именуем результатом творческого процесса - художественным произведением? Является ли оно только выражением переживаний творческого сознания? Удостоверяет ли оно истинность этих переживаний или устремляется к Истине как таковой? Формирует ли сознание композитора образ Истины, или оно лишь указывает на присутствие Истины в мире, оставаясь не более чем выражением направленного на нее художественного интереса? Кто бы ни размышлял над этими проблемами, они не утрачивают остроты ни для творца, ни для исследователя творчества. Но если музыковед оперирует теоретическими абстракциями и самим произведением, со всей очевидностью удостоверяющим свершившийся факт творческого процесса, то композитор действует, повинуясь поэзии звуковых красок и форм. А его переживания и духовные проблемы остаются в его сердце, в его душе. И даже если в созданном сочинении ни одна из них не находит решения, они, тем не менее, остаются там преображенными и говорящими от первого лица. В их таинственной речи, обращенной ко всякому чуткому сердцу, дух автора с надеждой ищет путь к Вечности.

Демократизация «всех сторон жизни общества» в культурологическом аспекте

Публицистические очерки Мурова, объединенные названием «Заколдованный круг», могут заинтересовать во многих отношениях. Стоит упомянуть, что композитор на протяжении многих лет вел дневниковые записи, отразившие важнейшие этапы его творческого пути. Таким образом, издание, которому предстоит превратиться в объект дальнейшего рассмотрения, — лишь часть внушительного корпуса текстов и к тому же имеет длительную и выстраданную автором событийную, этическую и литературную предысторию. Этот факт невозможно не учитывать. Наконец, упомянутое сочинение не является последним среди литературных работ Мурова, хотя, возможно, публикуя его, он не предполагал, что быстро меняющаяся ситуация в культуре и обществе заставит снова взяться за перо и уточнить, скорректировать оценки, сформулированные ранее. Поэтому для понимания взглядов композитора, зафиксированных в «Заколдованном круге», необходимо обозначить еще несколько дополнительных ориентиров. Таковыми следует считать неопубликованные тексты Мурова, особенно вторую книгу очерков «В лабиринте...», содержательно и композиционно связанную с «Заколдованным кругом», а также-упомянутые дневниковые записи и письма.

Работа со Словом была для Мурова такой же естественной потребностью и формой самовыражения, как и мышление музыкальными образами. Она проистекала из внутренней необходимости воплощать свои художественные идеи в материале - в звуке ли, в слове. Но в заметках композитора также скрывается особенность, продиктованная свойствами текста как такового: здесь с гораздо большей конкретностью и логической обусловленностью, чем в сочинении музыкальном, формулируются идеи и умозаключения, которые впоследствии кладутся в основу дальнейших рассуждений либо становятся объектами полемики. Вот почему публицистику композитора необходимо рассматривать как литературный творческий процесс, параллельный процессу композиционному. Причем слово Мурова и заключенные в нем сила убеждения и гражданский пафос никогда не подменяли силу музыкального самовыражения, но, порой, уточняли этическую, художественную и политическую позицию композитора.

Факт публикации «Заколдованного круга» в СССР в 1989 году государственным Новосибирским книжным издательством (но за счет средств автора и в авторской редакции) в то время оценивался если не как выдающийся (для Новосибирска), то, несомненно, как примета горбачевской «перестройки». Иначе вряд ли могло быть, ведь он недвусмысленно констатировал столь значительные изменения в области права, идеологии, взаимоотношений государства и личности, что, с полным на то основанием, воспринимался творческой интеллигенцией как предвестник необратимых и в целом позитивных перемен в отношении советского государства к культуре. Но здесь возникает необходимость уточнить смыслы, вкладываемые в оба этих понятия - культура и демократизация. Тем более что Муров тоже не единожды сосредотачивает свои размышления в этой сфере.

Похожие диссертации на Парадигмы развития региональной отечественной культуры : на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала 90-х годов XX столетия