Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Народные художественные промыслы в современном культурном пространстве Ивановской области Белов, Михаил Сергеевич

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Белов, Михаил Сергеевич. Народные художественные промыслы в современном культурном пространстве Ивановской области : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Белов Михаил Сергеевич; [Место защиты: Шуйс. гос. пед. ун-т].- Шуя, 2012.- 176 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-24/144

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Анализ развития народных художественных промыслов Ивановской области 17

1.1 Народные художественные промыслы: к содержанию понятий 17

1.2 Исследование динамики культурно-исторического развития народных художественных промыслов Ивановской области 26

Глава II Проблемы сохранения и модернизации народных художественных промыслов Ивановской области и охранно-восстановительная модель их развития 55

2.1. Анализ тенденции исчезновения народных художественных промыслов 55

2.2 Взаимодействие традиций и инноваций как фактор развития народных художественных промыслов 87

2.3 Охранно-восстановительная модель развития народных художественных промыслов Ивановской области 96

Глава III Инновационные технологии в сохранении и возрождении народных художественных промыслов Ивановской области 104

3.1 Модернизация технологий исчезающего гончарного художественного промысла 104

3.2 Народные художественные промыслы Ивановской области как инновационный туристский продукт 120

Заключение 141

Список литературы 144

Приложения 163

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Народные художественные промыслы - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной России.

Народные художественные промыслы являются одновременно и отраслью художественной промышленности, и областью народного искусства. Сочетание традиций, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Активные процессы модернизации происходят в настоящее время в разных сферах, в том числе в культуре и искусстве. В современных условиях развитие народной художественной культуры представляет собой сложный и противоречивый процесс.

Народные художественные промыслы в современном культурном пространстве - это, прежде всего, художники, народные мастера, передающие преемственную культуру молодому поколению; уникальные технологии и техники, художественно-стилистические системы, мотивы и сюжеты народного искусства. Народные художественные промыслы не являются «художественной резервацией», существующей вне времени и пространства, они должны развиваться в соответствии с учетом современных требований к изделиям, технологичности их изготовления.

На территории Ивановской области исторически сложились следующие виды традиционных народных художественных промыслов – лаковая миниатюра, художественная роспись, строчевышивка, ткачество, набойка тканей, гончарный промысел, лозоплетение. В настоящее время прослеживается тенденция к угасанию многих народных художественных промыслов. На протяжении длительного времени сокращаются объемы производства изделий, численность народных мастеров и художников. Возникает необходимость во всестороннем анализе народных художественных промыслов с целью их сохранения как части современной культуры Ивановской области. Актуальность исследования обусловлена кризисным состоянием народных художественных промыслов, значимостью проблемы сохранения и продолжения культурных традиций и заключается в разрешении противоречий между:

высоким нравственно-эстетическим и культурным потенциалом народных художественных промыслов и нарастающей тенденцией к их угасанию;

потребностью государства и общества в сохранении народных художественных промыслов и отсутствием способов решения данной проблемы в теории;

богатым культурным наследием, накопленным каждым центром народного мастерства, и отсутствием оптимальных путей и условий для его поддержания, сохранения и преемственности.

Данные противоречия выражают суть проблемы исследования, заключающейся в необходимости изучения, сохранения и преемственности народных художественных промыслов для общества в современной культуре.

Степень изученности проблемы. На разных этапах развития народных промыслов особое внимание уделялось исследованию их места и роли в художественной культуре России, которая активно ориентировалась на сохранение и развитие традиций русского народного искусства.

B.C. Воронов первым раскрыл особенности народного творчества в его бытовой, материальной сфере, обозначил глубокие корни народного искусства, устойчивость и содержательность его мотивов, разработал положения, важные для функционирования народных промыслов в новых экономических условиях.

Еще ближе к проблеме сохранения художественных промыслов подошел А.В. Бакушинский. Рассматривая и сопоставляя народное и «профессиональное» творчество, он выявил тенденцию их сближения, складывающееся равновесие коллективного и личного творческого начала как нового качества народного искусства. А.В. Бакушинский проводил огромную работу по восстановлению народных промыслов, в том числе и в Ивановской области (Палех, Холуй), выработав свои методы, сохранившие значение и в наше время.

В 30-е годы расширяется круг исследователей народного искусства. Вместе с искусствоведами изучением народных промыслов занимаются культурологи, историки, археологи, этнографы. Их работы помогают уточнить происхождение мотивов и образов древнерусского искусства, сохраняющихся в произведениях народных мастеров, создающихся в XX веке. Собирательская и научная деятельность обеспечивает активную практическую работу с мастерами художественных промыслов. Первые публикации собранных и систематизированных материалов по искусству отдельных центров народного творчества помогают формированию художественных особенностей промыслов резьбы и росписи по дереву, кружеву, вышивке и других.

Анализ литературы, публикаций, диссертационных исследований убеждает в том, что к теме народных промыслов обращался широкий круг культурологов, искусствоведов, этнографов, краеведов.

Национальная специфика различных сфер художественной культуры раскрыта в трудах культурологов и философов М.С. Кагана, О.Н. Козловой, Э.С. Маркарян, Л.А. Рапацкой.

Роль народных промыслов в традиционной и современной культуре исследована в трудах А.В. Бакушинского, П.Г. Богатырева, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко. В.С. Воронова, В.Е. Гусева, А.С. Каргина, Н.И. Костомарова. М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, Т.Л. Астраханцевой, С.Б. Рождественской, А.Б. Салтыкова, Т.Я. Шпикаловой и др. Исследования этих авторов рассматривают народные промыслы в культурологическом, историческом, этнографическом, философском, эстетическом, искусствоведческом, социальном и педагогическом аспектах.

Так, в монографических трудах В.М. Василенко подробно анализируется история народных промыслов от истоков зарождения до начала 70-х годов XX века. Широко и многогранно история и современность народного искусства и художественных промыслов, проблемы традиции и новизны, коллективного и индивидуального рассматриваются в трудах М.А. Некрасовой. Раскрыт духовный смысл народного искусства, его сущность как особого типа художественного творчества, развивающегося по своим законам и творческим принципам. Особое значение для сегодняшнего времени имеет ее глобальное видение художественной культуры в единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии всех культурных элементов.

Одна из важнейших проблем народного искусства - проблема традиции и новаторства в современных условиях. Сама по себе традиция - понятие полифоническое. В народном искусстве живут традиции коллективного творчества и индивидуальной личности: «Подлинно творческие традиции очень часто не выражаются во внешнем сходстве и в прямых заимствованиях и могут быть скрыты во внутреннем смысле творческого развития художника, его основных тенденциях, иногда даже вовсе не осознаваемых самим художником».

И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, Б.А. Рыбаков и др. под традиционностью народного искусства понимают древность его образов, форм и приёмов, устойчивость их сохранения и преемственность освоения. В отличие от них М.А. Ильин усматривает в традициях народного искусства лишь прошлое, не видя никаких связей с современностью. По его мнению, в традициях заключается неразвитый потенциал народного искусства.

Как величайшую функцию культуры воспринимает традицию П.И. Уткин. Он связывает с ней многие устойчивые явления человеческой жизни, которые называют вечными истинами.

Проблемам традиций, художественно-образного и эстетического анализа народных художественных промыслов посвящены диссертационные исследования по искусствоведению А.А. Клименко, О.А. Квасовой, Т.В. Павловой, И.А. Колобковой, Л.В. Шокоровой.

Этапы развития народных художественных промыслов являются предметом исторических исследований Л.М. Кокиной, М.Ю. Спириной; проблемы бытования народных промыслов, их интегративный потенциал отражены в философских исследованиях В.В. Волковой, А.С. Балаболкина; лексика народных художественных промыслов изучена в филологических работах М.И.Литвинова, Н.Ф. Венжинович, А.В. Маринина, Н.А. Баланчика.

В экономических исследованиях И.С. Зиновьевой, А.В. Ваняева, А.Р. Пахрициной, А.А. Минатуллаева, Н.Д. Гайбатовой, А.В. Артемова, Г.М. Рязанцева и др. отражены проблемы управления и регулирования производствами народных художественных промыслов.

В исследованиях Т.П. Воробьевой, Л.Н. Романовой, Н.В. Ульяновой, Л.М. Чомаевой раскрыты проблемы осмысления, сохранения и передачи новым поколениям основ национального мировоззрения, исторического опыта народа для обеспечения преемственности художественно-творческой деятельности. Поиск научно-обоснованных путей включения регионального компонента как важного аспекта возрождения народных традиций отражен в исследованиях В.Н. Банникова.

В педагогическом аспекте Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, М.Ю. Новицкой, Ю.В. Максимовым, В.И. Плакидиным, А.А. Азизовым, А.А. Андреевой, Е.И. Абакумовой, Я.Н. Алексеевым раскрыты проблемы образования на основе национальной художественной культуры. Эстетический аспект исследования традиционной росписи В.Н. Полуниной позволяет понять сущность этнохудожественной культуры.

Государственная политика в области культуры и искусства подтверждает актуальность проблемы сохранения и возрождения народных художественных промыслов. Об этом говорится в Федеральном законе «О народных художественных промыслах» (1999), региональных законах «О народных художественных промыслах» Ивановской (2003), Костромской (2009), Ярославской (2004), Нижегородской (2001), Владимирской (2002) и др. областей, Постановлении Правительства РФ «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства» (2008), Приказе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Об утверждении Перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов», в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов (2009), Постановлении Парламентских слушаний «Народные художественные промыслы: проблемы сохранения и развития» (2011).

Необходимость сохранения и возрождения культурного наследия России на государственном уровне подтверждается и Федеральными целевыми программами «Культура России (2012-2018 годы)», «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)».

В сфере культурологии интересующая нас проблема раскрыта недостаточно широко. За пределами научного внимания исследователей остались такие аспекты проблемы, как проблема исчезновения народных художественных промыслов и их сохранение в современной культуре; модернизация технологий народных художественных промыслов в условиях современного научно-технического прогресса. Основное внимание авторы по-прежнему уделяют ряду наиболее распространенных народных художественных промыслов, таких как палехская миниатюра, гжель, хохлома, вместе с тем без внимания остаются менее известные промыслы, находящиеся на грани исчезновения.

Цель исследования – анализ состояния и тенденций развития народных художественных промыслов Ивановской области.

Объект исследования – народные художественные промыслы России.

Предмет исследования – народные художественные промыслы Ивановской области.

Гипотеза исследования состоит в том, что сохранение и возрождение народных художественных промыслов в современном культурном пространстве Ивановской области возможно при создании комплекса условий:

- широкой популяризации народных художественных промыслов Ивановской области в обществе и включении этнокультурного компонента в систему непрерывного образования;

- практического использования народных художественных промыслов Ивановской области в культурной сфере, туризме и туристическом сервисе, модернизации технологий при сохранении традиций.

- в разработке критериев для определения статуса сохранности народных художественных промыслов и выявлении исчезающих народных художественных промыслов Ивановской области.

Исходя из цели и гипотезы, поставлены следующие задачи:

- провести теоретический анализ философской, культурологической, исторической и искусствоведческой литературы по проблеме исследования;

- выявить состояние и тенденции развития народных художественных промыслов Ивановской области и разработать критерии оценки статуса их сохранности;

- выявить исчезающие художественные промыслы Ивановской области;

- разработать охранно-восстановительную модель развития народных художественных промыслов Ивановской области;

- модернизировать технологию исчезающего гончарного художественного промысла Ивановской области;

- обосновать значимость народных художественных промыслов как инновационного туристского продукта Ивановской области.

Теоретической основой и источниками исследования стали идея «диалога» культур, отраженная в трудах Ю. Лотмана, М.М. Бахтина, В.С. Библера; идеи о роли традиции и новаторства в творческом процессе А.Ф. Лосева, Э.С. Маркарян и др.; положения науки в области народной художественной культуры, народного искусства, о его духовно-нравственном, художественно-эстетическом потенциале (В.С. Воронов, В.М. Василенко, А.Б. Бакушинский; М.А. Некрасова, Б.А. Салтыков, И.Я. Богуславская, С.Б. Рождественская, П.Г. Богатырев, Б.А. Рыбаков, Т.М. Разина, Т.Я. Шпикалова); исследования по народным художественным промыслам (А.А. Клименко, О.А. Квасова, Т.В. Павлова, И.А. Колобкова, Л.В. Шокорова, И.С. Зиновьева, А.В. Ваняев, А.Р. Пахрицина, А.А. Минатуллаев, Н.Д. Гайбатова, А.В. Артемов, Г.М. Рязанцев, Ю.В. Максимов, М.Ю. Новицкая и др.).

Методологической основой исследования явился системно-типологический подход. Комплексность подхода к исследованию предопределила использование приемов семиотического, структурно-функционального, сравнительно-исторического и иконографического анализа.

Для выявления исчезающих народных художественных промыслов Ивановской области была проведена этнографическая экспедиция. В решении задач исследования применялась совокупность методов: для изучения и описания конкретных художественных произведений использованы методы художественно-стилистического и композиционного анализа, иконографический анализ, выявляющие структуру построения художественного образа и особенности формообразования, метод систематизации был применён при обработке собранных в экспедиции материалов. Для реконструкции историко-художественного и технологического контекста собран, проанализирован и обобщен обширный корпус научных работ. Были применены элементы социологического метода: анкетирование и интервьюирование, а также фото и видеофиксация.

Источники и материал исследования. Диссертационное исследование проводилось на основе изучения теоретических и практических материалов по народным художественным промыслам Ивановской области. Информационную базу исследования составили работы отечественных ученых, монографии, периодическая литература по исследуемой проблеме, отчетные документы, законодательные и нормативно-правовые акты, позволяющие проследить наиболее значимые аспекты государственной политики в области развития народных художественных промыслов, материалы научно-практических конференций, федеральные и региональные законодательные акты, фонды научных библиотек, материалы анкетирования. Изучались коллекции и экспозиции музеев, производственных мастерских и различных центров художественных промыслов, интернет-ресурсы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что она является одним из первых исследований, рассматривающих тенденции развития народных художественных промыслов Ивановской области как существенной части современной культуры, выступающей резервом культурного и хозяйственно-экономического развития области.

Конкретные аспекты научной новизны состоят в следующем:

выявлены тенденции угасания савинской художественной росписи, гончарного промысла и лозоплетения в Ивановской области;

дано научное обоснование условий возрождения, сохранения и развития народных художественных промыслов Ивановской области;

разработана и апробирована охранно-восстановительная модель развития исчезающих художественных промыслов Ивановской области, состоящая из целевого, процессуально-производственного и результативно-оценочного компонентов;

разработан комплекс критериев, позволяющих определять статус сохранности народных художественных промыслов Ивановской области;

обоснована возможность включения савинской художественной росписи и гончарного художественного промысла Ивановской области в сферу туристической деятельности с целью их сохранения и развития.

Теоретическая значимость исследования заключается:

в выявлении роли и места народных художественных промыслов в современном культурном пространстве Ивановской области;

в анализе и обобщении теоретических проблем бытования народных художественных промыслов в Ивановской области;

в актуализации проблемы сохранения и развития народных художественных промыслов Ивановской области в культурологическом аспекте;

в восстановлении технологий изготовления изделий исчезающих народных художественных промыслов Ивановской области, таких как гончарный промысел, савинская художественная роспись. лозоплетение;

в теоретическом обосновании условий возрождения, сохранения и развития угасающей савинской художественной росписи, гончарного промысла и лозоплетения Ивановской области.

Практическая значимость исследования. Результаты и выводы проведенного исследования могут составить основу для дальнейшего изучения, сохранения, возрождения, и развития народных художественных промыслов, а основные положения и результаты могут быть использованы:

в системе высшего профессионального образования при подготовке специалистов в области культуры и искусства, народного художественного творчества, художественных промыслов, при разработке новых образовательных программ, авторских курсов, специализаций;

в системе дополнительного профессионального образования (повышении квалификации и переподготовке научно-педагогических кадров);

в учреждениях дополнительного образования детей (домах ремёсел, творчества, детских художественных школах); среднего профессионального образования в области культуры и искусства (художественных училищах, музеях);

департаментами культуры и культурного наследия в реальном культурном процессе при разработке программ по возрождению угасающих и сохранению бытующих народных художественных промыслов в разных регионах России;

для разработки инновационных технологий производства изделий народных художественных промыслов и расширения их ассортимента;

в предпринимательской практике;

в социокультурной и туристско-рекреационной деятельности, в разработке и реализации экскурсионных маршрутов.

Апробация диссертационной работы. Диссертация обсуждена на расширенных заседаниях кафедры культурологии и литературы Шуйского государственного педагогического университета. Промежуточные результаты диссертационного исследования неоднократно апробировались в докладах на Всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях: Международной научной конференции «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых учёных» (Шуя, 2010-2011), Всероссийском научном студенческом форуме Российской Академии Естествознания (2010-2012), Всероссийских конференциях с элементами научных школ для молодёжи «Инновационная политика ведущих вузов России: опыт, проблемы, перспективы частно-государственного партнёрства» и «Итоги развития системы научно-образовательных и внедренческих центров в 2011 году» (Москва, Российский государственный социальный университет, 2011), Межрегиональной научно-практической конференции «Борисовские чтения» (Шуя, 2010), Межвузовской конференции «Сохранение и развитие образовательного и культурного потенциала Ивановской области» в рамках фестиваля «Молодая наука - развитию Ивановской области» (Шуя-Иваново, 2010, 2011), VI Межрегиональной научно-практической конференции «Пути модернизации туристической деятельности в городе Шуя» (2010).

Отдельные результаты исследования были представлены на Всероссийских выставках, фестивалях, форумах: Всероссийском фестивале науки «Прикоснись к науке» (Иваново, 2011), Всероссийском форуме «Образовательная среда 2011» (Москва, Всероссийский выставочный центр), I Международном форуме «Сохранение культурного наследия» (Москва, 2011), Межрегиональном туристском форуме «История России в малых городах» (Кострома, 2011).

В рамках исследования по результатам открытого конкурса Министерства образования и науки РФ выполнялась поисковая научно-исследовательская работа по проблеме «Исчезающие художественные промыслы: инновации из прошлого» (государственный контракт № 14.740.11.1307). «Способ приготовления глиняных смесей и режим керамического обжига», разработанный в рамках исследования был представлен на региональном и окружном инновационных конвентах. По гранту РГНФ проведена этнографическая экспедиция «Дорогами земли Ивановской» (№ 12-14-37601 2011-09-27).

Созданные в ходе исследования базы данных «Исчезающие художественные промыслы» и «Технологические таблицы: инновации в народных промыслах» и разработанный туристический маршрут «Голоса природы» внедрены в деятельность туристической фирмы ООО «Русич» (г.о. Шуя), гостиничного комплекса «Сосновый бор» (г. Иваново) и экоотеля «Романов лес» (Костромская область).

Разработанная программа дополнительного художественного образования детей «Голоса природы» апробирована и внедрена в деятельность муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» и «Перемиловский культурно-досуговый центр «Родник» городского округа Шуя, о чем имеются акты о внедрении.

Основные положения, выносимые на защиту:

Народные художественные промыслы представляют неотъемлемую часть современной культуры Ивановской области, обладают мощным потенциалом, способствующим формированию культуры современной личности и общества. Богатые высоким эстетическим качеством, духовно-нравственной силой, профессионализмом, патриотизмом народные художественные промыслы противостоят безнравственности, отчуждению человека от своей историко-культурной ценности, безликости и массовости современной культуры. Через народных мастеров и школы народного мастерства промыслы выступают носителями и хранителями художественно-культурных региональных традиций, художественно-образной системы и традиционных технологий.

Средством научного обоснования сохранения и развития народных художественных промыслов, связующим звеном между теорией и практикой выступает охранно-восстановительная модель. Системообразущим элементом модели являются исчезающие народные художественные промыслы. Охранно-восстановительная модель состоит из следующих компонентов: целевого (цели сохранения и возрождения исчезающих народных художественных промыслов), процессуально-производственного (популяризация народных художественных промыслов, государственно-частное партнерство с продвижением промысла на рынке, комплекс мероприятий по модернизации технологий, наличие производства и государственной поддержки) и результативно-оценочного (критерии и показатели статуса сохранности художественного промысла), каждый из которых, оставаясь элементом целостности, имеет собственное содержательное наполнение и функциональное своеобразие.

Народные художественные промыслы обладают инновационным потенциалом, который может быть реализован в культурной и хозяйственно-экономической сфере общества через создание общественно-значимых продуктов (уникальных туристско-экскурсионных маршрутов, сувенирной продукции, бренда региона и т.д.), обуславливающих инвестиционную привлекательность Ивановской области. Народные художественные промыслы могут способствовать развитию внутреннего туризма, появлению рабочих мест для населения, наполнению рынка качественной аутентичной продукцией, что обеспечит их сохранность и жизнеспособность.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений и иллюстраций.

Народные художественные промыслы: к содержанию понятий

Определение понятий «промысел», «ремесло» в специальной литературе остается дискуссионным. Промыслом обычно называют занятие, с целью получения выгоды, каким-либо делом в объёме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи. Промыслом можно заниматься в одиночку или группой, которая называется чаще артелью, или, что встречается реже, бригадой. Промыслы, по характеру своей деятельности можно подразделить на те, в которых производится что-либо и те, в которых добывается что-либо, созданное природой. Производственные промыслы обыкновенно называются ремёслами, а вторые зовутся либо «добычей» либо, в каждом конкретном случае имеют своё специфическое название. Ремесла — это такой вид производства, при котором не требуется очень сложного и энергоёмкого оборудования, хотя набор инструментов, используемых в некоторых ремёслах, может быть довольно многочисленным и разнообразным, а сами инструменты бывают довольно сложными по своему устройству, и требуют большого мастерства в их применении. Такое производство нередко называется кустарным. Ремесла, связанные с обработкой дерева, всегда требовали от того, кто ими занимался умения обращаться с большим количеством инструментов, не применяющихся больше ни в каком другом ремесле. Таким образом, понятие ремесла, определяя рукотворность изделия, в большей степени является носителем художественной составляющей явления, а понятие промысла - экономической. На определении места и доли экономической компоненты в художественном промысле основаны теоретические споры исследователей народного изобразительного искусства. Хотя еще в 1982 г. Г.К. Вагнер писал: «Онтологический аспект состоит в том, что народное искусство во все эпохи было и является, в основном, не идеологическим отражением внешнего мира, а самим бытием. Произведение народного искусства не подражает чему-то, не возвещает что-то, оно, прежде всего, есть само по себе бытие.... Отсюда и гносеологический аспект заключается в том, что традиционное народное творчество есть не воспроизведение действительности, а ежедневное, ежечасное ее творение...» . Из чего следуют не только эстетические, но социальные, производственные и экономические компоненты в народном художественном промысле.

О взаимоотношениях понятий ремесла и народного искусства емко сказано в статье Л.В. Казаковой, которая рассматривает ремесло «как исполнительское искусство и народные традиции, связанные с определенной системой образов и технических приемов...»5. Таким образом, именно содержание духовной традиции и интерпретация технических приемов превращала ремесло в народный промысел.

Современные художественные промыслы, как часть народной художественной культуры, развиваются на основе традиций народного декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо уяснить, что такое народное искусство и народная художественная культура.

В фундаментальных трудах известного отечественного культуролога М.С. Кагана художественная культура предстает как форма деятельности, которая отражает реальную действительность и одновременно творит ее. В культуре он различает три сферы деятельности: материальную, духовную и художественную, каждой из которых характерны специфические «формы предметности». Результатами материальной культуры выступает «окультуренное» человеческое тело, техническая вещь, социальная организация. Сфе ру духовную составляют знания, ценности, проекты. Сферу художественной культуры он трактует как « духовно-материальную слитность», результатом которой является художественный образ [81].

Народная художественная культура - сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьянским фольклором. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее результатов (сказок, песен, танцев и т.д.), народная художественная культура включает систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание.

Народная художественная культура включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества6.

Народная художественная культура имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества - мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.

Народное искусство - поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народных массах. Народное искусство является частью художественной культуры.

Народное искусство не теряло своё чувство родной природы, выраженное художественным диалогом с ней, выношенным всей историей этноса. Проникнутые сокровенным знанием, вынесенным из глубины времён, школы традиций народного искусства утверждают закон единства человека и природы, необходимость гармонии между ними как залога самой жизни, как высшей ценности, что трагически нарушается цивилизацией, но неизменно воспроизводится народным искусством в силу его открытости времени7. В этом кроется духовно-нравственная, эстетическая сила воздействия народного искусства, соединяющая поколения переживанием отношений человека с Богом, с природой, что позволяет народам с их особенностями культурных традиций мирно содействовать и взаимодействовать. Это характерно для России, наполняет содержанием народное искусство, а также самую деятельность, обозначенную словом «промысел». В нём кроется постоянный источник народной поэзии, метафоричности языка, символичности образа народного искусства. На Западе подобная деятельность определяется словом «ремесло» с другим содержанием понятия, исключающим духовный смысл деятельности8. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это, прежде всего, проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.

Коллективный характер народного искусства выражается также в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер создает вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живет в таких же условиях, как и он.

Отражая коллективное мировоззрение, произведения народного искусства в то же время обязательно несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Эта вариантность в работе мастера - одна из характерных черт народных художественных промыслов.

Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народные промыслы всегда профессиональны, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими. Так, в народном искусстве коллективное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя и обогащая друг друга.

Действительно, народные художественные промыслы, признаваемые сегодня в качестве прямого наследника традиционного народного искусства, имеют с ним много общего9. Правда, с точки зрения своих утилитарных и духовных задач традиционное народное искусство было явлением более широким, играло в жизни общества большую роль. С другой стороны, его воздействие ограничивалось тем коллективом, в котором оно функционировало. Культуротворческое значение современных художественных промыслов давно переросло за рамки регионального масштаба. Современные художественные промыслы - это собственно художественные производства, в отличие от народного искусства прошлого. Уже само их название, заменившее ранее признанное - «кустарные промыслы», характеризует их направленность на первоочередное решение художественных задач. Такое доминирование художественной функции в немалой степени является следствием развития нашей культуры, ответом на проблемы современной предметной среды. Разумеется, оно не соответствует синкретической природе традиционной культуры прошлого, отражая те большие изменения, которые произошли в нашем обществе.

Анализ тенденции исчезновения народных художественных промыслов

Для того чтобы проанализировать тенденции исчезновения народных художественных промыслов Ивановской области, необходимо рассмотреть общероссийскую ситуацию, складывающуюся в сфере народных промыслов. Творческого разнообразия уникальных художественных промыслов, как в России, нет ни в одной стране мира.

Большое внимание уделяется проблеме возрождения и сохранения народных художественных промыслов России 5. Исследователи называют основные причины исчезновения художественных промыслов, состоящие в сокращении численности народных мастеров и мастерских, утрате традицион Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры [Текст]/ М.А. Некрасова - М., 1983; ных технологий и предлагают пути их сохранения и возрождения 57. Определяют роль и место художественных промыслов в современной культуре, народное искусство в образовании и воспитании детей 58 . Сегодня проблема исчезновения художественных промыслов является особенно актуальной. По статистическим данным Минпромторга в настоящее время в сфере народных художественных промыслов занято около 250 предприятий, расположенных в 64 субъектах Российской Федерации. Общая численность работающих на таких предприятиях - около 30 тысяч человек. За последние 20 лет исчезло около 40 видов народных промыслов59.

С целью выявления популярности промыслов, их образовательного и эстетического потенциала, уровня предложения изделий народных художественных промыслов был проведён опрос. В опросе приняли участие представители различных субъектов Российской Федерации, социальных слоев, возрастов и профессий. Всего в опросе приняло участие 100 человек. Опрос проводился в Интернет-режиме на сайте «Исчезающие художественные промыслы» (http://belov-art.moy.su/). Согласно полученным данным большинство участников опроса (67%) при выборе сувенирной продукции отдают предпочтение изделиям народных художественных промыслов (рис.1).

Тенденцию к использованию элементов народного творчества в современной моде (одежде и декоре) одобрили 56% респондентов. Данный факт подтверждает популярность народных промыслов и их эстетический потенциал. Однако стоит отметить, что 30% опрошенных не приветствуют данную тенденцию. На наш взгляд, это может быть связано с утратой народных традиций и технологий (рис. 2).

Среди традиционных художественных росписей наибольшей известностью пользуется палехская лаковая миниатюра (41%), гжельская роспись (40%), хохломская роспись (30%) и лаковая миниатюра Холуя (23%). Этот факт подтверждается тем, что данные промыслы входят в число всемирно известных помыслов и пользуются большой популярностью на международном рынке. Менее известной оказалась мезенская роспись по дереву (9%) и практически совсем неизвестными - пучужская (1%), савинская (1%), полхов-майданская (1%), борецкая (1%) и пермогорская (1%) художественные росписи. Эти результаты подтверждают тенденцию к их угасанию. Так, например, изделия савинской росписи по дереву, сегодня являются музейной редкостью, производство остановлено, промысел исчезает, в то время как на поставку изделий Савинской продукции в 1976г. были заключены договора с девятью странами Запанной Европы, Азии и Африки (рис. 3). Какие художественные росписи вы знаете?

Аналогичная ситуация складывается с видами резьбы по дереву и керамическими промыслами. Среди наиболее популярных видов данных помыслов - домовая резьба (38%), богородская игрушка (32%), абрамцево-кудринская резьба (21%). Менее знакомой оказалась Городецкая глухая резьба (16%), а самой неизвестной - резьба «Татьянка» (1%) (рис.4).

Среди керамических промыслов самыми популярными стали дымковская игрушка (54% ), гжельская керамика (41%) и филимоновская игрушка (21%). Наименее известными промыслами - каргапольская игрушка (9%) и абашевская игрушка (1%). гончарный промысел (д. Скорятиха, Шуйский район), определённый в настоящее время по статусу как «вероятно исчезнувший», не известен ни одному из опрашиваемых, что усиливает характер его исчезновения и безызвестности (рис. 5) ОКакне HJ керамических промыслов вы энэстс?

По степени использованию в быту наиболее часто участники опроса называли такие изделия народных художественных промыслов как разделочные доски (38%), шкатулки (21%), аутентичную посуду (кринки, горшки, солонки, тарелки) (18%) и декоративные панно (14%), короба и корзины (10%). Утилитарность этих изделий остаётся высокой и не теряет актуальности в настоящее время. Наименьшей популярностью пользуются одежда и украшения (7%), а также туеса (3%), что подтверждает снижение их практической применимости (рис. 6).

70% опрошенных отметили наличие специализированных точек продаж народных художественных промыслов, что позволяет судить о высокой конкурентоспособности товаров народных художественных промыслов и высоком уровне эстетического потенциала, заключающегося в аутентичности продаваемых изделий (рис. 8)

Десятку самых известных промыслов России составляют матрешка, гжельская керамика, хохломская роспись60, оренбургский платок, дымковская игрушка, палехская миниатюра, тульский самовар, скань, каслинское литье, пушнина. Наряду с этими промыслами многие другие забываются и находятся на грани исчезновения. Так, например, из 60 предприятий по производству язычковых музыкальных инструментов в России, на сегодняшний день осталось только три - Кировская, Тульская и Шуйская гармонные фабрики. Все три производства находятся в бедственном положении и в ближайшем будущем могут закрыться. Предприятия по производству плетёных изделий из лозы, бересты и соломки в России почти не осталось, такие промыслы выживают благодаря небольшим производствам (например, Крестьянское хозяйство «Лоза» в Ивановской области) и отдельным народным мастерам. Фабрика городецкой росписи в Нижегородской области несколько раз перепродавалась и приостанавливала производство, а всемирно известная в 1970-х годах «Объедовская фабрика игрушки» (Ивановская область) вначале 90-х была вынуждена перейти с традиционной Савинской художественной росписи изделий на производство шахмат, лото и нард.

Многие промыслы не смогли продолжать свою деятельность, некоторые из них закрылись (например, в мастерских Хотьковской фабрики резьбы по дереву и кости сейчас работают организации, которые полностью вытеснили старинный промысел, не действуют цеха знаменитого Жостово - закры 60 Агафонова, Т.Д. Хохлома [Текст] / T.A. Агафонова // Добрых рук мастерство / Произведения народного искусства в собрании Государственного Русского Музея. —Л.: «Искусство», 1981, — С. 206-218. ты "за долги", частично утеряны традиции киришского и вятского кружево-плетения, исчезает воронежское, карсунское ручное художественное ткачество, хлудневская глиняная игрушка, мстерская вышивка. "Выжившие" предприятия промыслов диверсифицируются в сторону сокращения объемов выпуска уникальной продукции и расширения ассортимента вариативных "бытовых" изделий .

Не менее печальна и судьба знаменитой федоскинской лаковой миниатюры. Фабрика в Федоскино, два или три раза менявшая хозяев, замерла уже давно, мастера тоже работают по домам, и промысел постепенно умирает.

Как ни страшно звучит, но Россия сейчас наполовину потеряла и такой промысел, как всемирно известная хохлома. В Нижегородской области, на родине уникального искусства, испокон века было два центра, где изготавливались эти изделия, - город Семёнов и село Ковернино с окрестностями. Семёновский район остаётся «хохломским» центром и по сей день: завод, к счастью, вполне успешно работает. А вот расположенное в Ковернино предприятие «Хохломской художник» погибло. Точнее, варварски загублено в результате приватизации девяностых. Когда фабрика перешла в частные руки, выяснилось, что уникальное производство новому хозяину не нужно. Оборудование было продано, а предприятие превращено в завод пиломатериалов. И в этом качестве благополучно работает сегодня, причём по-прежнему под вывеской - «Хохломской художник». Ни одного мастера-художника в штате предприятия сегодня, естественно, нет.

Охранно-восстановительная модель развития народных художественных промыслов Ивановской области

Модель предназначена для целостного представления восстановительного процесса исчезающих художественных промыслов, что впоследствии позволит проектировать охранно-восстановительную деятельность и осуществлять моделируемый процесс сохранения и возрождения промыслов.

Предлагаемая модель отражает структуру и взаимосвязи структурных компонентов. Рассматривая деятельность по сохранению и развитию исчезающих художественных промыслов как сложный взаимосвязанный процесс, мы выделяем целевой, процессуально - производственный и результативно-оценочный компоненты (рис. 9).

Системообразующий элемент модели - исчезающие народные художественные промыслы, представляют собой вид художественных промыслов, имеющих тенденцию к сокращению производства, уменьшению количества мастеров, мастерских, отсутствию популяризации и находящиеся под угрозой полного исчезновения. Исчезающие художественные промыслы могут иметь разный статус сохранности.

Целевой компонент заключается в возрождении и сохранении исчезающих народных художественных промыслов, определяется созданием необходимых условий для достижения возрожденных и сохраненных промыслов.

Процессуально-производственный компонент представляет совокупность условий, необходимых для сохранения и возрождения промыслов. К таким условиям мы относим социокультурную, просветительскую, образовательную и ярмарочно-выставочную деятельность для популяризации народных художественных промыслов; государственно-частное партнерство с продвижением промысла на рынке; комплекс мероприятий по модернизации технологий; наличие промышленного производства и государственную поддержку. Государственно-частное партнерство - совокупность форм средне-и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Применительно к данной модели государственно-частное партнерство для возрождения и сохранения исчезающих промыслов может развиваться в нескольких направлениях. Это сотрудничество государственных организаций с представителями частного бизнеса, работающих в сфере народных художественных промыслов и туризма (малые инновационные предприятия86), содействие и сотрудничество государства по созданию частных музеев и коллекций; реализация изделий народных художественных промыслов на Российском и международном рынках (реализация бизнес-проектов). Эти направления, а также просветительская, образовательная и ярмарочно-выставочная деятельность позволят увеличить эстетическую ценность народных художественных промыслов, будут способствовать популяризации и росту спроса на производимые изделия и, в конечном итоге, возродить промысел.

Развитие системы дополнительного образования, домов ремёсел и студий народных художественных промыслов будет способствовать возрождению и сохранению исчезающих художественных промыслов, через преемственность технологий, этнохудожественное воспитание и образование87.

Одним из средств является комплекс мероприятий по модернизации технологий народных художественных промыслов. Он предусматривает научные исследования, направленные на обновление традиционных технологий, разработку новых художественных материалов, изготовление современных промышленных образцов и замену устаревшего оборудования и инструментов на новое.

С учётом сегодняшнего научно-технического прогресса многие технологии народных художественных промыслов устарели и нуждаются в усовершенствовании в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Например, обжиг в электрической печи с программным терморегулятором (при t до 1200С) вытесняет из технологического процесса костровой обжиг (утильный и низкокачественный при t не более 600С), при этом качество керамической продукции повышается.

Промыслы неразрывно связаны с производством. В данной модели под производством понимается наличие мастерских, мастеров, специалистов, рынка изделий и межотраслевого взаимодействия.

Рынок применительно к промыслу, является совокупностью отношений по реализации произведенных изделий народных промыслов, базирующийся на регулярных обменных операциях между производителями товаров и потребителями. Данный структурный компонент характеризуется факторами предложения и спроса изделий народных художественных промыслов. Факторы предложения определяются разнообразностью спроса, возможностью и необходимостью работы, как по месту жительства, так и на стороне; разными видами однотипного товара (лаковая миниатюра Холуя, Палеха, Мстеры); централизованным завозом сырья (например, государственная поставка золота на предприятия села Красное на Волге) и разнообразием исходных материалов, а также индивидуальным предложением, связанным с заказом. Факторы спроса изделий народных художественных промыслов определяют: туризм (подвижность населения, подарки и сувениры); этнокультурные традиции (дарение и ритуалы); украшение помещений (офисные учреждения и жилищное строительство); религия (изделия культа, иконы); частный заказ (физические лица); национально-патриотическое движение (национальная атрибутика); политика государства и местных властей (структуризация спро-са) .

Особое значение в решении проблемы возрождения и сохранения промыслов имеет межотраслевое взаимодействие. Это взаимодействие рынка народных художественных промыслов с туристским комплексом. Художественные народные промыслы обладают богатым потенциалом для развития туристско-рекреационной деятельности в регионах, позволяют популяризировать сам промысел, возродить интерес к нему, сохранить секреты мастерства.

Включение исчезающих народных промыслов в туристические маршруты и программы усиливает роль внутренних факторов экономического роста и обуславливает повышение спроса внутреннего рынка на продукцию народных промыслов, способствуя возрождению и сохранности промысла. В свою очередь исчезающий художественный промысел, выступая в роли инновационного турпродукта, обновляет туристский рынок программами и маршрутами, способствуя развитию туризма.

Разработка и реализация мероприятий по возрождению и сохранению народных художественных промыслов невозможна без государственной поддержки. Сегодня это главное условие сохранения и развития промысла через совершенствование законодательства в области народных художественных промыслов, целевую поддержку и реформирование системы образования в области народных промыслов.

Так закон N 7-ФЗ «О народных художественных промыслах» был принят ещё в 1999 году. Уже тогда специалисты находили в нём массу пробелов. Сейчас ситуация только усугубилась. Первая задача, которую стремятся решить авторы поправок, - защитить «творческое лицо» промысла, его художественную уникальность. В сегодняшнем законе «защитных» механизмов нет, а потребность в них огромна - иначе целый ряд уникальных производств Россия может полностью потерять. Например, в тревожном положении оказался всемирно известный оренбургский пуховый платок. Сегодня существуют производства, где под этой маркой вяжут и продают платки из крашеной шерсти. Одной из самых серьёзных проблем народных художественных промыслов сегодня остаётся вопрос защиты авторских прав. В части 4 Гражданского кодекса РФ, где собраны соответствующие нормы, народно-художественные промыслы вообще не упомянуты. Поэтому на авторское вознаграждение при продаже экземпляра изделия художник права не имеет.

Нормативно-правовое и законодательное регулирование сферы народных художественных промыслов, а также целевая поддержка (например, федеральные целевые программы) будут способствовать сохранению и возрождению исчезающих художественных промыслов.

Необходимо дополнительное государственное регулирование образовательной сферы в области культуры и искусства. Федеральные образовательные стандарты должны содержать значимый этнохудожественный компонент, способствующий сохранению и возрождению культурного наследия России, в том числе и народных художественных промыслов. Особый подход необходим к составлению образовательных программам по специализированным курсам народных художественных промыслов, которые необходимо дополнить малоизвестными художественными промыслами и технологиями.

Результативно-оценочный компонент модели характеризуется возрожденными народными художественными промыслами. Промысел оценивается по системе критериев (таб. 1) и определяется наличием мастерских, мастеров, технологий производства, произведений искусства (в специализированных магазинах, на ярмарках, выставках и музее), преемственности (учеников и учебных заведений), пропаганды и информации, рынка сбыта (в специализированных магазинах, на ярмарках, выставках и музее), преемственности (учеников и учебных заведений), пропаганды и информации, рынка сбыта.

Народные художественные промыслы Ивановской области как инновационный туристский продукт

Интерес к развитию внутреннего и регионального туризма в России продолжает неуклонно возрастать. На федеральном уровне решаются вопросы по развитию туристского потенциала малых городов России, обладающих богатым культурно-историческим наследием96.

Разработка новых турпродуктов и предложений по их внедрению и продвижению на рынках туристских услуг является условием успешного развития внутреннего и въездного туризма в российских регионах 7.

Среди первоочередных проблем, препятствующих развитию внутреннего туризма, выделяют проблему отсутствия качественных туристических маршрутов и экскурсионных программ .

Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"

Многие художественные промыслы, которыми издавна славилась Россия, ставшие когда-то брендами российских городов, сегодня находятся под угрозой полного исчезновения. Необходимость возрождения и сохранения народных художественных промыслов неоднократно подчёркивалась на высшем государственном уровне. На парламентских слушаниях комиссии Совета Федерации по культуре на тему «Народные художественные промыслы: проблемы сохранения и развития» (2011) принято решение о разработке и утверждении концепции «Стратегии сохранения и развития народных художественных промыслов России на период 2013-2020 гг.»99.

Необходимость государственной поддержки народных художественных промыслов подчеркивалась на заседании Госсовета Российской Федерации (декабрь, 2011)100.

В исследовании Г.К. Белугиной «Актуализация нематериального культурного наследия в музейно-выставочной и туристско-рекреационной деятельности (на примере Ивановской области)» современный туризм рассмотрен как мощный стимул для сохранения и актуализации культурного наследия, как канал межкультурного диалога101.

Автором исследованы механизмы актуализации мест памяти через тури-стско-рекреационную деятельность в Ивановской области, на основе которой, вовлекая туристов в культурный диалог, одновременно стимулируется поддержание идентичности местных сообществ и, актуализируя места памяти, обретается новая жизненна сила на фоне процессов разрушения традиционных культурно-хозяйственных укладов и связей. Город Иваново рассмотрен Г.К. Белугиной с семиотической точки зрения как сфера для разработки новых подходов к построению экскурсий в городе.

Народные художественные промыслы обладают богатым потенциалом для развития туристско-рекреационной деятельности, способствуют созданию бренда и инвестиционной привлекательности региона. Рассмотрим возможность включения исчезающих художественных промыслов Ивановской области в туристско-рекреационную деятельность с целью их сохранения и развития на примере экскурсионных маршрутов и программ городского округа Шуя.

Экскурсионной маршрут - это путь следования экскурсионной группы к обозначенным целям и путь возвращения экскурсантов после осмотра достопримечательностей к месту начала экскурсии. Маршрут является той особенностью, которая выделяет экскурсию в особый вид деятельности, например, от лекции или практического занятия, которые проводятся в учебных аудиториях, спортзалах, лабораториях. При подготовке «базового текста» экскурсии разрабатывается основа «экскурсионного маршрута» с уточнением экскурсионных объектов, которые предполагают синхронный комментарий, «экскурсионный рассказ» об объектах экскурсии, осмотр которых требует специальной остановки. Экскурсионный маршрут обязательно должен соответствовать целому ряду условий. Самое главное условие - обеспечение безопасности для экскурсантов, комфортные условия начала и завершения экскурсии, обеспечение максимально полного достижения всех целей и решения задач, которые перед экскурсоводом и экскурсионно-туристическим агентством поставлены организаторами экскурсии. Планируется сложность маршрута, используемые транспортные средства, посещение музеев, культурных центров, мест массового отдыха и осмотр достопримечательностей.

Народные художественные промыслы издавна развивались на территории старинного города Шуя Ивановской области. В настоящее время народные традиции бережно хранятся и успешно возрождаются в мастерских-лабораториях научно-образовательного центра «Истоки» Шуйского государственного педагогического университета . Сотрудники научно-образовательного центра исследуют и разрабатывают инновационные технологии и способы практического использования исчезающих художественных промыслов на туристическом рынке.

Технологию создания туристского продукта мы рассматриваем как инновационный цикл, состоящий из ряда этапов: генерирования идеи, разработки проекта (продукта), получения конкретного научного результата, его апробации, изготовления серийного образца и практической реализации (продажей продукта) на рынке туризма. Одним из реализуемых турпродуктов в Ивановском регионе является разработанный в ходе исследования экскурсионный маршрут «Голоса природы», основная цель которого - широкая популяризация народных художественных промыслов Ивановской области103. Достижение цели определяется решением следующих задач:

- познакомить гостей Ивановской области с культурно-историческим наследием;

- познакомить с региональными традициями гончарного художественного промысла, савинской художественной росписи, лозоплетения, строчевы-шивки, палехской и холуйской лаковой миниатюры;

- представить участникам маршрута изделия, материалы и технологии производства народных художественных промыслов Ивановской области;

- помочь овладеть практическими навыками изготовления изделий народных художественных промыслов (сувенир магнитик «Шуйская гармошка», расписные ложки, пуговица-жужжалка, шаркунок, керамический горшок и другие);

- закрепить полученные знания о народных художественных промыслах, культурно-историческом наследии Ивановской области на интерактивных программах;

- обеспечить участников маршрута сувенирной продукцией как самым эффективным способом рекламы народных художественных промыслов Ивановской области.

При формировании идеи для разработки инновационного экскурсионного маршрута «Голоса природы» мы основывались на художественных и музыкальных традициях Ивановской области, на использовании интереса к народным художественным промыслам, искусству создания музыкальных инструментов из природных материалов. Известно, что по всей территории Ивановской области, как и во многих других областях центральной полосы России, бытовал музыкальный инструментарий календарно-обрядовой практики1 4. В первую очередь, это пастуший инструмент (пастушьи рожки, жалейки, пастухалка и др.) и инструментарий охотников (манки, пищики). Все праздники на Руси отмечались в сопровождении игры на различных музыкальных инструментах, которые создавали, в основном, из того, что было под рукой (глина, береста, дерево), а звучание таких музыкальных инструментов напоминало звуки природы: шум дождя, крики птиц, свист ветра. Это обстоятельство и легло в название маршрута - «Голоса природы»105. Нас интересовали именно простейшие музыкальные инструменты, в основном, перкуссионные и самозвучащие (идиофоны), так как они не требуют специальной настройки и просты в изготовлении.

Похожие диссертации на Народные художественные промыслы в современном культурном пространстве Ивановской области