Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Типологический анализ художественных промыслов 22
1.1. Народные художественные промыслы как составляющие культурной системы 26
1.2. Основания и виды типологии народных художественных промыслов России 46
1.3. Культурно-исторический анализ художественных промыслов Нижегородской области 55
Глава 2. Утилитарно-экономические функции художественных промыслов 79
2.1. Хозяйственно-утилитарное значение художественных промыслов 85
2.2. Экономический потенциал нижегородских художественных промыслов 101
2.3. Художественные промыслы Нижегородской области как интегратор социума 117
Глава 3. Социо-гуманитарные функции художественных промыслов 138
3.1. Эстетическая функция художественных промыслов 138
3.2. Народные художественные промыслы в сети Интернет 161
3.3.Художественные промыслы в педагогическом процессе 167
Заключение 185
Список литературы 193
- Народные художественные промыслы как составляющие культурной системы
- Хозяйственно-утилитарное значение художественных промыслов
- Эстетическая функция художественных промыслов
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Искусство художественных промыслов как часть художественной народной культуры созвучно современности значительностью накопленного опыта.
Изучая произведения народного искусства, созданные в различные периоды, мы постоянно ощущаем в приемах мастерства, в сюжетах и орнаменте живую связь с многовековой национальной культурой. Находки археологов и документальные материалы свидетельствуют, что у древних славян, населявших территорию нашей страны, в ІХ-Х вв. уже существовало высокоразвитое ремесленное производство, сложилось вполне самобытное, глубоко народное искусство.
Во .второй половине XVII в., на основе разнообразных народных ремесел, формируются художественные народные промыслы. Сложению промыслов помогало близкое нахождение торговых путей и крупных торговых центров.
Многовековое наследие народной культуры воспринимается как живое явление, в котором остро нуждаются наши современники. Отрицать всесилие моды в наше время трудно, ее могущество очевидно, коснулось оно и изделий художественных промыслов. Вопрос сводится к тому, является ли эта мода проявлением более глубоких общественных потребностей или, как это нередко бывает, служит удовлетворению очередного «каприза» цивилизации.
Сегодня мы наблюдаем в интересе к народному искусству так называемую «усталость», интерес к промыслам стал спадать, «матрешками» забит весь промысловый рынок, «китч» гуляет по стране и вывозится за рубеж, спад оказался настолько стремительным, что наносит несомненный ущерб культуре и ставит народное искусство в критическую ситуацию. Чем более фундаментальным будет представление наших современников о традиционном народном искусстве, тем меньше деятельность настоящих
художников промыслов будет зависеть от моды. Путь к сохранению стойких традиций современного народного искусства в быту и культуре лежит в воспитании грамотного, способного оценить его по достоинству молодого поколения.
В последние годы внимание к традиции неуклонно возрастает, что обусловлено повышенным интересом к проблемам «коллективной памяти», культурной коммуникации и преемственности в современном обществе.
»
Привычно связанная с достаточно ограниченной сферой культуры и быта, с историей, традиция претендует на обретение статуса всеобщности и по частоте употребления начинает конкурировать с понятием прогресса. Кроме того, в связи с поставленной нами темой возникает и такая важная проблема, как функционирование культурной традиции в народном искусстве в условиях обращения к ней представителей самых разных гуманитарных дисциплин.
Народное декоративно-прикладное искусство близко соприкасается с этнографией и археологией. Этнографией изучаются близкие вопросы материальной культуры народов России в ее недавнем прошлом, настоящем и обозримом будущем. Археологи ведут раскопки древних городов и поселений, выясняя истоки художественных национальных традиций.
Можно также отметить, что проблемы промыслов далеко выходят за рамки искусствознания и истории искусства. Они смыкаются с экономикой, что естественно для статуса промыслов как предприятий, а также с социологией и психологией.
Возросшая роль декоративного искусства в современной жизни вызывает необходимость всесторонне и глубоко изучать народное декоративное искусство, и, в частности, современные художественные промыслы.
Степень разработанности научной проблемы.
Изучение народного творчества — одна из наиболее молодых отраслей гуманитарной науки. Эта отрасль науки складывается во второй половине XIX в. В этот период закладываются основы фольклористики, параллельно с изучением фольклора начинается собирание предметов русской старины. Предпринимаются первые археологические раскопки и архивные изыскания. Расширяются понятия о национальном наследии, появляются первые публикации.
Большое значение имеют работы выдающегося филолога, блестящего знатока русской литературы Ф. И. Буслаева, обратившегося к важнейшим проблемам происхождения, эволюции, а также народности русского искусства. Буслаев поставил вопрос о тесной связи и взаимодействии народной поэзии с народным искусством, публикуя целый ряд интереснейших, ранее неизвестных памятников. [28, С. 19]
И. Е. Забелин, принадлежавший к числу ученых, впервые обратившихся к изучению истории культуры нашей страны, рассматривал русское искусство как явление глубоко самобытное. Ему принадлежит мысль о национальной, своеобразной системе художественного мышления, присущей именно русскому традиционному искусству. [42, С.27]
Основоположником науки о русском декоративно-прикладном искусстве был В. В. Стасов, он впервые раскрыл художественную ценность современного ему крестьянского искусства, усматривая в нем глубокие связи с древней культурой, и стремился противопоставить самобытное начало древнерусского искусства византийскому влиянию. Для нас чрезвычайно велико значение его трудов, по существу первых серьезных аналитических работ в области народного искусства. [282]
Новаторство Стасова сказалось и в том, что он рассматривал произведения народного искусства не только как предметы для коллекционирования: он предлагал современным ему художникам
использовать в своей практике народное творчество как подлинное искусство, имеющее глубокие национальные традиции. Однако, отстаивая самобытность русской культуры, Стасов придавал слишком большое значение влиянию на нее культур Среднего и Ближнего Востока. [282]
В конце XIX в. интерес к народному быту и творчеству все более расширяется. Появляются разнообразные публикации уже не только памятников старины, но и произведений современного народного искусства.
В большом количестве альбомы-пособия выпускало Строгановское училище. В альбомах училища материал, часто неравноценный, подбирался произвольно, воспроизведение памятников, иногда в очень вольной трактовке, чередовалось с импровизациями художников. В свое время эти и подобные им издания во многом определили направление декоративного искусства. По существу, именно Строгановское училище положило начало развитию псевдорусского стиля. [28,39,42]
В конце XIX — начале XX в. в печати находят отражение попытки ряда земских деятелей, в том числе и художников, непосредственно работавших с кустарями, поддержать приходящие в упадок промыслы, сохранить сокровища народного творчества. Так, С. А. Давыдова оставила целый ряд трудов по женским народным промыслам, в частности о русском кружеве, истории этого традиционного промысла, технике производства, отдельных центрах кружевоплетения. В сборнике «Кустарная промышленность России» были опубликованы интересные сведения по таким женским промыслам, как вышивка, золотное шитье, ткачество. [39,42,78]
В этот период земские организации играли очень значительную роль в судьбах народных промыслов. Предпринимаемые ими обследования кустарных производств, с целью оказания им реальной помощи зафиксированы в докладах, статьях, справочниках. Тщательно собранные земскими деятелями сведения по статистике, экономике промыслов и
технике производства — ценнейший фактический материал для научных исследований. Земскими организациями изданы многотомные иллюстрированные сборники по кустарным промыслам всей России и по отдельным районам, описания выставок народного искусства, труды съездов деятелей кустарной промышленности.[79,150]
В начале XX в. появляются исследования, посвященные отдельным видам народного художественного производства, которое раскрывается как большое национальное искусство.
Так, на протяжении 1910—1912 гг. вышли в свет 12 выпусков альбома А. А. Бобринского, объединенных общим названием. Это был большой вклад автора в культуру России. Альбомы знакомили читателей с сокровищами русского искусства, а также служили материалом для работ исследователей и художников. Труд Бобринского — богатейший источник не только добросовестно собранного, но и систематизированного автором обширного материала. Здесь же впервые была сделана попытка точно указать места бытования большинства изделий. [203]
Наряду с такими обобщающими широкий материал работами, как альбомы Бобринского, появляются издания, посвященные отдельным народным промыслам, с описанием истории их возникновения и техники производства. [209,222, 262]
Видную роль в изучении народного искусства сыграл Н. Д. Бартрам, художник по специальности, организатор уникального по своему собранию Музея игрушки. В прошлом деятель земства, работавший с кустарями, он уделял большое внимание изучению экономики промыслов. Он описал подмосковные промыслы — загорский и богородский, значительнейшие центры народного творчества, объединявшие мастеров резьбы и росписи по дереву. [28, С.67]
Работа земских деятелей, исследования, публикации разнообразных сведений расширяют представления о народном искусстве, вызывают заинтересованность в его судьбах в кругах русской интеллигенции.
В среде художников — членов объединения «Мир искусства», отстаивавших эстетские взгляды, среде, казалось бы, далекой от проблем развития народного искусства, возникает величайший интерес к нему. А. Бенуа, говоря об оригинальности народного творчества, горячо протестует против насильственного внедрения в промыслы чуждых влияний, приводящих к упадку - художественную культуру. Те же мысли звучат в статьях И. Билибина, И. Грабаря, говорящих о необходимости, во что бы то ни стало спасти народное искусство от угрожающей ему гибели. [10, С.46]
В конце XIX — начале XX вв. активно работают музеи. Строгановское училище, Московский исторический музей и другие систематически собирают материалы по национальному искусству, организуют экспедиции в разные районы России. Среди частных коллекций особенно ценно уникальное собрание русских костюмов разных губерний и разнообразных предметов народного декоративно-прикладного искусства Н. Шабельской. Публикации принадлежавших Шабельской выдающихся образцов народного творчества был посвящен специальный выпуск журнала «Студио». [221, С.73]
Таким образом, во второй половине XIX — начале XX вв. был собран, осмыслен и частично опубликован ценнейший материал.
Новый этап в изучении народного искусства наступает после революции. В условиях развития советской культуры возникает новое отношение к народному творчеству, которое способствовало появлению отрасли искусствоведческой науки, посвященной проблематике искусства народных промыслов и изучению их истоков.
Отечественная наука советского периода стремилась к активному вмешательству в судьбы промыслов, её основной целью было содействие
развитию народного искусства. Многие работы 20—30-х годов — это острая полемика по вопросу восстановления основ народного творчества. [7,8,9]
Поэтому вопросы изучения лучших традиций русского искусства и их творческой переработки становятся особенно актуальными.
К числу достижений советской науки относится организация выставок в Государственном историческом музее в 1922—1923 гг., впервые широко ознакомивших общественность с крестьянским творчеством. Это были первые научно построенные экспозиции, где систематизировался обширный материал. Строго научный отбор материала позволил ученым выявить определенные закономерности в развитии народного искусства, сделать ряд теоретических обобщений. [73,74,85,86]
Особое значение для отечественного искусствоведения имеет работа «Крестьянское искусство» В. С. Воронова — одного из руководителей экспедиций и организаторов выставок в Историческом музее. В ней получили научную разработку вопросы местного своеобразия. [55,56]
В. С. Воронов вырабатывает убедительный метод описания и анализа памятников народного искусства, позволяющий раскрыть его специфику. [56]
В работах Воронова, посвященных резьбе и росписи по дереву, получают дальнейшее развитие положения, лишь намеченные в свое время в трудах Бобринского; Воронов дает классификацию народного орнамента и устанавливает наличие школ художественной росписи: северодвинской, нижегородской, городецкой. Эта классификация сохраняется в искусствоведении до настоящего времени. [117, 221]
В 20—30-е годы вопросы народного искусства интересуют широкий круг исследователей. Во всестороннее изучение народного творчества большой вклад вносят труды археологов и этнографов.
Среди историко-археологических работ значительна статья В. А. Городцова, посвященная вопросу происхождения ряда сохранившихся в
народном творчестве древних мотивов. Его работа содержит подробную иконографию древних образов, ставших традиционными в народном искусстве. [119, С.65]
Чрезвычайно ценны труды этнографов, основанные на полевом сборе материала, содержащие подробные описания предметов народного быта, техники их производства, орнаментальных украшений. Наиболее интересно и полно освещены вопросы, связанные с народной одеждой, в работах Н. П. Гринковой, М. Е. Шереметьевой, Н. И. Лебедевой, Е. Н. Клетновой. [285, 316]
В 30-е годы наряду с обширной собирательской и научной дея
тельностью было положено начало большой практической работе
непосредственно с существующими народными промыслами. В эти годы
развернул активную деятельность кустарный музей (ныне Музей народного
искусства), на базе которого в 1931 г. был создан Научно-исследовательский
институт художественной промышленности, осуществлявший
художественное руководство промыслами. [172,173,175,176,181, 182, 183]
Во главе института становятся такие видные ученые, как В. С. Воронов, А. В. Бакушинский, позже — В. М. Василенко. Сбором материала в музеях и промыслах занимались Л. И. Свионтковская-Воронова — автор серьезной работы о резной кости, В. Я. Яковлева, 3. Д. Кашкарова, Е. Г. Теляковский. [10]
Этот период нашел наиболее яркое отражение в трудах крупного ученого А. В. Бакушинского, сочетавшего научную, литературную работу с практикой. Он нашел новую методику исследования и анализа произведений народного искусства. [7,8,9,10]
Методы исследования и взгляды А. В. Бакушинского получают дальнейшее развитие в трудах В. М. Василенко, созданных на основе собранного им обширного материала. [39,40,41,42]
В. М. Василенко в своих работах 30-х годов, посвященных отдельным видам промыслов, дает яркую характеристику народного творчества, акцентируя внимание на искусстве досоветского периода. Его монография «Северная резная кость» посвящена холмогорским костерезам. [41]
Как итог деятельности 1930-х годов в области науки и практической работы с промыслами Институтом художественной промышленности был подготовлен сборник «Народное искусство СССР в художественных промыслах». В написании статей приняли участие А. В. Бакушинский, В. М. Василенко, В. С. Воронов, Г. В. Жидков, Е. М. Шиллинг и др. В сборнике излагалась краткая история и характеристика промыслов, в доступной и яркой форме рассказывалось о творческих достижениях мастеров народного искусства за два десятилетия Советской власти. [175]
С трудами отечественных ученых в послевоенный период связана новая ступень в развитии искусствоведения, для которой характерно обращение к значительно более широкому кругу материалов, остававшихся ранее неизвестными.
Значительным событием в исторической науке было издание труда Б. А. Рыбакова «Ремесло древней Руси», подытожившего многолетнюю исследовательскую работу автора в области археологии. Обширный труд Рыбакова ознакомил ученых с целой группой неизвестных ранее замечательных декоративных изделий мастеров далекого прошлого. Новые данные археологии позволили более уверенно говорить о степени развития народных ремесел в глубокой древности, их распространенности и многообразии. [87,263]
Изучение истоков народного искусства дало возможность шире ставить вопрос о его происхождении, развитии и специфике. Углубляя исследования В. А. Городцова, Рыбаков уделяет большое внимание вопросам происхождения мотивов народного орнамента, подчеркивая их художественную значимость, стремясь найти связующее звено между
композициями, бытующими в современной вышивке, и их древнейшими прототипами. [87, С.219-242]
В области исследования корней русского народного орнамента работал Л. А. Динцес, этой теме посвящены его труды «Древние черты в русском народном искусстве», «Русская глиняная игрушка». В среде этнографов вопросами, связанными с народным искусством, занимались Е. Э. Бломквист, Н. И. Лебедева, Г. С. Маслова. Собранный ими обширный материал содержит ценные и обстоятельные сведения о народном жилище, одежде, узорном ткачестве. [161,162, 222, С. 106]
Таким образом, фундаментальные труды историков и этнографов, статьи и публикации в журналах «Советская этнография» и «Советская археология» содержали много новых данных о развитии русской культуры.
В 40—50-е годы ведущими в советском искусствоведении явились труды А. Б. Салтыкова. Работая в основном в области керамики, он затронул в своих трудах целый ряд общих проблем развития народного искусства, продолжая начатое Стасовым, Вороновым, Бакушинским. Им впервые были поставлены многие вопросы специфики декоративного искусства. А. Б. Салтыков уделял основное внимание вопросам традиций и новаторства, писал об особенностях решения художественного образа в творчестве народных мастеров, касался проблемы синтеза, как характерной особенности декоративного искусства. [264]
Метод А. Б. Салтыкова заключался в творческом подходе к традиционному искусству: он искал пути использования традиций прошлого в современном искусстве, применительно к современному быту. [264, С.78-83]
Для Научно-исследовательского института художественной промышленности послевоенные годы были периодом интенсивной деятельности по дальнейшему сбору и публикации материалов о народном искусстве и практической работы с промыслами. Начинается коллективная
работа по созданию серии книг «Художественные промыслы РСФСР», 1973 г. [316]
Таким образом, были представлены все современные русские промыслы, многие из которых ранее не были освещены в литературе.
Обработка экспедиционных материалов, сравнение их с вещами из собраний музеев приводят к новым открытиям, позволяют уточнить центры промыслов, локализовать художественные школы. Особенно интересные результаты дают комплексные экспедиции сотрудников институтов и музеев: историков, архитекторов, искусствоведов. Руководящую роль в организации этой работы сыграл И. Э. Грабарь. [174, 221]
Государственный Русский музей в Ленинграде издал ряд работ, посвященных народной деревянной скульптуре, вышивке и кружеву. [253, 315]
Необходимо упомянуть вклад в науку о народном искусстве, сделанный местными собирателями М. Рехачевым, Д. В. Прокопьевым, М. П. Званцевым, И. Н. Шатровым, которые издали в предвоенные годы и после войны ряд монографических исследований по отдельным народным промыслам. [28,250,251,252]
Среди научных изданий значительны работы В. М. Василенко. Его монография «Искусство Хохломы» посвящена вопросу о стилистических художественных особенностях хохломской росписи. [39]
Большим событием явилась организация в 1957 г. издания журнала «Декоративное искусство СССР», на страницах которого публикуются статьи по разным вопросам народного искусства. Первый номер журнала был целиком посвящен народному искусству.
Большую роль в популяризации русского народного искусства сыграла работа М. А. Ильина «Русское декоративное искусство» (М., 1959), переведенная на несколько иностранных языков. [119]
В 1960 г. вышла работа С. М. Темерина «Русское прикладное искусство», освещающая творчество как мастеров народных промыслов, так и художников промышленности. Автор уделил большое внимание советскому прикладному искусству 30-х годов, очень мало затронутому в литературе, и охарактеризовал его с позиций современных ему эстетических воззрений. [287]
На современном этапе существуют определенные трудности в анализе
источников, поскольку вновь издаваемые работы носят, в основном,
узкоспециализированный искусствоведческий характер. Теоретических работ
по научным проблемам в исследуемой области практически не
публиковалось, поэтому данная работа может считаться первой и претендовать на новизну исследования.
Цель исследования - целью настоящего исследования является анализ интегративного потенциала художественных промыслов Нижегородской области.
Объект исследования — художественные промыслы Нижегородской области.
Предмет исследования - интегративный потенциал художественных промыслов Нижегородской области.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
типологический анализ народных художественных промыслов России как культурной формы, составляющей культурной системы;
обозначение места и функции традиций в художественной системе народного искусства;
культурологический анализ структуры, содержания и функции народных художественных промыслов;
выявление типов, видов и форм и создание типологии народных художественных промыслов;
определение условий и механизмов экономического потенциала
художественных промыслов Нижегородской области в их
историческом и современном состоянии;
рассмотрение динамики социокультурной интеграции
нижегородских художественных промыслов в условиях современного
состояния культурной традиции;
выявление социогуманитарной функции и создание классификации
представления народных художественных промыслов в сети Интернет;
обоснование роли народных художественных промыслов в
педагогическом процессе как необходимого условия устойчивости
современного общества и культуры.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Методологической основой работы стала совокупность аналитических приемов и операций, используемых историко-культурным подходом к изучению отечественных народных художественных промыслов, их исторического и современного состояния как культурных составляющих в жизни социума. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: как основные - метод культурно-исторического анализа; диахронический и синхронический методы исследования, метод исторических параллелей (сравнительно-исторический) и сравнительно-типологический метод, сочетающиеся с методом периодизации и методом аналогии и экстраполяции.
В качестве дополнительных методов исследования использовались
такие специфические культурологические методы, как философско-
историко-культурологический метод, ретроспективный метод
реконструкции исчезнувших явлений по их следам в современной культуре.
Теоретические основания работы основаны на положениях теории культурных форм как составляющих культурной системы и принципам типологии культур, положенных в основу концепции. Основные положения
концепции базируются на теории эстетической деятельности Л.А.Зеленова. [97-ПО].
Характер исследовании потребовал обращения к проблеме системы
культуры социума в целом, культуры архаики, этнической культуры,
этнической социализации, интеграции, культурной идентичности,
особенностей русской культуры, которые освещались в работах Л.А.Зеленова, Ю.В.Филиппова и других нижегородских ученых.[97-110, 299-310]
Научная новизна исследования определяется совокупностью полученных результатов, заключающихся:
в создании и обосновании типологии художественных промыслов как
явления культуры;
в раскрытии механизмов интеграции народных художественных промыслов с исторической повседневностью;
в выявлении и анализе коренных изменений, происходящих с народными художественными промыслами в рамках общекультурных процессов, происходящих в современном обществе;
в обосновании внедрения народных художественных промыслов в
педагогический процесс как условия необходимости самосохранения,
воспроизводства и регенерации культуры.
Положения, выносимые на защиту:
Определение места народных художественных промыслов России
как культурной формы, составляющей культурной системы в сознании
общества как механизма самосохранения, воспроизводства и
регенерации культуры, а также как системы, гарантирующей
компонент устойчивости современного общества;
Зарождение народного декоративного искусства относится к
начальным периодам развития материального производства. Оно было неразрывно связано с трудовой деятельностью человека. В классовом
обществе народное декоративное искусство связано в основном с бытом демократических кругов. Оно получает развитие в ремеслах и формирующихся на базе ремесленных производств художественных промыслах.
В течение XX столетия сперва кустарные, а затем предприятия
народных художественных промыслов пережили ряд трансформаций,
которые привели к полному отмиранию ряда промыслов, чьи изделия
перестали находить потребителя в силу различного рода причин:
социальных, экономических, утилитарно-функциональных и
эстетических. Часть же кустарно-промышленных производств превратилась в фабрично-промышленные предприятия, не имеющие художественного значения, сохранив лишь утилитарно-функциональное.
Народные художественные промыслы России в XXI веке -неотъемлемая часть отечественной культуры. В настоящее время художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
Сущностью художественной системы в искусстве народных промыслов являются материал, способы его обработки и характер изготовляемых предметов, принципы и приемы воплощения образа, адресовашюсть определенному кругу социального заказчика и потребителя изделий художественных промыслов, а также историко-географический фактор как основания типологии такой культурной формы (как составляющей культурной системы) как народные художественные промыслы.
Возникновению и развитию промыслов в Нижегородской губернии способствовали следующие причины: бедность почвы, обилие лесов, дававших топливо и сырье для промыслов, и благоприятное
географическое положение. На протяжении первой половины XIX века углубляется специализация промысловых районов, сыгравших большую роль в превращении кустарных ремесел в фабрично-заводской тип производства. В губернии развивались следующие промыслы: ложкарный, посудный, столярный, бондарный, плетение корзин и коробов, токарный и смолоскипидарный промыслы, сидка дегтя и углежжение, кожевенный и шорный промысел, сапожный, валяльный и скорняжный, пенькопрядильный и сетко-вязальный, медно-ткацкий и сталеслесарный, кружевной, а также гончарный, соляной и многие другие.
Несмотря на современную механизацию труда, художественные промыслы все же сохранили свою особенность, что и выделяет их среди прочих промышленных производств, их специфическая особенность заключается в том, что для изготовления изделий используются традиционные природные материалы. Это высоко ценимо в современной культуре, поскольку это требует от мастеров особого умения пользоваться ими, выявлять их красоту и органичное соединение с утилитарно-хозяйственным назначением.
Художественные промыслы Нижегородской области являются устойчивой моделью интеграционного процесса, тем более интересующего нас, поскольку их современное состояние можно определить как кризисное, экономически и социально нестабильное, следовательно, они обладают большим интегративным экономическим и социокультурным потенциалом;
Народные художественные промыслы, как и любое другое социокультурное явление современной реальности, не могли не появиться в сети Интернет в качестве различного рода объектов, не сходных по функциям и адресату, но вполне дифференцируемых по целям представления. Исходя из преследуемых целей представления
народных художественных промыслов в сети Интернет, выделяются четыре группы ролевых представлений; Концепция внедрения и функционирования народных художественных промыслов как компонента региональной культуры в педагогический процесс должна быть сориентирована на прогрессивную интеграцию международного, государственного и национально-регионального компонентов в образовании, обеспечивая последовательное развитие нравственных и культурных общечеловеческих ценностей в обществе.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется: S актуальностью проблемы взаимоотношения культуры как системы и
составляющих её культурных форм, в частности — народных
художественных промыслов - и общества; S культуры и традиции в художественной системе народного
искусства; S традиции и новации в виде бытования народных промыслов во
всемирной сети Интернет; S повышенным интересом со стороны общества и различных
направлений современной гуманитарной науки к проблемам
интеграции народных художественных промыслов в классической
традиции; S их модификацией и трансформацией в новейших условиях
межкультурной коммуникации, преемственности и сохранения
культурной идентичности. Теоретические аспекты темы важны для выявления устойчивости и изменчивости традиционных элементов культуры в современных условиях, для более глубокой теоретической разработки народных художественных промыслов как явления культуры.
Работа может послужить материалом при изучении как общих, так и частных закономерностей функционирования традиции в целом, и в рамках исследования народных художественных промыслов и процессов их видоизменения и трансформации.
Представленные в диссертационном исследовании сведения также могут быть использованы в целях:
выявления прикладного функционально-смыслового значения
понятия «народные художественные промыслы»;
создания познавательной модели культуры, основанной на новом
восприятии классического наследия в сфере исторического и современного
функционирования народных художественных промыслов;
разработки основ стратегии сохранения культуры через
культивирование, регенерацию и трансляцию художественных промыслов в
интеграционном социокультурном и педагогическом процессе.
Апробация основных положений работы осуществлялась диссертантом на научных и научно-методических региональных, межвузовских, всероссийских и международных конференциях, а также в Гуманитарно-художественном институте Нижегородского Государственного Архитектурно-строительного университета, где был создан УНПК (учебно-научный производственный комплекс), включивший в региональный компонент специальности 031401 «Культурология» следующие предметы: история, культура, технологии деревообработки, что включает в себя роспись по дереву, резьбу по дереву и лозоплетение; история, культура, технологии работы с глиной, что включает в себя художественную лепку из глины и гончарное дело; история, культура, технологии кружевоплетения, история, культура, технологии работы с бумагой (народное искусство вырезанок).
Основные положения и результаты исследования отражены в 9-ти публикациях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В 1 -й главе исследования проводится типологический анализ народных художественных промыслов России как культурной формы, составляющей культурной системы, дается основание и характеристика типологических групп народных художественных промыслов и проводится культурно-исторический анализ художественных промыслов Нижегородской области.
Во 2-й главе анализируются утилитарно-хозяйственные функции художественных промыслов, экономический потенциал нижегородской промысловой деятельности, а также рассматриваются художественные промыслы Нижегородской области как интегратор социума.
В главе 3 дается характеристика эстетической функции художественных промыслов, анализируются способы и типы представления народных художественных промыслов в сети Интернет и рассматриваются аспекты потенциального функционирования народных промыслов в педагогическом процессе.
Народные художественные промыслы как составляющие культурной системы
Народные художественные промыслы рассматриваются в современной науке как одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление изделий декоративно-прикладного искусства). Многие народные художественные промыслы своими корнями уходят в глубокую древность, когда сложились домашние промыслы и деревенское ремесло. С развитием товарно-денежных отношений формировались кустарные промыслы, работающие на рынок. В условиях капитализма промыслы приобретали характер частных мастерских, вовлечённых в общую систему капиталистического рынка; часто они не выдерживали конкуренции фабричных товаров, вырождались и гибли. [196, 183, С. 117]
В конце XIX — начале XX вв. во многих странах началось возрождение художественных промыслов. Ему способствует кооперирование народных мастеров, помощь специальных научно-исследовательских институтов. В странах (главным образом Азии и Африки), где товарно-денежные отношения носили неразвитый характер, промыслы не прекращали своего существования. [55, С.56]
Отрасли народных художественных промыслов разнообразны. Это — вышивка, керамика, художественные лаки, ковроделие, художественная обработка дерева, камня, металла, кости, кожи: Абрамцево-кудринская резьба, Богородская резьба, Великоустюжское чернение по серебру, Вологодское кружево, Гжельская керамика, Городецкая роспись, Дымковская игрушка, Елецкое кружево, Жостовская роспись, Кировский капо-корешок, Крестецкая вышивка, Кубачи, Мстёрская вышивка, Мстёрская миниатюра, Опошня, Палехская миниатюра, Скопинская керамика, Тобольская резная кость, Торжокское золотое шитьё, Федоскинская миниатюра, Холмогорская резная кость, Холуйская миниатюра, Хотьковская резная кость, Хохломская роспись, Чукотская резная кость, Шемогодская прорезная берёста. [238, С.110]
С 1960 г. художественные промыслы включены в систему государственной промышленности. Однако они не утратили свойственных им специфических особенностей в работе. Сохраняются условия для совместной творческой деятельности мастеров и коллективных поисков новых образцов форм и приемов, получает новые перспективы использование ручного труда на тех стадиях производства, которые связаны с процессом художественного творчества. Выпуская изделия небольшими тиражами, мастера художественных промыслов могут придавать им высокоценимые в произведениях искусства моменты индивидуальной неповторимости, при их создании используются виртуозные навыки ручного труда (роспись кистью, лепка рукой, работа резцом, штихелем и т. д.).
Одной из сильнейших сторон наследия художественных промыслов является их неразрывная связь с бытом. Их произведения входят в убранство жилища, украшают костюм, участвуют в формировании эстетических вкусов человека, они учат любить и ценить национальную культуру своего народа.
Зарождение народного декоративного искусства относится к начальным периодам развития материального производства. Оно было неразрывно связано с трудовой деятельностью человека. Создавая необходимые орудия и бытовые предметы, человек познавал свойства различных материалов, совершенствовал приемы их обработки, проявляя при этом сбои разнообразные творческие способности. Находки археологов и документальные материалы свидетельствуют, что у древних славян, населявших территорию нашей страны, в IX—X вв. уже существовало высокоразвитое ремесленное производство, сложилось вполне самобытное глубоко народное искусство.[87, С.225]
В классовом обществе народное декоративное искусство связано в основном с бытом демократических кругов. Оно получает развитие в ремеслах и формирующихся на базе ремесленных производств художественных промыслах.
Изучая произведения народного искусства, созданные в различные периоды, можно выявить в приемах мастерства, в сюжетах и орнаменте живую связь с многовековой национальной культурой. [263, С.306]
В народной вышивке, ткачестве, набойке, керамике, художественном металле, росписи и резьбе по дереву XVIII—XIX вв. имеются мотивы, идущие от эпохи славянского язычества: женская фигура с распростертыми руками, птица, конь, древо жизни, ладья, ромб, круг, получившие новое звучание в искусстве последующих периодов. Утратив магический смысл, они сохранили на протяжении нескольких столетий свое значение как поэтические образы, помогающие мастерам в выражении нового жизненного содержания. Найденные археологами остатки сосудов, амулеты, скульптурные детали бытовых предметов и украшения отличаются совершенством пластики. [263, С.504-507]
Многие особенности русского народного декоративного искусства связаны с его близостью к ремеслам древней Руси, имевшим широкое распространение в городах, селах, слободах и посадах, монастырских поселениях. Большое значение для его развития имели свойственные ремесленному производству проявления коллективности творчества. Характерные для народного декоративного искусства высокие профессиональные навыки и художественные приемы вырабатывались не одним поколением мастеров. [87, С.221]
Веками накопленный трудовой творческий опыт помогал мастерам наиболее ярко раскрывать мир своих представлений и чувств, создавать вещи, практически удобные, красивые, совершенные по приемам исполнения. В услових ремесленного производства происходило и активное усвоение достижений одновременно работающих мастеров. Общим достоянием быстро становились технические усовершенствования, изобретения и новые мотивы, сюжеты и композиции. Искусство ремесленников было органично связано с массовым художественным творчеством широких слоев населения городов и деревень.
Общими были не только навыки работы в области вышивки, ткачества, росписи и резьбы по дереву, но и ассортимент создаваемых вещей, их форма и характер декоративного оформления. Профессиональные ремесленные навыки были распространены в народной среде, непрерывно пополнявшей кадры ремесленников.
Хозяйственно-утилитарное значение художественных промыслов
В Нижегородской губернии природно-климатические условия и географическое положение создали условия для развития, как фабрично-заводской индустрии, так и промыслов. [308]
Благодаря лесным богатствам, как уже упоминалось выше, в губернии развивались промыслы: ложкарный, посудный, столярный, бондарный, плетение корзин и коробов и проч., требующие древесного материала. Получили также развитие токарный и смолоскипидарный промыслы, сидка дегтя и углежжение, кожевенный и шорный промысел, сапожный, валяльный и скорняжный, пенькопрядильный и сетко-вязальный, кружевной, а также гончарный и многие другие промыслы. Интенсивно развивался соляной промысел, центром которого была Балахна. Ежегодно в нижегородский порт ее доставлялось от 3 до 4-х миллионов пудов. Не случайно именно в Нижнем Новгороде находилась Государственная соляная контора. [68, С.217]
На протяжение первой половины XIX века углубляется специализация промысловых районов, сыгравших большую роль в превращении кустарных ремесел в фабрично-заводской тип производства. Так, в селе Богородском сложился центр кожевенного производства, в Семеновском уезде - центр валяльного производства и изготовления деревянной посуды, Арзамасский уезд стал одним из центров производства текстиля.
Среди основных центров промысловой деятельности одним из самых богатых в губернии был уездный город Арзамас. Главным занятием жителей этого уезда являлось земледелие, которое вполне обеспечивало продовольствием уезд, но параллельно развивались и промыслы: изготовление бочек, саней, стульев, выделка пушнины, кож, вязание ботинок и сапогов из разноцветной шерсти. Главным рынком сбыта изделий была Макарьевская, а потом и Нижегородская ярмарка. По данным А.С. Гациского, Арзамас посылал ежегодно на ярмарку до 80000 пудов пушного, кожевенного, мыльного и свечного товара, до 500000 пудов. [68, С.217]
Как бы разнообразна ни была производительность Арзамаса, он не менее примечателен своим торговым значением, так как в лице своих торговых представителей стягивал к себе многие продукты всего ближайшего производственного района. [68, С.218] і В Горбатовском уезде земледелие, хотя и составляло необходимую принадлежность занятий жителей, но согласно переписи 1889 года 5954 двора с 6570 работниками мужского пола было занято слесарным промыслом. В этом районе вырабатывались разнообразные изделия: перочинные ножи (Ворсма), замки (Павлово), ножницы, столовые ножи, весовые коромысла. Сталеслесарная промышленность имела в этом уезде кустарный характер, так как фабрик было очень немного: Вырыпаева и Каляпина в Павлове, Завьялова и Шмаковых в Ворсме. Остальные заведения, по сведениям А.С. Гацисского, имеют во главе І преимущественно домохозяина с его семейством, и лишь двадцатая часть этих домохозяев имело наемных работников. Все изделия поступают на рынок в селе Павлово, где скупаются местными скупщиками.
Особо следует отметить село Богородское, где было развито кожевенное производство (выделка белых, черных и подошвенных кож). Согласно ведомости о количестве заводов и фабрик в губернии за 1851 год в селе Богородском насчитывалось 124 кожевенных заведения, изделия которых находили сбыт на Нижегородской ярмарке, в Петербурге и Москве. [68, С.218]
А сам город Горбатов издавна славился изготовлением рыболовных сетей и прядением веревок (по данным архива в 1851 году в городе Горбатове существовал 4 прядильные фабрики), которые сбывались в Н.Новгороде, Астрахани, Москве и Казани. [68, С.218]
Ардатовский уезд являлся центром железоделательной промышленности (заводы Шепелевых, Шиповых, Карамзина и Менделеева). Наличие большого количества железной руды в районе заводов, квалифицированная рабочая сила и умелое управление сделали Выксунские заводы одними из крупнейших в России. Кроме того, в уезде изготовляли деревянную посуду, сани, канаты, лодки, в бассейне реки Теша добывали смолу и деготь. Жители более 40 селений занимались производством льняного и конопляного масла, которое продавалось в Н.Новгороде, Арзамасе и Муроме. Маслобойни составляли одну из особенностей уезда.
В уездном городе Балахне несколько столетий господствовал соляной промысел. Однако в конце XIX века он, несмотря на і многочисленные попытки его поддержать, практически исчез. Промысловая деятельность уезда состояла в изготовлении деревянной посуды, оконных рам, ложек, веретен, гребней, детских игрушек, саней, кадок, ведер, лопат и т.д. Этими промыслами занималось большинство сел и деревень, но главным образом Пурех и Городец. Кроме того, в уезде жгли уголь, гнали смолу, деготь, скипидар, валяли обувь и шляпы, ковали гвозди, было развито кожевенное и скорняжное производство. Но особенно город Балахна славился старинным промыслом плетения кружев, которые скупщики развозили в различные города и на ярмарки. [68, С.219] , Семеновский уезд был особо богат промыслами, так как этот уезд по преимуществу был крестьянским, а помещичьих и купеческих запашек там совсем не существовало из-за неплодородности почв. Природные условия обратили население к домашним (кустарным) промышленным производствам, а близость Волги и Нижегородской ярмарки способствовали сбыту этих изделий и отчасти доставке для них материала (железа, дерева и і I прочего). Большая часть населения занималась ложкарным промыслом (12 селений) и изготовлением точеной посуды. В этом деле была развита специализация: одни мастера изготовляли баклуши, другие занимались олифой, а третьи - окраской.
Эстетическая функция художественных промыслов
Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства, к которым относятся изделия художественных промыслов, своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. [215, 192, 193]
Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, т.к. обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно1-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами. [193, С.65].
Поэтому идейное содержание произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и с человеком.
Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия.
Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия.
Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит его с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом-ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо другим изделием — колоколом, балясиной и т.п.). [38, С.353]
Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко, именно благодаря своему декору, бытовой предмет становится произведением декоративно-прикладного искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональному звучанию), декор зрительно видоизменяет форму и, в то же время, сливается с ней в едином художественном образе.
В декоративно-прикладном искусстве для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже — графика). Средства изобразительных искусств и орнамент служат не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека).
Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделия (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение — с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сопоставления элементов натуры (например, сочетание в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).
В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства.
Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.
Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, і декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Эстетика материала познается мастерами в их конкретной будничной практике, в процессе изготовления изделий. Здесь не требуются какие-либо специальные формы обучения: свойства и возможности материала ощущаются рукой, воспринимаются глазом, пробуждая в душе мастера желание творить. С проблемой оптимального использования природных материалов неразрывно связан вопрос о сохранении в деятельности промыслов традиционных художественно ремесленных приемов, лежащих в основе творческого труда мастеров. [244, С.49] Ручной творческий труд народного мастера естественно сочетает в себе различные стороны человеческой деятельности. Вне разумного использования ручного творческого труда невозможно само существование народных художественных промыслов. Отказ от рукотворного создания предметов быта означает практически прекращение основной традиции народного искусства. В этом и заключается специфика художественных промыслов.
Древнейшим (относящимся к доисторической эпохе) произведениям декоративно-прикладного искусства, охватывавшим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлённого труда, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. [208, С. 18] Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве) вплоть до наших дней.
Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции декоративно-прикладного искусства ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоев и отвечающая их вкусам и идеологии.
Постепенно всё большее значение приобретает в декоративно-прикладном искусстве интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы.
Однако вплоть до середины XIX в. мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен.
Становление, эволюция и смена художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Тенденции эклектизма в художественной культуре 2-й половины XIX в. приводят к постепенному оскудению эстетического качества и образно-эмоционального содержания в декоративно-прикладном искусстве