Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальное кино Палестины как объект культурологического исследования Елакле Сами Азиз

Национальное кино Палестины как объект культурологического исследования
<
Национальное кино Палестины как объект культурологического исследования Национальное кино Палестины как объект культурологического исследования Национальное кино Палестины как объект культурологического исследования Национальное кино Палестины как объект культурологического исследования Национальное кино Палестины как объект культурологического исследования Национальное кино Палестины как объект культурологического исследования Национальное кино Палестины как объект культурологического исследования Национальное кино Палестины как объект культурологического исследования Национальное кино Палестины как объект культурологического исследования Национальное кино Палестины как объект культурологического исследования Национальное кино Палестины как объект культурологического исследования Национальное кино Палестины как объект культурологического исследования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Елакле Сами Азиз. Национальное кино Палестины как объект культурологического исследования : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.01.- Москва, 2000.- 117 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-24/31-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИАЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО В ПАЛЕСТИНЕ 16 стр.

& 1. Источники возникновения кино в Палестине 18 стр.

& 2. Революция 1965 г. и новые условия развития палестинского кино 33 стр.

Глава 2. ПАЛЕСТИНСКОЕ КИНОИСКУССТВО КАК КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ 65 стр.

& 1. Структура тематического содержания палестинских фильмов 65 стр.

& 2. Проблемы профессионального мастерства в революционном документальном кино

Палестины 82 стр.

Заключение 105 стр.

Список использованной литературы ПО стр.

Введение к работе

«

Актуальность темы предлагаемой диссертации определяется особым значением средств массовой информации, в частности кино, в странах, которые в течение долгого времени встречали и до сих пор встречают серьезные помехи на пути культурного развития. К числу этих стран относится Палестина, которая до сих пор не обрела фактической независимости.

Осмысление процессов, происходящих в кино, тогда только приобретает объективную значимость, когда осуществляется на основе конкретно-исторического подхода к ним. Этот подход требует помнить, что место, которое занимает кино в культуре той или иной страны, того или иного народа, зависит от исторических условий, в которых находится эта страна и ее народ. В комплекс таких условий входят, конечно, национальные особенности, этнические традиции, определяющие менталитет данного народа. Но формы социального поведения, в которых реализуется этот менталитет, определяются конкретной экономической и политической ситуацией, сложившейся на определенном этапе исторической жизни данного народа.

Рассматривая как национальные черты палестинского народа, так и историческую ситуацию, в которой он оказался, нужно учитывать не только уникальные моменты, характеризующие только его судьбу, но и то, что сближает ее с судьбой других народов, оказавшихся в сходных исторических условиях. Для истории кино в Палестине принципиально важно то обстоятельство, что оно

возникало, когда эта страна, как и ряд других стран азиа-африканского континента, находилась в колониальной зависимости.

Опираясь на оккупационную армию, Великобритания превратила свои афро-азиатские колонии в источник дешевого сырья и рынок сбыта* своих товаров. Развитие местного производства допускалось только в тех отраслях, в которых были заинтересованы европейские монополии, осуществлялось оно на основе безжалостной эксплуатации дешевой рабочей силы. Иностранный капитал контролировал не только местную экономику, но и духовную жизнь. Целью этого контроля, было отгораживание зарождавшейся национальной буржуазии и интеллигенции от народных масс, сохранение низкого образовательного уровня последних, рост которого к тому же сдерживался влиянием ислама, подчинением местных социо-культурных институтов задачам идеологической обработки населения в интересах колонизаторов. Это определило и положение зарождавшегося в африканских странах кино. Характеризуя это положение, следует различать понятия «кино в такой-то стране» и «национальное кино страны». Появление кино в Египте или в Палестине не совпадает по времени и по смыслу с появлением национального египетского кино или национального палестинского кино.

Дело в том, что в колониальных странах прокатом и производством кинофильмов сначала занялись иностранцы, а не представители местного населения. Если передовые силы этих стран могли в определенной мере использовать для пропаганды идеи освобождения от гнета иноземного капитала печать, то распространить это на кино колонизаторы не позволяли. Они очень

быстро сообразили, что казавшиеся на первых порах невинным развлечением «движущиеся картинки» могут стать мощным средством идеологического воздействия на население, более

эффективным, чем печать. Неграмотный бедняк газету не прочитает, а информацию, предложенную ему на киноэкране, увидит и поймет. Это обстоятельство и быстро растущий массовый интерес к кино объясняют, почему, во-первых, появились предприимчивые люди, решившие в коммерческих целях использовать этот интерес, предоставляя возможность увидеть кинофильмы и, во-вторых, почему демонстрироваться стали * западные фильмы, отвлекающие зрителей от актуальных проблем общественной жизни. Западной кинопродукцией вынуждены были пользоваться и те представители состоятельной части местного населения, которые решили заработать на поприще зарождавшегося кино-бизнеса.

Должно было пройти определенное время, чтобы начался новый этап развития кино в странах Азии и Африки, характеризующийся появлением киностудий, создающих национальные фильмы, повествующие о жизни в этих странах. Однако по тематике эти фильмы мало отличались от кинопродукции, поступавшей из европейских стран, а затем - в растущих объемах -из США. В лучшем случае сюжеты картин касались проблем личной жизни людей, семейных отношений, освещаемых поверхностно, идеализированно, в отрыве от социальных противоречий, острота которых определялась тем, что даже там, где формально появлялась государственная самостоятельность, как, например, в Египте, сохранялся диктат бывших колонизаторов-англичан, их влияние на позиции основной части местной буржуазии. Политические и

коммерческие интересы этой буржуазии определяли содержание фильмов уже потому, что именно ее представители оказывались хозяевами киностудий, для создания которых требовалась солидная финансовая и техническая основа.

Даже в Египте, который занял в регионе первое место по производству кинофильмов, первая реалистическая лента «Решимость» с большим трудом вышла на экран только в 1939 году. Поворот к значительной тематике наметился лишь после победы в 1952 году демократической революции, и представление о положении местного кинопроизводства может дать обращенное к прогрессивно настроенным слоям египетской общественности заявление революционного правительства. В нем говорилось: «Мы требуем интеллектуальных сценариев, имеющих для зрителя также познавательное значение. Каждый новый фильм должен иметь культурную, социальную и документальную ценность. Не должны выпускаться фильмы, содержание которых исчерпывается танцами и песнями. Мы не* против фильмов, в которых есть танцы и песни, но надо, чтобы они были оправданы ходом сюжета. Наконец, мы требуем, чтобы кинематограф стал действенным средством просвещения масс». Надо сказать, что реализация этих требований встречала мощное сопротивление со стороны дельцов, вкладывавших капиталы в сферу кинопредпринимательства и штамповавших похожие друг на друга развлекательные фильмы. И для такого кинобизнеса опять сложились благоприятные условия после правительственного переворота 1971 года, положившего конец демократическому режиму.

Пример египетского кино показывает, что содержание национального кино и его функциональная направленность зависят от того, в какой мере нация свободна от колониальной зависимости и насколько интенсивна освободительная борьба ее демократических сил. Эти два фактора так или иначе заявили о себе в истории всех стран афро-азиатского региона, но особенно трагично - в истории Палестины, что отразилось в специфике развития ее национального кино. На смену политической зависимости страны от Османской империи, а затем - от Великобритании, пришла еще более тяжелая форма подавления ее самостоятельности, связанная с израильской агрессией. Ее результатом стала ликвидация Палестины как самостоятельного государства. Большая часть 4-миллионного палестинского народа, согнанного с родной земли, живет в лишенных элементарных удобств лагерях беженцев, созданных в ближайших арабских государствах. Остальные находятся на оккупированных Израилем землях, объявленных административной автономией, или составляют наиболее бесправный слой населения израильского государства. С 9 апреля 1948 года - дня, когда уничтожением арабской деревни Дейр-Ясин было положено начало захвату земли Палестины, прошло более 50 лет. За это время палестинцы потеряли десятки тысяч человек в нескольких войнах с оккупантами- Они продолжают освободительную борьбу, которой руководит созданная в 1965 году Организация Освобождения Палестины (ООП). С деятельностью этой организации связан этап развития палестинского национального кино, качественно отличающийся от того, что ему предшествовало - от первых шагов его становления, робких поисков своего пути в лабиринтах

коммерческой кинодеятельности. Под эгидой ООП в 1965 году были созданы киноорганизации, деятельность которых позволила говорить о действительном рождении палестинского национального кино, особенностью которого является то, что это - острое политическое оружие революционной борьбы, последовательно отражающее страдания и героизм борющегося народа. И не только отражающее, но и непосредственно участвующее своими средствами - средствами киноискусства - в его борьбе. Опыт этого кино уникален, ибо в нем особенно выпукло концентрируются усилия, направленные на решение такой принципиальной для всего мирового киноискусства проблемы как связь с реальной жизнью народа, ее корнями и глубинами. В этом опыте особенно наглядно выражены самые важные функции кино как социально-значимого социокультурного института, призванного не только развлекать людей, но и учить их, воспитывать и приобщать к сознательному, осмысленному участию в общественной жизни. Этот опыт заслуживает тщательного исследования, что и продиктовало стремление автора данной диссертации рассмотреть некоторые его аспекты.

Степень разработки поставленных в диссертации проблем в научной литературе.

Исследование опыта палестинского кинематографа потребовало изучения нескольких блоков источников, важнейшими среди которых являются, во-первых, кинодокументы - фильмы, созданные в Палестине; во-вторых, теоретические работы о кино как одном из видов массовой информации и искусства; в-третьих, труды, в которых освещаются исторические условия, сложившиеся в

Палестине и более широко - в регионе, охватывающем Ближний Восток и Северную Африку.

Если начать с последнего блока, то нужно, прежде всего, указать на коллективные труды обобщающего характера, посвященные проблемам развития афро-азиатских стран,1 а также на ряд индивидуальных монографий, в которых рассматриваются эти проблемы, в том числе - труды К.Н. Брутенца, А.А. Громыко, В.Б. Луцкого, Г.А. Насера, Е.М. Примакова, Р.А. Ульяновского2. Духовная культура народов афро-азиатских стран, как предмет специального исследования, рассматривалась в работах А.Ахмедова, Г.Э. фон Грюнебаума, Б.С. Ерасова, З.И. Левина и других3.

Естественно, что тема диссертации потребовала выделить среди проблем духовной культуры те, которые непосредственно касаются такого ее компонента, как кино. В этот блок источников вошли как обобщающие работы по теории и истории кино4, так и

1 Африка: культура и общественное развитие. - М.: Наука, 1976; Зарубежный Восток и
современность. Основные проблемы и тенденции развития Зарубежного Востока: В 3-х т.-
М.:Наука,1980-1981; Историография стран Востока. - М.,1978; Новейшая история арабских стран
(1917-1966). - М.: Наука, 1968; Очерки по истории арабских стран. - М.,1959.

2 Брутенц K.H. Современные национально-освободительные революции. - М.: Политиздат, 1974;
Громыко А.А. Африка: прогресс, трудности, перспективы. - М.: Международные отношения, 1981;
Луцкий В.Б. Новая история арабских стран. - М: Наука, 1965;Насер Г.А. Проблемы египетской
революции. - М: Международные отношения, 1979; Примаков Е.М. Восток после краха
колониальной системы. - М.: Наука, 1982; Ульяновский Р.А. Победы и трудности национально-
освободительной борьбы. - М.: Политиздат, 1985.

3 Ахмедов А. Ислам в современной идейно-политической борьбе. - М.: Политиздат, 1985: фон
Грюнебаум Г.Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. - М.: Наука,1981; Ерасов Б.С.
Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и
Африки. - М.: НаукаД082; Левин З.И. Развитие арабской общественной мысли 1917-1945. - М.:
Наука, 1979.

4 Базен А. Что такое кино? - М.: Искусство, 1972; Баскаков В.Е. Противоречивый экран: Духовный
кризис буржуазного общества и кино. - М.: Искусство, 1980Гинзбург С.С. Очерки теории кино. -М.:
Искусство, 1969-1978; Караганов А.В. В спорах о кинематографе. - М.: Искусство, 1977;
Мартыненко Ю. Проблемы теории документального фильма. - М., ВГИК,1976; Садуль Ж. Всеобщая
история кино. В 5-ти т. ТА - М.: Искусство, 1982. -

работы, в которых рассматриваются проблемы кинематографа афроазиатских государств1.

Исследование условий, в которых осуществлялось становление и развитие кино в Палестине, и особенностей национального кино народа этой страны опиралось на работы, в той или иной мере касающиеся этих проблем. Так, материалы, характеризующие освободительную борьбу палестинского народа против израильской агрессии, содержатся в работах Е.Дмитриева, Е.Евсеева, В.Киселева. Для выявления роли, которую играет в этой борьбе национальное кино, освещения других его функций привлекался широкий круг источников, среди которых следует назвать работы Абу Али М., Ахдара Шадли, А.Гахама, Саут аль-Билада, Х.Хуреши, А.Шахова, Ю.Юсефа, а также некоторые сборники2.

Особый блок источников составляют труды выдающихся деятелей кино, в которых исследуются его эстетические аспекты -С.Герасимова, Р.Кармена, А.Тарковского, Ф.Феллини и других.

Источниками конкретного материала, анализируемого в диссертации, явились кинофильмы, созданные режиссерами,

1 Будяк Л. Кино стран Азии и Африки. - М.: Знание, 1983; Киноискусство Азии и Африки. -
М.:Наука,1984; Садуль Ж. Кино в Арабских странах. - Бейрут, Арабский Координационный центр
кино и телевидения, 1966;Соболев Р.П., Тенейшвили O.B. Кинематография развивающихся стран
Азии и Африки. - М.: Наука,1988; Фарид С. Об арабском кино. - Бейрут, Аль-Талия,1980; Ходжаева
С.А. Прогрессивные тенденции в киноискусстве стран Азии и Африки. - Ташкент: Фан,1982.

2 Дмитриев Е. Палестинская трагедия (Советский Союз и палестинская проблема). - М.:
Международные отношения, 1986; Евсеев Е. Палестинцы - непокоренный народ. - M.: ПравдаД984;
Киселев В. Палестинская проблема и ближневосточный кризис. - Киев: Изд. полит, лит.
Украины, 1981. Бердников А., Сердюк Е. Современное искусство арабского народа Палестины. - M.:
Искусство, 1982; Абу Али M. Информация о кино Палестины (спецвыпуск). - Бейрут: Союз арабских
документалистов,1980; Ахдар Шадли. Заметки о палестинском кино. Ал-Адам. Второй год, №. 56.-
Лондон,1985; Гахам А. Палестинское кино. - Кувейт, Эль-Уатан, 2.10.1984; Саут аль-Билад.
Палестинское кино в годы войны. Первый год. - Никосия, 2.6.1984; Хуреши X. Кино и палестинская
проблема. Шу-ул Фалестиния. - Бейрут, 1971; Шахов А. Палестина: кинематограф, рожденный в
борьбе. - М.: Молодая гвардия,1984; Роль кино в Палестинской проблеме. - Министерство культуры
Египта. - Каир, 1973; Палестина и кино. - Бейрут - Париж, 1984.

операторами и актерами Палестины, а также рецензии на их работы, которые публиковались в периодической печати.

Цель предлагаемого исследования состоит в том, чтобы на основе анализа обозначенного выше фактического и теоретического материала дать целостное представление о процессе становления и развития палестинского национального кино, выявив специфику его содержания и функций на разных этапах этого процесса.

Для достижения этой цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

проанализировать изменения исторических условий, в которых оказывался арабский народ Палестины, выявив причины этих изменений;

определить содержание понятия «национальное кино палестинского народа» и место феномена, выраженного этим понятием, в истории кинематографии Палестины;

выявить особенности соотношения функций, выполняемых кинематографом Палестины на разных этапах его истории;

рассмотреть диалектику соотношения игрового и документального кино, вызвавшую необходимость приоритета его документальных форм;

раскрыть основные черты характера палестинского документального кино как политического, революционного вида информации, пропаганды и экранного искусства.

Объектом исследования является кинопроизводство Палестины как социо-культурный институт и созданная им продукция - игровые и документальные фильмы.

Предмет исследования - процесс становления и развития палестинского кино, его основные тенденции и результаты.

Методологические основы исследования. Автор опирался на культурологический подход, требующий рассмотрения каждого конкретного культурного феномена или явления как элемента целостной системы, представляющей собой одну из сфер общественной жизни, органически связанную с другими ее сферами, прежде всего экономической и политической. В соответствии с этим подходом анализ становления и развития палестинского кино базировался на выявлении связи этого процесса с изменением политических условий жизни арабского народа Палестины. В исследовании использован метод конкретно-исторического анализа рассматриваемых явлений, предполагающий не просто описание конкретных фактов в их специфике, но и их теоретическое обобщение.

Научная новизна исследования выражается в следующем:

впервые последовательно рассмотрено становление и развитие палестинского кинематографа как целостный процесс, органически связанный с изменением исторических, прежде всего политических, условий жизни общества;

отчетливо выделен социально-функциональный аспект этого процесса, позволяющий содержательно представить связь кинематографа с жизнью народа; *

раскрыта сущность национального палестинского кино и его качественные особенности;

процесс становления и развития палестинского кино представлен в единстве его творческой и коммуникационной сторон,

что позволило учесть реальную роль условий распространения культурных ценностей, создаваемых непосредственными участниками кинопроизводства;

- выявлена органическая связь просветительских и воспитательных функций кино с функцией организации практической деятельности людей в сфере политической жизни общества.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В системе средств массовой коммуникации визуально-экранные (кино и телевидение) обладают тем преимуществом перед печатью, что позволяют воспринимать социальную информацию неграмотной части населения. Поэтому в странах, где колониализм препятствовал подъему образовательного уровня населения, кино быстро превратилось из занятной игрушки в эффективное орудие идеологического воздействия на массы.

  2. Необходимо при анализе положения и значения кино в культуре той или иной страны различать понятия «кино в данной стране» и «национальное кино». Различия в их содержании определяются разным соотношением творческой и коммуникационной сторон кинематографа, производства фильмов и кинопроката. В культуре развивающихся стран начальный период становления кино характеризовался тем, что в расширяющийся по масштабам прокат поступали, как правило, фильмы иностранного производства. И лишь на следующем этапе формировались национальные кадры и киностудии, обеспечивавшие создание фильмов, выражающих менталитет народов этих стран.

  1. В процессе преодоления колониальной зависимости в среде национальной буржуазии и интеллигенции слоям, использующим кино для пропаганды освободительных идей, противостояли слои, использующие его как средство отвлечения масс от социальных проблем и инструмент своего, обогащения. Соотношение этих форм использования кино в той или иной стране зависело от характера сложившейся в ней политический ситуации.

  2. Специфика политической ситуации в Палестине определялась тем, что на смену изживавшей себя колониальной зависимости от Великобритании пришла агрессия Израиля, лишившая Палестину государственной самостоятельности и вынудившая граждан этой страны жить либо в условиях оккупационного режима, либо в лагерях беженцев, созданных в соседних странах. Стремление вернуть независимость и нормальные условия существования породило мощное движение сопротивления агрессии, революционную освободительную борьбу, важным средством организации которой стало кино.

  1. Особенность палестинского национального кино, порожденная историческими условиями его формирования, состоит в том, что оно явилось по своему содержанию и функциям политическим, революционным, мобилизующим зрителей на активное участие в общественной жизни.

  2. Содержание и функции палестинского кино, а также условия кинопроката (при фактическом отсутствии стационарных кинотеатров в оккупированных районах и лагерях беженцев) определили приоритет документальных форм перед игровыми, поиски средств повышения выразительности и эмоциональной

действенности документальных фильмов, достижения на пути превращения их в произведения экранного искусства.

Научно-практическая значимость исследования и его апробация.

Материалы, представленные и проанализированные в диссертации, помогают конкретнее осмыслить процесс развития национальной культуры в странах, борющихся за независимость. Уникальный опыт создания палестинского документального кино расширяет представления о возможностях кино как средства просвещения, воспитания и организации практического участия зрителей в общественной жизни. Поэтому в преподавании учебных дисциплин в вузах культуры может оказаться полезным ознакомление студентов с этим опытом.

Диссертация прошла апробацию на кафедре теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств, где получила положительную оценку.

Структура диссертации. В состав текста диссертации входят введение, две главы, заключение и список использованной автором литературы.

Источники возникновения кино в Палестине

Хотя принято называть кино, как и печать, средствами массовой информации или коммуникации, они выполняют функции не только распространения, передачи сведений и налаживания связей между людьми, но и создания определенных культурных ценностей. Это необходимо иметь в виду, учитывая, что соотношение между этими двумя сторонами такого средства массовой информации как кино - созидательно-творческой и непосредственно информационной - может складываться по-разному в зависимости от конкретных исторических условий страны, в которой развернулся процесс становления кинематографа. В западных странах обе указанные стороны этого процесса развивались параллельно: более или менее одновременно налаживалось производство кинофильмов и их распространение -кинопрокат. Иначе складывался процесс становления кинематографа в колониальных странах. Здесь он начался с проката кинолент иноземного, западного происхождения.

О самих первых, примитивных формах такого "кинопроката1 можно судить по практике использования в палестинских селениях «киноящика». Это было несложное устройство, внутри которого помещалась кинолента, прокручиваемая с помощью ручного механизма. Хозяин такого ящика разъезжал по деревням и за небольшую плату разъяснял, как он устроен и демонстрировал пленку, на которой были запечатлены приметы незнакомой деревенским жителям западной цивилизации: моменты из жизни города, движение поезда и т.п. Зрители это воспринимали как любопытный фокус, смысл которого они видели скорее в нем самом, а не в той информации, которую несли кадры киноленты. Их больше интересовало не содержание этих кадров, а сама кинолента, они нередко платили лишь за то, чтобы на нее посмотреть и пощупать ее руками.

По сути немногим отличались от этого содержание, демонстрация и восприятие кинопленок, которые прокручивались в городах предприимчивыми владельцами простейших кинопроекторов, с ручным приводом. Первые киносеансы, на которых демонстрировались короткометражные документальные фильмы о жизни европейских государств, обычно проводились в кафе, торговых лавках или на открытом воздухе. О том, как они воспринимались, можно судить по документальным свидетельствам, появившимся в египетской печати. Сообщая о первом киносеансе, который прошел в александрийском кафе "Аз-Завани" газета «Аль-Ахрам» охарактеризовала это как «волшебные игры Запада». 28 января 1896 года состоялась кинопремьера в каирском отеле «Континенталь»г На следующий день столичная газета «Аль-Муайад» поместила подробное описание этого события. В ней сообщалось, что группа знатных и богатых людей собралась в помещении 6 метров шириной и 20 длиной, расположились на стульях и приготовились встретиться с замечательным изобретением, привезенным из «Нового мира», которое называлось неарабским словом «синематограф», соответствующим слову арабского литературного языка «хаяла» (тень, силуэт). Сеанс начался после захода солнца, когда стемнело и все керосиновые осветительные лампы были погашены. Собравшиеся в начале услышали нечто похожее на шум работающего ткацкого станка, а потом из аппарата вырвался яркий луч, осветивший белое полотно экрана. На нем появились изображения прогуливающихся, улыбающихся людей». Далее автор статьи сообщал: «Мы увидели Оперную площадь в Париже в том виде, в каком она есть на самом деле - мы гуляли по ней раньше, когда посещали этот город. Потом появились изображения французского президента, германского императора Вильгельма П, осматривающего завод в Берлине... Одни виды сменялись другими. В них показывались иностранные рабочие на их предприятиях в утреннее и вечернее время... Мы пришли в восторг и изумление от чудо-зрелища... Изобретение действительно ошеломляет. Мы считаем, что оно завоюет всемирную популярность. Хотя о нем и можно подумать как о «кознях дьявола», тем не менее нельзя не признать, что это - величайшее чудо XIX века»1.

Наибольший интерес к этому изобретению обнаружился в таких городах, как Александрия в Египте, Хайфа в Палестине. Это -портовые города, в которых социальная атмосфера была наиболее благоприятной для возникновения потребностей в кино. В составе населения этих городов было немало интеллигентов - учителей, врачей, офицеров, служивших в английской армии. В эти города приезжало много гостей - политических деятелей, журналистов, туристов, решивших ближе познакомиться с жизнью Востока. Здесь находились многочисленные ь кафе, дансинги и другие увеселительные заведения.

Революция 1965 г. и новые условия развития палестинского кино

В руководящих кругах движения Сопротивления с первых дней революции обсуждалась проблема создания фото- и киноотдела, который мог бы обеспечивать средства массовой информации материалами, фиксирующими не только боевые действия, но и условия жизни палестинцев в лагерях и в районах, объявленных автономией, разъясняющими смысл происходящего, формирующими у зрителей стойкость и решимость преодолеть невзгоды. Отдел фотохроники и, следом за ним, отдел кино были образованы при создании первой киноорганизации в рамках ООП -«Объединения палестин-фильм». Кинооператор Хани Джавхария, вспоминая о рождении киноотдела, рассказывал: «Точная дата начала работы этого отдела: конец 1967 - начало 1968 гг. Сначала работали в примитивных условиях, т.е. без определенного помещения и оборудования. Благодаря палестинской кинематографистке, закончившей Каирский кинематографический институт по специальности «операторское мастерство», Славе Марсаль, которая снимала материалы о революции, используя простейшую камеру, и монтировала их в собственной квартире, началась работа этого отдела» ,

Об условиях, в которых начиналась деятельность киноотдела, можно судить и по рассказу кинорежиссера Мустафы Абу-Али: «Мы, группа молодых кинодеятелей, уже тогда осознали сущность событий на арабско-палестинской территории и решили заняться кинонаблюдением. Тогда-то и появилась идея создать первый отдел кино и фотографии. Но в 1968 году мы не располагали необходимыми для его работы возможностями. Мы воровали пленку у Иорданского телевидения и только благодаря этому могли снимать некоторые события, несмотря на то, что не могли показывать отснятый материал на территории Иордании. У нас была цель: создать кинодокументы о революционной жизни палестинского народа. Материалы снимались со звуковым сопровождением и откладывались в архив. Эти документы использовались в дальнейшем за рубежом и некоторыми отечественными кинорежиссерами при создании фильмов»1

«Объединение палестин-фильм» было не единственной организацией, созданной в рамках ООП для осуществления пропагандистских мероприятий, в том числе - для производства и демонстрации кинофильмов. К чисйу таких организаций относились:

1. Отдел культуры и искусства ООП;

2.Художественный комитет Народного фронта освобождения Палестины;

3 .Объединение документальных фильмов Демократического фронта освобождения Палестины.

Структура тематического содержания палестинских фильмов

Гражданские функции, которые было призвано выполнять кино, создаваемое как идеологическое оружие освободительной борьбы палестинского народа, определяли подход к его тематике, к выбору проблем, заслуживающих освещения и привлечения к ним внимания широкой зрительской аудитории. Основную часть этой аудитории составляли люди, подвергшиеся тяжелым испытаниям, изгнанные из родной страны, обреченные на лишения. Часть из них утратила надежду на возвращение к нормальному существованию, не видело путей к нему; другая часть не мирилась с обстоятельствами, активно стремилась их изменить. Круг задач, которые вставали в этих условиях перед наиболее сознательными представителями оскорбленного народа, способными взять на себя ответственность за его действия, включал повышение веры в свои силы у тех, кто растерялся и ослаб, разъяснение им причин, породивших их бедственное положение, и возможностей его изменения, а также правильную ориентацию усилий тех, кто готов был к борьбе за свою землю и свои права. В решении этих задач, носивших и просветительский, и организационный, мобилизующий характер, киноискусству отводилась важная роль. Чтобы успешно их выполнять, работникам кино следовало выделить ряд сквозных тем, разработка которых должна была стать основой содержания создаваемых фильмов. Анализ вышедших на экран документальных лент, снятых и смонтированных революционными кинематографистами Палестины, позволяет условно выделить в их комплексе следующие:

I. Выявление причин палестинской трагедии: разоблачение сущности империалистической политики, направленной против арабских государств и, прежде всего, Палестины, критика заявлений глашатаев этой политики, характера ее осуществления.

2.Жертвы агрессии: масштабы истребления мирных жителей, потерь в боях, инвалидности.

3.Положение палестинцев в лагерях беженцев, образ их жизни, условия их жизни на территории Израиля.

4.Развертывание освободительной борьбы, героизм борцов Сопротивления.

5 .Тема интернациональной солидарности честных людей, интересы которых ущемляются реакционными силами разных стран.

Эти темы в большей или меньшей мере переплетаются в фильмах, образуя полифоническое целое. Тем не менее, в разных фильмах их соотношение проявляется по-разному, и обычно те или иные темы оказываются представленными наиболее выпукло.

Первая из названных тем превалирует во многих фильмах, по замыслу их создателей адресованных не только палестинцам, но и общественности других стран, которая подвергалась идеологической обработке, осуществляемой империалистической пропагандой, извращающей суть происходящих событий.

Уже в первой ленте группы «Палестин-фильма» - «Нет» такому мирному решению» - центральной темой является разоблачение «плана Роджерса», представлявшего собой конкретное выражение империалистического курса на агрессию и геноцид палестинского народа. И в снятых операторами демонстрациях протестующих против этого плана масс четко выражался противостоящий курсу империалистов курс народа - политический курс на освободительную борьбу; Но в этом фильме, широком по замыслу, поскольку он был посвящен сути палестинской проблемы, она еще не стала предметом исследования.

Подход к такому исследованию обнаруживается в фильмах, авторы которых пытаются отразить не то или иное отдельное событие, но охватить определенный период. В качестве примера можно указать на фильм «Тель-Заатар», подготовленный совместными усилиями палестинских и ливанских кинематографистов. Сначала предполагалось, что материалы, которыми они располагали, будут использованы для создания хроникального фильма об отдельных событиях гражданской войны в Ливане в 1975-1979 гг. Однако характер отснятых материалов подсказывал другое решение: это были 30 тысяч метров цветной и черно-белой пленки, зафиксировавшей почти все события этой войны на протяжении четырех лет. Поэтому было решено сделать фильм обо всей этой войне, раскрыв в тексте комментария ее причины и сущность позиции ливанских "правых", которые явились оружием в руках империалистов, спровоцировавших гражданскую войну в Ливане для того, чтобы нанести удар по ливанскому патриотическому движению, выступавшему в союзе с Освободительным движением Палестины.

Эту правду о ливанской войне доносил до зрителей и фильм «Шаях», хотя его авторы старались свести до минимума текстовой аналитический комментарий, полагая, что достаточно красноречивы хроникальные кадры.

Похожие диссертации на Национальное кино Палестины как объект культурологического исследования