Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Национальная культура и межкультурное взаимодействие Гавров Сергей Назипович

Национальная культура и межкультурное взаимодействие
<
Национальная культура и межкультурное взаимодействие Национальная культура и межкультурное взаимодействие Национальная культура и межкультурное взаимодействие Национальная культура и межкультурное взаимодействие Национальная культура и межкультурное взаимодействие Национальная культура и межкультурное взаимодействие Национальная культура и межкультурное взаимодействие Национальная культура и межкультурное взаимодействие Национальная культура и межкультурное взаимодействие
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гавров Сергей Назипович. Национальная культура и межкультурное взаимодействие : 24.00.01 Гавров, Сергей Назипович Национальная культура и межкультурное взаимодействие : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 Москва, 2001 130 с. РГБ ОД, 61:01-9/380-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Динамика функционирования локальных этнокультурных систем в традиционных обществах с 9

Глава 2 Структура и динамика национальных культур с. 44

Глава 3. Взаимодействие культур: структура, формы, уровни с.78

Глава 4.Модернизация и национальные культурные традиции с.101

Заключение спб

Список использованной литературы с. 121

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современное состояние культуры характеризуется, с одной стороны, интенсификацией процессов усложнения, глобализации и модернизации социокультурной жизни, ростом ее динамики, а, с другой стороны, все большей дифференцированностью, поиском культурной идентичности.

Динамические качества социокультурных процессов в XX веке проявились в крушении колониальных систем и образовании новых независимых государств, в активизации культурных международных связей, усилении национальных движений и борьбы этнических меньшинств в Европе, Америке, а в последнее время и в России, что выражается в обострении межэтнических, межнациональных и межконфессиональных конфликтов, росте международного терроризма и локальных войнах.

Возрастание социокультурной динамики и появление новых форм и способов бытия человека в культурном пространстве проходит на фоне перехода к постиндустриализму в развитых странах и процессов модернизации в развивающихся странах, роста урбанизации и внедрения новейших технологий, усиления миграционных процессов во всем мире.

В то же время, несмотря на процессы унификации культуры, наблюдается многообразие культурного оформления мира. Идеи плюрализма, многообразия культур, интенсивно развиваемые в современной науке, в свою очередь оказали влияние на межкультурное взаимодействие и связи, в которых обе стороны культурного контакта стали признаваться равноправными, независимо от уровня их «цивилизованности».

Большой интерес вызывают и такие злободневные проблемы как пути развития национальных культур в условиях модернизации. Несомненно актуальным представляется выяснение оптимального соотношения модернизации, обновления и национальных традиций, ценностей, идентификации. Культурные и исторические факторы играют далеко не последнюю роль в российских модернизационных процессах, и роль неоднозначную. Попытка выявить оптимальное соотношение модернизации и преемственности традиций и ценностей в российском

обществе представляется нам несомненно имеющей не только теоретическое значение, но и практический интерес. Степень разработанности проблемы.

Этнические и национальные культуры как сложные, многоаспектные модальности коллективного существования людей, являются предметом изучения для многих научных дисциплин, в которых с помощью различных теоретико-методологических подходов исследуются различные аспекты этих социокультурных феноменов.

Культурологическое направление в изучении специфики этнических и национальных культур, представленных в качестве социокультурного опыта совместной жизнедеятельности людей и манифестированных в виде культурных норм, ценностей, традиций, паттернов нашло отражение в исследованиях Г.А.Аванесовой, С.Н.Артановского, П.С.Гуревича, Б.С. Ерасова, Л.Г.Ионина, М.С.Кагана, А.Г. Кини, СВ. Лурье, В. М. Межуева, Э. С. Маркаряна, Э. А. Орловой, А. Я. Флиера. Проблемы культурной динамики изучались такими исследователями, как Г.А.Аванесова, М.Вебер, А.Моль, П. Сорокин, А.Я Флиер, П.Штомпка.

В данном диссертационном исследовании автор опирался на интегративную теорию нации, разрабатываемую такими исследователями, как А.Р. Аклаев, И.М. Кузнецов, В.В. Коротеева.

Среди ' зарубежных исследователей, антропологов, социологов, разрабатывающих проблемы этнической и национальной идентичности, теорию наций и межнациональных отношений, а также теорию этнических символов, следует отметить таких ученых, как Дж.Армстонг, Б.Андерсон, Ф. Барт, Э.Геллнер, Э.Смит, Э.Хобсбаум.

Изучению взаимодействия личности и культуры посвящены выдающиеся работы американских антропологов Р.Бенедикт, Ф.Боаса, А.Инкелеса, А.Кардинера, Д.Левинсона, М.Мид. Межкультурные и межнациональные различия исследовались в рамках ценностного подхода антропологами К.Клакхоном и Ф.Стродбеком. Концепция «картины мира» разрабатывалась Р.Редфилдом.

Традиции как этноидентифицирующий фактор культуры рассматривались И.Т.Касавиным, Э.С.Маркаряном, А.И.Ракитовым, И.Б. Сухановым, А.Я.Флиером, Е.Шацким, Е.Шилзом, П.Штомпкой, С. Эйзенштадтом и другими.

Проблема межкультурного взаимодействия, механизмы интенсивного обмена материальными и духовными ценностями между различными этносами, нациями, цивилизациями в различных аспектах исследовалась российскими и зарубежными учеными: С.Н.Артановским, -. С. А. Арутюновым, B.C.Библером, р.Билзом, Н.Я.Данилевским, Б.С.Ерасовым, Н.С.Злобиным, Н.К.Иконниковой, М.С.Каганом, А.Г.Кини, К.Леви-Строссом, Р.Линтоном, Б.Малиновским, Э.С.Маркаряном, Р,Редфилдом, А.Тойнби, Дж.Фелланом, Д.Фостером, Л.Фробениусом, М.Херсковицем, О.Шпенглером.

Научная литература, посвященная модернизационным процессам, во многом опирается на исследования известных социологов М.Вебера, Э.Дюркгейма, О.Конта. У.Мур, Т.Парсонс, С.Хантингтон, Е.Шилз, С.Эйзенштадт в основном связывали модернизацию с экономическими процессами.

В последнее время проблематика российской модернизации актуализирована трудами российских ученых. Феномену российской модернизации и взаимодействию традиционного и новационного, эндогенного и экзогенного в российской культуре, роли национальных ценностей и традиций в выборе реформационных путей развития России посвящены работы таких отечественных ученых, как А.С.Ахиезер, Г.А.Ашин, В.Г.Буров, О.В.Гаман, О.И.Генисаретский, Б.С.Ерасов, Н.Н. Зарубина, А.А.Кара-Мурза, И.И.Кравченко, А.С.Панарин, Б.С. Старостин, В,Г.Федотова, В.Н.Шевченко, А.В.Шестопал.

Об'ьекд? исследования - феномен национальной культуры и межкультурное взаимодействие.

Предмет исследования - изучение генезиса и систем интегративных механизмов национальной культуры, обеспечивающих идентичность нации, а также анализ теоретических моделей межкультурной коммуникации.

Гипотеза исследования. Наряду с социально-экономическими и политическими факторами национальные культурные нормы, традиции и ценности определяют своеобразие межкультурного взаимодействия и v специфику модернизационных процессов, причем в условиях глобальных изменений для успешного протекания модернизации в России необходим пересмотр консервативной части традиционной культуры и основанных^

на ней моделей поведения, а также имплантация новых научных знаний, повышение роли образования и культуры на общегосударственном уровне.

Цель исследования заключается в культурологическом анализе национальной культуры в контексте исторической динамики, а также в выявлении своеобразия модернизационных процессов в России.

Реализации поставленной цели способствует решение комплекса взаимопересекающихся исследовательских Задач:

рассмотрение особенностей функционирования этнической культуры в традиционном обществе, анализ ее интегративных механизмов;

- анализ феномена национальной культуры, ее интегративных и регулятивных механизмов, выявление сущности и роли национальных традиций, ценностей,, символов;

исследование проблемы межкультурного взаимодействия как одной из сторон социокультурной динамики и роли традиций в модернизационных процессах в российском обществе.

Теоретико-методологической основой исследования послужили основные положения теории эволюционизма и неоэволюционизма в философии и антропологии XIX-XX веков. Для решения поставленных в исследовании проблем правомерно обращение к трудам известных зарубежных антропологов и социологов, таких как Ф.Барт, Э.Геллнер, Э.Смит, Э.Хобсбаум, в которых разрабатывалась проблема национальной идентичности, а также методологически важными для данного диссертационного исследования являются научные разработки отечественных антропологов, прежде всего это касается трудов таких исследователей, как А. Я. Флиер, Э.А. Орлова, В.В. Коротеева. При разработке проблем межкультурного взаимодействия методологически значимыми были работы Г.А. Аванесовой и С.А. Арутюнова. При этом в диссертации проводится культурологический анализ материала, позиций и методологических установок.

Научная новизна и теоретическая значимость

Исследование проведено в социально-культурологическом ключе, предпринята научная систематизация предмета исследования по его существенным признакам, объяснен его генезис, функции, место в

системе культуры. Проанализированы малоизученные механизмы функционирования и трансляции этнической и национальной культур, рассмотрены элементы традиционного российского общества, вызывавшие блокировку и торможение модернизационного процесса.

- рассмотрены особенности функционирования локальной культуры
в традиционных обществах, выявлены этноинтегрирующие механизмы
функционирования культуры;

проанализированы интегративные и регулятивные механизмы национальной культуры, роль национальных традиций, ценностей, символов;

исследованы теоретические аспекты межкультурного взаимодействия и роль культурных традиций в модернизации российского общества.

Практическая значимость. Материалы исследования могут использоваться в учебно-педагогической деятельности при изучении курсов общей культурологии, культурной, социальной и психологической антропологии, социологии культуры, а также при дальнейшей разработке актуальных проблем культурной политики.

На защиту выносятся следующие положения:

- различные элементы культуры этноса изменяются с разной
скоростью: материальная сторона культуры эволюционирует быстрее,
чем религиозные верования народа; основанием для консолидации
сообщества архаического типа выступают кровнородственные и
территориальные принципы, культурные традиции, а общества
доиндустриального типа консолидируются преимущественно на основе
этнических, сословных, политических и религиозных принципов;

важнейшим механизмом поддержания и трансляции норм, ценностей, образцов этнической культуры выступает культурная традиция, структурирующая опыт социокультурной идентификации. Хранилищем вековых традиций этноса выступает народная культура в силу того, что тесно связана с архаическими пластами культуры и коллективного сознания;

национальная культура - это исторически складывающаяся система норм, ценностей, значений; в качестве основных интегративных культурных механизмов, задаваемых на уровне

стандартов государственной культурной политики и осуществляемых с помощью массовых коммуникаций, следует назвать: коммуникативный -язык, с помощью которого осуществляются коммуникативные процессы, сигнификативный - выраженный в знаках и символах, инструментальный связанный с технологиями по организации и преобразованию материальной среды и нормативный - обеспечивающий регуляцию и организацию общественной жизни;

- успех модернизацию иных процессов в России зависит не только от социально-экономических и политических факторов. В качестве положительных результатов российских реформ последнего десятилетия следует назвать развитие демократических традиций и институтов, свободу слова, создание основ рыночной экономики, преемственность власти, а также в последнее время наличие политической воли к укреплению государства и консолидацию политической элиты. Важным рычагом для продолжения реформ в социально-экономической сфере является поддержка демократических свобод с помощью национальной культурной политики, дальнейшее развитие СМИ, что в конечном счете является важнейшим фактором для устойчивого экономического развития России.

Апробация работы. Основное содержание исследования отражено в выступлениях на научной конференции аспирантов и студентов кафедры теории культуры, этики и эстетики МГУК «Современная Россия горизонты культуры» в 1998 году; на научной конференции «Современная культура: проблемы и поиски» в г. Москве, в 1999 году; на научно-практической конференции молодых исследователей «Историческое единство человечества и его многонациональных культур», в г.Москве, в 200 0 году, а также на международной научно-практической конференции «Время культуры и культурное пространство», в г. Москве, в 2000 году.

Материалы и результаты исследования внедрены в учебный процесс МГУКИ в рамках спецкурса «Теоретические проблемы взаимодействия национальных культур».

Структура диссертации определяется логикой исследования и включает введение, четыре главы, заключение и список использованной литературы.

Динамика функционирования локальных этнокультурных систем в традиционных обществах

Общество представляет собой многоуровневый, исторически изменяющийся, трансвременной феномен. Наиболее ранние по времени общества архаического и доиндустриального типа социальности и культурной регуляции принято называть традиционными, так как именно в них наблюдается тотальное расширение сферы традиции как коллективной памяти.

Традиционное общество может быть определено как преимущественно сельскохозяйственное, отличающееся строгой стратификацией и иерархизацией всех форм общественной жизни с преобладанием аскриптивных мотиваций (индивид оценивается в традиционном обществе диффузно как часть коллективов и групп, и лишь затем как человек). Традиционная культура гетерогенна, включает в себя ряд субкультур, которые классифицируются по социально-профессиональным параметрам. Отличительными чертами традиционного общества являются также коллективность мышления и практики, строгое следование традициям, когда любые инновации имеют предел действия и неспособны изменить общество, ценности преобладают над рациональным знанием и имеют авторитарный характер, что связано с господством религии и доминированием обрядово-ритуальной практики, социальное и культурное трудно различимы1.

Традиционное общество - это общество «первой волны», т.е. общество сельскохозяйственной революции, перехода от охоты и собирательства к земледелию. Оно отличается использованием возобновляемых источников энергии (мускульная энергия человека и животных), абсолютным преобладанием натурального хозяйства и неразвитостью рынка, патриархальной семьей, состоящей из нескольких поколений родственников, проживающих вместе, низким уровнем образования, локальностью (жизненные интересы большинства людей замыкались рамками местной общины), преобладанием производства товаров по предварительному заказу, неразделенностью производителя и потребителя (натуральное хозяйство) и т.п.2

Классическое традиционное общество является обществом циклического типа, где вся жизнь подчинена цикличным формам существования (сезон охоты, рыбной ловли, посевная, сбор урожая, смена времен года). Оно уже выработало минимально необходимые навыки для обеспечения жизнедеятельности социума, и вся задача состоит в их воспроизведении, так как они доказали на опыте предшествующих поколений свою полезность. Отсюда преобладание стереотипов над новациями, охранительство, господство мировоззренческих ценностей над инструментальными.

Отечественный исследователь В.Г.Федотова3 характеризует традиционное общество как общество, в котором традиция господствует над инновацией; организация социальной жизни зависит от религиозных и мифологических представлений; развитие носит циклический характер; общество ориентировано на прошлое; господствуют метафизические, а не инструментальные ценности и ценностная рациональность; власть носит авторитарный характер; материальное производство нацелено на потребление в настоящий момент; складывается особый психический склад личности недеятельная личность; прослеживается ориентация на мировоззренческое знание, а не на точные науки и технологии; общество носит прединдустриальный характер; отсутствует массовое образование; развитие имеет локальный характер; складываются деревенские формы жизни; социальная структура аморфна; отмечается этническая форма самоидентификации.

Зададимся вопросом: какую роль в традиционном обществе играет этнический фактор? Но сначала очертим границы термина «этнос». Притом, что данный термин относится к числу общеизвестных и широко употребляемых как в обыденной жизни, так и в сфере околонаучной публицистики, в научной литературе наблюдаются острые разногласия относительно его понимания и концептуального оформления. В таких случаях исследователи зачастую употребляют одно и то же название для самых различных феноменов или разные наименования для одного объекта, так то, что в одном исследовании определялось как «племя», в другом называлось «нацией» и т.п. В то же время невозможно понять специфику этнических культур, не определив своеобразие и типологию этносов как социокультурных общностей.

Структура и динамика национальных культур

В результате исторической эволюции на стадии индустриального типа социальности и культурной регуляции в Европе происходят интенсивные процессы в жизни общества: растет число городов, усиливаются процессы социальной стратификации и поляризации общества, наблюдается дифференциация культуры, новые общественные отношения способствуют экономическому подъему, наблюдается рост конкуренции за территории и рынки сбыта, увеличивается обмен информацией, формируются новые жизнеспособные нации и государства. Связь между государством и национальным фактором формируется постепенно; еще в средние века прямой связи не было, распределение суверенитета происходило по иерархии сеньорно-феодальных зависимостей. В результате нарастания социализации этносов все большую структурную сложность приобретают меха низмы взаимодействия этнического и социального, меняются социальные приоритеты во взаимодействии этносов, все более значительную роль начинают играть социокультурные и политические составляющие и институциональные формы обеспечения интеграции: политические, правовые, религиозные, образовательные и т.д. Наблюдается рост миграции населения и интенсификация коммуникационных процессов- В результате сложных социальных изменений община распадается, но связь, соединяющая сообщество с его прошлым, остается значительной и не исчезает. В частности, в процессе исторического развития этнические связи трансформируются, на основе одного или нескольких этносов формируются нации. Наиболее сильная нация способна интегрировать выходцев из разных этнических групп (этнофоров) , которые осознанно делают духовные ценности данной нации своими.

На место былой этнической разобщенности людей приходит новая система социальных и культурных взаимоотношений. Движение современной цивилизации начинается с момента образования v национальных культур, государственности и экономики, которые впоследствии приводят к всеобщему обмену материальными и духовными ценностями во всемирном масштабе, На место природной общности со своим этносом, которая характеризуется признаками кровного родства и совместного проживания, приходит более сложная социокультурная, историческая общность, которую нельзя редуцировать к чисто этнической специфике, хотя в какой-то мере несомненно связанная с тем или иным этносом или группой этносов. Прежняя гомогенность этноса и невьтделейность индивида из общинно-племенной жизни с ее традиционной, локальной, коллективной культурой, сменяется атомизацией общества на самостоятельные личности, которые руководствуются сугубо «гражданскими» отношениями, более широкими культурными нормами и ценностями, имеющими суперэтнический характер, что приводит к осознанию своей не только национальной, но и общечеловеческой принадлежности.

Самостоятельное национальное развитие - признак развитой цивилизации, которая складывается в форме национального государства, Достоверным фактом является и прослеживаемая в истории различных народов закономерность, согласно которой, чем раньше то или иное государство вступило на путь самостоятельного национального развития, тем выше оно по уровню цивилизованности.

Современное общество и миропорядок оформились после буржуазных революций в Англии, Америке и Франции, которые стали основой для модернизации общества и обеспечили возникновение принципа суверенитета национального государства, конституционную демократию, уважение к закону. Английская буржуазная революция послужила базой экономического процветания, индустриализации, урбанизации и новых капиталистических отношений.

Одним из первых национальных государств, которое провозгласило принцип национального государства, была Франция. В период Великой Французской революции 1789 года представители поднимающегося третьего сословия объявили себя «Национальным собранием». Слово «нация» имело значение союза, объединения близких по духу людей, единомышленников, выступающих с резкой критикой существующего государственного строя с революционными лозунгами. Французская «Декларация прав человека и гражданина» легла в основу демократической республики, пришедшей на смену абсолютной монархии. В новое национальное государство вошли различные этнические общности, а Великая Французская революция стала отправным пунктом для развития нового типа цивилизации, эпохи национализма и национальных движений. Государство становится синонимом нации и начинает играть в политике и культуре главную роль, в общественном сознании нация равнозначна государству.

Взаимодействие культур: структура, формы, уровни

Одним из существенных принципов существования и развития этнических образований и наций является межкультурное взаимодействие - Несмотря на то, что проблема межкультурного взаимодействия традиционно находилась в сфере пристального внимания и изучения этнографов, историков, социологов культуры, культурологов, теория межкультурного взаимодействия так и не была разработана, способы и формы контактов между народами понимались упрощенно, схематично, при обилии эмпирического материала из истории культурных связей общей методологии не складывалось. Между тем, взаимодействие продолжает оставаться способом развития культуры, средством осуществления коммуникативных связей. Какова структура и типология культурных взаимодействий, столь различных по типам и видам контактов, результатам, масштабам?

Г.А. Аванесова отмечает: «Взаимодействие культур - особый вид непосредственных отношений и связей, которые складываются между по меньшей мере двумя культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые появляются в ходе этих отношений. Решающее значение в процессах взаимодействия культур приобретает изменение состояний, качеств, областей деятельности, ценностей той и другой культуры, порождение новых форм культурной активности, духовных ориентиров и признаков образа жизни людей под влиянием импульсов, идущих извне»56.

По видам контактов взаимодействие культур подразделяется на непосредственное или при наличии посредника; по конечным результатам взаимодействия - на аккультурацию, заимствование, трансформацию; по уровню взаимодействия - на этнический уровень взаимодействия, который наблюдается при контактах между локальными этносами, историко-этнографическими, этноконфессиональными и другими общностями, на национальный уровень взаимодействия, где регулятивные функции выполняют государственно-политические структуры, и цивилизационный уровень взаимодействия культур, имеющий спонтанный характер и вносящий наибольший вклад в духовный, научный, художественный обмен между народами. В качестве масштаба единиц взаимодействия выделяются взаимодействия этнических культурт национальных культур, культурных конгломератов или субкультур в рамках единой культуры, а также межиндивидуальное взаимодействие Под влиянием межкультурного взаимодействия происходят динамические изменения в сфере культурной деятельности двух взаимодействующих культур, появляются новые элементы культуры и новые формы культурной активности, корректируются ценностные ориентиры, модели поведения, картина мира, образ жизни. Как правило, взаимодействие культур предполагает длительный контакт двух культур, обычно занимающий не менее нескольких десятилетий. В тс же самое время «элементарный обмен товарами, информацией, эпизодические контакты или даже устойчивые хозяйственные и другие отношения, не затрагивающие глубоких уровней в структуре культурной активности, в ценностных ориентациях, в образе жизни представителей той и другой культуры, не могут быть отнесены к взаимодействию культур, но выступают формами сосуществования или контактов культур друг с другом»57.

Культурное взаимодействие между народами осуществляется наряду с экономическими и политическими контактами, которые, в свою очередь, способны влиять на интенсивность, масштаб и результаты межкультурного взаимодействия, делая его более значительным или прерывая на какое-то время, например, по политическим мотивам. Но в силу специфики культуры, взаимодействие культур все же осуществляется при всех политических системах и идеологиях. В тех редких случаях, когда общество вело политику культурного изоляционизма, наблюдался процесс стагнации общества, культурная отсталость и т,п. В то же время, культурное взаимодействие носит относительно самостоятельный характер по отношению к государственному регулированию и оказывает влияние на политические процессы.

Похожие диссертации на Национальная культура и межкультурное взаимодействие