Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Молодежная субкультура провинции как объект культурологического исследования 13
1.1. Молодежная субкультура: подходы к определению понятия 13
1.2. Молодежная субкультура как явление постмодерна: игра, ритуал, событие
1.3. Провинциальность как основа формирования субкультуры провинции 47
Глава II. Молодежная субкультура в социокультурном пространстве провинции 65
II.1. Культурные инсценировки как способ конструирования пространства провинциального города 68
II.2. Рок - культура и движение сюжетно-ролевых игр г. Хабаровска как образцы молодежной субкультуры провинции 88
II.3. Молодежная субкультура г. Хабаровска в культурно- пространственном контексте "Комсомольск-на-Амуре - Хабаровск -Владивосток" 124
Заключение 148
Список источников и литературы 153
Приложение
- Молодежная субкультура: подходы к определению понятия
- Молодежная субкультура как явление постмодерна: игра, ритуал, событие
- Культурные инсценировки как способ конструирования пространства провинциального города
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Глобальные изменения в современном обществе - экологический, социокультурный, экономический кризисы, наращивание технологического потенциала, создание и внедрение новых информационных технологий, формирование новых социальных связей, потребность в иных формах интеграции и взаимодействия между культурами - вызвали интерес к социокультурной дифференциации общества. Субкультурная дифференциация - основа возникновения и развития антиэнтропийных тенденций, способных вернуть миру целостность и гармонию. Этот фактор способствовал повышению роли субкультуры в обществе, вниманию исследователей к особенностям ее функционирования в процессе конструирования жизненного пространства.
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что молодежная субкультура - не только существенный источник культурных инноваций, но и важнейший фактор социальных изменений, осознанный конструктивный поиск идентичности.
Особенно актуально подобное исследование в связи с тем обстоятельством, что изучаются преимущественно субкультуры молодежи Москвы, реже Санкт-Петербурга. Исследований молодежных субкультур в регионах и республиках Российской Федерации значительно меньше, а культурологическое исследование дальневосточной молодежной субкультуры еще не предпринималось.
Все это, в известной мере, объясняется тем, что наиболее заметные субкультуры "западнического" толка распространялись и распространяются в первую очередь среди молодежи столиц и только потом попадают в российскую провинцию. Однако при исследовании субкультуры ролевиков мы сталкиваемся с противоположной ситуацией, когда региональные варианты субкультуры практически равноценны столичным.
Изучение субкультурной ситуации в российских регионах представляется важной исследовательской задачей, учитывая, с одной
стороны, трансформацию роли регионов в современной России, а с другой -высокую степень фрагментации социокультурной ситуации в России, обусловленную не только географической протяженностью страны, ее культурным и национальным многообразием, но и базовыми характеристиками современного общества и современной культуры.
Степень разработанности проблемы. Исследования, имеющие отношение к изучаемой проблеме, можно систематизировать по нескольким направлениям.
Первую группу исследований составили труды известных социологов и культурологов, собравших и обобщивших обширный материал по теоретическому анализу общекультурных проблем (П. Бергер, Б.С. Ерасов, Л.Г. Ионин, Дж.П. Мердок, А.А. Пелипенко, Н.Дж. Смелзер, Э.В. Соколов, Л.А. Уайт, П.А. Сорокин и др.). Они подвели итоги многолетних дискуссий о сущности культуры, ее предметном поле. Одновременно расширилось видение и понимание культуры. Произошла определенная смена парадигмы от монистической к плюралистической. Это создает методологическую предпосылку для более полной и всесторонней оценки молодежных субкультур.
Вторую группу составили ювенологические исследования. Важно было рассмотреть молодежь как определенную социокультурную группу. В работах теоретико-методологического характера (С.Н. Иконникова, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, В.Я. Суртаев, В.В. Павловский, А.С. Запесоцкий, В.Н. Боряз и др.) выделены специфические черты молодежи, даны определения молодежи как социально-демографической группы, обоснованы выходы на более широкое понимание феномена молодежи и ее проблем.
Третья группа представлена источниками по теоретическому анализу генезиса молодежной субкультуры и контркультуры, молодежного движения на Западе в 1960-80-е годы (Т. Роззак, Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Щюц и др.). Опыт такого анализа нецелесообразно механически переносить на российскую почву, но он весьма поучителен.
Начало отечественным исследованиям в области молодежной субкультуры было положено в 1960-х годах (В.Т. Лисовский, В.А. Луков, В.И. Чупров, С.Н. Иконникова, Т.Н. Кухтевич). Особое значение имеют работы конца 1980-х - середины 1990-х годов, появление которых было связано с возрастанием общественной активности и формированием неформальных молодежных объединений (В.А. Гришин, Ю.Н. Давыдов, И.Б. Роднянская, О.Г. Заярная, Д.В. Ольшанский, М.В. Розин и др.).
Современный период характеризуется конкретизацией изучения отдельных субкультурных проявлений молодежных групповых идентичностей (Т. Исламшина, С. Левикова, М. Блохина) и общетеоретическими размышлениями о месте российской молодежи в трансформирующемся обществе и региональной специфике молодежной субкультуры (С.Ф. Шмидт, В.И. Трухачев, Э. Раманаускайте, А.А. Кутьина, А.А. Матвеева, СВ. Косарецкая, НЛО. Синягина и др.).
Четвертую группу составляют исследования феномена провинции и ее культуры. Проблемы провинциальной культуры слабо изучены в методологическом плане, среди имеющихся исследований можно выделить работы, решающие следующие вопросы: соотношения мирового и провинциального пространства, мифологизации провинциального сознания и провинциальной культуры, соотношения провинциальной и городской ментальносте (В.Л. Каганский, Н.М. Инюшкин, Т.В. Иванова, И.В. Чванов, Г.И. Осадчая, В.И. Марков). Сюда же относятся изыскания в области регионального развития, прогнозирования и проектирования социокультурных процессов (Э.А. Орлова, Т.М. Дридзе, Л.Е. Бляхер и др.).
Пятая группа исследований обращена к проблеме самоидентификации молодежной субкультуры России в контексте теории культурной инсценировки. К этой группе источников относятся концепции типов культуры (полистилистической и моностилистической), разработанные Ю.М. Лотманом и Б.А. Успенским, интерпретированные Л.Г. Иониным и др.
Шестая группа включает в себя работы, исследующие феномен
, конкретных молодежных субкультур: субкультуры сюжетно-ролевых игр
(толкиенистов) и рок-культуры. Среди авторов, так или иначе обращавшихся
# к исследованию ролевиков, можно назвать С.А. Медведева, СИ. Левикову,
А.Л. Баркову. Среди авторов, изучавших рок-культуру как пример
молодежной субкультуры, можно назвать Г.С. Кнабе, СВ. Родионова, А.А.
Кутьину, Т.Б. Щепанскую.
Большинство исследователей отечественных субкультур до недавнего
времени предпочитали обращаться к ситуации "субкультурного бума" конца
1980-х - начала 1990-х годов. Это действительно интереснейший для всякого
исследователя социокультурной динамики период, когда открытие прежде не
Ш) замечавшихся, но давно актуализировавшихся субкультур, наложилось на
активное порождающее и развивающее конструирование новых субкультур.
Ситуация середины 1990-х годов и современная ситуация изучены
значительно меньше. Отечественные исследователи молодежной
субкультуры ориентированы преимущественно на изучение тех субкультур,
которые, с одной стороны, имеют наиболее ярко выраженные "оригинал-
аналоги" на Западе; с другой - более или менее продолжительную историю
(хиппи, панки, металлисты, байкеры и барды). Поэтому традиционно в
отечественной социальной науке изучение молодежной субкультуры
ш проясняет вопрос о характере связей и количественно-качественном
W соотношении западных и отечественных субкультур.
Анализ литературы по изучаемой теме обнаружил, что проблема
молодежной субкультуры российской провинции в ее современном
динамическом, сложном и противоречивом процессе на уровне конкретных
явлений остается вне поля зрения культурологического анализа.
Современная культурология тяготеет к целостному анализу процесса
Ь взаимодействия и взаимовлияния субкультур, учитывая как специфику ядра
молодежной субкультуры, так и особенности провинциальной ментальносте
* как части субкультурной картины мира. Попытка рассмотреть процесс
формирования, развития и функционирования молодежной субкультуры провинции представляется особенно перспективной, так как открывает обширное поле для дальнейших исследований в этой области.
Объектом исследования является молодежная субкультура в социокультурном пространстве провинции.
Предметом исследовании выступает процесс становления и концептуализации в г. Хабаровске молодежных субкультур.
Цель диссертационной работы заключается в исследовании специфики функционирования молодежной субкультуры в пространстве провинциального города.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- проанализировать содержательные подходы к определению понятий
"молодежная субкультура", "провинция", "провинциальная ментальность" в
современной науке;
рассмотреть провинциальный город как социокультурную целостность и субкультуры провинции как воплощение и выражение провинциальной ментальносте;
- определить специфику формирования и развития молодежной
субкультуры российской провинции на примере г. Хабаровска;
- выделить основания для анализа этапов освоения и трансформации
заимствованной культурной формы на примере молодежных субкультур г.
Хабаровска.
проанализировать особенности молодежных субкультур г. Владивостока, Комсомольска-на Амуре и Хабаровска с учетом их провинциальности.
Источники исследования.
а) архивы документов, произведенных самими субкультурами как для внутреннего использования, так и для внешней презентации. При изучении
субкультур рассматривались тексты, песни, фотографии, без которых
^ осмысление субкультурного поля было бы невозможным.
б) периодические печатные и Интернет издания (сайты), посвященные
# истории, развитию и непосредственной деятельности молодежных
субкультур дальневосточного региона.
в) неформализованные (биографические) интервью, собранные
автором в 2003/2006 годах у лиц, причастных к молодежной субкультуре г.
Хабаровска. Это представители молодежных субкультур кроме асоциальных
и политизированных. Выборка формировалась по методике «снежного
кома», при которой предшествующий респондент давал рекомендацию к
последующему респонденту.
т г) включенное и невключенное наблюдение субкультурных событий в г.
Хабаровске (личное участие в полевых и павильонных играх клуба сюжетно-ролевых игр "НОКРИ", "Наргеллион" и др.). К невключенному наблюдению можно отнести участие в репетиционном процессе хабаровских рок-групп "Анакреон", "Фатум", "Natur Select" и др., присутствие на дальневосточных рок-концертах и рок-фестивалях "Движение Pazific", "РокФест", просмотр игр и концертов в видеозаписи.
Целью и задачами исследования, а также спецификой эмпирической базы определяется применяемая в нем методология. В качестве методов
сбора эмпирической информации в диссертации применены метод
Ф невключенного и включенного наблюдений, благодаря им удалось собрать
полную информацию, например, о столь закрытой субкультуре, как "ролевики"; интервьюирование и опрос информантов. В качестве теоретико-методологической основы работы при реконструкции базовых образцов провинциальной культуры, их взаимодействии друг с другом и места в рамках общероссийского культурного пространства использовался
к культурно-исторический метод. Сравнительный метод был применен при
сопоставлении различных вариантов субкультуры провинции в рамках
Ь русской культуры. Использование системно-структурного метода позволило
получить совокупность качественных характеристик процесса становления и
концептуализации молодежной субкультуры провинциального города в
трансформирующемся пространстве России.
9 Основные категории и термины
Провинциальность - пространственно-временная характеристика города и составная часть провинциальной ментальности.
Культурная инсценировка - процесс идентификации индивидов в новой культурной форме (одновременно это процесс становления культурной формы, ее развертывания из зародышевого состояния).
Субкультура провинции/провинциального города - социокультурная
группа, отличающаяся наличием взаимодействующих элементов -
к общекультурной и субкультурной картин мира, а также провинциальной,
ментальностью, зависящей от городского пространства.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
Впервые в отечественной культурологии предпринят комплексный анализ молодежной субкультуры провинциального города на материале дальневосточного региона.
На основе обобщения методологических подходов выработан и представлен собственный концептуальный подход к проблеме
ш провинциальности - у каждого провинциального города, характеристики
Ф провинциальности будут различаться, в зависимости от пространственно-
временных и социокультурных факторов отдельно взятого города.
Обоснован и введен в научный оборот термин "субкультура провинции/провинциального города".
Выявлены сущностные характеристики и показана специфика социокультурной ситуации в провинциальном городе на материале
^ молодежной субкультуры г. Хабаровска. Молодежная субкультура
провинциального города рассмотрена как явление, отражающее на I
определенном этапе своего развития трансформацию заимствованных социокультурных образцов.
5. Рассмотрена специфика молодежной субкультуры в трех дальневосточных городах (Владивосток, Комсомольск-на-Амуре и Хабаровск), предпринята попытка моделирования образа молодежной субкультуры провинции на основе выявления общего и различного между процессами развития субкультур в этих городах.
Теоретическая значимость исследования:
1. Результаты диссертационной работы позволяют углубить
теоретические представления в области социологии, теории и истории
культуры, связанные с изучением проблем социокультурной
дифференциации провинциального города, урбанизационного развития
провинции, духовного мира молодежи.
Научное обоснование нового термина "субкультура провинции /провинциального города" способствует обогащению понятийного аппарата культурологии.
Применение концепции "культурной инсценировки" в области исследования молодежной субкультуры позволяет установить междисциплинарные связи с социологией, психологией, что отражает интегративные тенденции в современном развитии научного знания.
Практическая значимость работы:
1. Результаты исследования открывают перспективы для углубления
научного направления, связанного с изучением молодежных субкультур на
уровне отдельных регионов, что может стать основой для прогнозирования и
моделирования будущего развития российского общества.
2. Материалы диссертации можно использовать в практике
преподавания общих и специальных курсов по культурологии, философии
культуры, социологии культуры и курсов по выбору.
3. Разработанные аспекты могут быть использованы в процессе работы над долгосрочной молодежной политикой Хабаровского края в сфере культуры.
Положения, выносимые на защиту
1. Молодежная субкультура - значащая среда, создающая
определенную картину мира, и передающаяся путем социализации в ней
новых членов, она возникает как частичная реинтерпретация существующих
значений общей культуры. Наличие субкультур в современном обществе не
означает отказ или подмену собой некоего "ядра культуры", а наоборот
обеспечивает возможность взаимопонимания людей самых разных
субкультур, включает в себя все общесоциальное.
2. Провинциальность - составная часть картины мира членов
субкультур провинциального города, она не означает одинаковую для всех
провинциальных городов отдельно взятую черту, специфика
провинциальности каждого конкретного города определяется городской
менталыюстыо (разностью социокультурных характеристик городского
пространства).
3. Возникновение и развитие молодежных субкультур в г. Хабаровске,
начиналось с культурного инсценирования как способа освоения новой
культурной формы (формирования культурной идентичности). Этот процесс
был продуктивен в случае реализации субкультурой провинции
интерпретационной модели трансформации и непродуктивен при
абсолютном заимствовании образца, не изменяя его. Это определило
специфику развития молодежных субкультур города ("стагнация" рок-
культуры и внутренняя дифференциация и многообразие субкультуры
ролевиков).
4. Разность характеристик социокультурного пространства
провинциальных городов дальневосточного региона определяет специфику
возникновения, развития и функционирования в них молодежных субкультур
(состояние "пограничной маргинальности" обуславливает направленность на
неформальное (неофициальное) положение владивостокской молодежи; наличие "культурного гнезда" - театра КнАМ определяет вектор креативности молодежной субкультуры Комсомольска-на-Амуре; доминирующее положение официальных структур по отношению к хабаровским молодежным субкультурам лишает их привлекательности для талантливых лидеров и вдохновителей).
Апробация диссертационного исследования осуществлена посредством изложения ее основных положений в научных статьях общим объёмом 2,61 п.л. Результаты исследования были заслушаны и обсуждены на Международной научной конференции "Ломоносов - 2005" (г. Москва); представлены на Межрегиональной научно-практической конференции "Экономика, управление, общество: история и современность" (г. Хабаровск), на VI, VII, VIII краевых конкурсах-конференциях молодых ученых и аспирантов (г. Хабаровск).
Структура работы определяется спецификой темы исследования и логикой изложения. Диссертационное исследование состоит из Введения, двух глав (в каждой главе по три параграфа), Заключения, списка источников и литературы из 199 наименований. Объем диссертационного исследования -152 страницы компьютерного текста.
Молодежная субкультура: подходы к определению понятия
Молодежная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Существование этого феномена затрагивает множество аспектов - от социокультурного развития общества в целом до психологических особенностей определенных возрастных групп. Молодежная субкультура - определенный образ, стиль жизни, она определяет, структурирует социальную жизнь человека в русле этого образа жизни. По сравнению с базовой культурой общества ее влияние несоизмеримо уже, но его все же достаточно, что бы оказать существенное влияние на образ жизни, ценности человека, изменить его видение мира.
XX век с его бурным развитием электронной техники, возникновением новых видов искусства, вовлечением огромных масс народа в непосредственное общение с разнообразными культурными феноменами принес много нового и непривычного в процессы функционирования общества. Социум стал рассматриваться как своеобразная структура, которая может включать в себя множество социальных страт: половозрастных, социально-профессиональных, религиозных, этнических и т.д. С признанием правомерности и равноправности существования таких социальных общностей, возникает вопрос об адекватности понятия "культура" применительно ко всем этим стратам без различия и дифференциации. Ведь каждая из таких социальных страт при определенных условиях способна порождать субкультуры - особые "культуры", отличающиеся от культуры всего общества.
Специфика понимания культуры во многом зависит от мировоззрения и профессиональной позиции ученого. Иногда фокус культуры видят в реальной, развертывающейся в пространстве и времени, деятельности, ее стиле, зримых эстетичных проявлениях. Понимание культуры как информационной программы деятельности, системы "архетипов", в соответствии с которой осуществляется и воссоздается весь организованный процесс жизни [163, с. 16], на наш взгляд, наиболее приемлемо, поскольку вызывает менее всего разногласий, поэтому, мы тоже будем понимать культуру как определенную сознательно-бессознательную информационную программу.
Для удобства за основу возьмем определения, данное В. Степиным в журнале "Вопросы философии" Согласно этому определению, культура - это система развивающихся исторически, сверхбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения, общения) обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях.
Программы деятельности, поведения и общения представлены разнообразием знаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей, ценностных ориентации и т.п. В совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура сохраняет, транслирует этот опыт (передает его от поколения к поколению). Она также генерирует новые программы деятельности, поведения и общения людей, которые, реализуясь в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни общества [167, с. 61].
В соответствии с этим, субкультуру мы понимаем как часть культуры, или как часть программы - ее подпрограмму. Программа реализуется именно благодаря своим подпрограммам. Однако субкультура может выступать не только как средство реализации большой программы, но и как определенная альтернатива или антитезис большой программы, целостная и вполне самодостаточная программа, которая может существовать как внутри программы, так и самая по себе, как своеобразный запасной вариант развития социокультурной системы. Исходя из того положения, что культура -определенная смысловая реальность, определенное поле значений, можно сделать вывод, что любая субкультура есть некое искажение этого поля в определенных аспектах. Любая культура строит определенную картину мира. Субкультура не претендует на исчерпывающее объяснение мира, она лишь реинтерпретирует часть значений. Причем, опираясь на уже описанные выше механизмы, можно сделать вывод о том, что реинтерпретация значений связана с изменением потребностей человека: появлением новых, утратой старых или переосмыслением существующих.
Культуру можно понимать как совокупность ментальных структур, присущих большинству общества, а субкультуру - как один из возможных культурных выборов: каждая субкультура включает набор правил, позволяющих принимать решение по поводу всего, что может быть выбрано - подходит это для них или нет, а если нет ни одного удовлетворительного варианта - изобретать что-то свое. Возможно, система принципов, по которым осуществляется отбор - это самая важная характеристика субкультуры. Развитие субкультуры определяется программой, регулирующей отношения с нормами культуры, часть которых интериоризуется, а часть отвергается.
В 30-е годы американский социолог Т. Роззак впервые ввел в научный оборот термин "субкультура", который примерно соответствовал понятию о неких специфических общностях людей. Разнобой в определениях субкультуры был связан с большим количеством собственно определений культуры. Только сравнительно недавно наметилось относительное согласие касательно смысла понятия "субкультура" [170, с. 44]. М. Брейк, английский ученый, определяет субкультуру как "нормы, отделенные от общепринятой системы ценностей и способствующие поддержанию и развитию коллективного стиля жизни, также отделенного от традиционного стиля, принятого в данном обществе" [183, с. 21]. По мнению американца Н. Смелзера, субкультурой является любая система норм и ценностей, которая выделяет группу из большого сообщества [160, с. 131].
Молодежная субкультура как явление постмодерна: игра, ритуал, событие
В свое время эпоха модернити предзнаменовала собой начало XX века и привнесла в него сумму всех достижений и побед, потерь и разочарований предшествующего столетия. Конец XIX века (80-90-е годы) в истории европейской культуры часто именуются французским термином "fin de siecle" ("конец века"). Эти слова не просто обозначают хронологический отрезок, они содержат в себе некую оценку. Время нового человека, нового отношения к человеку, новой человеческой реальности - кризисной, переходной, пограничной, полной трагизма и печали, заботы и одиночества. Все это модернизм по праву передаст эпохе постмодерна, которая, заимствуя, - переиначит, обыграет, высмеет.
Понятия "модернизм" и "постмодернизм" стали ключевыми терминами, без которых в настоящее время невозможно понять смысл явлений современной культуры. В "Историческом словаре философских понятий" И. Риттера указывается, что термин "moderne" впервые употребил Лютер еще в 1524 году для обозначения и описания в новое время таких явлений как атеизм, денежная торговля, индустриальная цивилизация. Философское понимание модернизма наиболее полно изложено Ю. Хабермасом в его известной работе "Философский дискурс модернизма". Он считает Гегеля основоположником философского модернизма. Его идеи, по мнению Хабермаса, продолжили три направления в истории философии: левые гегельянцы, в том числе и Маркс, правые гегельянцы и Ницше. Работы М. Хайдеггера, Ж. Дерриды, М. Фуко, продолжившие третье направление, ознаменовали "философское прощание с модернизмом" и наступление эры постмодернизма.
Д.Белл в своей работе "Будущее западного мира" пишет о том, что только в создании новой религии, в противовес ницшеанскому заявлению, что "бог умер", возможно преодоление модернизма и создание новой культуры, нового общества и нового человека. Д.Дум в книге "Прорыв к новой культуре" утверждает, что попытки улучшить человеческий мир с помощью морали, религии в историческом плане провалились, и предлагает "биологический гуманизм как всеобщую идею новой культуры" [140, с. 103].
В книге Т. Роззака "Контркультура. Мысли о технократическом обществе и оппозиции молодежи" автор исследует причины восстания молодежи против существующей системы, критикуя технократию и разоблачая "проект модернизма", претендующего на право последней истины [170, с. 45].
Базовых теоретических исследований, посвященных ситуации модернити в России не было, в связи с общественно-политической ситуацией. Для культурных и политических верхов страны модернизм был явлением буржуазного общества, а, соответственно, причислялся к разлагающим человека идеям. Критика модернизма, как результата духовной и нравственной деградации Запада, распространялась на все, что в тот момент происходило с западной культурой и обществом и, как вариант, на возникновение специфически молодежной культуры.
Термин "постмодерн" и образованное от него понятие "постмодернизм", довольно прочно вошли в лексикон всех исследовательских и критических работ, посвященных современной ситуации в культуре конца XX век.
Для начала обозначим ряд явлений в различных областях науки и культуры, которые являются основополагающими для формирования "ситуации" постмодернизма. Начало современному типу мировосприятия положили:
- в живописи - импрессионизм (ввел язык красок, размытость форм), абстракционизм (поставил во главу угла предмет, как самоценное произведение искусства; "Черный квадрат" Малевича, как начало и конец живописи), модерн (суть модерна - эклектика, начало цитирования; интерьерность стиля выражала его направленность на стирание граней между искусством и жизнью);
- в архитектуре - модерн, конструктивизм (от концепции дома Ле Корбюзье, как среды обитания, способного изменить сознание человека, до современных футуристических проектов четырехмерных городов будущего);
- в музыке - Вагнер (как "конец музыки"), джаз (как свободное творчество, импровизация, начало цитирования в музыке), цепочка - блюз, ритм-энд-блюз, рок-н-ролл, рок, панк (как анархия, высшее выражение свободы в музыке), поп-музыка и массовая культура;
- в исторической науке - концепция локальных цивилизаций Шпенглера (осознание конечности цивилизации и культуры), "эйкуменизм" Тойнби;
- в физике (как науке о первооснове всего сущего) - теория относительности Эйнштейна, квантовая механика Нильса Бора (логическим завершением прорыва в познании материи стал Манхэттенский проект и двести пятнадцать тысяч жертв Хиросимы и Нагасаки);
- в биологии - "Происхождение видов" Дарвина, дарвинизм (концепция человека, как мыслящего животного), социал-дарвинизм (как перенос законов живой природы с ее "борьбой за существование" на человеческое общество);
- в психологии Фрейд (либидо) и Юнг (архетип);
- в философии - Шопенгауэр, Ницше и Хайдеггер с одной стороны, и Маркс, с другой, отражающие общий кризис гуманистической философии Нового времени.
Культурные инсценировки как способ конструирования пространства провинциального города
Любая территория, осваиваемая человеком, превращается в сложную динамическую самоорганизующуюся систему. Преодолевая природную среду или приспосабливаясь к ней, общество создаёт новое пространственное качество. Другими словами, осваивая географическое пространство, человек превращает его в пространство социальное. Это социальное пространство наиболее зримо проявляет себя в типах поселений людей: деревне, городе, урбанизированном районе. Можно сказать, что тип поселения выступает "атомом" социального пространства (другими его проявлениями выступают разделение труда, социальная иерархия, государство). Социальное пространство - это то, что образуется системой отношений человека к миру и отношений с другими людьми. Поэтому социальное пространство является формой существования социального бытия. Управление социальным пространством - один из элементов социальной политики, направленной на максимально рациональную организацию и использование всех пространственных возможностей в интересах общества, учитывающий условия, процессы и результаты функционирования общественных городских групп.
В социологии под социальным пространством понимают многоуровневую структуру, существующую в виде системы мест, отражающих единство географических и социальных характеристик среды; системы природных, вещных и личностных элементов; сферы индивидуального, группового и общественного взаимодействий.
Социальное пространство - это такая форма существования социального бытия, которая выражает его протяжённость, структурность, плотность, сосуществование, расположение, соподчинение и взаимодействие элементов общественной жизни и тем самым объективно закрепляет их положение, обусловленное общественными отношениями. Социальное пространство характеризует меру осуществленности и структурной организованности социальной формы движения материи [92, с. 59-60].
Введение термина "социокультурное" в ткань нашего исследования, обусловлено осознанием невозможности изолированного существования общества вне культуры и наоборот, культуры вне общества, необходимостью преодоления причинно-функциональной методологии, явившейся основой позитивистского подхода в науке. Социокультурный принцип объяснения исторической динамики позволяет рассмотреть противоречивое единство культуры (как создаваемых и усваиваемых человеком форм осмысления, преобразования мира) и социальных отношений, организационных форм, реализующих данный культурный опыт. Проблема выработки социокультурной методологии и адекватного ее применения к изучению личности и общества до сих пор остается актуальной задачей.
Традиция использования термина "социокультурная система" восходит к П.Сорокину, который показал, что рассмотрение любого социального взаимодействия невозможно вне контекста культурных ценностей. Нормы, регулирующие взаимодействие между индивидами и во многом определяющие суть социальных институтов или организаций, находят своё основание в культуре. Город, как и любой социальный организм, прежде чем возникнуть в реальном социальном пространстве, проходит легитимизацию в сфере культуры. Культура, выступая активным формообразующим фактором в социуме, репрезентирует эту идею, являясь стимулом для действия акторов. Таким образом, можно сказать, что идея, понятие, образ, а в целом — концепт города, трансформируясь в результате исторического развития национальной культуры и менталитета людей, оказывается активной формообразующей силой, "окультуривающей" социальное и географическое пространство [137, с. 124].