Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в. : на материале Мордовского края Захарова Ольга Владимировна

Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в. : на материале Мордовского края
<
Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в. : на материале Мордовского края Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в. : на материале Мордовского края Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в. : на материале Мордовского края Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в. : на материале Мордовского края Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в. : на материале Мордовского края Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в. : на материале Мордовского края Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в. : на материале Мордовского края Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в. : на материале Мордовского края Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в. : на материале Мордовского края Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в. : на материале Мордовского края Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в. : на материале Мордовского края Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в. : на материале Мордовского края
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Захарова Ольга Владимировна. Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в. : на материале Мордовского края : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Захарова Ольга Владимировна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2009.- 183 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-24/64

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ 14

1. 1 Типологическая и культурно-функциональная характеристика личных библиотек 14

1. 2 Эволюция феномена владельческой книжной коллекции в культурно-историческом контексте 37

1.3 Экслибрис как репрезентант личного книжного собрания 70

ГЛАВА II. ЛИЧНЫЕ БИБЛИОТЕКИ В КУЛЬТУРЕ МОРДОВСКОГО КРАЯ 99

2.1 Библиотека Н. П. Огарева в Старом Акшине: особенности собрания 99

2. 2 Книги с экслибрисами в библиотеке им. М. М. Бахтина Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева 123

2. 3 Собрание экслибрисов художника Б. Г. Милованцева в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. 141 С. Д. Эрьзи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 154

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность исследования. Личные библиотеки — заметная часть культуры любой страны. «Возможно ли представить себе просвещенный дом и очаг без книг?» — вопрошал Н. К. Рерих [219, с. 252]. Постепенное возвращение к культурным ценностям прошлого заставляет обратиться к изучению культурных памятников, в том числе личных библиотек. Возникнув раньше библиотек общественного пользования, они стали основой их формирования, не утратив своей первостепенной значимости. Изучая личные книжные собрания, можно получить уникальные сведения для понимания своеобразия культур, менталитета народа, который проявляется и в отношении к книге, ощутить дух эпохи, понять общественные настроения того или иного периода истории.

В последние годы в России заметно усилился интерес к изучению личных библиотек. «Можно говорить о своеобразном исследовательском буме в этой области», - подчеркивает О. Н. Ильина [79, с. 112]. Методологическая революция в гуманитарных науках, новая концепция развития культуры, в которой центральное место занимают такие приоритетные направления, как созидательная, творческая роль личности, знаменует стремление к оживлению «безжизненного облика истории мира» (М. Блок), к изучению не только крупномасштабных, глобальных явлений, но и «индивидуумов»: выдающихся личностей и обычных людей. Происходит познание мира «изнутри», через человека, проникновение в мир его интересов, увлечений, привлечение внимания к культурным формам и институтам, в которых проходит становление и развитие личности, осуществляется ее самовыражение в культуре. Нет более точного индикатора, отражающего скрытую интеллектуальную и духовную жизнь человека, чем личная библиотека. «Личную библиотеку считают визитной карточкой хозяина», - констатировал Д. С. Лихачев [141, с. 102].

Особую роль личные библиотеки играли в российской провинции, где они были важнейшей базой образования, центрами просвещения. Воспроизведение

истории отечественной культуры невозможно без использования регионального материала. Региональный подход позволяет полнее и глубже на репрезентативной источниковой базе, изучить как проблему в целом, так и ее отдельные аспекты. В региональных библиотеках можно встретить личные книжные собрания (или их фрагменты), представляющие огромный научный интерес. Выявление и анализ их состава в рамках изучения истории культуры российской провинции представляет важные задачи гуманитарных наук.

В настоящее время происходит кардинальное изменение ценностных потребностей человека в общении с книгой, ломается одна из лучших традиций культуры России - признание ее самой читающей страной мира. В связи с этим книжная культура в целом и феномен личных библиотек в частности требуют внимания и новой перспективной стратегии в осмыслении и развитии с точки зрения государственной культурной политики. Особую остроту -данной проблеме в аспекте формирования «человека культуры» придают процессы девер-бализации культуры, очередной этап кризиса литературоцентризма, процессы коммерциализации в области книгоиздания и др.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена: 1) интересом к историческому прошлому отечественной культуры; 2) повышением внимания к проблемам личности в целом, а так же осознанием огромной роли чтения в ее становлении и развитии; 3) интересом к ценностям провинциальной культуры и необходимостью сбора информации о региональных книжных памятниках; 4) кризисным состоянием отечественной книжной культуры.

Степень изученности проблемы. Работы о культурной роли книги и библиотеки, в том числе личной, появились в России в конце XIX - начале XX в. появляются (У. Г. Иваск [75, 76], М. Н. Куфаев [131, 132]). Личная библиотека как феномен культуры, как культурная форма рассматривается отечественными и зарубежными культурологами, философами, историками: В. Беньямином [19], Д. С. Лихачевым [140, 141], М. Маклюэном [148], Т, Б. Марковой [150-164], В. В. Масевичем [165, 166], Р. А. Поздняковой [205],

Н. А. Шавыркиной [259, 260] и др.

Анализу библиотеки в истории культуры посвящены работы Б. Ф. Володина [40], С. П. Луппова [143, 144], Н. А. Шавыркиной [257-260] и др. Историю библиотек в России изучают А. Г. Глухов [51, 52], Л. В. Никитина [182], Л. С. Прокофьева [210], И. Я. Стеллецкий [233], П. И. Хотеев [249] и др.

Проблемы социологии чтения и психологического восприятия книги рассмотрены в работах Б. В. Дубина [66], В. Я. Канторовича [94] и др.

Осмысление места и роли библиотек в информационном обществе составляет предмет исследований В. Армса [10], Т. Ершовой [69], И. Терентьева [240] и др.

Истории книги и книгопечатания посвящены работы С. П. Луппова [143, 144], В. С. Люблинского [145], Е. Л. Немцовского [180], Н. Н. Розова [221, 222] и др.

В библиотековедении сложилось два направления - библиотечное и книговедческое. Первое изучает общественные библиотеки, второе - личные. В рамках книговедения развивается библиофилия как научная дисциплина. В первые послереволюционные десятилетия очевидно своеобразное противостояние этих направлений. В 1920-е - 1930-е гг. библиотековеды занимались тремя основными проблемами: пропагандой классового характера библиотек (Н.К. Крупская [125]); изучением истории нелегальных дореволюционных читален (Ф. Радзивиловская [215]); исследованием красноармейского, рабочего и крестьянского читателя (А. А. Бек и Л. П. Тоом [14], Б. В. Банк и А. Я. Вилен-кин [12] и др.). Книговедение и библиофилия в эти годы подвергаются критике как «буржуазные» науки. В 1940-1950-е гг. исследователи стремились связать деятельность библиотек с революционными событиями и политическим просвещением общества. При ослаблении идеологического гнета, в периоды «оттепели» (1960-е - начало 1970-х гг.) и «перестройки» (конец 80-х - начало 1990-х гг.) внимание к личным библиотекам усиливалось.

В контексте библиотековедения общетеоретические вопросы, связанные с феноменом личной библиотеки, рассматривают М. И. Акилина [4, 5], В. В. Масевич [165, 166], Ю. М. Мелентьева [170, 171], Ю. Н. Столяров [234-237], В. И. Терешин [242-244] и др.

Вопросами собирательства, историей и теорией библиофильства занимались У. Г. Иваск [76], В. В. Кунин [129, 130], М. Н. Куфаев [131], Ю. А. Ла-бынцев [133], О. Г. Ласунский [134, 135], В. Г. Лидин [138], М. В. Рац [216], Н. П. Смирнов-Сокольский [229] и др.

В описании и анализе частных книжных коллекций преобладают исследования библиотек знаменитых, выдающихся личностей: ученых, писателей, общественных и государственных деятелей, представителей императорской фамилии: А. С. Пушкина (А. И. Гессен [49] ), Ф. М. Достоевского (Л. П. Гроссман [60]), М. В. Ломоносова (Г. Н. Коровин [121]), Сталина (Б. С. Илизаров [78], Р. А. Медведев [168]), Шереметевых (Н. А. Шавыркина [257, 258]), представителей дома Романовых (В. А. Дуров [67]).

Изучение экслибрисов в отечественной науке начали в 1900-е гг. книговеды В. А. Верещагин [37] и У. Г. Иваск [75]; в 1920-х гг. продолжили В. А. Ада-рюков [2, 3], Э. Ф. Голлербах [54]. В 1960-е -1980 е гг., в связи с развитием советского экслибриса появились работы Г. А. Голубенского [55], Е. Н. Минаева и С. П. Фортинского [173], С. Г. Ивенского [77], Е. С. Кашутиной и Н. Г. Сапрыкиной [103], Н. Н. Розова [222]. Среди работ последних лет следует выделить книги коллекционеров и исследователей книжных знаков С. И. Богомолова [29], В. В. Худолея [250-252].

В последние годы все более очевидной становится необходимость использования междисциплинарных подходов для осмысления такого сложного явления, как личная библиотека. Наблюдается тенденция к сближению библиотековедения с культурологией. Однако, как справедливо подчеркивает О. Н. Ильина, «при всей очевидной значимости личных библиотек как памят-

ников культуры они до сих пор не заняли должного места в источниковедческом спектре культурологических исследований» [83, с. 86].

В последние десятилетия активно изучается история личных библиотек на региональном уровне (Н. А. Бессонова [23-25], А. А. Бровина и Л. П. Ро-щевская [34], Г. И. Колосова [117-119], Н. А. Мудрова [178], Е. П. Пирогова [203], Е. В. Сизова [228], Н. И. Таиров и Л. Ю. Ивашкина [238] и др.).

Историю библиотек мордовского края изучают историки и культурологи, при этом предпочтение отдается истории публичных, массовых библиотек, так называемого «библиотечного строительства» (В. Л. Житаев и И. В. Седина [71], И. А. Кубанцева [126], Г. М. Кузьмина [127]). Научные исследования книжной культуры Мордовии осуществляются на стыке библиотековедения, книговедения и культурологии. Г. М. Агеева [1] рассмотрела репертуар местного книгоиздания, особенности книжной иллюстрации, выявила круг чтения жителей Мордовии (1899-1999 гг.) по книговыдачам публичных библиотек. Первыми исследователями, обратившимися к изучению личных библиотек мордовского края, являются Н. И. Воронина, которая ввела в научный оборот опись личной библиотеки Н. П. Огарева из его акшинской усадьбы [41], И. В. Клюева и Л. М. Лисунова [107], которые способствовали возвращению в Саранск личной библиотеки выдающегося мыслителя М. М. Бахтина и составили ее научный каталог. Особую ценность данному исследованию придают сведения о владельческих особенностях данного собрания (инскрипты, владельческие надписи, вложения, пометы и т. д.). Несомненно, что личные библиотеки Мордовского края нуждаются в дальнейших исследованиях.

Гипотеза исследования. Личные библиотеки являются одним из ключевых факторов развития культурной жизни российской провинции; важнейшей формой диалога провинциальной культуры с миром «большой культуры». Изучение личных книжных собраний и их фрагментов является своеобразным путеводителем в культурно-историческом пространстве. Книжный знак выступает своеобразным культурным кодом, расшифровка которого способствует концен-

трации исследовательского внимания на личности владельца книги и осознании того вклада, который он внес в историю культуры.

Целью данной работы является комплексное (фактографическое и концептуальное) исследование феномена личной библиотеки в культуре российской провинции от XIX к XXI в. (на материале мордовского края).

Объект исследования — личная библиотека как феномен культуры российской провинции: от XIX к XXI в.

Предмет исследования - личные библиотеки в культуре мордовского края указанного периода.

В соответствии с целью исследования в нем ставятся следующие задачи:

представить типологическую и культурно-функциональную характеристику личной библиотеки;

проследить эволюцию феномена личной библиотеки в культурно-историческом контексте;

выявить особенности экслибриса как репрезентанта личной библиотеки;

охарактеризовать особенности библиотеки Н. П. Огарева в Старом Акшине (выявить пути, этапы, мотивы ее комплектования и основные функции);

описать и классифицировать экслибрисы, обнаруженные на книгах из библиотеки им. М. М. Бахтина Мордовского госуниверситета им. Н. П. Огарева, установив личности их бывших владельцев и выполнивших их художников;

произвести классификацию экслибрисов Б. Г. Милованцева, охарактеризовав их художественные особенности и культурное значение. Источниковая база включает в себя:

опубликованные материалы: описи библиотек (или их фрагментов); мемуары и переписка, содержащие сведения о личных библиотеках;

неисследованные экслибрисы из фондов библиотеки им. М. М. Бахтина Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева и Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи.

Методология исследования. В диссертации использован междисциплинарный, интегративный подход, включающий следующие аспекты:

культурологический, позволяющий рассмотреть личную библиотеку как феномен культуры;

библиотековедческий (изучение истории, выявление функций, определение принципов классификации и типологизации личных библиотек);

книговедческий, включающий специфические методы: мультипрофильное моделирование (исследование личных библиотек в персонологическом; когнитивном; квантитативном; аксиологическом аспектах); историко-книговедческий анализ; визуальное обследование библиотечных и музейных фондов.

искусствоведческий (рассмотрение экслибрисов как произведений изобразительного искусства);

Кроме того, были использованы следующие методы гуманитарных наук:

метод исторической реконструкции, позволяющий проследить эволюцию феномена личной библиотеки в культурно-исторической перспективе;

сравнительно-исторический метод, позволяющий выявить особенности раз-

, -'і

личных этапов эволюции феномена личной библиотеки;

аналитико-интерпретативный метод, позволяющий «вписать» личные биб
лиотеки (или их фрагменты) мордовского края в общую панораму научных
представлений о феномене личной библиотеки.

Важными теоретическими и методологическими источниками при написании диссертации послужили фундаментальные труды по теории и истории культуры (М. М. Бахтин [13], Д. С. Лихачев [140, 141]); библиотековедению и книговедению (О. Н. Ильина [79-86], М. Н. Куфаев [131, 132], В. И. Терешин [242, 243] и др.), искусству экслибриса (Э. Ф. Голлербах [54], С. Г. Ивенский [77] и др.), по истории культуры мордовского края в целом и книжной культуры как ее части (Г. М. Агеева [1], Н. И. Воронина [41], И. В. Клюева и Л. М. Лисунова [107] и др.).

Научная новизна работы. Диссертация представляет собой первое комплексное исследование заявленной темы на материале мордовского края. Впервые в центре научного исследования — личные библиотеки и их фрагменты, созданные или находящиеся ныне на территории мордовского края. Впервые каталог личной библиотеки Н. П. Огарева сопоставлен с его личной и творческой биографией. Обнаружены и введены в научный оборот экслибрисы на книгах из научной библиотеки им. М. М. Бахтина Мордовского госуниверситета; произведена их классификация; идентифицированы имена их владельцев и авторов. Введена в научный оборот коллекция экслибрисов, выполненных саранским художником Б. Г. Милованцевым, хранящаяся в Республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи; осуществлена их классификация, выявлены художественные особенности.

Эффективность исследования: полученные результаты позволяют составить представление о личных библиотеках мордовского края XIX-XX вв., восполняя существенный пробел в истории культуры региона.

На защиту выносятся следующие положения:

Личная библиотека - совокупность зафиксированных на бумажных носителях, а также фото-, фильмо-, фоно- и электронных документов, обладающая смысловым единством и принадлежащая одному человеку; это разновидность домашней библиотеки, наряду с семейной (фамильной), принадлежащей нескольким людям (поколениям). Основная особенность личной библиотеки по сравнению с общественной - более интенсивное и свободное движение культурных смыслов', ее социальные функции: информационно-знаниевая, коммуникативная, мемориальная, образовательная и воспитательная, культуротвор-ческая и кулътуроформирующая, эвристическая, социализации и инкулътури-зации.

Эволюция библиотек зависит от уровня развития общества: 1) научно-технического (формы фиксации и сохранения информации); 2) социально-экономического (социальный статус, материальный достаток населения); 3) по-

литического (формы государственной власти); 4) культурного (распространение грамотности, духовно-интеллектуальные запросы). Эволюция формы книги способствует ее большему распространению и доступности. На каждом этапе новые носители информации (рукописная книга - печатная книга — фото-, фо-но-, фильмозапись - электронная книга) не вытесняют полностью, не заменяют ранее существующие, а дополняют их.

Экслибрис - не только опознавательная книжная помета, но и связующее звено между книгой и ее владельцем. Как произведение искусства он репрезентирует авторский почерк художника, эпоху и стиль; как культурная форма является эмблематическим самовыражением личности владельца библиотеки, а после его смерти - своеобразным памятником владельцу и путеводителем в культурно-историческом пространстве.

Совокупность особенностей библиотеки Н.П. Огарева (преобладание изданий на французском и немецком языках; не развлекательной, а интеллектуальной литературы; наличие нелегальных изданий; многогранность состава (по видам изданий, содержанию, тематике и т.д.) выделяет ее как уникальное явление русской провинциальной культуры XIX в., как особый тип рабочей, творческой библиотеки литератора и мыслителя-западника, дворянина-демократа, отражающей и формирующей его мировоззрение и духовный мир, представляющей его биографию как нелинейный маршрут в поле культуры. Формирование книжного собрания происходило путем наследования, приобретений и дарений. Побудительные мотивы собирательства - насущные потребности творческой, общественно-политической, хозяйственной деятельности владельца. Библиотека выполняла информационно-знаниевую, коммуникативную, воспитательно-образовательную, просветительскую функции.

Экслибрисы на книгах из библиотеки Мордовского госуниверситета -своеобразная коллекция культурных памятников федерального значения. Это опознавательные знаки личных библиотек выдающихся деятелей культуры России СССР XVIII-XX вв. (И. М. Добротворский, Н. И. Кривцов, С. К. Кузне-

цов, А. М. Лунин, Л. Е.Кропивницкий, В. И. Чернопятов и др.), а также менее известных представителей научной и художественной интеллигенции, крестьянства. Они разделяются на рукописные и печатные: гербовые, вензельные, сюжетные, шрифтовые. Наиболее ценны как произведения искусства знаки, выполненные С. С. Соломко (русский модерн), Л. Е. Кропивницким и В. К. То-отсом (искусство советского периода).

Собрание экслибрисов Б. Г. Милованцева 1960-х - 1970-х гг. - ансамбль культурных памятников регионального значения, художественная репрезентация представителей интеллигенции Саранска в преломлении личного отношения к ним автора. Тематически они разделяются на: 1) зашифровывающие имя владельцев (певица М. Антонова и др.); 2) отражающие их профессиональные интересы и хобби (историк В. Смирнова и др.), биографию или ее эпизоды (художник В. Козлов); 3) детские (Жени Фоминой и др.). Их содержательные особенности: отсутствие «официоза», отражение повседневной жизни провинции; художественные особенности: одинаковый размер (13,5x9,5) и техника исполнения (линогравюра); прозрачный аллегоризм; формальный и композиционный минимализм; наличие надписи «ex libris» (или «из книг»), обыгрывание монограмм.

Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивают: методологическая обоснованность исходных теоретических положений; широкое привлечение источников и научных публикаций по теме; необходимый объем выборки; адекватность методов исследования его цели и задачам; разнообразие методов исследования; внедрение результатов исследования в практику.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Содержание и результаты диссертационного исследования, могут использоваться в обобщающих работах по истории личных библиотек, истории развития отечественного экслибриса, истории культуры мордовского края, при под-

готовке общих и специальных курсов по культурологическим и библиотековедческим дисциплинам.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры культурологии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева 1 апреля 2009 г. Ее основные положения были изложены в выступлениях на всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях (Саранск, 2005-2009 гг.; Киров 2007 г.) и отражены в 17 научных публикациях автора.

Типологическая и культурно-функциональная характеристика личных библиотек

В процессе исследования любой темы возникают и решаются терминологические проблемы. На первом этапе изучение терминологической системы, ее элементов и их взаимосвязей, позволяет установить, насколько исследованы данные объекты, явления, факты той или иной наукой; каковы дальнейшие перспективы научной деятельности в этом направлении.

Слово «библиотека» происходит от греческого «biblion» («книга») и «theke» («хранилище»). Римляне знали слово «книга» по-латински {«liber», «codex»), однако, термин «библиотека» предпочли заимствовать из древнегреческого - «bibliotheca» ввиду его удобства, т. к. под библиотекой тогда понимали: 1) книжный шкаф, книгохранилище; 2) книжный зал, читальня, общественная библиотека; 3) коллекция книг [123, с. 21]. Все значения термина «библиотека» того времени входят друг в друга: коллекция книг может находиться в общественной читальне и размещаться в книжных шкафах.

Подобное сочетание наиболее ярко проявлялось в римскую эпоху в книжных лавках {«libraria»), что сыграло свою роль в словообразовании новоевропейских языков, поскольку почти во всех из них библиотека обозначается словом с корнем «liber». В русском языке используется древнегреческое слово «библиотека».

В современном обществе доминирующим культурно-историческим типом является публичная библиотека, но она приобретает черты национального государственного учреждения. Следует также отметить возрастающее значение так называемых библиотек при государственной власти (президентские библиотеки, парламентские библиотеки, библиотеки государственных учреждений) В отечественной исследовательской литературе нет ясности и точности в терминосистеме, связанной с феноменом личной библиотеки: во-первых, недостаточно определен статус личной библиотеки (является ли она библиотекой?); во-вторых, отсутствует терминологическая четкость: владельческие книжные коллекции называются: «личными», «персональными», «домашними», «семейными» «фамильными», «частными», «приватными» библиотеками («книжными собраниями», «книжными коллекциями»). Е. О. Окорокова считает, что библиотековедческой терминологии, характеризующей домашнюю библиотеку, вообще не существует [190, с. 46].

В 1930-е - 1950-е гг. в нашей стране личные библиотеки не считались библиотеками и, соответственно, не рассматривались как объект классификации и типологизации. Таким образом, феномен личных библиотек был выведен за пределы библиотековедения как науки «.. .частная коллекция книг, обслуживающая исключительно владельца, как бы она ни была велика, не может считаться библиотекой», - было сказано в «Большой Советской энциклопедии» [30, с. 79].

Непризнание советским библиотековедением личных библиотек было связано в первую очередь с политическими, идеологическими мотивами. Основная причина непризнания личных библиотек советским библиотековедением кроется в том, что там нет места внешнему вторжению в их деятельность». Ведь в период книжного бума дефицит на книжном рынке создавали именно владельцы личных библиотек, которые не спешили пополнять свои библиотеки многотомными собраниями сочинений классиков марксизма-ленинизма и коммунистических вождей, а предпочитали выстаивать многочасовые очереди и приобретать произведения классиков мировой художественной литературы, томики стихов и прозы любимых поэтов и писателей, издания по педагогике, медицине, садоводству, кулинарии, справочную литературу, т.е. то, что соответствовало их истинным, а не мнимым интересам.

В 1990-е гг., в начале постсоветского периода в терминологической системе российского библиотековедения наблюдается «переходная», противоречивая ситуация (на основе Федерального Закона «О библиотечном деле» (1994), ГОСТа 7.26-80, «Терминологического словаря по библиотечному делу и смежным отраслям знания» (1995)): несоответствие термина понятию. В терминологическом словаре библиотека представлена как учреждение (по ГОСТу), в то же время личная библиотека также определяется как библиотека. Характеризуя эту ситуацию, Окорокова пишет: «Возможны два варианта логических рассуждений: а) если библиотека представляет собой учреждение, то личная библиотека не является библиотекой; б) если личная библиотека все-таки библиотека, то определение «учреждение» применимо только для общественных библиотек. По нашему мнению, определение понятия «библиотека», закрепленное в ГОСТе, уже, чем само понятие» [190, с. 46].

С учетом прежней позиции личные библиотеки продолжают отвергаться и некоторыми современными библиотековедами. Так в фундаментальной работе Б. Ф. Володина «Всемирная история библиотек» библиотека рассматривается как учреждение, как общественный институт. Личные библиотеки здесь не упоминаются. Считая основными функциями библиотек функцию фондообразования (сбора и хранения документов) и функцию обеспечения доступа к фондам (обслуживания), Володин подчеркивает, что главный предмет истории библиотеки - отношения между двумя этими функциями, «изменения в их взаимодействии» [40, с. 5-6]: «Библиотека постепенно проходит путь от почти полной закрытости (в отношении обслуживания пользователей (читателей) своих фондов к всеобщей по отношению к значительной части библиотек) доступности. Всемирная история библиотек - это, в первую очередь, история доступности фондов библиотек пользователям...» [тамже].

Эволюция феномена владельческой книжной коллекции в культурно-историческом контексте

Исторические источники показывают, что желание иметь книгу в своем доме возникло у человека уже на первых этапах существования книги. Слово же «книга» издавна понималось широко - оно означало любые носители информации - глиняные, папирусные, матерчатые, бумажные и т. п., произведенные в самых различных формах и вариантах. Личные книжные собрания возникли гораздо раньше общественных, «по возрасту» намного «старше» публичных и специальных библиотек и в этом плане первичны. Традиция частного книжного собрания уходит в глубь веков. Частное собирательство занимало важное место в системе ценностей элитного сообщества. Можно выделить следующие основные этапы в историческом развитии феномена личных библиотек.

I этап (от начала письменности у древних народов до середины XV в.) — рукописные собрания (на глиняных табличках, папирусе, пергаменте, бересте, бумаге). Начало истории книгособирательства обычно связывают с библиотекой ассирийского царя Ашшурбанипала в Ниневии. Собственно частные книжные собрания появляются в античное время у древнегреческих писателей и ученых - Еврипида, Эвклида, Аристотеля. Библиотека философа Аристотеля, как предполагают, послужила образцом для египетского царя Птолемея Второго при создании знаменитой Александрийской библиотеки. Большая библиотека была собрана в древнегреческом городе Пергаме царем Евменом Вторым.

Римские библиотеки делились на государственные или общественные и частные, личные библиотеки. Массовое распространение личных библиотек засвидетельствовано для времени императора Валента П. Личная библиотека была частью богатства владельца а поэтому тщательно оберегалась. Последнее обстоятельство, а именно — библиотека как символ богатства, общественного статуса владельца становилось модой у разбогатевших выскочек, вольноотпущенников. Для представителей римской знати личная библиотека подчас становится инструментом воздействия на общественное мнение с целью создания определенного эффекта.

Особое значение для становления русской книжной культуры имела византийская книжная традиция. Среди домашних библиотек Византии выделяется библиотека Фотия - константинопольского патриарха, государственного деятеля и писателя (ок. 820 - ок. 891 гг.), всю жизнь страстно и неутомимо собиравшего книги и способствовавшего их переписке. Среди других крупных личных библиотек Византии можно назвать библиотеки М. Пселла - философа и преподавателя философии, Е. Солунского - филолога, писателя и церковного деятеля, М. Хониата - писателя и политического деятеля, М. Плануды - монаха и основателя школы, где изучалась античная классика. Византийские книголюбы и библиофилы гордились своими собраниями, выставляли их напоказ, старались придать им вид публичности, с большим сожалением расставались с книжными богатствами.

Сохранившиеся документы свидетельствуют об огромных по тем временам расходах королевской казны на книги. Библиотека Карла V насчитывала свыше 1200 томов: кроме богословских книг, большое место в ней занимали произведения Аристотеля, Цицерона, Сенеки, Квинта Курция, Плутарха, Овидия, Вергилия, а также произведения научного и литературного содержания авторов раннего средневековья, рукописи с прекрасными миниатюрами, выполненными выдающимися художниками того времени. Именно эта библиотека составила основу Национальной библиотеки Франции, а одна из рукописных книг из библиотеки Карла V, «Легендарий», хранится в России в Библиотеке РАН. С королевской библиотекой соперничала библиотека герцогов Бургундских. Слава о ней распространилась в XV" в. при герцоге Филиппе Добром. В начале его жизни библиотека, как известно из каталога, насчитывала 250 книг, а после смерти герцога - 1000. При его дворе работали многочисленные писцы, художники, писатели, переводчики; здесь был создан особый каллиграфический тип письма, названный «бургундская бастарда». С книгами из бургундской библиотеки можно познакомиться в Российской Национальной библиотеке (в Санкт-Петербурге).

В средневековом обществе довольно рано появляются библиофилы. Среди примечательных личных собраний, созданных в средние века, выделяется собрание английского епископа Р. де Бери (1287-1345), который собрал богатую библиотеку древних рукописей. Это собрание по своему объему и систематичности способно было выдержать сравнение с библиотекой Сорбонны. Библиотека епископа не сохранилась, рассеявшись по другим частным собраниям, однако славу этому собирателю составил его блестящий трактат «Филобиблон» («Любокнижие») - гимн книге, повесть о собирательстве и создании одной из крупнейших частных библиотек средневековья.

Библиотека Н. П. Огарева в Старом Акшине: особенности собрания

Огромно значение чтения, книг в жизни поэта, прозаика, публициста, литературного критика, общественного деятеля Николая Платоновича Огарева (1813-1877). Задача данного параграфа - охарактеризовать особенности ак-шинской библиотеки Н. П. Огарева; выявить пути, этапы, мотивы ее комплектования и основные функции

XIX столетие занимает особое место в истории отечественной культуры. Это время становления национального самосознания и развития отечественного просвещения, величайших научных достижений и блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы ценности, имеющие непреходящее значение в литературе, музыке, архитектуре, живописи, скульптуре. Недаром, именно это столетие принято называть «золотым» веком русского искусства. Отечественная культура XIX в. складывалась в особых условиях, которые определили ее характер и специфику. Небывалый культурный взлет был органично связан со всеобщим патриотическим подъемом в России, предопределенным векторными событиями отечественной истории - Отечественной войной 1812 г. и восстанием декабристов на Сенатской площади в 1825 г. В процессе становления национальной культуры особую роль сыграла оппозиционность крепостничества и самодержавия, выразившаяся в либеральной борьбе западников и славянофилов, рождении новых революционных общественных сил - разночинцев и народников.

Одним из наиболее существенных факторов, влиявших на формирование культурной жизни и развития искусства в России, являлась социальная структура феодального общества. Российская империя на протяжении своего существования была сословным государством. Первым сословием в социальной иерархии, обладающим исключительными правами и привилегиями, закрепленными «Жалованной грамотой», было дворянство. Тонкий слой образованной, мыслящей его части был основным создателем культурных ценностей, тем кругом отечественного общества, которым были основаны великая русская литература, изобразительное искусство, музыка, театр. Именно дворянство стояло у истоков русской интеллигенции. Благодаря его культурной деятельности первая половина XIX в. как хронологический период получила название «дворянского этапа».

Дворянство было основным потребителем книги в провинции в конце XVIII - начале XIX в. Книжная культура складывалась, в первую очередь, там, где существовало дворянское землевладение. Это было время, когда провинциальные дворянские гнезда превращались в центры культуры. После того как прошла гроза петровских преобразований, дворянское сословие «вырвало» у преемников Петра признание своей вольности. Манифест о вольности дворянства (1762 г.), давший им возможность выбирать между государственной службой и привольным житьем на покое в своих владениях, способствовал расцвету многих дворянских гнезд. Освобожденные от службы дворяне приносили в провинцию новые увлечения и традиции, связанные с переориентацией столичного общества на иные культурные ценности, с интересами века Просвещения и новейшими литературными произведениями. Образованность требует досуга, которого более чем достаточно в деревенском уединении. Не все личные библиотеки того времени могут служить выражением действительной потребности чтения: они часто лишь удовлетворяли веяниям скоропроходящей моды и вкусам времени. И все же следует отметить важный факт — в конце XVIII в. была заложена традиция коллекционирования (собирания) книги. В становлении личности, формировании умственных интересов, эстетических вкусов представителей российской дворянской интеллигенции книга, чтение играли решающую роль. Домашняя и личная библиотека — необходимая часть дворянского дома, дворянской усадьбы.

Материалом исследования является введенный в научный оборот Н. И. Ворониной [41] каталог собрания книг, находившегося в библиотеке села Старое Акшино Пензенской губернии (ныне Старошайговского района Республики Мордовия), принадлежавшего Огареву, а затем его другу Н. А. Сатину; произведения Н. П. Огарева; воспоминания его современников, работы ученых - исследователей биографии и творчества Огарева: С. С. Конкина [120] и др.

Публикация каталога огаревской библиотеки открывает новые перспективы в изучении творчества поэта и мыслителя, выявления «перекличек» в широком культурном контексте. К сожалению, пока нет достоверных данных о том, насколько велика была эта библиотека при жизни владельца, однако очевидно, что она была гораздо крупнее (в ней не могли совершенно отсутствовать книги на русском языке). И все же, даже сохранившийся каталог представляет большой интерес в разнообразных отношениях. Он включает 260 наименований, причем многие из них составляют несколько томов. В основном, это книги на французском (144 наименования) и немецком (116 наименований), несколько книг на английском (4 наименования) и польском языках (6 наименований) .

Похожие диссертации на Личная библиотека в культурном пространстве российской провинции: от XIX к XXI в. : на материале Мордовского края