Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурологическая концепция Г. Д. Гребенщикова Леонов Владимир Николаевич

Культурологическая концепция Г. Д. Гребенщикова
<
Культурологическая концепция Г. Д. Гребенщикова Культурологическая концепция Г. Д. Гребенщикова Культурологическая концепция Г. Д. Гребенщикова Культурологическая концепция Г. Д. Гребенщикова Культурологическая концепция Г. Д. Гребенщикова Культурологическая концепция Г. Д. Гребенщикова Культурологическая концепция Г. Д. Гребенщикова Культурологическая концепция Г. Д. Гребенщикова Культурологическая концепция Г. Д. Гребенщикова
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Леонов Владимир Николаевич. Культурологическая концепция Г. Д. Гребенщикова : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : Барнаул, 2003 141 c. РГБ ОД, 61:04-9/60-1

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Источники и основания культурфилософии Г.Д. Гребенщикова 10

1. Истоки и этапы формирования культурологической концепции. Эволюция и культура 10

2. Констатация кризиса культуры. Культура как связь миров...27

Глава 2. Концепция духовно-практического преображения мира: вселенская роль России 46

1. Русская идея Г.Д. Гребенщикова: Россия в космо -эволюционном контексте 46

2. Принципы создания новой культуры духа 56

3. Община как принцип будущей культуры 71

Глава 3. Кулыуротворческая деятельность Г. Д. Гребенщикова 79

1. Стратегия практического преображения жизни и сознания современников 80

2. Деятельность Г.Д. Гребенщикова по реализации культурно- преобразовательных планов Рерихов 94

Заключение 107

Список источников и литературы 117

Приложение 131

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время особенно актуальным
становится обращение к философскому наследию тех мыслителей, которые
предметом своего осмысления и творчества в целом избрали Россию и ее
судьбу, проблемы теории и практики культурного строительства. Возродить
их наследие, изучить их анализ особенностей русской национальной
культуры, перспектив ее развития и стратегий практического

преобразования, продолжить путь творческого поиска - долг современной интеллигенции.

В плеяде лучших представителей наций есть личности, максимально отражающие и выражающие дух эпохи, персонифицирующие современную им духовную ситуацию, чутко улавливающие пульс времени и динамику мирового культурного развития, актуализирующие и синтезирующие наиболее востребованные духовные течения и веяния. Это те личности, которые от имени своей культуры формулируют «Ответ» на «Вызов» сложившихся экономических, социальных, политических, духовных обстоятельств.

Личностью такого масштаба^ является Георгий Дмитриевич

Гребенщиков - видный представитель русской интеллигенции рубежа веков и первой половины XX века, выдающийся деятель русской эмиграции первой волны, яркий представитель философско-культурологической мысли, уловивший основные духовные веяния эпохи и создавший оригинальную концепцию культуры.

В дореволюционный период Г.Д. Гребенщиков внес значительный вклад в развитие культуры Алтая, Сибири и России как писатель и как общественный деятель. Он является автором знаменитого романа - эпопеи «Чураевы» и многих других литературных произведений, получивших высокую оценку во всем мире. В Америке он сотрудничал с Н.К. Рерихом, возглавлял издательство «Алатас», преподавал русскую словесность и

теорию литературного творчества в колледже г. Лейкланда (штат Флорида).

Центральная тема его философского и литературного творчества -

Россия, ее история и судьба, поиск путей ее духовного возрождения. В нем

j Г.Д.Гребенщиков предстает как оригинальный мыслитель, как один из

продолжателей Русской идеи в XX веке. Он стал вдохновителем целого
і
<* движения в русской эмиграции за сохранение и развитие русских

культурных традиций, за создание новой культуры духа.

Реконструкция его культурологических взглядов позволит раскрыть
! новую, малоизвестную страницу в русской философской и

(* культурологической мысли, откроет новые горизонты в осознании

I нынешних задач возрождения и обновления российской культуры.

Степень разработанности темы. Все написанное о Г.Д.
(ф Гребенщикове можно разделить, во-первых, хронологически —

дореволюционные статьи, статьи о нем эмигрантского периода (1921- 1964)

и современные публикации. Во-вторых, по жанровому признаку:

| биографические, описательно-информационные публикации о жизни и

,# творчестве писателя и мыслителя, рецензии на его литературные

произведения.

Основательным исследованием литературного творчества

Г.Д.Гребенщикова являются статьи Т.Г. Черняевой [208, 209]. В них

подробно проанализирована историческая канва дореволюционного периода
творчества писателя, сформулирован ряд существенных положений об

истоках его творчества и мировоззрении, которые, по нашему мнению,
I свидетельствуют об изначально проявившейся в нем культурологической

направленности мышления и деятельности. Так, в своих исследованиях
, Т.Г. Черняева пишет: «На конкретном материале собственных наблюдений

Гребенщиков приходит к выводам общественно-исторического масштаба.

Алтай как средоточие различных этнических, культурных, экономических
' укладов (инородцы-аборигены, старожилы-раскольники, переселенцы из

\ Центральной России) дает основание для глубоких размышлений о

соотношении различных типов культуры, о природе прогресса и цивилизации и т. д.» [209, С.З] справедливо отмечает о «складывающейся уже в этот

* период в сознании Гребенщикова национальной концепции, о его

негативном отношении к городской культуре, как продукте уродливой цивилизации.

4> Некоторые авторы статей о Г.Д Гребенщикове точно выявляют

некоторые единичные особенности его прозы, имеющие ценность для нашего культурологического исследования наследия писателя. Так, СП. Рожнова отмечает, что в раннем творчестве Г.Д. Гребенщикова

if проявляется стремление подходить к оценке действительности «не столько с

| социальной, сколько с нравственно-этической точки зрения..., что приводило

к оценке ее противоречий с точки зрения «"вечных" начал нравственности...»

(# [159, С.2] и, что в раннем периоде творчества «...увлечения

этнографическими подробностями, описательности...» подчас мешали

молодому писателю «в бытовом увидеть общечеловеческое, общезначимое »

\ [Там же]. Эта способность проявится у Г.Д. Гребенщикова лишь во втором

т периоде творчества.

В.К. Корниенко точно определяет главное изменение в мироощущении

мыслителя, произошедшее после иммиграции - «...он стал в большей

степени «гражданином мира» - по широте кругозора, по острому чувству

ответственности за судьбы мировой цивилизации и культуры» [См. 124].

\ Высокую оценку литературного творчества Г.Д. Гребенщикова давали

j А. М. Горький, А.И. Куприн, Ф.И. Шаляпин, И. И. Сикорский, В.Я. Шишков,

» И.А. Бунин, Н.К. Рерих, а также многие зарубежные деятели культуры: Лаура

Абелл (США), Лоренцо Жигли (Италия), Антуан Бурдель (Франция), Поль

Буайе - профессор Сорбонны; Эдмон Жалю (Франция), Спенсард Холланд —

сенатор (США), Армандо Романо (США); Карл Лесс (США) и др. [См. «Кто и

что писал о работах Г.Д.Гребенщикова». Архив А.Б. Фирсова].

) Первым кто ясно осознал культурологическую направленность

\ мышления и деятельности Г.Д.Гребенщикова стал А.А.Макаров. [См. 135,

5 136]. Именно этим автор объясняет постоянное стремление Гребенщикова «что-нибудь строить». А.А. Макаров обращает внимание на философско-культурологический характер книги писателя - «Гонец», на неразрывную связь философско-культурологического мышления Гребенщикова с традициями русской культуры.

* В последние годы появились публикации, основанные на изучении
новых архивных материалов, раскрывающие геополитический и
планетарный характер деятельности Н.К. Рериха. Эти исследования
косвенно раскрывают и деятельность Г.Д.Гребенщикова, как ближайшего

* сотрудника Рериха: дневник З.Г.Фосдик [204], статьи В.А. Росова [169,170],
и книга М.Л. Дубаева [102].

Особый взгляд на деятельность Н.К. Рериха и, соответственно,
Ф Т.Д. Гребенщикова, дают результаты исследований В.А. Росова. Он

впервые ввел в научный оборот редкие архивные материалы и, в результате,
им воссоздана историческая картина и философско-культурологическая
логика событий, связанных с деятельностью семьи Рерихов. Ученый
Ф раскрыл широту личности Г.Д. Гребенщикова, его значительную роль в

событиях космопланетарного масштаба и культурологический характер его деятельности.

Однако, целостного осмысления культурологических взглядов Г.Д. Гребенщикова в современной и отечественной литературе еще не существует. Данное исследование представляет собой первую попытку такого осмысления.

Объектом исследования является философское, литературно-публицистическое наследие Г.Д.Гребенщикова. Предмет исследования - его культурологическая концепция.

Цель диссертации — реконструировать и дать целостное осмысление концепции культуры Г.Д.Гребенщикова, содержащейся в его трудах и лежащей в основе его практической культуротворческой деятельности. Исходя из этого, задачи исследования состоят:

в установлении истоков, этапов формирования и оснований культурологической концепции Г.Д. Гребенщикова;

в выявлении сущности и содержания гребенщиковского понимания культуры, ее элементов, смысловых граней и аспектов рассмотрения;

в определении смысловых блоков культурологической концепции Г.Д. Гребенщикова;

в раскрытии космо-эволюционного контекста культурологической концепции Г.Д. Гребенщикова;

в реконструкции христианско-культурологического аспекта концепции возрождения истинной культуры, «Русской Идеи» Г.Д. Гребенщикова;

в выявлении социально-праксиологического аспекта культурологии Г.Д.Гребенщикова;

в раскрытии гребенщиковского проекта создания новой культуры духа;
Источниками исследования являются философские, публицистические и

литературные произведения Г.Д.Гребенщикова, в которых он изложил
ltk основные положения своей мировоззренческой концепции. Кроме того,

источниковая база включает в себя произведения, прямо повлиявшие на становление гребенщиковской философии культуры. В первую очередь, следует упомянуть теософские издания и книги Учения "Живой Этики" ("Агни-Иоги"), книги Н.К.Рериха, которые составили для мыслителя одно из главных теоретических оснований.

К источниковой базе должны быть отнесены работы представителей русской религиозной философии и русской литературы: Н.В. Гоголя, славянофилов, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева, Вяч. Иванова, Н.О. Лосского, Н.А. Бердяева, так как философские воззрения Г.Д. Гребенщикова формировались под их непосредственным воздействием.

Г.Д.Гребенщиков, в своих размышлениях и деятельности, неоднократно опирался на христианскую традицию, поэтому обращение к ней, также способствовало изучению философской концепции культуры мыслителя.

7
Методологической основой исследования являются концепция
культурно-исторической школы в философии культуры, общенаучные
методы: сочетание исторического и текстологического анализа,

сравнительный метод анализа, элементы герменевтики, а также принципы
системного анализа и метод теоретической реконструкции.
'.* Научная новизна исследования:

1. Тема философии культуры Г.Д. Гребенщикова до сих пор не являлась
предметом специального исследования, постановка этой проблемы
диссертантом является новационной для философско-

« культурологического знания.

  1. Методами герменевтики, сравнительного, исторического и текстологического анализов из художественных, публицистических текстов, писем, документов архива эксплицированы культурологические идеи Г.Д. Гребенщикова.

  2. Выявлены основные комплексы проблем, составляющие идейно-теоретические блоки культурологической концепции мыслителя.

0 4. Впервые дан развернутый анализ взглядов мыслителя по таким

вопросам, как роль России в возрождении мировой культуры, концепция кризиса культуры и концепция построения новой культуры духа, духовно-практического преображения жизни.

  1. Реконструирована в системном виде многоаспектная концепция культуры мыслителя.

  2. Выявлены связи и пересечения философии культуры Г.Д. Гребенщикова с философско-мировоззренческими системами, показан синтез православной традиции, идей русского космизма, евразийства, теософских положений в самобытной культурологической концепции

мыслителя.

I*

7. Введены в научный оборот малоизвестные работы Г.Д. Гребенщикова и

архивные материалы.

8 Положения выносимые на защиту:

1. Г.Д. Гребенщиков является видным представителем русской
* интеллигенции первой половины XX века, выдающимся деятелем

русской эмиграции первой волны, ярким представителем философско-
культурологической мысли, уловившим основные духовные веяния
4 эпохи и создавшим оригинальную концепцию культуры.

2. В становлении гребенщиковской философии культуры четко
выделяются два этапа: первый связан с формированием историко-
культурологической концепции, второй с развитием универсалистской

h духовно-эзотерической культурфилософии под воздействием Живой

Этики.

3. Особенностью концепции культуры Г.Д.Гребенщикова является
органичное соединение оснований универсалистской духовно-
эзотерической культурфилософской концепции с основаниями русской
религиозной философии, русским космизмом, ноосферной теорией,
евразийством и русским символизмом.

т 4. В концепции культуры Г.Д. Гребенщикова дан анализ кризисного

состояния современной ему культуры, разработан проект и определена стратегия духовного возрождения, содержится оригинальное развитие Русской идеи, философско-культурологическое обоснование вселенского значения русской культуры и миссианскои роли России в духовном возрождении мировой культуры.

5. В реконструированном виде взгляд мыслителя на культуру в духовно-
"* эволюционном контексте сводим к пониманию культуры как

творческой направленной деятельности людей по

совершенствованию человеческого духа с целью осуществления
эволюционного развития человечества на земном плане для достижения
[ каждым индивидуумом богочеловеческой стадии.

6. Важнейшая особенность культурологии Г.Д. Гребенщикова -
синкретизм теоретической и практической составляющих.

9
Г.Д. Гребенщиков является не только теоретиком, но и практиком
строительства новой культуры, духовно — практического преображения
жизни.
Научно-практическая значимость работы. Данная работа раскрывает
для отечественной и мировой культурологии новую концепцию культуры,
0 сочетающую идеи духовного преображения человечества, представляющую

собой органический синтез основных направлений русской

социогуманитарной мысли конца XIX - первой половины XX века.

Содержание диссертации может способствовать дальнейшим

# теоретическим исследованиям в этой области как в виде развития отдельных

тематических направлений, так и в виде дополнения и развития

теоретических концепций и выводов, полученных в ходе исследования, а

ш также раскрытию и детализации отдельных элементов гребенщиковской и

рериховской философии культуры.

Практическое значение работы состоит в том, что принципиальные ее

положения, раскрывающие пути выхода из социокультурного кризиса, могут

(щ быть учтены при разработке концептуальных программ общественного

развития с целью их ориентации на утверждение основополагающих

ценностей - ценностей духовности и культуры.

Материалы диссертационного исследования дополняют и расширяют курс истории русской философии и истории культурологических учений. Результаты исследования могут быть, также, использованы в составлении учебных программ и курсов философии, истории и теории культуры, спецкурсов в вузе.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры общей социологии Алтайского государственного университета. Отдельные положения диссертации оражены в ряде статей, опубликованных в научных журналах и сборниках, а также использованы при подготовке сообщений к международному конгрессу «Жизненные силы славянства на рубеже веков и мировоззрений (Барнаул, 2000 г.), межкафедральному теоретическому

10 семинару «Жизненные силы русской культуры» (Барнаул, АГУ, 2002 г.), межрегиональному научно-практическому семинару «Координация усилий

* научных исследовательских коллективов Сибири в изучении и развитии
русской культуры» (Барнаул, АГУ, 2003 г.).

Структура и основное содержание диссертации. Работа состоит из
ф введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы,

приложения.

Истоки и этапы формирования культурологической концепции. Эволюция и культура

Предметом нашего рассмотрения в этой части работы должны стать основоположения культурологии Г.Д.Гребенщикова, некоторые базисные его установки в подходе к феномену культуры, а также этапы становления его культурологической концепции.

Первый этап становления культурологических воззрений Г.Д. Гребенщикова - до начала 20-х годов XX века - связан с общим ходом социального развития России рубежа XIX - XX веков. Для художественных и публицистических работ писателя, созданных в это время, характерна социальная проблематика, свидетельствующая о влиянии народнической идеологии. Георгий Гребенщиков выступает с острой критикой негативных явлений социальной действительности. Уже в дореволюционный период им было глубоко осознано кризисное состояние русского общества. Это осознание нашло свое выражение, например, в его ранней пьесе «Сын народа». Молодой писатель-публицист отчетливо видит симптомы социокультурного кризиса и стремится найти ответы на волнующие его и общественность культурные, религиозные и социальные проблемы. Он пишет о бедственном положении русского крестьянства, выражает критическое отношение к сложившимся в деревне взаимоотношениям мужика и богатея; высказывает разочарование в городской жизни - для него в ней нет смысла и цели; его волнует проблема загрязнения частными заводами водоемов, ужасающие условиях труда на заводах, безработица в Сибири и нетерпимое положение аборигенов сибирского края.

Особенно остро его ранние произведения направлены против собственничества, против индивидуализма, разжигаемого ростом капиталистических взаимоотношений, разрушительно действующих на нравы всех слоев общества, наконец, против хищнического отношения к природе. Индивидуалистическое общество, считает мыслитель, как бы автоматически порождает себе подобных собственников и превращает их в стяжателей и преступников против человечности.

Помимо идей народничества, глубокое влияние на становление мировоззрения Г.Д.Гребенщикова оказал Г. Н. Потанин - этнограф, известный исследователь Сибири и Азии, принявший живое участие в судьбе начинающего писателя. Потанин способствовал тому, чтобы Г.Д. Гребенщиков был принят вольнослушателем в Томский университет, а затем был назначен редактором газеты «Жизнь Алтая».

Благодаря содействию Г.Н. Потанина Г. Гребенщиков совершил ряд длительных путешествий по Горному Алтаю с целью проведения историко этнографических исследований, что позволило ему познакомиться с бытом, религиозными верованиями, легендами, мифологией алтайских народов и русских старообрядцев. Под влиянием Г.Н. Потанина, а также под влиянием собственных впечатлений и исследований, собственных мистических прозрений у Г.Д. Гребенщикова зародилась идея о важнейшей роли Сибири в мировой культуре будущего, которую он пронесет через всю жизнь; впоследствии она трансформируется в одно из основных положений его культурологии. Причем, в ней сохранятся «областнические» идеи Г.Н. Потанина - одного из идеологов общественно политического течения областников, который отстаивал идеи самостоятельности Сибири, выступал против колониальной политики центра, ратовал за сохранения её богатств и за ускорение культурного развития этого региона. Однако, Г.Д. Гребенщиков, развивая эти идеи, определит Сибирь центром создания культуры будущего [79].

Изучая жизнь русских староверов, Г.Д.Гребенщиков увидел сохраненную ими способность к вере и, одновременно, ограниченность позиции старообрядчества, приведшей к крушению их веры и быта. Эта тема нашла свое воплощение в его романе-эпопее «Чураевы». Через героев романа писатель выразит, свои искания истинной веры и живого единого Бога, как главных устоев жизни. Старообрядческая среда, с ее напряженными религиозными исканиями, часто отличающимися неканоническим характером трактовки веры, по нашему мнению, способствовала пробуждению у Гребенщикова исканий единых общих оснований для всех религий, исканий живой веры, пробуждению стремлений к поискам метафизических оснований жизни. Так, например, от алтайских старообрядцев он узнал, легенду о чудесной стране «Беловодье», отразившей многовековую мечту русских людей о реальном существовании на Земле места, где осуществлены высшая правда и идеал счастливой праведной жизни.

Данная идея будет положена мыслителем в основание своей метафизической концепции культуры, которая выстраивается у него как естественное развитие духовных исканий русского народа и устремлений русской науки. Так, « Сказания о «Царстве попа Ивана или «Беловодье»» [См. 188] в многочисленных изводах достигли Древней Руси. Судя по обилию дошедших до нас рукописей, наши предки с интересом читали и перечитывали такие «отреченные книги», как «Хождение Зосимы к брахманам», «Слово о видении Апостола Павла», «Сказание об индийском царстве»... Образ загадочной страны, расположенной в где-то на окраине Вселенной, в сознании древнерусских книжников связывался с образом земного рая, сокровенного прибежища первозданной чистоты и мудрости, якобы сохранившегося на растленной и греховной земле. Вера в реальность его существования была так велика, что в XIV в. новгородский архиепископ Василий в своем послании владыке тверскому Феодору обстаятельно и красноречиво доказывает, что «рай на востоке, созданный

Адама ради не погиб». Нелишне заметить, что интерес наших предков к легендам о Беловодье не был чисто умозрительным. Вплоть до начала XX в. старообрядческие общины Заволжья, Урала и Сибири отряжали бывалых людей на поиски того места, «идеже небо прилежит земли», чтобы узреть там «самосиянный свет» и напиться из «молодильного источника», о которых говорится в древних рукописях» [Там же, С.92-93].

Гребенщиков сохранит веру в реальную основу этой легенды на всю жизнь, в его философско-культурологической концепции метафизические основания будут определяющими.

Еще одним фактором, оказавшим влияние на формирование мировоззрения, и, следовательно, на формирование культурологической концепции мыслителя, является природа Горного Алтая. Г.Д. Гребенщиков ощутил здесь глубокое чувство слиянности с природой, ее особую благодатную энергетику, способствующую просветлению разума и очищению религиозного чувства: «на чистом воздухе... и сердце молодеет, и мысли углубляются, и.. .воистину Бог становится видимым в красе цветения и в грозе небесных стихий и в каждой колеблемой ветром былинке» [65]. Суровый и благодатный Алтай навсегда породил в нем тягу к единению с природой, способствовал укреплению в нем оптимизма, пробуждению устремления к возвышенному. Что, в конечном счете, утвердило мыслителя в признании важнейшей роли региона Горного Алтая для осуществления строительства новой культуры.

Русская идея Г.Д. Гребенщикова: Россия в космо -эволюционном контексте

Размышления Гребенщикова относительно будущего России и ее роли в мировой культуре предстают как своеобразный вариант развития в XX веке Русской идеи.

Естественно, что отправной точкой в построении этих идей у Г.Д. Гребенщикова является признание им мессианской роли России в мировой истории. «На России лежит миссия,- пишет он, - не в борьбе за избранничество, а в страданиях за примерность христианскую» [88, С.1]. Миссия России не в честолюбивом соревновании с другими народами, но в озарении «дальнейшего пути труда такими прожекторами света и психической энергии, чтобы поворотный путь на пути мировой эволюции был убедителен и увлекателен для всех отставших от нее» [75, с.116].

Приведенные цитаты свидетельствуют, что концепция мессианской роли России выстраивается Г.Д. Гребенщиковым в двух контекстах: христианско ценностном (как возрождения истинной христианской веры) и эзотерическом (вывести народы мира на эволюционный путь развития своим примером), связанным с Учением Живой Этики.

Первый вопрос, который мы попытаемся выяснить: в чем состоит для мыслителя жизненная сила русской культуры, какие достоинства выводят ее на мессианскую роль?

Во-первых как считает Г.Д. Гребенщиков, исходя из духовно-ценностного аспекта понимания культуры, русская культура выработала высокие общемировые идеалы: стремление жить в согласии с Богом; далее русским присуща мировая отзывчивость, так, Православная церковь ежедневно произносит ектению: « о мире всего мира и соединения вере

Господу помолимся...»; также, - пишет- он, в литургии есть молитва «о страждущих и плененных и о всех людях сущих в море далече» [76]. Во вторых, русская культура, считает мыслитель, в своей духовной основе уже давно переросла сугубо национальные пределы и вышла за них как достояние всемирное.

В третьих, народ России, по мнению Гребенщикова, сохранил искание духовного смысла жизни: «какие бы превращения и извращения народной психологии не произошли, я никогда не поверю, будто русский народ помирится на хорошей сытой жизни и на мелкобуржуазной пошлости» [75, С.67].

В четвертых, считает Гребенщиков, российский народ обладает особым качеством - склонностью к общинному житию. Принцип общинного жития, согласно Живой Этики, является одним из оснований в создании будущей культуры духа: «Устремление к истинному кооперативу лежит в основе эволюции. Кооперативное устройство - единое спасение. Уничтожить путь невежества можно лишь пробуждением творчества. Пусть формы его будут даже чудовищны. Пусть на задворках из лучинок солнце делают, но кипучий поток пробьется через стены материи. Новые нахождения обострят собирательство. Вместо биржевой игры пусть будут стремления нахождений, поддерживаемые кооперативами» [Озарение,2.У1.1] «Развитие общин, ставящих себе культурно-просветительные цели, есть самое неотложное задание человечеству, самое повелительное требование Новой эпохи. Мир, погибающий от разъединения, должен начать собираться сначала в мелкие, потом в более крупные организации для защиты своего высшего достояния культуры — от возможности повторного разрушения» [121, С.234].

Убеждение в эволюционной ценности общины было присуще Г.Д.Гребенщикову [См. далее об этом 3]. Россия, писал Гребенщиков, в силу последних, пусть и трагических событий (произошедших, тем не менее, не без Божественного Провидения), уже сделала шаги в направлении выполнения своей миссии: она расширила свои границы, стала общемировой: «...вестники русской культуры, русской красоты, разлетелись по всему миру. Расширение русских границ произошло до беспредельности в результате русского рассеяния [50] «Русские сделались интернациональной нацией», - пишет он [75, С.77].

Россия, считает мыслитель, стала « спасительницей тех сокровищ человеческого духа — гения, без которых человечество мгновенно бы обратилось в неогороженный зверинец» [76]. Одной из особенностей концепции национальной идеи у Г.Д.Гребенщикова является отсутствие стремления идеализировать русский народ и его быт. Хотя он восхищается и, не единожды, описывает возвышенные свойства великого русского народа (способность каяться в грехах своих, богатырское мужество посмеиваться над собою, изумительная природная мудрость, Вера в Бога, непревзойденное терпение, вековая тоска о

Правде Божией и др.) [81]. Но так же прямо и резко он порицает и многие отрицательные качества. Например, причинами бед и несчастий, бесчисленных народных нужд на родине (СССР): горестей моральных, нехваток материальных, страданий физических, болезней духовных, свалившихся на народы России, Г.Д. Гребенщиков называет отрицательные свойства самого русского народа. И причины эти вековые:

Стратегия практического преображения жизни и сознания современников

Сам мыслитель признавал присущее ему «строительное» начало: «Я много раз пытался основать свой прочный скит в Сибири, но все не удавалось. Где только я не строил своих хижин! Когда мне было двадцать лет - я уже строил на Белачаге под Семипалатинском. Еще там мечтал о ряде скамеек под открытым небом: вот, мол, придут молодые пахари-соседи, а я им почитаю что-нибудь "о лучшей жизни". Потом строил в Семитавских горах, на золотых приисках в Казахском Крае. Строил близ Усть-Каменогорска - шестиугольную юрту у родника. Потом строил в Колыванском Заводе... Война помешала построить что-нибудь на Белом озере. За то во время войны на Карпатах, на левом берегу речки Пиркулап (Чуть не Помпераг!) вместе с солдатами построили мы маленькую деревеньку. Потом, после войны, построил домик из камня и цемента в Крыму, на Ливадийской слободке... А я и во Франции не унимался. В том же году начал строить в Провансе. Теперь там, говорят, образовалась небольшая русская колония. Затем в Германии, в Висбадене, если не строил, то чинил готовый. Там был уже большой, уединенный, на горе, с балкона его видна была долина Рейна...» [75, С. 21].

В архиве А.Б. Фирсова есть документ под названием «ПРОЕКТ УСТАВА Алтайской сельскохозяйственной рабочей артели» [См. приложение], учредитель артели - крестьянин томской губ. Георгий Дмитриевич Гребенщиков. Хотя артель не начала функционировать, для нас представляют интерес ее цели и задачи, структура и принципы взаимоотношений, заложенные автором.

В рассматриваемом Уставе, написанном еще в 1907 году, мыслитель сформулировал принципы общины-коммуны, основные из которых он будет воплощать затем в Чураевской общине. Сельскохозяйственная Артель Гребенщикова должна была представлять собой «чисто промышленное предприятие», главным образом преследующее «экономические цели для удовлетворения продуктами существования ее членов» и никаких политических целей не должна была преследовать. Артель должна была объединить всех ее членов «в тесную общую семью тружеников - «все для каждого и каждый для всех», на началах полного равноправия». Успех артели мыслитель связывал с применением «энергичного, сознательного и культурного труда», то есть через взаимное усиление от сложения дружных усилий, единение на ментальном уровне и стремление к взаимному совершенствованию: «артель заботится о том, чтобы дни отдыха были заполнены полезными развлечениями», чтобы в артели была хорошая библиотека, музыкальные инструменты и была обеспечена «возможность с действительным удовольствием проводить праздничный отдых», «настоящая артель обращает серьезное внимание на внутренний, духовный уклад жизни...».

Принцип равенства, предполагающий тщательное равномерное распределение между членами как материальных средств, так и удобных условий жизни, положен Г.Д. Гребенщиковым как важнейший, поскольку, благодаря ему обеспечивается прочность коммуны, даже «выдающиеся умы, характеры или специальности будут вознаграждаться отношением товарищей, но не материальными преимуществами»,- писал он. В артели провозглашалась свобода религиозных или политические убеждений каждого члена артели.

Г.Д. Гребенщиков приглашал в члены артели людей разных специальностей и из разных мест России, однако близких по духу, так как «процветание и прогресс хозяйства артели может быть только при взаимной симпатии и единодушной работе». Для официального управления делами артели общим собранием на первом заседании должен был избран Старшина. В круг деятельности артели входила и благотворительная деятельность-«нравственный долг материальной помощи беднейшим соседям-крестьянам, который первоначально может выразиться в личном труде членов на поле или в доме бедняка, в подаче ему полезных советов и в посредничестве в приобретении семян, орудий и т. п». После первого трехлетия планировалось построить силами артели школу, больницу и библиотеку-читальню. Таким образом, этот ранний документ — первое оформление мыслителем своих взглядов на важнейшую роль общины в культуре. Здесь нет положений, которые бы противоречили реконструированной нами культурологической концепции Г.Д. Гребенщикова. Этот факт свидетельствует, по нашему мнению, об исключительной цельности личности мыслителя, всю свою жизнь стремившегося воплощать в жизнь светлые идеалы на благо ближних. Одна из таких его идей - идея о важнейшей роли общины в возрождении культуры.

Литературная деятельность Г.Д Гребенщикова, также, насыщена культурологическими идеями. Особое место в его творчестве занимает сборник его художественно-публицистических статей под названием «Гонец». Книга издана им в издательстве «Алатас» в 1928 году в Америке. Написана она в жанре писем в Россию, а также многочисленным адресатам «, в других странах. О чем она? О чем эти письма? Как писал сам Г.Д. Гребенщиков: о «Самом Главном», о «простой и светлой правде», о том как «просто и красиво жить», о « Радости Бытия»! Оптимизм, гимн радости, вера в жизнь, в прекрасное будущее России, зов к радостному труду по созиданию этого будущего, зов к духовному совершенствованию составляют лейтмотив «Гонца». Мыслитель шлет весть о том, что жизнь прекрасна, что, несмотря на страшные потрясения, обрушившиеся на человечество, человеку суждена Радость Бытия.

Похожие диссертации на Культурологическая концепция Г. Д. Гребенщикова