Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Импрессионизм: философская концепция и бытие в культуре Дьякова, Марина Геннадьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дьякова, Марина Геннадьевна. Импрессионизм: философская концепция и бытие в культуре : автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.04 / Мордовский гос. ун-т.- Саранск, 1998.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-9/2359-8

Введение к работе

Актуальность темы. Импрессионизм, как художественное направление во французском изобразительном искусстве второй половины XIX - начала XX века, вызвал огромный интерес с самого начала своего появления. Сформировавшись на сломе общественно-исторических эпох, он отразил наиболее характерные моменты своего времени, изменив представления о месте и роли искусства в сознании современников, повлияв на дальнейший ход развития не только живописи, но и музыки, скульптуры, литературы.

Искусство импрессионистов стало «очень нужным двадцатому веку»(А. Д. Чегодаев), когда небывало увеличилось количество точек соприкосновения разнообразных культурных миров, переместив доминантные события из устойчивых монокультурных центров в пограничные области взаимодействия культур. Сформировав собственную философско-эстетическую концепцию, импрессионизм вышел за рамки художественного направления в живописи, став явлением общекультурным. А это значит, что стилевые изменения мира человека в импрессионизме открывают новые духовные пространства, когда культура становится стилем жизни, и в этом она есть «творчество самой жизни, но не бессознательное, а осознанное» (А. Белый). Невозможно адекватно воспроизвести переживание человека, его внутреннее бытие, не обращаясь в той или иной форме к совокупности факторов, составляющих «мир человека» в конкретной социокультурной ситуации.

Поворот к индивидуальному мышлению стал к концу XIX века определяющим в философии, истории, искусствознании, психологии того времени. Явившись отражением своей эпохи, импрессионизм открыл новые возможности самовыражения мастера, изменив не только живописную технику, но поломав всю застывшую символику культурных норм и архетипов, однозначно предписывавших индивиду траектории и границы его деятельности, превратив-их в изменчивые и гибкие знаки, организуемые посредством индивидуального бытия в осмысленные кулыурные миры. Системой своих образов импрессионизм сделал доступной непосредственному восприятию и сопереживанию совокупность социокультурных форм субъективного бытия в их развитии. Вводя в контекст подобного сопереживания утверждаемые той или иной культурой системы ценностей, искусство выступило как специфический «контрольный ме-

ханизм» культуры, выявляющий её подлинный нравственно-гуманистический потенциал, её конкретную жизненную обоснованность. Как пишет В. А. Малахов, «культурный фон может быть имплицирован материальной структурой произведения, прежде всего как бесконечно расширяющаяся сфера значений, запечатленных знаками языка искусства»1.

Немаловажным является и то, что в связи с «несинхронностью» развития стилевых признаков в различных видах искусства - музыке, живописи, литературе, скульптуре - возникает сложность в выявлении и определении формообразующих стилевых моментов импрессионизма, как художественного направления. Поэтому решение данной проблемы именно в культурологическом аспекте является наиболее актуальным.

Степень разработанности. Несмотря на большое количество работ, посвященных импрессионизму, проблема изучения этого художественного направления именно в широком, культурологическом пространстве сегодня остаётся актуальной. Большинство работ затрагивает отдельные виды искусства, испытавшие влияние данного направления. Так как в наибольшей степени философско-эстетическая концепция импрессионизма проявила себя в изобразительном искусстве и музыке (в меньшей мере оказались затронуты литература и скульптура), то исследования данной темы разделяются на чисто художественные, либо чисто музыкальные.

Проблемы живописного импрессионизма (его стилеобразую-щие моменты, тематика жанров, особенности живописной техники, соотношение субъективно-объективных связей и др.) изучали Б. В. Асафьев, Л. Вентури, Б. Р. Виппер, А. Изергина, В. Н. Прокофьев, Д. Ревалд, О. Рейтерсверд, А. Д. Чегодаев и др.

Проблемы звука, фактуры, гармонии, мелодии, особенностей оркестровки в музыке импрессионистов анализировались А. А. Альшвангом, Б. В. Асафьевым, В. Д. Коненом, Ю. А, Кремлёвым, Р. И. Куницкой, Р.В. Смирновым, А. Ступелем и др.

Проводимые при этом параллели между двумя видами искусства касаются, в основном, образной сферы и семиотики. Семиотический аспект импрессионизма наиболее полно рассматривается в работах А. А. Альшванга, К. Д. Бальмонта, Ш. Бодлера, В. Васиной-

1 Малахов В. А. Художественный образ как феномен культуры // Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1987. С.76.

Гроссман, Н. Н. Кирсановой, С. Т. Махлиной, Е. В. Назайкинского, С. Яроцинского и др. Проблемам образа в искусстве данного направления посвящены работы А. А. Альшванга, Б. В. Асафьева, К. Г. Богемской, В. В. Ванслова, В. Гуркова, Р. О. Куницкой и др.

История возникновения, становления, развития импрессионизма, как художественного течения во французском изобразительном искусстве исследуется в фундаментальной работе американского историка и искусствоведа Джона Ревалда «История импрессионизма», где он, основываясь исключительно на исторических фактах и документах, показывает объективную картину эпохи, послужившую почвой для зарождения столь яркого и неординарного явления, как импрессионизм. В продолжение этой работы можно назвать труды В. И. Божовича «Традиции и взаимодействие искусств. Франция, конец XIX - начало XX века», Л. Вентури «От Мане до Лотрека», О. Рейтерсверда «Импрессионисты перед публикой и критикой» и др.

Как явление культуры импрессионизм рассматривается сравнительно мало. Здесь можно отметить лишь работы В. Д. Конена «Дебюсси и внеевропейские музыкальные культуры», а также И. Г. Эренбурга «О некоторых чертах французской культуры».

Новые методологические подходы к данной теме в проблемном поле культурологии помогают раскрыть её новые грани, возможности, придать иной аспект осмыслению, выделить сущность, эволюцию, смыслы, рассмотреть под другим углом зрения эстетические возможности данного направления, его преломление и продолжение в неоимпрессионизме, постимпрессионизме и т.д.

Цель и задачи исследования. В работе ставилась цель - наметить1 в исследовании импрессионизма логику становления универсального органического целого, показав именно на примере художественного мышления исторически определённый импрессионистский тип, складывающийся на протяжении длительного времени (XIX век) и явившийся основанием многих других модернизированных типов художественного мышления XX века.

Изучая импрессионизм, автор выделил проблематику сущности и бытия его в культуре, его культурологическое и эстетическое пространство. Учитывая скрытый, внутренний (часто парадоксальный) характер образного мышления импрессионистов и в живописи, и в музыке, и в литературе, становилось возможным выявление культурологического потенциала импрессионистских концепций в

искусстве, что позволило понять искусство как уникальный способ осмысления жизни и встречи с ней, то есть раскрыть его сущность. В связи с этим в работе ставились следующие задачи:

И проанализировать предпосылки возникновения импрессионистского направления во французском искусстве;

И обозначить основные этапы эволюционного движения и преобразования импрессионизма, его бытие в культуре, охарактеризовав динамику становления его философско-эстетической концепции;

И выявить наиболее характерные черты, стилеобразующие моменты данного течения в различных видах искусства;

Н рассмотреть особенности эстетического восприятия и переживания в процессе общения с произведениями импрессионистов;

И исследовать семиотический аспект творчества импрессионистов, установить его специфику и своеобразие.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Предложенный автором ракурс рассмотрения импрессионизма в культурном пространстве, обусловил теоретическую опору как на философские, исторические, так и на культурологические, эстетические, искусствоведческие исследования. Основой данной работы стали представляющие несомненную ценность теоретические разработки, манифесты, статьи, письма, дневники, мемуары и художественные произведения самих импрессионистов. Непосредственно в исследовании мы опирались на принципы историзма и концептуальной интерпретации разнородных факторов, раскрывающих особенности бытования импрессионизма в конкретных условиях, а также элементы герменевтического и феноменологического методов. Этому способствовала опора на труды Г.-Г. Гадамера, Л. П. Гайденко, С. С. Гусева, Э. Гуссерля, В. Дильтея, Г. Л. Тульчинского, В. П. Филатова, А. А. Яковлева. Анализируя проблему сущности искусства, диссертант ориентировался на идеи М. М. Бахтина, Ю. Б. Боре-ва, В. В. Ванслова, Н. И. Ворониной, Б. М. Галеева, Г. Ф. Гегеля, А. В. Гулыги, А. Ф. Еремеева, М. С. Кагана, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лот-мана, Л. Д. Любимова, М. К. Мамардашвили, Л. Н. Столовича, А. Д. Чегодаева.

Научная новизна исследования. Комплексное исследование данной проблемы позволило выдвинуть ряд новых положений, выносимых на защиту:

И показана смена парадигмы в искусстве импрессионизма, как результат изменения социума;

предложена развёрнутая система времени в развитии фило-софско-эстетической концепции импрессионизма, как художественного направления, а также как феноменального явления в культуре;

определены его наиболее характерные черты в живописи, музыке, а также влияние импрессионистской концепции на скульптуру, литературу, и в целом на культуру XX века;

утверждается механизм синестезии, как специфическая особенность восприятия и переживания творчества импрессионистов;

И выявлено ведущее значение эстетического принципа «преодоления материала» в семиотической сфере импрессионизма;

И выделены четыре «свободы» или «догмата веры» художника-импрессиониста, выступающего с новым типом мироощущения.

Практическая ценность исследования. Материалы диссертации могут быть использованы в теоретических работах по культурологии, эстетике, в лекционном курсе и семинарах по философии, культурологии, эстетике, а также при разработке спецкурсов и спецсеминаров по истории и теории культуры, истории искусства, эстетике и др.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации были апробированы в публикациях и использованы в выступлениях на Огарёвских чтениях (Саранск, 1995, 1997), на II Всероссийской научной конференции (Пермь, 1996), на Всероссийской аспирантской конференции (Санкт-Петербург, 1996).

Работа выполнена на кафедре Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарёва, обсуждена и рекомендована к защите 25 июня 1998 года.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. Список использованной литературы включает 172 наименования.

Похожие диссертации на Импрессионизм: философская концепция и бытие в культуре