Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования художественного образования в современной России
1.1. Современное общество и креативность: методологические проблемы культурологического анализа 15
1.2. Эволюция ценностных ориентиров в отечественном художественном образовании 34
1.3. Основные направления государственной политики в художественном образовании 51
Глава 2. Феномен креативности и его место в организации художественного образования
2.1. Особенности исследования понятий «креативность» и «творчество» в культурологическом знании» 72
2.2. Креативность как культурообразующий элемент гуманитарного знания 88
2.3. Особенности формирования креативности студентов вуза культуры и искусств 117
Заключение 140
Список использованных источников и литературы
- Эволюция ценностных ориентиров в отечественном художественном образовании
- Основные направления государственной политики в художественном образовании
- Креативность как культурообразующий элемент гуманитарного знания
- Особенности формирования креативности студентов вуза культуры и искусств
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Высшее образование современной России характеризуется глубокими преобразованиями и внедрением инновационных технологий. Наряду с этими тенденциями развитие общества предполагает обогащение культуры новыми признаками и формами, обусловленными созданием единого культурно-образовательного пространства, освоением новых социальных навыков. Сложившаяся ситуация в высшем образовании не поддается однозначной оценке.
С одной стороны, основные тенденции модернизации системы образования связаны с потребностью в конкурентоспособном специалисте, обладающим нестандартным, креативным мышлением, готовом не только генерировать знания, но и творчески их применять, а так же необходимостью получения высокой квалификации как главного фактора материального достатка и общественного статуса. С другой стороны, в процессе обучения студентов в высших профессиональных учебных заведениях по-прежнему имеют место замкнутость системы образования на традиционных критериях, не всегда отвечающих требованиям времени, а так же несоответствие получаемых навыков в профессиональной сфере динамике социокультурных изменений.
Заявленные противоречия характерны и для художественно-творческой системы профессионального образования в современной России, рассматриваемой в контексте общемировых тенденций модернизации и развития.
К профессиональному образованию в сфере культуры и искусства относятся: академии и институты музыки, институты искусств, институты искусств и культуры, институты кинематографии, институты культуры, консерватории, музпединституты, пединституты искусств, театральные, театрально-художественные институты, хореографические институты, художественные институты, академии художеств.
Модернизация общества, культуры затрагивает всю систему высшего образования, которое способно к продуктивной трансформации только в рамках культурологической концепции, основанной на инновационных принципах. Традиционные для России ценностные установки актуальны и в настоящее время, но они уже не могут воплощаться средствами сложившейся системы образования.
В условиях модернизации общества, в том числе системы высшего художественного образования, актуальным и смыслообразующим фактором выступает категория «креативность», так как именно она стала движущей силой, позволившей многим обществам прошлого преодолеть трудности роста и кризисы самоидентификации, переосмыслив собственное культурное наследие и обнаружив в нем инновационный потенциал, найдя, тем самым, убедительный способ продолжения «живого» прошлого в будущем.
Развитие способности к творчеству – креативности входит в состав основных приоритетов российского образования. Вместе с тем, креативность следует разрабатывать с учетом другой категории – «ценностные ориентации», поскольку именно они качественным образом воздействуют на развитие мышления личности.
Сегодня система обучения студентов в художественно-творческих вузах чаще всего строится на теоретических основах содержания образования предшествующих поколений и характеризуется строгой регламентацией и академичностью. Абитуриенты приходят в высшие учебные заведения культуры и искусств с самыми различными способностями и общекультурной подготовкой. В связи с этим, обучение по традиционным методикам является для них непомерно трудной задачей. К числу важных составляющих аспектов образовательной деятельности относятся не только их обучение по традиционной программе, но и формирование, развитие способностей, подготовка качественно новых специалистов, обладающих способностью к творчеству – креативности, умением оперативно принимать решения, мыслить нестандартно.
Рассматривая систему профессионального художественного образования как структурообразующий компонент социально-культурной практики, автор анализирует социокультурную ситуацию в России в культурологическом ключе, что актуализирует проблему исследования.
Степень разработанности проблемы. Изучение теоретических аспектов проблемы креативности в системе высшего художественного образования современной России потребовало обращения к фундаментальным трудам отечественных и зарубежных ученых. В общетеоретической рамке культурологического знания особое значение приобретают исследования эволюции и динамики культуры и общества Г. А. Аванесовой, Э. С. Маркаряна, Н. Г. Михайловой, В. М. Петрова, П. А. Сорокина; труды Э. А. Орловой, А. Я. Флиера и др., определяющие морфологию и структуру культуры.
Сложность и многогранность исследуемой проблемы обусловили обращение к социокультурной ситуации в обществе, что, несомненно, влияет на ценностные ориентиры в высшем художественном образовании. Проблемы ценностных ориентаций в гуманитарном знании рассматриваются в работах: С. А. Арутюнова, М. Вебера, А. В. Коржуева, И. В. Лесковой, М. А. Макаревича, О. П. Неретина, Н. Д. Никандрова, В. А. Попкова, М. Рокича, А. В. Соколова, В. Я. Суртаева, Ж. Т. Тощенко, М. Шелера, З. П. Яхимовича и др. Были учтены результаты исследований в области информатизации общества, виртуальной реальности (В. Д. Байрамова, Т. А. Бондаренко, А. В. Зверев, М. Кастельс, А. А. Крушанов). Также были задействованы исследования, посвященные ценностям и потребностям современного студенчества В. Н. Козленко, А. М. Новиков, О. Оберемко, Б. А. Ручкин, И. Садовская, А. В. Соколов. Проблемам истории формирования, развития и модернизации системы высшего художественного образования посвящены работы Е. Я. Александровой, А. О. Аракеловой, Ю. А. Архангельского, И. И. Горловой, А. Н. Еремеевой, В. Ф. Зивы, Г. В. Маяровской, Н. Н. Павелко, В. Г. Торосяна и др.
В контексте изучаемой проблемы, особую значимость приобретают идеи, методы, представленные в рамках культурологии и социологии культуры. Для решения поставленных в исследовании задач особенно важно корректное совмещение концептуальных представлений теории культуры, с идеями, разрабатываемыми в социальных теориях. В данном случае такое совмещение имеет место на примере идей о культурной и социальной динамике, теории модернизации общества и самоорганизации культуры, теории стратификации и представлений о субкультурах и др. В связи с этим важное значение имели работы Г. Зиммеля, П. Бурдье, Б. С. Ерасова, Л. Г. Ионина, Ф. И. Минюшева, Л. И. Михайловой и др.
Формирование категории «креативность» до начала ХХ века происходило в русле изучения феномена творчества, творческого мышления. Данная дефиниция, в том или ином виде, представлена в научно-теоретических трудах разной направленности (философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики, музыкознании), при этом, в зависимости от методологических установок авторов, в центре внимания оказывались ее различные аспекты.
В отечественной науке изучение творчества связано, прежде всего, с именами Л. С. Выготского, Б. М. Теплова, Я. А. Пономарева, Д. Б. Богоявленской и др. Феномен «творчество» нашел отражение в исследованиях В. Н. Дружинина, Л. А. Китаева-Смыка, В. Г. Мозгота, А. А. Мелик-Пашаева, А. В. Морозова, В. И. Петрушина и др. Особое место занимает теория решения изобретательных задач, выдвинутая выдающимся ученым Г. С. Альтшуллером, которая в определенной степени затрагивает вопросы развития креативности. Кроме того, проблемами творчества и креативности занимались отечественные ученые – представители различных областей науки: М. К. Акимова, С. В. Алиева, Н. А. Бердяев, В. М. Бехтерев, А. В. Брушлинский, С. М. Вишнякова, С. О. Грузенберг, В. Н. Дружинин, Э. Ландау, А. Н. Леонтьев, А. М. Матюшкин, А. В. Морозов, Д. Н. Овсяннико-Куликовский, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Д. В. Ушаков, Д. В. Чернилевский, М. Г. Ярошевский и др.
Зарубежными классиками в исследовании феномена «креативность» являются: А. Адлер, Г. Айзенк, Ф. Баррон, М. Вертгеймер, М. А. Воллах, В. Вундт, Дж. Гилфорд, К. Дункер, А. Маслоу, С. Медник, А. Менегетти, Г. Олпорт, Дж. Рензулли, Е. Торренс, Э. Фромм, З. Фрейд, Г. Эббингауз, К. Юнг и др. Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых подтверждает несомненный интерес к проблеме креативности со стороны ученых из различных областей знания.
Методологическое и теоретическое обоснование проблемы креативности в культурологии представляет собой новое направление. Однако подходы к предмету исследования и развития креативности отличаются рядом особенностей, затрудняющих их непосредственное использование в образовательной практике, в частности, в вузе культуры и искусств. Считаем, что причины этого кроются в самом характере изучаемого феномена – креативности, предполагающего разработку множества подходов и идей.
Для выделения ценностных приоритетов государственной политики в сфере высшего художественного образования были проанализированы актуальные документы: Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в российской Федерации на 2008 – 2009 годы; Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в российской Федерации на 2008 – 2015 годы; Концепция художественного образования РФ; Национальный проект «Образование»; Национальная доктрина образования в Российской Федерации; Комплексный проект модернизации образования; Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы; Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года; Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и др.; статистические данные в области российского высшего художественного образования.
Объектом диссертационного исследования является художественное образование в современной России.
Предметом исследования выступает креативность в системе высшего художественного образования современной России.
Цель исследования – проанализировать категорию «креативность» как ценностный компонент культурологического знания и важную составляющую системы высшего художественного образования.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Осуществить анализ социальной реальности и обосновать существующую потребность в креативном мышлении студента.
2. Выделить ценностные ориентиры художественного образования в современной России.
3. Проанализировать основные направления государственной политики в области высшего художественного образования.
4. Рассмотреть основные подходы к исследованию креативности и творчества, проследить их развитие в культурологическом знании, показав их общность и специфику.
5. Исследовать креативность как культурообразующий элемент гуманитарного знания.
6. Разработать теоретическую модель формирования креативности студента в художественном вузе.
Теоретико-методологической основой исследования стали философско-культурологические и социологические исследования о месте и роли культуры в становлении личности, (М. А. Ариарский, Л. П. Буева, П. С. Гуревич, О. А. Жукова, С. Н. Иконникова, М. С. Каган, Д. С. Лихачев, А. Я. Флиер); теории и концепции ценностных ориентаций (Дж. Дьюи, М. Рокич, А. В. Коржуев, О. А. Оберемко, В. А. Попков, А. В. Соколов, В. Я. Суртаев, В. Г. Торосян и др.); функционирования системы и организации высшего художественного образования (О. П. Неретин, А. О. Аракелова, И. И. Горлова, В. Ф. Зива, Е. Я. Александрова, Н. И. Аристер, Н. И. Загузов, С. Д. Резник, Н. Н. Павелко); творчества и креативности (Г. Айзенк, А. Бине, Дж. Гилфорд, Э. Ландау, Е. Торренс, Г. С. Альтшуллер, Д. Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, О. А. Карлова, Д. К. Кирнарская, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, В. С. Ротенберг, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.).
Учитывался также методологический принцип дополнительности, помогающий избежать однозначных оценок исследуемых явлений и не абсолютизировать их трактовки в различных теоретических концепциях.
В работе использованы методы анализа, синтеза, проектирования, экспертных оценок, восхождения от абстрактного к конкретному, историко-сравнительный и метод моделирования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Эволюция ценностных ориентиров в социально-гуманитарной сфере, связанная с трансформацией социальной реальности общества, являющаяся определяющей формой его развития, указывает направление изменений в образовании, нацелена на модернизацию, совершенствование способностей человека, актуализацию потребностей в креативном мышлении личности.
2. В ходе компаративного анализа художественного образования установлена зависимость ценностных ориентиров от трансформации и модернизации общества, что, безусловно, влияет на формирование образовательной системы.
3. Анализ государственной политики в области художественного образования, показал, что потребность в качественно новых специалистах, диктует необходимость пересмотра существующей системы, разработку новых принципов научно-образовательной деятельности, учитывающих ценностные ориентации, запросы и установки общества, реализация которых невозможна без способности к творчеству – креативности.
4. В процессе исследования проблемы доказано, что категории «творчество» и «креативность» представляют собой две взаимосвязанные, но в то же время самостоятельные проблемы. Так, креативность - это качество личности, способность направленная на генерацию новых идей; а творчество – это процесс, порождающий нечто качественно новое, неповторимое и уникальное. Если креативность любого индивида связывают с особенностями его мышления, совокупностью способностей, позволяющих генерировать идеи, отличающиеся от общепризнанных, стереотипных, в большей степени обусловлена социальными специфическими запросами общества, то творчество является привилегией большого искусства.
5. Креативность как ценностный компонент культурологического знания и важная составляющая системы высшего художественного образования рассматривается как интегративное качество, основанное на целостном процессе развития личности, включающего формирование способностей, направленных на более эффективное и творческое освоение знаний, повышение конкурентоспособности будущих специалистов, генерацию их новых нестандартных мыслей, поступков, действий, гипотез, образов, повышение коммуникативных возможностей по отношению к социуму.
6. Разработана и эмпирически апробирована теоретическая модель формирования креативности студента в художественном вузе, способствующая развитию профессиональных качеств и креативности, повышению активного интереса к специальности, в которой в органичном сочетании представлены четыре содержательных элемента: преобразование социокультурной вузовской среды; совершенствование форм и методов работы со студентами; уровни сформированности креативности; разработка показателей креативности как структурных составляющих.
Эмпирическое исследование по формированию креативности в системе высшего художественного образования в рамках теоретической модели показало, что использование в образовательной деятельности совокупности классических методов обучения, и целого комплекса диагностических методик и инновационных практических заданий способствует развитию креативности студентов.
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в диссертации обоснована авторская концепция, в которой представлен новый подход к решению проблемы развития креативности студентов в системе высшего художественного образования, а именно:
– доказана необходимость содержательной модернизации системы высшего художественного образования в современной России и выявлены его ценностные ориентиры;
– установлена потребность в креативности в системе высшего художественного образования, обусловленная запросами общества и современной социокультурной ситуацией;
– отмечено, что понимание креативности невозможно без его связи с понятием «ценностные ориентации» поскольку именно в своей совокупности они качественным образом воздействуют на развитие мышления студента;
– определено, что креативность - ценностный компонент культурологического знания и важная составляющая системы высшего художественного образования;
– разработана и апробирована теоретическая модель формирования креативности у студентов музыкальных специальностей на занятиях музыкально-теоретического цикла (в рамках проектов «Инновационные технологии обучения в региональной многоуровневой системе музыкального образования» № 07-06-38608а/Ю, 2007-2008; «Компетентностный подход в реализации непрерывной системы профессионального образования музыканта» № 07-06-38609а/Ю, 2007-2008; «Концептуальные основы регионализации в системе музыкального образования» № 10-06-38666а/Ю 2011 г., выполненных при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и администрации Краснодарского края.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты расширяют культурологические представления о теории и практике развития креативности студентов с учетом их ценностных ориентаций в обществе:
– охарактеризована креативность студентов художественно-творческих вузов;
– выделены особенности понятий «творчество» и «креативность» в контексте исследуемой проблемы;
– проанализировано взаимоотношение понятий «креативность» и «интеллект» в культурологическом образовании студента;
–экспериментально апробирована теоретическая модель формирования креативности студента в художественном вузе.
Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в образовательном процессе в вузах культуры и искусств, при разработке тематики курсов повышения квалификации и чтения лекций для преподавателей средних и высших учебных заведений. Теоретические и практические результаты дополняют и конкретизируют представление о методах обучения, стимулирующих развитие креативности студентов, и намечают пути их развития в образовательном пространстве.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Полученные автором научные результаты соответствуют паспорту специальности 24.00.01 – теория и история культуры по отрасли культурология, а именно, пунктам 1.6. Культура и цивилизация в их историческом развитии; 1.12. Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре; 1.17. Компоненты культуры (наука, мораль, мифология, образование, религия, искусство); 1.18. Культура и общество; 1.29. Культурная политика общества, национальные и региональные аспекты культурной политики; 1.30. Художественная культура как целостное образование, ее строение и социальные функции.
Достоверность и обоснованность исследования обусловлена проведенным анализом научной литературы, документов, отражающих ценностные приоритеты государственной политики в области образования; органичной связью теоретических положений, социокультурной ситуацией в обществе, ценностных приоритетов государственной политики в сфере высшего образования и образовательной практикой; использованием комплекса методов, адекватных цели, объекту, предмету, задачам исследования и его тесной связью с педагогической деятельностью.
Материалы исследования позволяют обогатить теорию и методику преподавания музыкально-теоретических дисциплин культурологическими и прикладными знаниями, соотнесенными с задачами модернизации художественного образования.
Апробация исследования. Основные положения диссертационного исследования апробированы в выступлениях на научных и научно-практических конференциях: южно-Российская научно-практическая конференция с международным участием «Интеграция науки и высшего образования в социально-культурной сфере» (Краснодар – Анапа, 2006 г.); межрегиональная научно-практическая конференция молодых ученых и студентов «Развитие социально-культурной сферы Северо-Кавказского региона» (Анапа, 2006 г.); южно-Российская научно практическая конференция «Проблемы взаимодействия национальных культур в региональной многоуровневой системе музыкального образования» (Краснодар, 2007 г.); южно-Российская научно-практическая конференция «Художник и время: взаимодействие культур в современном мире» (Краснодар – Анапа, 2007 г.); международная научная конференция «Россия – Италия: XVII – XX век» (Рим, 2008 г.); Международная научная конференция «Информационная культура и креативный потенциал общества и личности» (Краснодар – Анапа, 2008 г.); международная научная конференция «Интеграция науки и образования» (Краснодар – Анапа, 2008 г.); научно-практическая конференция «Художник и время» (Краснодар – Анапа, 2008 г.); всероссийский научно-практический семинар с международным участием «Молодежь в культурно-образовательном и правовом пространстве региона» (Славянск-на-Кубани – Адлер, 2010 г.); Южно-российская конференция «Многоуровневая система профессионального художественного образования: история, проблемы, перспективы» (Краснодар, 2010 г.).
Выводы, аналитические и практические результаты диссертационного исследования апробированы в учебном процессе Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Материалы исследования обсуждались на заседании кафедры теории и истории культуры ФГБОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств» (протокол №5 от 27 декабря 2011 года).
Структура диссертации отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Эволюция ценностных ориентиров в отечественном художественном образовании
На сегодняшний день, пожалуй, нет ни одной области научного знания и любой другой деятельности, где бы ни применялся феномен креативности. Значение и масштаб изучаемой категории, подтверждается проведением 111-го Российского культурологического конгресса с международным участием «Креативность в пространстве традиции и новации», в котором приняли участие более 1000 человек. Является ли это модным словом или посылом социальной реальности, что послужило причиной такого массового внимания к данной дефиниции?
Упомянутый термин принято определять как способность человека, направленную на создание решений для известных или новых задач, рождение новых оригинальных идей; потенциальную возможность генерировать новые нестандартные мысли, поступки, гипотезы, образы. Ее связывают с особенностями мышления, предрасположенностью к сочетанию разных видов деятельности, нестандартным, отличающимся от общепризнанных, подходом к ситуациям, идеям. Специально заметим, что дефиниции понятия креативность, вбирают в себя различные явления и тенденции общественного бытия, поэтому мы считаем, что эту проблему следует рассматривать с учетом потребности в данной категории, обусловленной запросами общества, настоящей социокультурной ситуацией сложившейся в XXI веке.
Поскольку, креативность на сегодняшний день в профессиональной деятельности является ориентиром XXI века, в своем диссертационном исследовании мы обратились к диахронному анализу социальной реальности в области высшего образования и проследили динамику в потребности креативного мышления личности. Несмотря на изменчивость понятия «креативность», обусловленную социокультурной динамикой, одним из базовых составляющих интересующей. нас категории оказывается ценностный компонент. В силу того, что современный этап развития общества, характеризуется социальной нестабильностью, важным эффективным фактором развития личности выступают изменения в мышлении во взаимосвязи с изменением мотивов поведения и ценностных ориентации в обществе.
Принимая во внимание то, что термин «ценность» широко используется в научной литературе, актуализируя человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности, каждая эпоха характеризовалась специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции.
Классификация ценностей, предложенная одним из первых немецким философом М. Шелером, имеет следующую интерпретацию - ценности образуют своего рода пирамиду, у подножия которой располагается ряд ценностей приятного и неприятного, соотносимые с ощущениями удовольствия и боли. В середине пирамиды он располагал ряд ценностей витального чувствования - чувства здоровья и болезней, силы и усталости, имеющие оппозицию в инстинктивных аффективных реакциях тела - отваге, страхе, мести, гневе. Венчал эту пирамиду ряд духовных ценностей высшего порядка, оторванных от телесной сферы - эстетические ценности, ценности законного и незаконного и ценности чистого познания. Эти ценности доминируют в личности человека, и он способен приносить в жертву им экзистенциональные жизненные блага1.
В целом, под ценностными ориентациями в гуманитарном знании понимается отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в
Научно-исследовательские подходы к изучению ценностных ориентиров среди ученых XX - XXI столетия самые различные. Это и анализ принципов деятельности человека как ведущего принципа (А. Н. Леонтьев); и как важный элемент диспозиционноЙ структуры личности (В. А. Ядов); и многоуровневая система предрасположенностей личности к восприятию окружающей среды и общесоциальные механизмы (М. Рокич) и другие направления. Также широко исследуются ценностные ориентации в разных сферах ее жизнедеятельности.
В «Словаре социальной психологии» отмечается, что ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Авторы учебного пособия для высшей школы «Теория культуры» под редакцией С. Н. Иконниковой и В. П. Большаковой выделяют несколько понятий: «ценность», «ценность культуры» и «ценностная ориентация». Для своего исследования мы обратимся только к одному термину - под ценностными ориентациями авторы названного учебного пособия понимают - комплекс духовных детерминант, отношений и деятельности людей (или отдельного человека), определяющий направленность реализации культуры в чувствах, мыслях, намерениях и действиях3-.
Основные направления государственной политики в художественном образовании
В работах отечественных и зарубежных исследователей, феномен творчества является фундаментально разработанной теорией. Однако, с появлением категории креативность, во многих трудах, исследователи стали ассоциировать эти понятия как синонимы. Одни считают, что понятие креативность заменило, потеснило, дополнило понятие творчество (Г. И. Петрова), другие полагают, что креативность расширяет функциональный объем творчества (О. О. Савельева). По мысли О. О. Савельевой соотношение между творчеством и креативностью - это соотношение между искусством и искусстным ремеслом». Для творчества нужны особые условия, особые способности, особая мотивация. Креативность запускается бытовой необходимостью. Иногда, креативность является показателем профессиональной пригодности. Имеются и следующие мнения, что понятие творчество превратилось в креативность, произошла трансформация творчества в креативность (Румянцев). В этой связи, Т. А. Барышева и Ю. А. Жигалов1 отмечают, что понятия «творчество» и «креативность» дифференцируются - первое выступает как процесс и результат, второе - как субъективная детерминанта творчества, то есть как мотивационно-потребностная основа творчества.
В контексте интересующей нас проблемы, считаем важным тот факт, что многообразие и многозначность смыслов упомянутых понятий требует большей осторожности и внимания при их сопоставлении. В связи с этим, представляется необходимым остановиться на каждом понятии отдельно с той целью, чтобы показать их специфику.
На современном этапе, изучение творчества и креативности характеризуется множеством теоретических подходов у представителей самых разных областей знаний. В их числе: философия, история, социология, культурология, эстетика, искусствознание, психология, психофизиология, педагогика и др., что, в свою очередь, делает необходимым изучение данной проблемы в параллели с перечисленными науками, при этом важно отметить их взаимодополняемость.
По мысли ученого Я. А. Пономарева, механизм творчества относится к «числу мировых загадок». Нельзя не согласиться с мнением ученого А. В. Морозова, который говорит о том, что «...тайна необычайных творческих способностей, загадка гениальности и всего того, что с этим связано, во все времена волновала и до сих пор продолжает интересовать человечество. Эта дефиниция является высшим проявлением феномена человека»1.
Поскольку творчество долгое время связывали с изящными искусствами, в основе которых лежат художественные способности, впервые упоминание о творчестве встречается в трудах древних философов. Согласно идее Платона творчество, плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания.
Идеи Аристотеля о творчестве, сутью которых явилось выяснение возникновения новых знаний путем выстраивания алгоритма логических умозаключений оказали существенное влияние на дальнейшие исследования творческого мышления. Учения Аристотеля легли в основу ассоциативной психологии. Данное направление получило широкое распространение в XVII - XVIII веках, отличительной чертой которого явилось признание ассоциации в качестве основной структурной единицы психического процесса. Вклад психологов-ассоцианистов в исследование психологии творческого мышления является крупнейшим достижением психологической науки XIX века. В эпоху ассоциативной концепции в психологии появились представления о природе творчества, которые соответствовали детерминистской концепции (В. Вундт, А. Бэн). Этому направлению принадлежит идея анализа процесса решения задач (Г. Эббингауз), раскрытие интеллектуальных процессов с опорой на теорию проб и ошибок (Э. Торндайк).
Одним из ранних представлений о психологических механизмах решения творческих задач выражено в понятии интуиция. В дальнейшем это направление было названо интуитивизмом. Суть последнего заключалась в том, что открытие нового наступает самопроизвольно. Большой вклад в разработку этой теории внесли идеи Гельмгольца и Пуанкаре.
Следующим аспектом в изучении творческого мышления явились труды представителей гештальт-психологии - В. Келера, М. Вертгеймера, К. Дункера, и других. В рамках данной школы проводились экспериментальные исследования восприятия творчества. Большой вклад в исследование творческого процесса внес психолог В. Келер. Вышеуказанной школе принадлежит понятие озарение , которое прочно закрепилось в психологии творчества.
Креативность как культурообразующий элемент гуманитарного знания
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» осуществляется поддержка вузов, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, создание федеральных университетов и бизнес-школ.
С целью дальнейшего развития и влияния на модернизацию образования, в рамках приоритетного национального проекта «Образование» в Краснодарском крае был создан Комплексный проект модернизации образования1, который включил в себя организацию мероприятий по осуществлению государственных требований к модернизации образования в России, в числе которых: - стимулирование муниципальных образований к применению на практике эффективных механизмов модернизации образования; - вовлечение всех муниципальных образований на территории Краснодарского края в процессы модернизации образования, разработку конкретных программ, обеспечивающих необходимые системные изменения в общем образовании; - разработка и апробация механизмов взаимодействия органов исполнительной власти Краснодарского края с органами местного самоуправления муниципальных образований, обеспечивающих эффективную реализацию государственной политики в области образования; - разработка и апробация механизмов мониторинга системных изменений в системе образования; обеспечение возможности объективно оценить ход модернизации образования во всех муниципальных образованиях; - разработка и реализация на практике на региональном уровне эффективных механизмов поддержки системных изменений и комплексной модернизации образования в крае; 1 http://mon.gov.ru/pro/pnpo/reg/дата обращения 18.05.2010 г. - повышение заинтересованности органов управления образованием всех уровней, руководителей общеобразовательных учреждений и педагогических работников в обеспечении качества предоставляемых образовательных услуг; - повышение активности и конструктивности общественного участия в управлении образованием; - стимулирование муниципальных образований к применению на практике эффективных механизмов модернизации образования; - вовлечение всех муниципальных образований на территории Краснодарского края в процессы модернизации образования, разработку конкретных программ, обеспечивающих необходимые системные изменения в образовании; - введение в Краснодарском крае новой системы оплаты труда работников образования; - введение системы аттестации педагогических и управленческих кадров, соответствующей НСОТ (новой системы оплаты труда); - закрепление сложившейся в крае модели оценки качества образования; - усовершенствование существующих нормативных документов с учетом последних изменений в законодательстве об образовании; - усиление общественного наблюдения за оценкой качества образования и информирование общественности о качестве образовательных услуг; - условия, отвечающие современным требованиям для осуществления образовательного процесса: укомплектованность учебным оборудованием и квалифицированными кадрами, высокоскоростной доступ в сеть Интернет и другое.
Таким образом, рассмотрев содержание принятых в последнее десятилетие государственных документов, отражающих Федеральную политику в сфере образования и культуры соискатель приходит к следующим выводам.
В числе характерных проблем отечественного образования выступают: несоответствие требованиям инновационного социально ориентированного развития страны, необходимость разработки адекватного содержания образования и соответствующих технологий обучения; несоответствие качества образования предъявляемым к нему требованиям; содержание образования и образовательные технологии становятся все менее адекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг; слабая восприимчивость традиционной системы образования к внешним запросам условий Для развития механизмов в сфере образования. Это негативным образом влияет на готовность российской системы образования к интеграции в мировое образовательное и экономическое пространство. Традиционно сложившиеся российские ценностные установки актуальны и в настоящее время, но они уже не могут воплощаться средствами традиционной системы образования, и существует ряд механизмов, которые обновляют ее изнутри.
В качестве позитивных факторов стратегического направления модернизации российского высшего образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. В числе приоритетных организационных направлений по осуществлению государственных требований к модернизации образования в России, являются: глубокая и всесторонняя модернизация российского образования; опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения; соответствие образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства; внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса. Востребованными качествами молодых специалистов на государственном уровне являются: предприимчивость, профессиональная мобильность, динамизм, образованность, самостоятельность в принятии ответственных решений в ситуации выбора, прогностичность, конструктивизм, современное мышление, потребность в повышении профессиональной квалификации. Таким образом, система художественного образования, на сегодняшний день призвана формировать у выпускников вузов целый ряд внепрофессиональных компонентов: предприимчивость, креативность, разностороннюю развитость, способность оперативно принимать решения, уметь мыслить нестандартно, чтобы занять место в социальной группе с приложением всех своих знаний, умений и навыков.
Требования современной жизни стали гораздо обширнее, разнообразнее и сложнее, и это не может игнорироваться, сбрасываться со счетов, как в рамках определения стратегии и основных параметров развития института образования в целом, так и при совершенствовании системы профессиональной подготовки специалистов в каждой конкретной области, в частности. Образование в современном мире становится всё более значимым социально-культурным феноменом, приобретая новые и новые направления развития и значительно меняя содержание.
Масштабный характер преобразований в нашей стране коснулся всех сфер жизнедеятельности общества, в том числе науки, культуры и образования. Стремительные темпы перемен во всех сферах жизни, резко возрастающий поток новых знаний, исчезновение переходного периода между получением знаний и их использованием, наконец, отчуждение процесса производства духовных ценностей от процесса их усвоения и передачи характеризуют сами реалии современной жизни как инновационные. Отсюда требуются новые ценностные ориентиры в образовании, новая инновационная парадигма, новая динамика образовательного процесса.
Особенности формирования креативности студентов вуза культуры и искусств
Стадия доработки идеи является важной для учебного процесса, при котором все студенты участвуют, дискутируют, а самое главное находят новые идеи решения или улучшения данной проблемы.
Техника «Ментальные карты», то есть составление мыслительной карты, основана на образном структурировании знаний и их отражении в различных областях. Данный метод можно применять после прослушивания или освоения теоретической темы, лекции. Например, каждый студент индивидуально на чистом листе по центру пишет любую пройденную тему (лекцию), которая олицетворяет собой ствол дерева - и это слово будет служить исходным пунктом для разработки темы. От «дерева», то есть темы отходят ветки - это понятия пришедшие в голову, которые необходимо группировать вокруг середины и соединять линиями с основным понятием. В данной технике необходимо студентам давать простор креативным фантазиям, использовать различные символы, цвет отдельных веток, формы рамок и другое. От нарисованных веток могут идти отдельные ответвления, понятия и идеи, которые можно группировать в свободной форме. При сложных темах, как правило, у студентов вырисовывается иерархия планирования, и появляется структурированный способ действия. Главным в этой технике является то, что студенты сами раскрывают тему в различных аспектах, она является наглядной, представляет собой «план продвижения» к решению выдвинутой преподавателем в центр проблемы, помогает привести в порядок мысли и пути решения задач.
Техника «Переворот», парадоксальная на первый взгляд, так как основана на выявлении недостатков или неудач выбранной темы, но, по своей сути, в последствии является позитивным и выигрышным методическим упражнением и дает высокие результаты. Данная техника особенно важна на занятиях по гармонии, при неудачной исходной ситуации, которая длится долгое время. Способ работы и проведения данной техники напоминает мозговой штурм.
На первом этапе проведения техники формулируется идея, тема наоборот, например «Что нам сделать, чтобы ухудшить решение задачи?».
На втором этапе — поиск идей — начинается дискуссия, студенты выдвигают идеи, которые записываются на большом листе или доске. На данном этапе креативность студентов получает новый импульс. Задачей преподавателя является еще и то, чтобы побудить высказаться даже самых сдержанных студентов в дискуссии. Проведение данного этапа является необычной манерой рассмотрения проблемы, вызывает у студентов огромное количество идей и доставляет большое удовольствие всей группе, что в свою очередь позитивно сказывается на развитии креативности. При проведении техники «Переворот» принимаются во внимание все идеи.
На третьем этапе - оценка и анализ результатов - в котором происходит разделение идей на соответствующие настоящей ситуации и на желаемые. Студенты сами участвуют в дискуссии и выделяют те идеи, которые на самом деле отражают сложившуюся ситуацию на сегодняшний день. Когда группа студентов пересматривает все идеи, то в списке идей исключаются слабые пункты, если таковые имеются, Далее студенты получают список из ряда целей и ситуаций, к которым нужно стремиться для решения проблемы.
Четвертый этап - разработка стратегии, в котором обсуждаются, какие должны быть предприняты шаги, чтобы улучшить предложенную изначально тему. Данный этап является самым легким, поскольку предварительные данные очень конкретны.
Опыт проведения техники «Переворот», выявил, что благодаря необычной постановке вопроса, повышается креативность всей группы студентов, негативные предложения и идеи в конце проведения техники превращаются в позитивные и являются продуктивными для решения поставленной проблемы. За короткое время студенты предлагают множество идей, в «перевернутых идеях» студенты улавливают суть и ясно понимают, как в следующий раз им нужно действовать исходя из негативного опыта.
Таким образом, в конце всего периода обучения был произведен итоговый замер креативности студентов. На основе полученных данных, мы пришли к следующим выводам и предложениям:
В проведенном эксперименте было выявлено, что креативность и IQ не коррелируют между собой. Студенты, которых мы отнесли к интеллектуальному типу, имеют специальную подготовку - училище, владеют предварительными специальными знаниями по предметам. Такие студенты не были более креативными в отличие от тех, которые не имеют довузовскую специальную подготовку, а порой и наоборот.
Для своего исследования и проведения эксперимента, мы считаем важным то, что каждая область имеет свои требования, которые обусловлены специфическим набором специальных знаний. Без минимальных специальных знаний невозможно вообще адекватно что-либо строить. Владея определенным багажом специальных знаний, креативность привносит новое в уже известное. Практика тестирования студентов и реальные достижения формирования практических навыков показали, что способность к творчеству - креативности и показатели умственных способностей студентов подчас не коррелируют. Например, А. Эйнштейн в совершенстве владел специальными знаниями и поэтому искра его гения была настолько яркой когда он пришел к своим теоремам. Опять же креативность может иметь и дурные последствия (нетолерантные, жестокие, репрессивные, дискриминационные) это происходит в том случае, если личность имеет «ложные ценности» (Э. Ландау). Историческими примерами могут быть Гитлер, Муссолини, Сталин и другие.
В подтверждение выше сказанного мы бы хотели сослаться на мнение М. Н. Дьяченко, которая в своем исследовании пишет что, «...утверждение о том, что если человек умен, значит, он по натуре творец - ....неверно. Видимо, следует предположить, что для способности к творчеству нужен какой-то определенный минимум интеллекта, а выше этого минимума IQ уже