Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Креативность в музыкальной культуре Шамаева Римма Миннегалиевна

Креативность в музыкальной культуре
<
Креативность в музыкальной культуре Креативность в музыкальной культуре Креативность в музыкальной культуре Креативность в музыкальной культуре Креативность в музыкальной культуре
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шамаева Римма Миннегалиевна. Креативность в музыкальной культуре : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Шамаева Римма Миннегалиевна; [Место защиты: Челяб. гос. акад. культуры и искусства].- Челябинск, 2009.- 144 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-24/25

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Креативность во всех ее проявлениях присутствует в жизни современного человека и общества, которое характеризуется как инновационное, в нем востребовано все то, что отличается новизной новые формы организации жизнедеятельности, техника и технологии, новые виды творчества. Необходимость адаптации к постоянно обновляющимся условиям жизни, соответствие требованиям времени является важной характеристикой бытия человека в начале XXI столетия Парадигма всеобъемлющей креативности (креативизм), по мнению ряда философов, сменяет в настоящее время мировоззренческие парадигмы прошлого

На фоне увеличивающегося многообразия феноменов культуры, разнообразия ее форм, музыка была и остается устойчивой, сохраняющей свое значение и смысл, составляющей культуры любого народа При этом музыка является динамичным компонентом культуры находясь сама в состоянии активного порождения новых продуктов художественного творчества, она нередко оказывается активизирующим началом по отношению к художественной культуре в целом В связи с этим постановка вопросов о роли музыки в современной культуре, в межкультурной коммуникации, о ее месте в системе искусств, о принципах, тенденциях и перспективах музыкального творчества входит сегодня в спектр актуальных проблем современной гуманитаристики

Выявление специфики музыки, осмысление ее креативной функции в системе художественной культуры, осознание возможностей музыки в процессе становления и развития человека как субъекта и объекта культуры, субъекта культуротворчества, определение степени влияния музыки на различные сферы жизни людей являются значимыми проблемами для культурологии и ряда других областей гуманитарного знания Также это имеет большое значение для раскрытия процессов формирования, аккумулирования, трансляции художественных ценностей в культуре

Музыкальные произведения, корреспондируя с другими произведениями мировой культуры, вступают в диалог эпох, культур, народов, порождая свое-

образную креативную среду. Автор-композитор участвует в создании паттернов культуры, новых образцов, идеалов, посредством которых формируется ценностный мир человека Будучи вовлеченным в креативную среду художественной (в том числе — музыкальной) культуры, человек обнаруживает и собственные креативные способности в восприятии и творческой деятельности Креативность непосредственно связана с процессом культуротворчества, являющегося предметом особого внимания в культурологии Этот процесс нуждается в осмыслении не только с точки зрения его сущности и содержания, но и действующих сил, непосредственных носителей креативного начала

В нашем исследовании мы обратились к творчеству композиторов И Стравинского, Э Денисова, А Шнитке, С Губайдулиной Это яркие представители не только музыкальной культуры, но и духовной элиты общества XX -начала XXI вв, для которых новаторство стало неотъемлемой потребностью, преимущественным способом выражения жизненной позиции и существования в качестве субъектов музыкального творчества

Каждая историческая эпоха порождает свою концепцию искусства Впитав в себя доминанты предшествующих эпох, музыка XX века организует свою «мелосферу» (термин И И Земцовского), которая еще не получила достаточно полного истолкования в контексте обозначенной проблематики Культурологическое исследование креативности как атрибутивной характеристики музыки и музыкальной культуры актуально, поскольку способствует всестороннему осмыслению этого культурно-исторического феномена

Степень научной разработанности проблемы. Музыкальная культура, ее отдельные элементы, музыкальное творчество привлекают внимание исследователей в различных областях гуманитарного знания

С общетеоретических позиций осуществляется осмысление художественного процесса в работах М С Кагана, С Лангер, Ю М Лотмана

Эстетический аспект музыкального творчества рассмотрен в работах Д Золтаи, О А Кривцуна, А.Ф. Лосева, С А Маркуса, А В Михайлова, И А Перфильевой-Корсаковой, С X Раппопорта, А Н Сохора

Для решения поставленных в диссертации задач важными оказались работы музыковедов Б В Асафьева, Р И Грубера, В Д Конен, Л А Мазеля, В В Медушевского, Е В Назайкинского, Ю Н Холопова, В Н Холоповой, Б Л Яворского.

Творчество остается актуальнейшей проблемой современности Оно рассматривается с различных позиций - философии, культурологии, психологии, социологии, искусствоведения и др Нас интересует творчество с точки зрения проявления в нем оригинальности и новаторства Вопрос о «новом» и «оригинальном» относится к ключевым вопросам художественного творчества Проблема оригинальности и новаторства, входя в круг фундаментальных проблем культурологии и философии, исследователей художественной культуры, особо актуализировалась во второй половине XX века Рассмотрение данной проблематики в контексте художественной деятельности с точки зрения философской, культурологической рефлексии, позволило углубить содержание понятий «традиция», «новаторство», «преемственность», «открытие», «изобретение», «новация», «инновация». Теоретической базой при определении содержания категории творчества стали труды А Бергсона, НА Бердяева, ДМ Леонтьева, А Дж Тойнби, Я А Пономарева, А Т Шумилина, П К Энгельмейера

Проблема креативности тесно связана с проблематикой оригинальности и новаторства Для выявления отличительных признаков креативности анализировались работы Г Айзенка, Ф Баррона, В Вундта, ЛЯ Дорфмана, Г С Кархина, Г В Ковалевой, Л А Мазеля, А Маслоу, Р Нельсона, К А Торшиной, Р Флориды, Д Харрингтона

Сегодня формируется новая область знаний — креатология - наука, развивающая теорию, методологию и осмысливающая практику творчества, включающая систему креативных знаний и интеллектуальных технологий творчества (Г С Пигоров, В П Козинец и др) Кроме того, существует креалогия - наука о творческой деятельности человека (Л А Балановская) Положения креато-логии и креалогии учитывались при подготовке работы

Музыка вплетена в сферу человеческой деятельности, отсюда множест-

венность ее социальных функций - аксиологическая, воспитательная, образовательная, коммуникативная, эстетическая и другие. Социальный аспект музыкального творчества рассматривается в работах Т Адорно, МС Кагана, А В Луначарского, А Н Сохора, Р.А. Тельчаровой, В С Цукермана

Культурологический подход к исследованию музыки интенсивно разрабатывается в работах В А Апрелевой, М Г Арановского, И А Барсовой, Г А Ермаковой, Л А Закса, В Д Конен, К Леви-Стросса, Г А Орлова, М Е Тараканова, А Я Флиера, Т В. Чередниченко, Н Г Шахназаровой

Феномен музыки и музыкальной культуры рассматривается в ряде докторских и кандидатских диссертаций В А Апрелевой, Э Н Киласония, Т П Самсоновой, Р Н Шафеева, Л П Шиповской и др.

Несмотря на многообразие подходов к исследованию творчества, один из его аспектов остается малоизученным Очень часто творчество отождествляют с креативностью, не признавая за ней статуса автономности. Наш вектор исследования направлен на выявление креативной составляющей творчества как специфической особенности, присущей всем его видам и формам (в том числе музыкальному творчеству) Музыкальная культура в целом может быть представлена с точки зрения креативного начала

Таким образом, исходя из актуальности проблемы креативности музыки, музыкального искусства в культуре, обозначим следующее

Объект исследования - музыкальная культура в единстве ее элементов

Предмет - креативность с точки зрения ее сущностных характеристик и функционирования в музыкальной культуре

Цель исследования — на основе представления о креативности как имманентной характеристике музыкальной культуры выявить содержание и взаимосвязь элементов креативного цикла в ней

Реализация поставленной цели связана с решением ряда задач

  1. Рассмотреть бытие музыки и музыкальной культуры в философско-культурологическом измерении

  2. Определить характеристики креативности в контексте культуры

  1. Выявить аспекты креативности и креативную функцию музыкальной культуры

  2. Представить композитора как креативную личность в культуре XX -начала XXI вв (на примере творчества И Стравинского, Э Денисова, А Шнитке, С Губайдулиной)

5. Выявить отличительные характеристики произведения музыкального искусства как креативного продукта культуры

6 Продемонстрировать креативный цикл в музыкальной культуре как единство взаимосвязанных элементов

Методологическая и теоретическая база исследования.

Обозначенная проблематика интегрирует философскую, эстетическую, культурологическую, историческую, социологическую, аксиологаческую области научного знання

Корпус избранных методов и методология работы были определены в соответствии с решаемыми задачами Методология работы имеет междисциплинарный характер и предусматривает комплекс научных подходов, существующих в культурологии, в свете которых были исследованы проблемы креативного начала, креативной функции музыкальной культуры Наиболее значимыми для данного исследования явились

Системный подход, который был применен к исследованию музыкальной культуры как целостной системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, формирующихся на основе феномена музыки

Аксиологический подход, необходимый для понимания музыкальной культуры как совокупности накопленных обществом ценностей музыкального искусства, сохраняемых, транслируемых и реализуемых в рамках конкретной музыкальной культуры и мировой культуры в целом.

Деятельностный подход, позволяющий трактовать субъекта музыкальной культуры (композитора, исполнителя, слушателя), как креативную личность способную к самоактуализации, самосовершенствованию и созданию креативной среды для реализации своих сущностных сил и креативных способностей

Герменевтический подход, применяемый с целью интерпретации произведений музыкального искусства, обеспечивающий возможность понимания специфики их функционирования во взаимодействии с другими элементами музыкальной культуры

Метод экстраполяции, использованный для проекции аспектов креативности, выделенных в психологии, - на исследование элементов музыкальной культуры с точки зрения культурологии

Метод структурно-функционального анализа, способствующий осмыслению музыкальной культуры как совокупности взаимодействующих и взаимосвязанных в ней элементов креативного цикла и осуществляемых ими креативных функций, а также осмыслению характера взаимодействия элементов музыкальной коммуникации

Персонологический и биографический методы были использованы при рассмотрении индивидуальностей выдающихся деятелей музыкальной культуры (композиторов, исполнителей), в творчестве которых креативное начало выступает генеральным фактором самореализации личности, а новаторство — способом бытия

Теоретическую базу диссертационной работы составляют концепции Р Муни и А Штейна — зарубежных исследователей в области креативности Для определения содержания понятий «креативность», «творчество» особую значимость приобретают идеи А Н Уайтхеда о креативности как «принципе новизны», Э Фромма о потребности в творчестве как стремлении к преобразованию окружающего мира, идеи А Маслоу о креативной личности как особенной разновидности человека, идеи Н А Бердяева о творческой возможности выхода человека за пределы обыденной жизни и реализации себя, а также идеи 3 Баумана, В Е Кемерова, Р Флориды

При выявлении креативных функций музыкальной культуры исследование опирается на концепцию академика Д С Лихачева, согласно которой, культура является органическим целостным явлением, связанным с творческим самовыражением личности

Фундаментальное основание работы составляют идеи титанов философской мысли античности Пифагора, Аристотеля, Аристоксена, труды выдающихся мыслителей XIX в И Канта, Г В Ф Гегеля, А Шопенгауэра, Ф Ницше, А Бергсона, а также русских философов XX в НА Бердяева — о свободе творчества, А Ф Лосева - о музыке как «первопринципе художественности вообще»

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем

1 В результате философско-культурологического анализа взаимосвязи
музыки и музыкальной культуры предложена дефиниция музыкальной культу
ры как системы элементов, имманентно обладающих креативным потенциалом,
образующих совокупность ценностей музыкального искусства, являющихся ре
зультатом творческой деятельности, взаимосвязи и взаимодействия субъектов
музыкальной культуры в процессе музыкальной коммуникации Показано, что
креативность является одним из сущностных признаков музыки, а также функ
ционально присутствует в музыкальной культуре как необходимый фактор ее разви
тия

  1. Дифференцированы понятия «креативность» и «творчество» Креативность в культуре определена как особая характеристика творчества, особый масштаб творческой деятельности и ее результатов, когда художником вносятся особо значимые, новаторские изменения в культуру, когда его творчество порождает ощутимый социокультурный эффект Показано, что креативность проявляется в культуре в двух планах как новация в рамках стиля и как принципиальная новация, радикально отличающаяся от того, что уже существует в культуре

  2. Выявлены аспекты креативности в музыкальной культуре (креативный процесс, креативный продукт, креативная личность, креативная среда), определено их содержание, продемонстрирована реализация креативной функции в музыкальной культуре

  3. На основе персонологического и биографического методов композито-

ры-новаторы (И Стравинский, Э Денисов, А Шнитке, С Губайдулина) представлены в качестве креативных личностей в культуре XX - начала XXI вв Творчество этих композиторов представляет спектр возможных креативных практик, во многом определивших пути художественных поисков в музыкальной культуре современности

  1. Выявлены отличительные характеристики уникального произведения музыкального искусства как креативного продукта культуры, способного активизировать, пробуждать творческий потенциал субъектов музыкальной культуры Показано, что креативные продукты опосредуют встречное движение субъектов музыкальной культуры (композитора, исполнителя, слушателя), порождая креативную среду

  2. Единство взаимосвязанных элементов (креативных процесса, продукта, личности и среды) представлено в качестве креативного цикла в музыкальной культуре Показано, что музыкальное исполнительство является репрезентацией единства элементов креативного цикла

Положения, выносимые на защиту:

  1. Музыка является одной из форм художественного бытия культуры это музыкальный способ бытия, музыкальное бытие культуры Музыкальная культура - это целостная система взаимосвязанных и взаимодействующих элементов — субъектов музыкальной коммуникации, музыкально-творческой деятельности, музыкальных произведений, формирующихся на основе феномена музыки Креативность является атрибутом и функцией музыкальной культуры в целом и отдельных ее элементов

  2. Понятия «креативность» и «творчество» не являются тождественными по содержанию Креативность - особая составляющая творчества Креативностью отличается творчество (творческая деятельность и ее результаты, творческая личность) особого рода, связанное с порождением в культуре принципиально нового, выходящего за рамки существующих стандартов и традиций, оригинального, уникального, но вместе с тем значимого для развития культуры, эффективного для обновления ее форм

  1. Музыкальная культура в целом может быть представлена с точки зрения креативного начала в ней В качестве самостоятельных (но находящихся в единстве и взаимосвязи) аспектов креативности в музыкальной культуре присутствуют креативный процесс, креативная личность, креативный продукт, креативная среда Через взаимодействие этих аспектов реализуется креативная функция музыкальной культуры

  2. Развитие музыкальной культуры осуществляется благодаря креативным личностям (прежде всего, композиторам и исполнителям) В музыкальной культуре XX - начала XXI вв креативными личностями явились композиторы-новаторы Креативное начало в их творчестве связано с созданием музыкальных произведений особого уровня, различных концептуальных идей, в том числе, с созданием неоклассического музыкального театра XX в. (И Стравинский), воплощением идеи «новой красоты» в современной музыке (Э Денисов), с разработкой концепции полистилистики (А Шнитке), сменой культурной парадигмы (С. Губайдулина)

  3. Креативным продуктом в музыкальной культуре является, прежде всего, музыкальное произведение, которое не только отличается принципиально новаторским духом (является событием), но и обладает уникальной способностью раздвигать культурный горизонт, выходить по своему значению за рамки определенной эпохи и музыкальной культуры, выступает этапным произведением культуры вообще К креативным продуктам относятся произведения музыкального искусства, а также новые стили, жанры, формы, новые приемы исполнения, новые инструменты с точки зрения их способности активизировать, пробуждать творческий потенциал субъектов музыкальной культуры, способствовать внутренней динамике элементов музыкальной культуры

  4. Креативный цикл в музыкальной культуре представляет собой единство взаимосвязанных элементов креативной личности - креативного процесса -креативного продукта - креативной среды Музыкальное исполнительство является самостоятельным значимым культурным явлением, объединяющим креативную деятельность всех субъектов музыкальной коммуникации и репре-

зентирующим единство креативного цикла

Научно-практическая значимость работы определяется ее ориентированностью на проблемы функционирования и развития музыкальной культуры и ее субъектов, на выявление значения новационного и креативного начал в ней как факторов, обусловливающих, в значительной степени, ее внутреннюю динамику Предложенная в исследовании концепция ориентирует на создание благоприятных условий для формирования креативных способностей у всех субъектов музыкальной коммуникации

Материалы исследования, его выводы и положения могут быть использованы в учебном процессе в высшей школе, на курсах культурологии, философии культуры, эстетики, философии искусства, философии музыки, креатоло-гии, а также в ряде дисциплин музыкально-образовательного цикла Некоторые положения и выводы диссертационного исследования могут выступать культурологическим дополнением к инструментарию музыкальных критиков

Апробация результатов исследования. Материалы исследования, основные выводы и положения отражены в 18 публикациях, в том числе в трех журналах перечня ВАК, в выступлениях на Втором Российском культурологическом конгрессе с международным участием «Культурное многообразие от прошлого к будущему» (СПб, 2008), ряде международных научно-практических конференций «Язык и культура» (Челябинск, 2006), «Художественно-педагогическое образование XXI века анализ состояния и стратегия повышения качества профессиональной подготовки» (Екатеринбург, 2007), «Язык и коммуникация» (Челябинск, 2009), «Единое социокультурное пространство теоретические и управленческо-технологические проблемы» (Челябинск, 2009), Международном научно-творческом форуме «Молодежь в науке и культуре XXI в » (Челябинск, 2008, 2009), на Всероссийских научно-практических конференциях «Молодежь в науке и культуре XXI в.» (Челябинск, 2006), «Актуальные проблемы развития личности в условиях модернизации музыкального образования» (Уфа, 2007), «Музыкальное образование детей и юношества- проблемы и поиски» (Екатеринбург, 2007), на Межрегиональной научно-

практической конференции «Музыкальное образование история, современное состояние и тенденции развития» (Чеаябинск, 2006), на итоговых научно-пракпиеских конференциях профессорско-преподавательского состава Челябинской государственной академии культуры и искусств «Культура - искусство -образование новые аспекты синтеза и практики» (2007-2009)

Основные положения диссертации обсуждались на семинаре-практикуме аспирантов и соискателей Регионального института философских и культурологических исследований ЧГАКИ (2007, 2009), на заседании кафедры культурологии и социологии, кафедре философских наук ЧГАКИ (2009) Результаты исследовательской работы использовались автором в разработке и чтении курса по выбору «Креативный потенциал музыкально-образовательной среды» для студентов музыкально-педагогического факультета ЧГАКИ (2009)

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы Общий объем работы составляет 144 стр Библиографический список включает 255 наименований

Похожие диссертации на Креативность в музыкальной культуре