Введение к работе
Актуальность темы. Тема самоидентификации человека и становления нововременного индивидуума является чрезвычайно актуальной для различных областей социо-гуманитарного знания. В частности, проблематика изучения раннего Нового времени неразрывно связана с вниманием к тому, что разные поколения историков называли «открытием индивидуума», «появлением субъективности», «формированием Я», «конструированием идентичности». В целом речь идет о комплексе процессов появления представления о некоей самости (self, Selbst) -процессов, неотделимых от становления культуры Нового времени. С XIX века эта проблема стояла в центре исторических исследований, посвященных периоду, который в современной историографии получил название раннего Нового времени. Концепция «открытия индивида» подверглась с тех пор значительной корректировке и критике, но сама проблема остается актуальной и по сей день. Сейчас в ее рамках обсуждаются не столько проблемы появления самосознания индивидуума, сколько проблемы социального конструирования идентичности, связанные с процессами цивилизации (Н.Элиас) и социального дисциплинирования (Г. Острайх, М.Фуко).
Предметом данного исследования являются механизмы, способы и модели идентификации человека в духовно-назидательной литературе немецкого протестантизма XVII - начала XVIII вв. Мы постараемся показать, какими способами авторы книг, в соответствии с запросами теологии своего времени, старались сделать человека христианином «изнутри», «из глубины сердца и души», взращивая представления о «Я» человека как глубоко внутренней божественной, бессмертной сущности, являющейся, в конце концов, со своим «опытом» и «чувствами» критерием оценки мира и себя, основным критерием веры и интерпретации Писания.
Духовно-назидательные книги, являющиеся объектом нашего исследования представляют собой феномен, не относящийся ни к ученым догматическим трудам, ни к народной религиозности. Немецкое литературоведение по сей день не пришло к единой точке зрения относительно того, что понимать под «Erbauungsliteratur». Определения колеблются от очень узких, относящих к духовно-назидательной литературе сочинения, направленные на духовную или душевную жизнь человека, стремящиеся обратить глубины его души целиком и полностью к Богу. (В. Брюкнер),
до широких, понимающих под духовно-назидательной литературой все тексты, направленные на улучшение христианского состояния.
Данное исследование для своих целей принимает во внимание оба определения духовно-назидательной литературы. Улучшение христианского состояния, как во внутренней, так и во внешней жизни, манифестируется в предисловиях и названиях всех духовно-назидательных сочинений. В то же время для конкретного исследования очень важен аспект «углубления» религиозного переживания, интроспекции, являющийся краеугольным моментом в самоидентификации человека с помощью духовно-назидательных книг. Кроме того, мы хотим особо подчеркнуть важную социальную роль духовно-назидательной литературы, которая была своего рода руководством практического пользования (Gebrauchsliteratur), инструктирующим человека во всех несчастьях его бытия, не только в вопросах веры. Духовно-назидательная литература не случайно пользовалась огромным спросом в XVII в. Издаваемые повсеместно большими тиражами трактаты, утешительные книги, сборники проповедей и песнопений, молитвенники выполняли терапевтическую функцию. XVII в. - век, когда эсхатологические настроения достигли своего апогея, был классическим веком такой литературы. Спрос на нее был так огромен, что можно говорить о массовом производстве. В ту эпоху духовно-назидательная литература составляла половину всех книг религиозного содержания и четверть всей книжной продукции.
Цель работы: показать способы идентификации человека как «истинного христианина» с помощью духовно-назидательной литературы немецкого протестантизма XVII - начала XVIII вв.
Задачи работы:
Показать изменения в немецком протестантизме, происходившие в XVII - начале XVIII века и их связь с развитием книжной культуры немецкого протестантизма.
Рассмотреть феномен духовно-назидательной литературы, ее жанры, формы и функции.
- Показать механизмы, которые использовали авторы духовно-назидательных
сочинений немецкого протестантизма XVII - начала XVIII века для читательской
идентификации.
Источники и критерии их отбора. Основным источником в работе выступают духовно-назидательные книги немецкого протестантизма, появившиеся и
неоднократно переиздававшиеся на протяжении XVII века. Исследования, проведенные Э. Вайраухом, Р. Энгельзингом, Г. Медиком, Х.-Ю. Шрадером позволяют выделить, с небольшими региональными вариациями примерный список наиболее популярных авторов и книг XVII в., о чем можно судить как по количественным показателям производства (количество экземпляров, частота переизданий), так и по степени интенсивности рецепции (упоминание о чтении той или иной книги, упоминание в описях домашних библиотек). На этот список мы опирались при отборе источников для исследования.
Так, основными источниками для нас послужили книги Иоганна Арндта «Об истинном христианстве» (1605 - 1610) (издания Leipzig 1696 и Berlin 1860) и «Райский вертоград» (издание Berlin 1860), книги Иоганна Герхарда «Meditationes sacrae» (1606-1607) (издание Stuttgart-Bad Cannstadt 2000) и «Enchiridion consolatorium» (1611) (Stuttgart-Bad Cannstadt. 2002) в их немецком варианте, собрания проповедей Генриха Мюллера «Божественное пламя любви» (1676), «Школа креста, покаяния и молитвы» (1661) (издание Frankfurt und Leipzig 1687) и Кристиана Скривера «Сокровища души» (1675-1692) (книги 4 и 5 издания Magdeburg, Leipzig, 1723.), «Готтхольдовы размышления по случаю» (1667) (издание Leipzig 1686), книга Иоганна Михаэля Дильхерра «Созерцание спасительных страданий Иисуса Христа, сына Божьего» (1688), сборники песен и молитв Беньямина Шмолька «Украшения и пепел благоговеющего сердца» (издание Berslau und Liegnitz 1720), «Грешник, приближающийся с честным сердцем к своему Иисусу» (издание Chemnitz 1778) и Пауля Герхарда «Благочестивые размышления» (1667) (издание Nurnberg 1683), молитвенник Иоганна Фридриха Штарка «Ежедневное руководство в хороших и плохих днях» (1727).
Несмотря на то, что у каждого из этих сочинений есть свои особенности, все они рассматриваются нами как единый, более или менее однородный корпус текстов, прибегающий к одним и тем же стилистическим приемам и повторяющий одни и те же краеугольные для благочестия темы.
Хронологические рамки исследования обусловлены появлением и активным функционированием в социокультурном пространстве наших основных источников. В качестве нижней границы можно рассматривать появление первых текстов «нового благочестия» в начале XVII в. В качестве верхней границы исследования мы условно взяли зарождение и развитие пиетизма. Однако, пиетизм, хорошо изученный
немецкими исследователями, не является для нас доминантой. Акцент делается скорее на рассмотрении определенных «стихийных» тенденций в протестантизме XVII в. и в его книжной культуре, которые привели к возникновению пиетизма как организованного движения внутри лютеранства. Поэтому основными нашими источниками были не собственно пиетистские духовно-назидательные книги, а, скорее, книги авторов, приближающихся к пиетизму, но не относящих себя к нему, таких как Арндт, Мюллер, Скривер.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на огромную распространенность и популярность у современников, книжная культура немецкого протестантизма XVII в. не получила должного внимания со стороны литературоведов. Это отчасти объясняется тем, что духовно-назидательная литература не преследовала эстетических целей, а была направлена на практическую религиозность, представляла собой одну из религиозных практик. Поэтому филологи-германисты, рассматривая духовно-назидательную литературу в контексте, например, барочной эстетики, с неизбежностью выходят в междисциплинарное поле, понимая бессмысленность рассмотрения этих текстов вне их историко-культурного контекста.
Намного больше внимания уделяли духовно-назидательной литературе теологи и историки теологии. Однако рассмотрение духовно-назидательной литературы находится в этих работах в контексте развития лютеранского вероучения.
Методы исследования. Данная работа использует результаты филологических и теологических исследований и осуществляет анализ текста духовно-назидательной литературы, однако, по своей сути является исторической. Рассматривая духовно-назидательную литературу с точки зрения ее функций и «типа чтения», пытаясь выяснить стратегии и нормы идентификации читателей, существующие в духовно-назидательной литературе, мы тем самым подчиняем изучение книжной культуры историко-антропологическим целям.
Научная новизна исследования состоит в первую очередь в вовлечении в научный дискурс текстов, ранее не выступавших в качестве самостоятельных источников в историко-культурном исследовании. Духовно-назидательные книги очень мало изучены в зарубежных исследованиях, российские исследования по данной тематике отсутствуют.
Практическая значимость. Основные положения и выводы исследования могут быть использованы при подготовке курсов лекций, тем семинарских занятий по
истории культуры Германии, позволят расширить представления о немецкой истории XVII в., периода, недостаточно отраженного в отечественных исследованиях. Исследование позволяет очертить дальнейший круг проблем для их разработки в контексте исторических, историко-культурных, литературоведческих и религиоведческих исследований.
Апробация результатов. Основные положения исследования дважды обсуждались на заседаниях кафедры истории и теории культуры РГГУ, а также были опубликованы в ряде статей. Результаты, полученные в рамках исследования, обсуждались на конференциях и круглых столах: «Религиозно-нравственные трансформации европейской культуры: от Средних веков к Новому времени» (СПб, 2007 г.); Франко-российский коллоквиум «Эсхатологические аспекты европейских культур перед лицом модернизации» (Москва, 2008 г.); IV Международная конференция «18 век: женское/ мужское в культуре эпохи» (Москва, 2008 г.); «Рождение классики: самосознание гуманитарных наук до начала Нового времени» (Москва, 2008 г.).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений. Структура диссертации обусловлена логикой изложения, которая заставляет нас идти от обсуждения общих тенденций в протестантизме XVII в., через рассмотрение феномена духовно-назидательной литературы к анализу конкретного материала.