Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этическое и эстетическое в культуре вайнахов Акиева, Хава Магомедовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Акиева, Хава Магомедовна. Этическое и эстетическое в культуре вайнахов : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 24.00.01;09.00.11 / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ.- Москва, 1996.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-3/3467-8

Введение к работе

Актуальность исследования. В новой культурно-общественной ситуации, когда идет процесс осознания себя чеченцами и ингушами в качестве единого субъекта исторического развития, связанная с исследованием особенностей вайнахской культуры тема приобретает особое значение. Интерес к данной проблеме продиктован еще и тем, что введение в научный обиход произведений репрессированной в свое время творческой интеллигенции позволяет полнее раскрыть своеобразие чечено-ингушских культурных традиций, наследие мастеров народного творчества, нравственно-эстетические ценности и представления народа.

Очень многое в сегодняшнем мире зависит от мировоззренческих установок, от современного типа и способа мышления. Культурная компонента мировоззрения дает однозначный ответ -мыслить и действовать по-новому означает действовать и мыслить гуманистически. Это прерогатива подлинной культуры. Культура никогда не могла.не может и сейчас существовать вне национальной формы самовыражения, а национальное рождается из конкретных исторических особенностей жизни народа, из того, что наработали и передали современникам предки.

Учитывая сложное драматическое прошлое и настоящее вай-нахского народа, пограничные ситуации, в которые он попадал, автор данной работы считает принципиально важным и необходимым прикосновение к истокам и особенностям его культуры, включение духовного наследия вайнахов в контекст современной культуры человечества. Своевременность этого представляется совершенно очевидной.

Если обратиться к историческим истокам, вайнахами называют два народа - чеченцев и ингушей.Самоназвание "вайнах" в переводе означает "наш народ ". В истории вайнахов много неизученного и требующего разъяснения, отдельные выводы об их культурном развитии нуждаются в уточнении. Так. в работе археолога В.А.Городцова "Бытовая археология" (М., 1910 г.), монографии Е.И.Крулнова "Средневековая Ингушетия" (М., 1971 г.) справедливо подвергается критике заключение профессора В.Ф.Миллера о "якобы извечной культурной отсталости народов Кавказа", в частности чеченцев и ингушей.

- г -

Исследования памятников средневекового периода позволяют сделать вывод о том, что вайнахская культура формировалась и развивалась не изолированно, а во взаимодействии с другими народами - ближними к ней и отдаленными. Рассматривая фригийские мотивы в древней ингушской культуре, археолог Л.П.Семенов отмечает круг связей ингушского народа с целым рядом очагов мировой культуры - Передней Азией, древней Грецией и Римом, с черноморскими греческими колониями1.

В проекте Государственной программы национального и межнационального сотрудничества народов России (раздел 2, п.5) отмечено, что приоритетными научными исследованиями являются и такие, как изучение исторического прошлого народов с целью выявления реальных событий, снятие "белых пятен" в истории формирования их исторического сознания, исследование культурного наследия с целью его сохранения и развития, организация музееведческих исследований, способствующих сохранению и популяризации культурных достижений народов2. В контексте вышесказанного, исследование взаимосвязи этического и эстетического в культуре вайнахов поможет раскрытию многих особенностей этой культуры.

В условиях господства "единой идеологии" культура вайнахов не нашла достаточного отражения в научной литературе. За пониманием "многонационального" искусства принижалось значение искусства "малых" народов, односторонне изучались вопросы взаимообогащения и взаимовлияния культур. В целом "интернационализация" всех сторон жизни общества отрицательно сказалась и на культуре вайнахов.

Для осмысления эволюции нравственного сознания и художественного мышления вайнахов, в целях выявления своеобразия этического и эстетического в их культуре автор обращается к

  1. См.:Семенов Л.П.Фригийские мотивы в древней ингушской культуре // Известия. Чечено-Ингушский научно-исследовательский институт истории социологии и философии (ЧИНИИИЯЛ). Т.1. Вып.1-й, История. - Грозный: Грозненский рабочий, 1959. -С.218.

  2. См.:Государственная программа национального возрождения и межнационального сотрудничества народов России / Рук.Абду-латипов Р.Г.//Этнополитический вестник. - М.: Этнополис. -1994. - N1. - С.157.

устному народному творчеству: фольклору, мифам, легендам, ге-роико-эпическш лесням, нарт-орстхойскому эпосу. Особое внимание уделяется обычаям, традициям, памятникам народной архитектуры, декоративно-прикладному искусству, народным ремеслам, морально-этическим нормам общежития вайнахов. их эстетическим ориентациям.

Степень разработанности проблемы. Нравственно-эстетическая проблематика в культуре вайнахов - одна из малоизученных как в общетеоретическом, так и методологическом отношении. Это объясняется тем, что этические, эстетические и религиозные представления чеченцев и ингушей закреплялись в народном сознании в формах фольклора, традиций, обычаев, но круг вопросов, связанный с народным сознанием, долгое время оставался в науке без должного внимания, а то и просто игнорировался. Чеченцы и ингуши долгое время были бесписьменными народами. Многовековой опыт исторического развития художественного сознания, этические и эстетические ценности закреплялись главным образом в устном народном творчестве. Отсюда трудности поиска первоисточников.

Исследователь У.Б.Далгат, например, отмечает, что объек
том "внимания будут песни народов Северного Кавказа и Дагеста
на, относящиеся к периоду XIV-XIX вв., т.е. песни разных эпох,
разной социальной направленности. Для нас представляет инте
рес, в чем выражаются "исторические координаты" песенного жан
ра и в чем его идейно-эстетическая динамика"1. Та или иная ис
торическая эпоха определяла содержательную форму, художествен
ные контуры и общественное назначение героико-исторических пе
сен. "В героико-исторических
песнях прослеживается историзм, что обуславливает единство
формы и содержания, а также преемственность в сюжете и харак
терах, предметный арсенал, пространственно-временные катего-

1. См.:Далгат У.Б.К проблеме историзма героико-исторических песен народов Северного Кавказа и Дагестана //Героико-исто-рический эпос народов Северного Кавказа. - Грозный. 1988. -

рий"1, - было отмечено в 1982 году, когда в Чечено-Ингушском научно-исследовательском институте истории, социологии и филологии (ЧИНИИИСФ) была организована комплексная группа по изучению и сбору героико-исторических песен илли. Филолог И.Б.Ну-наев отмечает, что "эстетическая система илли, ставшая ведущей) в фольклорной системе вайнахского общества, начиная со средних! веков, представляет собой уникальное явление - своеобразный культурный феномен"2. В народном искусстве формируется фольклорное сознание, одной из закономерностей которого является определенная эстетическая традиция. В широком плане эстетическая традиция есть один из основных элементов народной эстетической культуры. Монография А.Х.Танкиева "Свет народного сознания" (Грозный, 1990) в значительной степени раскрывает развитие героического, возвышенного и комического на материалах фольклора. Автор книги анализирует философское, предметно-конкретное содержание терминологии фольклора и языков вай-нахов. Заметный вклад в изучение фольклора внес И.А.Дахкиль-гов. В монографии "Мифы и легенды вайнахов" (Грозный, 1991) автор предлагает читателю собранный и систематизированный им в течение многих лет мифолого-легендарный пласт устного народного творчества. Монография раскрывает религиозно-мировоззренческие, эстетические и нравственные представления, бытующие как в прошлом, так и в настоящее время. Единичные текстовые записи фольклора, которые велись с середины прошлого века учеными Ч.Ахриевым, У.Лаудаевым, Б.Далгатом, Н.Семеновым, В.Миллером. Т.Эльдархановым, представляют для автора большой интерес в плане раскрытия темы. К теоретическим основам мифа обращались советские ученые М.М.Бахтин, А.Ф.Лосев, А.Голан, А.М.Золотарев.

  1. Соколова В.К. Научный симпозиум "Героико-исторический эпос и его значение для художественной культуры народов Северного Кавказа //Советская этнография. - 1986. - N 2. -С. 126-128.

  2. Мунаев И.Б., Ахмадов Я.З. Опыт комплексного изучения героико-исторических илли //Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа. - Грозный: ЧИИИСФ, 1988. - С.52.

Начало национально-культурного возрождения народов Северного Кавказа относится к первой четверти XIX века. Именно тогда немногие образованные представители горцев впервые знакомятся с идеями русского просвещения, зарождается новая художественно-эстетическая мысль. Филолог Х.В.Туркаев в своей монографии "Путь к художественной правде" (Грозный, 1987). рассматривает становление реализма в чеченской и ингушской литературе, которое шло под влиянием передовой русской литературы.

Кавказская действительность для А.С.Пушкина. М.Ю.Лермонтова. Л.Н.Толстого явилась благодатной почвой, на которой раскрывались их просветительские взгляды. В повести А.А.Бесту-жева-Марлинского "Аммалат-Бек", поэме А.С.Пушкина "Кавказский пленник", стихотворениях М.Ю.Лермонтова "Валерик". "Беглец", очерке "Кавказец", А.И.Полежаева "Чир-Юрт". "Эрпели" и других показан духовный мир горцев, их традиции, обычаи.

В исследовании диссертант обращается к работам археологов, этнографов Л.П.Семенова, Е.И.Крупнова, В.И.Марковина, М.Б.Мужухоева, Е.Н.Студенецкой, Д.Ю.Чахкиева. В.А.Петренко, Б.Б.-А.Абдулвахабовой1 .Обширный археолого-этнографический материал позволил в определенной мере придти к заключению об истоках формирования художественного мышления вайнахов.

1. Семенов Л.П.Фригийские мотивы в древней Ингушской культуре //Известия.История.Т.1. Вып.1-й. - Грозный:Грозненский рабочий. 1959. - С.217; Крупное Е.И.Средневековая Ингушетия. - М.:Наука, 1971. - С.206;Марковин В.И.Каменная летопись страны вайнахов. - М.. 1995;Му,жухоев М. Б. Ингуши. - Саратов, 1995. - С.121; Студенецкая fc.H. Одежда народов Северного Кавказа (XVIII-XX вв.) - М.: Наука, 1989. - 285 с.;Д.Ю.Чах-киев. Кольчатый доспех позднесредневековых воинов //Новые археолого-этнографические материалы по истории Чечено-Ингушетии. - Грозный:ЧИНИИИСФ, 1988. - С.67; Петренко В.А. Керамическое производство горцев Юго-Восточной Чечни в сарматскую эпоху//Археология и вопросы хозяйственно-экономической истории Северного Кавказа. - Грозный, Межвузовский сборник научных трудов Кавказа. - Грозный: ЧИГУ им.Л. Н.Толстого. 1987. -С.35; Абдулвахабова Б.Б.-А. Детская одежда вайнахов XVII - нач.XX вв. (По археологическим материалам)// Археология и вопросы хозяйственно-экономической истории Северного Кавказа. Межвузовский сб.трудов. -Грозный, 1987. - С. 89.

Этнографические работы С.-М.А.Хасиева, З.И.Хасбулатовой, З.М.Мадаевой, Л.Б.Заседателевой1 привлекли внимание анализом того, как изменившиеся социально-экономические условия трансформировали традиции и обычаи вайнахов. Проблема исследования кустарных промыслов и ремесел чеченцев и ингушей XVIII-XIX вв. нашла отражение в работах Н.П.Гриценко, Ш.Б.Ахмадова. Г. А. Горчхановой г. Эти работы не во всем пересекаются с избранной нами темой, но показ экономической базы, специализации ремесел на территории Чечено-Ингушетии дает автору диссертации возможность сделать нужные выводы.

Фрагментарные сведения об изобразительном искусстве мы находим в каталогах по персональной выставке художников Чечено-Ингушетии, на зональных выставках, которые проходили в республике, Краснодаре, Северной Осетии, Москве в 70-80-х годах. Вступительные статьи А.М.Измайлова, X.А.Акиева, Р.А.Алироевой, Н.С.Ширяевой, Т.А.Мазаевой также содержат интересный для автора материал.

В 1963 году выходит книга Н.Ш.Шабаньянца "Реализм в портретах академика П.З.Захарова". Она раскрывает творчество мало-

  1. См.:Хасиев С.-М.А.Традиции и новации в жилищном строительстве вайнахов // Новое и традиционное в культуре и быту народов Чечено-Ингушетии. - Грозный: Чечено-Ингушское книж.изд.,1985. - С.51-58; Хасбулатова З.И. Свободное время и формы его использования у чеченцев и ингушей //Актуальные проблемы археологии и этнографии народов Чечено-Ингушетии. - Грозный: ЧИНИИИЭСФ, 1990. - С.118-135; Мадаева З.А. Календарные празднества и обряды весеннего периода у чеченцев и ингушей (конец XIX - начало XX вв.)// Этнография и вопросы религиозных воззрений чеченцев и ингушей в дореволюционный период. - Грозный: ЧИНИСФ, 1981. - С.92-101; Заседате-лева Л.Б. Обычаи и обряды детского цикла у русского и украинского населения Чечено-Ингушетии. Традиции и новации // Новые археолого-этнографические материалы по истории Чечено-Ингушетии. - Грозн <ый; ЧИИИСФ, 1988. - С. 95-104.

  2. Гриценко Н. П. Горский аул и казачья станица Терека накануне Великой Октябрьской социалистической революции. - Грозный, Чечено-Ингушское книж.изд.,1972.- 273 с;Ахмадов Ш.Б.Ремесленные занятия чеченцев и ингушей в XVIII-XIX вв.// Вопросы политического и экономического развития Чечено-Ингушетии (XVIII-начало XX века). - Грозный: ЧИИИСФ,1986. - С.45-60; Горчханова Г.А. К состоянию кустарных промыслов и обрабатывающей промышленности в пореформенной Чечено-Ингушетии. -Грозный:ЧИИИСФ. 1986. - 0. 77- Её.

известного художника-портретиста П.Захарова, роль русского искусства в формировании личности художника. В диссертации дан анализ портретной живописи Захарова.

В 1974 году издана брошюра В.А.Татаева и Н.Ш.Шабаньянца "Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии". Лвторы дают краткую информацию о развитии кустарных промыслов края. Ценность данного каталога состоит в том. что авторы ввели в альбом коллекцию войлочных ковров-истангов. выполненных художником Г. -М. А. Даурбековым.

В 1989 году на материалах музея краеведения автором диссертации выпущена брошюра "Прикладное искусство чеченцев и ингушей XIX - нач. XX века". Автор впервые вводит в научный оборот фондовские коллекции, дает краткую характеристику кустарным промыслам края, привлекает внимание специалистов к сбору, изучению и пропаганде народного искусства.

В ряде упомянутых работ нравственно-эстетическая проблематика затрагивается лишь частично, не став предметом специального и системно-целостного изучения.

Цели и задачи исследования. Основная цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть единство этического и эстетического в культуре вайнахов в конкретно-исторических условиях развития народа (древнейший период, средневековье, XIX -XX вв.. а также послеоктябрьский период). Важно при этом выявить характер художественно-эстетического мышления в народном творчестве, мотивы этического и эстетического в религии, традициях, бытовых отношениях, обосновать единство этического и эстетического в национальном искусстве чеченцев и ингушей.

Для реализации этой цели автор ставит перед собой следующие задачи:

дать анализ проявления этического и эстетического в фольклоре, героико-исторических песнях илли, мифах, легендах, нарт-орстхойском эпосе, влияния религии на своеобразие национальной культуры;

раскрыть общечеловеческие ценности в народном искусстве, проявление индивидуальности в национальном искусстве;

, - отразить роль творческого наследия репрессированной ин-

теллигенции в раскрытии этих ценностей и эстетических особенностей культуры вайнахов;

проанализировать процессы возрождения этических ценностей и эстетических особенностей национальной культуры и искусства на новом этапе развития;

проследить отражение духовной культуры вайнахов в творчестве русских писателей.

Новизна исследования обусловлена, прежде всего, самой темой, обращение к которой предпринимается впервые. Обосновывается мысль о том, что определяющие качественные характеристики культуры вайнахов заключаются в ее эстетическом и нравственном содержании. Существенно, что этическое начало, как правило, получает художественную форму выражения, а эстетическое, прежде всего, распространяется на область нравственных отношений. Единство этического и эстетического проявляется не только в духовной жизни, оно прослеживается и в материальной культуре. Наиболее обстоятельно это показано в процессе анализа устного народного творчества, нарт-орстхойского эпоса и различных видов национального искусства.

В ходе исследования предметов материальной культуры (кустарных промыслов, надмогильных стелл, костюмов, оружия) выявлено то общее, что характерно для всех народов Северного Кавказа, и рассмотрено национально-особенное в культуре вайнахов. Мотивы эстетического и этического прослежены также в религиозных верованиях, традициях, обрядах, выявлено их влияние на своеобразие вайнахской культуры в целом.

Общение к археолого-этнографическим коллекциям, культурным ценностям исторически отдаленных поколений дает основание считать, что чем глубже погружение в историю национальной культуры вайнахов. тем полнее и органичнее обнаруживают себя единство, синкретическая целостность выражения этического и эстетического. Эта особенность весьма характерна вообще для раннего периода развития народных культур. Нарастающее проникновение в жизнь горцев цивилизационных процессов нередко негативно сказывается на цельности их культурного менталитета. Особенно это касается обстоятельств так называемой "идеологи-

зации" и "интернационализации" культурной жизни.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в актуальности для нашего времени разностороннего исследования данной темы, теоретических выводов по ней, противостоящих существующим точкам зрения в отношении якобы "отсталости" народов Северного Кавказа, в том числе чеченцев и ингушей. Разработка данной проблемы способствует углублению знаний о взаимосвязи этического и эстетического в творчестве чеченцев и ингушей. Анализ археолого-этнографического материала способствует отслеживанию процесса эволюции эстетического отношения к действительности предков вайнахов, динамики формирования эстетического и художественного вкусов.

Исследование может послужить методологическим ключом к выявлению существа ошибок в анализе национальных культурных ценностей, возникших на основе абсолютизации в гуманитарных науках классового подхода. Разработка этического и эстетического в возрождающейся культуре позволит вайнахам осознать себя как носителей одной из древнейших культур, а представителям других национальностей раскроет этнопсихологические, этнокультурные особенности чеченцев и ингушей, создаст предпосылки для взанмообогащения и взаимопроникновения культур различных народов на основе выявленных гуманистических идей любви к "своему" и уважении к "чужому"1. В.Г.Белинский писал:"Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем"2.

Отдельные выводы и положения, содержащиеся в исследовании, могут представлять интерес для специалистов по эстетике, преподавателей истории и теории искусства,для тех. кто специально занимается проблемами материальной и духовной культуры народов Кавказа. Материалы диссертации могут быть использованы в специальных курсах учебных заведений культуры и искусства, на факультативах по проблемам национального искусства, а также в деятельности государственных и общественных организаций, ра-

  1. См.:Михайлов В.А. Национальная политика России как фактор государственного строительства. - М.. 1995. - С.32.

  2. Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. - М.. 1959. - Т.2. - С.291.

ботающих над проблемами развития культуры и искусства.

Методологические и теоретические основы исследования. В качестве методологической основы исследования выступает принцип историзма как составляющая современной теории социального познания, единство исторического и логического в теоретическом мышлении. Непосредственной теоретико-методологической основой исследования явились выводы и положения, содержащиеся в фундаментальных трудах отечественной эстетической и этической науки, обогащенной достижениями в разработке проблем культурологии.

Диссертант стремился соединить накопленный теоретический и практический опыт ученых республики в разработке этического и эстетического с задачами демократического преобразования начато общества.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют работы Философов, культурологов, эстетиков, в которых обосновываются принципы взаимодействия этического и эстетического, анализируются объективные основы существования общечеловеческого в художественно преображенном мире. Особое значение для исследования имели труди русских мыслителей Н.Данилевского, В.Соловьева. Н.Бердяева. В подходе к искусству как сложному полифункционаньному феномену использованы идеи отечественных эстетиков М.М.Бахтина, А.Ф.Лосева, Л.М.Золотарева.

Диссертант опирался в разработке проблем художественной культуры на работы таких авторов, как А.И.Арнольдов. В.И.Антонов. А.Я.оись, Ю.А.Лукин, И.Н.Лисаковский, А.А.Оганов, Ю.М.Ок-.ляпокий. А.Г.Плиев. С. М. Червонная, Ю. У.Фохт-Бабушкин.

В анализе этического и эстетического автор основывался на трудах Аристотеля и Г.В.Ф.Гегеля, работах Ю.Б.Борева, А.А.Гусейнова, Н. Гартмана, Н. А. Дмитриевой. М. С. Кагана, Л. Н. Кагана. я.Меймана, А. Моля и др.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась и получила положительную оценку на заседании кафедры философии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Основные положения и выводы исследования излагались на региональной научно-практической конференции "Искусство на-

родных художественных промыслов Северного Кавказа (На> льчик. 17-20 октября 1989 г.); региональной научной конференции "Актуальные проблемы истории дореволюционной Чечено-Ингушетии" 'Грозный. 1990), а также в разработке концепции тематнко-экс-позишюнного проекта "Чечено-Ингушская ССР" для Международной выставки в Сирийской Арабской Республике (Дамаск. 1989).

Похожие диссертации на Этическое и эстетическое в культуре вайнахов