Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Культурно-исторические истоки, определение, основные компоненты и социокультурные функции инфотейнмента 19
1.1 Социокультурный генезис инфотейнмента и его эволюция 19
1.2 Основные структурные компоненты инфотейнмента .44
1.3 Ключевые социокультурные функции и атрибутивные характеристики инфотейнмента 72
ГЛАВА 2. Многообразие форм актуализации инфотейнмен та в современной медиакультуре 96
2.1 Культурно-эстетический и этико-социальный аспекты инфотейнмента 96
2.2 Специфика реализации инфотейнмента на телевидении и его особенности в современном российском телевизионном пространстве . 115
2.3 Многообразие форм инфотейнмента в современной социокультурной практике: политейнмент, эдьютейнмент, технотейнмент .139
Заключение 158
Список литературы .1
- Основные структурные компоненты инфотейнмента
- Ключевые социокультурные функции и атрибутивные характеристики инфотейнмента
- Специфика реализации инфотейнмента на телевидении и его особенности в современном российском телевизионном пространстве
- Многообразие форм инфотейнмента в современной социокультурной практике: политейнмент, эдьютейнмент, технотейнмент
Основные структурные компоненты инфотейнмента
В классический период древнегреческой истории, когда города-полисы находились на пике своего развития, а выступление перед Народным собранием являлось важным и ответственным делом для привлечения внимания демоса, ораторское искусство получило самые благоприятные условия для своего расцвета. Вследствие практических потребностей была разработана теория красноречия, а обучение ораторскому искусству находилось на высшей ступени античного образования.
Аристотель выделял три жанра речи: эпидиктические, которые служили для порицания или похвалы, судебные, использовавшиеся для обвинения или защиты, и совещательные, также называемые политическим красноречием, целью которых было склонять к чему-либо или отклонять. Именно политическое красноречие считалось наиболее важным из перечисленных жанров.
Самыми известными ораторами Древней Греции были Перикл – афинский государственный деятель, Горгий – один из первых теоретиков красноречия, Лисий – выдающийся судебный оратор, Демосфен – величайший мастер политической речи и многие другие известные древнегреческие философы. Среди ораторов Древнего Рима высшую ступень ораторского искусства олицетворяет Марк Тулий Цицерон, написавший такие труды, как «Об ораторе», «Брут», «Оратор», в которых он обобщил те принципы, приёмы и правила, которым следовал в своих речах.
Ярким примером зрелищно-театрализованной формы имперского Рима являются знаменитые триумфы – торжественные церемонии возвращения в Рим императоров-полководцев после завоевания новых территорий, выступавшие в качестве торжественного ритуала, где в единое целое были сопряжены информация и развлечение. Триумф (лат. triumphus) – торжественный въезд в Рим полководца-победителя с войском и его ритуальное шествие к храму Юпитера Капитолийского. Триумф – это общественное признание отечеством заслуг героя; это своеобразный орден, который невозможно надеть на грудь, а затем хранить в заветном месте; это всегда потрясающее по масштабу и зрелищности празднество. Церемония проводилась по строгому канону. Триумфатор в пурпурной тоге и расшитых золотом сандалиях, с золотым скипетром в руках, стоя на колеснице, запряженной квадригой прекрасных породистых лошадей, двигался по Риму. В той же процессии катились колесницы с богатой добычей, шли ликторы; за триумфатором следовали воины, участвовавшие в победоносном походе. Церемония триумфа – яркий пример интеграции информации и театрализации.
Важно отметить, что различные публичные процессии, характерные и для Средневековья, и последующих эпох, по-прежнему занимают важное место в культуре различных западноевропейских королевских дворов и любимы народом. Пример тому – торжественные процессии в день свадьбы принца Уильяма или в день юбилея королевы Елизаветы II.
Тема досуга и развлечения проходит одним из центральных лейтмотивов античного миропорядка, что предоставило возможность реализовать мощный потенциал гражданского общества, характерный для Древней Греции и Древнего Рима, и явить миру небывалый расцвет гуманистической культуры, благодаря которой человечество по сей день имеет возможность наслаждаться той высокой поэзией, исполненными красоты и гармонии архитектурой и скульптурой, изощрённой и глубокой философией, использовать принципы права и политики, что возникли в те давние времена.
Мифы Древней Греции обладали наряду с развлекательным свойством ярко выраженной информационно-образовательной функцией. В знаменитом описании щита Ахилла из гомеровского эпоса, как на современном полиэкране, предстает миропорядок античного полиса, в котором ратный и мирный труд эллинов сопровождается различными празднествами и развлечениями.
Таким образом, в культуре Древней Греции и Древнего Рима обнаруживаются подтверждения взаимодействия информации и элементов развлечения, и чётко прослеживается взаимосвязь разного рода развлечений с информацией, что является предтечей современного инфотейнмента.
В Средние века в результате укоренения христианства и его ритуалов одной из интересных форм устной трансляции информации стала проповедь. С точки зрения единства содержания и выразительности формы проповедь заслуживает особого внимания. В широком смысле проповедь представляет собой выражение или распространение различных идей, знаний, учений или верований, осуществляемых их убеждённым сторонником. Среди устных форм проповеди выделяются несколько типов: проповедь-сообщение, проповедь-пророчество, проповедь-поучение1. В контексте данного исследования особый интерес вызывает именно проповедь-сообщение, представляющее собой весть. Проповедь в церкви часто граничила с новостями, так как проповедники нередко обращались к насущным проблемам с целью дать им оценку и наставить на путь истинный своих прихожан. Протестантский богослов Ф. Шлейермахер2 определил проповедь как «акт художественного словесного представления или воспроизведения содержания личного миросозерцания проповедника перед образованным людям, её презирающим: Монологи. - / Пер. с нем., вступ. ст. С. Л. Франка. - СПб.: Алетейя, 1994. 344с. слушателями, обладающими тем же содержанием»1. Данная интерпретация проповеди указывает на скрытый в ней потенциал яркой выразительной формы, в определенном смысле она также может являться социокультурной предтечей инфотейнмента.
В эпоху инквизиции в городах Испании и Португалии, а затем и в других европейских городах укоренились две публичные формы: аутодафе2 и костер тщеславия3. Как отмечается в различных источниках, аутодафе появилось с возникновением инквизиции в XIII веке и получило укоренение в конце XV века, претворяясь одновременно в пышную массовую театрализованную процессию, завершающуюся ритуальным действием.
Историческими формами народных праздников, получившими особое распространение во времена Средневековья, считаются ярмарка и карнавал, корни которых лежат ещё в уличных рынках, где происходило слияние сельской и городской культур, с доминантой последней. Рынок превращался в ярмарку в случае приближения какого-либо церковного праздника или другого значительного события общественной жизни и располагал множественными развлечениями. Средневековые рынок или ярмарка были средоточием самой различной информации, часто выраженной в кодированной форме какого-либо кукольного представления, скоморошьей песни или пантомимы.
Ключевые социокультурные функции и атрибутивные характеристики инфотейнмента
К. Шеннон считал, что качество информации прямо связано с её ценностью и практической значимостью. Информация является дорогим продуктом интеллектуального труда, имеет потребительскую стоимость, а также может быть представлена в качестве товара, при продаже которого передаётся покупателю и одновременно остаётся у продавца. Преимущественно ценность информации определяется её новизной, однако со временем информация имеет свойство не утрачиваться – у другого потребителя и в другое время ценность её может снова возрастать, что особенно чётко прослеживается при проведении анализа и выводов, основанных на статистических данных за определённый период.
Важными качествами информации также являются её достоверность, полнота, своевременность и ёмкость.
В настоящее время информация выполняет крайне важные для общества функции: коммуникативную функцию – передачу и получение знаний, опыта и обмен сведениями между людьми; управленческую функцию – сбор, накопление и обработку данных для принятия оптимального решения.
Важно также отметить такие функции информации, как социокультурная, идеологическая, пропагандистская, воспитательная, образовательная и другие, приобретающие всё большее значение в развитии современного общества.
Современный уровень развития информации обусловлен несколькими знаковыми «революциями» в истории развития цивилизации: изобретением письменности, изобретением книгопечатания, изобретением фотографии, изобретением электричества и изобретением компьютера. Последнее изобретение продолжает оказывать качественное воздействие на весь уклад жизни постиндустриального общества, изменяя системы ценностей, увеличивая долю умственного труда, стимулируя рост производства и потребления знаний по сравнению с индустриальным обществом и его производством и потреблением преимущественно материальных ценностей. В связи с этим современное общество получило название информационного, а начало XXI века – века информации.
Существуют предпосылки полагать, что основным капиталом в XXI веке станут не природно-ресурсные возможности страны, не финансы, а интеллектуальный потенциал и информационная среда, одним из ключевых факторов которых является массовая информация.
Массовая информация – предназначенная для неограниченного круга лиц информация, распространяемая посредством печатных, аудио-, аудиовизуальных, электронных и иных сообщений и материалов.
Средства массовой информации представляют собой один из основополагающих элементов социально-культурной среды обитания человека, оказывают на него мощное психологическое влияние, а также являются существенным фактором формирования мировоззрения и ценностной ориентации общества. Они занимают первое место по степени идеологического воздействия на личность и общество. Необходимо помнить, инфотейнмент представляет собой явление, главным образом бытующее именно в сфере средств массовой информации, в связи с чем их рассмотрению следует уделить особое внимание.
Средства массовой информации (СМИ, также – массмедиа, медиа) – совокупность коммуникационных каналов и организационных структур, предназначенных для трансляции информационных сообщений массовой аудитории на постоянной основе. К СМИ относятся: газеты, журналы, кинохроника, радио, телевидение, Интернет-издания и др.
Для массмедиа свойственны следующие атрибутивные характеристики: массовость, передача информации неопределённому числу пользователей, анонимность, безличность реципиента, периодичность выхода сообщений не реже одного раза в год.
За последнее столетие массмедиа превратились в отдельный важнейший общественный институт, являясь буквально средой обитания современного человечества. Без преувеличения можно утверждать, что СМИ представляют собой активный элемент культуры, а также один из мощнейших инструментов управления массами и общественным мнением. В разное время исследователи выделяли различные функции СМИ. Ниже приводятся основные из них, актуальные для информационного общества:
Развитие цивилизации перманентно подталкивает технический прогресс в сторону какого-либо нового технического изобретения, направленного на передачу или хранение информации, что приводит к закономерному изменению и в культуре. Уникальность массмедиа заключается в предоставлении человеку
Специфика реализации инфотейнмента на телевидении и его особенности в современном российском телевизионном пространстве
Главной осью современной культуры, по мнению исследователя, является информационное взаимодействие между идеологическими и инструментальными тенденциями, относящимися к чрезвычайному технологическому прогрессу. «Наша современная жизнь, образно говоря, это информационная “фабрика ценностей”. Основанную на знании экономику можно интерпретировать как циркуляцию культуры. Культура вовлекает в свою орбиту не только экономические отношения, но также и административные, технологические, идеологические, политические и другие факторы, которые служат в качестве мотора для создания новых служб. Обоюдная функция идеологической и инструментальной сторон информации создаёт возможности для одновременной реализации информирующих и идеологических процессов»1.
Зрители сегодня атакованы обильным потоком информации о многочисленных происходящих в мире событиях так называемыми «новостями дня». Согласно Нилу Постману, деконтекстуализированные и прерывистые сообщения, не имеющие взаимосвязей, передаются в абстрактной манере без подробного описания деталей. В дополнение для достижения задачи по максимальному привлечению аудитории и её удержанию новостным программам приходится следовать законам рынка. Н. Постман описывает: «Если бы вы были продюсером, […] вы бы старались сделать знаменитость ведущим новостей. Вы бы рекламировали своё шоу и в прессе, и на самом телевидении. Сводку новостей вы бы сделали приманкой для зрителей. А ведущим прогноза погоды у вас был бы
Несмотря на то, что Н. Постман описывал в 1985 году развитие американского телевидения, многие замечания актуальны и для российского телевидения в настоящий момент. Например, с недавнего времени ведущей спортивных новостей на Первом канале является известная фигуристка Ирина Слуцкая, а прогноз погоды на НТВ ведёт Андрей Скворцов в достаточно оживлённой манере, порой даже не из телестудии, а прямо с городских улиц, из театра или даже пасеки. Более того, тенденцией последней декады на российском телевидении стало привлечение в практически любой телевизионный проект максимального количества знаменитых людей, или так называемых «звёзд». Проводить большинство развлекательных или информационно-развлекательных проектов сейчас приглашают не профессиональных журналистов, а людей, известных в других областях деятельности, причём подчас создаётся впечатление, что продюсеры всё менее озабочены влиянием на качество телепроекта подобных замен. Например, именитые фигуристы являются ведущими проекта «Ледниковый период» - казалось бы, фигурное катание – родственная данному проекту сфера, однако быть высококлассным фигуристом и вести программу, уверенно держаться в кадре, брать интервью – совершенно разные области деятельности, требующие определённых профессиональных навыков. Другими примерами могут служить актёр Дмитрий Нагиев («Голос» и другие проекты на Первом канале), актриса Анастасия Заворотнюк («Танцы со звёздами», телеканал «Россия»), артист юмористического жанра Максим Галкин («Кто хочет стать миллионером?», «Танцы со звёздами», телеканал «Россия1»), танцовщица и певица Юлия Ковальчук («Наш выход!», телеканал «Россия1») и многие другие актёры и певцы.
Предположительно, одной из причин, по которой проводить телепроекты всё чаще приглашают знаменитых персон, а точнее артистов из киноиндустрии или шоу-бизнеса, помимо изначального привлечения внимания к телепроекту засчёт известной личности представляется умение артистов сыграть
Postman Neil. Amusing Ourselves To Death. Pinguin Books. 1985. Р. 106 определённые эмоции, увеличив накал подачи телевизионного материала аудитории, а эмоциональность подачи – одна из главных черт современного инфотейнмента.
Как справедливо отмечает Н. Постман, телевидение изменило значение понятия «быть информированным», создавая виды информации, которые более точно могут быть названы «дезинформацией», что не означает фальшивую информацию, но обманчивую – несоответственную, неуместную, фрагментарную или поверхностную – информацию, создающую иллюзию знания о чём-то, но на самом деле отводящую от этого знания1.
Подобную мысль поддерживает итальянский исследователь Джованни Сартори, который в своей работе «Homo Videns – Televizione e Post-Pensiero» («Homo Videns – телевидение и после-мыслие») анализирует понятие «информация». Информация, полагает он, сама по себе не объясняет сущности явления, что, следовательно, необязательно означает знание. Информированность не эквивалентна пониманию человеком сути явления, события. «Следуя этой мысли, телевидение производит информацию в основном посредством изображений, но размывает понятия, касающиеся образов. Он отмечает: то, что мы видим и воспринимаем конкретно, не порождает идеи, но становится частью идей, которая обрамляет их и придаёт им значение. Это и является процессом, который телевидение и телевизионная культура атрофируют. В культуре, где самым важным источником информации для людей является телевизор, мы наблюдаем сдвиг от Homo Sapiens (человека разумного), созданного письменной и печатной культурами, к Homo Videns (человеку визуальному), выращенному эпохой телевидения; новому виду человека, получающему свой «отпечаток» из изображений нового мира, «визуального мира».
Дж. Сартори полагает, что вследствие этого процесса атрофирования, которому подвергается человек, информация может легко стать дезинформацией – искажённой и вводящей в заблуждение информацией»2.
Francia P. Origins and impact of Infotainment upon British Public Service Broadcasting. 1998/99. В этом визуальном мире, добавляет он, с приматом изображений перед словами, самая важная информация является более «фильмовой»: событие стоит попадания в эфир только при условии наличия в нем фильма. П. Франча приводит такой пример: в итоговых новостях на канале RAI 1 во время Пасхи 1999 года в сюжете о конфликте на Балканах корреспондент Эннио Ремондино сообщил, что он и его команда разместились на крыше здания с включёнными камерами, надеясь зафиксировать на плёнку (подчёркивая, насколько удачливыми они будут, если это им удастся) огни от первых снарядов, запущенных американскими войсками на Белград, и не предоставил никакой более существенной информации относительно развития конфликта.
Исследователь в области медиа Дая Туссу в своей книге «Новости как развлечение: рост глобального инфотейнмента», опираясь на работы по массовой культуре Теодора Адорно, отобразил точку зрения на развитие инфотейнмента в глобальном контексте, согласно которой «инфотейнмент влечёт за собой гораздо больше, чем просто «отупление»: он действует в качестве мощного дискурса отвлечения внимания и вытеснения из эфира суровой реальности неолиберального империализма, как, например, американское вторжение и оккупация Ирака, интеллектуальное и культурное подчинение тирании технологий, капитализм свободного рынка и глобализация расточительного и неустойчивого потребительского образа жизни. В этой круглосуточной глобальной культурной экономике «механизмы телевидения», действующие, как предупреждает Т. Адорно, “под личиной фальшивого реализма”, создают фиктивный “feel good” фактор (англ. “to feel good” – “чувствовать себя хорошо”), основанный на верховенстве рынка, установленного Западом и ведомого США»1.
Многообразие форм инфотейнмента в современной социокультурной практике: политейнмент, эдьютейнмент, технотейнмент
Информационное шоу – информационно-развлекательная телепередача, основанная на репортажах об актуальных новостях, главный критерий которых – быть интересными. В сюжетах новости рассматриваются в оригинальной манере и глубже по сравнению с традиционным информационным выпуском; студия ярко оформлена и представляет собой телевизионный мультиплекс с большими экранами и игрой света и цвета. Центральным и связующим звеном является ведущий, главная задача которого оригинально комментировать репортажи и общаться с приглашёнными гостями – как правило, представителями шоу-бизнеса и индустрии развлечений. Например, «Центральное телевидение» на НТВ или «Свободное время» на «РЕН ТВ».
Особо стоит выделить относительно новое направление в журналистике – гонзо-журналистику (от англ. gonzo – сумасшедший, чокнутый), отличительной чертой которой является исключительно субъективный стиль повествования, производимого от первого лица, где непосредственно репортёр становится главным героем описываемых событий, а его личный опыт и переживаемые эмоции используются для подчёркивания основного смысла этих событий. Неотъемлемой частью данного направления является использование цитат, сарказма, юмора и даже нецензурных выражений. В России данный стиль только начинают применять на телевидении. В качестве примера можно привести программу Егора Колыванова на НТВ «Егор 360».
Американские социологи П. Бергер и Т. Лакманн определили значительную роль повседневности в жизни каждого индивида и посвятили исследованию этого вопроса свой труд «Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания»1 (Berger, P. L., Luckmann, T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge. 1966). Среди множества реальностей окружающего человека мира: реальности искусства, массмедиа, реальности снов и фантазий – главной является реальность повседневности, привилегированное положение которой, по мнению авторов, даёт ей право называться высшей реальностью. В связи с высокой степенью напряжённости осознания окружающего мира именно повседневность накладывается на сознание наиболее глубоко, что провоцирует возникновение у человека желания видеть именно эту часть жизни на экране с целью познать её лучше, познать самого себя и своё поведение. Наиболее значимой в силу своей близости к индивиду является та зона повседневности, доступная физической манипуляции и видоизменению, где доминирующим предстает прагматический мотив, требующий практической компетентности в обыденных делах, знания способов действия в различных ситуациях. Данную мотивацию человека стало использовать современное телевидение, предлагая зрительскому вниманию множество телепроектов на тему ремонта, приготовления еды, собственного видоизменения и изменения своего стиля жизни, что привело к замещению рассмотрения общественно важных тем на телевидении.
Таким образом, в связи с малочисленностью качественных телепрограмм, посвящённых общественно-политическим дискуссиям и другим значимым для общества темам, а также политизированностью центральных каналов страны, активная часть аудитории перестала полагаться на телевидение как на основной источник достоверной информации и в её поисках стала обращаться в первую очередь к сети Интернет. Общественные дискуссии вновь появляются на телеэкранах к концу 2000-х годов, всё больше адаптируя формат инфотейнмента.
Развитие российской журналистики получило резкий качественный толчок в конце 80-х – начале 90-х годов двадцатого века, когда после жёсткого контроля власти и цензуры над СМИ, идеологическая железная хватка партии ослабла, а обществу требовались долгожданные правда и информация. В тот период именно телевидение доминировало по глубине воздействия на общественное мнение и поведение людей. В понимании советских журналистов того периода «четвёртая власть» заключалась в возможности не столько информировать аудиторию или формировать достоверную картину окружающей действительности, сколько просвещать и организовывать общество во имя правды и истинных ценностей.
Именно в этот период появилась одна из самых популярных телепередач того времени «Взгляд», сочетавшая в себе откровенные разговоры на актуальные темы, трансляцию в прямом эфире как символ свободы, молодых ведущих с их новой манерой проведения программы, ставшими в определённом смысле знаковыми для некоторой части общества личностями, интересных гостей. Интересной чертой программы была символичная подача следующей темы, при которой перед очередным репортажем демонстрировали, например, соответствующий цирковой номер или музыкальную композицию, таким образом осуществлялся «вход» или «выход» из темы. Другой не менее популярной телепередачей была программа «До и после полуночи», которая также транслировалась в прямом эфире и состояла из информационной и музыкальной частей, удовлетворяя таким образом потребности зрителей в развлечении и информации. Вдобавок телеведущий данной программы, Владимир Молчанов, привлекал аудиторию своей эмоциональностью, интеллигентностью и раскованностью. Эти новые для того времени приёмы подачи информации были невероятно привлекательными для жителей республик СССР. Как следствие – одним из самых популярных жанров телевидения тех лет стала публицистика.
Появление с конца 80-х – начала 90-х годов рекламы в телевизионном эфире кардинальным образом меняет его. Однако за развитием рекламы в России не успевает так же кардинально меняться менталитет российских граждан: реклама в целом воспринимается обществом крайне негативно. Кроме того, немаловажную роль в восприятии рекламы сыграло отсутствие профессионализма и опыта у людей, работающих в этой области. В широком смысле реклама являет собой подобие инфотейнмента: информация о товаре передаётся самым близким восприятию человека образом, зачастую включающим развлекательные элементы. С годами рекламные ролики становятся более продуманными и интересными, более развлекательными и яркими. Таким образом, развитие рекламы на телевидении также сделало его более ярким, громким, эмоционально воздействующим на человека.
Телевидение того периода способствовало невероятному росту престижа профессии журналиста: в данной области были востребованы яркие, имевшие собственную авторскую позицию профессионалы, разделявшие и выражавшие убеждения основной массы населения.
Однако к середине 90-х годов выявилась определённая усталость от политизированного эфира аудитории, некогда жаждавшей правды о реальном положении дел в политике и экономике страны. Проведённые опросы свидетельствовали о том, что столичные жители скорее предпочли бы получать больше информации о различные рода происшествиях, приключениях, сенсациях, не имеющих отношения к политической жизни; также они проявили заинтересованность к аналитическим дискуссиям относительно прогнозирования развития страны в ближайшем будущем, к информации о преступлениях и борьбе с ними