Введение к работе
Актуальность темы исследования, В современном мире взаимодействие культур представляет основу развития и имеет первостепенное значение. Противостояние культур, все еще существующее в мировом сообществе, не является определяющим. Более того, мир вступил в эпоху больших перемен, связанных с преодолением конфронтационных тенденций в международных отношениях. В рамках единой цивилизации постоянно происходит взаимодействие и взаимопроникновение культур, поэтому диалог культур является наиболее развитой формой влияния на процесс социального развития. М.М.Бахтин определяет диалог наличием не самих по себе двух или нескольких субъектов, а двух или нескольких полноценных пониманий, несводимых одна с другой смысловых позиций. Только так возникают собственно диалогические отношения.
Самым универсальным средством общения является язык, и изучение его социокультурного аспекта - это одно из важных и плодотворных направлений исследований. Социальность языка следует понимать' как диалектическое единство языка и культуры, языка и общества. Проблема взаимоотношения языка и культуры актуальна и традиционна, что обусловлено постоянным вниманием к ней еще со времен античности. Но несмотря на исследования, проведенные в данной области, многое остается нерешенным и спорным. Кроме того, в последнее время возрос интерес к самому феномену культуры, как творчеству взаимопонимания людей и средству анализа самого себя на пути к Все-человеку, являющемуся связью для всех (М.М.Пришвин).Рассматривая культуру в качестве средства человеческой самореализации, многие исследователи видят в ней все новые и новые не-
иссякаемые импульсы,.способные оказать воздействие на исторический процесс и на самого человека.
Задача связывать людей в единое сообщество находит выражение в ряде общественных функций культуры, в частности, в информационно-коммуникативной. Передавая знания и опыт предшествующих поколений, носители культуры сохраняют историческую память человечества, опредмеченную в знаковых системах. Информационно-коммуникативная функция культуры позволяет людям осуществлять обмен знаниями. Проблема получения новых знаний всегда вызывала повышенный интерес исследователей.поскольку процесс становления личности можно понять только через создаваемую им культуру и способ приобщения к ее ценностям. Приобщаясь к явлениям культуры, человек осознает, что общение - это ценность, которая позволяет находить методы' установления контакта с другими людьми. Отсюда вытекает необходимость развития у человека коммуникативной компетенции, то есть навыков свободного общения в среде с определенной языковой культурой. Поскольку объектом познавательных обучающих методик на современном этапе становится ситуация социально значимого общения, то на первый план в обучении выдвигается обучение на социокультурной основе. В связи с этим представляется весьма актуальной разработка единого подхода в обучении языку и культуре.
Степень научной разработанности проблемы. Вопрос о функциях общения и вытекающая из него проблема взаимосвязи языка и культуры и структурирования их как знаковых систем рассматривалась, начиная с античности (Ксенофан. Парменид. Зенон. Демокрит. Сократ. Платон. Аристотель. Лукреций Карр ). Философы античности положили начало анализа взаимоотношений язы-
ка и культуры, создали предпосылки диалектического подхода к данной проблеме на уровне слова, предмета искусства, отметили активную роль языка в формировании культуры и постижении научных истин, показали связь языка и культуры с природой, обществом, естественными потребностями человека, выделили уровни языка.
В средние века была установлена связь языка с материальной и духовной культурой на протяжении всей истории их развития (Ф.Бэкон).
В работах зарубежных мыслителей конца XVII - начала ХХвв. развивались идеи взаимосвязи языка и культуры как средств развития, совершенствования и связи поколений; определялись основы взаимосвязи национального языка и культуры в качестве системно-структурного образования (Д.Вико, И.Г.Гердер,В.Гумбольдт, Г.Гегель, Э.Б.Тайлор, Ф. деСоссюр, А.Мейе, Ж. Вандри-ес, К.Леви-Стросс, Э.Б.Тайлор. Э.Сепир, Л.Блумфилд, Н.Хомс-кий).
Значительный вклад внесли в исследования языка и культуры русские ученые и мыслители (П.Я.Чаадаев, Н.Я.Данилевский. А.А.Потебня. Ф.И.Буслаев. И.А.Бодуэн де Куртенэ, Н.А.Бердяев, Л.В.Щерба. И.А.Ильин).
В культурологическом аспекте лингвистики, истории, философии, этнографии, социологии,психологии ряд современных отечественных авторов разрабатывали проблемы взаимосвязи языка и культуры:
духовный аспект общения (М.М.Бахтин. Г.С.Батищев);
ценностный аспект языка и культуры ( М.М.Пришвин. Р.А.Будагов, Л.П.Буева, Л.Н.Михеева. И. К.Кучмаева);
психологический аспект языка и культуры ( Б.Ф.Ломов. А.А.Леонтьев);
знаковый аспект языка и культуры ( Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский) ;
функциональный аспект языка и культуры (В.А.Аврорин, М. С. Каган. Г. В. Колшанский. И. К.Кучмаева, А.А.Леонтьев. Э.В.Соколов);
структурно-функциональный аспект культурно.А.Орлова);
феноменологический аспект культуры (А.Белый. В.А.Круг-ликов);
межкультурное общение ( Е.М.Верещагин. В.Г.Костомаров. А.С.Панарин).
В современной зарубежной науке глубоко разрабатывается направление этнокультурной лингвистики и межкультурной коммуникации (Д. Хаймс. М. А. К. Холлидей. У.Литлвуд. У. Макки).
Исходя из указанных источников изучения нашей проблемы, мы- видим, что чаще всего эта проблема рассматривается с какой-либо одной точки зрения - лингвистической, культурологической, психологической, этнографической и т.д. В предлагаемой исследовательской работе предпринят комплексный анализ данной проблемы.
Цель и задачи исследования. Поскольку современное содержание методов обучения межкультурному общению не всегда достигает поставленных целей, что ведет к созданию помех в диалоге культур, мы видим цель своего исследования в изучении и осмыслении функций лингвокультурного общения в контексте диалога культур. Цель определяет задачи исследования:
на основе анализа процесса общения уточнить определение предмета лингвокультурологии и ее места в системе культуры и образования;
рассмотреть культурологический аспект общения на иностранном языке и роль методики обучения межкультурному обще-
нию;
- поставить проблему оптимальных способов совместного
обучения языку и культуре в вузе.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Предложенный автором ракурс рассмотрения проблем общения в контексте диалога культур обусловил теоретическую опору на культурологические, лингвистические, философские и исторические, этнографические исследования. Основой диссертационной работы стали прежде всего принципы системности и комплексности изучения. Выявление лингвокультурных аспектов общения потребовало применения аналитико-описательного метода, включающего анализ отдельных элементов структуры языка и культуры и факторов общения с последующим обобщением полученных данных, а также сравнительно-исторического и структурно-функционального методов, рассмотрев проблемы общения не в статике, а в динамике.
Метод включенного наблюдения использовался при проведении опытно-экспериментальной работы на материале совместного преподавания языка и культуры.
Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования рассматривается информационно-коммуникативная функция общения в контексте диалога культур. Предметом исследования является культурологический аспект процесса общения на иностранном языке.
Научная новизна. Комплексный анализ информационно-коммуникативной функции общения в контексте диалога культур позволил получить результаты, выносимые на защиту:
- раскрыты различные аспекты национально-культурного со
держания речевого общения представителей определенных
языковых культур в их взаимосвязи;
обоснована необходимость нового уровня рассмотрения феномена общения в широком разрезе, учитывая взаимосвязь языка и культуры и его роль в диалоге культур;
уточнено место комплексной науки, изучающей язык и культуру,-лингвокультурологии - в системе других наук;
проанализированы последние тенденции в методике совместного преподавания языка и культуры и предложено авторское видение проблемы.
Научно-практическая значимость работы. Проведенное исследование позволяет использовать его в качестве методологической основы совершенствования обучения межкультурному общению, в частности в учебном процессе а Академии Славянской Культуры. Положения и выводы диссертации могут стать составной частью культурологических, лингвистических и лингвокуль-турологических исследований.
Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены автором на международных научных конференциях: "Славянский мир на рубеже тысячелетий"(Москва, 1997г.). "Культурологические проблемы непрерывного гуманитарного и социально-научного образования " ( Москва, 1997г.), и на научно-практической конференции "Актуальные проблемы современной лингводидактики в вузе" (Москва.1998), а также зафиксированы в ряде учебно-методических пособий.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и списка литературы.