Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Русское хоровое искусство как культурно-исторический феномен 14
1.1 . Социокультурная динамика русского хорового искусства 14
1.2. Социокультурный потенциал и значение хорового искусства в жизнедеятельности современного общества 42
Глава 2. Инкультурация личности средствами хорового искусства 63
2.1. Специфика инкультурации личности в процессе освоения хорового искусства 63
2.2. Особенности инкультурации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 90
2.3. Модель инкультурации личности на примере деятельности хорового коллектива Черновского детского дома - школы г. Читы 105
Заключение 129
Библиография 140
- Социокультурная динамика русского хорового искусства
- Специфика инкультурации личности в процессе освоения хорового искусства
- Особенности инкультурации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Введение к работе
Актуальность проблемы исследования. В начале нового тысячелетия освоение культурных норм и ценностей, обычаев, традиций, языка родной культуры, приводящих к становлению духовно-личностных качеств человека и отвечающих гуманистическим запросам общества, осознается как острая необходимость. В процессе инкультурации происходит становление личности, в которой выражаются важнейшие социальные черты, включающие систему потребностей, интересов, установок. Развитие же и совершенствование личности может привести к качественному изменению социальных условий жизни, формированию новой культуры, благосостоянию общества.
Большие возможности в процессе инкультурации личности имеет хоровое искусство. Как специфический род человеческого мышления и деятельности, оно в течение огромного исторического периода более других искусств было широко и непосредственно вплетено в процесс материальной и духовной жизни людей и выполняло свое предназначение в интересах общества. Являясь ярким выразительным воплощением ментальных особенностей, национального мировоззрения, философских, религиозных, нравственных, эстетических взглядов, господствующих в тот или иной исторический период, хоровое искусство оказывало влияние на духовный мир человека и его взаимоотношения в обществе, способствовало формированию адекватного восприятия социума, нравственной позиции, положительного отношения к лучшим национальным традициям и общечеловеческим ценностям.
В диссертационном исследовании представлена модель инкультурации личности средствами хорового искусства на примере хорового коллектива Черновского детского дома-школы г. Читы. Проблема введения человека в культуру в детском возрасте приобретает особую остроту, так как именно в этот период закладываются основы культурного
самоопределения, взаимоотношений человека с обществом. Только человек, с детского возраста усвоивший культуру своего народа, в дальнейшем сможет успешно адаптироваться в социуме, быть активной, действенной силой исторического процесса. Участие воспитанников детского дома в постижении хорового искусства является одним из возможных путей постижения культуры своего народа, с которого начинается формирование всесторонне развитой личности как важнейшего условия социального становления и самоопределения индивида.
Актуальность проблемы исследования обусловлена необходимостью осмысления роли хорового искусства как феномена культуры в процессе инкультурации личности. Замысел диссертации продиктован недостаточностью изучения влияния хорового искусства как культурно-исторического феномена на жизнедеятельность общества. Профессиональный интерес автора создает дополнительные стимулы рассмотрения сущности хорового искусства и выявления его возможностей в процессе освоения человеком культуры своего народа.
Степень научной разработанности проблемы. Исследованию истории хорового искусства как художественно-эстетического явления в культурной жизни России уделяется внимание в трудах Б.В. Асафьева, В.Л.Живова, В.П.Ильина, И.В. Кошминой, В.И. Краснощекова, К.Ф.Никольской-Береговской, и др. Обращение к работам этих ученых помогло проследить историю становления и развития русского хорового искусства как феномена единой целостной культуры от первобытнообщинного строя до наших дней.
Существенными для данного исследования оказались работы М.С.Кагана, Т.Н.Ливановой, Л.А. Мазеля, Л.А. Рапацкой, В.Н. Холоповой и др., в которых рассматриваются вопросы функционирования музыкальной культуры. Являясь специфическим родом человеческого мышления и деятельности хоровое искусство как вид музыкального искусства выполняет
те же общественные функции в социокультурной регуляции жизнедеятельности общества что и искусство в целом.
Первостепенное теоретико-методологическое значение для разработки темы диссертации имели работы общего культурологического характера Н.Г.Багдасарьян, Г.В. Драча, А.С. Кармина, В.К. Королева, С.П.Мамонтова, В.М. Розина и др. Исследования этих авторов позволили опираться на знания о строении культуры, ее различных формах и взаимосвязях, основных этапах истории культуры, закономерностях протекания культурных процессов и механизмов их регулирования.
Выявление основ процесса инкультурации и социокультурного самоопределения человека в обществе происходило на основе изучения работ B.C. Библера, В.А. Конева, А.Я. Флиера и др. Это позволило рассмотреть место человека в культуре и механизмы освоения человеком системы ценностно-смысловых ориентиров, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, характерных для определенного типа культуры, для определенного исторического периода.
В нашем исследовании хоровое искусство рассматривается как
значительное средство влияния на индивида в процессе постижения
культуры своего народа. Значительную помощь в написании диссертации
оказали работы Б.В.Асафьева, В.Л.Живова, Н.А. Гарбузова,
Е.В.Назайкинского, В.В.Медушевского, О.Ф. Сахалтуевой, Н.И. Козлова, М.Ш. Бонфельд, Л.А.Мазеля, занимавшиеся изучением проблем музыкальной акустики, восприятия, а следовательно, и воздействия музыки и ее отдельных средств на человека. Ориентация на активное, познающее восприятие, связанное с социальным опытом личности, в теории музыкального образования особенно актуальна для современности.
В процессе постижения человеком культуры своего народа происходит становление личности. Проблемы развития и формирования личности активно разрабатываются в философии, общей и социальной
психологии, педагогике, социологии и других науках. В этой связи значимыми для нас оказались труды Л.С. Выготского, Б.Г.Ананьева, В.С.Мухиной, ЯЛ. Коменского, К.Д.Ушинского, П.П.Блонского, А.С.Макаренко, СТ. Шацкого, В.А.Сухомлинского. Исследования этих ученых внесли существенный вклад в представления о формировании личности как конечной цели социокультурного развития индивида.
В XX столетии эстетическому воспитанию подрастающего поколения средствами хорового искусства придается большое значение. Исследованием вопросов влияния музыки на формирование всесторонне развитого человека занимались многие видные деятели культуры -музыканты, педагоги, психологи, музыковеды. Крупнейший психолог Б.М.Теплов рассматривал эстетическое восприятие музыки как активную деятельность, которой следует обучать, как и всякой другой. Много занимавшийся вопросами эстетического воспитания, Б.В.Асафьев называл музыку «вечно живым» претворением всего, что звучит в природе и в душе человека, и призывал не просто развлекать музыкой, не навязывать ее слушателям, а убеждать и радовать ею. В.Н.Шацкая, много лет возглавлявшая НИИ художественного воспитания, многократно подчеркивала, что необходимо воспитывать и развивать в школьниках способность чувствовать и переживать музыку. В.А.Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного и умственного воспитания человека. В их трудах показано, что художественная деятельность неразрывно связана с повышением общего культурного уровня человека.
Проблематика работы с хором легла в основу многих научно-методических исследований, осуществленных известными деятелями музыкального искусства: Л.М.Абеляном, Ю.Б. Алиевым, О.А. Апраксиной, А.А. Егоровым, В.Н. Живовым, В.И.Краснощековым, П.П. Левандо, Д.Л.Локшиным, К.Ф. Никольской-Береговской, К.К.Пигровым, B.C. Струве, П.Г. Чесноковым и др. В публикациях подчеркивалось значение хорового
пения в нравственном становлении подрастающего поколения, освещались проблемы вокальной работы с детской хоровой аудиторией и организации музыкального образования.
Многочисленные исследования наших соотечественников, в том числе Л.И.Божович, И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной, А. Г. Рузской, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, посвящены анализу неблагополучных последствий воспитания детей в государственных учреждениях. Изучение этой проблемы в настоящее время приобретает большое значение. Выводы этих авторов внесли существенный вклад в представления о специфике социокультурного становления воспитанников детских домов.
О применении музыки в коррекционно-развивающей работе со всеми категориями детей с нарушениями в развитии сказано в трудах О.А.Ворожцовой, В.И. Петрушина, Д.К. Кирнарской, СВ. Шушарджан, Е.З.Яхниной и др. Исследования этих авторов помогают выстроить концепцию решения проблем социокультурного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей через постижение культуры своего народа средствами хорового искусства.
В трудах известных ученых разработаны отдельные проблемы воздействия музыки на человека, ее влияния на формирование личности, отмечена воспитательная роль хорового пения, но не изучены возможности хорового искусства в процессе инкультурации личности.
Объект исследования - хоровое искусство как феномен русской культуры.
Предмет исследования - инкультурация личности средствами хорового искусства.
Цель исследования заключается в теоретико-методологическом осмыслении хорового искусства как социокультурного феномена и его роли в инкультурации личности.
Основные задачи исследования:
выявить социокультурную динамику хорового искусства как феномена культуры;
определить социокультурный потенциал и значение хорового искусства в жизнедеятельности современного общества;
раскрыть специфику инкультурации личности в процессе освоения хорового искусства;
выявить особенности инкультурации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
описать модель инкультурации личности средствами хорового искусства на примере деятельности хорового коллектива Черновского детского дома-школы г. Читы.
Методологическая основа и методы исследования. В работе используется диалектический метод научного познания, позволяющий рассматривать хоровое искусство в движении, развитии и противоречиях в контексте конкретной исторической действительности, раскрывать его закономерности и движущие силы развития.
В основе диссертационного исследования лежит культурологический подход, выявляющий три взаимосвязанных аспекта: аксиологический, технологический и личностно-творческий.
Аксиологический аспект выявляет ценностную значимость хорового искусства, которое создает и распространяет духовные ценности, образующие культурную сокровищницу человечества, способствуя формированию ценностных ориентации личности.
Технологический аспект подчеркивает, что освоение личностью культуры предполагает освоение способов практической деятельности. Хоровое пение, как феномен культуры, является практической деятельностью, способной задать социокультурное направление становлению личности.
Личностно-творческий аспект обусловлен объективной связью индивида и культуры. Индивид - носитель и творец культуры. Связь человека с культурой следует понимать как изменение самого человека, его личностный рост и возможность социального становления.
При написании диссертации использовался историко-культурологический метод, согласно которому хоровая культура является отражением многосторонних культурных процессов развития человеческого общества.
Значительную роль в исследовании приобретает историко-сравнительный метод, необходимый для рассмотрения особенностей хорового искусства в различные исторические эпохи, а также для сопоставления культурных парадигм самих исторических эпох.
Научная новизна исследования выражена в следующих положениях:
прослежена социокультурная динамика русского хорового искусства, как культурно-исторического феномена, отражающего многосторонние процессы развития общества и являющегося показателем духовной жизни народа в различные исторические эпохи;
определен социокультурный потенциал и значение хорового искусства, являющегося специфическим видом художественного отражения и осмысления действительности, в жизнедеятельности современного общества;
раскрыта специфика инкультурации личности в процессе освоения хорового искусства определяемая особенностями его воздействия на человека средствами музыкальной выразительности;
определены социокультурные проблемы детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловленные социально-демографическими, психологическими, криминальными факторами, на основе обобщения опыта 17-летней работы автора в Черновском детском доме г. Читы;
выявлено, что введение человека в культуру средствами хорового искусства способно задать ценностно-смысловые ориентации социальному становлению и самоопределению личности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Хоровое искусство отражает динамику русской культуры, воплощая
философские, религиозные, нравственные взгляды общества в конкретный
исторический период. Влияя на сознание человека, оно формирует
эмоционально-ценностные основы, идеалы, моральные принципы, образ
жизнедеятельности.
Хоровое искусство как специфический род человеческого мышления и деятельности выполняет ценностно-социализирующие и средоорганизующие функции. Инкультурирующий потенциал объясняется особенностями хорового искусства: акустическими и интонационными свойствами музыкального звука, вокальной природой хоровой деятельности, сочетанием музыки с поэтическим искусством на основе коллективного исполнения произведений хорового искусства, отвечающими ментальносте русского народа.
Специфика инкультурации личности в процессе приобщения к хоровому пению объясняется особенностями его воздействия на человека. Музыкальный звук, передавая информацию о состоянии окружающей среды, настраивает человека на определенное эмоциональное состояние. Связь музыки со словом удваивает идейно-эмоциональную сущность хоровых произведений, обогащая внутренний мир человека. Голос как самый совершенный музыкальный инструмент вовлекает исполнителя в процесс инкультурации, воздействуя на его мысли, чувства. Принцип коллективности формирует общественные качества: коммуникативность, ответственность, организованность, умение подчинять свои интересы задачам коллектива.
4. Хоровое искусство является фасилитарным средством инкультурации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В процессе хоровой деятельности происходит приобщение воспитанников к ценностям культуры и национальным традициям, увеличивается объем и глубина знаний, выстраиваются межличностные отношения, отвечающие гуманистическим запросам современного общества.
Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучение возможностей хорового искусства в процессе инкультурации личности позволяет:
выявить социокультурную динамику развития хорового искусства в рамках динамических изменений всей культуры на протяжении огромного исторического периода;
рассмотреть социокультурный потенциал и значение хорового искусства как феномена культуры на основе выявления функций и специфических особенностей этого вида музыкальной художественной деятельности;
изучить процесс постепенного вовлечения человека в культуру, представляющий выработку им навыков, манер, норм поведения, форм мышления, характерных для определенного типа культуры, для определенного исторического периода средствами хорового искусства;
обогатить и конкретизировать теорию инкультурации личности изучением возможностей хорового искусства в процессе освоения культуры;
актуализировать роль хорового искусства как средства инкультурации личности в процессе становления и самоопределения человека.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее положения, обобщения, выводы могут быть использованы в научных исследованиях хоровой музыки в контексте теории и истории культуры. Модель инкультурации, описанная в диссертационном исследовании, может быть реализована в работе с воспитанниками детских домов. Материалы
диссертации могут быть применены в учебных курсах по культурологии, истории музыки, истории хорового исполнительского искусства, хоровой литературе, а также при составлении семинаров по указанным направлениям.
Апробация результатов исследования. Основные концептуальные
положения диссертации отражены в публикациях автора, посвященных
проблемам влияния хорового искусства на жизнедеятельность общества.
Статьи по теме диссертации опубликованы в городах: Белово, Москва,
Томск, Чита. Материалы исследований диссертанта представлены в
докладах на городских, областных, международных научно-практических
конференциях («Художественное образование и эстетическое воспитание
подрастающего поколения: состояние, проблемы, тенденции», г. Чита, 2002
г., «Проблемы художественного образования XXI века: состояние и
перспективы», г. Чита, 2005 г., «Тенденции и инновации: Проблемы
качества образования», г. Чита, 2005 г., «Наука и образование», г. Белово,
2006 г., «Художественное образование, эстетическое воспитание и культура
в XXI веке», г. Чита, 2006 г., «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия,
Китай, Монголия», г. Чита, 2006 г.). Теоретический материал вошел
составной частью в методические рекомендации по курсу «Музыкально-
педагогические практикумы», в курс лекций по предмету «История
хорового исполнительского искусства» для студентов, обучающихся по
специальности «Музыкальное образование» на факультете
художественного образования в Забайкальском государственном гуманитарно-педагогическом университете им. Н.Г.Чернышевского г. Читы. Курсы названных дисциплин прочитаны автором исследования в качестве старшего преподавателя кафедры теории и методики музыкального образования и дирижерско-хоровых дисциплин.
Научные положения, изложенные в исследовании, являются следствием работы автора педагогом дополнительного образования высшей
квалификационной категории в Черновском детском доме г. Читы с 1989 г. по настоящее время. В деятельности хорового коллектива, созданного диссертантом, реализуются методы инкультурации воспитанников детского дома средствами хорового искусства.
Структура работы обусловлена последовательностью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. Общий объем работы - 157 стр.
Социокультурная динамика русского хорового искусства
В параграфе будет прослежена динамика русского хорового искусства, представляющее собой коллективное исполнение вокальной музыки, от первобытнообщинного строя до наших дней на основе историко-культурологического подхода. Стремление связать прошлое с настоящим дает возможность понимания роли и значения хорового искусства как феномена культуры в жизнедеятельности современного общества, современной культуры.
Выяснение закономерностей динамики художественной культуры -одна из актуальных задач современной культурологии. Культуролога может интересовать история культуры с точки зрения того, как складывались те или иные культурные традиции, какие исторические предпосылки предшествовали возникновению определенных областей культуры и какие факторы повлияли на их изменение, так как все явления, изучаемые культурологией, как отмечает А.Я. Флиер, имеют историческое происхождение и подвержены историческим изменениям (208,31).
Историко-культурологический подход дает возможность представить факты истории культуры как органическую часть всей культуры. Хоровое искусство всегда являлось отражением истории человечества, его мировоззрения, культуры. М.С. Каган утверждает «что искусство есть зеркало культуры, ее самосознание» (64, 24). Культурологическое видение развития хорового искусства как элемента хоровой культуры в контексте исторического развития культуры России позволит объяснить его особенности, основанные на традициях, верованиях, мировосприятии, взлетах национальной гениальности и заблуждениях, характеризующих отечественную историю. «Культура не может быть понята, если ее рассматривать абстрактно, вне истории. Чтобы научно объяснить природу культуры, надо исходить из анализа сущности исторического процесса, из исследования развития человека в процессе истории» (149, 5-6).
Развитие хорового искусства происходит в рамках динамических изменений всей культуры, так как в культуре разнообразные структуры и процессы не просто сосуществуют, а являются необходимыми условиями взаимного существования. Культура представляет собой «равновесную устойчивую систему», где все процессы и формы связаны между собой, укрепляют и поддерживают друг друга, осуществляя и обеспечивая коллективную жизнедеятельность людей. Как писал Бахтин М.М., «Только в этой конкретной систематичности своей, то есть в непосредственной отнесенности и ориентированности в единстве культуры, явление перестает быть просто наличным, голым фактом, приобретает значимость, смысл, становится как бы некой монадой, отражающей в себе все и отражаемой во всем» (9,43).
Хоровое искусство, как одна из самых древних и богатых областей духовной культуры общества, на протяжении огромного исторического периода более других искусств было широко и непосредственно вплетено в процесс материальной жизни людей, отражая окружающую действительность и духовный мир человека, влияя на становление и совершенствование человека. Согласно Н.П. Огареву «искусство - явление историческое, следственно, содержание его общественное, форма же берется из форм природы» (136, 42-44). История русской культуры наглядно свидетельствует об этом.
На ранней стадии развития общества, в первобытном строе, где главным информационным каналом культуры, помимо естественно-биологической активности, была трудовая деятельность, и вся система жизни диктовалась материальными условиями общества, художественная деятельность являлась одной из знаковых структур воплощения мифологической символики, сопровождала различного рода действия людей, в которых фиксировались определенные правила, моральные нормы, права и обязанности каждого человека. Мифологическое сознание первобытного человека представляло неразрывный синкретический комплекс, в котором все формы культуры были взаимосвязаны между собой и существовали как единое целое. М. С. Каган отмечает, что первой ступенью художественного развития человечества явилась «первобытная стадия истории культуры, время возникновения самой способности и потребности человека художественно-образно удваивать реальный мир и осмыслять свое место в этом мире, стадия, когда искусство еще не осознавалось как искусство, когда оно воспринималось и функционировало как миф, как магическое действо, как религиозный и социально-организационный обряд, как средство практического и духовного общения людей» (64, 127).
Радость общения с искусством давала возможность приобрести человеческий образ, а не стать бездуховным потребителем материальных благ, влача биологическое существование и испытывая примитивные чувственные удовольствия. Занятия художественной деятельностью на протяжении веков совершенствовали и сохраняли человеческий, культурный образ жизни. И. Бродский писал, что «...будучи наиболее древней - и наиболее буквальной - формой частного предпринимательства, искусство вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности - превращая его из общественного животного в личность (17,7).
Необходимо заметить, что представители антропологического направления в культуроведении (Э.Б. Тайлор, Л.Г. Морган, Дж. Фрейзер и др.) пришли к важному выводу о сходстве материальных памятников ископаемого человека, мифологии и фольклора разных народов, подтвердив тем самым тождественность человеческой природы и единство первобытного мышления на всей нашей планете.
Народное музыкальное творчество, элементом которого являлось и хоровое пение возникло в недрах языческих верований славян задолго до образования древнерусской государственности и принятия христианства. Люди рисовали, плясали, пели потому, что считали эти действия способствующими успеху в их повседневных делах - охоте, быту, войне, во взаимоотношениях с природными силами, животными, растениями и т.д. Жизнь человека, по языческим верованиям, представлялась частью природы и не имела высшего духовного смысла. Люди обожествляли окружающий их мир, наделяя его человеческими качествами. По мнению Л.А. Рапацкой, «язычество освобождало человека от чувства вины перед ближними и мук совести: считалось, что поведением людей управляют многочисленные боги, от которых фатально зависит судьба всего сущего» (153,9).
В древней языческой культуре сложилась система обрядов, подчиненных народному календарю, связанному с процессом вечного круговращения природы. Обряд представлял собой строго регламентированное религиозное действо, включающее в себя последовательность ритуальных действий, выполняемых всей общиной. В русле обрядов возникли самые ранние виды музыкального фольклора. Пение, как один из элементов художественной деятельности древнего человека, отражало весь спектр мировоззренческих представлений славян о природе, человеке, о пространстве и времени, о жизни и смерти. Это как отмечает Э.В. Тайлор, «имело глубокий знаковый смысл, приобретало особый сакральный характер и обусловило направленность хорового пения в сферы трансцендентного» (196, 37).
Как отмечает в своем диссертационном исследовании О.В Скобелева, в певческом искусстве русского народа также нашли отражение геополитическое положение территории и природные условия - ландшафт, климат, биосфера, которые изначально определили мировоззренческие установки древних славян, их мифологию, формы общественного устройства, образ жизни. Речь идет о соответствии пейзажа русской земли «пейзажу русской души» (Н.А. Бердяев) с безграничностью, открытостью, устремленностью в бесконечность (166, 83).
Постепенно, вместе с прогрессом материального производства и обогащением духовного мира людей, оформились независимые друг от друга, но взаимосвязанные между собой формы художественной деятельности. Становясь важным элементом народных игр, плясок, обрядов, хоровое пение приобретало все большую устойчивость звуковысотной и ритмической структуры, интонационную определенность, ладовую организацию и выразительную силу. Расширялись общественные функции и значение хорового искусства в жизни людей. Подобно труду, музыкальное творчество было и остается средством совершенствования человека на протяжении всей истории человечества.
Специфика инкультурации личности в процессе освоения хорового искусства
Поэтому одной из приоритетных важнейших целей культурной политики нашего государства, как отмечает А.Я. Флиер, становится «приобщение людей к знанию и интересу ко всему многообразию культуры человечества, их духовное и интеллектуальное обогащение через это знание, воспитание толерантного отношения к иному, незнакомому, непривычному, воспитание потребности в доброжелательном культурном взаимодействии, общении, преодолении национальной, конфессиональной и социально-политической отчужденности» (208,410).
Основная задача современного общества по формированию культурного образованного человека решается через инкультурацию личности, понимаемую как постепенное вовлечение человека в культуру, введение её в систему ценностно-смысловых ориентиров и оценочных критериев, выработку им навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, характерных для определенного типа культуры, для определенного исторического периода.
Для того чтобы выявить специфику инкультурации личности средствами хорового искусства, имеющего большой социокультурный потенциал, как было определено во втором параграфе первой главы, необходимо выяснить историю возникновения понятия «инкультурация» и его значение. Термин «инкультурация» был предложен М. Херсковицем в 1948 г. для описания процессов социально-адаптационного характера, фиксирующих изменение в жизни взрослого человека - носителя сформированных личностных структур. М. Херсковиц определял этим термином процесс приобщения индивида к культуре, усвоение им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре. Термин «инкультурация» был полемически противопоставлен термину «социализация» как не охватывающему процессов усвоения когнитивных аспектов культуры - знаний, верований, природному, стихийному, животному бытию. 3. Фрейд определил значение термина «культура» как «всю сумму достижений и институций, отличающих нашу жизнь, от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми» (116, 285).
Необходимость и смысл культуры для человека заключается в том, что она дает безопасность. Именно таково было ощущение древнего человека, окруженного непонятной и непокоренной природой. Для него культура означала все то, что делало жизнь возможной. «Постепенно безопасность росла, природа перестала быть чем-то чуждым и угрожающим, превратившись в неиссякаемый источник благ и вечно действенных сил обновления, источник полноты и изначалыюсти, каким видело ее новое время» (38,284).
В начале нового тысячелетия остро осознается необходимость приобщения человека к культуре, потребность общества в культурном, образованном человеке. Результатом освоения культурных норм и ценностей, обычаев, традиций, родного языка, становятся духовные личностные качества человека, отвечающие запросам общества. Культура формирует личности членов общества и тем самым в значительной степени регулирует их поведение. Развитие же и совершенствование личности может привести к качественному изменению внешних, социальных условий жизни, формированию новой культуры, благосостоянию общества.
Вся культура нацелена на формирование человека, способного в своих действиях воплотить накопленный сообществом опыт жизнедеятельности. В этом заключена сущность культуры и этим определена ее структура. Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура не только создается человеком, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретается биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Поэтому одной из приоритетных важнейших целей культурной политики нашего государства, как отмечает А.Я. Флиер, становится «приобщение людей к знанию и интересу ко всему многообразию культуры человечества, их духовное и интеллектуальное обогащение через это знание, воспитание толерантного отношения к иному, незнакомому, непривычному, воспитание потребности в доброжелательном культурном взаимодействии, общении, преодолении национальной, конфессиональной и социально-политической отчужденности» (208,410).
Основная задача современного общества по формированию культурного образованного человека решается через инкультурацию личности, понимаемую как постепенное вовлечение человека в культуру, введение её в систему ценностно-смысловых ориентиров и оценочных критериев, выработку им навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, характерных для определенного типа культуры, для определенного исторического периода.
Для того чтобы выявить специфику инкультурации личности средствами хорового искусства, имеющего большой социокультурный потенциал, как было определено во втором параграфе первой главы, необходимо выяснить историю возникновения понятия «инкультурация» и его значение.
Термин «инкультурация» был предложен М. Херсковицем в 1948 г. для описания процессов социально-адаптационного характера, фиксирующих изменение в жизни взрослого человека - носителя сформированных личностных структур. М. Херсковиц определял этим термином процесс приобщения индивида к культуре, усвоение им существующих привычек, норм и паттернов поведения, свойственных данной культуре. Термин «инкультурация» был полемически противопоставлен термину «социализация» как не охватывающему процессов усвоения когнитивных аспектов культуры - знаний, верований, ценностей и т.п. Заслугой автора классической теории инкультурации личности было введение категории «инкультурация личности», которая имела непосредственное отношение к обогащению субъектного опыта ценностями культуры (181, 940).
В 50-60 гг. XX века понятие «инкультурация» не получило широкого распространения и использовалось почти исключительно в американской антропологической традиции. Оно подвергалось критике ввиду неопределенности его значения и по сути дублирования гораздо более широко использовавшегося термина «социализация». Многие ученые считали, что его происхождение было прямо связано с не вполне правомерной попыткой противопоставления общества и культуры.
В отечественный научно-исследовательский оборот понятие «инкультурация» и связанная с ним проблематика, вводятся в 80-90 гг. благодаря работам А.П. Садохина, Т.Е. Грушевицкой, А.В. Соколова и других. Под термином «инкультурация» ученые определяют процесс и результат приобщения индивида к культуре, усвоения им существующих ценностей, норм, регулятивов, языковой системы, свойственных данной культуре в течение всей жизни человека.
В последнее десятилетие различные аспекты проблемы инкультурации личности все чаще оказываются в фокусе внимания культурологов. Некоторые авторы ставят «инкультурацию» в ряд основных понятий культурологии (Е.В. Бондаревская, Н.Б. Крылова, Э.В. Соколов, А.Я. Флиер и др.).
Особенности инкультурации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В предыдущем параграфе было выявлена специфика инкультурации личности средствами хорового искусства, которое, благодаря своим особенностям, всегда отличалось от других видов музыкального искусства своей социокультурной обусловленностью и направленностью на человека. Мы определили, что хоровое пение является универсальным средством, позволяющим достичь внутреннего духовного равновесия и совершенства человеческой личности через введение ее в культуру для преодоления социокультурных проблем и противоречий современного общества.
Особенно важной проблема инкультурации личности становится для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Проблема социокультурного становления воспитанников детских домов обостряется в связи с тем, что в условиях формирования личности вновь нарождающегося российского общества происходит видение человека XXI века, которому предстоит жить в новом культурном пространстве, обусловленном новыми социально-экономическими условиями. Сложная динамическая система количественных и качественных изменений, которые происходят в деятельности человека в связи с обогащением его жизненного опыта в соответствии с общественно-историческими условиями, в которых он живет, и индивидуальными особенностями его мышления, приводит к социальному и культурному развитию человека.
Необходим поиск путей активизации приобщения детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к содержательной, возвышенной, духовной жизни, к их стремлению к творческому самовыражению и человеческому общению на гуманной основе. Общество должно проявить внимание к формированию личности воспитанников детских домов и их стремлению к разностороннему культурному развитию и социальной адаптации в обществе. В ноябре 1989 г. был разработан и утвержден первый вариант Конвенции ООН о правах ребенка. Второго сентября 1990 г. она вступила в силу. В том же году была также принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Таким образом, международное сообщество объединилось для защиты детей, признало приоритетность их интересов для благополучия и выживания человечества. В соответствии с Конвенцией ООН каждый ребенок (им считают человека от рождения до 18 лет) имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; основная ответственность за обеспечение такого уровня возлагается на семью. Естественно, что ни один ребенок не может быть лишен права на заботу и внимание общества, особенно если он находится в трудных условиях. В Конвенции ООН о правах ребенка определены принципы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Ребенок, временно или постоянно лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством, которое в соответствии со своими национальными законами обеспечивает замену ухода за таким ребенком.
Социокультурный аспект развития личности воспитанников детских домов возникает в решении практических задач создания оптимальных условий для реализации потенциала человека в осуществлении позитивной жизненной стратегии. От того насколько успешно дети - сироты и дети, лишенные попечения родителей, воспитывающиеся в детских домах, усвоят заложенные в культуре программы, зависит благополучие нашего общества в будущем, так как сегодняшние воспитанники - это будущие граждане нашей страны. Поэтому инкультурация воспитанников детских домов является одной из важнейших задач нашего времени.
Анализ проблемы социального сиротства, сложившейся в Читинской области в конце XX - начале XXI веков и представленный в диссертационном исследовании, помогает выявить серьезность ситуации, из которой необходимо искать выход, предлагая возможные модели, позволяющие формировать личностные, социокультурные качества у воспитанников детских домов.
В современной России, переживающей глубокие трансформационные процессы, растут масштабы социального сиротства. Положение многих детей в Читинской области на сегодняшний день можно охарактеризовать как бедственное. Голод, жестокое обращение родителей гонит детей из дома, увеличивая число безнадзорных. Например, в 2002 году в областной центр временной изоляции несовершеннолетних было доставлено 1050 детей, из них 493 - самовольно ушедших из дома.
Трагедия этих детей заключается в том, что именно семья является важнейшим институтом становления личности, а внутрисемейные отношения играют особую роль в формировании личности. Л.С.Выготский считал, что общение со взрослыми - основной путь проявления собственной активности ребенка в социуме. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, принимает нормы, понятия и ценности общества.
Выйдя из-под семейного контроля, подавляющее большинство детей являются жертвами насилия. Часть детей, особенно подросткового возраста, страдает от сексуального насилия со стороны сверстников и незнакомых взрослых. Последствия перенесенного жестокого обращения часто проявляются в очень острой форме и приводят к серьезным изменениям личности (3, 213).
Серьезность ситуации, приводящей к детской нищете, попрошайничеству, бродяжничеству, безнадзорности, преступности, голоду и болезни подтверждается следующими цифрами на 01.10.2005 г.: детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области - 8,7 тыс. чел. (1993 г. - 3 тыс. чел., 1995 г. - 5 тыс. чел., 2002 г. -8,6 тыс. чел.);
- детей школьного возраста, стоящих на учете в органах внутренних дел - 2,5 тыс. чел.;
- употребляет алкоголь постоянно или хотя бы разово каждый второй подросток; на учете в областном диспансере - 877 детей;
- не посещает школу - 600 детей (потенциальных бродяг, преступников).
Традиционный для России путь решения проблем воспитания, образования и реабилитации детей, оставшихся без попечения родителей, заключается в развитии системы сиротских учреждений разного типа. В начале нового тысячелетия в России насчитывается около двух тысяч государственных учреждений, в которых живут более 200 тыс. детей. Из них, по данным Министерства образования Российской Федерации, 1122 -детские дома. Причем число детей, воспитывающихся в детских домах, постоянно увеличивается.