Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Граффити-культура в культуре современной России Колосов Андрей Сергеевич

Граффити-культура в культуре современной России
<
Граффити-культура в культуре современной России Граффити-культура в культуре современной России Граффити-культура в культуре современной России Граффити-культура в культуре современной России Граффити-культура в культуре современной России Граффити-культура в культуре современной России Граффити-культура в культуре современной России Граффити-культура в культуре современной России Граффити-культура в культуре современной России Граффити-культура в культуре современной России Граффити-культура в культуре современной России Граффити-культура в культуре современной России
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Колосов Андрей Сергеевич. Граффити-культура в культуре современной России: диссертация ... кандидата культурологии наук: 24.00.01 / Колосов Андрей Сергеевич;[Место защиты: Государственная академия славянской культурыт].- Москва, 2015.- 154 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Граффити как феномен культуры 12

1.1. Онтологические, функциональные и структурные характеристики граффити-культуры 13

1.2. Историко-генетический анализ граффити 29

1.3. Граффити как поле взаимодействия культуры и контркультуры 54

Глава 2. Граффити в культуре современного российского общества 65

2.1. Граффити-культура как разновидность уличного искусства 67

2.2. Граффити-сообщество. Особенности российской социокультурной среды 89

2.3. Социокультурное значение граффити в современной России 102

Заключение 119

Приложение. Словарь сленга, используемого граффити-культурой 126

Список используемой литературы 142

Историко-генетический анализ граффити

В определении контекста социокультурной динамики современных обществ и выявлении в ней места граффити-культуры основным положением вступает определение граффити-культура как разновидности культуры городской. Современный город как особая среда обитания сегодня становится объектом тщательного изучения. Особенности современного городского пространства, его динамизм, множественность интерпретаций, многофункциональность дают исследователю новые требования, влекущие за собой переоценку традиционно сформулировавшихся представлений. На фоне преимущественно однообразного промышленного строительства формы уличного творчества выступают основным образным элементом, носителем яркого индивидуального начала.

Изменения в городской культуре раскрываются в том, что важнейшие процессы трансформации современного общества и культуры сегодня объединены с разнообразными проявлениями: виртуализация, информатизация, глобализация. Прямым, или косвенным ответом на данные вызовы и является граффити-культура активно развивается.

Города уже в Средневековье становятся центрами генерации идей, организации жизни людей. Социокультурное пространство мегаполиса показывает изменение человеческого мышления, происходившего под действием различных явлений естественного окружения человека, а также чередовавших друг друга культурных, социальных и экономических факторов — внешних и внутренних. В этой коннотации город является средоточением артефактов культуры.

Граффити динамично входит в жизнедеятельность современного мегаполиса, участвуя в формировании его образа, двигаясь к живому и прямому контакту с человеком. Во второй половине ХХ в. проявляются процессы, связанные с глобальными переменами в общественном сознании и общественной жизни, обусловленными переходом из эпохи модернизма к модернизму. Утвердившийся в эпоху модернизма урбанизм (предполагающий ведущую культуробразующую роль города и его диминирование в основных направлениях жизнедеятельности 21 ) с его разнообразием культурных паттернов, также претерпевает изменения. Еще дальше ослабляются традиционные, территориальные, соседские и семейные связи, разрушаются регламентации и иерархии; происходит эмансипация социальных меньшинств (этнических, гендерных), усложняющая и разнообразящая до пестроты картину мира на макроуровне и осложняющая действие локальных связей на микроуровне; изменяющийся способ производства — переход от жесткой организации машинного типа в мегаколлективах к гибкой организации малых групп; деятельность неформальных движений и общественных организаций, играющих серьезную роль в культуре второй половины ХХ в. и опирающихся, прежде всего, на маргинальные группы населения22.

Городская среда, переживая все перечисленные трансформации, реагирует, насыщаясь различными текстами, среди которых особоый интерес для исследования формирования механизмов трансформации представляет изображение знаков и надписей, которые называются граффити. Значения и способы фиксации их в пространстве разнообразны.

Причем, термином "граффити"обозначается не только продукт, но и сам вид деятельности, распространения надписей и знаков, выполненных любым инструментом на любой поверхности, выступающий разновидностью городской культуры.

Термин «граффити» происходит от итальянского «grafficare» — царапать. Первоначально так называлась одна из изобразительных техник. Первобытные рисунки на скалах и пещерах, надписи на фасадах домов, найденные в древних городах, например, в Помпее, археологи активно обозначали термином «граффити».

Если первоначально этот термин применялся в археологии, то теперь он широко используется почти во всех областях науки. По типу отношений между участниками сообщества граффити-изображение относится к вещественно-знаковой коммуникации.

К настоящему моменту это понятие расширило свои первоначальные границы. Сегодня, чтобы лучше понять термин «граффити», необходимо выделить в нем две отличительных категории: 1. «общественные граффити-знаки»; 2. «знаки граффити-культуры». Хотя эти категории отличаются между собой по содержанию, аудиторией, авторам, врожденная природа граффити сохранена в них. Они разделяют одну контекстную арену — общественное пространство.

Категорию «общественные граффити-знаки» лучше всего описать с помощью термина «граффити», сформулированным В.Кохом в «Словаре простых форм»: «Случайные, т.е. нежелательные и неофициальные, надписи и знаки в общественных местах, включая общественные туалеты, рекламные объявления и дорожные знаки, раздевалки, тюремные камеры, вокзальные холлы и залы ожидания, автобусные и трамвайные остановки, телефонные будки, лифты, деревья и скамейки, школьную мебель, памятники, стены домов и зданий, столбы и балюстрады железнодорожных, автодорожных и речных мостов, внутренние и внешние стены автобусов и поездов. Надписи могут состоять из рисунков, символов, отдельных слов и имен, фраз, предложений, стихов, диалогов, высказываний. Может быть использован любой инструмент, оставляющий след на поверхности: мел, карандаш, ручка, маркер, краска в аэрозоли, цветные мелки, нож, палка»23. К этой категории можно также отнести сотни надписей граффити XI–XIII вв., найденных в Софийских соборах Киева и Новгорода, а также в других городах мира. Эти граффити-знаки помогают археологам узнать некоторые факты из повседневной жизни прошлых культур.

Первые попытки систематизации и изучения общественных граффити-знаков относятся к XVII в. В 1731 г. Англичанин Д. Трумбо опубликовал антологию надписей, собранных на зданиях и в общественных местах Лондона. Книга содержала высказывания о любви, браке, пьянстве, трезвости, политике, играх, духовных переживаний. В прошлом столетии первое научное исследование этого явления было предпринято в 1935 г. американским лингвистом Р. Ридом, который на основании надписей, собранных в общественных туалетах ряда штатов, проанализировал изменения в значении слов.

Граффити как поле взаимодействия культуры и контркультуры

Из-за возможности долго работать над созданием произведения казеиново-известковая живопись получила широкое распространение в разных странах: в Италии, Германии и Испании. В этой технике работали Тьеполо (частично), Трогер, Гюнтер, Азам, Кноллер. Период преимущественно, когда творили в этой техники закончился в начале XIX в. На Руси первыми художниками и технологами фрески были мастера из Византии, которые обучали древнерусских живописцев нормам живописи согласно принятой технологии выполнения фресок в Восточной Римской Империи (Византии). На стену наносился толстый слой штукатурки, который позволял художникам в течение нескольких дней работать «по-сырому». Такая технология позволяла покрывать известковым раствором большую площадь, предназначенную под роспись. Многие росписи были созданы согласно этому приему. В 1599 г. выходит в свет труд епископа Нектарий, художника из Греции, живший в России, в своём трактате «Типик» повествует о том, что лучше не оставлять грунт на недолгое время «без письма. Как говорит сам автор, его сочинение —«изложение от греческих обычаев», то есть описание «по памяти» основных приемов работы греческих иконописцев, к которым, очевидно, принадлежал и Нектарий. В тот период известь под штукатурку, перед нанесением на стену, интенсивно промывалась водой. Таким способом максимально удалялся гидрат окиси кальция или «емчуги», который, выступая уже на готовой фреске, безвозвратно портил роспись. Минус этой обработки известковой штукатурки заключается в том, что ее способность к закреплению красок многократно снижалась, поэтому время на создание фрески «по-сырому» сокращалось. Древнерусские стенописцы часто комбинировали несколько техник: раскрывали роспись водными красками по сырой штукатурке, а заканчивали «по-сухому», где связующими были клеи растительного и животного происхождения. Поздние росписи создавались полностью красками, созданными на яичной темпере или на клеях. С XVIII в. в настенной росписи начинают использоваться масляные краски.

Техника рисования аэрозольным баллоном является разновидностью монументально-декоративного искусства. Преимущество техники в том, что краска, используемая для граффити, является устойчивой, быстросохнущей, имеет повышенную укрывистость и большой спектр цветов. Создание масштабного произведения занимает намного меньше времени, чем в любой другой технике настенной росписи. Кроме того, затраты на подготовку стены и реализацию творческого труда также меньше.

Фреска по-сырому является одной из трудозатратных техник. В создании используются краски на основе натуральных пигментов и воды. Её связующим веществом является известь. Фресковист создает панно прямо на стене, по сырой, только положенной штукатурке. Начав живопись, художник обязан ее закончить, пока стена «пьет» и штукатурка не высохла. Процесс создания долгий и идет по частям. Исправления, когда стена высохла возможны только, когда вырезается испорченная часть известкового слоя и накладывают новый. От художника техника фрески требует высокого мастерства, умения ясного представления о всей композиции и каждой её части. Фресковист должен быть хорошо подготовлен к росписи, чтобы быстро работать и иметь уверенную руку. Грунтом и связующим веществом во фреске является известь. При соблюдении технологии покрасочный слой со временем не изменяется, но возможны изменение цвета некоторых пигментов, которые вступают в химическую реакцию с химическими веществами штукатурки. Во все времена настенная роспись пользовалась спросом. Техника фрески развивалась. Античные образцы, сохранившиеся на территории Италии, свидетельствуют о том, что античная фреска отличалась от поздней рядом приёмов: античные мастера использовали до 7 слоев штукатурки, художники XVI до трех слоев. Античная фреска являлась в основном «энкаустикой» - смесь фрески с живописью восковыми красками. В средние века формируется традиция создания фрески, основанной на двух слоях штукатурки. Сначала на стену наносится первый слой, состоящий из песка и извести. После того, как первый слой высыхает, на нём намечают сетку и основные элементы будущей композиции. Второй слой накладывают так, чтобы через него просвечивался рисунок. Для удобства многие художники начинают отрабатывать изображения настенной росписи на картоне, создавать подробный рисунок в натуральную величину. После удачного завершения вся композиция переносят на стену путем протыкания контура или кальки. Темперу или клеевую живопись используют только для завершающих деталей панно. Сегодня художники также активно используют аэрозольную технику для создания настенной росписи на улице.

В ХVI в. в Италии бродячие художники кочевали по европейским странам из города в город, с одного праздника на другой, развлекая народ, за небольшую плату изображая различные религиозные сюжеты на площадях. Из-за того, что центральным объектом творчества этих уличных художников была Мадонна (Божия Матерь), их назвали мадоннари. Материалом для создания произведений уличного искусства являлись деревянная стружка, разноцветный песок и лепестки цветов. Сегодня в этой технике создают изображения в Италии, Испании, Центральной и Южной Америке.

Граффити-сообщество. Особенности российской социокультурной среды

Мы рассмотрели историю граффити-культуры, её путь от зарождения до наших дней, проанализируем структурные особенности граффити-сообщества в российской социокультурной среде. Граффити-сообщество 1970-х гг. ярко отличается от современного сообщества.

В 1970-х гг. сообщество райтеров только зародилось и не было столь многочисленно, как сейчас. Деятельность представителей граффити-культуры разворачивалась в США. Основными её представителями были молодые люди из малообеспеченных семей, которые придерживались определенных предпочтений в музыке, определенных идей и поведенческих норм.

Современное российское граффити-сообщество является сложной культурной формой. Состав российского сообщества не обуславливается рамками определённой социальной группы, является мультикультурным; граффити-культура не имеет определённых требований к поведению и внешнему облику её члена. Лидеры сообщества разделяют различные идеи и мировоззренческие системы и продвигают их. Возрастной круг российского граффити-сообщества составляет интервал от 10 до 40 лет.

Российское граффити-сообщество состоит из множества объединений — команд райтеров. Если в начале своего пути граффити-культуре райтеры объединяются в команды по месту образования сообщества, то со временем в сообществе формируются коллективы по интересам. Как правило, наибольший интерес проявляется к следующим направлениям граффити: скрейчинг, тагинг, стрит, трейнрайтинг, троу-апс, райтинг, пост-граффити.

Участники команды не замкнуты только на развитии изначально выбранного ими направления. Часто можно заметить, как райтер практикует одновременно в нескольких направлениях.

Коммуникация между объединениями активно проходит как в реальном, так и виртуальном пространстве. Райтер одновременно может находиться в нескольких коллективах. Команды соревнуются между собой в количестве и качестве нанесенных граффити на общественном транспорте и сооружениях , но среди них нет явного противостояния. Конфликтные ситуации в основном случаются между коллективами, чья деятельность сконцентрирована вокруг распространения граффити на вагонах поездов. Причиной столкновения служит несогласованное между коллективами рисование на поездах в местах их стоянки, нанесение одних граффити поверх других. Примечательны случаи, когда один райтер происходит ссора, перерастающая в конфликт, с применением холодного оружия и из-за нанесения граффити-знака на вагоне одним участником сообщества в отстое поезда, которое по внутри культурному соглашению принадлежит другому. Для райтера основным событием является создание граффити изображения (см. главу I). Значимость этого события имеет ритуальный характер. Успешным завершением сеанса является созданное и зафиксированное на фото- или видеоаппаратуру граффити-изображение.

Места пребывания поезда на ночной отстой являются наиболее удобными для изготовления граффити-изображения. Частота рисования и количество одновременно созданных граффити-изображений негативно влияют на последующее посещение райтерами отстоя с целью нанесения рисунка.

В российских городах, где граффити-культура развита: Москва, Тверь, Санкт-Петербург, Уфа, Оренбург, Тюмень, Новгород, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Пермь, Сочи, Владивосток и т.д., есть большое количество

райтеров, чья основная форма деятельности сконцентрирована вокруг трейнрайтинга. Наиболее активные и уважаемые команды города распределяют между собой локации ночных и дневных отстоев и рисуют там. Количество ночных отстоев ограничено. Также негласно распределяются места рисования по территориальной приближенности команды райтеров к месту. Есть «несогласные» с этим распределением. Они создают свои граффити-знаки на поездах в удобное для них время и не обсуждают свои действия с большинством. Увеличивается общий процент актов нанесения граффити на поездах в этих местах, что способствует к повышению интереса к этой форме творчества. Усиливается охрана. Рисовать райтерам на поездах становится труднее. Возникают конфликты внутри сообщества.

Персональные характеристики определенно влияют на деятельность райтера. Человек, стремящийся к риску, будет заниматься экстремальным рисованием. Решение художественных задач будет мотивировать райтера на поиск «тихого» места под рисование. Участники российских граффити-сообществ, как и мировых, имеют определённый иерархический символический статус, который устанавливается согласно опыту и заслугам: той (анг. «toy» — игрушка) — дилетант в распространении граффити-изображения, неофит граффити-культуры; байтер (анг. «biter» — жулик, мошенник) — райтер, который выдает чужой стиль за свой. Хотя во время учебы позволительно копировать стили других райтеров; основа — райтер, который в течение долгого времени, является активным и развивает граффити-культуру; легенда (анг. «legend») — райтер, о деятельности которого постоянно рассказывают как внутри культуры, так и вне её; король (анг. «king») — райтер, которого уважают большинство участников сообщества; бомбер (анг. «bomber» — метатель бомб) — райтер, деятельность которого связана с распространением быстро создаваемых шрифтовых композиций или персонажей на любых поверхностях; команда (анг. «crew») — объединение райтеров; тагер (анг. «tag» — метка, подпись) — райтер, деятельность которого связана с распространением тага;

Статусы признаются не всеми членами сообщества. Для поддерживания своего положения райтеру необходимо быть творчески активным и участвовать в жизни российского сообщества как виртуально, так и реально. Другим часто встречающим термином, общепринятыми в граффити-сообществе, является: уличный художник (анг. «street artist») — художник, творческая деятельность которого сконцентрирована преимущественно преобразовании урбанистической среды.

Граффити-культура постоянно развивается. Райтеры в поисках своей уникальности обращаются к перформансу, оптической иллюзии, объемным скульптурам, земляным искусствам и т. д. Творческие эксперименты граффити размещаются в урбанистическом пространстве и носят несанкционированный характер.

Граффити-культура в России имеет популяризационный характер, так как граффити-знаки постоянно транслируются средствами массовой информации. Количество членов сообщества постоянно растет. Райтеры живут как в крупных, так и в провинциальных городах России. Основная форма деятельности сконцентрирована вокруг нелегального размещения своего граффити-знака. Однако, начиная с 2009 г. для благоустройства городского пространства специально приглашаются райтеры, которые создают объекты монументально-декоративного искусства, украшающие художественно преобразующие пространство современного города. Подобные формы настенной живописи тесно связанны с архитектурой и многосторонне оказывает воздействие на жизненные процессы.

Социокультурное значение граффити в современной России

По мере своего развития граффити-культура становится субкультурой господствующей культуры. На граффити-культуре прослеживается процесс перемещения по линии субъективности, изменения, сохранения в себе старых элементов и включения новых.

Появление новых художественных практик оказывает воздействие на формирование среды постиндустриального города. Формы искусства, развитые в историческом и индустриальном городе, сегодня заменяются новыми искусствами, которые планируются и реализуются в общественном пространстве для активизации коммуникаций в городской среде. Отличительной особенностью новых искусств является их регулируемое и планируемое производство, многообразие форм, уход от монументальности, интеграция методов рекламы, архитектуры, дизайна, компьютерных технологий при разработке объектов, обращение к публике и доступность для широкой аудитории. Интерактивность уличного искусства и его разнообразные реализации делают его важной составляющей визуального информационно-коммуникативного поля постиндустриального города. Формы уличного искусства варьируются от городских скульптур, инсталляций, часто объединяемых с элементами городского дизайна, архитектурой и ландшафтом, до инсталляций и акций, объединяющих искусство с развивающимися коммуникативными системами и современными технологическими средствами. Таким образом, уличное искусство является инструментом социальных коммуникаций в урбанистическом пространстве.

Приведенные материалы свидетельствуют о том, что граффити-культура сегодня почти не имеет отношения к протесту. Граффити активно перерастают в форму досуга и становятся видом развлечения. Соревнование по несанкционированному нанесению знаков и надписей становится способом времяпровождения.

С одной стороны, распространение граффити переросло в игру международного масштаба. Действия участников игры и их взаимоотношения регламентированы правилами, обязательными для всех играющих. Правила, исторически сложившиеся в граффити-сообществе Нью-Йорка, передавались от старших к младшим. Так, успешным завершением каждого сеанса игры считается задокументированное изображение. В отдельных странах правила были сформулированы в группе играющих для конкретного социального пространства.

С другой стороны, распространение граффити дало толчок для появления уличного искусства. У райтеров, всегда стремящихся к самобытности, возникает потребность в выделении своего персонального стиля среди других. Это способствует образованию новых стилистических форм и технических приемов. Появляются райтеры, которые начинают в своей деятельности использовать опыт истории искусств, в сочетании с современными технологиями. Формируются новые искусства, которые преимущественно сконцентрированы в урбанистическом пространстве: лэнд-арт, плакат, трафарет, стикер, баннер, мураль, рисование мелом, скульптура, мозайка, инсталляция, хэппеннинг и др.

Вместе с тем, граффити представляют собой обыденную, промежуточную, междисциплинарную реальность, важную для понимания состояния и самочувствия современной молодежи.

Полученные в ходе исследования данные позволили описать граффити как одну из форм эстетической деятельности. Граффити — вид изобразительного искусства. Еще в 1980-х гг., во времена расцвета граффити-культуры в США, деятельностью райтеров заинтересовались галеристы, признав их художественный и коммерческий потенциал. Райтеры начали создавать свои произведения на холстах и демонстрировать их в галерейном пространстве. Полотна райтеров сегодня являются инвестицией на художественном рынке.

Кроме того, проведение данного исследования позволило подтвердить положение о том, что райтеры, развиваясь, осваивают опыты абстракции, дадаизма, авангарда, концептуального искусства и других художественных направлений. Расширив спектр трудовых средств, райтер образовывается в художника, деятельность которого преимущественно ведётся на урбанистическом пространстве.

В целом, проведение данного исследования сделало возможным анализ проблемы граффити в культуре современной России. Исследование подтвердило, что граффити в России сегодня популярны и развиваются. Элементы граффити-культуры постоянно транслируются в средствах массовой информации. Количество членов сообщества постоянно растёт. Большинство райтеров живёт в крупных городах России. Основной формой их деятельности является нелегальное размещение своего знака. Интернет также является коммуникацией между членами граффити-сообщества.

С уверенностью можно сказать, что российское уличное искусство уже сегодня выходит на мировой уровень, всё чаще привлекая внимание галерей. Идет постепенный, двусторонний процесс стирания грани между высоким и уличным искусством: первое стремится выйти за пределы галерейного пространства в поисках новых выразительных средств, второе, напротив, внедряется в него, желая стать объектом культурного и искусствоведческого исследования.

Специфика российской граффити-культуры заключается в том, что она носит «догоняющий» характер, несмотря на то, что в настоящее время идёт непрерывный информационный обмен с зарубежными представителями сообщества.

Похожие диссертации на Граффити-культура в культуре современной России