Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ 13
1. Философская обусловленность процесса моделирования культурных проектов
2. Философский аспект конструктивного подхода к моделированию культурных проектов 36
3. Философский аспект художественного творчества в моделировании культурных проектов 56
ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ 77
1. Понятие «моделирование культурных проектов» 77
2. Концептуальный подход к процессу моделирования культурных проектов 96
3. Технологии моделирования культурных проектов 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 155
- Философская обусловленность процесса моделирования культурных проектов
- Философский аспект конструктивного подхода к моделированию культурных проектов
- Понятие «моделирование культурных проектов»
Введение к работе
Актуальность исследования философских аспектов моделирования культурных проектов обусловлена необходимостью поиска путей дальнейшего развития отечественной культуры. Изменение идеалов, парадигм, концепций, смыслов в ходе реформирования российского общества привело к невиданному до сих пор расхождению в философской трактовке содержания развития культуры, смысл которого по-разному интерпретируется самими субъектами данного процесса. Философское осмысление сущности моделирования культурных проектов в современных условиях внесет существенный вклад в обобщение содержания культурных программ, что в свою очередь будет способствовать умственному развитию, поиску новых идей, умению анализировать происходящие события.
Под моделированием культурных проектов автор понимает такую форму теоретизации исследуемых явлений и процессов, результатом которой становится создание функционального прообраза желаемого результата культурного проекта, его теоретической модели. Базовым основанием построения подобной теории является философское осмысление сущности и параметров желаемого культурного проекта, посредством которого происходит социализация личности.
Особенную сложность представляет собой философское осмысление этих проблем в русле практической деятельности учреждений культуры. По существу до сих пор не сформировался философский метод обоснования процесса моделирования культурных проектов в учреждениях культуры, а отсюда, нет глубокой концептуализации понимания новых общественных отношений.
Актуальность темы обусловлена противоречиями между потребностью общества в философском уровне осмысления процесса моделирования культурных проектов с позиции различных областей знания - от фундаментальных (методология науки, социология, логика и
4 культурология) до прикладных (теория массовых коммуникаций, пропагандистской деятельности, систем информационного поиска и т.д.), и унифицированными ценностными ориентациями личности в культуре.
Процесс моделирования культурных проектов идет от «живого созерцания», ощущений, чувственно-конкретных образов к абстракции, их обобщению и систематизации до уровня построения функциональной модели. Философское осмысление процесса моделирования культурных проектов происходит на основе принципа концептуального подхода к действительности. Специфика моделирования культурных проектов состоит и в том, что предметом его познания является развитие природы человека, то есть бесконечно обновляющиеся свойства и качества личности, выражающие себя соответствующим образом в диалектике сильных и слабых сторон индивида, того, что должно в человеке восторжествовать, и того, что должно быть преодолено.
Сложность данной проблемы заключается в том, что обычно мир предстает перед человеком скоплением множества объектов - предметов, явлений, процессов, наделенных различными свойствами и множеством характеристик. Это многообразие объектов нуждается, во-первых, в атрибуции каждого в отдельности и, во-вторых, в систематизации их совокупности - двух этапах познания и осмысления, предшествующих собственно моделированию. Следующим этапом работы становится разработка собственно философской концепции будущей модели, т.е. осмысление сущности и функций создаваемой подсистемы в более общей системе (в нашем случае - культурной).
В связи с этим представляется целесообразным обратиться к малоизученным философским аспектам моделирования культурных проектов.
Степень научной разработанности темы
В современной философской науке имеется значительное число работ, косвенно изучающих общие закономерности моделирования.
В отечественной науке философские основы моделирования рассматривались в кибернетике, которая характеризует деятельность в точных науках. Это было исследовано в трудах В.Г. Афанасьева, Б.В.Ахлибинского, К.Б. Батороева, Л.Б. Баженова, А.К. Виникова, Г.Л.Глинского, А.А.Малиновского, П.С.Микулинского, Н.М.Мамедова, В.Е.Никифоровой, В.А.Штофа, Д.В. Финка.
Феномен моделирования осмысливался и в теории культуры как способ сохранения и распространения культурных ценностей, накопленного социального опыта. Здесь актуальны исследования М.А.Афасижева, Л.П. Буевой, И.К. Кучмаевой, Э.С. Маркаряна, И.В.Малыгиной, В.М. Межуева, В.И. Толстых, М.М. Шибаевой.
Касаясь взаимодействия личности с окружающей её культурной средой, формирования коммуникативных навыков, способствующих ее интеграции в общество, автор обращалась к трудам М.М. Бахтина, Р.И.Ибрагимова, С.Н. Иконниковой, Л.Н.Когана, Ю.А. Лукина, А.С.Фриша, А.Я. Флиера.
Исследование проблем творчества осуществлено в трудах ученых, изучающих специфику его проявления в культуре и искусстве: М.М.Бахтина, С.Д. Безклубенко, И.А. Бутенко, Л.А. Гордона, Л.Г.Ионина, В.А.Конева, Д.С. Лихачева, А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, В.Т.Мещерякова, Е.И.Савостьянова, Л.Н. Столовича, В.В. Селиванова. В трудах этих мыслителей раскрыта роль культуры и искусства в жизни человека; они предопределили наше понимание творчества как предметной деятельности, несущей огромную смысловую нагрузку.
В научных трудах К.А. Абульхановой-Славской, А.В.Брушлинского, С.И.Борзилова, И.Г.Бжалава, Ж.А.Васильевой, И.В.Журавлевой, С.В.Иванова, В.А.Кобылявского, М.Ю.Кондратьева, В.Т.Лисовского, Н.А.Минкина, Б.Д.Парыгина, Б.А.Титова, Ж.Т.Тощенко, С.В.Харченко раскрыты социально-философские аспекты творчества как системы построения межличностных и общественных отношений.
Следует выделить ряд исследований, имеющих научное значение для изучения моделирования в учреждениях культуры, в которых раскрываются режиссерско-драматургические основы массовых и групповых форм культурных программ. Особый вклад здесь внесли такие исследователи, как В.Н.Гагин, Д.М.Генкин, А.Д.Жарков, Л.С.Жаркова, А.А.Конович, Ю.Д.Красильников, В.С.Садовская, Ю.А. Стрельцов, В.Е.Триодин, В.М. Чижиков.
Однако специальных работ, посвященных рассмотрению философских аспектов моделирования культурных проектов, еще не было.
Объектом исследования является процесс проектирования и моделирования культурных проектов во всем многообразии его аспектов.
Предмет исследования - философские аспекты моделирования культурных проектов.
Цель исследования - разработать целостную научную концепцию философских аспектов моделирования культурных проектов.
Достижение этой цели ведет к необходимости решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:
осуществить анализ понятий «философские аспекты», «моделирование культурных проектов»;
- исследовать методологические основы моделирования культурных
проектов;
- изучить и систематизировать теорию процесса моделирования
культурных проектов в контексте единства содержания и конкретной
формы;
- рассмотреть влияние содержания как системообразующего
элемента на процесс моделирования в учреждениях культуры;
- раскрыть условия и факторы, стимулирующие и стагнирующие
процесс моделирования культурных проектов.
Методологическую основу исследования составила деятельностная концепция культуры, представленная в трудах Г.С.Батищева, В.В.
7 Давыдова, Э.В. Ильенкова, М.С. Кагана и Э.С.Маркаряна, представляющая собой одно из ответвлений методологии функционализма. Методологически значимыми явились также структуралистские подходы к изучению культуры, дающие основания для концептуального подхода к культурным процессам, выстраиванию философских аспектов этого процесса по схеме бинарных оппозиций К.Леви-Строса или семиотической доминанты Р.Барта.
Основные методы исследования. Исследование строится на основе комплексного подхода к процессу моделирования культурных проектов. При анализе сущности творчества учитывались наработки в области философии, культурологии, социологии, психологии, педагогики и других общественных наук и гуманитарного знания. Кроме этого, в диссертации используются следующие методы: сравнительно-философский (изучение эволюции смысла и динамики творчества в учреждениях культуры и искусств, изучение отношения к смыслу как явлению культуры), системный (целостное рассмотрение творчества как бытийной характеристики жизненного мира личности), генетический (изучение происхождения и развития изучаемых объектов), социально-компаративный (сравнительный анализ объектов в их функциях и эффективности), факторный (изучение объектов в контексте обстоятельств места и времени). Среди методов исследования значительное место занял сравнительный анализ различных форм моделирования культурных программ.
Совершенствование процесса моделирования культурных проектов позволило измерять как структурный, так и художественный уровень, выражающийся посредством определенных показателей. Только при выполнении этого условия становилось возможным установление взаимосвязи между результатами измерений и уровнем деятельности различных учреждений культуры. Именно на эту взаимосвязь и следует
8 опираться при выявлении философских аспектов моделирования культурных программ.
В настоящее время культурные проекты составляют сердцевину деятельности учреждений культуры, которые развиваются, а значит и моделируются по своим специфическим законам, обеспечивая донесение до зрителя конкретного содержания на животрепещущие темы, касающиеся конкретной аудитории.
Достоверность и обоснованность научных положений и выводов, полученных в результате исследования, обеспечивались:
последовательным, длительным наблюдением за деятельностью учреждений культуры;
деятельностным подходом к проблеме философских аспектов моделирования в сфере культуры;
применением взаимодополняющих методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам диссертации;
- многократной экспертизой и тщательным анализом полученных материалов, апробированием результатов исследования на конференциях, семинарах, совещаниях, в беседах с учеными, методистами, специалистами учреждений культуры, профессорско-преподавательским составом вузов культуры и искусств.
Научная новизна результатов исследования обусловлена разработкой целостной научной концепции философских аспектов моделирования культурных проектов. Конкретно новизна заключается в следующем:
рассмотрен метод моделирования культурных проектов как специфическая система смысловых и эмоциональных воздействий на аудиторию учреждения культуры, с учётом единства содержания и формы. При этом воздействия осуществляются целенаправленно, по разработанной программе с элементами импровизации. Это объясняется
9 сложностью объекта, наличием у него родовых качеств, как общего, так и частного (индивидуального) свойства;
раскрыто понятие «культурный проект» как многофакторная модель освоения культурного опыта через анализ многомерного культурного пространства, его порядков, смыслов, культурных кодов, языков, символов, традиций, ситуаций социокультурного взаимодействия, которая обеспечивает его самовоспроизводство и передаётся через преемственность опыта от одного поколения к другому. Это некий «культурный потенциал» социума, который должен быть актуализирован для его воспроизводства;
выявлены объективные и субъективные факторы, влияющие на процесс моделирования в ходе создания, хранения и распространения духовных ценностей, художественной, интеллектуальной культуры от императивных и инструктивных форм к культурным проектам, в числе которых выделены стимулирующие и стагнирующие;
определены параметры построения различных моделей культурных проектов, представленных как набор ценностных специалистов, активистов учреждений культуры, направленных на взаимодействие материальной культуры, регулятивных образований, символико-аллегорических действий, объектов технологии.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть положены в основу развития специального раздела знаний - философия моделирования культурных проектов - со своим кругом специфических проблем, языком и методами;
рассмотрено и проанализировано моделирование культурных проектов как познавательный опыт человечества, информационное пространство эпохи, включающее концептуальную определенность картины мира, образа человека, разнообразие знаний, получаемых в ходе развития точных, естественных и гуманитарных наук. В ходе функционирования культурного проекта как информационного фонда
10 происходит перевод знаний о природе, обществе и человеке с одного языка культуры на другой;
разработаны понятия смыслотворчества и жизнетворчества в процессе моделирования культурных программ, что будет способствовать в перспективе лучшему пониманию философских аспектов процесса моделирования в его внутренней противоречивости в континууме социокультурной жизни;
разработана креативная парадигма философских аспектов процесса моделирования культурных проектов, опирающаяся на сознательные проектные механизмы, что способствует выработке мировоззрения, самоидентичности, навыков группового общения, лидерства, освоению социальных ролей, самоопределения специалистов и их актива.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
разработаны и внедрены в практику методические рекомендации для учреждений культуры, в которых автор делает акцент на то, что моделирование на основе философии несет воспитательный заряд в зависимости от уровня профессионального мастерства субъектов и их актива;
содержание диссертации послужит важным подспорьем для преподавания теории и методики культурно-досуговой деятельности в вузах культуры;
материалы, полученные в ходе исследования данной проблемы, используются в учебном процессе Московского государственного университета культуры и искусств в рамках учебных курсов: «Теория культурно-досуговой деятельности» и «Технология культурно-досуговой деятельности».
На защиту выносятся следующие положения: 1. Философские аспекты процесса моделирования культурных проектов есть осознанный ценностно-ориентированный процесс, научно
обусловленный характером отношений к освоению и производству духовной продукции на основе концептуального подхода.
Реализация концептуального подхода к моделированию культурных проектов позволяет постичь объективную сущность всех составляющих элементов этого метода как феномена, который определяет интеллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию.
Философские аспекты моделирования культурных проектов следует рассматривать как систему отношений, действий и артефактов, формулирующую у членов общества уникальную и общую для них мировоззренческую составляющую на основе категорий меры.
Моделирование культурных проектов синтезируется философскими, культурными и политическими факторами, находящимися в состоянии дополнения друг другом. Соотношение между ними многопланово и динамично. Поэтому положительный эффект достигается в том случае, когда в совокупности компонентов создаваемой модели оптимально сочетаются цели, потребности, мотивы, интересы, психологические установки аудитории потребителей и ценностные ориентации специалистов и их актива.
Апробация основных результатов исследования осуществлась в следующих формах:
1. В выступлениях автора на 7 международных, российских, региональных конференциях, симпозиумах и семинарах: студенческой научно-практической конференции «Культура в жизнедеятельности человека» (Москва, 14 апреля 1999г.); студенческой научно-практической конференции «Культура России: связь времен» (Москва, 26 апреля 2000г.); заседании «круглого стола» «Социально-культурные аспекты преподавания дисциплин специального курса на кафедре культурно-досуговой деятельности МГУКИ» (Москва, 19 апреля 2002г.); научно-методической конференции аспирантов и студентов кафедры культурно-досуговой деятельности МГУКИ «Влияние практики студентов на
12 подготовку высокопрофессиональных специалистов» (Москва, 21 мая 2003г.); межвузовской научно-практической конференции молодых ученых «Науки о культуре: современный статус» (Москва, 10 декабря 2003г.); международной научно-практической конференции «Науки о культуре: актуальные проблемы» (Москва, 2004г.); III межвузовской научно-практической конференции «Инновационные технологии в учреждениях культурно-досугового типа» (Москва, 28 апреля 2004г.).
В публикации тезисов, статей (см. список авторских публикаций с указанием объема в конце автореферата).
В подготовке программы «Технологические основы культурно-досуговой деятельности» для студентов всех специализаций кафедры куль-турно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств.
Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на кафедре культурологии и антропологии МГУКИ 04 ноября 2005 года (протокол № 4).
Диссертантка награждена золотой медалью Минобразования России «За лучшую научную студенческую работу» всероссийского конкурса на лучшую научную работу студентов 2003 года по разделу: социально-культурная деятельность.
Приказом Федерального агентства по образованию №1273 от 25 октября 2005 года диссертантке назначена с 1 сентября 2005 года стипендия Президента Российской Федерации на 2005/2006 учебный год.
Философская обусловленность процесса моделирования культурных проектов
В принципе вне философии жизнь общества и отдельного человека невозможна. Многие исследователи выражают опасение, что без философских школ и направлений в перспективе развитие научно-технической революции приведет к тому, что общество станет сообществом машиноподобных моделей, довольствующихся, по мысли X. Ортеги-и-Гассета, статусом человека массы.
Развитие науки и техники зачастую приводит к потере доверия друг к другу, серьезному конфликту между специалистами, превращению работников в подобие машин, унификации процессов и состояний повседневной жизни. Притупляется восприятие мира, снижается разнообразие материальных и духовных потребностей. Однако отношение людей к миру носит объективный характер на основе культурной традиции. Культура, трансформируясь, передается от одного поколения к другому. В рыночных условиях обостряется дефицит времени, который порождает у людей массовое чувство тревоги, неуверенности в завтрашнем дне, затерянности в массе, а такого рода чувства неизбежно порождают обезличенное существование.
Природные данные человека - это возможности, дающие направление нашего развития. Воспитание и обучение совершенствуют природные данные, придавая им широту и глубокое понимание сути вещей в различных областях знаний, тем самым шлифуя природные способности, поднимая их на более высокий уровень. Сознание личности совершенствуется, обретая духовную силу и объем. Каждый человек обладает таким сознанием, которое связано с природной данностью и с воспитанием, которое получает человек на стадии детства в семье, школе и в обществе, в жизни среди своего народа, а также приобщаясь к общечеловеческим ценностям культуры.
Сознание каждого человека - сугубо индивидуальный феномен, оно составляет и выражает собой уникальные особенности данной личности. Сознание и душа едины и неразделимы. Душа являет собой ту часть духовной деятельности человека, в которой, по Гегелю, еще сильно сказывается связь с телесностью человека. В этом взгляде содержится глубокая истина. При рассмотрении души ни психология, ни философия не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с его телесностью, прежде всего с мозгом. Человек есть душевно-телесное, психофизическое существо. Душа, различные ее свойства, сознание развиваются с развитием именно человеческого мозга. Известно, как деформируется духовный мир личности, но если человек систематически отравляет свой мозг алкоголем, наркотиками, нередко происходит полная деградация личности. Человеческий мозг - это тончайший нервный аппарат, представляющий собой наивысшую форму организованной материи на Земле. И.М.Сеченов, И.П. Павлов, Н.И. Введенский, А.А. Ухтомский и их последователи раскрыли рефлекторную природу психофизиологических процессов и дали возможность понять психику как систему активной деятельности, которая развивается под влиянием внешнего мира. Духовный мир человека, т.е. его душу, нельзя ни осязать, ни обнаружить физическими приборами или химическими реактивами. Ни одному нейрохирургу еще не удалось извлечь из вещества мозга ни одной мысли. Сознание - субъективный образ объективного мира. Субъективность образа - не произвольное привнесение чего-то от субъекта. Будучи отражением действительности, образ не существует и не может существовать вне конкретно-исторической личности со всеми ее индивидуальными способностями.
Духовный мир человека являет собой нечто едино-цельное. Эта едино-цельность испокон веков именуется душой. Будучи едино-цельным образованием, душа внутри себя есть нечто функционально дифференцированное. К душевным явлениям относятся ум, воля, характер, темперамент, память, тончайший мир эмоций и др. Наше сознание является способностью понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, свое отношение к внешнему миру и к самому себе. Над тайной своего сознания человек начал задумываться еще в глубокой древности. И с тех пор вокруг сущности сознания никогда не смолкали горячие споры. Достижения человечества - искусство, религия, литература, философия и исторические науки - все это, по словам И.П. Павлова, соединяется, чтобы бросить луч света на тайны души, сознания, разума. Споры шли о сущности и о путях познания сознания. Одни исходили из познаваемости природы души, сознания, другие, например, Э.Дюбуа-Реймон, утверждал, что понять сознание - столь тщетная попытка, как стремление утопающего вытащить себя за волосы из болота или увидеть из окна самого себя идущим по улице. Вот слова Аристотеля: «Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ».
И. Кант в своей лекции о душе выдвигает следующий тезис: «Душа представляет собой простую субстанцию. Хорошо, но означает ли это, что она занимает место в пространстве? Если да, то душа материальна и тогда должна открыться возможность ее измерить. Вы можете себе представить 1 кубический дюйм души? И скажите, в каком месте тела человека находится его душа? Значит ли это, что души бестелесны? Может быть, у них особые, органические тела? Как иначе они могли бы присутствовать и действовать во Вселенной? Ведь существует же сила магнетизма, материальная, но невидимая.
Философский аспект конструктивного подхода к моделированию культурных проектов
В выборе культурных проектов люди исходят из своих потребностей и мотивов, ставят перед собой конкретные цели, руководствуясь идеалами, идеями, ценностными ориентациями. Этим и определяется содержание мировоззрения, которое формируется на основе главного вопроса философии, являясь ядром общественного и индивидуального сознания.
Изменение общественного и индивидуального сознания формируется на соединении нескольких зон напряжения:
- модернизация приводит к изменению в структуре и динамике общества, а также к изменениям жизненного мира и образа жизни большинства членов общества;
- кризис политической системы, основанной на традиционной авторитарной модели управления, снижает эффективность экономики;
- активные изменения в обществе не миновали и пространство семьи, где меняются модели поведения и взаимоотношения между поколениями, следовательно, семья как агент социализации и просвещения продолжает исполнять свои функции и неизбежно проблематизируется сфера передачи социокультурного опыта; лакуны, остающиеся «не освоенными» совокупностью традиционных агентов социализации, попадают под воздействие вновь появившихся артефактов, претендующих на то, чтобы попасть в число этих агентов, особенно это относится к феноменам, подходящим под категорию средства массовой информации - средства массовой коммуникации, то есть феноменов, основная функция которых состоит в трансляции информации, это касается телевидения, радиостанций, глянцевых журналов; - для российского общества темпы освоения специфической телевизионной реальности резко ускорились, что провоцирует переосмысление сложившихся в советскую эпоху представлений о телевидении, его общественных функциях, институциональной структуре, содержании программ.
Генеральная проблема - это необходимость построения идеально-типической модели взаимосвязи телевидения и учреждений культуры как специфической реальности и образа жизни людей в контексте процессов модернизации и трансляции социально-значимого знания населению в русле конструктивной феноменологической парадигмы.
Поэтому построение структурно-функциональной, динамичной идеально-типической модели взаимосвязи средств массовой информации и учреждений культуры в контексте конструктивного подхода, интегрирующего теорию социальной коммуникации и складывающуюся теорию социально-культурной деятельности, в рамках феноменологии взаимодействия элементов структуры человеческой деятельности, что придает процессу конкретное содержание и форму. Все это своей предметностью, внутренней качественной определенностью наполняет внешние по отношению к культурному проекту социальные отношения и процессы новым содержанием, принося в них элементы профессиональной специфике. Рассмотрение взаимодействия средств массовой информации и учреждений культуры с точки зрения социальных и культурных функций, которые они исполняют в реформируемом обществе, позволяет сосредоточить внимание на месте и роли культурных проектов в процессах социализации и культуризации населения.
Тщательное описание основания исследования телевизионной реальности: конструирование философских, антропологических, методологических и социально-научных оснований исследования; рефлексия к послепостмодернистской конструктивно-феноменологической парадигме требует конструирования инструментов для дифференциации социокультурного пространства.
Описание и структуирование телевизионной реальности: построение идеально-типической и вариативной модели телевизионной реальности осуществляется через построение идеально-типической динамической и вариативной модели взаимоотношений между аудиторией и ТВ как агентами социализации и просвещения в условиях модернизации (модель социального обмена).
Раскрытие потенциала современного российского телевидения в контексте взаимодействия с учреждениями культуры позволяет поднять их компетентность и адаптивность в реформируемом обществе на основе общенационального, федерального культурного проекта. Для радикального совершенствования этого взаимодействия необходимо провести исследование, первым этапом которого является создание глоссария. Глоссарий, с одной стороны, является исходной точкой исследования, с другой - дефиниции имплицитно содержат методологические основания и причастность к определенной теоретической традиции. Понятия, термины, категории представляют собой составные элементы конструкции, теоретической модели. Поэтому помимо строгой дефиниции требуется операционализация категорий, контекстуальное описание терминов.
Понятие «моделирование культурных проектов»
В научной литературе понятие «моделирование культурных проектов» трактуется по-разному. До сих пор нет единодушия даже в понимании объема и границ этого метода и процесса.
С позиций философской науки понятие «моделирование» имеет свои объективные основания.
Анализ многочисленных определений понятия «модель», которые используются в различных науках, показывает, что специфика употребления его в различных областях знания наиболее глубоко рассмотрена в работах В. А. Штоффа, которому и принадлежит определение научной модели. «Под моделью, - пишет Штофф, -понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте».44
Поэтому понятие «моделирование» следует рассматривать на фоне тех реалий, которые сложились в начале третьего тысячелетия в отечественной мировой культуре.
Мировые войны, социальные революции и потрясения, господство тоталитарных режимов, терроризм, угроза ядерного апокалипсиса и всеобщей экологической катастрофы, вымирание от голода и болезней миллионов людей, пароксизмы бескультурья и крайних форм вандализма и т.д., дало повод некоторым ученым считать, что настала катастрофа для существования самого понятия «культура».
Так, П.А. Сапронов считает, что «...репутация у культуры основательно подмочена, .. .у нее нет надежных оснований для претензий на ту роль, которую ей все еще приписывают. Сегодня идея культуры, как минимум, нуждается в существенном ограничении. Ориентация на культуру как высшую реальность (онтологическую, гносеологическую, ценностную), взгляд на бытие через призму культуры, мыслимую его субстанциональным измерением, - всему этому было отпущено немалое историческое время. Опять говорить о культуре как о первопринципе высшего онтологического, гносеологического, аксиологического достоинства означает, на мой взгляд, попытку выжимать из культуры те соки, которых в ней нет. Конечно, не о проклятиях культуры идет речь, а необходимости отвести ей хотя и почетное, но не главное место в смысловых реалиях и приоритетах человечества.
Идея культуры, видимо, все-таки завершает отмеренный ей срок господства и преобладания в душе европейского человека. Она трещит по всем швам и на поверхность выходят противоречия, несообразности, слепота или нежелание видеть вещи в их настоящем свете у тех, кто живет под знаком идеи культуры».45
Другие ученые идут еще дальше, стремясь доказать в самых разнообразных формах с позиций постмодернизма постулат о «конце», «закате» и даже «смерти» человека как субъекта, творца, «автора» современной культуры, под репрессивным воздействием самой культуры.
Однако большинство исследователей считает возможным отстаивать прямо противоположную позицию.
Государство должно поддерживать инновационную деятельность: создавать правовые, организационные и экономические условия, благоприятные для всех субъектов культурной деятельности. Одним из направлений инновационной деятельности в развитии культуры является принятие новых законов и совершенствование культурных проектов.
В настоящее время, во-первых, уже сложилась реальная система принятия законов на федеральном уровне, которые способны создать благоприятные условия для финансирования и реализации культурных проектов. Во-вторых, гораздо чаще пресса стала, обеспечивать бесплатно информационное сопровождение реализации намеченных культурных проектов. Эти и другие возможности демократического устройства нашего общества сегодня используются при организации управления в сфере культуры.
Правительство Российской Федерации активно проводит реформы в сфере культуры. Огромный культурный проект: реконструкция Большого театра в Москве, театров в Новосибирске, Екатеринбурге, которые имеют статус федеральных. В недалеком будущем регионам надо решать, смогут ли они содержать эти культурные проекты. Правительство решило сократить количество федеральных учреждений на 140 - 150 единиц. Вслед за этим, естественно, определяются и все остальные регионы, области, города, районы, поселки и т.д. Конечно, это не значит, что в стране будет массовое сокращение учреждений культуры. Грядет пересмотр того, в какой форме будет существовать учреждение культуры: станет оно федеральным, областным, городским, государственным, акционерным или смешанной формы собственности. Этот процесс начался, и он еще три-четыре года будет продолжаться. С другой стороны, появляются и новые учреждения культуры. Так, театральных коллективов стало больше и в центральных городах, и в провинции, например, и в Тюменской области. Появляется необходимая самодостаточность учреждений культуры.