Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен маргинальной личности в культуре турецкой диаспоры Германии Костина Ирина Николаевна

Феномен маргинальной личности в культуре турецкой диаспоры Германии
<
Феномен маргинальной личности в культуре турецкой диаспоры Германии Феномен маргинальной личности в культуре турецкой диаспоры Германии Феномен маргинальной личности в культуре турецкой диаспоры Германии Феномен маргинальной личности в культуре турецкой диаспоры Германии Феномен маргинальной личности в культуре турецкой диаспоры Германии Феномен маргинальной личности в культуре турецкой диаспоры Германии Феномен маргинальной личности в культуре турецкой диаспоры Германии Феномен маргинальной личности в культуре турецкой диаспоры Германии Феномен маргинальной личности в культуре турецкой диаспоры Германии Феномен маргинальной личности в культуре турецкой диаспоры Германии Феномен маргинальной личности в культуре турецкой диаспоры Германии Феномен маргинальной личности в культуре турецкой диаспоры Германии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Костина Ирина Николаевна. Феномен маргинальной личности в культуре турецкой диаспоры Германии : 24.00.01 Костина, Ирина Николаевна Феномен маргинальной личности в культуре турецкой диаспоры Германии (на материале литературного творчества) : диссертация... кандидата культурологии : 24.00.01 Чита, 2007 169 с. РГБ ОД, 61:07-24/109

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Интерпретация концепции маргинальной личности

1.1. Проблема маргинальной личности в социокультурном контексте 17

1.2. Маргинальная личность и социальная маргинализация 42

1.3. Маргинальная личность в турецкой диаспоре Германии 63

Глава II. Проблема маргинальной личности в контексте художественного творчества представителей турецкой диаспоры Германии

2.1. «Пограничность» и «периферийность» литературы турецкой диаспоры Германии как ракурсы культурной маргинальное 84

2.2. Турецкий писатель-миїрант - личность на рубеже культур. Факторы творческого потенциала 106

2.3. Художественная реализация феномена маргинальной личности в творчестве турецкой диаспоры Германии 122

Заключение 147

Библиография 151

Введение к работе

Актуальность темы исследования.

Социокультурные процессы второй половины XX и начала XXI века характеризуются глубокими радикальными и необратимыми преобразованиями, суть которых представляется возможным определить как взаимодействие различных тенденций - гомогенизации и диверсификации общества [82].

Процессы гомогенизации общества обусловливаются возрастанием
интенсивности общения между людьми и народами, цивилизациями и
культурами с помощью средств массовой информации и
телекоммуникационных сетей, которые обеспечивают и стимулируют
стремление к единообразию человеческих сообществ, что в определенной
мере соответствует потребности в связующем начале, противостоящем
раздробленности современного мира. Одним из основных принципов
глобализации является транскультурное начало, которое «акцентирует
границы миграции, полилингвальность, культурную многосоставиость,
раскрывающую возможности смешанных, «нечистых» форм

социокультурных взаимодействий» |121, 17|.

В связи с процессами глобализации периферия не просто получает культуру из метрополии, по и адаптирует ее к локальным условиям. В результате этого возникает сложная модель культурного обмена, которая, с одной стороны, учитывает сложившиеся в условиях культурной глобализации отношения господства и подчинения, движимые экономическими интересами, а с другой стороны, допускает специфическую реакцию, выражающуюся в смешении культур и народов, в порождении культурных гибридов.

Наряду с процессами гомогенизации получаст развитие тенденция к диверсификации общества, одним из проявлений которой является

4 актуализация проблем национальной самобытности, ориентация на специфическое, уникальное, в частности, внимание к феномену культурной маргинальное.

В проблемном поле науки существует множество подходов, дающих различные трактовки категории маргинальное, что свидетельствует об отсутствии не только единой позиции в отношении данной категории, но и единого понимания этого явления. Множественность подходов к трактовке понятия «маргииалыюсть», сложившихся в культурологии, философии, социологии, социальной психологии, придает данному понятию общий, междисциплинарный характер [90]. Несмотря на сложность и многоасисктность, теория маргинальное обладает достаточным эвристическим потенциалом для изучения трансформирующегося социокультурного пространства.

Меняющаяся культурная ситуация акцентирует внимание па проблеме маргинальное, которая органично присуща современной культуре. В результате размывания этнических границ, а также процессов взаимодействия культур складывается личность, принадлежащая одновременно двум культурам и не принадлежащая целиком ни той, пи другой. Теряя чувство целостности, исключительности этнического восприятия, данная личность способна преодолеть оірапиченность этнической односторонности и ощутить культурное многообразие.

Среди исследователей существует мнение о том, что понятие «маргинальное» соотносимо с понятием «космополитизма», поскольку феномен маргинальной личности во многом обусловлен усилением глобальных диффузных процессов в мировой культуре. Усиливающаяся миграция народов, взаимопроникновение и слияние культур позволяют говорить об «особой художественно-эстетической парадигме -вненациональной по своей основе» [77, 65).

Актуальность данной работы определяется необходимостью изучения тех изменений, которые происходят с человеком, осмысливающим свою

5 идентичность между двумя и более культурами. В центре нашего внимания --исследование феномена маргинальной личности и его реализации в художественном творчестве представителей турецкой диаспоры Германии.

Актуальность рассмотрения данного феномена па материале произведений, создаваемых турецкими авторами-мигрантами, обусловлена рядом факторов. Являясь важным звеном в процессах социокультурной трансформации общества, интенсивное миірациоииое движение во второй половине XX века привело к появлению новых этнических сообществ, в частности, к образованию турецкой диаспоры в Германии, численность которой составляет более двух миллионов человек.

В процессах взаимодействия этнокультурной составляющей менталитета турецких миіраитов и социокультурных ценностей общества-реципиента сложилась личность, характеризующаяся бикультурпостыо и двуязычием. Конструктивной основой при исследовании данной личности является теория культурной маргинальное.

Изучение различных подходов к пониманию феномена маргинальной личности позволяет увидеть, что данному феномену в той или иной степени придается акцент культурной ущербности, беспочвенности. Необходимым является уточнение функциональных характеристик маргинальное, выявление роли и значимости маргинальной личности для ипповативпой творческой деятельности. Позиционирование маргинала, существующего па пересечении различных культур, создающего произведения вис четко очерченных национальных координат, является попыткой выйти за рамки негативного понимания феномена маргинальное.

Будучи одной из форм культурной деятельности, литература турецких авторов-мшрантов во многом способствует восприятию и пониманию мира, ее породившего. Обращение к проблеме маргинальной личности обусловлено необходимостью анализа литературного творчества авторов-мигрантов, переживающих и пропускающих через свое творческое сознание болезненные процессы аккультурации в повой среде. В результате

осмысления и переосмысления (рефлексии) собственного культурного опыта данными авторами создаются произведения, которые рассматриваются нами как своеобразный культурологический источник, дающий представления о процессах, происходящих в период становления турецкой диаспоры в Германии.

Степень разработанности проблемы.

Динамика социокультурных процессов, происходящих в современном обществе, активно изучалась іумаиитарпой наукой. Результатом исследований межкультурных этнических контактов стала теория маргинальной личности, точнее, маргинального человека. Данное понятие было введено в научный оборот в 20-е годы XX века одним из видных представителей Чикагской школы Р.Э. Парком. Ученым были сформулированы сущностные характеристики маргинальной личности как индивида, находящегося на іраиицс двух различных конфликтующих между собой культур. Культурологический подход к рассмотрению проблем маргинальной личности был положен в основу многих концепций, разработанных последователями Р.Э. Парка.

В исследованиях Э. Стоуиквиста нашел отражение психологический подход в рассмотрении маргинальной личности, формирование которой обусловлено конфликтной ситуацией. Концепция Э. Стоуиквиста детерминируется позиционированием маргинала как ключевой личности в контактах культур, способной к ииновативной деятельности.

Анализ социальных и культурных процессов в обществе через призму категории маргинальное позволил привести к новому видению данной проблемы, к новым подходам в трактовке исследуемой категории. Традиции Р.Э. Парка и Э. Стоуиквиста были продолжены известными культурологами и социологами, среди них Л. Антоновски, М. Гордон, М. Гоулдбсрг, Х.Ф. Дики-Кларк, Б.Ж. Маичини, Э. Хыогз, Т. Шибутапи и др. Исследователями были введены понятия «маргинальная территория», «маргинальная культура», «член-участник маргинальной іруїшьі» (М. Гоулдбсрг),

7 рассмотрены условия возникновения маргииальности, такие как высокая мобильность и гетерогенность общества (Э. Хыогз), изучены признаки маргинальной ситуации: длительный контакт двух культур, доминантное положение одной из культур, не являющейся маргинальной, проницаемость границы, разделяющей различные культуры, интенсивность маргииальности при условии продолжающегося из поколения в поколение культурного конфликта (Л. Антоновски).

Применимость категории «маргинальная личность» к изучению различных социокультурных процессов, множество контекстов использования привели к обозначению новых подходов, в том числе и критических (А. Грин, Д. Головеиски), значительно углубивших представления об исследуемом феномене. При рассмотрении проблемы маргииальности в социальном аспекте внимания заслуживает исследование Б.Ж. Маичиии, в котором выделяется маргипалыюсть социальной роли. К анализу статуса маргинальной личности с позиции социальной психологии прибегает 'Г. Шибутаии. Лимииалыюсть как специфическое осмысление маргииальности находится в центре внимания В. Тэрпсра, анализирующего ритуалы перехода, сопровождающие перемену места, состояния, социального положения и статуса.

Европейский взгляд на проблему маргинальной личности обусловлен спецификой социально-политических и экономических процессов второй половины XX века. Французскими исследователями маргинальная личность понимается как результат конфликта между общепринятыми нормами, как специфическая форма социального протеста (А. Фарж). Исследователями Германии и Великобритании маргиналыюсть рассматривается с точки зрения образования маргинальных групп как следствие социально-экономического деклассирования (К. Рабан, Л. Васковиц, X. Фассмапп).

Исследование феноменов маргииальности и маргинальной личности в отечественной науке в течение последних лет занимает одно из приоритетных позиций, поскольку обусловлено кардинальными

8 изменениями в структуре общества, которые возникли в результате кризиса и реформ, направленных на формирование повой социально-экономической модели. О степени разработанности проблемы свидетельствуют работы ведущих специалистов в данной области, среди них Л.Н. Банникова, И.П. Попова, Е.Н. Стариков, Б.Н. Шапталов и другие. В 2000 году вышла коллективная монография на тему «Маргиналыюсть в современной России» (авторы И.С. Балабанова, М.Г. Бурлуцкая, Л.ІІ. Демин и др.), в которой проблема рассмотрена в контексте процессов, протекающих в современном обществе. Прослеживая эволюцию понятия «маргиналыюсть», исследуя современное состояние концепции, авторы применяют данную концепцию к анализу социальной политики в российском обществе.

Одним из первых в отечественной науке анализ содержания понятия «маргинальный человек как личность на рубеже культур» с опорой на работы зарубежных исследователей был проведен СП. Артаиовским. Позиция СП. Лртаиовского нашла свое преломление в исследованиях отечественных ученых в других сферах науки. К рассмотрению личности на рубеже культур прибегают основатели отечественного липпюстраповедспия Е.М. Верещагин и 13.Г. Костомаров.

В духе классового подхода феномен маргипалыюсти рассматривается в работе А.Л. Галкина, СВ. Михайлова, СИ. Василыюва «На изломах социальной структуры». Понимание и использование данного термина в упомянутой монографии связано с концепцией, получившей распространение в Западной Европе. Проблема маргипалыюсти рассматривается сквозь призму кризиса занятости и выступает при этом как следствие процесса деклассирования.

Проблемы маргинальных групи в контексте современной реальности рассматриваются многими отечественными исследователями с точки зрения социологического подхода (в их числе Л.И. Лтояи, В.II. Дахин, В.М. Прок, М.Н. Рутксвич, Е.П. Стариков, Б.Н. Шапталов). В работах данных исследователей теоретическое осмысление феномена маргипалыюсти

9 подкрепляется эмпирическими данными, позволяющими рассматривать само явление и формы его проявления, с одной стороны, как закономерное и характерное для состояния общества в период его глубинного реструктурирования, а с другой стороны, как специфическое и уникальное.

В контексте социальной культурологии (Б.С. Ерасов, П.С. Гурсвич) маргинальная личность рассматривается как переходная личность, являющаяся продуктом процессов, в результате которых человек определенной культуры вынужден осваивать иные, чуждые ему культурные ценности, социальные роли, образ жизни. Понятие «переходная личность» используется в работах О.Л. Леоитович при рассмотрении трансформации языковой личности в ииокультуриой среде.

Проблемы духовной раздвоенности личности в ииокультуриой среде в тесной взаимосвязи с языковыми проблемами, возникающими при погружении личности в инокультуриое пространство, раскрываются в работах Ю.В. Бромлся, О.А. Леоитович, С.Г. Тер-Минасовой, З.К. Тарланова. В рамках философского подхода маргинальная личность как культурный феномен рассматривается в работах В.Л. Шапинского. Рассматривая содержание понятия «культурная маргииалыюсть» в постмодернистской картине мира, В.Л. Шапииский находит ряд общих черт, характеризующих культурную маргииалыюсть и присущих также постмодернизму.

Проблемы культурной маргиналыюсти, маргинальной личности представляются важными при рассмотрении социокультурной адаптации диаспор в новом для них этнокультурном пространстве. Основой для исследования турецкой этнической группы в Германии послужили работы СП. Артановского, 10. В. Бромлся, Ю.В. Ивановой, М.С. Савоскул, В.Л. Тишкова. Выделение этнических меньшинств, мигрантских сообществ, диаспор на определенном этапе формирования в качестве носителей маргиналыюсти отмечено как в работах зарубежных ученых (П. Глсйзер, М. Лерпер, М. Гордой), так и отечественных исследователей (С.Л. Арутюнов,

10 В.И. Кайгср, Л. Колесова, Г. Костинский, З.И. Левин, JI.B. Поиомарснко, Ю.Н. Потемкин, М.С. Савоскул, Г.У. Солдатова). Модели трансформации идентичности у мигрантов (в том числе маргипалыюсть как вариант аккультурационной стратегии поведения) рассматриваются в работах С. Бокисра, Дж. Бсрри, Д. Левайна, А.Л. Борисова, В.И. Павленко, В.П. Ракачсва.

Вопросы маргинальное в турецкой диаспоре Германии
разрабатывается в публикациях современных немецких исследователей Г.
Эндрувейта, Х.В. Вслипга, К. Мсртсиа, М. Ципф, Х.Л. Баузингсра, В.
Иоргсса, Д. Карстсна. Культурологами особо акцентируется проблемы
этпообусловлеппого депрессивного состояния, возникающего

преимущественно у представителей второго поколения диаспоры. Культурный шок как следствие конфликта старых и новых норм и традиций, рассматривается в работах Ф. Бока, О.Л. Лсоптович, Л.Г. Иопипа, П.С. Хрусталевой, А.И. Новиковой, А.И. Полякова. Следует отметить публикации турецкоязычных исследователей А. Орена, К). Пазаркая, посвященные проблеме существования личности на рубеже культур.

Литература турецкой диаспоры в Германии как одна из форм культурной деятельности рассматривается нами с позиций периферийное и пограничное по отношению к обществу-реципиенту. В связи с этим особый интерес представляют работы М.М. Бахтина, B.C. Библера, 10.М. Лотмана, Ф. Ломсли, Г. Ансальдуа, посвященные проблемам взаимодействия и взаимопроникновения культур в пограничной сфере, диалогизму как форме жизнеспособности и развития культуры.

Наиболее полное представление о процессах, происходящих на іраиицах культурных пространств, может дать литература, формирующаяся на данных іраиицах. Значимость «литературы иоіраиичья» выражается в постоянном поиске собственной идентичности в условиях множества культурных традиций, порой исключающих друг друга. Проблема обретения, создания, разрушения собственных идептичиостей, взаимодействия в них

ірушювого и личностного начал исследуется в работах современных учепых-литсратуроведов, как отечественных (А.В. Ващспко, Т.В. Воропчснко, СВ. Прожогипой, М.В. Тлостаповой, СП. Толкачева), так и зарубежных (Г. Лпсальдуа, X. Бхабхи, Э. Сайда).

Проблемы литературы турецкой диаспоры с точки зрения се иоірапичіюсти и периферийное находятся в центре внимания немецких исследователей И. Акерманн, К. Баудах, X. Гамма, А. Пикарди-Моптесардо, X. Хсйнце. Нельзя обойти вниманием работы СП. Утургаури, впервые среди отечественных исследователей в 1997 году затронувшего проблемы формирования литературы турецкой диаспоры в Германии как нового явления, отмеченного чертами маргииалыюсти.

Анализ научной литературы по проблематике показывает, что феномен маргинальной личности является предметом пристального внимания в современной науке. Творчество авторов, совместивших в рамках творческой биоірафии архетипы двух культур и позиционируемых как культурные маргиналы, требует дальнейшего осмысления и изучения. Обращение к данной теме обусловлено тем, что литературный материал, взятый в качестве объекта исследования, исследовался отечественной наукой фрагментарно. Надо признать, что, хотя начало исследованию литературного творчества представителей турецкой диаспоры в Германии как явления, отмеченного чертами маргииалыюсти, было положено публикациями СИ. Утургаури, системное осмысление проблемы на данный момент отсутствует. Данное исследование представляет собой одну из первых попыток экстраполяции феномена маргинальной личности на турецкую этническую іругшу с последующим анализом художественной реализации исследуемого феномена в творчестве турок-мигрантов. Выбор авторов, произведения которых послужили объектом для анализа, обусловлен их репрезентативностью в современной немецкой литературе. Творчеству турецкоязычных авторов (среди которых A. Open, Э.С Эздамар, А. Тскинай, К). Пазаркая, А.

12 Пиринчи) отводится достойное место, поскольку произведения данных писателей рассматриваются как часть немецкой литературы 1166|.

Объектом настоящего исследования является литературное творчество как компонент культуры турецкой диаспоры Германии. Предмет - феномен маргинальной личности в литературном творчестве представителей турецкой диаспоры Германии.

Цель данного исследования: определение социокультурных особенностей маргинальной личности посредством анализа литературного творчества представителей турецкой диаспоры Германии. В соответствии с поставленной целью в работе выдвигаются следующие задачи:

осуществить анализ теории маргинальной личности в русле отечественной и зарубежной наук с позиций культурной пограничности;

рассмотреть сущность понимания феномена маргинальной личности на основе сложившихся подходов с точки зрения периферийпости;

исследовать генезис турецкой диаспоры Германии в аспекте культурной маргинальное;

определить статус литературы турецкой диаспоры как пограничной и периферийной но отношению к культуре общества-реципиента;

исследовать факторы, раскрывающие творческий потенциал автора-миіранта как личности на рубеже культур;

выявить характерные особенности реализации феномена маргинальной личности в художественном творчестве турецких авторов-мигрантов.

Теоретико-методологические основания исследования.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют общетеоретические труды западных и отечественных ученых, посвященные анализу проблем культурной маргипалыюсти в различных аспектах ее проявления. В основе исследования лежит совокупность научных идей, позволяющих раскрыть сущность феномена маргинальной личности на примере творчества турецкой диаспоры Германии. Осуществляемое в диссертации исследование феномена маргинальной личности опирается,

13 прежде всего, на культурологический метод (с точки зрения употребляемых терминов и специфики исследования). Поскольку рассмотрение проблемы маргинальной личности невозможно в рамках отдельно взятой дисциплины, в процессе исследования был использован междисциплинарный подход, включающий использование исторического метода (рассмотрение генезиса турецкой диаспоры), литературоведческого метода, который применяется при анализе художественных текстов, а также типологического метода, посредством которого выделяются различные типы маргинальное в турецкой диаспоре Германии (культурная, социальная). Метод функционального анализа позволил определить положение литературы турецкой диаспоры по отношению к доминирующему обществу. Для решения поставленных задач применяются также дедуктивный метод, обобщение, анализ.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

в социокультурном контексте проведен анализ концепции маргинальной личности как личности на границе культур, складывающейся в процессе межкультурного взаимодействия;

в аспекте социальной маргинализации дана содержательная характеристика феномена маргинальной личности как результата изменений в социально-экономической структуре общества;

исследованы особенности турецкой диаспоры в Германии с точки зрения взаимодействия с обществом-реципиентом в рамках теории культурной маргинальное;

исходя из ракурсов понимания маргиналыюсти, определен статус литературы турецкой диаспоры Германии как пограничной и периферийной но отношению к культуре реципирующей среды;

выделены факторы, способствующие раскрытию творческого потенциала автора-мигранта (погруженность в процесс переходности или в контекст смены социальных и культурных парадигм; двойная адаптация, пограиичность положения индивида);

14 продемонстрирована специфика феномена маргинальной личности на материале художественных текстов представителей турецкой диаспоры Германии.

Теоретическая значимость работы.

Анализ подходов к рассмотрению проблемы маргинальной личности позволяет установить тип маргинальности (культурная, социальная), определить носителя маргинальности («культурный гибрид», «расовый гибрид», представитель этнического меньшинства, мигрант и т.п.) применительно к социокультурной ситуации. Интерпретация литературного материала в рамках культурологической тематики даст возможность выявить особенности реализации феномена маргинальной личности в художественном творчестве турецкой диаспоры Германии через восприятие Востока и Запада, осознание духовной раздвоенности личности в пограничной ситуации, осмысление равной принадлежности различным культурам.

Практическая значимость работы.

Основные положения, определившие общее содержание работы, моїут быть использованы в дальнейших исследованиях по проблеме маргинальности. Результаты диссертации могут найти применение в различных спецкурсах гуманитарного профиля. Материалы исследования могут использоваться при разработке учебных курсов по вопросам межкультурной коммуникации, аналитическому чтению. Выводы исследования моїут оказаться полезными при дальнейшем изучении творчества турецкой диаспоры в Германии.

Положения, выносимые на защиту:

1. Современные исследования феномена маргинальной личности, сложившиеся в гуманитарном знании, позволяют установить, что в основе данной теории лежит культурологический подход, в рамках которого рассматривается формирование маргинала как личности на рубеже культур. Маргинальная личность является продуктом межкультурпого

15 взаимодействия. Природу маргинальной личности определяет конфликт, являясь центральной проблемой маргинальное.

2.Анализ феномена маргинальной личности в рамках социологического подхода показывает, что маргииалыюсть характеризует подчиненное положение индивида относительно доминирующего общества и является обозначением конкретного (как правило, низкого) положения в иерархически структурированном пространстве. В соответствии с различными критериями дифференциации социального пространства, меняются носители маргинальное (расовые гибриды, «социально презираемые» слои, этнические меньшинства, мигранты и т.н.).

З.Формироваиие маргинальной личности в турецкой диаспоре Германии обусловлено двойственным положением второго поколения турок-мшраптов. Обладая переменной идентичностью, турецкий миіраит демонстрирует приверженность родительским этнокультурным ценностям с одновременной ориентацией на культуру доминирующего в обществе этноса. Маргинальное положение турецких мигрантов в Германии характеризуется совмещением элементов этнокультурной матрицы с гражданской принадлежностью к реципирующему обществу.

^Литературное творчество турецких мигрантов в Германии представляет собой явление, свидетельствующее о возникновении нового типа художественного сознания, отмеченного чертами пограничное и периферийное. Художественные тексты, являясь своеобразной моделью культуры, формируют представления о процессах, протекающих в диаспоре, о взаимодействии диаспоры и принимающего общества.

5. Маргииалыюсть, характеризуя позицию личности в мире культуры, может являться либо препятствием, либо толчком в реализации се творческого потенциала. Реализации возможностей автора-миїранта способствуют нахождение в пограничном, «промежуточном» пространстве, а также смена социокультурных парадигм, рассматриваемые в качестве факторов, стимулирующих творческие потенции писатслсй-миїраптов.

6. Являясь культурным феноменом, литература турецкой диаспоры формируется на рубеже двух культур: восточной и западной. Художественное творчество турецких мигрантов есть продукт отражения (рефлексии) собственного культурного опыта в результате погружения в инокультурное пространство. Специфика исследуемой литературы определяется особенностями восприятия Востока (Турция) и Запада (Германия), духовной раздвоенностью личности, стремлением преодолеть комплекс «отчужденности» и связанной с ним идеей диалога как единственно возможного варианта сосуществования культур.

Апробация работы.

Основные положения настоящего исследования изложены на

семинарах аспирантов ЗабГГПУ им. II. Г. Чернышевского в 2004-2007 годах,
в научных публикациях, на региональных и вузовских конференциях
(научно-практическая конференция «Лингвистическое образование и
межкультурная коммуникация: проблемы, концепции, пути решения»,
Красноярск-2004; научно-практическая конференция «Взаимовлияние языка
и культуры», Иркутск-2005; международная научно-практическая
конференция «Фундаментальные и прикладные исследования в системе
образования», Тамбов-2006; научно-практическая конференция

«Филологическое образование в ВУЗе и школе: традиции и перспективы», Чита-2006, международная конференция «Трансграничьс в изменяющемся мире», Чита-2006. Ряд материалов исследования входит в содержание дисциплины «Современная проза Германии», предназначенной для студентов факультета иностранных языков ЗабГП IУ.

Структура работы.

Диссертационное исследование включает введение, две главы, заключение, библиографию.

Проблема маргинальной личности в социокультурном контексте

Термин «маргинальный» (marginal) - окраинный, поіраиичиьій, восходит к латинскому «margo» - край, іраница [105, 301]. Исходя из данного толкования, маргиналыюсть рассматривается нами как пограничное, промежуточное состояние какого-либо объекта либо как периферийное положение объекта по отношению к определенному целому. Ключевые для осмысления маргинальное понятия «пограиичиость», «промежуточность», иериферийиость»» трактуются как ракурсы понимания маргиналы! ос ти, по-разному определяющие основные акцепты в изучении исследуемого феномена [90J. Думается, что оперирование понятиями «поіраиичпость» и «иериферийиость» иод различными углами зрения даст нам возможность разграничить подходы к рассматриваемому феномену. Двоякое толкование данного термина позволяет предположить, что категория «маргиналыюсть» распадается па два значения, и мы имеем дело с бинарной оппозицией «пограничность-псрифсрийность» [26].

Маргиналыюсть-периферийность характеризует подчиненное положение маргинальной личности относительно доминирующей среды, является обозначением самого низкого положения в иерархически структурированном обществе. Следующий ракурс маргинальное -иограничность предполагает противоречивость позиции маргинальной личности, не отрицая, не разрушая связей маргинальной группы с другими элементами социального целого. Маргииалыюсть-пограничность является проявлением, с одной стороны, статического пребывания на границе (в пашем случае на границе культур), с другой стороны, выражает динамический процесс перехода, пересечения границы.

Носителем маргинальное выступает маргинальная личность, формирующаяся в периферийной области либо на границе культур, сообществ в результате интериоризации разнохарактерных норм, ценностей, стандартов, заимствованных из различных, нередко конфликтующих социокультурных систем.

Возникновение и последующее использование понятия «маргинальная личность» (точнее, «маргинальный человек») связано с именем американского социолога Роберта Эзра 1 Гарка, одного из основателей Чикагской школы, который впервые ввел данное понятие в работе «Cultural conflict and the Marginal Man» [188] в 1928 году. Широкую известность Р.Э. Парк снискал благодаря исследованиям развития городской среды, национальных отношений, а также проблем миграции.

В Чикагской школе сформировалось социологическое направление, получившее название «человеческая экология». Следует отмстить, что отличительной чертой деятельности представителей Чикагской школы было органическое соединение теоретических обобщений с эмпирическими исследованиями, в основе которых лежат три принципа: 1) изучать людей в естественном окружении или конкретной жизненной ситуации; 2) обследовать людей, взаимодействуя с ними напрямую; 3) достичь аутентичного с ними уровня понимания социального мира, делая теоретические заключения в терминах мировоззрения членов изучаемой группы [37].

Опираясь на положение о том, что миграция является основой экологического порядка, Р.Э. Парк связывал все преобразования и изменения в обществе с физической, пространственной, а затем и социальной мобильностью. Исследования пространственных передвижений и взаимодействий позволили Р.Э. Парку сформулировать понятие маргинальной личности.

Предпринятые Р. Парком путешествия в Азиатско-Тихоокеанский регион и Южную Африку пополнили его теоретические выводы новым материалом. В центре внимания Р. Парка оказались процессы социальной адаптации иммиїрантов на Гавайских осіровах. Часть иммиїрантов ассимилировалась с местным населением, вследствие чего сформировалась большая группа «этнических гибридов». Полиэтническое общество, сложившееся на Гавайях в результате взаимодействия и взаимопроникновения различных национальных культур и традиций, имело свою специфику, поскольку ассимиляционные процессы носили однонаправленный характер. Однонаправленность процессов ассимиляции выражалась в том, что полинезийская культура выступала в качестве реципиента, активно впитывающего традиции и нормы западной культуры. Культура и традиции, принесенные на Гавайи из Америки и Европы, выступали при этом в качестве источника определенных эталонов и норм, которые привносились из среды с развитой экономикой в традиционное общество. Следует отмстить, что данная асимметричность проявляется в случаях, когда этнические группы, вступающие во взаимодействие, находятся па различных уровнях социально-экономического развития. «Ассимиляционные процессы ... протекают исключительно в одном направлении - от общества с развитой экономикой и современными формами к обществам, менее развитым в этом отношении, традиционным» 183, 49j. Взаимодействие самобытной гавайской культуры и культуры, принесенной иммигрантами, привело к формированию смешанной пограничной культуры.

Впоследствии «гавайский феномен» стал рассматриваться не только как результат встречи и взаимопроникновения национальных культур, но и как результат взаимодействия цивилизаций, находящихся па разных социально-экономических уровнях развития. Отмстим, что, используя термин «взаимодействие», мы имеем дело скорее с воздействием более развитой культуры на менее развитую.

В результате исследований, проведенных на Гавайских островах, Р.Э. Парк разработал концепцию «маргинальной личности». Маргинал, но мысли ученого, находится в поірапичпой ситуации между различными, нередко конфликтующими между собой культурами, и является продуктом взаимодействия культур. Маргинального человека Р.Э. Парк определяет как тип личности, появление которого обусловлено формированием новых сообществ, народов, культур. Он пишет: «Судьба приговаривает его (маргинала) жить в двух мирах одновременно, заставляет его принять в отношении обоих миров роль космополита и чужака» [188, 375-376].

Маргинальная личность формируется в ходе глобальных этносоциальных процессов, возникающих в результате миграции населения. Кризисная ситуация, возникающая в период перехода индивида или группы из привычного культурного поля в иное, чуждое ему, является основным критерием, определяющим состояние маргинальное данного индивида [90]. При этом такой показатель, как длительность во времени, является доминантным при выделении данного критерия. Кризисное состояние проявляется в таких характерных для маргинала чертах, как моральная раздвоенность и конфликт, которые, по мысли Р.Э. Парка, присущи иммигранту в период, когда старые привычки уже отброшены, а новые еще не сложились. К формированию особого, маргинального типа личности приводит относительная перманентность периода кризиса. В это время иммигрант представляет собой некий культурный гибрид, в повседневном существовании которого тесным образом переплетаются традиции, культура различных пародов.

По утверждению Р.Э. Парка, маргинальный человек является «побочным продуктом процесса аккультурации» и находит выражение в классическом типе «расового гибрида», появление и формирование которого связывается с его ролью в обществе, его социальным статусом» 188, 375 j. Биологически происхождение «расового гибрида» помещает его между двумя расами, вызывая аномальное положение неполной принадлежности к каждой из них. Первое побуждение такого маргинала заключается в стремлении идентифицировать себя с «высшей», господствующей расой. Чаще всего, в случае неудачи такой попытки, «расовый гибрид» стремится избавиться от неустойчивости своего положения через идентификацию с негосподствующей расой меньшинств» 1130, 74]. В связи с этим, маргинальная ситуация предполагает уход в различные типы отклоняющегося поведения. Выраженный маргинальный характер носит бунтарство, связанное с неприятием существующего общества, со стремлением разрушить существующие общественные структуры.

Промежуточное положение индивида, его пребывание на іраиице двух или более различных конфликтующих между собой жизненных укладов, культур, рас, по убеждению Р.Э. Парка, может длиться сколь угодно долго, обрекая маргинала па невозможность выхода из состояния дискомфорта и изолированности, на неспособность определения источника конфликта. Па данные психологические характеристики указывал Э. Стоунквист, подхвативший идеи Р.Э. Парка и развивший их в монографическом исследовании «The Marginal Man» [194. Благодаря данному ученому произошло окончательное закрепление концепции маргинальной личности.

Маргинальная личность и социальная маргинализация

При рассмотрении концепции маргинальной личности, основоположниками которой являются представители Чикагской школы, следует отметить, что данная концепция находится в тесной связи с теорией социальной маргинальности, также получившей развитие в американской и европейской традиции.

Классическая модель маргинала - личности на рубеже культур, дополняется моделью маргинала - индивида на периферии, «обочине» общества. Проблемы амбивалентности существования, волновавшие исследователей личности на рубеже культур, сменяются пониманием маргинальное как потери статуса вследствие исиптеїрироваїшости индивидов в общественную структуру. К такого рода деструктивным состояниям относится нереализовашюсть социальных ожиданий, безработица и т.п.

Понимание данного типа маргинальности, но утверждению Б.Ж. Манчини, исходит не от Р. Парка и Э. Стоунквиста, а от К. Маркса [185,189]. Так, исследуя этапы становления капиталистической системы, К. Маркс отмечал, что процесс, создающий капиталистические отношения, привел к созданию не только армии наемных рабочих, но и оіромпой промышленной резервной армии, которая постоянно умножала ряды той части населения, которую процесс экспроприации вытолкнул из общественных структур. «Люди, внезапно вырванные из обычной жизненной колеи, не могли столь же внезапно освоиться с дисциплиной своей новой обстановки. Они массами превращались в нищих, разбойников, бродяг - частью из склонности, в большинстве случаев под давлением обстоятельств» [67, 744].

Анализируя механизмы воспроизводства данных групп населения, К. Маркс видел причину их появления в перенаселении. Па базе перенаселения (его текучей, скрытой, застойной форм) складывается низший слой, внослсдствис названный маргинальным. Очевидно, что описание К. Марксом данной части населения созвучно концепции социальной маргинальности, которая позднее сложилась в европейской традиции. Думается, что маргиналыюсть трактуется как периферийность положения социальных слоев. Природа маргинальное тесным образом связана с социальной стратификацией. Анализ иерархической структуры общества показывает, что в структуре постоянно происходят колебания и перемещения. Говоря о разного рода изменениях в социальной структуре, В.М. Прок предлагает различать понятия «маргинальность» и «маргинализация» [97].

Понятие «маргинальность» отражает состояние ограниченности субъекта или социальной группы, их промежуточность по отношению к каким-либо социальным общностям. Маргинализация в самом общем виде представляет собой процесс смены субъектом одного социально-экономического статуса на другой. Иначе говоря, это процесс распада одних социально-экономических связей и зарождение других. Вместе с тем, в ряде исследований «маргинальность» и «маргинализация» отождествляются, рассматриваются как синонимы. В этом заключается, как нам видится, взаимосвязь и взаимообусловленность данных понятий.

При рассмотрении проблемы маргинальное в социальном аспекте внимания заслуживает исследование Б.Ж. Мапчиии, в котором ученым выделяется «маргинальность социальной роли». По мысли исследователя, «ролевая маргинальность» сеть продукт: 1) отсутствия полной принадлежности к позитивной референтной группе; 2) выполнения промежуточной роли; 3) членства в маргинальных «по определению» группах» [185, 184].

Степень маргинальное находится в непосредственной зависимости от того, является ли социальная ситуация, в которой находится маргинальная личность, постоянной и центральной частью ее жизни. В связи с этим Б.Ж. Манчипи приводит измерения степени маргинальное, от которых зависит одна из важнейших характеристик маргинальной личности: ее приспособляемость либо исприспособлясмость. В систему измерений маргинальное входят такие показатели, как изменчивость, замсгность, видимость маргинальной ситуации, конфликт, позиция «подающей» группы, проницаемость «принимающей» группы, направление идентификации, добровольная (сознательная) природа позиции маргинальной личности.

Особо следует выделить в системе, предложенной Б.Ж. Мапчиии, такой параметр, как конфликт, поскольку именно конфликт является одним из главных условий возникновения маргинальной ситуации вообще. Необходимо уточнить, что различия в формах культур разных групп сами по себе не предполагают конфликт. Б.Ж. Манчини имеет в виду различия, несовместимые с общей ориентацией личности и способные создать беспокойство и тревогу. Чем выше степень конфликта между двумя группами, тем выше степень исприспосабливаемости маргинальной личности, попавшей между ними.

Формированию новых подходов к трактовке категории «маргинальность» способствовали социальные изменения, которые приводили к появлению групп индивидов, находившихся в позиции неопределенности социальной идентификации. Так, Э. Хыогз вслед за Р.Э. Парком причину маргииальности усматривал в высокой мобильности общества, члены которого постоянно испытывают потребность в социальной и культурной идентификации [180]. Маргинальность, как отмечает ученый, возникает там, где социальные изменения обусловливают появление людей, которые находятся в позиции неопределенности идентификации, с сопровождающими ее конфликтами и разочарованием. Э. Хыогз фактически любую ситуацию, в которой личность хотя бы частично идентифицируется с двумя статусами, рассматривает как маргинальную. Отмстим, что рассмотрение социальных изменений в обществе в контексте маргинальное позволяет применять данную категорию к изучению разнообразных социальных процессов.

«Пограничность» и «периферийность» литературы турецкой диаспоры Германии как ракурсы культурной маргинальное

Одной из форм культурной деятельности является литературное творчество. Оно есть отражение социальных процессов, протекающих в обществе. Рассматриваемое нами литературное творчество представителей турецкой диаспоры в Германии представляет собой новое явление, свидетельствующее о взаимодействии культур, а также о возникновении нового типа художественного сознания, отмеченного чертами маргииалыюсти. Исследование творчества турецких писателей-мигрантов сквозь призму культурной маргинальное может, на наш взгляд, стать толчком в осмыслении значимости и определении места турецких писателей-мигрантов в литературе Германии.

Ю.М. Лотман, определяя культурное пространство понятием «ссмиосфсра», считает ее неотъемлемыми свойствами стабильность, относительную статичность центра, а также конфликтность, динамизм се периферийных областей [63]. Именно па периферии, «на границе», происходит ускорение семиотических процессов, протекает бурная деятельность, благодаря чему осуществляется взаимодействие с иными культурами. Движение объектов на границе имеет особую, сложную динамику - это не просто движение и перемещение, а переход па другой онтологический уровень или прорыв в иную сферу бытия. Функционально границы, пересекающие семиотическое пространство, играют роль не только ограничителей и адаптеров, но и генераторов новой информации.

О бурной деятельности, протекающей на іранице культур, свидетельствуют процессы перемещения периферии в центр и оттеснения цсшра в периферийную область. Результатом движения этих противонаправленных потоков, по замечанию современных исследователей литературы поіраничья, может быть такое смещение центра и периферии, чтобы «люди, лишенные репрезентации по причинам расы, пола, класса и т.д., могли почувствовать себя хотя бы на какое-то время в центре, внутри культурного поля» [119, 97].

Существование на грани является важной характеристикой современной культуры в целом. Согласно B.C. Библеру, культура в одном из определений выступает как «форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих -- культур, форма диалога и взаимоиорождсиия этих культур» 14, 289. Особое внимание B.C. Библср сосредоточивает на составляющих образа культуры: настоящее время время общения культур, конкретная форма - форма произведения, которое является, в свою очередь, формой общения индивидов «в горизонте общения личностей» [14, 289].

Существенным в данном случае для нас является диалогичность культуры. Диалог, как форма жизнеспособности и развития культуры, по утверждению B.C. Библера, может быть осуществлен на грани культур (курсив Библера), «на ничейной пленке» [13, 81], предполагающей взаимодействие и взаимопроникновение культур.

Идеи культуры как грани культур, высказанные B.C. Библером, восходят к работам М.М. Бахтина, который «ставит всю культуру в поіраничиос положение» [144, 17]. По мнению М.М. Бахтина, наиболее напряженная и продуктивная жизнь культуры происходит именно на границах сфер, областей, явлений, эпох. «Каждый культурный акт существенно живет на іраницах, в этом его серьезность и значимость, отвлеченный от границ он теряет почву, становится пустым, заносчивым, вырождается и умирает» [11, 25].

В особой зоне между культурами, на границе, осуществляется диалогический контакт личностей. Продуктивность пограничной культурной ситуации заключается в возможности задать чужой культуре вопросы, отвечая на которые, данная культура могла бы раскрыться всесторонне и глубоко. Диалогическая встреча двух культур ведет не к слиянию или смешению, но к их взаимному обогащению.

Переживания личности, находящейся в пограничной позиции, обусловлены тем, что границей определяется образ жизни. Очевидность границ сосуществует с их невидимостью и неуловимостью, что позволяет Ф. Ломсли заметить, что ірапицьі располагаются повсюду. Изменчивость и быстротечность, ставшие в современном мире правилами культурных контактов в зоне ірапицьі, сделали подвижной и изменчивой саму границу, дсфииируя которую, Ф. Ломели прибегает к метафоре «подвижный колышущийся занавес» (moving tortilla curtain) 1184, 182].

Наиболее полное представление о процессах, происходящих на границах культурных пространств, может дать литература, формирующаяся на данных границах. Значимость «литературы поіраничья» выражается в постоянном поиске собствешюй идентичности в условиях множества культурных традиций, порой исключающих друг друга. Проблема обретения, создания, разрушения собственных идентичиостей, взаимодействия в них ірушювого и личностного начал становится ведущей темой в творчестве «пограничных писателей» [119]. Данную мысль развивает СП. Толкачев, утверждая, что пограпичьс мультикультурпого пространства - это единственный надежный дом для писателя-мигранта [122].

Литература, создаваемая турками в Германии, являясь некой альтернативой немецкой литературной традиции, находится на граиице различиых культурных парадигм, поскольку представляет собой сплетение, смешение этнической идентичности мигранта и его культурного багажа, приобретенного в инокультурной среде. Ю.М. Лотман отмечает, что понятие границы двусмысленно, ибо, с одной стороны, граница служит для разделения, но, с другой стороны, она соединяет и, следовательно, одновременно принадлежит обеим пограничным культурам [63].

Взаимоотношения культур, возникающие в результате их столкновения в зоне пограиичья, выливаются в гибридизироваииый культурный опыт, поскольку, по образному замечанию Ф. Ломели, происходит «перекрестное опыление идеями и образами между различными культурами» [184, 182].

Следуя данным утверждениям, считаем необходимым рассмотреть литературу турецкой диаспоры в Германии с точки зрения се «пограничности» по отношению к культуре принимающего общества, а также в аспекте ее принадлежности обеим культурам, турецкой и немецкой.

Похожие диссертации на Феномен маргинальной личности в культуре турецкой диаспоры Германии