Введение к работе
Актуальность исследования. Актуальность проблем изучения творчества, всегда находившихся в центре внимания ученых, становится все более очевидной в каждом конкретном временном периоде. В силу своей деятельно-стной доминантности, творчество является базовым культуроформирующим фактором, который определяет большинство ключевых моментов социального и личностного развития. Феноменология культуры и творчества и их высокая сопряженность позволяет рассматривать последнее как амбивалентно направленный процесс, в котором внешнезаданные и индивидуализированные причины приобретают практически равное значение.
Однако, сбалансированность их достаточно условна. Особенно часто она нарушается в такие социальные периоды, которые характеризуются как кризисные, реформаторские, в которых творчество становится не столько желательным атрибутом, но приобретает свойства тотальности, трансформируется в единственное средство выживания и адаптации людей к новым условиям. Большинство ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в конкретной повседневности, требует нестандартного подхода, провоцируя включение проблемного мышления. В силу этого, именно творчество во всех его проявлениях становится панацеей не только от болезней отдельных личностей, но и от переходных состояний общества в целом. Таким образом, практически каждый непрерывно вовлекается в вынужденный творческий процесс.
Необходимость поэтапного преодоления всех его стадий самоорганизует и мобилизует внутренние силы личности, то есть вводит ее в состояние экстремальности. Поэтому именно творчество становится тем динамическим полем, в котором деятельность выстраивается в новой последовательности и характер ее выполнения подчиняется новым законам. При этом просматриваются определенные закономерности: чем быстрее меняется социум, тем активнее должны протекать творческие процессы и тем быстрее и продуктивнее должны быть создатели ценностей.
Человек в этой ситуации часто становится «творцом поневоле», который должен участвовать в социальных изменениях и чрезвычайно интенсивно развивать собственные способности, позволяющие ему вписаться в окружающую действительность. В противном случае, он выпадает из культурной среды и пополняет ряды жалующихся на «наше трудное время» людей. Этот процесс в настоящее время актуализируется для всех социаль-
ных страт, но чрезвычайно важным он становится у интеллигенции: ученых, поэтов, художников, преподавателей, аспирантов и студентов старших курсов высших учебных заведений, у которых он протекает с наибольшей интенсивностью. Именно они должны преобразовать имеющиеся знания, вписаться в новые социальные ниши, выполняя при этом свойственные им функции — самореализации и развития культуры.
Одновременно с этим, творческие процессы не ограничиваются только внешнезаданными экстремальными параметрами. Создание нового оборачивается значительным напряжением, то есть новой экстремальностью, но уже личностного порядка. Индивид, занятый процессом творения, испытывает (естественно или искусственно созданный) определенный подъем и мобилизацию всех сил, он мучительно ищет оптимальное соотношение формы и содержания творения; с тем или иным успехом движется к результату деятельности.
Личностная экстремальность, несмотря на очевидные нагрузки, многоаспектна. Известно, что постановка себя в жесткие - экстремальные -условия (временные, финансовые и иные ограничители), специально использовалась творцами для более продуктивной деятельности, что позволяет отнести искусственно созданную ситуацию к важным стимулам творческой деятельности. Теоретические концепции творчества отмечают особую значимость социального заказа в развитии культуры, динамика которой в значительной степени зависит от его содержания, направленности, регламентирующих позиций.
Вместе с тем, несмотря на важность, проблема категориальной экстремальности не получила достаточного теоретического освещения. Феномен творчества в формах и аспектах проявления тщательно изучался исследователями, однако, проблема идентичности состояния личности, поэтапно проходящей через все стадии творческого процесса, субъективному реагированию на экстремальную ситуацию, осталась вне поля зрения ученых. В силу этого, можно утверждать, что выделенная позиция относится к числу таких, актуальность которых в последнее время становится все более очевидной в связи с затянувшимся социальным кризисом.
Таким образом, необходимость ее исследования обусловлена потребностью культурологии (философии в целом) в раскрытии природы и структурных особенностей творческого процесса, его насыщенности и объема. Это позволит заполнить ряд теоретических пробелов, соотнести динамику прогнозов развития культуры в зависимости от социальной и личностной
экстремальности и создать условия для дальнейших теоретических разработок в этой области. В практическом плане, разработка данной проблемы может помочь представителям интеллигенции скорректировать личностные усилия в поиске оптимальных условий творческой деятельности, её стимуляции и, в результате, увеличения качественной и количественной творческой продуктивности.
Вследствие этого, исследование экстремальности как базовой категории творчества подразумевает многоаспектный анализ данного процесса.
Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты творческой деятельности индивидов и творчества как такового рассматриваются в классической философской, социологической, культурологической и психологической литературе. При всей своей актуальности мировоззренческая проблема изучения феномена творчества — одна из самых, древних. Попыткам исследования данного феномена посвящены отдельные места в трудах Платона («Федон») и Аристотеля («О душе»). Некоторые размышления на тему творчества и непосредственно творческого процесса содержатся в работах античных и зарубежных философов прошлых веков (Эпикур, Ф.Бекон, Дж.Локк, Р.Декарт). Первые работы российских философов в этой области, написанные с позиций религиозного персонализма, носят самый общий характер (Н.Бердяев, С.Булгаков, Ф.Степун).
В философии творчество рассматривается в качестве характеристики человеческой деятельности в ее родовой специфике, с одной стороны (Г.Батищев, Ю.Давыдов, Г.Давыдова, А.Мысливченко), и в качестве характеристики предметно-деятельной «сущности» человека, с другой (А.Чижевский, В.Соловьев, П.Флоренский). Творчество в понимании классиков марксизма-ленинизма представляется как преобразование человеком окружающего мира и самого себя в процессе свободной и сознательной, идущей из внутренней потребности, деятельности, результатом которой является наиболее полное и свободное развитие сущностных сил, то есть наиболее полная самореализация. Часть работ посвящена взаимовлиянию творчества и отражения (ГГиргинов, М.Каган, А.Коршунов, Т.Павлов) и анализу творческого процесса в контексте диалектики (Э.Ильенков, З.Какабадзе, Б.Кедров, Э.Маркарян, В.Межуев, В.Овчинников, Э.Соколов).
Исследование феномена творчества - одна из наиболее популярных тем в психологии. Основное внимание уделяется взаимосвязи мышления и творчества (А.Брушлинский, Я.Пономарев, О.Тихомиров), исследованию способности к нему личности (Ф.Левинсон-Лессинг, Г.Селье, Д.Богоявленская).
Ряд психологов разработал концептуальный подход к этой проблеме, признающий взаимосвязь подсознания и творчества, возможности формирования творческих способностей (Л.Выготский, С.Рубинштейн, А.Шумилин, Я.Пономарев, В.Библер, Д.Узнадзе). Исследования творческой активности, творческой мотивации разнообразны (К.Абульханова-Славская, А.Матюшкин, Д.Богоявленская, В.Моляко, А.Маслоу, А.Брушлинский, Э.Телегина), тем не менее, при определении этих понятий обязательно подчеркивается их взаимообусловленность. Изучением творчества как сложного, внутренне противоречивого явления (ПДавыдова, В.Яковлев), механизма его функционирования (М.Блох, И.Лапшин, Т.Райнов, П.Энгельмей-ер), попытками его структурного анализа (Н.Венгеренко, А.Майданов, А.Шумилин) с выделением различных стадий этого процесса (Г.Альтшуллер, А.Лук, Г.Селье) занимается отдельная отрасль психологии - эвриология.
Проблемам творчества посвящен ряд пособий и монографий по социологии. Социологи начала столетия выдвигают тезис о социальном контексте творчества (П.Новгородцев, П.Сорокин, Б.Чичерин). Проблема становления человека как субъекта творчества интересует исследователей более позднего периода (В.Бакштановский, К.Барбакова, С.Иконникова, Л.Коган, И.Кон, Р.Яновский). Небольшое количество работ в области социологии культуры посвящено изучению закономерностей отдельных видов творчества (Г.Буш, С.Комиссаров, Э.Орлова).
В культурологии творчество рассматривается в основном как родовая особенность и профессиональная прерогатива интеллигенции (А.Арнольдов, Л.Ионин, Б.Ерасов, Л.Михайлова, О.Ромах). Ряд публикаций посвящен влиянию среды на формирование творческих способностей и протекание собственно творческого процесса (А.Оден, О.Ромах, Б.Хо-леран, П.Холеран).
Субъективное реагирование личности на экстремальные воздействия окружающей среды и типы подобного воздействия изучались по трудам Г.Селье, Л.Китаева-Смыка, Л.Михайловой, О.Ромах.
Идентификации постадийного протекания творческого процесса с воздействием экстремальных условий окружающей среды, классификации творческих изысканий индивида с этой точки зрения, выделения уровней экстремальности творчества и их параметров, к сожалению, ранее не проводилось. Более того, этот аспект проблемы творчества практически не изучался. Таким образом, проблема может быть определена как неосвоенная, малоизученная, теоретическая значимость и новизна которой
подтверждает актуальность исследования.
Цель работы заключается в исследовании механизма творческой экстремальности, выявлении концептуальной основы и изучении способов ее осуществления.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
-
обозначить место и роль творчества в процессе самоопределения личности в нестандартных (нестабильных) социальных условиях;
-
идентифицировать творческий процесс как экстремальную ситуацию и классифицировать уровни ее развития;
-
выявить особенности стадий творческого процесса в экстремальных условиях;
-
проанализировать экстремальные условия творческой деятельности;
-
определить необходимость и способы стимулирования творческой продуктивности;
-
сформулировать рекомендации по воспитанию личности, способной продуктивно функционировать в экстремальных условиях, путем вовлечения ее в непрерывный творческий процесс.
Объектам, исследования является творческая деятельность интеллигенции.
Предмет исследования - экстремальное многообразие творчества в онтогенезе индивида.
Теоретико-методологической основой исследования являются положения о творчестве как неотъемлемой компоненте человеческой жизнедеятельности, переходящей в разряд ценностных позиций; о значении творчества для формирования социальной активности личности; о необходимости адаптации к нестабильности состояния социума и определяющей роли творчества в этом процессе.
Основными методами исследования являются: метод системного анализа; контент-анализ; методы социологических исследований.
Научная новизна диссертации.
S В исследовании осуществлен анализ культурологического аспекта экстремальности творчества с применением структурно-системного подхода.
S Выделены структурообразующие формы экстремальности творчества (социально-предписанная, эсхатологическая, профессионально-стратовая, ситуативная, индивидуализированная), которые проанализированы по ряду параметров (источник, масштаб, ожидание, время, сложность, значимость) и критериев.
S В теоретическом и практическом аспектах рассмотрены условия возникновения (объективная необходимость, социальная и профессиональная необходимость, высокая индивидуальная мотивация и другое) и механизм экстремальности в творчестве (поэтапное преодоление стадий творческого процесса идентично субъективному реагированию индивида на экстремальную ситуацию).
S Выстроенная экстремальная концепция творчества позволила выделить эффективные стимуляторы социальной активности и творческой продуктивности.
Теоретическая значимость исследования заключается в анализе экстремальности творческой деятельности, ее разветвленной структуры; в идентификации постадийной вовлеченности в творческий процесс с субъективным реагированием на экстремальные раздражители; в выявлении зависимости творческой продуктивности от мотивации творческой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в формировании системного подхода к корректировке личностных усилий в плане стимуляции творческой продуктивности, в приведении конкретных рекомендаций по воспитанию способной успешно функционировать в нестандартных условиях личности, методом вовлечения в непрерывный творческий процесс. Автором диссертационной работы собраны необходимые материалы и проведено социологическое исследование, на основании которых может быть сделан прогноз состояния культуры в свете повышения творческой продуктивности, обусловленной использованием экстремальности творчества как мощного стимулятора обозначенного процесса. Собранные материалы также могут быть использованы в процессе преподавания различных культурологических, философских и социологических дисциплин. Положения, выносимые на защиту.
1. Творческий процесс по степени влияния на личность (физиологию, духовную и эмоциональную сферы) и по характеру ответных реакций идентичен экстремальной ситуации. Последняя имеет разветвленную структуру, которая проанализирована как состоящая из социально-предписанной, эсхатологической, профессионально-стратовой, ситуативной, индивидуализированной форм, в свою очередь подразделяемых по качественным и количественным параметрам. На них оказывают воздействие источник влияния, стимулирующий деятельность; масштаб и сложность целевых установок и вытекающих из них задач; ожидание и предполагаемая модель результата и его значимость для человека; дли-
тельность и сложность выполнения задачи и другие позиции.
-
Длительное воздействие экстремального фактора приводит к множественным личностным изменениям. Это проявляется в увеличении продуктивности творчества (числа создаваемых работ), повышении их качества. Подобное совпадение количества и (или) качества работ в условную единицу времени дает основание говорить о творческом «пике» в жизни личности. Периодичность подобных творческих «пиков» может быть обусловлена неоднократным и периодичным воздействием тех или иных экстремальных факторов. При этом, нередко проявление максимума творческой активности приходится на период, когда физические возможности уже на исходе. Подобное явление объясняется понятием «творческий возраст», который не совпадает с биологическим возрастом человека и обозначает фактическое состояние психики, ее возможности открывать или создавать новое в любой период жизни человека.
-
Личностное стимулирование продуктивности творческой деятельности в большинстве случаев подразумевает создание для нее особенных условий: объективных или субъективных. По степени воздействия на творчество индивида обе группы условий могут быть идентифицированы как экстремальные.
-
Развитие творческих способностей и формирование творческой личности в целом требует обязательного вовлечения индивида в непрерывный творческий процесс и создания оптимальных условий деятельности. В ряде случаев с учетом специфики поставленной задачи оптимальным условием может оказаться воздействие экстремальных факторов, создающих личности предпосылки для включения в ту или иную форму творческой экстремальности.
Апробация работы Основные положения и результаты исследования излагались на Российской научной конференции «Проблемы культуры и искусства» (Санкт-Петербург, 1999), на международной научно-практической конференции «Творчество и самоорганизация» (Курск, 1999), семи межвузовских научных конференциях "Человек и культура", проводившихся в 1995-2000 годах в городе Тамбове; в разработке и ведении спецкурса «Творчество как экстремальная категория» для специализации «культуролог». По теме диссертационного исследования имеется 11 публикаций теоретического и методического характера.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.