Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностная специфика рыцарского идеала и его культурные формы Орлова Екатерина Игоревна

Ценностная специфика рыцарского идеала и его культурные формы
<
Ценностная специфика рыцарского идеала и его культурные формы Ценностная специфика рыцарского идеала и его культурные формы Ценностная специфика рыцарского идеала и его культурные формы Ценностная специфика рыцарского идеала и его культурные формы Ценностная специфика рыцарского идеала и его культурные формы
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Орлова Екатерина Игоревна. Ценностная специфика рыцарского идеала и его культурные формы : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Орлова Екатерина Игоревна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2009.- 189 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-24/123

Введение к работе

Проблемой исследования являются генезис, культурная специфика и
многообразие воплощений западноевропейского рыцарско-

аристократического идеала Рыцарство как элитарное военное сословие средневековой Европы относится к таким феноменам культуры, о которых массовое историческое сознание продолжает сохранять память, актуализированную в стереотипах, мифах и моделях обыденного поведения Более того, рыцарство постоянно присутствует в жизни современного массового человека в виде метафор, универсальных архаических сюжетов, ценностных суждений, эпитетов, символов

В современной культурологии стало актуальным исследовать исторические типы субкультур и социокультурных групп Это обусловлено прогрессирующей дифференциацией культуры, с одной стороны, и проблемой фрагментации идентичности современного человека, с другой Исследование субкультур, как правило, носит феноменологический характер и ограничивается определением временных рамок, поведенческих черт и указанием на социально-психологические особенности выражения определенных индивидуальных и групповых потребностей

В этой связи представляется актуальным исследование идеологии социокультурных групп По отношению к западноевропейскому рыцарству такой идеологией является рыцарственность (совокупность культурных принципов, задающая определенную поведенческую модель), приобретшая самостоятельное значение и транслированная в дальнейшем развитии культуры в иные социальные группы

В современной культуре понятия «рыцарь», «рыцарское поведение» стали архетипическими. Современные молодые люди, в отличие от поколения их отцов, не только читают и смотрят фильмы о рыцарях, но пластически воплощают образ рыцаря в инсценировках, пытаясь не символизировать, а реконструировать атрибуты средневековой эпохи Игровой характер освоения ушедших культурных стилей необходимо рассматривать в контексте проблемы нивелирования социальной иерархии в современной культуре

Во второй половине XX столетия граница между массовым и элитарным окончательно стерлась, исчезновение духовной вертикали оказалось существенной потерей для культурного самосознания Потребность в социальной структурности, отличной от экономической стратификации и бюрократической субординации, проявляется сегодня в различных культурных формах, и в первую очередь - эстетических, текстуальных и игровых экс-плуатациях идей и образов предшествующих эпох Высшие ценности не поддерживаются теперь развитым религиозным сознанием, они требуют себе замещения в виде репрезентации в игре и в искусстве

современная кулыура иредоілавлмсі милодиму поколению совершенно новые возможности для самореализации и для достижения психологического комфорта вне привычных рамок социальной, национальной или

этнической самоидентификации Виртуальные миры, освоенные молодежными субкультурами, становятся сегодня доступными и для людей старших поколений Поэтому изучение их идеологии и проводимого ими культурного отбора позволяет выявить возможности дальнейшего развития общества в целом в период постиндустриальной цивилизации.

Тема данной работы позволяет внести вклад в решение таких актуальных проблем культурологии, как соотношение уникального и универсального в культуре, культурного смысла социальных и духовных иерархий, значения личностных образцов для формирования больших культурных стилей

Степень разработанности проблемы. История и специфика рыцарства — тема, имеющая в гуманитарных науках давние традиции изучения Вместе с тем в последние десятилетия она переживает определенный ренессанс Исследования А Борста, Р Барбера, Д Барни, Ж. Дюби, Л Женико, Р Килгура, П Ван-Люйна, Ж Флори и других1 вскрыли новые пласты этой проблематики, выявили оригинальные подходы к пониманию феномена рыцарственности

В 1919 году вышла книга Й. Хейзинги «Осень средневековья», имеющая подзаголовок «Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах» Автору, одному из первых культурологов, удалось представить средневековую историю в ее повседневности, описать эмоциональные переживания, свойственные человеку средневековья Й Хейзинга полагал, что если история - это прежде всего культура, то историк - не бесстрастный созерцатель, фиксирующий «то, что было», но ее со-творец Определяя общее понятие игры, Й Хейзинга использовал значительный круг данных, относящихся к истории средневекового рыцарства Рыцарский образ жизни представлялся ему явлением явно выраженной «игровой» природы, в смысле восприятия «игры» как последовательной антитезы «обыденной жизни», а рыцарский идеал, по его мнению, выражался «по большей части в фантазии и фикции»2 Голландский культуролог делает весьма продуктивные для понимания сути рыцарственности замечания «Рыцарство никогда бы не сделалось жизненным идеалом на период нескольких столетий, если бы оно не заключало в себе высокие социальные ценности И именно в самом преувеличении благородных и фантастических взглядов была его сила. Душа Средневековья, неистовая и страстная, могла быть управляема единственно тем, что чрезвычайно высоко ставила идеал, к которому тяготели ее устремления»3

Один из самых авторитетных историков XX века Жак Ле Гофф4 рассматривает средневековый Запад в заданных им параметрах пространства-

Обзор литературы конца 60—70-х гг XX века см в статье Бессмертный Ю Л Рыцарство и знать
X—XIII вв в представлениях современников // Сб ИНИОН АН СССР «Идеология феодального общества в
Западной Европе проблемы культуры и социально-культурных представлений средневековья в зарубежной
историографии» M, 1980,с 196—220
2 Хейзинга Й Осень Средневековья М Наука, 1988 С 61

Там же
1 Ле Гофф Ж Другое средневековье Екатеринбург, 2000, Ле Гофф Ж Средневековый мир вообра-

жаемого М, 2001, ЛеГофф Ж Цивилизация средневекового Запада М.1992

времени, материальной культуры и социальной иерархии, что позволяет ему понять как отдельного человека в его менталыюсти и повседневности, так и специфику всей духовной культуры средневековья

Видный польский философ и социолог, специалист в области исторической социологии морали М Оссовская публикует книгу «Буржуазная мораль» (1956), а следом - «Рыцарский этос» Вторая книга является анализом аристократического нравственного идеала, который преобладал в общественном сознании античности и средневековья М Оссовская рассматривает моральные нормы в контексте личностного образца — образа личности, который считается достойным подражания, является объектом притязаний, принят в данном социуме в качестве идеала Личностный образец — важное понятие социологии культуры, в разработку которого большой вклад внесла сама М Оссовская, — является ключевым в ее исследованиях добуржуазной и буржуазной морали Автор изучает прежде всего моральные черты личностного образца, но рассматривает их в единстве с другими, морально нейтральными признаками, которые в совокупности и образуют то, что она фиксирует с помощью древнегреческого термина «этос» Методологическая значимость работ М Оссовской для нашей диссертации обусловлена плодотворностью содержащихся в них этических обобщений

Книга итальянского исследователя Ф. Кардини, исследующего историю духовной культуры средневековья, ее менталитет, социальную психологию и мироощущение, «Истоки средневекового рыцарства» появилась в 1981 г Автор работает на стыке многих наук социальной, экономической и культурной истории, археологии, истории техники и материальной культуры, военного дела Он исходит из понимания рыцарства как особого социального и юридического явления и как определенной культурной реальности, типа мировосприятия и мироощущения, своеобразной «движущей идеи» эпохи

Важной вехой в изучении средневековой духовной культуры стали работы представителей «Новой исторической школы» (М Блок, Л Февр), а также их последователей в России (О А Добиаш-Рождественская, А Я Гу-ревич, В П. Даркевич, А Л Ястребицкая, 10 Л Бессмертный, Н И Басовская и др). Огромный вклад в изучение проблем рыцарственности внес видный представитель школы "Анналов" Ж Дюби В работах, посвященных раннему средневековью, автор исследовал процессы становления рыцарства во Франции3

Во второй половине XX века появляются комплексные работы, рассматривающие историю западноевропейского рыцарства с различных точек зрения и изучающие различные стороны его жизни К подобным трудам относится книга "Рыцарь и рыцарство" американского исследователя Р. Барбе-ра6, освещающая главные проблемы становления рыцарства и его идеологии на протяжении всего средневековья Книга состоит из пяти частей' в первой

5 Дюби Ж Рыидрство //1 рехчастная модель, или представления средневекового общества о себе са-

мом/Пер сфр ЮА Гинзбург М.2000 С262-275
' Barber A The knight and ch ivalry N-Y, 1970

и второй частях ("Феодальный воин" и "Рыцарство и литература") рассматривается процесс формирования рыцарства и его идеологии. А три последние ("Рыцарство в действии", "Рыцарство и религия", "Рыцарство и государство") посвящены его общественному функционированию и взаимоотношениям с другими социально-политическими институтами В заключительной части затрагивается проблема упадка рыцарства в XIV - XV вв

Книга М Кина "Рыцарство"7 посвящена исследованию средневековых войн Автор в первую очередь останавливается на вопросе об уровне реальной опасности на войне в XIV веке, считая, что такая опасность была весьма существенной, несмотря на прочные доспехи, которые носили рыцари и существующий кодекс чести, предписывающий брать противников в плен, а не убивать Далее автор рассматривает вопрос, касающийся странствующих рыцарей насколько в позднем средневековье культ странствующего рыцаря соответствовал общественным и политическим нуждам своего времени, и как в умах современников культ странствующего рыцаря уживался с пониманием того, какие ужасы и преступления могут быть связаны с действиями таких рыцарей по отношению к мирным жителям

Лишь в последние годы в российской историко-культурологической науке стала развиваться антропология рыцарской культуры8, исследующая различные аспекты рыцарства через т н "человеческий фактор" с помощью различных смежных наук истории, культурологии, философии, политологии, социологии, психологии и др Новые подходы в изучении западноевропейского рыцарства продемонстрировал "Круглый стол" ассоциации медиевистов и историков раннего Нового времени по теме "Средневековое европейское дворянство от рыцаря к придворному"9, состоявшийся в 1997 г, а также ежегодный сборник Российской академии наук "Казус"10.

Редколлегия журнала «Одиссей» в апреле 2002 г провела конференцию «Рыцарство реальность и воображаемое» В 2004 году вышел номер журнала, куда вошли переработанные тексты докладов и выступлений дискуссии, прошедшей на конференции"

Таким образом, до сих пор рыцарство изучалось как конкретное историческое или культурное явление С нашей точки зрения, в вышеназванных работах остался не исследованным многоаспектный идеал рыцарственности, сложившийся в европейском средневековье, переживший несколько куль-

ман М Рыцарство/Пер с анг И А Тогоевой М,2000
8 Ефимова Е Рыцарство М , 2003, Богословский Л Бусидо // Удар Солнца или Гири - чувство чести /

Сост В С Пинхасович М -СПб, 1999, Военно-историческая антропология Предмет, задачи, перспективы развития М.2002

Хачатурян Н А Статус западноевропейского дворянства, его внутренняя стратификация и социальные потенции // Бюллетень Всероссийской ассоциации медиевистов и историков раннего нового времени М.1997 №8 С 21 -24, Тушина Г М Некоторые аспекты исследования средневекового рыцарства Прованса (XII - XIV вв) в современной медиевистике / Там же С 24-30

10 Казус Индивидуальное и уникальное в истории Вып4/Подред Ю Л Бессмертного и М А Бой-
цова М, 2002

11 Одиссей Человек в истории 2004 Рыцарство Реальность и воображаемое, История России Quo
vadis', Маленькие радости Большого террора и др (под ред Гуревича А Я) М Наука, 2004 - 511 с

турных трансформаций и окрасивший современное общественное представление о благородном человеке

Проблема изучения ролевых игр (инсценировок средневековых турниров и битв, моделирования альтернативной реальности по образцу рыцарского романа или художественного текста фэнтези) в настоящее время становится популярным направлением исследований Автор монографии «Субкультуры и этносы в художественной жизни» К. Б. Соколов утверждает, что любая субкультура состоит из единства картины мира и образа жизни12 Т. Б Щепанская говорит о единстве коммуникативного (типы межличностных связей, структура сообществ, формы общения и т п - социальный уровень культуры) и знакового (культурный код - в том числе арго, вербальный фольклор, атрибутика, символика и мифология вещественного мира, телесности, пространства и времени - то есть «язык» культуры и в целом ее картина мира) уровней культуры13 В книге С. И Левиковой «Молодежная субкультура» системно рассмотрены и классифицированы самые важные субкультурные движения XX века.14

Объект исследования - феномен рыцарственности в средневековой культуре, романтизме и массовой культуре XX века

Предмет исследования - ценностные характеристики рыцарского идеала, представляющего собой своеобразную ценностную и знаковую систему, способную к исторической модификации и сохранению значимости в более поздних и неавтохтонных культурах

Целью настоящей работы является культурно-философский анализ специфики рыцарского идеала, рассматриваемого в единстве его нравственных, эстетических, социальных и экзистенциальных характеристик

Реализация этой цели требует решения следующих задач

1. Описать генезис и этапы становления рыцарского идеала в

европейской культуре

  1. Выявить систему ценностей рыцарского идеала, его нравственные и эстетические характеристики

  2. Показать специфику рыцарского идеала, сопоставив институты военной элиты, возникшие в восточных культурах, с европейским рыцарством

  3. Выявить роль романтического искусства и философии в процессе оформления рыцарского идеала в культурему

5. Проанализировать экзистенциальные смыслы и культур-

ную сущность игр в рыцарство в практике современных субкультур Теоретическими и методологическими основаниями диссертационной работы являются исторический, междисциплинарный, компаративный, системный подходы, диалектический метод, интерпретативный анализ Тео-

Соколов К Б Субкультуры и этносы в художественной жизни СПб, 1996 Щепанская T Б Система тексты и традиции субкультуры М ОГИ, 2004 Левихова С И Молодежная субкультура Учебное пособие М ФАИР-ПРЕСС, 2004

ретической базой настоящего исследования послужили идеи, сформулированные в области теории и истории культуры Л Г Иониным, В П Брянским, А Я Гуревичем, М Оссовской, Й Хейзингой, А В. Михайловым, И С Коном, М С Каганом. В выяснении уникальных и универсальных черт феномена рыцарственности мы использовали принципы феноменологического и универсалистского подхода к культуре А Вебера

Для понимания современной культурной ситуации методологическое значение имели идеи Г Зиммеля, Т Веблена, Дж Фейблмана, 3 Баумана, Ф Тенбрука, выдвинутые в сфере социологии культуры Так под культурными формами в диссертации понимаются исторически изменчивые и исторически обусловленные единицы репрезентативной культуры, которая, по определению Ф. Тенбрука,« вырабатывает идеи, значения и ценности, которые действуют в силу их фактического признания Она охватывает, следовательно, убеждения, оценки, картины мира, идеи и идеологии, которые воздействуют на социальное поведение в той мере, в какой члены общества либо активно их разделяют, либо пассивно признают»15

В работе используются принципы социокультурной динамики А Моля, к концепции которого восходит термин «культурема» - это семиотическое понятие, используемое для анализа и классификации устойчивых, одинаково интерпретируемых обширным сообществом формальных проявлений культуры

Научная новизна исследования состоит в том, что в данной работе впервые рассматривается не изученная ранее проблема развития во времени рыцарственности как феномена культурного сознания, стиля и стилизации В диссертации вычленяется в качестве самостоятельного предмета исследования рыцарский идеал, то есть набор культурных принципов, задающий определенную модель поведения и являющийся идеологическим ядром жизненного стиля всех рыцарских субкультурных форм Работа открывает новые перспективы в сфере изучения экзистенциальных переживаний человеческой личности в связи с селекцией культурных образцов

Положения, выносимые на защиту:

  1. Рыцарский идеал - культурный образец или совокупность ценностей специфического стиля жизни, сформировавшийся в средние века в процессе становления европейского нобилитета В силу трёхстадийного формирования объединяет идеализированные поведенческие признаки конного воина, защитника церкви и придворного

  2. Рыцарский идеал представляет собой аристократический пер-фекционистский комплекс таких черт, как знатное происхождение, воинская доблесть (храбрость, искусность в бою, великодушие к противнику), честь и верность, щедрость, одухотворен-

ls TenbruckrH ReprAsentative Kultur II Sozialstrukiur und Kultur I Hrsg vonH Hafenump Frankfurt am

Mam Suhrkamp, 1990 S29

ность, куртуазность По своим содержательным и формальным характеристикам это идеал «человека благородного»

  1. В средневековых воинских культурах универсальными составляющими являются социальная роль воина-защитника, важность эстетизма и символики знаков отличия. Европейское рыцарство уникально в следующих моментах- формирование антропологического идеала благородного человека, теоцентриче-ские представления о мире; высокая ценность межсословной дистанции и неутилитарного поведения

  2. Процесс трансформации рыцарственности в культурему осуществился в эпоху романтизма за счёт привнесение в нее ощущения личной свободы, мистицизма, обостренного чувства собственной уникальности, ценности любовного страдания, особого отношения к смерти, темы личной судьбы и предназначения

  3. Инсценировки рыцарских сюжетов XX века и современности являются одним из множества вариантов полистилистической массовой игровой деятельности Современная игра в рыцарство характеризуется приоритетами телесности и эстетизма

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования состоит в расширении представлений об антропологической, экзистенциальной, нравственной и эстетической базе формирования современной европейской культуры Положения диссертационного исследования могут способствовать более глубокому пониманию системности как европейской, так и отечественной культур

Материалы диссертации могут найти применение в преподавании культурологии, истории, философии, литературоведческих дисциплин, в дальнейших научных исследованиях Концепция, разработанная в диссертации, может использоваться (как педагогическая технология) в педагогической антропологии, одной из важных задач которой является воспитание благородного человека с чувством собственного достоинства

Апробация работы. Основные идеи, положенные в основу исследования, докладывались на аспирантских семинарах кафедры теории и истории культуры Волгоградского государственного педагогического университета Полученные выводы обсуждались на Международных научно-практических конференциях «III Серебряковские чтения» (Волгоград, 2006), «IV Серебря-ковские чтения» (Волгоград, 2007), «V Серебряковские чтения» (Волгоград, 2008), III межрегиональных исторических чтениях, посвященных памяти проф Б С Абалихина (Волгоград, 2006), IV Всероссийской научно-практической конференции «Традиционное общество неизвестное прошлое» (Челябинск, 2008), Втором российском культурологическом конгрессе «Культурное многообразие — от прошлого к будущему» (Санкт-Петербург, 2008)

Основные положения диссертации нашли отражение в і 4 публикациях

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения и списка литературы

Похожие диссертации на Ценностная специфика рыцарского идеала и его культурные формы