Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Актуализация отечественного культурного наследия XVIII–XX вв. средствами информационных технологий (архивные и музейные коллекции в Internet) Тарумова Наталья Тимофеевна

Актуализация отечественного культурного наследия XVIII–XX вв. средствами информационных технологий (архивные и музейные коллекции в Internet)
<
Актуализация отечественного культурного наследия XVIII–XX вв. средствами информационных технологий (архивные и музейные коллекции в Internet) Актуализация отечественного культурного наследия XVIII–XX вв. средствами информационных технологий (архивные и музейные коллекции в Internet) Актуализация отечественного культурного наследия XVIII–XX вв. средствами информационных технологий (архивные и музейные коллекции в Internet) Актуализация отечественного культурного наследия XVIII–XX вв. средствами информационных технологий (архивные и музейные коллекции в Internet) Актуализация отечественного культурного наследия XVIII–XX вв. средствами информационных технологий (архивные и музейные коллекции в Internet) Актуализация отечественного культурного наследия XVIII–XX вв. средствами информационных технологий (архивные и музейные коллекции в Internet) Актуализация отечественного культурного наследия XVIII–XX вв. средствами информационных технологий (архивные и музейные коллекции в Internet) Актуализация отечественного культурного наследия XVIII–XX вв. средствами информационных технологий (архивные и музейные коллекции в Internet) Актуализация отечественного культурного наследия XVIII–XX вв. средствами информационных технологий (архивные и музейные коллекции в Internet) Актуализация отечественного культурного наследия XVIII–XX вв. средствами информационных технологий (архивные и музейные коллекции в Internet) Актуализация отечественного культурного наследия XVIII–XX вв. средствами информационных технологий (архивные и музейные коллекции в Internet) Актуализация отечественного культурного наследия XVIII–XX вв. средствами информационных технологий (архивные и музейные коллекции в Internet) Актуализация отечественного культурного наследия XVIII–XX вв. средствами информационных технологий (архивные и музейные коллекции в Internet) Актуализация отечественного культурного наследия XVIII–XX вв. средствами информационных технологий (архивные и музейные коллекции в Internet) Актуализация отечественного культурного наследия XVIII–XX вв. средствами информационных технологий (архивные и музейные коллекции в Internet)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тарумова Наталья Тимофеевна. Актуализация отечественного культурного наследия XVIII–XX вв. средствами информационных технологий (архивные и музейные коллекции в Internet): диссертация ... кандидата : 24.00.01 / Тарумова Наталья Тимофеевна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского"].- Ярославль, 2015.- 250 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Концепции работы сайтов в Internet в контексте истории русской культуры 27

1. Культурологические сайты: опыт работы в НИВЦ МГУ имени М.В. Ломоносова в контексте имеющихся практик 27

2. Презентация культурной жизни Московского университета рубежа XIX-XX вв.: литературная среда, семейные традиции 47

3. Репрезентация культурного опыта в виртуальном музее российской печати (http://mediamuseum.guru.ru) 66

Глава 2. Обоснование подходов к изучению и презентации творческого опыта как историко-культурной целостности: преподаватели и выпускники Московского университета 85

1. Изучение и презентация творческого опыта университетских поэтов в ракурсе архивного каталога личных дел 85

2. Обоснование принципов презентации культурного опыта университетских поэтов (сайт «Поэзия Московского университета от Ломоносова идо...») 106

Глава 3. Индивидуальный опыт творческой личности представленной в Internet-ресурсах 130

1. Виртуальный музей «Мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате» - многофункциональный научно-образовательный Internet-ресурс (http://kvartira-belogo.guru.ru) 130

2. Информационные технологии - средство актуализации творческого наследия И.А. Ильина 151

Заключение 186

Библиографический список использованных источников и литературы 1

Презентация культурной жизни Московского университета рубежа XIX-XX вв.: литературная среда, семейные традиции

По нашим сведениям, количество научных публикаций посвященных особенностям презентации культурного наследия в Internet, как и диссертационных работ по данной тематике, на сегодняшний день крайне мало. Как близкую в этом направлении можно отметить диссертационную работу Е.Е. Макаровой «Научно-популярные сайты в системе СМИ: типологические и профильные особенности» (факультет журналистики МГУ, 2013), [354], в которой дана характеристика состояния современных научно-популярных сайтов, как новой типологической группы в системе СМИ. Эмпирическую базу этой работы составили научно-популярные сайты российского фрагмента Internet: сайты-версии традиционных СМИ, телевизионных программ и просветительских проектов. В качестве примера готового Internet-ресурса, совмещающего функции презентации и, одновременно, научно-исследовательской площадки, можно отметить сайты: «Малые языки Сибири: наше культурное наследие» руководитель проекта О.А. Казакевич, (http://siberian-lang.srcc.msu.ra) и «Русский Шекспир», автор Н.В. Захаров (//http://rus-shake.ru/). [Здесь и далее в диссертационной работе дата просмотра электронных ресурсов сентябрь 2014 г.]. Научная литература, востребованная при рассмотрении проблемы нашего исследования, может быть разделена на следующие группы. Первая группа - это материалы, представляющие объект исследования, творческую деятельность ученых и писателей, чьи судьбы непосредственно связаны с Московским университетом имени М.В. Ломоносова. Вторая группа - материалы, отражающие специфику презентации в Internet культурного наследия, прежде всего, отечественного.

При характеристике первой группы, отметим, что жизни и творчеству ученых и писателей, представляющих Московский университет, посвящено большое количество печатных работ и научных исследований разной направленности (Шмидт СО. Памятники письменности в культуре познания истории России. Т. 2. Кн. 1. От Карамзина до «арбатства» Окуджавы. -М.: Языки славянской культуры, 2009. - 576 с; Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях. М., Высш. шк., 1993. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб, Азбука. 2001. Избранные труды. В 4 тт. Т. 1. О поэтах. Москва: Языки русской культуры, 1997. - 662 с. О.Мандельштам: гражданская лирика 1937 года. М., РГГУ. 1996. Дувакин В.Д. Поэзия начинается там, где есть тенденция II Вопросы литературы. 1960. Кн. 12., Разговоры с М.М. Бахтиным II Диалог. Карнавал. Хронотоп. Витебск, 1995, № 2, С. 152-164; Тахо-Годи Е.А. А.Ф. Лосев: от писем к прозе; от Пушкина до Пастернака. М., 1999. Великие и безвестные: Очерки по истории русской литературы и культуры XIX-XX веков. СПб., 2008. Константин Случевский. Портрет на пушкинском фоне. СПб., 2000. (Первая монография о творчестве поэта). Вячеслав Иванов - творчество и судьба. М., 2002. Владимир Соловьев и культура Серебряного века. М., 2005. Сборник "Вехи" в контексте русской культуры. М., 2007).

При этом в творческих биографиях выдающихся деятелей существуют лакуны, не восполненные и в настоящее время. Например, говоря о М.В. Ломоносове, академик П.Л Капица отмечал, что «При изучении материалов о Ломоносове наибольшую неудовлетворенность вызывает то, что никто из наших крупных писателей не нарисовал его облика как человека» [299, с. 256].

Научные публикации, связанные с исследованиями творчества представителей гуманитарных дисциплин, философов и историков, в период с середины 20-х до конца 80-х годов прошлого века, содержали, в основном критику мировоззренческого опыта авторов с позиций марксизма-ленинизма, и только в последние два десятилетия стали появляться работы, в которых возобладал научный подход, свободные от какой-либо идеологической направленности. Например, диссертации М.А. Соловьевой «СМ. Соловьев как историк русской исторической мысли» [453], или Ю.С. Никифорова «Культура российского историка последней трети XIX - начала XX в. (на примере представителей «русской исторической школы» [376].

Также следует отметить большое количество современных публикаций, посвященных творческому и эпистолярному наследию писателей, представляющих московский университет. Например, монография Н.А. Богомолова «Вячеслав Иванов в 1903-1907 годах. Документальные хроники» (Москва, изд-во Кулагиной - Intrada, 2009); « "Ваш рыцарь " Андрей Белый. Письма к М.К.Морозовой. 1901-1928», предисловие, публикация и примечания А.В.Лаврова и ДжонаМальмстада (М., Прогресс-Плеяда, 2006) и другие. Семейным традициям, составляющим неотъемлемую часть культурной жизни преподавателей и студентов Московского университета, описанных в воспоминаниях современников (Милюков П.Н. Воспоминания, Т.1., стр.154 - М.: Современник, 1990), посвящены работы И.В. Делекторской, Е.В. Наседкиной, М.Л. Спивак, Н.Т. Тарумовой, М.Б. Шапошникова (Сб. научных статей «Миры Андрея Белого». Белград-Москва: изд-во Белградского ун-та, 2011).

Репрезентация культурного опыта в виртуальном музее российской печати (http://mediamuseum.guru.ru)

В результате изучения современного состояния информационных ресурсов в Internet, посвященных возникновению и развитию печатных средств массовой информации в России, было установлено, что в открытом доступе подобные сведения представлены весьма скромно.

Созданный при участии автора диссертации проект направлен на развитие русскоязычного сегмента Internet, освещающего историю культуры и науки в нашей стране, на всестороннее и комплексное исследование культурно-образовательной среды Московского университета методами культурологического, литературоведческого, лингвистического, библиотечного и архивного анализа; на сохранение и развитие родного языка. Виртуальный «Музей российской печати» предназначен для предоставления информационных услуг в свободном доступе в Internet по истории российских печатных средств массовой информации, дает возможность восполнить источниковедческую базу, без которой невозможно изучение процессов истории, культуры, науки, развития общественной мысли.

Поскольку научное исследование проводилось в рамках образовательной системы и привязано к конкретной эпохе, проблема понимания научного текста приобретала важный культурологический аспект. В рамках исследования были изучены и проработаны источники, хранящиеся в архивном фонде МГУ, причем особое внимание уделялось эпистолярному наследию известных деятелей культуры, журналистики, просвещения и истории.

Для реализации идеи «Музея печати» в его виртуальном виде были подготовлены полнотекстовые версии российских архивных периодических изданий, находящихся в фонде Научной библиотеки МГУ, а также научно-справочные материалы к ним. К числу последних по истории русской журналистики XVIII-XX веков относятся: государственные документы о регулировании и надзоре за журналистикой; статьи и книги исследователей по истории журналистики, труды известных публицистов. Также были составлены библиографические списки работ об отдельных периодических изданиях, сведения о биографиях редакторов, издателей, журналистов. Предложенные диссертанткой порядок подачи информации: представление периодических изданий в полном объеме, ссылки на их наличие в местах хранения, публикация материалов в хронологическом порядке -все это позволило представить общую картину истории книгопечатания и журналистики не только Московского университета, но и по России в целом. Библиография русской периодики всегда была на периферии сознания науки истории книги и книговедения. Вторая половина XIX века характеризуется популярностью словарных и библиографических исследований. Это словарные проекты Г.Н. Геннадии (1826-1880), Д.Д. Языкова (1850-1918), С.А. Венгерова (1885-1920) В 1880-1890-е годы появляются специальные библиографические журналы: «Российская библиография», «Библиограф», «Библиографические записки», «Книговедение». Библиографические материалы широко используются в издательском деле и книготорговле. Примером является труд Н.М. Лисовского (1854-1920) «Библиография русской периодической печати»10 (1915), который востребован исследователями и сегодня. Эта книга содержит наиболее полные сведения практически обо всех видах отечественных периодических изданий: правительственных и литературных, научных и ведомственных, столичных и провинциальных. Каждый из печатных органов характеризуется по четкой и продуманной схеме: время и место издания, данные об изменении названия, периодичность выхода в свет, фамилии издателей и редакторов, формат и т.д. Использование данной книги Лисовского связанной со взаимоотношениями российской печати и цензурных ведомств, с установлением подробностей перехода журналов и газет от одного владельца к другому, помогало автору диссертации в изучении архивных материалов и представления их на сайте. Сегодня положение дел с научным описанием журналов и газет, или, как их принято называть - сериальных изданий - пока XVI, 1066 с. находится в плачевном состоянии. Планомерная и последовательная оцифровка изданий периодической печати, начиная с XVIII века, и публикация материалов на страницах сайта позволяет восполнить пробелы в научной истории печати и является одной из главных задач выполненной работы.

Содержательная сторона проекта включала сбор, научное редактирование и публикацию в электронном виде: 1) источников (рукописей, книг, газет, журналов); 2) иллюстративного материала - этюдов, зарисовок, фотографий, электронных копий уникальных архивных источников; 3) материалов, которые призваны популяризировать тематическую область: интересных фактов, календаря памятных дат, «виртуальных экскурсов», и была организована в иерархическую структуру разделов, подразделов и страниц.

Отобранный материал концептуально был разделен на два больших смысловых блока: первый из них определяет содержание виртуальной «музейной экспозиции», второй - содержит дополнительные справочные материалы. Газетные и журнальные издания, собранные в соответствующие разделы, составляют основное наполнение «музейной экспозиции». Сюда также относятся рубрика «Медиаперсоны», в которой дается полный алфавитный список персоналий с биографической справкой на каждого автора, так или иначе связанных с периодическими изданиями, и рубрика «Виртуальные экскурсии», составленная в виде карты исторических значимых событий из жизни М.В. Ломоносова и Московского университета. Карта сопровождается визуальными и текстовыми материалами. Второй блок выполняет комплементарную функцию и составлен из рубрик, дополняющих «музейную экспозицию»: документарного раздела содержащего архивные и современные законодательные акты, справочно-библиотечного фонда, библиографии статей, а также краткой исторической энциклопедии периодических печатных изданий. Структура раздела «Журналы» сформирована таким образом, чтобы, с одной стороны, сделать тексты раритетных изданий максимально и легко доступными для пользователей, а с другой стороны - сохранить при этом традиционные библиотечные функции при работе с архивом. На сайте размещены оциф рованные постраничные копии оригинальных журнальных изданий XVIII XIX вв., что дает возможность пользователям проводить исследование тек ста и копировать материал. На каждый журнал заведена карточка, выпол ненная в виде отдельной страницы, где указана информация: Тип издания; Название; Годы и место выпуска; Медиаперсоны, История журнала; Биб лиография журнала и текст самого журнала в формате PDF. На странице активны следующие опции: «Медиаперсоны», «История журнала», «Биб лиография», и при выборе посетитель попадает в соответствующий под раздел с информацией. Опция «Читать» загружает файл PDF, содержащий оцифрованную копию журнала, включая содержательную текстовую часть журнала, его обложку, корешок обложки, титул, авантитул, выходные дан ные и т.д. Такая подача материала помогает исследователю иметь полное представление об издании. Информационная карточка, составленная по принципу карточки библиотечного каталога, дает возможность комплекс ного восприятия материала. Карточка на газетные издания «Ведомости» (петровские, 1703-1728) и «Московские ведомости», начиная с первого номера 1756 года, сделана по аналогии карточки для журналов, например:

Обоснование принципов презентации культурного опыта университетских поэтов (сайт «Поэзия Московского университета от Ломоносова идо...»)

А. Белого прошла презентация сайта, которая освещалась каналом «Культура» ЦТ. На тот момент это был один из первых проектов, когда в Internet была представлена не просто галерея фотографий музейных экспонатов, а создана виртуальная площадка как для исследователей, для обмена научной информацией, так и для самого широкого круга пользователей, где представлены собрания документальных, изобразительных, мемориальных и книжных материалов, связанных с жизнью и творчеством писателя и его семьи. Участие в проекте сотрудников музея, М.Л. Спивак, заведующей музеем «Мемориальная квартира Андрея Белого» и Е.В. Наседкиной, заведующей отделом научных фондов, позволило эффективно использовать его богатую библиотеку и научные фонды музея.

К сожалению, создание подобных сайтов и сегодня происходит очень медленно, поэтому множество музеев, имеющих в своем распоряжении значительные по объему и интересные в научном плане фонды, в Internet никак не представлены.

При создании сайта основной задачей автор считал разработку его структуры, удобной для восприятия как музейного, так и научного материала. Особое внимание уделялось общему дизайну сайта и, в частности, главной титульной странице, как «визитной карточке» сайта. При оформлении использовался ретростиль, но в подборе материала строго учитывалась индивидуальность личности и период исследуемой эпохи. На сайте были использованы фотографии засушенных листьев из гербария, который любил собирать поэт, цветовую гамму (лазурно-голубой) и фотодокументы из архива научного отдела музея. Подразделы: Основные даты и Летопись жизни, оформлены фотографией парадной лестницы ведущей в квартиру поэта, на фоне которой прокручиваются даты жизни и творчества А. Белого. «Лестница» выступает как символ движения вверх к «солнцу», который проходил через все творчество писателя: Автору "Будем как Солнце"! Солнцем сердце зажжено. / Солнце - к вечному стремительность. / Солнце - вечное окно / в золотую ослепительность. [А. Белый, 1903].

Содержательная сторона проекта включает публикацию в электронном виде: - источников (рукописи, книги и прочее), - научных трудов по жизни и творчеству Андрея Белого, - иллюстративного материала: этюды, зарисовки; фотографии интеръера музея «Мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате», электронные копии уникальных архивных источников, музейных экспонатов, - материалов, которые призваны популяризировать тематическую область: интересные факты, календарь замечательных дат, виртуальная экскурсия и многое другое.

Музейный материал был структурирован следующим образом: тематическое распределение материалов осуществлялось по трем основным разделам, ссылки на которые расположены в верхней части главной страницы сайта: БИОГРАФИЯ, МУЗЕЙ, БИБЛИОГРАФИЯ. Расположение материала в такой последовательности дает возможность посетителям, впервые посетившим сайт, постепенно знакомиться сначала с биографическими материалами, затем с соответствующими музейными экспонатами.

Архивные документы, представленные в разделе БИОГРАФИЯ консолидирует в одном месте разрозненную, а порой малоизвестную информацию, посвященную жизненному пути Андрея Белого, его ближайшего окружения, воспоминаниях современников и в многочисленных фотографических и портретных изображениях художников. Эти материалы содержат большое количество фотографий, рисунков и другого иллюстративного материала. Страницы Основные даты и Летопись жизни представляют детальное отражение всех важных событий в жизни и творчестве писателя. Хронологическая канва дат осуществляется прокруткой материала по вертикали и представлена горизонтальной линейкой дат, что обеспечивает удобную документальную навигацию.

Визуальный ряд - подразделы Портреты и Фотогалерея, здесь собраны прижизненные портреты и фотографии писателя. Это работы Л.С. Бакста (1866-1924) портрет Андрея Белого 1905 и 1906 годов, которые хранятся в Государственной Третьяковской Галереи и в Государственном литературном музее; Ф.А. Головина (1867-1937)32, Андрей Белый, М.Ф. и Ф.Ф. Кокошкины 1917 года (Москва, Государственный музей А.С. Пушкина); Е.С. Крутиковой (1865-1941), Силуэты Андрея Белого 1917-1922 годов (из книги «Силуэты современников». М., 1922); портреты А.А. Тургеневой (1890-1966) 1909 год (Государственный музей А.С. Пушкина), А.П. Остроумовой-Лебедевой (1871-1955) 1924 года (С.-Петербург, Государственный Русский музей), К.С. Петрова-Водкина (1878-1939) 1932 года (Государственная картинная галерея Армении, Ереван). Личность и облик Андрея Белого очень привлекали художников. Его внешность, манера держаться, говорить, двигаться нашли отражение в многочисленных воспоми-наниях современников. Портрет Белого работы Льва Бакста 1906 г. - является одним из самых известных его художественных изображений. Многие современники, не знавшие поэта лично, представляли себе его именно таким, каким его нарисовал Бакст: « ... длинный сюртук, бутоньерка, несколько накрахмаленный вид "приват-доцента"» [322]. Художник писал Андрея Белого дважды. Первый портрет - погрудное фронтальное изображение цветными карандашами - Бакст сделал в декабре 1905 г. В этом портрете отразилось внутреннее состояние Белого, переживавшего в то время тяжелейший период трагической любви к Л.Д. Блок (1881-1939) и связанный с этими переживаниями духовный кризис34. Второй портрет был более строгим, «парадным». Этот портрет был напечатан в первом номере журнала «Золотое руно» за 1907 г.

Информационные технологии - средство актуализации творческого наследия И.А. Ильина

Презентация архивных и библиотечных материалов, освещающих историю культуры и науки рубежа ХІХ-ХХ веков, рассматривается автором диссертации как возрождение дореволюционных традиций в главном образовательном учреждении России, каким является Московский университет. В Московском университете сложились целые профессорские династии, университет стал домом для многих в полном смысле этого слова, а дома и квартиры жили жизнью университета. В профессорских домах, в аудиториях и залах заседаний собиралась публика разнородная, но яркая, оставившая заметный след в отечественной культуре, литературе, науке, истории, политической жизни. Именно этот интенсивный культурный и научный обмен создал неповторимую атмосферу московской университетской жизни и сформировал среду, изучению которой был посвящен проект «Московский университет на рубеже ХІХ-ХХ вв.: литературная среда, семейные традиции». Изучение круга общения университетской профессуры помогло расширить представление о жизни людей, связанных с университетом.

Проект «Виртуальный музей Российской печати» восполняет информационный пробел той части истории российской культуры, которая связана с зарождением и развитием периодической печати в Московском университете и в России. Кроме того, проект является исследовательским многофункциональным ресурсом, предназначенным как для студентов и школьников, так и для журналистов, аспирантов, научных исследователей и людей, интересующихся историей. Консолидация «в одном месте» разнообразных по содержанию и форме документов дает возможность рассматривать сайт и как наглядное пособие для преподавания. Нужно подчеркнуть важную задачу сохранения редких библиотечных фондов, которые можно будет сберечь, предлагая исследователям для чтения оцифрованные версии. В практическом плане результаты работы могут быть использованы широким кругом представителей разных специальностей.

Проект «Поэзия Московского университета от Ломоносова и до...» воссоздает своеобразное литературное и историческое пространство от эпохи Ломоносова до нашего времени, где представлены вместе талантливые личности и поэты - большие и малые, имеющие разные политические взгляды и философские позиции. Все они были тесным образом связаны с жизнью Московского университета. Можно проследить, хотя и в кратком виде, творческие судьбы поэтов, а также получить представление о динамике развития русского языка, в том числе языка поэзии, за большой исторический период, в 250 лет. Работа такого масштаба делается впервые. Большая архивная работа - с именным указателем и обширной библиографией по хронологическому принципу - позволила представить отечественную поэзию во всем ее разнообразии, что предполагает нравственное просвещение современной личности.

Концептуальным основанием проекта виртуального музея «Мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате» является интеграция историко-культурного знания о личности и деятельности поэта Серебряного века и современных информационных технологий. Результатом реализации такой концепции стало создание единого информационного ресурса, содержащего основные сведения о музейных предметах и музейных коллекциях научных фондов реально существующего музея. Обеспечение механизмов свободного и эффективного доступа к информации о культурном наследии и предоставление информационных услуг на базе современных Internet-технологий.

Российская культура имеет глубокие исторические корни. Труды выдающихся русских философов начала XX века представляют значительный интерес для изучения развития отечественной философской мысли, российской культуры и её истории. Однако в результате революций и войн творческое наследие многих выдающихся авторов по разным причинам было недоступно для изучения. Созданный сайт «Наследие русского философа И.А. Ильна (1883-1954)» с помощью Internet-технологий позволил объединить в одном информационном пространстве статьи и другие публикации философа в их оригинальном виде, биографические и библиографические данные, результаты исследовательской архивной работы, фотографические материалы. Разработанный механизм консолидации «в одном месте» столь разнообразных по содержанию и форме документов делает их доступными для широкого круга пользователей: как для научных исследователей, так и рядовых посетителей сайта. Значимость данного проекта заключается в презентации культурно-исторического, духовно-нравственного наследия русского философа И.А. Ильина, в комплексном характере разработки, объединяющем информационные технологии, культурологическую, библиотечную, лингвистическую и социологическую составляющие, что позволяет получить более полное представление о создании и функционировании подобных систем.

Презентация музейных и архивных материалов, культурных ценностей, оформленная в научном и достоверном качестве и представленная с помощью уникальных коммуникативных возможностей Internet позволила сделать её понятной и доступной для разнообразной современной аудитории. Следует также отметить, что одно из важных свойств архивных документов быть органической частью общецивилизационных и культурных ценностей нации, образующих фонд ее духовного наследия и определяющих ее самобытность и интеллектуальный прогресс. Архивная информация позволяет развивать научные исследования по разным направлениям гуманитарных наук: культурологическим, историческим, литературоведческим, лингвистическим.

Работа над проектами показала, несмотря на то, что история Московского университета изучена в основных своих чертах, за рамками внимания остаются многие аспекты, без глубокого проникновения в которые не может сложиться многогранная и широкая картина жизни и творчества университетского сообщества. Работая с архивными материалами и библиотечными фондами, автор диссертации констатировала невостребованность многих источников, хранящихся в Московском университете. Весьма важной задачей является введение этих источников в научный оборот. Изучение литературы показало, как теоретическая, так и практическая разработка представленности исторических материалов по исследуемой проблеме недостаточна и требует дальнейшего развития.

Созданные сайты содействуют формированию научной информационной среды по сохранению культурного наследия, являющегося национальным достоянием России; стимулированию научно-образовательной деятельности молодежи; популяризации научно-исторических знаний; сохранению культурного наследия выдающихся деятелей науки и образования.

Похожие диссертации на Актуализация отечественного культурного наследия XVIII–XX вв. средствами информационных технологий (архивные и музейные коллекции в Internet)