Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аксиология повседневности в Римской Республике на рубеже III-II вв. до н.э.: интерпретация Плавта Ильмова Юлия Александровна

Аксиология повседневности в Римской Республике на рубеже III-II вв. до н.э.: интерпретация Плавта
<
Аксиология повседневности в Римской Республике на рубеже III-II вв. до н.э.: интерпретация Плавта Аксиология повседневности в Римской Республике на рубеже III-II вв. до н.э.: интерпретация Плавта Аксиология повседневности в Римской Республике на рубеже III-II вв. до н.э.: интерпретация Плавта Аксиология повседневности в Римской Республике на рубеже III-II вв. до н.э.: интерпретация Плавта Аксиология повседневности в Римской Республике на рубеже III-II вв. до н.э.: интерпретация Плавта Аксиология повседневности в Римской Республике на рубеже III-II вв. до н.э.: интерпретация Плавта Аксиология повседневности в Римской Республике на рубеже III-II вв. до н.э.: интерпретация Плавта Аксиология повседневности в Римской Республике на рубеже III-II вв. до н.э.: интерпретация Плавта Аксиология повседневности в Римской Республике на рубеже III-II вв. до н.э.: интерпретация Плавта
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ильмова Юлия Александровна. Аксиология повседневности в Римской Республике на рубеже III-II вв. до н.э.: интерпретация Плавта : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01.- Ярославль, 2006.- 211 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-24/60

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I Моделирование аксиологии повседневности древних римлян республиканского периода на основе текстов Плавта 18

1.1 Аутентичность произведений Плавта как источника представлений о римской культуре повседневности 18

1.2 Бинарная оппозиция римских традиционных добродетелей и «новых пороков» в текстах Плавта 38

ГЛАВА II Аксиология социально-культурной проблематики римского быта у Плавта 63

2.1 Представления Плавта о социальной структуре римского общества 63

2.2 Аксиологическое осмысление социально-экономической проблематики в комедиях Плавта 78

2.3 Религиозное сознание римлян и повседневность в контексте творчества Плавта 107

ГЛАВА III Аксиология тендерной сферы у Плавта 132

3.1 Аксиология представлений о матроне в контексте брачно-семейных отношений у Плавта 132

3.2 Аксиология коллективного бессознательного в контексте представлений о сексуальности и внебрачной любви у Плавта 154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 190

Список источников и литературы 195

Введение к работе

В настоящее время, когда европейская культура заканчивает свой очередной цикл развития, а контуры следующей эпохи только намечаются, внимание исследователей привлекают переломные в истории человечества эпохи, связанные со сменой культурно-исторических парадигм, и, как правило, сопровождаемые кризисными явлениями в различных сферах общественной жизни. К числу таких рубежей принадлежит эпоха перехода от Ранней римской республики к позднереспубликанскому периоду (III—II вв. до н. э.).

Именно в переходный период началось постепенное превращение Рима в «мировую» державу. Римляне, покорив Италию, приступили к завоеванию огромных территорий за пределами Апеннинского полуострова. Создание «мировой» Римской державы послужило толчком для проявления первых симптомов кризиса Рима-полиса, связанных с политическими, социально-экономическими, идеологическими, социально-психологическими изменениями в римском обществе. Это нашло своё отражение и в массовом сознании, и в повседневной жизни римлян, многие из которых с этого времени начали всё острее ощущать нарастающее расхождение между традиционными ценностями, нормами поведения, с одной стороны, и повседневной реальностью - с другой.

Изучение историко-бытовых особенностей жизни римлян республиканского периода в культурологическом аспекте осуществимо в русле истории повседневности, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурном, политико-событийном и конфессиональном контексте. При отсутствии репрезентативных исторических источников по римской культуре повседневности рассматриваемого периода при решении исследовательских задач мы обращаемся к художественным текстам -комедиям Плавта, жанровая специфика которых, особенно тесно

связанная с бытовыми реалиями, дает возможность конструирования картины повседневной жизни римского общества Ш-П вв. до н. э.

Тит Макций Плавт (253 - 184 гг. до н. э.) был самым популярным римским комедиографом, автором пьес, написанных по сюжетам греческих комедий, но насыщенных сугубо римскими бытовыми и социальными реалиями. Плавт, работая в жанре паллиаты - «комедии греческого плаща», воспроизводил персонажей и конфликты новоаттической «семейной драмы» как для осмеяния римских нравственно-бытовых пороков, так и для непосредственной критики слепого копирования римлянами ценностей греческой культуры.

Следует также заметить, что Плавт не был модератором аристократических слоев римского общества. В своём творчестве он ориентировался, в основном, на средние и низшие круги римских граждан, которые нередко солидаризировались с консервативной частью нобилитета в борьбе против «гнусных новшеств», проникавших в римскую повседневность, как они считали, именно в результате греческого влияния.

Обращение к комедиям Плавта для воссоздания культуры повседневности представляется методологически целесообразным прежде всего с точки зрения максимальной репрезентативности этих текстов, содержащих в себе явный римский колорит и отражающих именно римскую культуру повседневности. Плавт, несомненно, рассчитывал на конкретные обыденные ассоциации своих зрителей, в том числе на узнавание жизненных прототипов своих персонажей. Персонажи и ситуации «комедии плаща» были близки римской публике ещё и потому, что латинская паллиата родилась накануне Ганнибаловой войны, в то время, когда римская действительность во многом уже соответствовала среде эллинистического мира .

Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики (II в. до н. э.) / Н.Н. Трухина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - С. 14.

Соединение художественно-образной структуры (комедии Плавта) с исторически детерминированной картиной жизни людей определенной эпохи (культура повседневности) не только является значимой культурологической проблемой, но и имеет серьезную, хотя и не слишком развитую, традицию научного исследования. Сошлемся, прежде всего, на Ю. М. Лотмана, отмечавшего, что «из некоторого материала художник воссоздает образ жизни в соответствии со структурой, по его мнению, свойственной данному явлению действительности»1. Как известно, художник усматривает в конкретных обстоятельствах жизни и деятельности людей определенную социально-групповую общность быта, нравов, обычаев, характеров и выражает это общее в форме художественного образа . Подобные взгляды были актуализированы в нашем исследовании, где использование художественных произведений Тита Макция Плавта для воссоздания римской культуры повседневности рассматривалось вполне оправданным и продуктивным.

Отсюда целью исследования является моделирование особенностей римской культуры повседневности в её различных социально-антропологических аспектах сквозь призму художественных текстов Плавта. Для реализации цели были поставлены следующие задачи, которые и определили структуру работы:

  1. Выявить и проанализировать систему римской республиканской аксиологии, получившую отражение в текстах Плавта.

  2. Соотнести римскую культуру повседневности, в художественной форме отраженную в пьесах Плавта, с особенностями социально-экономической стратификации римского общества III - II вв. до н. э.

  3. Актуализировать тендерный аспект римской культуры повседневности по материалам произведений Плавта, проанализировав феномены брака и семьи.

Лотман Ю. М. Проблема сходства искусства и жизни в свете структурального подхода / Ю.М. Лотман // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа: Сборник. - М.: Гнозис, 1994. - С. 32. Ковалев А.Г. Психология литературного творчества / А.Г. Ковалев. - Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1960. С. 28-29.

Проблема исследования состоит в изучении римской культуры повседневности на рубеже III - II вв. до н. э., получившей художественное воплощение в текстах Плавта.

Таким образом, объектом исследования является римская культура повседневности рубежа III - II вв. до н. э.

Предмет исследования - римская аксиология, отраженная в текстах римского комедиографа Тита Макция Плавта.

Хронологические рамки исследования определены концом III -первой половиной II в. до н. э., то есть временем, когда Рим начал своё превращение в крупнейшую мировую державу, что не могло не сказаться на его политическом, экономическом и социокультурном развитии и, в частности, на его культуре повседневности, связь которой с коренными процессами исторического развития представляется гораздо более отчетливой, чем во многие другие эпохи.

Материалом исследования послужили следующие источники:

  1. Основной источник: художественные произведения Тита Макция Плавта1;

  2. Дополнительные источники, имеющие контекстуальную связь с предметом исследования: художественные произведения Публия Теренция Афра, речи Катона Старшего и Марка Туллия Цицерона , сочинения Тита Ливия5 и Колумеллы6.

Обращение к дополнительным источникам в ходе данного исследования оправдано тем, что произведения Плавта поднимали

1 Titi Macci Plauti comoediae I Ed. W. M. Lindsay. I - II. Oxford, 1904; Плавт Тит Макций. Комедии: в
3-х т. / Пер. с лат. А. Артюшкова. - М.: ТЕРРА, 1997.

2 P. Terenti Afri comoediae I Ed. W. M. Lindsay-R. Kauer. Oxford, 1926. Теренций. Комедии І Пер. с лат.
А. Артюшкова. - М.: ТЕРРА, 2000.

3 Катон Марк Порций. О земледелии. - М.;Л., 1950; о нем: Плутарх. Сравнительные жизнеописа
ния: в 3-х т. / Пер. СИ. Соболевского. - М.: Изд-во АН СССР, 1961-1964. С. 430-451.

4 Цицерон Марк Туллий. О старости; О дружбе; Об обязанностях / Пер. с лат. и коммент. В.О.
Горенштейна. - М.: Наука, 1993; Его же. Три трактата об ораторском искусстве / Пер. с лат. Ф.А.
Петровского и др. - М.: Ладомир, 1994; Его же. Речи: В 2 т. / Пер. с лат. и коммент. В.О.
Горенштейна. - М.: Наука, 1993.

Тит Ливии. История Рима от основания города: В 3 т. / Отв. ред. Е.С. Голубцова. - M.: Наука, 1993. Колумелла. О сельском хозяйстве // Катон, Варрон, Колумелла, Плиний о сельском хозяйстве / Под ред. М.И. Бурского. - М.; Л.: ОГИЗ-СЕЛЬХОЗГИЗ, 1937. - С. 137-184.

проблемы, имевшие широкое социокультурное значение, которое по-разному актуализировалось авторами не только республиканской, но и императорской эпохи.

Методология исследования.

Междисциплинарный характер проблемного поля исследования, связанного, с одной стороны, с рассмотрением такого феномена, как римская культура повседневности, а с другой, - с использованием весьма специфического источника для изучения данного феномена, художественных текстов, - предопределил необходимость использования ряда научных методов, значимых для активно взаимодействующих сегодня общественных дисциплин (истории, культурологии, психологии, семиотики): системного метода, ретроспективного метода, сравнительного метода, герменевтического метода.

Методология диссертации опиралась на следующие принципы:

- Отказ от позитивизма, ориентированного на поиск «объективной
информации», элиминирование вымысла; понимание источника как
текста, запечатлевшего мысль и язык другой эпохи, признание
аксиологической и онтологической ценности фантастических деталей.

- Соблюдение принципов герменевтического анализа в рамках
герменевтической методологии; отношение к процессу понимания и
интерпретации как к способам постижения смысла текста (В. Дильтей,
Г. Гадамер, П. Рикер).

Применение аналитических процедур семиотики к изучению знаково-символического контекста повседневности (исследование специфики художественной семиотизации повседневности); обращение к анализу «текста поведения» литературных персонажей как к семиотическому феномену (Р. Барт, Ю.М. Лотман).

Использование психоаналитической методики как частного метода анализа отдельных аспектов культуры повседневности (3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг).

К числу наиболее важных теоретико-методологических ориентиров, носящих обобщающий смысл для нашего исследования, принадлежат:

- философское осмысление феноменов культуры (B.C. Библер, П.С.
Гуревич, М.С. Каган, А.Ф. Лосев);

культурологическая и антропологическая концепции истории культуры повседневности (Ю.Л. Бессмертный, М. Блок, Ф. Бродель, Ж. ле Гофф, А.Я. Гуревич, Ж. Дюби, Л.П. Карсавин, Г.С. Кнабе, Л. Февр, А.Л. Ястребицкая);

феноменологическая концепция культуры повседневности (Э. Гуссерль, А. Шюц).

Гипотеза исследования. В диссертации выдвигаются и доказываются предположения о том, что:

в Риме на рубеже III - II вв. до н. э. возникли существенные предпосылки, предопределившие неизбежное разрушение полисной морали;

первые симптомы духовно-нравственного кризиса проявились в изменениях римской повседневной жизни;

римская аксиология нашла своё репрезентативное отражение в художественных текстах Тита Макция Плавта.

Степень разработанности проблемы определяется в нескольких аспектах:

/. Обобщающие труды по политической и социально-экономической истории Римской республики.

Обобщающие труды по истории Древнего Рима стали появляться в XIX в., однако в них излагалась прежде всего политическая история Римского государства, в том числе и периода республики (Т. Моммзен1).

Господство идеологизированного марксистского подхода к изучению исторических процессов (середина XX в.) предопределило

1 Моммзен Т. История Рима: в 4-х т. / Т. Моммзен. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. T.2.

преимущественно политическую и социально-экономическую проблематику большинства работ отечественных историков, занимающихся изучением истории Древнего Рима. К их числу относятся С.Л. Утченко, создавший целую серию трудов по политической истории Римской республики1, а также Н.Н. Трухина, рассмотревшая политическую деятельность крупнейших исторических фигур II в. до н. э., состав и цели политических партий того времени2.

В центре внимания отечественных историков XX в. были и экономические проблемы жизни римского государства, изучением которых занимались такие исследователи как В. И. Кузищин, М. Е. Сергеенко, Е. М. Штаерман3.

В последние десятилетия XX в. в отечественной историографии усилилось внимание к освещению культурных и психологических аспектов социально-экономической сферы жизни Древнего Рима. Такой подход очевиден, например, в работах Б. С. Ляпустина и В. М. Смирина . 2. Труды, посвященные изучению римской ментальности, римской культуры в целом и культуры повседневности, в частности. Среди обобщающих работ, посвященных истории культуры античного Рима,

1 Утченко С.Л. Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения Республики / С.Л. Утченко. -
М.: Изд-во АН СССР, 1952; Его же. Кризис и падение Римской республики / С.Л. Утченко.- М.:
Наука, 1965; Его же. Древний Рим. События. Люди. Идеи / С.Л. Утченко. - М.: Наука, 1969; Его же.
Политические учения Древнего Рима (III-I вв. до н. э.) / С.Л. Утченко. - М.: Наука, 1977.

2 Трухина Н.Н. Политика и политики «золотого века» Римской республики (II в. до н. э.) / Н.Н.
Трухина. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1986. Её же. Сципион Африканский и Катон Цензор, их
политические программы / Н.Н. Трухина//Древний Восток и античный мир. - М., 1980.-С. 196-219.

3 Штаерман Е.М. Древний Рим: проблемы экономического развития / Е.М. Штаерман. - М.: Наука,
1978; Её же. Расцвет рабовладельческих отношений в Римской республике / Е.М. Штаерман. - М.:
Наука, 1964; Сергеенко М.Е. Очерки по сельскому хозяйству Древней Италии / М.Е. Сергеенко. - М.;
Л.: Изд-во АН СССР, 1958; Её же. Ремесленники Древнего Рима. Очерки / М.Е. Сергеенко. - Л.:
Наука, 1968; Кузищин В.И. Римское рабовладельческое поместье II в. до н. э. - I в. н. э. / В.И.
Кузищин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973; Его же. Очерки по истории земледелия Италии II в. до н. э.
-1 в. н. э. / В.И. Кузищин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966.

4 Смирин В.М. Римская «Familia» и представления римлян о собственности / В.М. Смирин // Быт и
история в античности / Под ред. Г.С. Кнабе. - М.: Наука, 1988. - С. 18^10; Ляпустин Б.С.
Экономическое развитие Древнего Рима в свете закона Оппия о роскоши / Б.С. Ляпустин // Из
истории античного общества: межвузовский сборник / Под ред. C.K. Сизова. - Н. Новгород: Изд-во
ИНГУ, 1991. - С. 50-62; Его же. Ремесло и мораль в Древнем Риме / Б.С. Ляпустин // Организация
труда и трудовая этика. Древность. Средние века. Современность. - М., 1993. - С. 29-39.

следует прежде всего отметить работы Ф. Ф. Зелинского , а также коллективные монографии отечественных исследователей второй половины XX в., в которые включены исследования М. Л. Гаспарова, Е. С. Голубцовой, В. Н. Илюшечкина, Г. С. Кнабе, Ю. К. Колосовской, А. И. Павловской, Н. А. Поздняковой, И. А. Протопоповой, В. М. Смирина, Г. И. Соколова, С. В. Шкунаева .

Изучением ментальносте римлян занимались многие историки, среди них О. В. Брейкин3, И. X. Гарипзанов4, Г. С. Кнабе5, И. Е. Суриков6, С. Л. Утченко7. Из работ отечественных авторов основополагающими для понимания римского мироощущения являются работы Г.С. Кнабе и С.Л. Утченко. Г.С. Кнабе рассматривает человека Древнего Рима как своего рода психологическую загадку и пытается раскрыть особенности его миропонимания. В основе всех его работ лежит стремление не только проследить магистральные процессы общественного развития в древности, с точки зрения их повседневно-бытовых проявлений, но и выработать понимание явлений быта античного мира как отражения таких процессов. В названном модусе состоит принципиальное отличие

1 Зелинский Ф.Ф. История античной культуры / Ф.Ф. Зелинский. - 2-е изд. - СПб.: ТОО «Марс», 1995;
Его же. Древний мир и мы: научно-популярные статьи / Ф.Ф. Зелинский. - Репринт, воспроизведение
изд. 1911 г. - СПб.: Алетейя, 1997.

2 Культура Древнего Рима: в 2-х т. / Под ред. Е.С. Голубцовой. - М.: Наука, 1985; История мировой
культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций / Под ред. С.Д.
Серебряного. - М: РГГУ, 1998.

3 Брейкин О.В. Мораль Древнего Рима (VIII - I вв. до н. э.) / О.В. Брейкин. - Саранск: Изд-во
Мордовского ун-та, 1992.

4 Гарипзанов И.Х. О характере ментальное римского общества периода Ранней Республики / И.Х.
Гарипзанов // Проблемы отечественной и зарубежной истории и историографии. - Казань, 1998. - С.
181-186.

5 Кнабе Г.С. Древний Рим - история и повседневность: Очерки / Г.С. Кнабе. - М.: Искусство, 1986; Его
же. Историческое пространство и историческое время в культуре Древнего Рима / Г.С. Кнабе //
Культура Древнего Рима: в 2-х т. / Под ред. Е.С. Голубцовой. - М.: Наука. - T.2. - 1985. - С. 108-166;
Его же. К специфике межличностных отношений в античности / Г.С. Кнабе // Вестник древней
истории. - 1987. - №4. - С. 166-180; Его же. Метафизика тесноты. Римская империя и проблема
отчуждения / Г.С. Кнабе // Вестник древней истории. - 1997. -№3. - С. 66-77.

6 Суриков И.Е. Камень и глина. К сравнительной характеристике некоторых ментальных парадигм
древнегреческой и древнеримской цивилизаций / И.Е. Суриков // Сравнительное изучение
цивилизаций мира: междисциплинарный подход. - М., 2000. - С. 273-288.

7 Утченко С.Л. О некоторых особенностях античной культуры / С.Л. Утченко // Вестник древней
истории. - 1977.-№1.-С. 5-12; Его же. Две шкалы римской системы ценностей /С.Л. Утченко//
Древние цивилизации: Древний Рим (избранные статьи из ж-ла Вестник древней истории. 1937-
1997). - M., 1997. - С. 275-287; Его же. Еще" раз о римской системе ценностей / С.Л. Утченко //
Древние цивилизации: Древний Рим (избранные статьи из ж-ла Вестник древней истории. 1937-1997).
-М., 1997.-С. 290-305.

его трудов от распространенных научно-популярных сочинений по истории культуры древних народов (Ф. Велишский , Л. Винничук ), где реалии повседневной жизни рассматриваются обычно всего лишь как фон исторического развития.

Культурой повседневности и изучением римского быта занимались и такие историки, как Т. А. Бобровникова3 и М. Е. Сергеенко4. Изучение исторических процессов через реалии повседневной жизни было главной целью авторов коллективного труда «Быт и история в античности» . К этой же теме неоднократно обращались и такие зарубежные исследователи как Ф. Дюпон6 и Ж.-Н. Робер7, продолжившие традиции школы «Анналов».

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что несмотря на наличие исследований, посвященных культуре повседневности в Древнем Риме, тексты комедий Плавта ещё не стали в отечественной историографии предметом специального изучения, и ценностные аспекты историко-культурного бытия римлян ещё не до конца изучены. 3. Труды, посвященные изучению творчества Плавта.

Изучение творческого наследия Плавта началось ещё в эпоху античности. При этом главной целью филологов была атрибуция произведений римского комедиографа (с учетом огромного числа приписываемых ему комедий). Эту работу начал во II в. до н. э. римский трагический поэт Луций Акций, продолжил её известный философ и

Велишский Ф. История цивилизации: Быт и правы древних греков и римлян / Ф. Велишский. - М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.

2 Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима: Пер. с польск. В. К. Ронина / Л.
Винничук. -М: Высш. шк., 1988.

3 Бобровникова T.A. Сципион Африканский / Т.А. Бобровникова. - М.: Молодая гвардия, 1998; Её же.
Повседневная жизнь римского патриция в эпоху разрушения Карфагена / T.A. Бобровникова. - М.:
Молодая гвардия, 2001.

4 Сергеенко М.Е. Жизнь в Древнем Риме / М.Е. Сергеенко. - СПб.: ИТД «Летний сад»: Журн. «Нева»,
2000.

5 Быт и история в античности / Под ред. Г.С. Кнабе. - М.: Наука, 1988.

6 Dupont F. La vie quotidienne du citoyen romain sous la Ripublique, 509 - 27 av. J.-C. IF. Dupont. - P.:
Hachette, 1989.

Робер Ж.-Н. Рождение роскоши: Древний Рим в погоне за модой: Пер. с франц. / Ж.-Н. Робер.-М.: Новое литературное обозрение, 2004; Его же. Повседневная жизнь Древнего Рима через призму наслаждений: Пер. с фр. / Ж.-Н. Робер. - M.: Молодая гвардия, 2006.

грамматик Луций Элий Стилон Преконин, а закончил, установив канонический ряд плавтовских текстов, Марк Теренций Варрон, ученый I в. до н. э.

Позднеантичный этап изучения Плавта, не менее важный, чем предыдущий, начался в IV в. н. э., когда был создан один из дошедших до настоящего времени списков комедий Плавта - Амброзианский палимпсест (Codex Ambrosianus), - открытый кардиналом А. Май лишь в 1815 г. и расшифрованный затем В. Штудемундом1.

Новый этап изучения текстов римского комедиографа начался в XIX в., когда был произведен сравнительный анализ Амброзианского палимпсеста с более поздними рукописями произведений Плавта, сделанными в средние века (X - XI вв.). Это позволило установить оригинальный древнейший текст, содержащий все комедии, которые в I в. до н. э. Варрон счел безоговорочно подлинными.

Исследователей XIX и первой половины XX в. в основном интересовала проблема отношения комедий Плавта к их аттическим образцам. Наряду с признанием римского комедиографа простым переводчиком образцов новоаттической комедии2, с чем весьма трудно согласиться, появилась и другая тенденция: подчеркивать оригинальность творчества Плавта. В частности, немецкая филологическая школа XIX - первой пол. XX в. в лице Ф. Лео, Э. Френкеля, Г. Яхмана3 сосредоточила своё внимание на выделении в произведениях Плавта оригинальных фрагментов и отдельных заимствованных пассажей, в результате чего пьесы римского

Альбрехт фон M. История римской литературы: От Андроника до Боэция и её влияние на позднейшие эпохи. В 2 т. / М. фон Альбрехт. Пер. А.И. Любжина. - М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина. - Т. 1. - 2002. - С. 232.

2 Marx Ft. Plauti Rudens. Text und Commentar. Leipzig, 1928 II Цит. по: Откупщиков Ю.В. Плавт,
Теренций и новоаттическая комедия / Ю.В. Откупщиков // Эпистолаи: сб. статей к 80-летию
профессора Наталии Александровны Чистяковой. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. - С. 100.

3 Leo F. Plautinische Forschungen. Berlin, 1912; Fraenkel E. Plautisches in Plautus. Berlin, 1922; Jachmann
G. Plautinisches und Attisches. Berlin, 1931 II Цит. по: Гаспаров М.Л. Оригинальность римской
комедии I М.Л. Гаспаров // Вопросы античной литературы в зарубежном литературоведении: Сб.
статей. - М.: Изд-во АН СССР, 1963.-С. 111.

комедиографа были восприняты как чередование «плавтовского» и «аттического» текстов (Plautinisches и Attisches).

Гораздо более близкой к истине представляется позиция итальянских ученых середины XX в.1, которые считают, что в комедиях Плавта греческой является только внешняя «оболочка» и общая сюжетная схема, опираясь на которую римский поэт создаёт совершенно новые оригинальные произведения, переосмысливая не только характеры действующих лиц, но и сам сюжет комедии.

В отечественном литературоведении тезис о самостоятельности, оригинальности и даже новаторстве Плавта отстаивали такие исследователи как А. Б. Горштейн, К. П. Полонская, Л. И. Савельева . Свою лепту в доказательство данной точки зрения внесли и отдельные статьи М. Позднева и И. М. Тройского3.

Следует также заметить, что за пределы проблем драматургической техники большинство исследователей творчества Плавта почти не выходят; это объясняется прежде всего тем, что исследованием комедий Плавта занимаются, в основном филологи и историки театра. Так, исследователи в области истории литературы и театра обращают внимание главным образом на изучение типических черт театра Плавта, на выявление особенностей построения сюжета его комедий,

использование им различных художественных и выразительных средств .

1 Perna R. L'originalita di Plauto. Bari, 1955; Paratore E. И teatro di Plauto e di Terenzio, p. I. Roma, 1958II
Цит. по: Гаспаров М.Л. Оригинальность римской комедии / М.Л. Гаспаров // Вопросы античной
литературы в зарубежном литературоведении: Сб. статей. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - С. 112.

2 Горштейн А.Б. К вопросу об оригинальности творчества Плавта / А.Б. Горштейн // Томский пед.
институт. Научная конференция, посвященная 20-летию института. Тезисы докладов. - Томск, 1950.
- С. 40-42; Полонская К.П. Античная комедия / К.П. Полонская. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1961;
Савельева Л.И. Приемы комизма у Плавта / Л.И. Савельева. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1963.

3 Позднев М. Театр Плавта. Традиции и своеобразие / М. Позднее // Плавт Тит Макций. Комедии: в 3-х
т. / Пер. с лат. А. Артюшкова. - М.: ТЕРРА, 1997. Т.1. - С. 5-18; Тронский И.М. Комедия Плавта
«Bacchides» и новонайденные отрывки её оригинала / И.М. Тронский // Проблемы античной
культуры.-Тбилиси, 1975.-С. 139-153.

4 Савельева Л.И. Приемы комизма у Плавта / Л.И. Савельева. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1963;
Ошеров С.А. Комический театр Плавта / С.А. Ошеров // Тит Макций Плавт. Избранные комедии:
Пер. с латин. - М.: Худож. лит., 1967. - С. 5-37; Полонская К.П. Некоторые особенности композиции
комедий Плавта / К.П. Полонская // Вопросы классической филологии. - М., 1969. Вып. II. - С. 158-
175; Её же. Характер комедийной игры и образная система театра Плавта / К.П. Полонская //
Образ и слово. Вопросы классической филологии. - М., 1980. Вып. VII.-С. 168-185.

Наряду с обозначенной проблематикой следует также отметить и работы, посвященные изучению комедий Плавта с точки зрения их социальной направленности. Помимо мнения американского исследователя Дж. Дакворта1 о том, что римская комедия была равнодушна к социальным проблемам, существует и другое: О. Юревич и А. Л. Кац подчеркивают тесную связь между комедиями Плавта и римской общественной жизнью, что имеет принципиальное значение для нашего исследования2. В этом же ключе рассматривает повседневную терминологию политической сферы жизни римлян, отраженную в комедиях Плавта, и английский филолог Д. Эрл3.

Характеризуя степень разработанности интересующей нас проблемы на основе обзора широкого круга трудов, актуализированных в диссертации, необходимо констатировать: несмотря на возросший в последнее время интерес к проблемам истории ментальносте, истории культуры повседневности, в отечественной историографии до сих пор не была предпринята попытка поставить проблемы культуры повседневности Римской республики в их связи с художественными текстами.

Научная новизна исследования определяется:

- привлечением художественных произведений Плавта в качестве
источника сведений о римской культуре повседневности рубежа III - II
вв. до н.э.;

- актуализацией понятия «текст поведения» применительно к
персонажам Плавта в рамках семиотической и герменевтической

1 Duckworth G.E. Wealth and poverty in Roman comedy II Studies in Roman economic and social history in
honor of A. Ch. Johnson. Princeton, 1951. С. 36-48//Цит. по: ГаспаровМЛ. Оригинальность римской
комедии І М.Л. Гаспаров // Вопросы античной литературы в зарубежном литературоведении: Сб.
статей. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - С. 116.

2 Jurewicz О. Niewolnicy w komediach Plauta. Warszawa, 1958; Jurewicz O. Plautus, Cato der Altere und die
RSmische Gesellschaft //Aus der altertumswissenschaftlichen Arbeiten Volkspolen, 1959. С 57-72 II Цит.
по: Кац А.Л. Социальная направленность творчества Плавта / А.Л. Кац // Вестник древней истории.
-1980.-№1.-С.83.

3 Earl D.C. Political Terminology in Plautus II Historia, IX, 1960, Helf 12 II Цит. по: Кац АЛ. Социальная
направленность творчества Плавта / А.Л. Кац // Вестник древней истории. - 1980. - № 1. - С. 74.

интерпретации его представлений о социальной структуре римского общества;

- применением психоаналитической методики как частного метода
анализа тендерных аспектов римской культуры повседневности.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем:

доказана аутентичность свидетельств, содержащихся в художественных произведениях Плавта как в источнике представлений о римской культуре периода республики;

- на основе текстов Плавта выявлено своеобразие аксиологии
повседневности римлян рубежа III-II вв. до н.э. в её различных
социально-антропологических аспектах;

- систематизирован значительный эмпирический и историографический
материал, характеризующий культуру повседневности республиканского
Рима.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут способствовать дальнейшим научным разработкам, связанным с проблемами культуры Римской республики, а также быть использованы при чтении историко-культурных курсов и спецкурсов, при проведении практических и семинарских занятий по темам, связанным с изучением особенностей истории и культуры римской цивилизации.

Личный вклад диссертанта состоит в том, что были подвергнуты скрупулёзному анализу и интерпретации художественные произведения Тита Макция Плавта с точки зрения отражения в них римской аксиологии повседневности республиканского периода.

Положения, выносимые на защиту:

Римская аксиология, носившая прагматический и социально-ориентированный характер, может быть исследована в контексте римской культуры повседневности, актуализированной в произведениях Плавта.

Комедии Плавта позволяют обнаружить изменения в римской повседневной жизни, вызываемые разрушением системы взаимосвязанных ценностей, некогда объединявшей римский полис в единое целое, дегармонизацией социальных отношений, развитием индивидуализма и эмансипацией алчной, амбициозной личности из civitas.

Римские религиозные представления эпохи Плавта во многом нисходили в сферу повседневности, и именно через последнюю укоренялись в коллективном бессознательном римлян. Эта черта римской религиозности стала одной из причин развития в Риме эпохи Плавта идей религиозного скептицизма.

Наряду с отражением традиционных тендерных представлений римлян Плавт впервые показывает признаки их трансформации, которые проявились в разрушении стереотипов поведения идеальной матроны (целомудрие, скромность, бережливость, смирение и послушание), в появлении новой модели поведения замужней женщины, создаваемой как подражание мужским образцам, что, в свою очередь, инициировало распад устоев патриархальной семьи, и в негативной оценке мужского обыденного поведения.

Плавт выступает апологетом старинной системы ценностей, защищая её при помощи приемов смеховой культуры.

Апробация результатов исследования осуществлялась на заседаниях кафедры культурологии и журналистики ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях в Москве, Санкт-Петербурге и Ярославле: «Человек в

информационном пространстве» (Международная научно-практическая конференция, Ярославль, 2005-2006 гг.), «Науки о культуре - шаг в XXI век» (VII всероссийская конференция-семинар молодых ученых, Москва 2005 г.), «Фигуры истории, или «общие места» историографии» (Всероссийская научная конференция, Вторые санкт-петербургские чтения по теории, методологии и философии истории, Санкт-Петербург, 2005 г.), на научных чтениях им. К.Д. Ушинского ЯГПУ (2004-2005 гг.).

Структура работы подчиняется решению поставленных задач и состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы.

В первой главе обосновывается аутентичность произведений Плавта как источника представлений о римской культуре периода республики; на основе текстов Плавта реконструируется аксиология повседневности древних римлян республиканского периода и воссоздается бинарная оппозиция традиционной аксиологии и «упадка нравов»; вторая глава посвящена рассмотрению аксиологии социально-стратификационной, экономической и религиозной сфер римского быта у Плавта; в третьей главе выявляется аксиология тендерной сферы, также нашедшей своё отражение в произведениях Плавта.

Аутентичность произведений Плавта как источника представлений о римской культуре повседневности

Тит Макций Плавт достиг наибольших успехов в драматическом жанре паллиаты в республиканском Риме. Запас биографических сведений о нем очень скуден. Как подчеркивает М. Позднев, отдельного описания его жизни не существует, а даты рождения (ок. 250 г. до н. э.) и смерти (184 г. до н.э.) можно извлечь лишь из отдельных замечаний Цицерона, немногочисленные подробности о его жизни сообщает также Авл Геллий («Аттические ночи», III, 3), латинский автор II в. н. э.1 Достоверно известно лишь только то, что Плавт родился в Умбрии (городок Сарсина), области к северо-востоку от Лация, которая длительное время сохраняла свое своеобразие, не подвергаясь романизации.

Остальные сведения о жизни римского комедиографа можно восстановить лишь приблизительно. По-видимому, Плавт рано приехал в Рим и начал работать в театре в каком-то неизвестном качестве, возможно, рабочим сцены или костюмером-хорагом. Геллий сообщает, что он смог даже накопить денег и пустился в торговлю, однако в то время это было весьма рискованно, так как на территории западного Средиземноморья не прекращались интенсивные военные действия, - в результате Плавт разорился, потеряв всё свое состояние . Вернувшись в Рим, неудачливый коммерсант в поисках средств к существованию поступил на службу к мельнику и, работая у него, написал свои первые комедии, правда, не сохранившиеся до нашего времени. Однако, как замечает М. Позднев, «до сих пор не опровергнуто мнение о том, что эта биографическая подробность вычитана грамматиками из текста плавтовских комедий и, таким образом, не является вполне достоверной»1.

Но даже если эти сведения и не совсем верны, тем не менее, на основе анализа произведений Плавта можно сделать вывод о том, что этот комедиограф был хорошо знаком с жизнью римского плебса. И можно согласиться с предположением авторов «Истории античной литературы» о том, что «.. .великолепное знание театрального дела, столь характерное для всех пьес Плавта, делает весьма вероятным предположение, что он был актером какой-нибудь бродячей трупы, показывавшей свои представления в различных городках Италии. Позднее он попал в Рим, и его пьесы стали пользоваться большим успехом у падких до зрелищ горожан»2.

Кроме того, как мы бы сказали сегодня, маргинальный статус римского комедиографа подтверждается также и тем обстоятельством, что и само его имя - Макций - было связано с названием одного из гротескных персонажей ателланы - Макк (Maccus), роль которого, может быть, и исполнял комедиограф, играя в низовом италийском театре. Кроме того, само прозвище - Плавт, означающее «плоскостопный» связано с наименованием одного из жанров низовой комедии, актеры которой выступали в специальной обуви, без каблука3.

Расцвет литературной деятельности Плавта относится к концу III и началу II в. до н. э., однако, точную датировку его комедий установить трудно (достоверно известны только две даты постановок - в 200 и 191 гг. до н. э, поэтому и невозможно проследить эволюцию творчества поэта.

Плодовитый и потому особенно популярный у римской публики драматург оставил большое количество комедий, которые впоследствии дополнялись многими неподлинными пьесами, ставившимися на сцене под его именем. Римский ученый I в. до н. э. Варрон выделил из них 21 комедию как бесспорное наследие Плавта. Эти комедии дошли до нас -20 цельных произведений (с отдельными лакунами) и одна пьеса во фрагментарном состоянии1.

Плавт, как и его преемник Теренций, работал в жанре «паллиаты» -комедии с греческим сюжетом, переделывая для римской сцены греческие пьесы, главным образом, произведения «новой» комедии -Менандра, Филемона, Дифила. Конечно, сложно и «далеко не всегда возможно определить, что именно в комедиях Плавта принадлежит ему самому, а что восходит к его греческим не сохранившимся образцам, но при сравнении его комедий с комедиями Теренция, сразу видна огромная разница между этими двумя драматургами и в развитии действия, и в характеристике персонажей...»2. В целом, Плавт несравненно свободнее обращался с греческим материалом, чем его преемник, который довольно близко следовал греческим образцам.

Представления Плавта о социальной структуре римского общества

Рубеж III - II вв. до н. э. по целому ряду параметров стал переломным для социальной структуры древнего Рима. Несмотря на то, что вплоть до I в. до н. э. Рим продолжал оставаться замкнутой гражданской общиной и, в силу ограниченности материальных возможностей, вынужден был ограничивать число своих граждан, тем не менее, уже до Союзнической войны (90 - 88 гг. до н. э.), которая принесла распространение прав римского гражданства на всех жителей Италии, гражданская община Рима не была однородной.

Именно в рассматриваемую эпоху в Риме утверждается классическое рабство, в этот же период происходит усиление нобилитета, за счет разорения мелких земельных собственников увеличивается численность малоимущего городского населения (которое отныне и называют «городским плебсом»). В древнеримской гражданской общине начинается дегармонизация социальных отношений, которая не могла не отразиться в произведениях «бытописателя» Плавта, являвшегося очевидцем происходивших изменений.

Различные варианты социальной стратификации и ее влияние на межличностные отношения можно исследовать, опираясь на понятие "текст поведения", введенное Ю.М. Лотманом и разработанное Р. Бартом. Эти авторы рассматривали различные варианты текста поведения, подходя к нему, прежде всего, как к семиотическому феномену1.

Представления о социальной иерархии римского общества отражены практически во всех сочинениях римского комедиографа. Положение персонажей Плавта на определенной ступени социальной лестницы определяло статусный тип поведения, начиная с семантики одежды, особенностей жестов, походки, организации процедуры потребления пищи и заканчивая спецификой межличностных отношений.

По социальному признаку население Рима делилось прежде всего на рабов и свободных римлян, кроме которых, позже, в пределах самого города и римского государства жили и свободные "варвары" (не римляне), и рабы, отпущенные на волю. Антитеза "свободный - раб" не могла не влиять на мироощущение римлян, которые были убеждены, что именно они «выступали в роли хозяев мира, полноправной, так сказать, части человечества, прочим же, т. е. бесправной части рода людского, была уготована участь рабов»1. Древность такого дихотомического разделения людей во многом подтверждается и данными лингвистики. «В каждом из индоевропейских обществ, - пишет по этому поводу Э. Бенвенист, - господствует противопоставление статусов свободного человека и раба» .

Как замечает В.М. Смирин, «римскому общественному сознанию вообще, вплоть до бытового уровня, было чуждо представление о таком человеке, который не принадлежал бы ни к свободным, ни к рабам» . Такой социальный порядок очень ярко отражен практически в каждой комедии Плавта. Так, в «Амфитрионе» первый вопрос, с которым Меркурий обращается к Сосии: «Кто ты, раб или же свободный?» (ст. 343). А в прологе к комедии «Пуниец» Плавт прямо обращается к своим зрителям, среди которых были и рабы, из чего можно сделать вывод о том, каково было отношение к ним в эпоху автора:

"Глашатай! Встань, зови народ к вниманию!"... И ликтор с розгами пускай молчит; ...Рабам не сметь садиться, место надо дать Свободным. Или пусть откупаются, А если не под силу, пусть домой идут. Двойной беды избегнут этим: их и здесь Исполосуют розгами и дома их Ремнями господа еще отпотчуют...

Данный фрагмент обнаруживает: несмотря на то, что римляне относились к рабам как к низшим существам, последним разрешалось участвовать в важных эпизодах общественной жизни, например, присутствовать вместе со свободными на театральных представлениях.

В связи с тем, что мы имеем дело с литературным источником, принадлежащим к комедийному жанру, определенные представления о социальной стратификации, здесь выражены в особой, преувеличенной форме. Например, Плавт в отдельных комедиях воссоздает атмосферу сатурналий, - ежегодных празднеств, устраивавшихся в честь бога Сатурна. Они сопровождались пиршествами и карнавалом, во время которого не соблюдались социальные различия (рабы на время получали свободу и веселились со своими хозяевами). Римские сатурналии хотя бы на время возвращали народ к легендарному "золотому веку" - царству безудержного веселья эгалитарного общества. Иногда Плавт строит сюжет своих комедий таким образом, что герой, "одержав в состязании" победу над противником, устанавливает некий новый порядок, "переворачивающий" (по античному выражению) вверх дном какую-либо сторону привычных общественных отношений. Так, например, в комедии «Ослы» молодой хозяин умоляет своих рабов отдать ему деньги, добытые ими для выкупа девушки.

Аксиология представлений о матроне в контексте брачно-семейных отношений у Плавта

Тендер - важнейший концепт, определявший особенности массового сознания римлян, и, как следствие этого, тип их поведения, также получил свое отражение в пьесах Плавта, как и, впоследствии в произведениях Теренция. В связи с этим в данной главе основным предметом анализа является воссозданная Плавтом история тендерных отношений в римском обществе, то есть «тех самых отношений между мужчинами и женщинами, которые, будучи одним из важнейших аспектов социальной организации, особым образом выражают её системные характеристики и структурируют отношения между индивидами, осознающими свою тендерную принадлежность в специфическом культурно-историческом контексте» .

Анализ взаимоотношений и рассуждений плавтовских персонажей и изучение текста их поведения, во многом отражающего определенный гендерный порядок республиканского Рима, позволяют раскрыть характерное для римского общества содержание таких категорий, как «женственность» и «мужественность», исследовать особенности мужского и женского сценариев жизни. В целом по комедиям Плавта можно оценить степень неравенства социального статуса мужчины и женщины, проявляющегося и в браке, и в общественной жизни в целом.

В контексте данного исследования актуализируются прежде всего такие понятия, как «семья», «брак», «сексуальность», «женщина». При этом особое внимание заслуживает последняя тема, поскольку остальные так или иначе являются тесно связанными с нею. Изучение римской женщины, ценное само по себе, выступает оптимальным способом изучения также и римского мужчины, и мира римлянина в целом.

При этом следует обратить особенное внимание на то, что Плавт, наряду с отражением традиционных тендерных представлений римлян, обращает внимание и на первые признаки их трансформации, что во многом было связано в частной сфере с усложнением жизни, накоплением богатств, в сфере общественной - с непрерывным расширением римской державы и социально-нравственными изменениями эпохи больших завоеваний. Как уже отмечалось, всё это вызвало к жизни непомерную потребность к комфорту и роскоши, что не могло не сказаться и на состоянии римской патриархальной семьи, распад которой начался уже во II в. до н.э. В эпоху заката Римской республики в одной из своих политических од Гораций воскликнет: «Многогрешные века запятнали сначала брак, род и семью. Проистекая из этого источника, несчастье полилось на государство и народ» (Ног. Od. III. 6. 16)1.

В целом анализ комедий Плавта с точки зрения тендерной проблематики может способствовать воссозданию той атмосферы, которая господствовала в римском обществе в первой половине II в. до н. э., когда при всех социально-экономических и политических изменениях фундаментом римского общества ещё оставалась гражданская община, а основной социально-экономической и психологической ячейкой - фамилия .

Но прежде чем рассматривать особенности восприятия римлянами семьи и брака, их тендерные установки, нашедшие своё отражение в произведениях Плавта, необходимо обратиться к анализу самого римского понятия «фамилия».

Похожие диссертации на Аксиология повседневности в Римской Республике на рубеже III-II вв. до н.э.: интерпретация Плавта