Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Академический рисунок в художественно-недаюгнчсском образовании советской и постсоветской России
1.1. Рисунок как учебная дисциплина в подготовке студентов системе художественно-педагогического образования в советской и постсоветской России 10
1.2. Традиции и инновации Б обучении академическому рисунку будущих художников-педагогов в российских вузах 28
Глава 2. Традиции академического рисунка 8 художественно-гедагогическом образовании Китайской Народной Республики
2.1. Становление художественно-педагогического образования в Китайской Народной Республике 56
2.2. Академический рисунок в современном художественно-педагогическом образовании Китая
Глава 3. Сравнительный анализ обучения академическому рисунку на факультете изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета км. А. И. Герцена и в художественном институте Аньхойского педагогического университета
3.1. Содержание и методы обучения академическому рисунку российских и китайских бакалавров художественного образования 107
3.2. Сравнительный анализ учебных рисунков российских и китайских студентов 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 192
БИБЛИОГРАФИЯ 1
Введение к работе
Общая характеристика работы
Диссертация посвящена исследованию и сравнительному анализу содержания и методов обучения академическому рисунку в высших художественно-педагогических заведениях России и Китая в период С середины прошлого века по настоящее время (1950-2006 г).
Актуальность исследования. В настоящее время в большинстве стран мирового сообщества происходят процессы бурного реформирования системы образования. Одной из важнейших задач создания единого образовательного пространства является сохранение и интеграция лучших образовательных традиций разных стран.
Художественно-педагогическое образование, эстетическое развитие подрастающего поколения, влияние искусства на все сферы жизнедеятельности - звенья одной цепи существования художественной культуры общества. Традиции всегда являлись прерогативой образования. Академический рисунок - это продукт развития художественной культуры, квинтэссенция академической формы образования в изобразительном искусстве Европы. Обучение академическому рисунку в системе художественно-педагогического образования имеет принципиальное значение в передаче, сохранении и развитии традиций обучения художественной грамоте в облеобразовательной школе, в овладении профессиональным мастерством будущих художников и педаїогов изобразительного искусства. Сохранение и развитие традиций академического рисунка - это сохранение профессиональной художественной школы, которая в настоящее врем утратила свое главенствующее положение Б художественном образовании з большинстве стран западной Европы и Америки. В тоже время академическое рисование и другие системы обучения исследовали В. В. Бабияк, Э. М. Белютин, В. П. Зинченко, Л.Г.Медведев, П. Н. Ростовцев и др.
Историей становления художественного образования в Китае занимались Чжэнь Жуй Лин , Чжан Дао Сэнь. Известный художник-педагог Сюй Пэй Хун много сил приложил для распространения европейской академической системы обучения в Китае, подчеркивал значение реалистического рисунка как основы обучения изобразительному искусству.
Влиянию русской академической школы на становление художественного образования в Китае, проблемам художественно-педагогического образования, исследованиями в области методики обучения рисунку в настоящее время занимаются Ли Су Цзе, Чжоу Пэн Хой, Ван Цзин Цзяо и др. Т В этой связи интересна мысль Н.Н. Крамского: «Что ни говорите, а
искусство не наука. Оно только тогда сильно, когда национально. Вы скажите, а общечеловеческое? Да, но ведь оно, это общечеловеческое, пробивается в искусстве только сквозь национальную форму... Я стою за национальное искусство, я думаю, что искусство не может быть никаким иным, как национальным. Нигде и никогда другого искусства не было, а если существует так называемое общечеловеческое искусство, то только в силу того, что оно выразилось нацией, стоявшей впереди общечеловеческого развития. И если когда-нибудь, в отдаленном будущем, России суждено занять такое положение между народами, то и русское искусство, будучи пгубоко национальным, станет общечеловеческим». Возможно это «отдаленное будущее» наступило и этим объясняется интерес многих стран к искусству и художественному образованию России.
Необходимо отметить, что степень научной разработанности вопросов становления художественного образования, и, в частности, художественно-гедагогического образования в России и Китае имеет существенное различие. Вопрос становления художественного образования в России R специальной.
Объект исследования. Художественно-педагогическое образование России и Китая.
Предмет исследования. Методика обучения академическому рисунку в художественно- педагогических Bj ax России и Китая.
Цель исследования. Сопоставить процессы развития высшего художественно-педагогического образования в Китае и в России для совершенствования методов обучения академическому рисунку.
Цель и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
- исследовать академический рисунок как основу художественно-педагогического образования в России;
- раскрыть значение обучения академическому рисунку в высшем художественно- педагогическом образовании Китая;
- провести сравнительный анализ развития традиций академического рисунка в художественно-педагогическом образовании Китая и России на примере РГПУ им. А.И. Герцена и Авьхойского университета;
- выявить причины обуславливающие снижения уровня подготовки бакалавров, специализирующихся по живописи маслом в КНР;
- выявить факторы, способствующие повышению качества подготовленности бакалавров в КНР, специализирующихся по традиционной живописи Гохуа.
Гипотеза исследования. Изучение и сравнительный анализ программ v. методов обучения в Герценовском и Аньхойском универешегал их особенности и совершенствовать процесс подготовки китайских и российских бакалавров с учетом специфики их специальностей.
Теоретико-методологической основой явились исследования;
- по философии и эстетике искусства;
- по истории художественного образования;
- по теории художественной педагогики; -по культурологическому подходу в сравнительных педагогических исследованиях, который предполагает рассмотрение педагогического явления в контексте общечеловеческой и национальной культуры.
Методы исследования. В работе использованы теоретические методы исследования: сравнительно-исторический, изучение и анализ научных трудов по истории художественнэго образования и теории художественной педагогики, сравнительный анализ учебных программ по академическому рисунку и эмпирические методы - изучение и анализ педагоги ческого опыта обучения студентов художественных факультетов педагогических вузов и колледжей, а также анализ результатов обучения - учебных рисунков.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- впервые проведен сравнительный анализ обучения академическому рисунку Б КНР и России;
-впервые на основе изучения российского опыта обучения академическому рисунку исследованы влияния академического рисунка на обучение живописи масним,
-впервые обобщен опыт влияния школы академического рисунка на обучение традиционным видам изобразительного искусства Китая;
Источниками исследования явились труды по истории художественного образования и художественной педагогики Российских и к Китайских ученых, статьи в научных сборниках и периодических изданиях, регламентирующие документы органов управления культуры и образования, учебно-методическая документация и методические фонды художественно педягогичееких вучлв Москви, Санкт-Петербурга, Омска, Курска, Магнитогорска, Аньхойского, Пекинского и др. университетов, а так же педагогическая практика. В ходе работы над диссертацией устраивались методические выставки с последующим обсуждением и анализом студенческих учебных рисунков.
Апробация исследования и внедрение результатов в практику. Чтение открытой лекции на тему: «Традиция и нынешнее состояние образования в академии им. И. Репина» в Художественном институте Анхойского педагогического университета. ( Китай, 2004). Выступление на курсах повышения квалификации учителей провинции Аньхой на тему: «Российский академический рисунок» (Китай, 2005). Выступление с докладом на тему: «Художественное образование в вузах Санкт-Петербурга: история и современность» на конференции «Художественно-педагогическое образования в китайских вузах» (Китай, 2004). Организация методической выставки «Испытание традиции - учебные работы рисунка и живописи студентов российских художественно-педагогических вузов» (Китай, 2004).
Положении, выносимые на защиту:
- реализация многоуровневого художественного образования в России и Китае происходит с четом культурных традиций и способствует формированию единого образовательного пространства;
- система обучения российскому академическому рисунку в современном художественно-оедагогическом образовании Китая заняла прочное место, не смотря на влияние разнообразных художественных школ;
- обучение академическому рисунку в современном художественно-педагогическом образовании Китая оказывает положительное влияние на обучение традиционному китайскому искусству Гохуа.
Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении теории художественного образования новыми знаниями об особенностях использования академической системы обучения в художественно-педагогическом образовании Китая, в методологии сравнительного анализа систем обучения академическому рисунку в России и Китае и значении сохранения традиций академического рисунка в художественно-педагогическом образовании.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее материалы могут быть использованы на лекционных занятиях по педагогическим технологиям и методике обучения, выводы моїут быть положены в основу составления учебных планов и программ, методических рекомендаций и пособий по рисунку для различных педагогических специальностей, использованы при формировании методического фонда учебных рисунков, выполнения наглядных пособий.
Достоверность результатов и основных выводов диссертации обеспечивается совокупностью методов, адекватных цели в задачам исследования, апробацией результатов исследования в процессе учебно-педагогической и научно-исследовательской деятельности соискателя.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, сопровождаемых постраничными примечаниями, заключения, библиографии, включающей публикации на русском и китайском языках. Текст диссертации дополняют фотографии учебных рисунков студентов факультета Изобразительного искусства РПТУ им. А. И. Герцена и Художественною института Аньхойского университета.
Обьем основного текста диссергацни — 197 страниц, включая 37 иллюстраций.
Общий объем диссертации - 210 страниц.