Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Содержание и методы подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников Витель Елена Борисовна

Содержание и методы подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников
<
Содержание и методы подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников Содержание и методы подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников Содержание и методы подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников Содержание и методы подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников Содержание и методы подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников Содержание и методы подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников Содержание и методы подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников Содержание и методы подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников Содержание и методы подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Витель Елена Борисовна. Содержание и методы подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02. - Б. м., Б. г. - 185 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы подготовки студентов к профессиональной деятельности в школе

1.1. Проблема развития музыкального слуха в истории отечественной музыкальной педагогики 16

1.2. Содержание понятия «музыкальный слух» в современной музыкальной педагогике и психологии 33

1.3 Анализ педагогических условий профессиональной подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников 49

1.4. Методы профессиональной подготовки студентов к работе по развитию музыкального слуха школьников 61

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по подготовке студентов-музыкантов к развитию музыкального слуха школьников и преподаванию сольфеджио

2.1. Задачи и этапы опытно-экспериментальной работы 78

2.2. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы 95

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147

БИБЛИОГРАФИЯ 151

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Направленность современного образовательного процесса на эстетическое воспитание личности школьников, усиление духовно^равственных начал жизни будущего поколения требует совершенствования вузовской системы обучения, подготовки специалиста, способного развить творческие силы ребенка, передать эстетический опыт, как «опыт духовного взаимоотношения» (М.С.Каган).

Задача воспитания детей и юношества отчасти решается путем вовлечения их в активные музыкально-исполнительские формы деятельности в школах и классах с углубленным изучением дисциплин музыкально-эстетического цикла, с обязательным включением предмета сольфеджио. Однако гарантом успешности является наличие у детей развитого музыкального слуха, как «необходимого условия всякого музыкально-художественного освоения (восприятия), исполнения и слушания» (С'.А.Майкапар). Функцию подготовки детей к такому качественному включению их в активное музыкальночисполнительской творчество выполняет школьный учитель музыки, который обязан профессионально и компетентно раскрывать творческий потенциал каждого ребенка, независимо от исходного уровня его способностей.

Вместе с тем в настоящее время существует противоречие между востребованностью современной школы музыкально-эстетической направленности в компетентных преподавателях сольфеджио и отсутствием специально организованного обучения студентов на музыкально-

педагогическом факультете к данному направлению профессиональной деятельности.

Альтернативы в подготовке специалиста, владеющего комплексом профессионально-необходимых знаний и умений по развитию музыкального слуха детей нет. Школьного преподавателя сольфеджио не могут заменить выпускники музыкального училища или консерватории в силу особой воспитательной сущности массового музыкального обучения детей, а также специфических условий работы в общеобразовательной школе.

Следствием возникшего противоречия является неудовлетворительное состояние практики преподавания сольфеджио в школе. Как показали наши наблюдения, преподаватели понимают сольфеджио либо как второй урок музыки, либо как урок теории музыки, либо как хоровое занятие с элементами нотной грамоты, либо как занятие сольфеджио в детской музыкальной школе. При этом цель своей деятельности видят узко, только в научении нотной грамоте и общем развитии детей. Усугубляет «растерянность» преподавателей работа в условиях полного отсутствия необходимого научнометодического обеспечения.

Преподавание сольфеджио в общеобразовательной школе имеет свои особенности, к числу которых относятся: низкий исходный уровень музыкально-слуховой способности большинства детей; обучение в условиях больших групп, затрудняющих контроль над качеством музыкальной деятельности детей; малые сроки обучения. Одной из самых важных и нерешенных проблем, с которыми сталкиваются практикующие преподаватели, является проблема развития музыкального слуха и певческого голоса у непоющих детей-гудошников».

Низкий уровень развития музыкально-слуховой способности среди учащихся отмечали многие музыкальные педагоги: явление «гудошничества» в середине XX века описал В.В. Каменский, в конце 70-х годов этот недостаток выявил у 60% детей И.П. Гейнрихс. По нашим данным, среди первоклассников дети с неразвитым слухом и голосом составляют 80%.

В обстановке неготовности большинства детей к певческой деятельности ведущим средством массового музыкального воспитания фактически признается слушание, пение же как «язык сердца и чувства» (И.Казанский), как «самый живой и неизъемлимый элемент нашей народной жизни» (С.Миропольский) постепенно уходит из арсенала музыкальновоспитательных средств.

Отсутствие методики развития музыкального слуха у детей -«і удошников», необходимой как для учителей музыки, так и для преподавателей сольфеджио, определило подпроблему исследования -изучение условий формирования музыкально-слуховых представлений и правильной певческой интонации у детей с неразвитым слухом и голосом и определение этапов и методов этой работы.

Педагогическая деятельность преподавателя сольфеджио в общеобразовательной школе является необычайно сложной, она требует как учета специфики работы с детьми с низким уровнем развития музыкально-слуховой способности, так и умения «встраивать» принципы, цели, технологии преподавания сольфеджио в общую систему дисциплин музыкально-эстетической направленности.

Отчасти возможности для приобретения профессионально-необходимых знаний и умений содержатся в учебных курсах музыкальной психологии, мсгодики музыкального воспитания, сольфеджио, поскольку будущий учитель

обязан владеть методами развития музыкального слуха детей на уроках музыки. Однако, как показало наше исследование, учебные куры слабо ориентированы на развитие у студентов практических навыков работы по данному направлению. Это определило необходимость активизировать внутри вузовские педагогические возможности, придать ему черты практической направленности на овладение методами развития музыкального слуха детей, повышение познавательной активности студентов, формирование рефлексивности и диалогичности мышления, необходимых в современных динамичных условиях. Кроме того, для профессиональной подготовки студентов к преподаванию сольфеджио недостаточно реформировать содержание учебных курсов в силу различия целевых установок деятельности преподавателя сольфеджио и учителя музыки. Из этого следует, что на музыкально-педагогическом факультете необходимым является введение специального обучающего курса «Методика преподавания сольфеджио».

Проблема подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников пока слабо отражена в монографиях и диссертационных исследованиях. Вместе с тем, отечественной музыкальной педагогикой накоплен значительный практический опыт певческого обучения детей и юношества, развития музыкального слуха у детей, совершенствования вузовской системы подготовки студентов-музыкантов. Тема исследования предполагает на основе обобщения и анализа накопленного опыта практической деятельности в области развития музыкального слуха теоретическое осмысление этой проблемы с позиции современных достижений в области психологии деятельности, теории индивидуальных различий, психофизики, психофизиологии слуха, психолингвистики, нейрофизиологии и нейролингвистики для определения способов практического ее решения.

Объект исследования: процесс вузовской подготовки студентов-музыкантов на музыкально-педагогическом факультете.

Предмет исследования: условия готовности студентов-музыкантов к работе по развитию музыкального слуха школьников и преподаванию сольфеджио в эстетических классах и школах музыкально-эстетического направления.

Цель исследования: разработать и внедрить в практику обучения на музыкально-педагогическом факультете комплексную систему подготовки студентов к работе по развитию музыкального слуха школьников и преподаванию сольфеджио.

Поставленная проблема, объект и цель обусловили следующие задачи исследования:

изучить и охарактеризовать исторический опыт разработки проблемы развития музыкально-слуховой способности у детей и подготовки учителей музыки к данной работе;

выявить сущность понятия «музыкальный слух» и дать определение с позиции современных психологических теорий, теоретически обосновать условия развития музыкально-слуховой способности у всех детей;

определить возможности вузовской системы обучения в целях ориентации студентов на овладение методами развития музыкального слуха школьников;

теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание и методы подготовки студентов к работе по данному направлению;

разработать модель профессиональной деятельности преподавателя сольфеджио и на ее основе сформулировать требования к готовности студентов к развитию музыкального слуха детей. В основу исследования положена гипотеза, согласно которой подготовка

студентов-музыкантов к работе по развитию музыкального слуха школьников

осуществима при соблюдении следующих условий:

1) совершенствования специальной музыкальной подготовки студентов на

музыкально-педагогическом факультете путем практической направленности курсов музыкальной психологии, методики музыкального воспитания и сольфеджио;

  1. активизации познавательной деятельности студентов в приобретении ими комплекса качеств, профессионально-необходимых для развития музыкального слуха детей;

  2. введения на музыкально-педагогическом факультете интегрированного

спецкурса «Методика преподавания сольфеджио»;

4) разработки специальной методики развития музыкального слуха детей,

адаптированной к условиям общеобразовательной школы. Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские, психолого-педагогические, музыкально-педагогические, культурологические, музыковедческие, эстетические исследования, связанные с темой диссертации:

— по методологии педагогического исследования и философии
образования: В.С.Галенко, Г.С.Гершунского, С.К.Булдакова,
В.И.Загвязинского, В.В.Краевского, М.К.Мамардашвили,

Г.П.Щедровицкого и др.;

по проблеме подготовки специалиста в системе высшего образования: О.А. Абдуллиной, В.П.Беспалько, А.А.Вербицкого, И.Я.Лернера, А.М.Матюшкина, М.И.Махмутова, Р.А.Низамова, И.Т.Огородникова, Г.Н.Серикова, В.А.Сластенина, Е.Э.Смирновой, Л.Ф.Спирина, Г.И.Хозяинова, А.И.Щербакова и др.;

по проблеме подготовки учителя музыки: Э.Б.Абдуллина, О.А.Апраксиной, Л.Г.Арчажниковой, Л.А.Рапацкой, Г.П.Стуловой, Л.И.Уколовой, Г.М.Цыпина и др.;

по теории способностей и развитию музыкального слуха: А.П.Агажанова, В.К.Белобородовой, Н.Г.Борисовой, И.П.Гейнрихса, А.Л.Готсдинер, Е.В.Давыдовой, А.В.Запорожца, М. В. Карасевой, А.И.Кондратьева, А.Н.Леонтьева, С.М.Майкапара, В.Н.Мясищева, Р.С.Немова, С.Е.Оськиной, Ю.Н.Рагса, В.А.Серединской, Б.М.Теплова, В.Д.Шадрикова и др.;

по теории слухового и музыкального восприятия С.А.Гельфанда, С.Н.Гольдбурт, Т.В.Ендовицкой, А.Г.Костюка, А.Н.Леонтьева, Дж.Ликлайдера, Е.Н.Мальцева, Е.Н.Назайкинского, Л.В.Неймана, В.Н.Носуленко, О.В.Овчинниковой, В.Д.Остроменского, А.И.Соловьевой и др.;

— по вопросам взаимосвязи онтогенеза речевого и музыкального слуха:
Л.С.Выготского, Н.И.Жинкина, А.А.Леонтьева, Е.В.Назайкинского,
Г.П.Стуловой и др.;

— по вопросам методики вокально-хорового воспитания детей:
Э.Б.Абдуллина, О.А.Апраксиной, В.А.Багадурова, Т.Л.Беркман,
Н.А.Ветлугиной, Л.В.Горюновой, Д.Б.Кабалевского, Б.Д.Критского,
Н.Д.Орловой, Г.П.Стуловой и др.

Для реализации поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:

теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование, опытно-экспериментальная работа, включавшая: наблюдение, анкетирование, метод экспертных оценок, констатирующий и формирующий эксперимент. Впервые при изучении качества музыкального слуха будущих преподавателей сольфеджио был применен приборный метод объективной оценки внутреннего компонента музыкального слуха.

Базой исследования явился музыкально-педагогический факультет Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, школы № 13, 22, 25 г. Костромы с углубленным изучением дисциплин музыкально-эстетического цикла.

Основные этапы исследования:

Первый этап—подготовительный (1992-1998) был посвящен теоретической разработке и практическому использованию методов развития музыкального слуха у непоющих детей на занятиях по сольфеджио в эстетических классах общеобразовательной школы № 4 г. Костромы. В результате практического опыта нами была разработана методика развития музыкального слуха и певческого голоса у детей - «гудошников», основанная на использовании речевого опыта детей.

Задачей второго этапа—констатирующего (1998-1999) явилось изучение состояния подготовки студентов—музыкантов на музыкально-педагогическом факультете к работе по развитию музыкального слуха детей, а также наблюдение за практикой преподавания сольфеджио в общеобразовательной школе, определение условий подготовки студентов к работе по развитию

музыкального слуха школьников и разработка спецкурса «Методика преподавания сольфеджио».

Формирующий этап (1999-2001) включал: экспериментальное изучение эффективности разработанных методов обучения и организацию профильного обучения студентов в курсе «Методика преподавания сольфеджио»

Заключительный этап (2001-2002) был посвящен анализу и обобщению результатов исследования, подготовке и внедрению в практику научно-методических рекомендаций.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

  1. дан историко-теоретический анализ развития музыкального слуха как проблемы в отечественной музыкальной психологии и педагогике;

  2. разработаны педагогические условия формирования профессиональных качеств учителя музыки, обусловленных работой по развитию музыкального слуха школьников;

  3. создана методика развития музыкального слуха у непоющих детей -«гудошников», основанная на использовании опыта речевого интонирования детей и разработан спецкурс «Методика преподавания сольфеджио»;

  4. разработан метод объективной оценки качества сформированности музыкальных представлений и образов (внутреннего компонента музыкального слуха) по величине рабочего приращения квазиустойчивого потенциала головного мозга.

Практическая значимость исследования определяется тем, что впервые в музыкальной педагогике высшей школы разработана и внедрена в действие система подготовки студентов - музыкантов к работе по развитию музыкального слуха школьников и преподаванию сольфеджио в

общеобразовательной школе; определены методы совершенствования профессиональной направленности студентов и активизации их учебно-познавательной деятельности; создана программа спецкурса «Методика преподавания сольфеджио»; разработана методика развития музыкального слуха для детей с исходно низким >ровнем развития музыкально-слуховой способности.

Обоснованность и достоверность результатов исследования Теоретические и экспериментальные выводы исследования обеспечивались:

а) привлечением значительного фактического материала, полученного в
результате наблюдения за практикой преподавания сольфеджио в
общеобразовательной школе и проведением опытно-экспериментальной
работы;

б) применением комплекса методов научного познания и практической
деятельности, адекватных объекту, предмету, целям и задачам
исследования;

в) использованием методов математической обработки результатов
опытно-экспериментальной работы;

г) внедрением полученных результатов в практику.
На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Подготовка студентов к развитию музыкального слуха школьников представляет собой поэтапный процесс, включающий познавательную активность самих студентов и направленность содержания вузовского обучения на формирование у будущих педагогов системы теоретических и практических навыков профессиональной деятельности (владение методикой развития музыкального слуха, в том числе и у детей-

«гудошников», владение методикой диагностического изучения качества сформированности музыкального слуха и др).

  1. Музыкальный слух с позиции современной психологии определяется как особое свойство функциональной слуховой системы человека, которое формируется прижизненно и под влиянием деятельности, существует и проявляется в виде системы музыкально-слуховых операционных механизмов (построительных, измерительных, корригирующих, контролирующих).

  2. Развитие музыкального слуха и правильной певческой интонации возможно у всех здоровых детей, не зависимо от задатков и исходного уровня их музыкального развития.

  3. Модель профессиональной деятельности учителя музыки, отражающая многообразие видов его деятельности, выглядит как модель многомерная и иерархическая, сочетающая процессы онтогенетические и филогенетические, функциональные, процессуальные, внешние и внутренние. Методологическим основанием для обобщения видов практической деятельности учителя могут выступать компоненты философско-образовательной системы (субъекты педагогической системы, содержание и технология обучения).

Апробация результатов исследования. Содержание диссертационного исследования обсуждалось на кафедре музыкальных инструментов МГОПУ им. М.Л.Шолохова и кафедре теории и методики преподавания музыки Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Разработанная модель подготовки студентов к развитию музыкального слуха детей внедрена в учебный процесс КГУ. Материалы исследования использовались при проведении городских семинаров преподавателей

сольфеджио общеобразовательных школ, организованных университетом повышения квалификации г. Костромы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Библиография включает 230 наименований.

В первой главе исследования дается обзор отечественной музыкально-педагогической литературы по проблеме развития музыкального слуха, показана историческая роль пения в России, как средства музыкального воспитания и развития музыкальных способностей в массовом масштабе. Анализ современного состояния проблемы развития музыкального слуха, достижений в области психологии слухового восприятия, психологии индивидуальных различий, теории способностей позволил сформулировать определение музыкального слуха. Выявление недостатков существующей практики преподавания сольфеджио в школе и характерных трудностей в работе преподавателя явился основополагающим для определения условий совершенствования системы вузовского обучения студентов.

Вторая глава посвящена экспериментальной проверке выдвинутых теоретических положений: использованию при обучении студентов методики развития музыкального слуха у детей - «гудошников», методов, активизирующих познавательную активность студентов. В ходе проведения формирующего эксперимента отрабатывалась модель подготовки студентов к работе по развитию музыкального слуха детей и преподаванию сольфеджио, а также методика изучения сформированности музыкального слуха студентов по измерению квазиустойчивого потенциала головного мозга.

В заключении делается вывод о том, что условиями подготовки студентов к работе по развитию музыкального слуха школьников и преподаванию

сольфеджио в эстетических классах общеобразовательной школы является комплекс, включающий: практическую ориентированность учебных курсов на овладение студентами необходимых навыков, активизацию самостоятельной учебной деятельности студентов, введение на музыкальнопедагогическом факультете спецкурса «Методика преподавания сольфеджио» и овладение студентами в рамках спецкурса методикой развития музыкального слуха у детей - «гудошников».

Проблема развития музыкального слуха в истории отечественной музыкальной педагогики

В историческом прошлом развития отечественной музыкальной педагогики понимание значения музыкально-слуховых способностей человека неразрывно было связано с развитием музыкальной культуры народа, прежде всею певческой, которая, с одной стороны, предъявляла требования к уровню развития музыкального слуха для исполнительской деятельности и, в то же время, сама оказывала влияние на формирование слухового опыта.

В России роль пения как общественно-значимого явления начала осознаваться вместе с распространением христианства. Храмовое пение в Древней Руси являлось единственной формой профессионального музыкального искусства, олицетворяя собой культуру «религиозно-художественного монолога»(Л.А.Рапацкая).

Развитию музыкально-певческой культуры Древней Руси в немалой степени способствовало зодчеств - для озвучивания церквей и храмов требовалось большое количество певцов. С возникновением потребности в их обучении началось развитие отечественной музыкальной педагогики.

Пришедшая в то время из Византии вместе с христианством знаменная нотация была условной - это значит, что большая роль в разучивании песнопений отводилась руководителям церковных хоров - головщикам и доместикам, которые обучали певчих «с голоса». Такой тип культурной традиции, передававшийся от поколения к поколению, можно назвать синтетическим, поскольку он соединял в себе безлинейную нотацию и изустное творчество и требовал от учеников не только способности правильно слышать и петь, но также запоминать великое множество песнопений.

Другой характерной приметой того времени явилось понимание воспитательной функции музыки, органичной связи пения, веры и человеческого бытия. Как отмечает Е.В.Николаева, церковное пение требовало от исполнителя и «в миру знаменного чина» (145). Принятие единственной формы существования музыкального искусства в виде богоугодного пения, как средства причастия к Духовному и Вечному, придавало русскому православию своеобразную неповторимость.

Высокая оценка воспитательной роли церковного пения сохранялась долгое время. На этой почве возникла в будущем уже «мирском» времени традиция считать пение одним из важных средств нравственного воспитания. В 19 веке Иван Казанский писал: «Потому пение употребляется в Церкви, что все свое лучшее мы должны употреблять на служение Богу; а органы слова и пения есть лучшее достояние человека - достояние премудроустроенное и незаслуженно полученное; следовательно, Божие - Богу» (149).

Ценностные установки средневекового богослужебного песнопения в последующей эпохе получили мистико-аскетическое толкование, его молитвенный дух постепенно угасал, открывая путь к «обмирщению» музыкального искусства. Совместное существование и взаимовлияние духовной и светской музыки, открытость общества западным культурным традициям - эти новые веяния привели к усложнению музыкально-интонационного языка песнопений, к появлению вначале трехстрочного, а затем в 17 веке и многоголосного партесного пения. По сведениям диакона М. Ф. Коневского, гармоническое церковное пение вначале получило распространение в юго-западной русской церкви, певческие хоры там составлялись преимущественно из учеников братских школ, в которых церковное пение было введено как обязательный предмет.

Особенно искусными в новом виде пения были киевские певчие. Великорусская церковь впервые огласилась партесным пением при митрополите Новгородском Никоне, который считал киевское пение «одушевленным, паче органа бездущнаго»(79). После принятия патриаршего сана Никон при содействии царя Алексея Михайловича ввел партесное пение в Москве, в 1652 году одиннадцать киевских певцов партесного пения, вызванных царем из Киева, приступили к обучению московских хоров.

Большое значение в распространении в России партесного пения имел знаменитый школьный учебник Николая Дилецкого в 6-ти частях «Идея мусикийской грамматики», явившийся первым печатным трудом в области методики обучения пению. «Мусикия -есть соборное от лиц своих, иже суть гласы человеческие или органные, умом припеваемая, мусикия - гречески, ла шнеки же кантус, словенски же пение, яже сердца человеческие своим же гласом ово к веселию, ово к печали, ово смешение вызывает1 » так определил музыку автор (64).

Обучение певчих строчному, или партесному пению проходило по нотолинейным книгам также привезенным из Киева, это означало конец традициям перенимания напева «с голоса» и начало нотного периода обучения пению. В это время сформировался новый тип регента, в обязанности которого, помимо прочего, входило обучение певцов нотной грамоте.

Дело перестройки церковного пения имело значение государственной важности (особенно в связи с церковной реформой) и привело к важным последствиям: 1) открытию учебных заведений и введению уроков церковного пения; 2) развитию практики обучения пению по нотам; 3) возникновению печатной методической мысли.

Уже во времена царствования Федора Алексеевича, как отмечал М.Ф.Коневский, издавались методические пособия по изучению партесного пения. Среди авторов - Иоанникий Коренев, автор второй русской «Мусикии» монах патриаршего дома Тихон Макарьевский, составивший «Ключ правил мусикийского пения», государев певчий дьяк Василий Титов и др.

Распространению партесного пения способствовало открытие учебных заведений - светских и духовных школ, во многих из которых велись уроки церковного пения, это частная школа боярина Ф.Ртищева, школа в Чудовом монастыре, Государственная школа для подьячих, Славяно-Греко-Латинская Академия и др.

Государственную поддержку певческое искусство получало и в период царствования других русских правителей. Известное для своего времени изречение «Кто поет, тот зла не мыслит» принадлежало Екатерине II (120), в чей век не только утвердилось многоголосное пение, но и стремительно рати вались светские жанры музыкального искусства: опера, театр, городская песня.

Анализ педагогических условий профессиональной подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников

Педагогические условия в современной науке обобщенно определяются как совокупность эмпирических, теоретических, диагностических факторов реально действующего или мысленно представляемого будущего процесса обучения, объектов и явлений, отражающих все многообразие педагогической реальности и влияющих на характер протекания педагогического процесса.

Задача отбора из всего многообразия существующих факторов необходимых и достаточных для подготовки педагогов - музыкантов к развитию музыкального слуха школьников может быть решена при следующих условиях:

1. изучении действующего практического педагогического опыта;

2. изучения возможностей вузовской системы подготовки специалиста к развитию музыкального слуха школьников;

3. наблюдения за реальным ходом педагогического процесса подготовки специалиста в вузе.

Изучение действующего практического опыта проводилось нами с преподавателями сольфеджио школ г. Костромы методами анкетирования и собеседования с целью получения информации о типичных трудностях, с которыми сталкивается преподаватель сольфеджио, о специфике работы с детьми в условиях массового обучения, о результатах обучения, о характере готовности педагогов, окончивших музыкально - педагогический факультет (См. приложение 1). Результаты анкетирования показали, что учителя по-разному понимают назначение школьного сольфеджио: либо как второй урок музыки, дублируя его программное содержание, либо как хоровое сольфеджио, совмещая изучение нотной грамоты с хоровым пением, либо как урок сольфеджио в ДМШ, либо как урок изучения нотной грамоты. Большая часть преподавателей (70%) опирается на программу и методику преподавания сольфеджио в ДМШ, другая часть (15%)—на программу по музыке Д.Б.Кабалевского. Цель занятий многие преподаватели видят в развитии слуха и голоса, музыкальной памяти, ритма, ладового чувства; 25% опрошенных считают, что занятия сольфеджио способствуют гармоничному развитию личности.

В ходе собеседования с практикующими учителями выяснилось, что главная трудность заключается в работе с учащимися без музыкального слуха («гудошниками»), «тормозящими» процесс обучения. При этом одни педагоги полагают, что у таких детей нет координации между слухом и голосом, и певческий голос таких учащихся разовьется самостоятельно, благодаря слуховым упражнениям, хоровым занятиям и изучению нотной грамоты. Другая часть полагает, что у таких детей нет музыкального слуха, им «не дано» заниматься музыкой и удел таких детей - слушать и аккомпанировать на ударных инструментах. На вопрос: «Назовите методц которые Вы применяете с непоющими детьми для развития их музыкального слуха» 5% опрошенных учителей назвали метод индивидуальных занятий, остальным учителям такие методы работы неизвестны. Большинство практикующих педагогов считают необходимым введение на музыкально-педагогическом факультете педвуза специального курса подготовки и переподготовки преподавателей сольфеджио. Наблюдение за ходом аттестации учителей сольфеджио г. Костромы -выпускников музыкально-педагогического факультета, анализ результатов их педагогической деятельности выявил следующие факты:

—недостаточно четкое понимание преподавателями сольфеджио предмета своей деятельности (целей, задач, содержания); —неумение в своей работе учитывать специфические условия работы в массовой школе —слабое владение комплексом специальных профессиональных знаний и умений в области развития музыкального слуха детей (в том числе низкий уровень развития профессионального музыкального слуха); —неумение работать с непоющими детьми; —не адекватное определение методов и содержания работы поставленным целям. Изучение работы практикующих преподавателей сольфеджио в общеобразовательной школе показало, что преподавание предмета проходит в особых условиях. Одним из них является низкий исходный уровень развития музыкального слуха детей. Тенденцией времени, по наблюдению педагогов, стало увеличение количества детей с неразвитым слухом и голосом, так называемых «гудошников», работа с которыми требует кропотливой работы и использования особой методики развития музыкальногослуха.

Наблюдение за качеством музыкально-слухового развития детей проводили многие отечественные музыкальные педагоги. Так, по данным В.В.Каменского, около 60% учащихся первых классов имели недостаточно развитый музыкальный слух (84). И.П.Гейнрихс отмечал голосовые затруднения у 75% детей (45). По нашим наблюдениям, в современных общеобразовательных школах таких детей более 80%. Этот тревожный факт педагогической реальности должен быть учтен при разработке содержания подготовки студентов к развитию музыкального слуха детей.

Итак, на основании анализа практики преподавания предмета сольфеджио в общеобразовательной школе можно сделать вывод о неудовлетворительном ее состоянии: отсутствии методического обеспечения и низкой профессиональной готовности педагогов.

Большинство преподавателей сольфеджио в школах являются выпускниками музыкально-педагогических факультетов, поэтому следующим этапом нашего исследования явилось изучение процесса подготовки студентов - музыкантов в вузе. При этом мы ограничили область изучения предметами, непосредственно связанными с будущей профессиональной деятельностью преподавателя сольфеджио - педагогикой, музыкальной психологией, методикой музыкального воспитания и сольфеджио.

Задачи и этапы опытно-экспериментальной работы

Проверка гипотезы о том, что условиями готовности студентов к развитию музыкального слуха школьников являются: направленность вузовского содержания обучения на овладение студентами практических навыков работы по развитию музыкального слуха детей; активизация познавательной деятельности самих студентов по овладению комплекса профессионально необходимых знаний и умений; разработка методики развития музыкального слуха для непоющих детей и введение на музыкально-пелагогическом факультете спецкурса «Методика преподавания сольфеджио» потребовало проведения опытно-экспериментальной работы.

Задачами экспериментальной работы явились:

1) разработка теоретической модели подготовки студентов-музыкантов к развитию музыкального слуха школьников;

2) разработка методики проведения констатирующего эксперимента;

3) разработка критериев готовности студентов к развитию музыкального слуха школьников;

4) проведение эксперимента с целью получения констатирующего среза реального состояния готовности к данной работе;

5) разработка модели деятельности преподавателя сольфеджио в эстетических классах общеобразовательной школы и на ее основе выделение критериев готовности студентов к преподаванию сольфеджио в общеобразовательной школе;

6) разработка содержания спецкурса «Методика преподавания сольфеджио» и проведение обучающего эксперимента;

7) сравнение результатов констатирующего и формирующего срезов для подтверждения или возможной корректировки гипотезы.

Этапы экспериментальной работы:

Первый этап — подготовительный (1992-1998) был посвящен теоретической разработке и практическому использованию методов развития музыкального слуха у непоющих детей на занятиях по сольфеджио в эстетических классах общеобразовательной школы. В результате многолетнего опыта нами была разработана методика развития музыкального слуха и певческого голоса, основанная на использовании речевого опыта детей и программа по сольфеджио для эстетических классов.

Задачей следующего этапа — констатирующего (1998-1999) явилось изучение состояния подготовки студентов- музыкантов на музыкально-педагогическом факультете к работе по развитию музыкального слуха детей, а также изучение опыта преподавания дисциплины сольфеджио в общеобразовательной школе и разработка программы спецкурса «Методика преподавания сольфеджио».

Формирующий этап (1999-2001) включал: экспериментальное изучение эффективности предложенных методов активного обучения (метода самоконтроля, метода профессионально-имитационного моделирования) в системе подготовки учителя музыки; ? организацию профильного обучения студентов в курсе «Методика преподавания сольфеджио» с использованием наглядно-практического и проблемно-диалогического методов;

? экспериментальное изучение качества готовности будущих преподавателей сольфеджио.

Заключительный этап (2001- 2002) был посвящен анализу и обобщению результатов исследования, подготовке и внедрению в практику научно-методических рекомендаций по проблеме развития музыкального слуха у детей - «гудошников» и преподаванию сольфеджио в школе.

Были использованы следующие методы: анкетирование, беседа, изучение документов, моделирование педагогических ситуаций, контроль за выполнением экспериментальных заданий, педагогический эксперимент, оценка результатов деятельности. При изучении качества сформированности профессионального музыкального слуха студентов, как компонента готовности, был применен приборный метод оценки измерения квазиустойчивого потенциала головного мозга.

В экспериментальной работе в целом было охвачено более 80 человек практикующих преподавателей сольфеджио в общеобразовательных школах г.Костромы, студентов музыкально-педагогического факультета очного и заочного отделений Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова, учащихся музыкально-эстетических классов школ города.

Модель подготовки студентов к работе по развитию музыкального слуха школьников

Необходимость разработки теоретической модели была определена методологическим принципом, согласно которому теоретическое моделирование должно предшествовать разработке методики эксперимента и его проведению. Основой для моделирования послужили выделенные ранее компоненты обучающей системы: дисциплины, содержание и этапы подготовки (аудиторно-теоретический, практический и специальный).

Для того чтобы данная теоретическая модель была экспериментально воспроизводимой, мы выделили в ней не только структурные моменты, но и процессуальные, которые отражали бы динамику и этапность работы обучающей системы. Так, на разработанной нами модели указаны уровни: А) уровень подготовки к развитию музыкального слуха школьников, обязательный для всех студентов, поскольку владение этими методами входит в программу профессиональной деятельности учителя музыки; Б) уровень профильной подготовки к преподаванию сольфеджио в эстетических классах общеобразовательных школ (для специализирующихся студентов). Специальная профильная подготовка также структурирована: ее начальный этап заключается в использовании метода профессионально-педагогического моделирования на занятиях по сольфеджио, в результате которого у студентов формируется первичное представление о содержании будущей профессиональной деятельности, следующий этап связан с овладением сілдентами комплексом специально-методических знаний и умений в рамках спецкурса «Методика преподавания сольфеджио».

Похожие диссертации на Содержание и методы подготовки студентов к развитию музыкального слуха школьников