Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Музей как институт социального воспитания детей
1- Музей как социальный институт: историко-педагогический анализ и тенденции развития 16
2. Приоритеты культурной политики музея в малом городе как условие активизации образовательного потенциала 49
3. Сущность и особенности социально-воспитательной работы с посетителями музея малого города 70
Глава II. Интегративная модель социально-воспитательной работы современного музея с детьми
1. Организационно-педагогические условия эффективности социально-воспитательной работы музея малого города с детьми 92
2 Формы и методы дополнительного образовательного и культурного просвещения детей и подростков 115
3. Экспериментальная апробация эффективности модели социально-воспитательной работы с детьми в условиях современного музея малого города 143
Заключение... 158
Список литературы 166
- Музей как социальный институт: историко-педагогический анализ и тенденции развития
- Приоритеты культурной политики музея в малом городе как условие активизации образовательного потенциала
- Организационно-педагогические условия эффективности социально-воспитательной работы музея малого города с детьми
Введение к работе
Актуальность исследования. Масштабные преобразования в России в начале 90-х гг. XX в. обострили многие социально-экономические проблемы общества, и в первую очередь проблемы жизни и деятельности молодого поколения. Заметный рост преступности в стране и криминализация молодежи, проблемы трудоустройства, ухудшение здоровья населения, сокращение финансирования социальной и культурной сферы — все это свидетельствует о том, что
дети и подростки становятся в настоящее время менее защищенными. Одиночество, недоверие к людям, отсутствие уверенности в себе, страх перед будущим уже испытывает значительная часть молодежи в России. Положение усугубляется негативной деятельностью отдельных государственных и коммерческих структур, спекулирующих на духовных запросах населения.
В этих условиях задачи социального воспитания молодежи
становятся особо актуальными. Вопрос о том, какой социальный тип
, личности может возникнуть в сложившейся ситуации является
; предметом анализа социальных педагогов, объектом научных
\ исследований в области культуры и воспитания. В этой связи культура
становится главным фактором развития творческого начала человека,
неиссякаемым источником общественных нововведений, средством
воспитания социально активной личности и формирования ее
» позитивного имиджа в обществе.
В новых условиях развития социальной сферы значительно возросла роль общедоступных учреждений культуры открытого типа, являющихся важнейшей составной частью всей системы социального воспитания. Одним из таких учреждений, тесно связанным с динамикой развития общества, стремительно реагирующим на изменения в духовных потребностях разных слоев населения, максимально открытым
>
и доступным всем социальным и возрастным группам, является музеи.
Досуг в музее стимулирует развитие творческих способностей людей
разного возраста, способствует расширению диапазона их интересов,
гуманизации мыслей, чувств, поступков, активизирует созидательную
активность. Становится насущной потребностью времени решение
коллективами художественно-исторических музеев (как
государственных, так и частных, включая частные коллекции) социально-воспитательных задач.
В конце XX столетия возникла новая образовательная парадигма, суть которой заключается в стремлении к гуманитарному обновлению образования. Государственная образовательная и культурная политика, регламентирующие ее правовые документы (Закон РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании в Российской Федерации до 2025 г.», Федеральная программа развития образования на 2000 - 2025 гг., Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Распоряжение Председателя Правительства РФ М. Касьянова от 29 декабря 2001 г.№ 1756р, Закон РФ «О культуре» и др.) указывают определенные ориентиры для ее реализации в условиях городского социума. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указывается: «Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое общество, научные, культурные, коммерческие институты. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования».
Однако формирование единства образовательной и культурной политики на муниципальном уровне не стало еще предметом заботы и
внимания органов образования и культуры. Необходима ревизия возможностей всех учреждений культуры, с учетом многообразия потенциальных видов деятельности и новейших технологий, подводящих подростков к освоению новых социальных ролей, обогащающих детей и родителей опытом неформального общения, развивающих познавательные интересы, приобщающих целые семьи из разных слоев населения к культурным ценностям на основе свободного выбора видов и форм деятельности.
Исторический анализ развития деятельности зарубежных и отечественных музеев убеждает, что социально-воспитательные функции были изначально заложены в содержании их многоплановой деятельности. В нынешних общественно-политических условиях появляется необходимость выявления системного раскрытия этих функций, обретающих новое наполнение.
Актуальность исследования усиливается сложившимися противоречиями в практической работе художественно-исторических музеев: между ресурсами образовательной и культурной политики регионального уровня и декларируемыми государством приоритетами в обозначенных областях; реальными воспитательными возможностями музея и изменением социального заказа на социокультурные услуги, что связано с ужесточением общественной среды, явлениями коммерциализации услуг для населения в современных рыночных условиях; назначением и задачами учреждений культуры в социальном воспитании в условиях малого города и недостаточной разработанностью научного (и, прежде всего, — социально-педагогического) обоснования основ их деятельности, что в настоящее время оказывается ощутимым препятствием для реализации социально-воспитательной миссии этих учреждений.
От разрешения этих противоречий и от теоретического обоснования функционально-содержательной деятельности музеев зависит эффективность их социально-воспитательной работы и качество выполнения социального заказа. Важность и современность проблемы, социальный заказ на разработку социально-педагогических условий активизации образовательного потенциала городского музея обусловили выбор темы исследования: «Социально-воспитательная деятельность музея в условиях малого города».
Актуальной тенденцией последних лет, характеризующей состояние современной социально-педагогической практики музеев в малых городах, является ориентация на детскую и молодежную аудиторию. Выделение нами в диссертационном исследовании детей, подростков, молодежи из всех групп, посещающих музеи, связано как с особенностями этого возраста, так и со спецификой социально-педагогической деятельности в условиях современного музея малого города.
Объект исследования: музей как социокультурный и социально-педагогический феномен.
Предмет исследования: процесс социально-воспитательной деятельности музея в малом городе как фактор позитивной социализации детей и подростков.
Цель исследования: теоретически обосновать модель социально-воспитательной работы музея с различными группами детей и подростков в малом городе и определить условия ее позитивного влияния на социализацию личности.
Задачи:
1. Определить сущность музея как социокультурного и социально-педагогического феномена, выявить возможности музея в социально-воспитательном пространстве малого города.
Осуществить анализ и определить тенденции развития практики социально-воспитательной деятельности музея.
Выявить и обосновать социально-педагогические условия эффективности влияния музея на позитивную социализацию детей и подростков в малом городе,
Разработать научно-методические рекомендации по совершенствованию социально-воспитательной деятельности музея в условиях малого города.
Гипотеза исследования:
Социально-воспитательная деятельность музея малого города будет содействовать эффективной социализации детей и подростков, если: социально-воспитательная работа будет индивидуально ориентированной, учитывающей интересы и потребности детской аудитории в музее; дети будут включены в активную инициативную деятельность в музее, предполагающую их субъектную позицию; развитие социальных связей будет направлено на формирование воспитывающих отношений в музейном социуме; в музее будут действовать педагогические и социально оправданные структуры социальной и духовной поддержки молодого населения; будет обеспечена социально-воспитательная работа с детьми разных возрастов профессионально подготовленными кадрами музейных работников; деятельность музея будет предметно-содержательно согласована с деятельностью школ, учреждений дошкольного воспитания, ПТУ, вузами, другими учреждениями, общественными организациями и семьями.
Методологической основой исследования явилась совокупность философских и культурологических концепций активной роли среды в личностном развитии, теории личностно ориентированного социально обусловленного и комплексного подхода к развитию человека
в системе общественных отношений, социально-педагогические идеи развития деятельности культурных учреждений социальной сферы как открытых социально-воспитательных учреждений, идеи основные положения развития образования на региональном уровне (Н.И. Анисимовой, СИ. Григорьева, Ю.А. Ефимова, Н.М. Кубликова, НЛО. Сорокиной, М. Чеботаревой). Для исследования особенно важным был личностно-деятельностный подход, определяющий в современной педагогике позицию личности в обществе и конкретном социуме. Также основанием для данного диссертационного исследования стали программные документы, решения руководящих органов сферы культуры и образования РФ о направлениях развития государственных и муниципальных учреждений в современных условиях.
Теоретическими и методологическими предпосылками исследования стали научные положения о человеке как объекте и субъекте социального развития и саморазвития (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Дранков, И.С. Кон и др.). Диссертационное исследование осуществлялось на основе анализа трудов ученых, внесших значительный вклад в разработку современной социально-педагогической теории воспитания (С.А. Беличева, Л.П. Буева, В.Г. Бочарова, П.П. Блонский, Б.Д. Вульфов, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик, В.Д. Семенов, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий, Г.Н. Филонов, Т.Ф. Яркина и др.).
В развитии идеи о творчестве как одной из важнейших потребностей личности мы опирались на труды отечественных и зарубежных философов: Н.А. Бердяева, М.М. Бахтина, П.С. Гуревич, В.Г. Ерохина, В.Е. Кемерова, Е.В. Орловой, Ж.- Ж. Руссо, С.Л. Франка, Э. Фромма, и др. Для нашего исследования большой интерес представляли работы культурологов, психологов, деятелей искусства и культуры, в которых раскрыты духовные основы творческой
»
деятельности (А.И. Арнольдов, B.C. Библер, Л.С, Выготский, Б.Е. Захава, Д.С. Лихачев, А.Р. Лурия, и др.). Педагогические основы деятельности внешкольных и культурных учреждений рассматривали В.Л. Глазычев, Л.В. Алиева, Л.А. Буйлова, О.И. Грекова, А.В. Каменец, Н.Г. Михайлова, Г.Н. Попова и др. Кроме того, исследование опиралось на концепцию творческого развивающего обучения и воспитания (И.П. Волков, В.Г. Разумовский, Л.В. Школяр), идею активизации личности как субъекта воспитания, включенности каждого индивида в социально-значимую деятельность (Г.В. Винникова, А.В. Зосимовский, О.С. Лишин, Л.Е. Никитина, СВ. Тетерский), на работы отечественных и зарубежных ученых, посвященных социальной педагогике и культурологии (В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой, И.А. Липского, А.В. Мудрика, Г.Н. Филонова, А. Келли, Т. Шанина).
Методы исследования. Для решения исследовательских задач и проверки гипотезы использованы методы, основанные на последовательном сочетании изучения теории и практики с опытно-экспериментальной работой; теоретический анализ философской, социологической, педагогической, культурологической литературы, программно-методической документации; метод сравнения российского опыта в данной теме и собственного теоретико-эмпирического опыта; анализ материалов периодической печати, обобщение педагогического опыта; включенное наблюдение, беседы, опросы; опытно-экспериментальная работа; анализ результатов деятельности социальных педагогов и районных служб, социально-педагогический тренинг.
Базой решения исследуемых задач стали семь учреждений
культуры (Музей - салон классической культуры г. Заречного
Пензенской области, Городской краеведческий музей г. Заречного
Пензенской области, Музей - заповедник «Тарханы», Картинная галерея
им. К.А. Савицкого г. Пензы, Краеведческий музей г. Пензы,
Объединение литературных музеев Пензенской области), четыре детских дошкольных и десять общеобразовательных учреждений города Заречного Пензенской области, деятельность активистов музейной педагогики (учителей, журналистов, искусствоведов, родителей, учащихся и др.). В качестве базы углубленного экспериментального исследования взят музей в малом городе (Музей - салон) с охватом разновозрастного контингента посетителей до14 000 человек в год.
Этапы исследования: Исследование осуществлялось в течение четырех лет, с 1999 года по 2003 год и включало три этапа:
I этап (1999 — 2000 гг.) Изучение теоретических источников в
области общей, социальной, коррекционной педагогики, философии,
культурологии, психологии, истории Отечества и музейного дела,
архивных документов, современного отечественного и зарубежного
опыта работы музеев в области социально-воспитательной работы.
II этап (1999 — 2001 гг.) Анализ исторического и современного
инновационного опыта работы музеев России с различными группами
посетителей. Экспериментальная работа, апробация социально-
педагогических программ в образовании и воспитании школьников
города.
III этап ( 2001 — 2003 гг.) Проведение качественного анализа
полученных данных, систематизация, оформление результатов научно-
исследовательской и практической деятельности в виде
диссертационной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость. Разработан новый подход к содержанию и методам деятельности музея, суть которого: взаимодействие, сотрудничество, сотворчество музея и различных социально-воспитательных субъектов социума; апробирование новых методов и форм работы с разновозрастным составом детей и подростков (интерактивная выставка, семейный бал, литературно-музыкальный и
художественный салон и др.); взаимообогащение педагогов школы и музейных сотрудников на уровне профессиональной подготовки кадров.
Раскрыты функции социально-педагогической деятельности музея в условиях малого города как социально-воспитательного института современного общества; действенного фактора социализации детей и подростков; средства активизации и развития умственных и интеллектуальных способностей детей и подростков, функции визуального мышления, навыков самопознания.
На опыте музея малого города обоснованы возможности взаимопроникновения и взаимовлияния различных областей научного знания - социальной педагогики и музееведения.
Обоснованы и выявлены факторы, направленные на активизацию
социально-воспитательного потенциала музея (взаимодействие
различных субъектов социума, постоянное систематическое повышение
і уровня профессиональной готовности музейных и педагогических
работников к реализации музейных социально-воспитательных программ, мониторинг эффективности влияния деятельности музея на окружающий социум, дифференцированный подход к различным группам школьников).
Теоретически обоснована и предложена интегративная модель социально-воспитательной работы современного музея с детьми и молодежью, взаимодействия образовательных, воспитательных и культурных учреждений города в едином социально-воспитательном пространстве малого города с целью активизации образовательной и культурной политики.
Выявлены и обоснованы возможности применения действующей модели для обеспечения процесса социального воспитания и социальной адаптации молодежи в условиях современного музея малого города.
»
Намечены пути дальнейшего развития музея малого города как компоненты целостного социокультурного и воспитательного пространства.
Практическая значимость исследования. Раскрыто содержание социально-педагогической деятельности музеев в воспитательно-образовательном процессе и возможности его использования Результаты исследования позволяют использовать возможности музеев в социально-воспитательном и образовательном процессе учреждений образовательной и культурной сферы в работе с детьми, подростками, молодежью и их семьями.
Разработаны и обоснованы пути и средства преодоления разобщенности отдельных образовательных и культурных учреждений, объединения их общих усилий.
Разработан комплект научно-методических рекомендаций по совершенствованию социально-воспитательной деятельности музея в условиях малого города, апробированных в музейных учреждениях г. Заречного Пензенской области.
Разработаны и обоснованы пути и средства преодоления разобщенности отдельных образовательных и культурных учреждений, объединения их общих усилий.
Содержащиеся в исследовании результаты предусматривают возможность использования их как в научно-исследовательской, так и в педагогической деятельности.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивалась комплексным сопоставлением данных, полученных различными методами, всесторонним анализом проблемы, целенаправленным анализом и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы, направленной на совершенствование содержания и форм социально-педагогической и образовательной деятельности музеев с детьми и
подростками. Все выводы диссертационного исследования коррелирование ь с результатами комплексного теоретического исследования практики в историческом и современном контекстах, а также с опытом, накопленным диссертантом в течение шести лет.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе выступлений соискателя перед педагогической общественностью г. Заречного, Пензы на проблемных семинарах, методических советах и совещаниях, участия в конференциях по теме исследования, выступлений и обсуждений проблем музейной педагогики и взаимодействия системы образования с музеями на семинарах в г. Москве в 2001 и 2003 гг, международной культурологичекой конференции в г. Гданьске (Польша) в 2002г., изучения и обмена опытом в области музейного дела и бесед-интервью с музейными сотрудниками г. Мальме (Швеция), г. Лунд (Швеция) в 2003г.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Музеи являются исторически сложившимися
социальными институтами, значимыми в современной культуре институтами памяти, рефлексии, адаптации, предвидения и построения будущего. В социально-воспитательном пространстве малого города роль и значимость музея, обеспечивающего опыт личностного соприкосновения с реальностью истории и культуры, хранящего исторические ценности, не могут быть подменены новейшими достижениями цивилизации (телевидением, радио, видео, компьютерными технологиями). В условиях трансформации внутренних социальных отношений, разрушения культурных табу, особая роль музея в рамках малого города осознается как важнейшая культурная и общественная миссия.
2. Музей выполняет особую роль в системе социального
воспитания, обеспечивающую сопряжение и неразрывность внешних,
отраженных в памятниках культуры и искусства событий и явлений, с
внутренним, личностным миром человека. Социально-педагогическая
ценность музея связана с предъявлением уникальных исторических
памятников, предметов реального мира в качестве документальных
средств социальной истории, что определяет специфику деятельности
музея, направленную на расширение и обогащение социально-
воспитательного пространства.
В современных условиях музеи располагают богатым потенциалом социально-воспитательной работы с детьми и подростками, который состоит в возможностях освоения ими новых социальных ролей как в свободное время, так и в процессе обучения по различным школьным дисциплинам; накопления опыта интеллектуального общения; развития познавательных интересов, творческого начала, умственных способностей; расширения кругозора, духовного обогащения досуга; решении задач личностной релаксации, отдыха и эстетического наслаждения.
Эффективная реализация социально-воспитательного потенциала музея в малом городе осуществляется при условии преодоления ведомственной разобщенности и изолированности воспитательных учреждений посредством объединения их усилий в социальном воспитании детей и подростков на базе организации целостных многоуровневых социально-педагогических систем, взаимосвязанных между собой: «музей — учреждения дошкольного воспитания», «музей — школа», «музей — учреждения дополнительного образования», «музей — система социальной защиты населения», «музей - общественные организации», «музей — власть».
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Во введении обосновывается актуальность темы, раскрывается степень разработанности темы, сформулированы цели и задачи исследования, определены объект и предмет, излагается гипотеза, раскрывается научная новизна и практическая значимость работы, пути ее апробации, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Музей как институт социального воспитания» анализируется опыт социально-воспитательной деятельности отечественных и зарубежных музеев на протяжении нескольких столетий; представлено теоретическое обоснование сущности музея как значимого социального института общества; охарактеризованы основные социально-педагогические функции музея в современных условиях; разработаны теоретические основания социально-воспитательной деятельности музея в условиях малого города.
Во второй главе «Интегративная модель социально-воспитательной работы современного музея с детьми» раскрываются условия эффективности реализации теоретически обоснованной модели социально-воспитательной работы с детьми в условиях современного музея, пути совершенствования и методики социально-образовательной деятельности музея в современных условиях, интеграции в этой деятельности функций учреждений культуры, образования, общественных институтов, показаны результаты социально-воспитательной деятельности музея.
В заключении диссертации обобщены результаты теоретического и опытно-экспериментального исследования, формулируются общие выводы, определяются перспективы дальнейшего исследования проблемы.
Музей как социальный институт: историко-педагогический анализ и тенденции развития
В современных условиях к социальной педагогике как практической науке предъявляются все большие требования в плане обобщения и наполнения новым содержанием процессов воспитания и образования (7; 10; 16; 37; 62; 138). Нет сомнения, что в скором времени привлечение музеев любого профиля к воспитательно-образовательному процессу станет необходимостью, т.к. педагогическая деятельность музеев наиболее активно развивается и становится все более привычной в практике современного учебного процесса независимо от того, идет ли он в детском саду, в школе, в вузе или в системе повышения квалификации учителей (9; 13; 21; 42; 140). Музеи являются уникальными образовательными учреждениями, их социально-педагогическая функция, как одна из основных стала складываться практически вместе с появлением самих музеев.
Идейной основой для развития музейного дела стало французское и немецкое просвещение. Гуманистическая философия Вольтера (1694-1778), Лессинга (1729-1781), Гердера (1744-1803), Канта (1724-1804) привела к осознанию ценности человеческой цивилизации (116, с. 252-254). На основе философии эпохи Просвещения возникла и развивалась столь актуальная сегодня социокультурная философия музея, ставшего центром популяризации культуры и незаменимым средством решения задач эстетического воспитания и образования (116, с. 255).
Уже в 1658 году чешский педагог Ян Амос Коменский (1592- 1670) в своих трудах «Мир чувственных вещей в картинках», «Законы хорошо организованной школы», «Выход из школьных лабиринтов» обозначил педагогический аспект деятельности музея в связи с Кабинетами раритетов, коллекциями разного рода диковинок, все содержание которых служило целям познания (103, с.137, с. 189, с.507).
Позднее подобные кабинеты стали складываться в более широкие, организованные по энциклопедическому принципу собрания произведений искусства и разного рода естественнонаучных редкостей и получили названия кунсткамер. Широкую известность имели кунсткамеры в Праге, Мюнхене, Дрездене. Они обладали уникальными коллекциями. Как продолжение тенденции развития научного знания следует рассматривать и первый в России естественнонаучный музей, учрежденный указом Петра І в 1718 году «для назидания взрослым, обучения юношей» (147, с. 13).
Первой страной, где обозначились образовательные функции музея, стала Англия, что связано, прежде всего, со значительным экономическим ростом страны, опережавшим Европу. Именно в Англии музеи стал восприниматься как зримое воплощение исторической традиции, овеществленное в памятниках, представляющих собой идеал творческих возможностей человека. Благодаря экономическим успехам, в Англии сформировалось и новое направление эстетической мысли. После Лондонской выставки декоративного искусства в 1851 году у представителей романтизма Дж. Рескина (1819-1900) и У. Морриса (1834-1896) возникает идея новой эстетической организации среды (116, с. 281), которая нашла свое частичное воплощение в открывшемся в 1852 году в Лондоне Южно-Кенсингтонском музее. Его основными целями были: распространять искусство среди всех слоев общества; поднять уровень художественного образования; улучшить качество индустриального искусства (116, с. 269; 276). В теоретической и практической деятельности ученые и музейщики особое внимание уделяли исходной красоте материалов, становившихся предметами художественной деятельности. В музее создали службу взаимодействия с учителями средних школ, цель которой заключалась в совместной работе по художественному воспитанию и образованию учащихся. Музей считал своей задачей также помогать людям в улучшении жизни через предметы быта, созданные руками специально образованных ремесленников и принимал деятельное участие в их профессиональном обучении (237, с. 13), Объединив музей и школу с целью максимального воздействия на разные слои общества, первый его директор Г. Коль видел предназначение музея не только в сохранении произведений искусства: «Пока музеи и галереи не поставят перед собой образовательные цели, они представляют собой скучные и бесполезные учреждения» (204, с. 17). Английская эстетическая система оказалась привлекательной для молодой Америки, которая находилась в зависимости от Европы в плане эстетических идей и развития искусства (116, с. 259). В 1876 году на базе музея искусств была открыта первая в США школа промышленных искусств, что доказало зависимость Американского декоративно-прикладного искусства от английской эстетической системы, однако, в отличие от романтической устремленности Рескина и Морриса, она положила начало принявшему национальный характер движению за возрождение искусства и ремесел, ориентированного на технический прогресс (204, с. 17).
Приоритеты культурной политики музея в малом городе как условие активизации образовательного потенциала
В последнее время происходит органичный процесс сопряжения музейной культуры с социальной работой, т.к. социальная педагогика взаимосвязана с культурой, она сама является ее органичным компонентом, составной частью, хранительницей значительного пласта общечеловеческих культурных ценностей (10, с. 74). Эта наука сосредотачивает внимание на человеческой уникальности, развитии его творческого начала, помогает находить свое предназначение в обществе. Поэтому фундаментальное значение приобретает вопрос о культурном наследии, осмыслении того, что накоплено человечеством в прошлом. Одним из уникальных институтов познания исторических и культурных ценностей, расшифровки их значений является музей.
Уже в конце 80-х годов XX в. музей был определен как социально-культурный институт что было связано с внедрением философско-культурной парадигмы, базирующейся на распространении нового типа социально-гуманитарного знания, ориентированного на изучение человека во всем многообразии его взаимосвязей с цивилизацией, обществом, семьей и другими факторами (115, с.24).
В XX в. стал происходить постепенный отход от дробления гуманитарного знания, становление более универсальной в научном отношении культурно-исторической картины развития человека и общества, что позволило раскрыть мир ценностей и смыслов (116, с. 290). Сформировалась «новая социальная история», включающая в свой предмет сферу человеческого сознания как неотъемлемую структуру социальной жизни, необходимую для объяснения системы идей и понятий, лежащих в основе любого человеческого действия. Появились новые методики в познании и представлении социологических структур в виде модели мира как знаковой системы конкретного общества.
Внедрение нового типа соцально-гуманитарного знания отразилось на деятельности культурных институтов. Ими стала осознаваться важность понимания ценностных установок и менталитета людей той или иной эпохи, в которой создавались те или иные материальные источники (188, с. 42). Без этого хранимый в музее предмет вырывается из контекста культуры и не может обрести должное значение. Музейное сообщество стало уделять внимание таким явлениям, как нематериальное наследие (236, с. 234). Пришло понимание и того, что гуманитарное познание связано, прежде всего, с изучением свойств источников, которые выражают сложные взаимосвязи вещественного и духовного, социального и психологического, культурного и природного в человеке, в его изделиях, его произведениях.
В связи с внедрением понятия «культурное наследие» утвердился комплексный подход к изучению всех источников того или иного периода истории для характеристики определенного явления. Исследуется весь комплекс элементов и предметов материальной культуры, непосредственно запечатлевшей факты, события, явления: вещественные, этнографические, изобразительные, лингвистические, фотодокументы, которые в совокупности отражают взаимодействие человека с природой, обществом, политическими структурами, свидетельствуют о целях, возможностях, психологических мотивациях, материальных и технических средствах. В соответствии с этим подходом изменилось представление о музее как хранилище в основном вещественных памятников (150, с. 87).
Современный музей необходимо рассматривать в его взаимоотношениях с окружающим социумом, и, в свою очередь, изучая современное общество, неправомерно игнорировать один из его институтов — музей. Рассматривать музей без анализа того, что представляет собой современный ему социум, невозможно.
Выражение «Музей — хранилище национальных исторических ценностей» стало одним из самых устойчивых профессиональных фразеологизмов. Несколько менее продолжительна история словосочетания «Музей — просветительский центр». Менее универсальны, но более приурочены к конкретным историческим условиям некоторые другие формулировки: «Музей — символ метрополии», «Музей — на службе социалистического строительства», «Музей — орудие тоталитаризма», «Музей — средство формирования регионального самосознания», «Музей — институт открытого общества». Эти и другие устойчивые ассоциации, характерные каждая для своего времени, свидетельствуют о том, как многозначен в нашем сознании социальный институт, который мы называем музеем, о том, что музей есть неотъемлемая часть общества, его атрибут, функционально значимый элемент (153, с. 41).
Более того, музей всегда был отражением той или иной эпохи, выполнял конкретные социальные задачи, поставленные тем или иным обществом. В период освоения новых территорий музей был собранием эк-зотов, моделировавших иные миры (кунсткамеры). В век индустриализации музей стал инструментальным справочником и путеводителем, средством содействия освоению новых технологий (сельскохозяйственные музеи, Политехнический музей). В период всплеска освободительных движений музей стал одним из атрибутов национальной культуры (этнографические музеи). При социализме музей — собрание социалистических символов, инструмент идеологической пропаганды (музеи революции). В век информационных технологий — база данных, место сбора и переработки информации (виртуальные музеи). В последнее время намечается тенденция музея-символа, атрибута постиндустриального общества.
Организационно-педагогические условия эффективности социально-воспитательной работы музея малого города с детьми
В Федеральной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации», принятой на 1992-2000 гг., отмечается, что целью культурной политики государства является не только сохранение историко-культурного наследия России, но и использование его в качестве основного фактора консолидации различных слоев и сил в целях формирования неискаженного исторического сознания и создания единого культурного пространства (145, с. 5). Востребовано временем оказалось комплексное изучение наследия, на котором сконцентрировалась деятельность всех культурных, образовательных, социальных институтов. В связи с этим в музейных коллективах начался процесс осмысления своего места в социально-педагогической деятельности, совершенствования методов работы с точки зрения раскрытия воспитательного и социально- образовательного потенциала государственного музея (213, с. 39).
Эффективность сотрудничества музея с городскими учреждениями, определяющими политику воспитания и образования молодого поколения, всегда будет определяться согласованностью действий между заинтересованными структурами (9, с. 159). Активизация культурной, социально-педагогической роли музеев должна находить преломление не только в деятельности отдельных музеев, разработке ими образовательных концепций, отдельных социально-культурных программ для разных категорий музейной аудитории, но и культурной политике государства, местного городского самоуправления (19; 25; 52; 61, с. 64). Социально-воспитательную работу музея необходимо рассматривать с позиций системного подхода к деятельности всех учреждений, т.к. музей, наряду с другими социально-образовательными структурами, решает проблемы воспитания, за которое несет ответственность все общество, что обуславливает необходимость целенаправленного организационно оформленного взаимодействия всех социальных, образовательных, воспитательных структур с учетом их внутренних ресурсов и возможностей (66; 94).
Следует подчеркнуть, что до сих пор многие эффективные контакты часто складываются стихийно и зависят от личной инициативы того или иного музейного работника или учителя, преодолевающего различные организационные сложности (удаленность музея от городских структур и учреждений образования, перегруженности учителя, дефицита музейных сотрудников, недостаточности финансирования и т.д.) и другие существенные факторы.
С появлением института социальных педагогов, развитием науки социальной педагогики выстраивание системы взаимодействия с образовательными и другими социально-воспитательными учреждениями начинает приобретать реальные черты и формы. Одна из целей социальной педагогики — обращение к основным формам культурной жизни, помогающим человеку в его повседневной жизни, в познании, развитии, пробуждении культурного самосознания (10, с. 13). Миссию социальной педагогики и музея можно представить в виде комплексного, масштабного социально-педагогического процесса, направленного на интеллектуальное и нравственное воспитание человека, на социальную, культурную и духовную помощь.
Совершенно очевидно, что силами только учителей, занятых учебным процессом, или социальных педагогов, решающих проблемы выживания в современном мире, не справиться со всем многообразием негативных явлений и факторов. Только в тесном контакте, при активной деятельности учреждений социальной, образовательной и культурной сферы расширяется фронт организованного социально-педагогического воздействия на молодое население города и одновременно сужается влияние стихийных, нерегулируемых и отрицательных факторов.
Передовой опыт показывает, что для эффективности социально-педагогической работы в XXI веке необходимо, чтобы управление осуществлялось межведомственными центрами социальной работы, соединяющими усилия всех учреждений, их возможности, полномочия, права и обязанности, финансовые средства, материально-технический и кадровый потенциал (95; 172, с. 71). В массовой же практике проблема преодоления ведомственных барьеров является одной из самых сложных, препятствующих продвижению вперед. Поэтому создание модели оптимального взаимодействия социальных, образовательных, воспитательных, культурных и общественных организаций является потребностью на пути совершенствования управления социально-педагогическим процессом, работой с населением, а социальная педагогика является тем инструментом, с помощью которого эта модель реально заработает.