Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования Искра Ирина Сергеевна

Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования
<
Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Искра Ирина Сергеевна. Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Искра Ирина Сергеевна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова»].- Москва, 2015.- 170 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Психолого-педагогические основы развития творческой активности студентов-дизайнеров ..15

1. Развитие творческой активности студентов-дизайнеров как психолого-педагогическая проблема 15

2. Обучение дизайну упаковки и выявление его возможностей для развития творческой активности студентов 26

Выводы 38

ГЛАВА II. Исторические и современные тенденции проектирования дизайна упаковки 40

1. Исследование исторических и современных тенденций дизайна упаковки: международный и российский опыт 40

2. Особенности проектирования дизайна упаковки с позиции технологии, функции и символики 74

Выводы 96

Глава III. Содержание, формы и методы развития творческой активности студентов в процессе проектирования упаковки 98

1. Педагогические условия и методы развития творческой активности студентов в процессе проектирования упаковки: описание и обобщение результатов экспериментального исследования 98

2. Критерии оценки творческой активности студентов и методика определения ее уровней сформированности как интегрального качества личности 123

Выводы 135

Заключение 136

Список литературы

Обучение дизайну упаковки и выявление его возможностей для развития творческой активности студентов

Как известно, основу творческого процесса составляет личностное начало. Само творчество является свойством человеческой личности, признаком определенного этапа ее сформированности. Творчество ценно, поскольку стимулирует развитие и воспитание личности. Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя – акт создания "идеала", образа мира. Внешняя активность – лишь реализация идеи в окончательном продукте и является второстепенной по отношению к активности внутренней.

Особенности дизайнерского проектирования требуют от выпускника вуза эффективного использования творческого потенциала для успешной инновационной деятельности. Студенты-дизайнеры должны научиться высокопрофессиональной самореализации, а это невозможно без развития их творческой активности.

Важнейшей чертой современного образовательного процесса является его направленность на подготовку личности к активному освоению социальных перемен, развитие потребности в творческом подходе к организации социально-значимой деятельности. К основным изменениям в характере обучения в последние десятилетия относится ориентация на развитие творческого потенциала личности. Особое значение данный подход приобретает в подготовке студентов-дизайнеров. Преподаватели факультетов дизайна заинтересованы в использовании современных образовательных технологий для подготовки нестандартно решающих профессиональные и жизненные задачи выпускников вуза.

Студент должен испытывать чувство удовлетворения своих растущих и все более разнообразных познавательных и духовных потребностей как в учёбе, так и своей повседневной жизнедеятельности. Учение становится частью жизни студента, если оно отвечает его запросам, позволяющим реализовать внутреннюю готовность к развитию самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению. Для студента-дизайнера важнейшее значение приобретает творческая активность, что позволяет говорить о данном явлении как психолого-педагогической проблеме.

Обратимся к известным определениям. Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В дизайне результатом творчества является создание проектов и объектов, отличающихся оригинальностью, новизной идеи, пользой, прочностью и красотой. Активность – это особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик (целенаправленности, мотивации, осознанности, владения способами и приёмами действий, эмоциональности), а также наличием таких свойств как инициативность.

Творчество и активность неразрывно связаны между собой. Художественно-творческая активность является одним из видов социальной активности, что предусматривает изучение данного феномена в структуре социальной компетентности личности.

Рассмотрим содержание научной категории «художественно-творческая активность» в рамках нашего исследования. Данная категория состоит их двух смыслообразующих центров: активность как таковая и активность художественно-творческая. В научной литературе термин «активность» представлен: в широком смысле, как всеобщее системное качество материи, её способность вступать во взаимодействие с самим собой и окружающей средой (В.Г. Мордкович и др.); в психологической литературе, как группа личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира (Б.Ф. Ломов, П.К. Платонов, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская и др.);

В различных направлениях научных исследований используется категория «социальная активность», которую рассматривают как состояние субъекта, качество, черта личности; как отношение к деятельности, взаимосвязь субъекта со средой; как мера проявления социальной дееспособности человека.

Понимание того факта, что в науке не существует единых подходов к толкованию термина «активность» позволяет критически осмыслить весь спектр подходов учёных к обоснованию содержания понятия «художественно-творческая активность».

Анализ научной литературы в области педагогики, психологии, культурологии, социологии, философии и других наук свидетельствует о постоянном внимании отечественных и зарубежных учёных к проблеме развития художественно-творческой активности личности. Как отмечает Н.М. Сокольникова, именно «сложность и недостаточная исследованность художественно-творческой активности как социально-психологического феномена, своеобразие развития на отдельных возрастных этапах потребовали обратиться к изучению и осмыслению результатов, полученных в ряде областей науки, смежных с изучаемой нами» [107; с. 23]. Как известно, художественно-творческая активность является одним из видов социальной активности, что предусматривает изучение данного феномена в структуре социальной компетентности личности. Зарубежные учёные основой социальной компетентности рассматривают стремление заслужить уважение и признание со стороны других людей, создать и поддержать свою репутацию, поднять свой социальный статус (А. Маслоу, Дж. Роттер, Р. Харре и др.). А. Маслоу отмечал, что каждому человеку свойственна потребность в стабильной, обоснованной самооценке и в уважении окружающих. А.Г. Асмолов, Г.У. Солдатова ценность социальной компетентности видят в формировании навыков сотрудничества, взаимоуважения, межличностной компетентности, что является существенным аспектом высокого уровня развития художественно-творческой активности.

Художественно-творческая активность многими учёными рассматривается с позиций развития творчества (А.Ю. Белогуров, И.П. Гладилина, Т.С. Комарова, М.Б. Зацепина и др.). Творчество представлено в исследованиях отечественных и зарубежных учёных как необходимый компонент в структуре художественно-творческой активности. Классики изучения сущности научной категории «творчество» (Г.А. Батищев, А.М. Матюшкин, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, А.Н. Лук, Л.Я. Пономарёв, С.Р. Рубинштейн и др.) подчёркивают многоаспектность данного феномена. И.П. Гладилина отмечает, что «творческая личность – это личность, которая приобрела необходимые для актуализации своего творческого потенциала дополнительные качества, способствующие достижению значимых результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности» [17, 266].

Особенности проектирования дизайна упаковки с позиции технологии, функции и символики

Дизайн упаковки предоставляет большие возможности для развития творческой активности потому, что ее проектирование является творческим процессом. Дизайнер должен выбрать форму, конструкцию, цвет, шрифт, материал, технологию производства, стилевое решение, способ решения художественно-образных задач, которые будут решаться с учетом того является упаковка плоской (этикетка) или объемной.

Примечательно, что в советский период 1930—1950 гг. вопросы дизайна упаковки не были включены в круг научных теоретических проблем и не вызывали искусствоведческого интереса, проблемам упаковки не уделялось должного внимания. Художественное конструирование стало развиваться в 1950—1960-х гг. Это привлекло специалистов изначально к упаковке, выполняемой на экспорт. До 1994 г. вузы не готовили специалистов по упаковке. В настоящее время дизайнеров упаковки готовят в вузах пищевой и химической промышленности, сосредотачивая усилия на технологической стороне вопроса, полиграфических вузах, обращая основное внимание на графическое оформление упаковки и еще в ряде вузов, где пытаются достигнуть гармонического баланса в этом вопросе. Считаем, что дизайнер упаковки должен понимать как ее художественно-образное решение зависит от технологических возможностей производства и осуществлять проектирование с учетом этого требования. Именно по такому пути осуществляется подготовка дизайнеров в МГГУ им. М.А. Шолохова. Специальной учебной, научной или справочной литературы по дизайну упаковки по-прежнему издается недостаточное количество. Среди наиболее востребованных книг по технологии, проектированию и дизайну тары и упаковки можно отметить труды Н.Ф. Ефремова, Т.В. Лемешко, И.Н. Смиренного, А.В. Чуркина и др. В них рассматриваются особенности совместной работы инженера-конструктора и художника-конструктора на различных стадиях создания тары и упаковки, проведена методология маркетинговых исследований при конструировании тары и упаковки. Рассмотрены художественно-пластические способы оформления упаковки, особенности восприятия цвета на упаковке, основы теории синтеза цвета, метрологии, контроля качества и управления цветом при производстве упаковки. На базе классических представлений о технологичности конструкции приведена методология конструирования тары и упаковки из пластмасс, картона и гофрокартона.

Литературы по дизайну упаковки на английском языке достаточно много. Однако эти книги в основном содержат большое количество иллюстраций без текста и необходимого научного анализа.

В последнее время появился ряд научных исследований, посвященных различным аспектам дизайна упаковки: Н.Ф. Сбитнева, М.Е. Бирюкова, Т.В. Лемешко, С.В. Муравьев и др.

В диссертации Н.Ф. Сбитнева «Особенности развития советской упаковки 1930-х лет» (2003 г.) рассмотрены утилитарные и художественные аспекты упаковки, которые формировались под влиянием экономических, политических, социальных и культурных эталонов. Упаковка проанализирована в контексте критериев оценки, которые действовали к тому времени в конкретных коммуникативных системах. Выявлено влияние "высокого" искусства на стилистику упаковки, охарактеризованы проявления конструктивизма, модерна, Ар Деко, "коммерческого", "народного" стилей и "идеологического" стилевого направления.

Научное обоснование современных традиций в дизайне винной упаковки дано в диссертации М.Б. Бирюковой «Традиции и современность в дизайне упаковки (на примере винной упаковки)» (2004). Она совершенно справедливо считает, что сегодня задача дизайнера — добиться не только соответствия всем эстетическим и технологическим требованиям, выдвигаемым рынком и обществом, но и придать индивидуальность создаваемой упаковке. Это возможно благодаря обращению к традициям на различных уровнях, как в деталях графического оформления, так и посредством комплексных решений.

М.Б. Бирюкова предложила на основе общего впечатления винные этикетки условно разделить на три основные категории: классические («винодельческие), универсальные и современные. Внутри классической категории (симметричная композиция, все изображения и надписи расположены на центральной оси) были выделены следующие группы: типовые геральдические этикетки, текстовые этикетки, этикетки-стиль (барокко, готика и др.), этикетки-картины, «растительные» этикетки (виноградная лоза, растительный орнамент).

Т.В. Лемешко провела исследование «Графический дизайн полиграфической упаковки» (2006), характеризующееся комплексным, целостным подходом к упаковке, которая рассматривается «как вещь материальная, как объект творческой деятельности, как средство создания мифологизированного эстетизированного пространства потребления, символом которого является бренд» [61,12]. С.В. Муравьев в своем исследовании «Становление современных стилевых тенденций в дизайне отечественной и зарубежной упаковки» (2012) убедительно доказал, что классификацию стилевых тенденций дизайна современных водочных этикеток необходимо производить на основе системного подхода по различным основаниям (видам, жанрам, историческим стилям, на основе образно-метафорического решения и по степени изобразительности). Такой подход позволил получить наиболее полный и объективный искусствоведческий анализ их художественно-эстетических качеств. В диссертации уточнено понятие «стиль» в графическом дизайне применительно к дизайну упаковки. Он определяется как завершенная и устойчивая структура формальных элементов, которые подчиняются единому формообразующему признаку. Подчеркивается, что понятие «стиль» в дизайне упаковки тесно связанно с понятием «графический язык», и часто с ним отождествляется. На основе разработанной классификации стилей в дизайне упаковки водки и визуального бенчмаркинга С.В. Муравьев показал, как можно выстраивать перспективные дизайн-стратегии.

Анализ развития высшего профессионального образования в современных условиях свидетельствует о важности научного осмысления методов и педагогических технологий подготовки будущих дизайнеров, в частности развития их творческой активности. В этой связи осознается необходимость перехода к личностно-ориентированным, развивающим образовательным технологиям; создания условий для полноценного личностного и профессионального развития будущих специалистов; использования наряду с традиционными («знаниевыми») методами обучения в вузах методов активного обучения; освоения проектных методик и др.

Педагогические условия и методы развития творческой активности студентов в процессе проектирования упаковки: описание и обобщение результатов экспериментального исследования

История упаковки почти такая же древняя, как и история материальной культуры человечества. В своей первоначальной функции упаковка предназначалась для транспортировки и хранения продуктов. Развитие торговли привело к появлению ремесленных клейм, товарных знаков, ярлыков и этикеток. Во времена промышленной революции упаковка и ее оформление становятся способом продвижения товара на рынке и инструментом конкурентной борьбы за внимание покупателя.

Упаковка может поведать интересные истории о своих создателях, эстетических идеалах и культурных событиях эпохи. Отдельные образцы упаковки являются самостоятельными произведениями искусства.

За последние 200 лет упаковка превратилась из обычного контейнера для продукта (изделия) в важнейший элемент общего дизайна последнего. В качестве примера можно назвать переход в расфасовке кетчупа от простых стеклянных бутылок к многослойным упаковкам из специальных полимерных материалов. Их высокие барьерные свойства относительно кислорода позволили обеспечить увеличение срока годности кетчупа.

Развитию упаковки способствовали и требования военных. Так, к примеру, консервы появились во Франции в эпоху Наполеоновских войн, а недостаток жести для производства жестяных консервных банок во время первой мировой войны привел к упаковке различных пищевых продуктов, в частности мягких сыров, в тару на основе бумаги и картона. После второй мировой войны резко возрос спрос на расфасованные пищевые продукты и, соответственно, на услуги в области фасовочно-упаковочных операций, что существенно расширило диапазон применяемых упаковочных материалов и конструкций упаковки. Все это стало возможным благодаря достижениям в области пищевой науки и технологий, упаковочных материалов и оборудования. Основные исторические вехи в развитии упаковки можно представить следующим образом.

1800-1850-е гг. В 1809 г. во Франции Николя Аппер (Nicolas Appert) изобрел способ консервирования пищевых продуктов путем термообработки в герметично закрытой стеклотаре. В 1810 г. Питер Дюран (Peter Durand) изобрел паяную жестяную банку и выпустил на рынок термообработанные консервированные пищевые продукты. В Англии для нужд Адмиралтейства вручную производились «патентованные мясные консервы». В 1852 г. американец Френсис Волль (Francis Wolle) изобрел машину для производства бумажных пакетов 1870-е гг.

В 1871 г. американец Альберт Л. Джонс (Albert L. Jones) запатентовал (патент № 122 023) способ использования в упаковке гофрированных Long) — способ применения гофрокартона (патент № 9948). В 1879 г. Роберт Гер (Robert Gair) из Нью-Йорка впервые машинным способом изготовил складную картонную коробку.

1880-е гг. В 1884 г. фирма Quaker Oats впервые расфасовала зерновые завтраки в картонные коробки.

1890-е гг. Уильям Пейнтер (William Painter) запатентовал кронен-пробку для стеклянных бутылок в 1892 г.[13], а в 1899 г. Майкл Дж. Оуэнс (Michael J. Owens) из штата Огайо изобрел автоматизированную линию по производству стеклянных бутылок. К 1903 г. ему удалось запустить промышленное производство бутылок на своем предприятии Owens Bottle Machine Company [71].

1900-е гг. В 1906 г. фирмой Дж. У. Максвелла (G. W. Maxwell) в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе молоко уже продавалось в контейнерах из парафинированной бумаги.

1910-е гг. В картонной упаковке с восковым покрытием продаются сливки. В 1912 г. появилась пленка из восстановленной целлюлозы (RCF, Regenerated Cellulose Film). В 1915 г. Джон Ван Вормер (John Van Wormer) из г. Толедо (штат Огайо) запустил производство «бумажных бутылок», названных им «Pure-Pak», которые на молокозаводы поставлялись в виде сложенных заготовок. Там их собирали, склеивали, парафинировали, наполняли молоком и закупоривали.

1920-е гг. В 1923 г. Кларенс Бердсей (Clarence Birdseye) основывает в Нью-Йорке фирму по продаже морепродуктов Birdseye Seafoods и выпускает на розничный рынок замороженные продукты в картонных коробках, обернутых вощеной бумагой. В 1927 г. компания DuPont усовершенствовала процесс получения пленок из целлюлозы и представила свой новый продукт — целлофан.

1930-е гг. В 1935 г. несколько американских пивоваренных заводов начали выпускать пиво в металлических банках. В 1939 г. в фирме ICI (Imperial Chemical Industries Ltd.) впервые был проведен процесс полимеризации этилена, и позднее ICI совместно с фирмой DuPont начала выпускать полиэтилен, который стал широко использоваться в упаковке с начала 1960-х гг.

1940-е гг. Во время второй мировой войны американские военные для разбрызгивания пестицидов начали использовать аэрозольные баллоны. Позднее были разработаны особые аэрозольные баллончики, которые после войны стали применять для упаковки пищевых продуктов, в частности пастеризованных плавленых сыров и топпингов для десертов. С 1946 г. появился поливинилиденхлорид (ПВДХ, известный также как Saran) — полимерный материал с высокими барьерными свойствами относительно влаги.

1950-е гг. Герметичные пакеты для термообработки пищевых продуктов сначала были разработаны для потребностей американских военных, а в гражданской сфере наибольшее распространение они получили в Японии. В 1956 г. появились алюминиевые лотки для замороженных продуктов, алюминиевые консервные банки и сжимаемые полимерные пакеты; так, фирмой Colman s (г. Норвич, Великобритания) был выпущен лимонный сок “Jif в полимерном пакете, имевшем форму лимона. В 1956 г. компания Tetra Pak начала производство своих знаменитых упаковок для молока в форме тетраэдра из картона, ламинированного полиэтиленом.

Критерии оценки творческой активности студентов и методика определения ее уровней сформированности как интегрального качества личности

Диссертационное исследование проводилось в период с 2010 г. по 2014 г. Основной базой эмпирических исследований и развивающего эксперимента выступил Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова (факультет дизайна и визуальных искусств) и филиалы. Общая выборочная совокупность участников исследования составила 140 человек.

Исследование проводилось в три этапа в период с 2010 г. по 2014 г. I этап (2010 г.) – поисково-теоретический: выявлено состояние проблемы развития творческой активности студентов-дизайнеров в процессе проектирования в научной литературе и педагогической практике. Изучена философская, психолого-педагогическая и искусствоведческая литература, а также обобщен педагогический опыт по проблеме исследования; определено противоречие между потребностями практики и состоянием проблемы на данном этапе; сформулирована гипотеза исследования; определены цели и задачи, экспериментальная база исследования; разработана экспериментальная программа.

II этап (2011-2013 гг.) – опытно-практический: проведены констатирующий и формирующий этапы эксперимента; внедрена экспериментальная программа «Дизайн упаковки»; апробирован комплекс педагогических условий развития творческой активности студентов-дизайнеров в процессе проектирования упаковки; подготовлены и опубликованы статьи и пособия по теме исследования.

III этап (2014 гг.) – обобщающий: проведены систематизация и обобщение результатов экспериментальной работы; подготовлен автореферат и диссертация к защите; разработаны методические рекомендации для преподавателей вузов по развитию творческой активности студентов в процессе проектирования упаковки.

Эмпирическая часть нашего исследования, направленная на практическое решение поставленной нами проблемы, включала в себя три взаимосвязанных этапа. Это подбор и эмпирическое обоснование содержания заданий по проектированию упаковки для студентов с учетом их интересов и перспективы развития их творческой активности, проведение опытно-экспериментальной работы с целью проверки педагогической целесообразности этих заданий и общей гипотезы исследования в целом. Обратимся к характеристике каждого из этих этапов нашего эмпирического исследования.

Проверка гипотезы исследования предполагала прежде всего разработку рекомендаций по развитию творческой активности студентов на занятиях по проектированию упаковки. Использование этих рекомендаций, их практическая проверка должна была позволить судить о значении условий, представленных в гипотезе исследования. В ходе проверки этой гипотезы в опытно-экспериментальной работе нами решалось одновременно несколько задач: проверялось соответствие содержания заданий по проектированию упаковки возможностям студентов; исследовался развивающий эффект, заложенный в межпредметных связях: изучалась зависимость развития у студентов творческой активности от формирования у них знаний, умений и навыков по проектированию упаковки, компьютерной графике, шрифтам, рисунку и живописи; изучалась эффективность введения в структуру занятий проблемных ситуаций, системы последовательно усложняющихся заданий и других педагогических средств; проверялась эффективность использования разработанной нами системы наглядных пособий, отражающей последовательность выполнения упаковок разного вида.

Подготовка к проведению опытно-экспериментальной работы включала в себя разработку нового программного содержания по дизайну упаковки для вузов, подробных методических рекомендаций к ней и методики их проверки, определение типичных уровней развития творческой активности у студентов, разработку методики замера, критериев и показателей, характеризующих эти уровни, а также подготовку другой рабочей документации исследования.

При организации эксперимента мы использовали комплекс взаимосвязанных методов: организацию практической проектной деятельности студентов на занятиях в соответствии с экспериментально проверяемым программным содержанием: систематические наблюдения за ходом и результатом деятельности студентов, беседы, анкетирование и интервьюирование, метод проведения срезовых работ (просмотров), метод экспертных оценок и др.

При использовании этих исследовательских методов мы учитывали, что научно-обоснованное их применение возможно, если соблюдается ряд педагогических требований: а) рассмотрение любого педагогического процесса, явления в неразрывной связи с другими явлениями, процессами; б) изучение этих явлений в движении, в развитии; в) использование названных исследовательских методов с целью взаимопроверки получаемых результатов.

Для выявления результатов экспериментального обучения мы использовали и такие приемы, как естественный эксперимент, связанный с изменением методики или формы преподавания, с постановкой новых задач и др. Задания касались таких разнообразных явлений, влияющих на мотивацию, как степень заинтересованности при изменении сложности творческих задач, влияние оценивания на отдельные элементы процесса обучения, создание ситуаций, выявляющих большую или меньшую степень удовлетворенности ходом обучения и т.д.

На формирующем этапе в конце первого года обучения по экспериментальной методике был проведен промежуточный срез по выделенным компонентам творческой активности: мотивационному, операциональному и эмоционально-волевому.

Проследим в качестве примера динамику роста творческой активности на примере одного из этих компонентов — мотивационного.

Для изучения мотивационной сферы студентов мы использовали различные методы: косвенные методы, естественный эксперимент, прямые методы. Учитывалось также качество создаваемых учащимися упаковок, являющихся отражением развития их умений и навыков в творческой деятельности.

Косвенные методы включали беседы, опросы, наблюдения за учебной деятельностью и поведением студентов на занятиях по проектированию. Так, вопросы типа: «Стоит ли увеличить или сократить материал по проектированию упаковки в обучении?», «Хотели ли вы больше узнать о технологических процессах изготовления упаковки?», «Стоит ли увеличить количество часов на моделирование упаковки?» и т.п. давали представление об отношении к преподаванию проектирования, выявляли особенности и побудительную силу мотивов.

Регистрация поведения студентов на занятиях дала богатый материал для анализа результатов экспериментального обучения. Мы применяли количественный анализ поведения студентов во время занятий: как часто и в какие моменты занятия они отвлекались, были невнимательны, как часто задавали уточняющие вопросы, насколько устойчивым было их внимание при объяснении задания, демонстрации видов и этапов деятельности, готовых изделий и т.д. Полученные данные были верифицированы.

Похожие диссертации на Развитие творческой активности студентов-дизайнеров вузов в процессе проектирования