Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 15 Психолого-педагогический аспект проблемы развития познавательной активности подростков в обучении основам декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности 15
1.1. Интеграция в образовательной системе дополнительного художественного образования 15
1.2. Психологическая характеристика деятельности 23
1.3. Законы, категории и принципы декоративной композиции 32
1.4 Психологические основы декоративной композиции как учебного предмета 53
Глава II 71
Методическая система развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности 71
2.1. Интеграция изобразительной и театрализованной деятельности как учебно-познавательная деятельность 71
2.2 Цели, задачи и содержание методической системы 91
2.3 Образовательные принципы, формы и методы ; 107
2.4 Экспериментальное исследование развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности 134
Заключение 198
ЛИТЕРАТУРА 202
- Интеграция в образовательной системе дополнительного художественного образования
- Интеграция изобразительной и театрализованной деятельности как учебно-познавательная деятельность
- Цели, задачи и содержание методической системы
Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность. Под влиянием бурных социально-экономических процессов происходят существенные изменения в каждом человеке, коллективе и обществе в целом. Это требует совершенствования социально-психологической учебной и воспитательной работы на всех этапах жизненного пути каждого россиянина.
Система образования в России сейчас вступила на путь перехода к развивающемуся вариативному образованию. В этой ситуации повышается значимость художественного дополнительного образования детей, ориентированного на удовлетворение культурно-образовательных потребностей, компенсацию школьной системы, базовых знаний, специализацию, условия для творческой реализации знаний и умений, профессиональную ориентацию. Речь идет о детских художественных школах и школах искусств, по окончании которых, учащиеся получают начальное художественное образование. 10-15% выпускников ДХШ продолжают свое профессиональное образование, поступая в средние специальные и художественные высшие заведения.
Поступление в художественный ВУЗ требует от абитуриентов серьезной довузовской подготовки по специальным дисциплинам. Общеобразовательная школа на современном этапе не может решить комплекс задач по достижению необходимого для успешной сдачи экзаменов в ВУЗ уровня знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
Общеизвестно, что в образовании, которое опирается на область искусства, есть два основных направления работы - профессиональное и развивающее.
Следовательно, художественные школы и школы искусств, кроме эстетической культуры, интереса и любви к искусству, могут и должны давать школьникам знания, умения и навыки, составляющие основу профессиональной подготовки художника.
Особой востребованностью на сегодняшний день у абитуриентов пользуются средние и высшие учебные заведения со специализацией дизайна и декоративно-прикладного искусства. Одним из испытательных экзаменов в эти учебные заведения является экзамен по декоративной композиции, в области которой выпускники детских художественных школ имеют не достаточно знаний.
Поэтому существует острая необходимость в разработке методов обучения основам декоративной композиции, направленных на дальнейшую самореализацию школьников в жизни.
Практика работы в системе дополнительного образования показала, что изучение и усвоение вопросов изобразительной грамоты по декоративной композиции сопряжено с рядом трудностей, связанных с возрастными особенностями учащихся и их способностью к познавательной деятельности, уровнем развития абстрактно-логического и художественно-образного мышления. Нами были предприняты поиски модели обучения, при которой изобразительная грамота могла бы успешно усваиваться учащимися на занятиях.
Такую модель мы увидели в интеграционной деятельности людей, центром которой является театр.
Методы обучения основам декоративной композиции средствами театрального искусства недостаточно изучены, что позволяет нам обратиться к сценографии, которая предполагает изобразительную и декоративно-прикладную деятельность, художественную обработку материалов, дизайн, а театрализованное действо - их практическое применение.
Интеграция изобразительной и театрализованной деятельности в обучении подростков основам декоративной композиции имеет широкие перспективы для совершенствования системы дополнительного образования в плане развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции, оптимального сочетания в учебном процессе рационально-логического, интуитивно-эмоционального, духовного и личностного компонентов, разработки методологических приемов обучения. В рамках интеграции изобразительной и театрализованной деятельности в обучении подростков основам декоративной композиции имеются потенциальные возможности развития познавательной активности посредством:
- формирования внутренней мотивации учения,
- учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников при выборе содержания, форм, методов и средств обучения,
- использования системы педагогических условий для успешной организации уроков,
- включения учащихся в социально и индивидуально-значимую необходимость.
Своеобразие методов интеграции изобразительной и театрализованной деятельности раскрывается через систему упражнений и заданий, главная особенность которых заключается в изучении теоретических вопросов и приобретении практических умений и навыков по композиции, цветоведению, моделированию, конструированию, в эксперименте с формой и материалом, выполнении творческой работы, логически связанной с темой театра или театрализованным представлением.
Теоретической основой исследования являются труды ведущих ученых в области методики преподавания изобразительного искусства: А.Д. Алехина, Н.Н. Анисимова, Н.С. Боголюбова, С.С. Булатова, Э.Н. Беды, Т.Т. Безгодовой, Т.Комаровой, В.В. Корешкова, Э.И. Кубышкиной, B.C. Кузина, СП. Ломова, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольноковой, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.
Научное обоснование познавательной деятельности сформировали ученые в области психологии: В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, А.И. Леонтьев; в области активации учебной деятельности: Л.А. Венгер, Л.В.
Занков, А.В. Запорожец; теоретические вопросы в области дидактики освещены в научных трудах И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, М.И. Махмутова и др.; в области психологии изобразительной деятельности: Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, Б.Ф. Ломова, B.C. Кузина; теоретические вопросы интеграции образования рассмотрены А.Я. Данилюк.
Психологические аспекты подросткового возраста изучены учеными Л.И.Божович, Ш.Бюллер, Л.С.Выготским, И.С.Кон, В.С.Кругловым, В.С.Юркевичем, Н.С.Лейтес и др.
Психологический аспект учебно-познавательной деятельности рассматривали Б.Г.Ананьев, Д.Н.Богоявленский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн; и форм обучения: Б.К.Бабанский, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, М.Н.Скаткин и др.
Проблему полихудожественного развития личности рассматривали: Б.П. Юсов, Ю.А. Тамм, Е.А. Ермолинская; вопросы развития личности методами театрализованной деятельности исследовали: А.П. Ершова, Л.М. Некрасова, Б.М. Неменский, Т.Г. Пеня, Е.А. Плотникова, М.А. Разбаш, Т.Б. Захараш и др.
Мы ознакомились с диссертационными исследованиями, в которых освещаются в той или иной степени близкие вопросы по нашей теме. Формирование познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности рассматривает в кандидатской диссертации С.А. Трыкова, формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности рассматривает Л.А. Сатарова.
Мы ознакомились с исследованиями, которые посвящены разработке методических систем формирования и развития творческих способностей. Например, средствами дизайна (Ф.Ф. Бандуристый, А.И. Ковешников, Е.В. Ладыгин); средствами плаката (В.В. Груздев); средствами обучения шрифтам (Н.Н. Таранов); рисования архитектурных памятников (Л.И. Балабушевич); средствами декоративно-прикладного искусства (И.В. Марченко, Л.С. Мазикина, И.В. Козлов); в процессе работы различными материалами (И.Л.
Головина); на занятиях по изготовлению мягкой игрушки (А.В. Игнатьева); в процессе изучения основ моделирования костюма (Ю.Т. Коваленко).
Близкой к нашей проблеме оказалась кандидатская диссертация Т.В. Тимофеевой, в которой рассмотрено развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами кукольного театра в системе дополнительного образования. А так же диссертация СВ. Радостевой, в которой рассматривается развитие творческих способностей подростков средствами изобразительного искусства на занятиях мультипликацией в системе дополнительного образования.
Но существует ряд нерешенных теоретических и практических вопросов в области развития познавательной активности подростков на занятиях декоративной композицией, которые являются актуальными и требуют глубокого изучения.
Специальных исследований посвященных изучению влияния интеграции изобразительной и театрализованной деятельности на развитие познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции не существует. Возникающие противоречия между возросшими требованиями в сфере получения художественного среднего и высшего образования и уровнем знаний, умений и навыков школьников в области декоративного искусства определили основную проблему развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что от её нерешенности в значительной мере страдает качество художественной подготовки школьников, влияющее на их дальнейшую самореализацию и выбор будущей профессии.
Цель исследования: научно обосновать, разработать и экспериментально проверить методическую систему развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности, и ее содержании.
Объект исследования: процессы труда, игры, учения в рамках интеграции изобразительной и театрализованной деятельности на занятиях декоративной композиции в сфере дополнительного художественного образования.
Предмет исследования: методическая система развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности в системе дополнительного образования.
В качестве рабочей гипотезы является следующее положение о том, что если в процессе обучения использовать научно-обоснованную методическую систему, направленную на развитие познавательной активности подростков, которая включает в себя:
1. цели, задачи и содержание обучения декоративной композиции в процессе интеграции изобразительной и театрализованной деятельности;
2. дидактические принципы, формы, методы и методические приемы обучения, формы организации учебно-воспитательного процесса;
3. средства обеспечения всех учебных, воспитательных и развивающих процессов на занятиях декоративной композицией (технические средства обучения, наглядные специальные пособия и т.д.), то это позволит эффективно развивать познавательную активность подростков в обучении декоративной композиции в процессе интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
В соответствии с поставленной целью и рабочей гипотезой были выделены задачи исследования, направленные на проверку нашей гипотезы:
1. определить психолого-педагогические основы развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности в системе дополнительного образования;
2. провести анализ принципов, методов, форм, условий, средств, развития познавательной активности подростков, способствующих наибольшей эффективности их обучения декоративной композиции в процессе изобразительной и театрализованной деятельности;
3. выявить спектр учебного интегративного материала и обозначить круг теоретических вопросов для изучения декоративно-композиционной грамоты с целью развития познавательной активности подростков при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности;
4. разработать методическую систему развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности;
5. доказать экспериментальным путем эффективность, разработанной нами, методической системы развития.
Методологической и теоретической основой исследования являются ведущие положения философии, гносеологии (теории познания), педагогики, психологии, истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства; истории обучения изобразительного и декоративно-прикладному искусству; также методологической и теоретической основой нашего исследования являются современные научно-теоретические исследования, рассматривающие вопросы художественно-творческой деятельности личности в области изобразительного, театрального и декоративно-прикладного искусства.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
• научно-методические рекомендации ученых- педагогов по вопросам учебно-познавательной деятельности при обучении изобразительному искусству;
• метод теоретического анализа научно-теоретической, педагогической, психолого-педагогическои и искусствоведческой литературы и диссертационных исследований;
• анализ учебных программ по изобразительному искусству в сфере ДЛИ;
• педагогическое наблюдение за учебной деятельностью учителей и учащихся;
• оценивание учебной деятельности учащихся в процессе обучения декоративной композиции;
• беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся, учителей школ, изучение передового опыта;
• анализ продуктов творческой деятельности школьников;
• педагогический развивающий эксперимент.
Базой для нашего исследования послужили: Детская художественная школа, Детская школа искусства, Детская театральная школа г. Волгодонска, Детская школа искусств г. Цимлянска. Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 1994 по 2004 годы и состояло из трех этапов:
9 I этап (1994-1998 г.г.) - поисковый: включал теоретическое осмысление и оценку современного состояния проблемы исследования. В этот период изучался накопленный школами художественного дополнительного образования положительный опыт работы, относящийся к объекту исследования, а также анализировались отрицательные стороны в постановке вопроса обучения композиционно-декоративной грамоте и развития познавательной активности учащихся художественных школ и школ искусств. На этом этапе ставились задачи выявления психологических основ решения проблемы исследования, определялись исходные позиции исследования, рабочая гипотеза, предмет, задачи, методы экспериментальной работы.
С помощью тестирования был определен базовый и итоговый уровень знаний, умений и навыков. Разработана экспериментальная программа развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности, где были определены общедидактические методы и условия оптимального ее осуществления в школах дополнительного образования.
II этап (1999-2003 г.г.) - опытно-экспериментальный: включал педагогическую экспериментально-исследовательскую работу, проведенную в школах дополнительного художественного образования, которая позволила проверить гипотезу исследования. В ходе эксперимента было проверено предположение о том, что эффективное обучение подростков на уроках композиции может быть реализовано при использовании новой методической системы развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции в процессе интеграции изобразительной и театрализованной деятельности на занятиях.
III этап (2003-2005 г.г.) - теоретически-обобщающий: включал обработку результатов опытно-экспериментальной работы, подготовку методических рекомендаций, внедрение программы развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности в школах дополнительного художественного образования, оформление материалов по проблеме исследования и диссертации.
Научная новизна исследования:
- Изучены и выявлены психолого-педагогические основы развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
- Разработана, обоснована и экспериментально проверена методическая система развития познавательной активности.
- Разработана экспериментальная программа «Основы декоративной композиции» развивающая познавательную активность подростков при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
- Выявлена, теоретически обоснована и экспериментально проверена методическая система развития познавательной активности подростков к обучению декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной проверке путей обучения подростков основам декоративной композиции с помощью внедрения разработанной в диссертации эффективной методической системы развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в системе методических рекомендаций и наглядных пособий, способствующих • развитию познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы I при разработке и совершенствовании учебных программ и планов для школ художественного дополнительного образования, для общеобразовательных учебных заведений, художественных студий, кружков, детских летних лагерей, при чтении лекций в Институтах усовершенствования учителей, на художественно-графических факультетах, факультетов педагогики начального образования педагогических университетов. Полученные результаты исследования и выводы могут служить материалом для дальнейшей научно-практической работы.
Достоверность исследования обеспечивается научно-обоснованным подходом к решению поставленной проблемы, опорой на аналогичные положения и выводы других исследований, тщательным анализом эмпирического материала, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания, эстетики; опытно-экспериментальной работой, экспериментальной проверкой, анализом итоговых данных, участием автора в апробации предложенной методической системы развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности и многолетним опытом работы в системе дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования систематически осуществлялась автором в ходе опытно-экспериментальной работы. Отдельные положения, теоретические выводы, сравнительные данные эксперимента докладывались на ежегодных заседаниях учебно-методических объединений учителей изобразительного искусства г. Волгодонска (2001-2004 гг); ежегодных зональных методических объединениях учителей изобразительного искусства Ростовской области (2001-2004 гг); на заседаниях кафедры ИЗО ХГФ РГПУ, на ежегодных конференциях по итогам научно-исследовательской работы в РГПУ (2001-2003 гг); на заседаниях кафедры гуманитарных дисциплин Филиала Донского государственного технического университета в г.Волгодонске (2001-2005 гг).
На защиту выносится теоретически обоснованная, разработанная и экспериментально проверенная методическая система развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности, включающая:
- цели, задачи и содержание методической системы развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции;
- дидактические принципы, методы, методические приемы, формы организации учебно-воспитательного процесса;
Ф
- средства обеспечения всех учебно-воспитательных и развивающих процессов занятий декоративной композиции (наглядные пособия, ТСО и т.д.), условия эффективного развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности.
Диссертация состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, выводов по материалам глав, заключения, списка литературы и приложения. В работу вошли таблицы, диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы. Приложение содержит программу, фотоматериал экспериментального исследования.
Интеграция в образовательной системе дополнительного художественного образования
В современном образовательном пространстве интеграция завоевывает все более серьезные позиции. Это проявляется через интефацию содержания образования, интефацию науки и практики, интефацию образовательных систем разных стран, создание новых предметных областей и др.
Педагогическое определение интефации дано И.Д. Зверевым и В.Н. Максимовой: «Интефация - есть процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе, профаммы) элементов разных учебных предметов, слияния научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем» (84,184 с).
Гершунский Б.С. считает, что в процессе интефации при соединении различных компонентов получается качественно иное образование, обладающее новыми по отношению к исходным компонентам свойствами (49).
А.Я. Данилюк в работе «Теория интефации образования» рассматривает интефацию как сложный вид коммуникации. Согласно автора, коммуникация и интефация - два основных способа организации культуры. Образование, будучи неотъемлемой частью культуры, так же может строиться на коммуникативной и интегрированной основе. В первом случае организуется репродуктивные или знаниевые образовательные системы, во втором - образовательные системы развивающего типа. (64,с.14)
Это утверждение автора является важным для нашего исследования, поскольку в пространстве художественного дополнительного образования системы развивающего типа могут моделироваться самым разнообразным способом, так как интеграционные процессы охватывают не только науку, но и многие сферы социальной жизни людей.
Особенно наглядны эти процессы в театральной культуре, структурированной многими видами деятельности людей, в том числе деятельности актеров и художников.
Деятельность художника в театре осуществляется в пространстве театрально-декорационного искусства или сценографии - искусства создании зрительного образа спектакля посредством декораций, костюмов, освещения, постановочной техники (169, с 284). Сценографическая деятельность художника многогранна. Она направлена на очевидную необходимость театральной постановки и совершенствование духовного мира человека. Ее можно рассматривать как процесс создания новых предметов, инструментов, оборудования, формирование предметной среды; как вид профессиональной художественно-конструкторской деятельности; как художественное проектирование, организацию эстетической среды жизни человека, как целостности, которая складывается из продуманной системы образов. (195,с.257).
Секреты сценографического искусства освещали в своих работах В. Талалай, Э. Гельмс, Н. Шифрин, М. Курилко, Ю. Нехорошее, В.Ф. Рындин, А.А. Сегал, Т.Б. Серебрянова, В.В. Селиванов, М.Т. Богомолова и др.
В. Талалай указывал, что в задачу театрального художника входит образное решение декорационного оформления спектакля, создание художником вещественной и сценической среды, воплощение декораций на сцене, технико-экономическое решение задуманного. (219, с. 6).
Ю. Нехорошее утверждал, что художник организует пространство среды, создавая наиболее благоприятные условия для действия актеров, (там же, с 6).
Опираясь на эти исследования мы можем утверждать, что сценографическая деятельность во многом созвучна дизайнерской деятельности, в которой художник, придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и интерьерам, формирует человека, который будет пользоваться этими вещами и работать в этой среде.
Эта созвучность проявляется и в процессе профессионального взаимодействия между людьми.
Интеграция изобразительной и театрализованной деятельности как учебно-познавательная деятельность
Изучение структуры учебно-познавательной деятельности школьников, характеристика ее развивающих возможностей и определение эффективных дидактических стратегий ее регуляции дает в руки преподавателей инструмент проектирования учебных ситуаций, направленных на развитие познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции.
Процесс учебно-познавательной деятельности в качестве одного из условий своего протекания имеет осуществление действий, усваиваемых в процессе этой деятельности, то есть происходит как бы два процесса одновременно. Оба процесса взаимосвязаны, но не тождественны: выполнение усваиваемого действия состоит, в преобразовании объекта некоторой конкретной предметной области действительности, а процесс усвоения данного действия состоит в преобразовании самого школьника из субъекта, не владеющего данным действием в субъект овладевшего им. (222, с 13)
Мы согласны с утверждение М.Н.Скаткина, что учебно-познавательная деятельность как развитие предметного действия в опыте личности есть процесс, в котором должны быть выделены свои собственные предметы, продукт, операции. (191) Деятельность человека - это процесс, по крайней мере, двухуровневый, содержащий акты преобразования объектов и акты управления преобразованием на основе психического отражения объекта, продукта, средств и самих актов преобразования. (128)
Эта схема в полном виде выглядит следующим образом. Каждая деятельность включает предмет преобразования, продукт преобразования, средства, акты преобразования предмета в продукт которые называют исполнительными действиями. Неотъемлемым компонентом каждой деятельности является отражения предмета, продукта, средств и исполнительных актов деятельности, их состава и последовательности, выступающих в виде программы или плана деятельности. Указанные акты называют ориентировочными действиями. Кроме исполнительных и ориентировочных актов в деятельности выделяются акты слежения и контроля за выполнением действий преобразования, или контрольная часть действий. (222, с 14)
Такова общая структура любой деятельности субъекта, в том числе и учебно-познавательной.
Психологический аспект учебно-познавательной деятельности рассматривали Б.Г. Ананьев, Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн; и форм обучения: Б.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.
Для создания эффективной методической системы развития познавательной активности подростков в обучении декоративной композиции при интеграции изобразительной и театрализованной деятельности следует рассмотреть вопрос учебно-познавательной деятельности, которая направлена на усвоение богатств культуры и науки, общественно значима и соответствует общественно выработанным нормам обучения, поскольку протекает в учреждениях дополнительного художественного образования. Декоративно-композиционная деятельность в процессе интеграции художественной и театрализованной деятельности, как особый вид учебно-познавательной деятельности характеризуется субъективностью активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью, имеет определенную структуру и содержание.
Дадим им определения. Субъектами учебно-познавательной деятельности в нашем исследовании являются подростки, учащиеся школ художественного дополнительного образования и преподаватели, которые вместе являются совокупным субъектом всего образовательного процесса, объединенными двумя встречно направленными целями передачи и приема, организации освоения и приема знаний. (85, с 129)
Предметом декоративно-композиционной деятельности в процессе интеграции художественной и театрализованной деятельности, как особого вида учебно-познавательной деятельности является опыт субъекта, преобразуемый по линии дополнения его новыми знаниями и умениями. Усвоенный фрагмент социального опыта и изменение его за счет этого прежнего опыта школьника составляет продукт учебно-познавательной деятельности в нашем исследовании.
Из анализа публикаций М.Н. Скаткина, Л.П. Аристовой, Б.П. Есипова, И.Я. Лернера, Т.И. Шамовой можно определить основные подходы исследователей к рассмотрению этого вопроса. Одни исследователи «активность» рассматривают как деятельность, другие как черту личности. Мы согласны с Т.И. Шамовой, которая рассматривает активность личности как цель, деятельности как средство ее достижения и как результат. (225, с 20)
Цели, задачи и содержание методической системы
Изучая проблему интеграции изобразительной и театрализованной деятельности в обучении подростков декоративной композиции, направленной на развитие познавательной активности, мы обратились к современным концепциям художественного образования школьников.
К настоящему времени сложились и действуют на практике три основные направления обучения изобразительному искусству. Каждое из них имеет свои цели, свое содержание, свою структуру и реализуется через свою программу.
Первую концепцию всеобщей графической грамоты представляет программа B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева. Принципами обучения в ней является: воспитывающее обучение и идейная направленность, научность обучения, наглядность обучения, систематичность и последовательность обучения, сознательность и активность в обучении, доступность обучения, прочность усвоения учебного материала, проблемное обучение.
Задачами программы является реалистические способы изображения (правила линейной перспективы, построение объема, формы конструкции, цвета композиции) объектов окружающей действительности.
Цель программы научить графической грамоте, дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению. В программу входит -рисование с натуры, рисование на темы, декоративное рисование, беседы по изобразительному искусству.
Вторую концепцию целостного подхода к обучению и воспитанию представляет программа Б.П. Юсова.
Принципами обучения в ней является: преподавание искусства как эстетического явления, в тесной связи с ролью искусства в жизни. Единство обучения и художественного творчества, единство практической деятельности и развития эстетического воспитания действительности и искусства. Единство работы на плоскости и объемно-пространственных видов художественной деятельности. Относительная самостоятельность задач и развития художественного восприятия, единства требований искусства и педагогических условий их реализации в работе с учащимися. (186,с.90)
Задачами основных направлений программы Б.П. Юсова являются освоение способов художественно-образного отображения действительности, языка искусства, как средства создания художественного образа (композиционная организация изображения, цвет и освещение, форма, пропорции, конструкция, пространство).
Цель: развитие у учащихся способности восприятия художественного образа и его посильного создания в собственных художественных работах. В программу входят художественная практическая деятельность, восприятие искусства, эстетическое восприятие действительности.
Третью концепцию приобщения к мировой культуре представляет программа Б.М. Неменского.
Принципами обучения в ней являются: закон художественного уподобления, принцип освоения, вживанием, принцип постоянства связи с жизнью, принцип опоры на апогей явления в искусстве, принцип единства формы и содержания в процессе обучения, принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков. (186, с.90)
Задачами основных направлений программы Б.М. Неменского является установление связи искусства с жизнью человека, социальными, нравственно-эстетическими функциями искусства в жизни.
Общение с искусством через постижение специфики его языка и его источника - природы (суть искусства, творческий опыт искусства, язык искусства) в различных видах художественней деятельности -изобразительной, декоративной, конструктивной. Целью программы является формирование художественной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры. Программа включает в себя изобразительные виды деятельности (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладные, конструктивные (архитектура, дизайн среды).
Кроме того, нами были проанализированы современные программы по изобразительному искусству для общеобразовательных школ Т.Я. Шпикаловой, Е.А. Флериной, Н.М. Сокольниковой. (170, 172)
Особое внимание мы уделяли разделам программы по декоративной композиции. В них основное внимание уделяется народному и декоративно-прикладному искусству.
B.C. Кузин, СП. Ломов, СЕ. Игнатьев предлагают в примерных программах по изобразительному искусству изучения дизайна, целью которого является художественное образование и эстетическое воспитание школьников.