Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкально-творческое развитие специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях Поповская Ольга Николаевна

Музыкально-творческое развитие специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях
<
Музыкально-творческое развитие специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях Музыкально-творческое развитие специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях Музыкально-творческое развитие специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях Музыкально-творческое развитие специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях Музыкально-творческое развитие специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях Музыкально-творческое развитие специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях Музыкально-творческое развитие специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях Музыкально-творческое развитие специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях Музыкально-творческое развитие специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Поповская Ольга Николаевна. Музыкально-творческое развитие специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 Москва, 2005 263 с. РГБ ОД, 61:06-13/521

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы музыкально-творческого развития специалистов народно- певческого искусства в средних специальных учебных заведениях 18

1. История становления народно-певческого образования в России 18

2. Сущность и специфика музыкально-творческого развития специалистов народно- певческого искусства в средних специальных учебных заведениях 45

3. Содержание и структура учебно-воспитательного процесса музыкально-творческого развития специалистов народно- певческого искусства в средних специальных учебных заведениях 102

Глава 2. Оптимизация музыкально-творческой деятельности специалистов народно-певческого искусства в процессе изучения специальных дисциплин 121

1. Опытно-экспериментальная работа по музыкально-творческому развитию специалистов народно- певческого искусства 121

2. Комплексный характер методики музыкально-творческого развития специалистов народно- певческого искусства в процессе изучения специальных дисциплин 168

Заключение 179

Список литературы 199

Приложения 230

Введение к работе

Актуальность проблемы. Настоящее время - время обновлений, время пересмотра опытного наследия предшествующих поколений, время поиска новых решений в области науки, культуры и искусства. Все острее встает вопрос о нравственном воспитании молодого поколения, о сохранении национальных ценностей, о моральной устойчивости в современном социуме, в реалии с множеством соблазнов и ответственности выбора. В современном мире музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, влияющим на умы, вкусы, социальную ориентацию современного человека, особенно молодежи. Трудно переоценить ее роль в воспитании подрастающего поколения. В этой связи возникает потребность в подготовке высококвалифицированных кадров новой ориентации. Существенный взлет в области научного развития, расширение технических возможностей в реализации творческих замыслов, огромный поток информации, возможность беспрепятственно общаться и обмениваться опытом — всё это требует от современного специалиста быстроты овладения ситуацией, способности незамедлительно реагировать и адекватно действовать в современных условиях научно-технических и культурных преобразований. Возникает вопрос: дает ли современное музыкальное образование в области народно-певческого искусства достаточную базу знаний, умений и навыков выпускникам средних специальных учебных заведений, чтобы стать специалистами, не только владеющими мастерством в одном из видов музыкального творчества, но и способными осуществлять свою деятельность в современных условиях развития нашего общества, ориентироваться и профессионально реализоваться в условиях экономических реформации и жесткой конкуренции на рынках труда? В связи со сложившимися обстоятельствами

определилась необходимость нового подхода к оценке музыкально-творческого развития современного специалиста народно-певческого искусства.

Исследование народно-певческого исполнительства в настоящее время имеет большое значение для современной науки и практики. Музыкальный фольклор, частью которого является народно-певческое искусство — основа всей музыкальной культуры и музыкального искусства. Являясь продуктом социальной активности народа, он в то же время представляет собой комплекс проявлений народного творчества в вокальном, инструментальном, вокально-инструментальном, музыкально-хореографическом и музыкально-драматургическом жанрах. Музыкально-творческое развитие специалистов народно-певческого искусства, так или иначе, опирается на такое свойство музыкального фольклора, как синкретичностъ. В связи с этим, за всю историю существования народно-певческого искусства возникло множество разновидностей его сценических воплощений: от архаичных языческих образцов, рассчитанных на подготовленного слушателя, до композиций, соприкасающихся с современной эстрадой (фольклора с роком, джазом, поп-музыкой); от сольного исполнения народных песен до театрального действа или народного спектакля. Многие творческие коллективы находятся в поисках нового воплощения народно-певческого искусства на сцене, синтезируя фольклор с другими жанрами музыкального искусства («Иван-Купала», «Карагод», «Золотое кольцо», «Русская песня», «После одиннадцати» и т.д.). Это вызвано необходимостью донести до широкого круга слушателей образцы национальной культуры на более понятном_для современного человека музыкальном языке. В последнее время определилась тенденция известных исполнителей народно-певческого искусства создавать на раскрученных брендах народные театры. Так, например, Н.Кадышева ознаменовала «новый» виток творчества открытием театра «Золотое кольцо». Ранее Н.Бабкина создала Московский государственный музыкальный театр фольклора "Русская песня". Идея

создания народного театра не нова, она диктуется, опять же, синкретизмом музыкального фольклора и исходит от истоков народной художественной культуры.

В отечественной науке пока еще не занял достойного места психолого-педагогический подход к изучению проблем народно-певческого исполнительства. Также недостаточно изучены проблемы развития народно-певческого искусства, особенно теоретические и методические аспекты музыкально-творческого развития в средних специальных учебных заведениях нашей страны. А вопросы сущности и специфики музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства, вопрос комплексного обучения учащихся средних специальных учебных заведений (синтез различных видов искусств в народно-певческом исполнительстве) остаются особенно актуальными и нуждаются в научном обосновании.

Для данного исследования существовала необходимость выяснить состояние изученности проблемы музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства средствами синкретичности музыкального фольклора. Являясь самостоятельной и эстетически выверенной системой народного творчества, музьпсальный фольклор в синкретичном виде содержит элементы музыкального, поэтического, драматургического и хореографического искусства. Это позволяет наиболее полно приобрести весь комплекс знаний, умений, навыков искусства и активизировать их в учебно-воспитательном процессе музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства.

Особенно актуальным выступает изучение творческого наследия Евгении Эдуардовны Линёвой, впервые выдвинувшей, теоретически обосновавшей и на практике утвердившей концепцию широкого распространения национального культурного наследия на основе развития музыкальной фольклористики. Результатом ее деятельности была представлена готовая модель учебно-воспитательного процесса,

проверенная её многолетней и многообразной практикой, которая должна имеет продолжение в современности.

Это определило необходимость выявить непреходящие ценности музыкально-просветительной и педагогической деятельности Е.Э. Линёвой и определить пути их эффективного использования в условиях возрождения музыкального фольклора. А значит выявить общие и специфические черты концепции в области собирания, теоретического осмысления, исполнения и пропаганды музыкальной культуры народа в контексте теории и практики фольклористики и музыкального просветительства конца XIX - начала XX веков, возможности использования методического и практического опыта собирательницы в музыкально-просветительной и педагогической деятельности нашего времени.

Проблема данного исследования заключается в обосновании путей оптимизации учебно-воспитательного процесса музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях, преодоления сложившихся противоречий:

между социальными потребностями общества в специалистах народно-певческого искусства и состоянием учебно-воспитательного процесса музыкально-творческого развития учащихся;

между высокими требованиями к качествам специалиста и отсутствием теоретического обоснования и систематизации учебно-воспитательного процесса музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях; между педагогической теорией и практикой музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства средствами синкретичности музыкального фольклора (комплексного обучения).

Степень научной разработанности проблемы. Творчество является одной из ведущих сущностных сторон жизнедеятельности человека и способствует гармоничному развитию индивида. К такому выводу пришли

еще античные философы (Пифагор, Платон, Аристотель, Сократ, Демокрит). Проблема формирования творческой личности привлекала внимание философов, педагогов, психологов, искусствоведов и Средневековья, и эпохи Возрождения, и Просвещения (Ф.Бэкон, Д.Локк, Р.Декарт, И.Кант, Г.Ф.Гегель и др.). В России же проблема общечеловеческих ценностей и творческого становления личности получила развитие с середины XIX века в трудах В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова и др., русских философов и мыслителей П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, Б.П. Вышеславцева, В.В.Зеньковского, А.Ф.Лосева, В.В.Розанова, Н.О.Лосского, К.К.Платонова, Б.Г.Ананьева и др.

Теоретические и методологические аспекты творчества проанализированы в трудах психологов: Б.Г.Ананьева, А.В.Беляева, Д.Б.Богоявленского, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.Н.Дружинина, В.П.Зинченко, А.Г.Ковалева, В.А.Крутецкого, А.Н.Леонтьева, В.В.Медушевского, В.Н.Мясищева, Р.С.Немова, В.В.Петухова, К.К.Платонова, Я.А.Пономаревой, Е.В.Пороховой, С.Л.Рубинштейна, П.М.Якобсона и мн. др.

Психология музыкального творчества освещена в исследованиях О.А.Апраксиной, Н.К.Баклановой, М.П.Блиновой, М.М.Берлянчик, А.Л.Заака, А.Н.Леонтьева, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, В.И.Петрушина, С.Л.Рубинштейна, Г.С.Тарасова, Б.М.Теплова и др.

Вопросы творческого развития с точки зрения духовности нашли отражение в работах Б.В.Асафьева, О.А.Блоха, Л.С.Зориловой, Е.В.Назайкинского, В.Н.Холоповой, Н.Г.Шахназаровой, О.Ф.Шульпякова и

др.

Различным аспектам обучения и воспитания специалистов посвящены диссертации Т.И.Баклановой, Э.Н.Грасеева, Ю.А.Грибкова, В.И.Закутского, Л.С.Зориловой, М.Т.Картавцевой, В.Г.Кузнецова, О.М.Нежинского, Е.Б.Оселедчик, В.П.Подкопаева, Л.А.Соловьевой, Г.И.Шахова и др.

Проблемы музыкально-творческого развития специалиста

рассматриваются в диссертациях Л.С.Азарцевой, Т.Г.Бортниковои, Л.Г.Дмитриевой, Л.В.Зотовой, И.Г.Каневской, А.Я.Карелина, Е.И.Львовой, Г.Н.Падалки, О.П.Рудницкой, В.Т.Сергеева, Л.В.Шаминой, Н.Н.Ярошенко и

ДР Проблемы творческого развития личности в культурологической литературе рассматривались в исследованиях А.И.Арнольдова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д.Красильникова, Б.Г.Мосалева, Ю.А.Стрельцова и др.

Особое значение для данного исследования имеют труды педагогов, в которых рассматривались проблемы национального воспитания, становления творческой натуры и русского характера: Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого и др.

Проблемы оптимизации педагогического процесса в системе художественного образования рассматриваются в научных исследованиях Ю.П.Азарова, А.А.Аронова, Т.И.Баклановой, П.П.Блонского, О.А.Блоха, П.Я.Гальперина, В.И.Загвязинского, А.Г.Казаковой, В.С.Кузина, И.Я.Лернера, Е.П.Рожко, В.А.Сластенина, В.И.Черниченко и др.

В сфере музыкальной педагогики проблемы творческого развития личности рассматривались Э.Б.Абдуллиным, Н.С.Агамовой, Ю.Б.Алиевым, А.Д.Алексеевым, Б.В.Асафьевым, Л.Г.Арчажниковой, Н.К.Баклановой, Т.И. Баклановой, Л.Н.Баренбоймом Л.А.Безбородовой, М.М,Берлянчик, Г.ЯЕржемским, Л.О.Гинзбургом, В.И.Горлинским, В.И.Закутским, Е.Р.Ильиной, Д.Б.Кабалевским, Б.Л.Кременштейном, В.Г.Кузнецовым, Л.С.Майковской, Е.И.Максимовым, А.В.Малинковской, И.А.Мусиным, Г.Г.Нейгаузом, В.Т.Ражниковым, Л.А.Рапацкой, Г.М.Цыпиным, Л.В.Шаминой и др.

Автор обращалась к теоретическим и методическим идеям педагогов, деятелей различных видов искусств: театрального - Г.П.Ансимова, Н.П.Акимова, С.В.Гиппиус, А.А.Гончарова, Н.Горчакова, С.С.Клитина, М.О.Кнебель, К.С.Станиславского, А.Д.Попова, Е.Д.Уваровой,

И.Х.Шароева и др.; в сфере народной хореографии - А.А.Климова, В.И.Шилина и др.

Анализ литературы показал, что в большей степени проблема развития творческих качеств личности разработана применительно к деятельности исполнителей, музыковедов, композиторов, педагогов музыки. Литературы, освещающей опыт работы с народно-певческими исполнителями (коллективами и солистами), пока чрезвычайно мало. Среди этих работ имеются труды музыковедческого и просветительского характера: Л.А.Антиповой, С.Л.Браз, Л.Л.Куприяновой, М.В.Медведевой, Н.К.Мешко, Л.В.Шаминой, Т.Я.Шпикаловой, В.М.Щурова, и др.; исследователей народно-исполнительского искусства: Л.А.Алексеевой, В.Н.Василенко, С.В.Воронова, Н.В .Калугиной, М.Т.Картавцевой, А.Кибисовой,

Т.Д.Крошилиной, Н.К.Мешко, М.А.Некрасовой, Е.В .Никольской, Л.Я.Пашкиной, Н.П.Сакулиной, Е.А. Флериной, А.А.Юрлова, и др.

Автор опиралась на теоретические и методические прикладные идеи фольклористов-исследователей Э.Е.Алексеева, А.М.Астаховой,

П.Г.Богатырева, Е.В.Гиппиус, В.И.Елатова, Б.Б.Ефименковой,

И.И.Земцовского, И.А.Истомина, А.С.Каргина, Ю.В.Келдыш,

И.М.Красильникова, В.А.Лапина, Е.Э.Линевой, Л.С.Мухаринской, Ф.А.Рубцова, А.В.Рудневой, М.Г.Харлапа, В.ИХарькова, Л.Л.Христиансена, В.Ц.Цукермана, К.В.Чистова, И.И.Шевченко, З.В.Эвальд и др.

Проблемы сочетания различных жанров искусств в системе педагогического образования освещались в работах Н.А.Барышевой, Н.Горчакова, Л.А.Ильиной, Е.А.Коряжкиной, В.Г.Кузнецова,

С.И.Мерзляковой, А.С.Оголевец, Л.Робустовой, С.Н.Чекаревой, Ю.Н.Черенкова и др.

Вопросы преемственности и взаимосвязи между учебными дисциплинами в начальной, средней и высшей школе поднимались в трудах П.М.Бурдина, Л.С.По дымовой, В.Б.Сандановой, Е.А.Сергеева, О.Д.Шебалина и др.

Несмотря на важность выводов и рекомендаций, содержащихся в этих работах, необходима дальнейшая комплексная разработка научно обоснованной системы учебно-воспитательного процесса музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства в условиях учебно-воспитательного процесса в средних специальных учебных заведениях обусловили ее выбор в качестве темы диссертационного исследования.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в средних специальных учебных заведениях.

Предмет исследования: процесс музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства в колледжах культуры и искусств.

Цель исследования: выявить теоретические основы и разработать методику музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях средствами синкретичности музыкального фольклора.

Задачи исследования:

1.Раскрыть сущность и специфику музыкально-творческой деятельности учащихся в процессе изучения специальных дисциплин.

2.Разработать структуру и содержание музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях.

3.Выявить возможности комплексного обучения (актерско-режиссерской и хореографической подготовки), его роли в музыкально-творческом развитии специалистов народно-певческого искусства.

4. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать модель музыкально-творческого развития студентов в процессе изучения специальных дисциплин.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что музыкально-творческое развитие специалистов народно-певческого искусства в условиях учебно-воспитательного процесса эффективно при условии:

-синтеза музыкальной, хореографической и актерско-режиссерской подготовки в учебно-воспитательном процессе музыкально-творческого развития личности специалиста народно-певческого искусства (комплексное обучение);

-применения методов оптимизации музыкально-творческой деятельности учащихся в процессе обучения (актерско-режиссерский, хореографический тренинги);

-индивидуализации обучения за счет моделирования условий музыкально-творческого развития в процессе изучения специальных дисциплин.

Методологическую основу исследования составили философские идеи о высших ценностях в развитии личности, эстетических и этических аспектах музыкального искусства, разработанные в философских трактатах мыслителей Античности, работах философов Средневековья, Возрождения, немецкой классической философии. Также в основу легли отечественные научные труды различных областей знаний: философии (М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин, А.Ф.Лосев, В.С.Соловьев, В.В.Розанов, П.А.Флоренский), эстетики (В.И.Белов, Н.И.Киященко, С.Х.Раппопорт, Н.Г.Чернышевский), педагогики (Э.Б.Абдуллин, Л.Г.Арчажникова, Т.И. Бакланова, В.А.Кан-Калик, В.Г.Кузнецов, С.Л.Рубинштейн), психологии (Л.С.Выготский, А.Л.Заак, Г.Г.Нейгауз, Г.М.Цыпин), музыкальной фольклористики (С.Л.Браз, П.Г.Богатырев, И.И.Земцовский, А.С.Каргин, Ю.В.Келдыш,

И.М.Красильников, В.А.Лапин, Е.Э.Линева, Ф.А.Рубцов, М.Г.Харлап, Л.Л.Христиансен, В.Ц.Цукерман, И.И.Шевченко, В.М.Щуров), исследователей народно-певческого исполнительства (Л.А.Алексеева, Л.А.Антипова, В.Н.Василенко, СВ.Воронов, М.Т.Картавцева, А.Кибисова, Л.Л.Куприянова, Т.Д.Крошилина, М.В.Медведева, Н.К.Мешко, М.А.Некрасова, Е.В.Никольская, Л.Я.Пашкина, Н.П.Сакулина, Е.А. Флерина, Л.В.Шамина), а также музыковедения, фонетики, этнографии, истории культуры, лингвистики, филологии, физиологии, акустики, статистики, режиссуры, хореографии.

Теоретической основой исследования явились:

-деятельностный подход к личности, предполагающий формирование знаний, умений, навыков и качеств творческой личности в учебно-воспитательном процессе музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства;

-целостный подход, обеспечивающий единство общего и музыкально-творческого развития личности.

Методы исследования. Для решения намеченных в диссертации задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих научных методов, включающих:

-анализ философской, психолого-педагогической, художественно-эстетической и искусствоведческой литературы, раскрывающей различные аспекты творческого развития личности;

- анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта;

- наблюдение, беседы, анкетирование, интервьюирование;

моделирование структурной схемы целостного учебно-воспитательного процесса музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях; - педагогический эксперимент. Экспериментальная база исследования: Московский областной колледж искусств, Смоленский колледж искусств, Смоленское областное

музыкальное училище имени М.И.Глинки, Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. Н.М.Румянцева (Карандаша), Смоленский государственный институт искусств.

В исследовании приняли участие: преподаватели вышеперечисленных учебных заведений, творческие работники искусств (музыки, театра, хореографии) и студенты.

Эмпирическую базу исследования составил контингент из 116 студентов, 18 преподавателей, 9 творческих работников.

Основной базой опытно-экспериментальной работы служили отделения режиссуры, хореографии, народных инструментов и отделение народного хора указанных учебных заведений.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на протяжении 2001-2005 годов. Условно его можно разделить на три этапа.

На первом этапе исследования (2001 г.) проводились теоретический анализ проблемы, наблюдения за процессом обучения в средних специальных учебных заведениях, определялись основные положения, цель, задачи, рабочая гипотеза, разрабатывалась программа исследования. Положено начало опытно-экспериментальной работе по созданию модели целостного учебно-воспитательного процесса музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях. Результаты этого этапа нашли отражение в учебной программе для студентов средних специальных учебных заведений культуры и искусств, подготовленной на кафедре народного хора Смоленского колледжа искусств.

На втором этапе (2001 - 2003 гг.) осуществлялась экспериментальная работа по апробации методики музыкально-творческого развития студентов в процессе изучения специальных дисциплин. Был подготовлен и проведен эксперимент по разработке и реализации развивающих образовательных и художественно-творческих технологий. Авторская программа по системе комплексного обучения «Народный театр» внедрялась в форме

факультативных занятий. В эксперименте принимали участие группы студентов отделения народного хора Московского областного колледжа искусств и Смоленского колледжа искусств СГИИ. Эксперимент основывался на изучении значимости роли музыкальной, режиссерской, актерской, хореографической и теоретической подготовки будущих специалистов народно-певческого искусства. На этом этапе отрабатывались межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе студентов к их будущей творческой деятельности.

На третьем этапе (2003 - 2005 гг.) программа комплексного обучения «Народный театр» была введена в курс обязательных дисциплин; со студентами колледжа искусств проводился педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольный этапы. Осуществлялось обобщение и оформление результатов исследования.

Итогом третьего этапа является апробация и внедрение модели целостного учебно-воспитательного процесса музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях.

Научная новизна исследования состоит в разработке теории и методики музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства в учебно-воспитательном процессе:

- раскрыта сущность музыкально-творческой деятельности учащихся как процесса познания, воспроизведения, создания и распространения нового, оригинального продукта в сфере музыкального искусства;

- рассмотрена ее специфика, проявляющаяся в структуре этапов подготовки к исполнительству, в синтезе выразительных средств различных видов искусств, их концентрированности, лаконичности, драматургической завершенности;

- выявлены структура и содержание учебно-воспитательного процесса музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях, роль и место

комплексного обучения в музыкально-творческом развитии будущих руководителей, включающих в себя знания законов драматургии и выразительных средств театра, постановочных особенностей, умений и навыков пластики и хореографии, сценического движения, актерского и режиссерского мастерства, игры на народных инструментах, а также опыта творческой деятельности;

- разработана модель музыкально-творческого развития студентов на основе синкретичности музыкального фольклора, отраженная в авторской программе комплексного обучения «Народный театр», которая соответствует структуре учебно-творческой деятельности (музыкально- актерской, музыкально- режиссерской и хореографической) специалиста народно-певческого искусства;

- определена система специальных творческих заданий (актерско- режиссерский и хореографический тренинги), составляющая основу методики музыкально-творческого развития специалистов народно- певческого искусства, руководителей творческого коллектива.

Теоретическая значимость заключается в следующем:

- осуществлен анализ эволюции методики музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства с позиций единства решения художественных и технических задач в процессе обучения;

- разработаны основные направления организации творческого процесса, направленного на формирование творческих качеств личности обучающихся народно-певческому исполнительству, руководству творческим коллективом;

- теоретически обоснован комплексно-индивидуальный подход к проблеме музыкально-творческого развития учащихся в процессе профессиональной подготовки в системе среднего специального музыкального образования.

Практическая значимость исследования;

Теоретические выводы и практические рекомендации исследования нашли отражение в содержании учебных дисциплин «Методика работы с

народным хором» и спецкурсе «Народный театр» отделения народного хора Смоленского колледжа искусств, Московского областного колледжа искусств, а также Смоленского областного музыкального училища имени М.И.Глинки, Государственного училища циркового и эстрадного искусства им. Н.М.Румянцева (Карандаша), Смоленского государственного института искусств.

Полученные в ходе исследования результаты использовались при разработке программ и научно-методических материалов, связанных с учебной практикой студентов дневного отделения в клубах и Домах культуры, в учебных заведениях, в профессиональном фольклорном коллективе «Таусень» при областной Смоленской филармонии, художественным руководителем, хормейстером и главным режиссером которого является диссертант. Материалы исследования использовались автором и группой педагогов при разработке учебных планов специальности " хоровое дирижирование ", в частности, по инициативе диссертанта включены в учебные планы факультативные занятия «Режиссура отдельного народно-певческого номера и спектакля», «Методика работы режиссера с фольклорными ансамблями», «Методика работы хореографа с фольклорными ансамблями», спецкурс «Народный театр». Предложенные диссертантом режиссерские, хореографические и актерские комплексные задания на основе установления межпредметных связей отделений народного хора, хореографии, режиссуры, оркестровых отделений развивают технологические и духовно-творческие направления целостного учебно-воспитательного процесса музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях.

Результаты исследования взяты за основу педагогами Смоленского колледжа искусств и других средних специальных учебных заведений. Практические рекомендации могут быть использованы при разработке инновационных педагогических подходов и концепций, касающихся как

средних специальных, так и высших учебных заведений, повышения квалификации работников культуры и искусства.

Апробация результатов исследования осуществлена: в научных докладах и сообщениях автора на межвузовских научно-теоретических и научно-практических конференциях, теоретических семинарах, курсах повышения квалификации педагогов учебных заведений, работников культуры и искусства, мастер-классах в вузах, колледжах культуры и музыкальных училищах, в публикациях по теме исследования.

Достоверность исследования диссертационного труда обеспечена адекватностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме, системным подходом к изучению предмета исследования, реализацией данного подхода на теоретическом и практическом уровнях; применением комплекса методов, адекватных цели и задачам настоящей работы; валидностью тестирования, убедительностью и научной доказательностью полученных данных; сопоставлением и сравнением итоговых результатов научной работы с наблюдениями и выводами, содержащимися в сходных по характеру и направленности исследованиях; в применении интроспективного подхода к проблематике диссертации.

На защиту выносятся положения, характеризующие систему взглядов автора на учебно-воспитательный процесс музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях:

1.Структура и содержание учебно-воспитательного процесса музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях предполагает единство в освоении хореографического, актерского и режиссерского мастерства с дисциплинами музыкального цикла на всех этапах обучения.

2.Синтез музыкальных, хореографических и театральных дисциплин способствует более эффективному творческому развитию учащихся, совершенствованию межпредметных связей в учебно-воспитательном

процессе музыкально-творческого развития специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях.

3.Методика музыкально-творческого развития студентов в процессе преподавания специальных дисциплин предполагает профилирование содержания, форм и методов комплексного обучения и использования специально разработанной системы заданий, направленных на оптимизацию музыкально-познавательной и творческой деятельности студентов.

4.Модель учебно-воспитательного процесса в средних специальных учебных заведениях, отраженная в авторской программе комплексного обучения «Народный театр», соответствует структуре музыкально-творческой деятельности специалистов народно-певческого искусства.

Структура диссертации определена в соответствии с целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

История становления народно-певческого образования в России

Социально-политические, экономические и культурные преобразования в нашей стране неразрывно связаны с духовным возрождением личности, развитием качественно новой культуры, являющейся неотъемлемым компонентом всей жизнедеятельности человека. Всё большее значение в связи с этим приобретает обращение к истокам прошлого нашей Родины -"тончайшему слою российской культуры" (Н.А. Бердяев). Особенно актуальным выступает в связи с этим изучение творческого наследия Евгении Эдуардовны Линёвой (1853-1918), впервые выдвинувшей, теоретически обосновавшей и на практике утвердившей концепцию широкого распространения национального культурного наследия на основе развития музыкальной фольклористики.

Для наших дней особенно актуально то, что в практическом постижении основ музыкального фольклора она видела не только условия возвращения к традициям народного музыкального искусства и возрождения его характерных черт в современном музицировании. Самим приобщением к музыкальному фольклору Е.Э. Линёва решала задачу воспитания национальной гордости, уважения к истории и культуре прошлого, воспитания творчески свободной личности. Через пропаганду стилистики народного музицирования, обучение традиционному исполнению народной песни она считала возможным достижение широкого музыкального развития народа, активное включение его в рационально организованную досуговую деятельность и, что особенно важно, изменение его образа жизни. Творческая биография Е.Э. Линёвой представлена многообразием форм деятельности: общественно-просветительной, лекционно-пропагандистской, концертно-исполнительской, научно-исследовательской, методической, педагогической, организационной, издательской. Решение задачи массового музыкального просвещения она связывала с собиранием, изучением и внедрением в жизнь народно-песенного искусства. Исследование деятельности Е.Э. Линёвой показывает целостность разработанной ею системы музыкального просвещения, последовательность и органичную необходимость всех его этапов; от собирания народных песен к их изучению, практическому освоению стилистических особенностей традиционной песни любительским коллективом до подготовки руководителей хоров фольклорной ориентации и приобщения к современному музицированию многочисленной аудитории, включающей все слои населения. Таким образом, представлена как бы уже готовая модель, проверенная её многолетней и многообразной практикой, которая должна имеет продолжение в современности.

Это определило необходимость выявить непреходящие ценности музыкально-просветительной деятельности Е.Э. Линёвой и определить пути их эффективного использования в условиях возрождения музыкального фольклора. А значит выявить общие и специфические черты концепции Е.Э. Линёвой в области собирания, теоретического осмысления, исполнения и пропаганды музыкальной культуры народа в контексте теории и практики фольклористики и музыкального просветительства конца XIX - начала XX веков, возможности использования методического и практического опыта собирательницы в музыкально-просветительной и педагогической деятельности нашего времени. Ориентация на трудящиеся массы определила своеобразие способов обучения, отразилась на учебных программах и методических пособиях. Демократизм МЭК пронизывал все виды деятельности этого учреждения и организационные структуры (избрание в преподаватели, в состав Бюро, Организационного Комитета, в решении текущих дел). Самым ярким проявлением демократизма в МЭК служит включение в учебный план курса "Народного музыкального творчества", который был разработан Е.Э. Линёвой и ею же читался там в течение 12 лет.

Так в деятельности исследователей музыкального фольклора постепенно формировалась новая наука "музыкальная фольклористика". Органическое единство теории фольклористики и практики в области собирания, изучения и пропаганды народной музыкальной культуры сложилось со временем в целостную систему освоения народной песенной традиции. Не все достижения музыкальной фольклористики на рубеже веков нашли продолжение в теоретических разработках современных ученых, не всегда опыт прошлого учитывается сегодня. Во многом он оказался забытым. Так взгляды и уникальный практический опыт Е.Э. Линёвой и её соратников-учёных в МЭК ИОЛЕАиЭ остался не исследованным до настоящего времени. Обращение к нему позволяет не только выявить эстетическое и этическое содержание народного творчества, но и подчеркнуть ещё раз его культурологическую ценность в современных условиях воспитания и развития личности.

Опытно-экспериментальная работа по музыкально-творческому развитию специалистов народно- певческого искусства

Будущая деятельность выпускника, получившего специализацию хормейстер, руководитель народного хора связана прежде всего с детьми, которые приходят заниматься в фольклорные коллективы "по велению души и сердца". Отсюда долг руководителя - не загасить душевный порыв, приобщить к великому искусству, дать возможность получать эстетическое удовольствие от занятии фольклором. Поэтому столь большое значение приобретает не только музыкальная подготовка, но и знание общепедагогических и психологических основ профессии.

Для руководителя народного хора очень важен навык аранжировки, когда песня или авторское произведение перекладывается с одного состава на другой, реально существующий в распоряжении руководителя. Наиболее творческим этот процесс становится, когда в распоряжении находится музыкальный материал в предельно простом изложении: в виде мелодии, напева. Его нужно гармонизовать, расширить, обработать как полноценное музыкальное произведение определенного жанра, стиля, формы. Где руководителю важно знать не только вокально-тембральную окраску своего хорового состава, но еще и владеть фольклорным инструментом. Внедрение инструментальной окраски в хоровую фактуру оживляет песню, если это сделано со вкусом и знанием особенностей сочетания звучаний хорового и инструментального. Эта работа особенно актуальна для фольклорных ансамблей, и помимо владения хоровой аранжировки, инструментовки требует от исполнителя и навыков композиции, варьирования материала. Они могут формироваться и в результате целенаправленных заданий в предметах теоретического цикла, за счет анализа используемого репертуара в цикле дирижерских дисциплин и как факультативный специальный предмет "Аранжировка" в учебном плане колледжа.

Со второго курса работа в классе дирижирования народным хором (хоровым классом) с народно-хоровыми произведениями в основном ведется по партитурам. Это могут быть хоровые произведения для народного хора, оригинальные произведения современных композиторов, а также, многоканальные записи экспедиционных материалов. Эту работу обеспечивает курс чтения хоровых партитур. Преподавание этой дисциплины должно содержать элементы проблемного метода. Конкретно он может воплощаться, когда помимо навыков чтения в различных ключах, транспонирования и прочего, студент делает структурный, гармонический и исполнительский анализ партитуры. Одновременно с закреплением навыков записи партитур для различных составов оценивается качество аранжировки, тембральные краски различных приемов звукоизвлечения, приобретаются навыки переложения хоровой музыки на фортепиано. Таким образом, и этот предмет опирается на спектр знаний, полученных из других дисциплин, формирует навыки, обеспечивающие в свою очередь успешное совершенствование дирижерской специальности, расширяет профессиональный кругозор студента, позволяя ему свободно осваивать сложнейший пласт музыкальной нотной записи - партитуру. Значительная часть выпускников музыкальных колледжей продолжает свою творческую деятельность в качестве аранжировщиков в профессиональных хорах и ансамблях. Нет нужды доказывать, какое значение в этой связи имеет хоровой класс. Но в данном исследовании хотелось бы подчеркнуть тесную связь дирижерских дисциплин и 122 исполнения в хоре или ансамбле. Именно на этих занятиях студент, совершенствуясь во владении своим голосом, помимо творческой исполнительской практики, имеет возможность ознакомиться с лучшими образцами народно-хорового творчества. Наблюдая работу профессиональных хормейстеров и своих сокурсников-практикантов, может получить бесценный опыт репетиционной деятельности. И если его сознание, восприятие должным образом сориентировано, нацелено педагогами, то роль хорового класса в формировании будущего специалиста трудно переоценить. В свою очередь и знания, полученные в ходе изучения дирижерского цикла, делают выпускников особенно ценными хоровыми исполнителями, ансамблистами. Суммируя все вышесказанное, можно утверждать, что содержание подготовки по предметам цикла руководителя народного хора, безусловно, способствует общему развитию студентов, формированию, закреплению и совершенствованию его профессиональных способностей на основе изучения теоретического материала, практического закрепления знаний, исполнения и освоения широкого круга разнообразных произведений. Помимо методов детального изучения произведений возможны и .другие методы освоения: эскизно-конспективный, обзорный, ознакомительный. Особо можно выделить изучение учебно-школьного репертуара, что служит осуществлению задач профессиональной ориентации.

Комплексный характер методики музыкально-творческого развития специалистов народно- певческого искусства в процессе изучения специальных дисциплин

С целью выявления линамики уровней готовности к музыкально-фольклорной деятельности у будущих руководителей творческих коллективов в средних специальных учебных заведениях культуры и искусств, на контрольном этапе исследования в обеих группах была применена та же методика среза, которая использовалась на констатирующем этапе исследования, на основе разработанных показателей. Мотивационно-ценностная, исполнительская, теоретическая и методическая готовность выпускников оценивалась на зачётах и экзаменах, а также на практике в учреждениях культуры.

Перейдём к анализу контрольных показателей по всем компонентам готовности учащихся в обеих группах.

Компонент мотивационно-ценностной готовности исследовался по трём критериям методом анкетирования.

Исследование мотивационно-ценностного компонента на контрольном этапе показал, что по первому критерию - наличие общих эмоциональных способностей в экспериментальной группе учащиеся показали 99%-ную готовность. В контрольной группе высокий уровень показали 40% испытуемых,, средний уровень - 56%, низкий - 4%.

По второму критерию - положительное эмоционально-оценочное отношение к фольклорному искусству 44% испытуемых экспериментальной группы достигли высокого уровня готовности и 56% среднего. Низких показателей обнаружено не бьшо, В контрольной группе у 40% был выявлен высокий уровень, у 8% - средний и у 52% - низкий уровень готовности.

По третьему критерию - использование народного творчества в работе с фольклорным коллективом экспериментальной группе высокий уровень показали 60% испытуемых и 40% учащихся - средний уровень. Низких показателей выявлено не было. В контрольной группе высокий уровень был выявлен у 44%, средний - у 32% и низкий - у 28% испытуемых.

Компонент исполнительской готовности в обеих группах исследовался на экзамене методом рейтинга по четырём критериям.

По четвёртому критерию - владение певческо-речевым интонированитем в экспериментальной группе 44% учащихся показали высокий уровень, .56% -средний уровень. Низкий уровень владение певческо-речевой манерой пения выявлен не был. В контрольной группе 40% учащихся показали средний, уровень исполнительской готовности и 60% - низкий уровень. Высокий уровеньзыявленле был.

Исследование исполнительской готовности по пятому критерию -владение народной хореографией и сценическим поведением 40% испытуемых в экспериментальной группе оказались на высоком уровне и 60%

- на среднем уровне готовности. Низкий уровень выявлен не был. Такие же показатели были выявлены и в контрольной группе.

По шестому критерию - владение игрой на народных инструментах в экспериментальной группе низкий уровень исполнительской готовности по. данному критерию отсутствовал, среднего уровня достигли 56%, высокого уровня владения народными инструментами - 44% учащихся. В контрольной группе 40% испытуемых проявили средний уровень владения народными инструментами и 60% - низкий уровень. Высокий уровень готовности выявлен не был.

По седьмому критерию — владение синкретизмом фольклорного исполнительства в экспериментальной группе 24% испытуемых показали высокий уровень и 76% - средний уровень. Низкий уровень выявлен не был.

В контрольной группе высоким уровнем ни один из испытуемых не обладал, средний уровень показали 40% учащихся и низкий уровень - 60%.

Компонент теоретической готовности в обеих экспериментальных группах исследовался с помощью тестирования, выполнения творческих заданий по анализу фольклорных произведений, ответов на вопросы викторины, конспектов занятий и сценариев, написания курсовой работы по пяти критериям.

Показатели теоретической готовности студентов по восьмому.критерию -знание особенностей жанров фольклора распределились следующим образрм: в экспериментальной группе высокий уровень составил 64%, средний

— 36%. Низкий уровень готовности отсутствовал. В контрольной группе высокий уровень показало 12% испытуемых, средний - 48% и низкий - 40%.

Результаты исследования теоретической готовности по девятому критерию - знание композиционных структур и приёмов народных песен, показали, что 56% испытуемых экспериментальной группы достигли высокого уровня и 44% - среднего уровня. Низкий уровень выявлен не был. В контрольной группе высокий показатель составил 28%, средний - 48% и низкий - 24%).

Похожие диссертации на Музыкально-творческое развитие специалистов народно-певческого искусства в средних специальных учебных заведениях