Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические основы изучения литературной критики в школе
1.1. Изучение критики в школе XIX-XX веков 11
1.2. Этнопсихологические особенности восприятия русской литературы в якутской школе ( в аспекте исследования) 32
1.3. Анализ учебно-методической литературы 41
Глава II. Литературоведческие и методические основы изучения романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
2.1. Критика XIX века о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» 58
2.2. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в литературоведческих исследованиях XX века 67
2.3. Методическое освещение изучения романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в средней школе 90
Глава III. Изучение романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в IX классе якутской школы с привлечением материалов литературной критики
3.1. Результаты констатирующего эксперимента 111
3.2. Организация уроков анализа романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» с использованием критической литературы 124
3.3. Изучение языкового своеобразия романа в стихах 132
3.4. Развитие теоретико-литературных понятий в процессе анализа образа Евгения Онегина 140
3.5. Организация проблемного анализа образа Татьяны Лариной 151
3.6. Изучение жанровой специфики романа в стихах 155
3.7. Сопоставление оригинала произведения с переводом как прием анализа романа в якутской школе 162
3.8. Результаты опытно-экспериментального обучения 168
Заключение 173
Библиография 177
- Изучение критики в школе XIX-XX веков
- Критика XIX века о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
- Организация уроков анализа романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» с использованием критической литературы
Введение к работе
Актуальность исследования. Русская литература в силу своего особого положения в системе художественной культуры содержит огромные возможности для развития ученика. Изучение литературы, русской и родной, позволяет учащимся усвоить параметры своей культурной идентичности, осознать место родной литературы в общем литературном процессе; вырабатывает понимание своей этнокультурной особенности и общности с культурами других народов. Литература - не только искусство слова, но и феномен культуры, форма общественного сознания. Она призвана играть особую роль в формировании самосознания и мировоззрения современных школьников, их нравственных установок, расширении культурного горизонта, воспитании художественного вкуса.
Введение усовершенствованных программ по русской литературе ставит целью привести содержание образования в соответствие с уровнем развития науки, культуры, общественной жизни. Новое содержание образования связано с поисками эффективных методов преподавания, действенных подходов к содержанию и структуре уроков литературы и, в целом, литературного образования в школе. В методической науке сегодня отдается предпочтение приемам работы, обеспечивающим целостное восприятие художественного текста, его глубокую интерпретацию, понимание поэтики писателя. Пониманию литературных произведений во многом способствует привлечение материала литературной критики.
Критика является ценнейшим источником изучения и толкования произведений художественной литературы. Согласно Стандарту среднего (полного) общего образования по литературе для старших классов, обучение направлено на совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний (базовый уровень). В связи с этим литературная критика как
необходимый компонент литературного образования учащихся введена в раздел «Основные теоретико-литературные понятия».
Привлечение материала литературной критики в процессе анализа художественного произведения позволяет учащимся глубже воспринять и понять изучаемое произведение. Проблеме совершенствования форм и методов изучения критики, привлечения литературной критики в процессе литературного образования посвящены работы Д.Я.Райхина, О.Л.Костылева, Н.А.Демидовой, М.Г.Качурина, В.А.Никольского, С.А.Леонова и других. В действующих программах по русской литературе для школ с русским языком обучения (В.Г.Маранцман, Г.И.Беленький, Т.Ф.Курдюмова) литературной критике отведено значительное место. Программы предусматривают изучение критического наследия классиков и современной критики.
Ознакомление учащихся с критикой углубляет и совершенствует их умения анализировать художественное произведение, критически подходить к явлениям литературы и искусства. Критика помогает истолковывать произведение, вовлекает читателя в процесс совместного осмысления прочитанного, учит проникать в ткань художественного текста. В соответствии с целью литературного образования - формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры народа и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова, - должно повыситься внимание к критической литературе, без освоения которой невозможно полноценное восприятие литературы как феномена искусства.
Уровень развития современной литературоведческой, педагогической и методической науки позволяет предложить такую методику анализа художественного произведения в современной якутской школе, которая широко привлекает критические источники и учитывает этнопсихологические особенности восприятия якутскими школьниками иноязычной русской литературы.
Как показывает анализ учебных программ по русской литературе для национальных школ (М.В.Черкезова, К.М.Нартов), вопрос привлечения материала литературной критики в процессе анализа художественного произведения освещен в них недостаточно. Проблема эта на сегодняшний день остается до конца не решенной. Отсутствует учебно-методическая литература, посвященная вопросам привлечения критики на уроках литературы в национальной школе. Анализ состояния изучения критических статей на уроках по русской литературе в якутской школе выявил ряд противоречий в решении данной проблемы:
между новыми подходами и требованиями к школьному литературному образованию и традиционным пониманием вопросов изучения критики в национальной школе;
- между потребностью учителей в научно обоснованной системе обращения к критике в курсе литературы и недостаточной разработанностью методики ее преподавания в национальной школе;
Совокупность данных противоречий обусловила выбор темы исследования «Методика изучения романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в IX классе якутской школы с привлечением материала литературной критики».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методику анализа романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в IX классе якутской школы с привлечением материала литературной критики.
Объект исследования: процесс преподавания русской литературы в якутской школе.
Предмет исследования: методика привлечения материала литературной критики в процессе анализа романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в IX классе якутской школы, способствующая активному восприятию и глубокому пониманию изучаемого произведения, развивающая умения литературно-критического анализа, речевую культуру и логическое мышление учащихся.
В исследовании выдвигается гипотеза, согласно которой привлечение материала литературной критики в процессе изучения романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» достигнет положительного эффекта, если:
будет осуществлен строгий отбор критических источников, привлекаемых к анализу романа в стихах, с учетом возрастных особенностей их восприятия учащимися;
будут учтены этнопсихологические особенности восприятия школьниками-якутами и самого литературного произведения, и используемого критического материала;
- в процессе анализа литературного произведения с привлечением
материала литературной критики будут применяться активные формы и
приемы работы.
Цель, предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:
провести анализ литературоведческой и методической литературы по проблеме исследования;
выявить специфику восприятия и понимания материала литературной критики якутскими школьниками;
определить критерии отбора критической литературы для анализа романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» с учетом жанровых особенностей произведения;
изучить и обобщить опыт работы учителей, выявить наиболее эффективные формы и приемы работы с романом А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в IX классе якутской школы, привлекающие материал литературной критики;
разработать и научно обосновать методическую систему уроков с привлечением материалов литературной критики в процессе анализа романа в стихах «Евгений Онегин» в IX классе якутской школы.
Этапы исследования:
Первый этап (1993-1996 гг.). Выбор темы, ее теоретическое обоснование, определение цели, задач, гипотезы и аспектов исследования, изучение литературы по теме, анализ состояния литературного образования в аспекте исследуемой проблемы;
Второй этап (1996-1999 гг.). Выявление уровня знаний учащихся IX классов якутской школы о критических материалах, посвященных роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; отбор критической литературы, рекомендуемой для изучения, обобщение и анализ результатов констатирующего эксперимента;
Третий этап (1999-2002 гг.). Разработка методических рекомендаций и проведение обучающего эксперимента, проверка эффективности предложенной методики анализа романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» с использованием материала литературной критики, анализ предварительных результатов обучающего эксперимента;
Четвертый этап (2002-2004гг.). Корректировка предложенной методики, разработка рекомендаций по использованию критических материалов в процессе анализа романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»; обобщение и подведение итогов опытно-экспериментальной работы.
Экспериментальная база исследования: средняя школа № 14 г. Якутска, Черкехская средняя школа-лаборатория НИИ НШ РС(Я) имени П.А.Ойунского Таттинского улуса, Бердигестяхская средняя школа № 1 имени С.П.Данилова Горного улуса Республики Саха (Якутия).
Методологической основой исследования являются труды по философии, психологии, педагогике, литературоведению и методике, освещающие вопросы взаимообусловленности, развития и целостности явлений и процессов (М.М.Бахтин., Ю.М.Лотман и др.); мыслительной деятельности и развития личности (М.Хайдеггер, П.А.Флоренский, Х.Г.Гадамер, В.В.Розанов, А.Н.Леонтьев, А.Ф.Лосев); общие вопросы эстетики и культурологии (Ю.Б.Борев, Г.Г.Гачев, Р.М.Розин); современные
исследования по проблемам специфики литературы как словесного искусства (Г.И.Беленький, Н.В.Беляева и др.), по методике преподавания русской литературы в национальной школе (Д.А.Клумбите, М.В.Черкезова, С.М.Петрова, З.С.Смелкова, Л.В.Тодоров и др.), по методике изучения материала литературной критики (Л.О.Оголихин, М.Г.Качурин, Н.А.Демидова, С.А.Леонов и др.)
Методы исследования:
теоретический (изучение и анализ философской, психологической, литературоведческой, педагогической, методической литературы);
социолого-педагогический (наблюдения за современным состоянием использования материала литературной критики в процессе литературного образования в якутской школе, изучение педагогического опыта учителей, анкетирование, опрос, беседы с учащимися и учителями, анализ действующих программ и учебно-методической литературы);
экспериментальный (организация и проведение констатирующего среза и обучающего эксперимента);
статистический (количественный и качественный анализ результатов эксперимента).
Научная новизна исследования:
дано литературоведческое и психолого-педагогическое обоснование необходимости привлечения материала литературной критики в процессе анализа романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в IX классе якутской школы;
определены наиболее эффективные пути, формы и приемы изучения романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» с привлечением материала литературной критики с учетом особенностей восприятия якутскими школьниками произведений русской литературы;
разработана и экспериментально проверена методика анализа романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в IX классе якутской школы с использованием материалов родной литературы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что научно обоснована целесообразность и необходимость включения критических источников в процесс анализа романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в IX классе якутской школы; предложены критерии отбора критической литературы и определено ее место в системе уроков; разработана методика использования материала литературной критики в сочетании с привлечением материалов родной литературы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе предложенной методики включения критических источников в процесс анализа романа в стихах «Евгений Онегин» в IX классе якутской школы даны поурочные разработки и представлены конкретные методические рекомендации. Материалы эксперимента могут быть использованы в практике преподавания русской литературы в якутской школе, при проведении семинаров для учителей-словесников, при подготовке к урокам методистов, студентов-филологов.
Достоверность полученных научно-практических результатов исследования подтверждается теоретической обоснованностью исходных положений диссертации, результатами опытно-экспериментальной работы, внедрением учебно-методических материалов в практику и их положительной оценки учителями республики, принимавшими участие в эксперименте.
На защиту выносятся:
Привлечение критических источников при анализе художественного произведения повышает эффективность усвоения учащимися учебного материала, помогает осуществить анализ произведения на историко-культурной основе;
Использование критических материалов содействует формированию у учащихся логического мышления, вырабатывает навыки литературно-критического анализа, развивает творческие способности, речевую культуру;
Методика анализа литературного произведения с привлечением материалов литературной критики способствует активизации учебного
процесса, помогает шире привлекать активные формы и приемы работы, способствует развитию умений не только анализировать, но и интерпретировать художественное произведение.
4. Сопоставление оригинала произведения с переводом в процессе изучения художественного произведения в условиях национальной школы помогает осуществить диалог культур.
Апробация и внедрение результатов исследования проводились в Черкехской средней школе-лаборатории им. П.А.Ойунского Таттинского улуса, представляющей собой экспериментальную площадку республиканского и федерального уровней по инновационному образованию; на республиканских научно-практических конференциях (Якутск, 1999 г., 2001-2003 гг.); на курсах и семинарах повышения квалификации учителей русского языка и литературы при ИПКРО (Якутск 1999-2004 гг.).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.
Изучение критики в школе XIX-XX веков
Место и значение литературной критики в системе литературного образования определяется ее специфическими особенностями. Здесь органически соединяется оценка самой литературы как формы общественного самосознания и как искусства слова и овладение умением и критериями анализа художественных произведений.
Умения и навыки учащихся развиваются на основе знаний, являющихся ориентировочной базой их учебных действий. Поэтому, создавая теоретический фундамент для выработки у учащихся необходимых умений и навыков в оценке литературного явления, для формирования их логического мышления предстояло выявить: состояние исследования данной проблемы в педагогической и методической литературе; понятие учащихся о литературной критике, значение которой необходимо при изучении критических произведений; реальный уровень изучения критических источников и привлечения их к анализу художественного произведения и особенностей развития литературного процесса.
При отборе теоретических понятий, необходимых для решения поставленной проблемы, мы исходили из следующих принципов:
- учет специфики и задач литературной критики в системе обучения и воспитания учащихся средствами искусства слова;
- взаимосвязь исследуемых понятий о критике с основными понятиями теории литературы;
- дидактические принципы изучения литературы, разработанные в педагогической науке;
- учет возрастных особенностей усвоения исследуемых понятий учащимися;
- учет этнопсихологического мышления учащихся-билингвов. В данной главе рассматриваются теоретические основы проведенного исследования, являющиеся основополагающими при разработке экспериментальной методики.
Как известно, уровень литературного образования учащихся определяется рядом факторов:
1. задачами, местом, условиями, которые отведены изучению литературы в общей системе школьного образования;
2. состоянием изучения ряда проблем в научном литературоведении;
3. общим уровнем как педагогической науки в целом, так и методики преподавания литературы, ее принципами, организацией;
4. степенью подготовленности учителей литературы.
Задача приведения литературного образования в соответствие с уровнем современных требований в области культуры, эстетического и духовного содержания личности привлекает внимание исследователей как своей актуальностью, так и степенью изученности. Перед учителем в настоящее время выдвинулась на первый план необходимость не простого накопления усваиваемых фактов, а развитие осмысливающей их личности, развития ее самостоятельности, активных возможностей в сфере обогащения знаний и в способности применять их в своей деятельности.
С теоретической и практической точек зрения для эффективного усвоения курса литературы и формирования у учащихся умения анализировать художественные явления необходимо знание ими некоторых понятий: художественная литература и литературная критика; предмет и специфика критики; жанровое своеобразие ее на фоне литературных явлений. Обобщение данных психолого-педагогического исследования и опыта учителей по исследуемой проблеме позволило сделать вывод, что эффективность изучения литературы, глубина усвоения учебного материала, качество знаний учащихся по литературе зависят не только от творческого использования критического материала в процессе изучения художественного произведения и особенностей развития литературного процесса, но и от исходного понимания предмета, природы и функции критики. Возможность формирования у учащихся логического мышления, умений литературно-критического анализа, самостоятельности в оценке художественных произведений обусловлена особенностями критики как источника изучения и толкования явлений литературы и как образца научно-художественного творчества.
«Критика - это движущаяся эстетика» (В.Г.Белинский). Мы исходили от эстетического понимания природы, предмета и функции критики. В последние годы в эстетической теории звучат мнения, абсолютизирующие литературную природу критики и отрицающие научно-логическое начало в ней. При проведении опытно-экспериментального обучения мы опирались на положение Ю.Б.Борева о двуединой природе критики: в некоторых своих функциях, особенностях и средствах она является литературой, а в других -наукой [22]. При отождествлении критики с литературой и отрицании в ней научного (рационалистического) начала возникает много недоуменных вопросов. На наш взгляд, критика двойственна по своей природе: формой выражения мысли, включенностью в литературный процесс она родственна литературе, но способом мышления, опорой на методологию, наличием собственного категориального аппарата - науке. Школьное литературоведение не рассматривает вопроса природы критики, но если мы привлекаем критику к анализу художественного произведения, то не можем оставить без внимания этот вопрос. За исходную позицию мы берем положение рецептивной эстетики о субъективном в критическом анализе.
Критика XIX века о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
В исследовательской литературе о романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» поставлены и освещены важнейшие проблемы его творческой истории, художественного метода, общественно-исторического и литературного значения. Как истинно живое, злободневное для разных эпох произведение, роман вызывал, наряду с положительными отзывами, полемику, которые не утихают и в наше время. Остроту споров вокруг «Евгения Онегина», столкновение различных точек зрения в освещении его замысла и образов, особое внимание к роману в истории русской общественной мысли Б.С.Мейлах объяснял «социальным, художественным и общекультурным значением» [102].
Новаторский характер «энциклопедии русской жизни» вызвал дискуссии сразу же после его появления. Первый, кто увидел переломное значение романа в развитии искусства слова, был Е.А.Боратынский. В письме к Пушкину он написал: «Вышли у нас еще две повести «Онегина». Каждый о них толкует по-своему; одни хвалят, другие бранят, и все читают... Большее число его не понимает. Ищут романтической завязки, ищут обыкновенного, и, разумеется, не находят. Высокая поэтическая простота твоего создания кажется им бедностью вымысла, они не замечают, что старая и новая Россия, жизнь во всех ее изменениях проходит перед их глазами».
Споры о романе, о его главном герое возникли сразу после появления в свет первой главы. Серьезный спор возник между Пушкиным и его друзьями. Так, Н.Н.Раевский, по словам Пушкина, ожидал «романтизма, нашел сатиру и цинизм и порядочно не расчухал» (из письма Пушкина брату в начале 1824 года); А.А.Бестужев одобрительно отозвался только о тех местах первой главы, «где говорит чувство», «где мечта уносит поэта из прозы описываемого общества»; К.Ф.Рылеев, хотя и признавал, что первая глава «Онегина» в целом «прекрасна», но все же резюмировал: «... Онегин, сужу по первой песни, ниже и Бахчисарайского фонтана и Кавказского пленника» (письмо Пушкину от 12 февраля 1825 года). Таким образом, критика декабристского направления отзывалась о романе с романтических позиций, желая видеть в Онегине подобие Алеко, героя, которого можно было бы поставить в «контраст с светом». Несмотря на общность идеологической позиции, друзья Пушкина не поняли смысла нового этапа в его творчестве. Не принимали роман и литераторы романтического лагеря, не принадлежавшие к декабризму, -Н.М.Языков и В.П.Титов.
По мере того, как начали появляться другие главы, а значит и обнаруживался идейный замысел произведения с большей ясностью и отчетливостью, стали преобладать отрицательные отзывы. Но и тогда появлялись в журналах статьи, в которых были проблески глубокой и верной оценки романа. Так, Н.А.Полевой отмечал, что значение романа в том, что писан он не по старым рецептам пиитик, а по новым правилам творческого воображения. Н.А.Полевой догадывался, что роман открывал новый период искусства. В полемике с журналом «Сын Отечества» критик продолжал отстаивать и развивать свою мысль. В разгоравшуюся полемику включился поэт Д.В.Веневитинов. Споря с Полевым, он критиковал неполноту понимания им народности. По мнению Веневитинова народность отражается не только в «местных чертах» и описании обычаев, а в самих чувствах поэта, в его связи с духовным миром своего народа. Значение пушкинского романа Веневитинов видел в том, что он переносил читателей в новую сферу идей - время анализа поэтического текста еще не подошло.
Более глубокую оценку роману дал И.В.Киреевский. В статье «Нечто о характере поэзии Пушкина» он впервые обратил внимание на автора романа как основателя новой школы в русской литературе - поэзии действительности. В противоположность раздававшимся в то время кривотолкам о «безмыслии Пушкина» И.В.Киреевский именовал его «поэтом-философом». Он считал роман началом нового периода русской литературы, отличительные черты которого — «живописность, какая-то задумчивость, что-то невыразимое, понятное лишь русскому сердцу». И.В.Киреевский указал на «верность описаний, оригинальность языка, черты национального, чисто русского». Главным критерием достоинства литературы он признавал народность. В поэзии Пушкина критик увидел общие закономерности развития русской литературы, связанные и с влиянием европейской цивилизации, и с постановкой основополагающих проблем бытия, и с самим духом народности. Однако глубину пушкинского романа и характер главного героя критик не оценил. Онегин в его глазах - «существо совершенно обыкновенное и ничтожное» [67].
В одной из статей начала 30-х годов впервые в русской литературной критике Онегин был назван типом, в котором «отразился век» [Литер, газета, 1830. Т.1.№ 17, С. 135]. В этой статье пояснялись и принципы обрисовки характера Онегина, где говорится о том, что характер героя создан из множества разных характеров, которые поэту случалось встречать. В статье Онегин назван идеалом холодного эгоиста. Для своего времени эта трактовка была весьма примечательной.
Организация уроков анализа романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» с использованием критической литературы
Обращение к критической литературе в IX классе представляет собой начальный этап изучения литературной критики. На заключительном этапе учащиеся выпускного класса должны уметь не только анализировать художественное произведение с использованием критики, но и характеризовывать индивидуальный стиль автора статьи, определять значение критического источника и его жанра.
Работа с критической литературой в связи с изучением романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» трудна для учащихся IX класса якутской школы в силу сложности учебного материала. Поэтому изучение критики было организовано нами с учетом уровня теоретической подготовленности учащихся и уровня их подготовки к восприятию критики.
При изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» были использованы не только критический материал, предусмотренный программой, но современная критика. Публицистическое наследие современности вносит в изучение критики новое содержание. Учащиеся получают возможность сравнивать точки зрения не только современников писателя, но и критиков последующего времени для обобщений и выводов по прочитанному. «Это суть критического мышления - опираясь на других, споря и соглашаясь с другими, сформулировать и утвердить собственную позицию. Мышление диалогично». [59]. Дополнительная критическая литература способствует установлению диалогических отношений как между учащимися, так и между критиками различных эстетических установок. Привлечение критики разных периодов объясняется и тем, что в литературно-критических статьях анализируются не только проблемы, события, в художественной форме отраженные в произведении, но и явления действительности, имевшие влияние на развитие литературы. В этой связи критическую статью можно рассматривать как определенный документ эпохи, так как каждое поколение судит о художественном произведении с «высоты» своего времени. Здесь находит отражение принцип историзма в преподавании литературы.
В ходе обучающего эксперимента на материале романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» изучение литературной критики начинается с повторения сущности предмета и задач литературной критики. В IX классе необходимо обращать внимание не только на предмет критики, но и на соотношение литературы и критики. Внимание школьников концентрировалось на том, что роднит и отличает художественную публицистику и литературу, ими усваивались термины и логические суждения как главный элемент критической статьи; образность и эмоциональность, сближающие критику с художественной литературой.
Прежде чем рассматривать отдельные образцы литературной критики, мы познакомили учащихся с ее природой и спецификой, сопоставили с теми закономерностями развития литературы как искусства слова, которые им уже известны. Учащимся критика преподносилась как синтез науки и искусства слова, элементов научности и художественности, выступающих в тех или иных формах в разных пропорциях. Особое положение литературной критики раскрывается в ее определении как одного из трех разделов (наряду с теорией и историей) науки, всесторонне изучающей художественную литературу, ее сущность, происхождение, общественные связи (Краткая литературная энциклопедия). Это область литературного творчества на грани искусства и науки о литературе, занимающаяся истолкованием и оценкой художественного произведения с точки зрения современности, оказывающая активное влияние на литературный процесс.
Объясняя задачу критики, мы акцентировали внимание учащихся на том, что она формирует литературу из отдельных художественных явлений. В старших классах понятие о критике расширяется и углубляется. А.С.Пушкин говорил, что критика - это наука открывать красоты и недочеты в произведениях искусства и литературы. И вместе с тем это искусство борьбы за утверждение в них новых достижений, за новые качества художественных произведений. Именно поэтому критике как особой форме литературных явлений принадлежит ведущая, авангардная роль в науке о литературе, в художественно-эстетическом развитии читателя. Наконец, критика осуществляет воспитательное влияние на читателя, формирует его художественный вкус.
Главным условием истинности критического анализа является научность и обоснованность методологических принципов. Одна из наиболее важных задач литературной критики в том и заключается, чтобы поддерживать в литературе новое, отражающее наиболее перспективные тенденции общественного развития, весомо и аргументированно отыскивать художественную посредственность. По мнению В.В.Кожинова, художественные произведения еще не составляют литературы. Они становятся ею только после того, как критика расставит их по своим местам [72,СЛ59-171]. То есть писатель создает произведение, а критика вводит его в систему литературы, где оно приобретает свой современный смысл и играет свою общественную роль. Таким образом, мы приводили учащихся к выводу, что критика выступает как сила, организующая целостную систему литературы.
Понятие о критике в том аспекте, который мы указали выше, ее специфике и задачах формировалось с учетом выявленных в ходе констатирующего эксперимента пробелов в знаниях учеников.
Нами был построен цикл уроков с привлечением материала, представляющего собой различные жанры критики. Известные ранее ученикам основные жанры критики - статья и рецензия - преподносились с усложненным заданием: учащиеся не только аргументируют свои высказывания по тому или иному поводу, но и учатся обобщать свои наблюдения. Они составляли самостоятельно план предлагаемых статей, тезисы; к отдельным произведениям литературной критики писали аннотации, рецензии, отзывы. Задача заключалась в том, чтобы не только восстановить имеющиеся знания учащихся, но и выяснить степень их усвоения и осмысления. Излагаемые учителем новые знания строились как логическое продолжение и углубление ранее известного.