Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Игровое моделирование как способ создания активной обучающей среды в рамках образовательной области "Технология" Шаймердянова, Гузель Рушановна

Игровое моделирование как способ создания активной обучающей среды в рамках образовательной области
<
Игровое моделирование как способ создания активной обучающей среды в рамках образовательной области Игровое моделирование как способ создания активной обучающей среды в рамках образовательной области Игровое моделирование как способ создания активной обучающей среды в рамках образовательной области Игровое моделирование как способ создания активной обучающей среды в рамках образовательной области Игровое моделирование как способ создания активной обучающей среды в рамках образовательной области
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шаймердянова, Гузель Рушановна. Игровое моделирование как способ создания активной обучающей среды в рамках образовательной области "Технология" : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Шаймердянова Гузель Рушановна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2011.- 253 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1447

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Научно-методический анализ игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды 17

1.1. Моделирование и его компоненты: связь с проектированием, конструированием и педагогической наукой 17

1.2. Роль игрового моделирования в активизации познавательной деятельности учащихся 31

1.3. Игровое моделирование в профессиональном самоопределении и при оценке сформированности технологической культуры в образовательной области «Технология» 44

1.4. Модель методики применения игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды на основе профессионального самоопределения 56

Глава 2. Методика применения игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды в образовательной области «Технология» и в подготовке будущих учителей технологии 62

2.1. Место игрового моделирования в образовательной области «Технология» 63

2.2. Принципы отбора содержания обучения при применении игрового моделирования 66

2.3. Содержание и методика применения игрового моделирования в образовательной области «Технология» при преподавании раздела «Информационные технологии» и «Профессиональное самоопределение и карьера» 77

2.4. Содержание и методика проведения спецкурса «Игровое моделирование с использованием информационных технологий» для будущих учителей технологии 93

Глава 3 Экспериментальная проверка методики применения игрового моделирования в рамках образовательной области «Технология» со школьниками и в профессионально-методической подготовке будущих учителей технологии 139

3.1. Экспериментальная проверка применения игрового моделирования со школьниками старших классов в образовательной области «Технология» 140

3.2. Экспериментальная проверка включения игрового моделирования в систему в профессионально-методической подготовки будущих учителей технологии 154

Заключение 174

Список литературы 176

Введение к работе

На современном этапе развития образования прослеживаются тенденции формирования обучающей среды на основе активной познавательной деятельности учащихся. Одним из условий ее развития является активная обучающая среда. В положениях Концепции Федеральной целевой программы развития образования до 2015 года, а также в современной модели образования, ориентированной на решение инновационных задач экономики (Модель 2020), указываются базовые компетенции современного человека – коммуникационная, информационная, компетенции самообучения и саморазвития. Новые условия формирования обучающей среды, направленные на удовлетворение запросов конкретных потребителей образовательных услуг, определяют для субъектов процесса обучения развитие данных компетенций и, как следствие, включенности их в активную совместную деятельность. Определение новых целей образования, разработка новых технологий реализации этих целей и потребность в совершенствовании подготовки педагогов в современных условиях порождают необходимость поиска современных способов формирования активной обучающей среды (АОС).

Анализ методической и психолого-педагогической литературы показал, что использование метода игрового моделирования (ИМ) достаточно часто рассматривается как один из способов создания активной обучающей среды (И.М. Быстрова, Н.Н. Булгакова и другие авторы). В контексте исследования игровое моделирование рассматривается как метод, позволяющий имитировать тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности с использованием разнообразных социальных и профессиональных ролей в условиях решения познавательных задач, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся.

При выборе игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды ориентиром является одна из базовых компетенций современного человека, в частности, информационно-коммуникативная. В рамках данного исследования при анализе и разработке игровых моделей рассматривался содержательный аспект образовательной области «Технология» – «Информационные технологии» и «Профессиональное самоопределение и карьера».

Использование информационных технологий при обучении конкретным предметам отражено в работах ряда ученых – А.Х. Зайнутдинова, М.А. Овчинникова, И.Б. Горбунова, Т.М. Черногорова, И.А. Кувардина, В.И. Пугач и др. Методика и практика обучения информационным технологиям в вузах отражена в работах В.В. Алейникова, Е.М. Разинкиной, А.Е. Шухмана, Н.Н. Диканской, В.А. Смирнова и др.

Исследованиями в области профессиональной ориентации учащихся были посвящены работы Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой, М.В. Кларина, Е.А. Климова, В.Д. Симоненко, И.Д. Чечель, В.Ф. Сахарова, Н.Ф. Родичева, Т.В. Девяткиной и др.

Технология является основным практико-ориентированным учебным предметом общеобразовательной школы, осуществляющим согласно Концепции профильного обучения подготовку по новым для школы направлениям трудовой деятельности – в сфере информационных и мультимедийных технологий, телекоммуникаций, материально-технического обеспечения. Поэтому в процессе изучения технологии имеется возможность показать учащимся применение современных информационных технологий в производственной и коммерческо-финансовой деятельности. В рамках настоящего исследования это осуществляется посредством метода игрового моделирования, который является одним из способов создания активной обучающей среды (АОС). Понятие «активная обучающая среда» рассматривается в ряде диссертационных исследований, и, обобщая его, можно сказать, что АОС – это реализация определенных дидактических условий, в которых удовлетворение познавательных потребностей каждого учащегося осуществляется одновременно с увеличением темпов прироста их знаний и умений за счет поддержания адекватного уровня мотивации (Е.В. Погодина, Р.А. Хабиб и другие авторы).

Теоретические представления о дидактических возможностях игры отражают общую сферу научно-педагогического сознания. В педагогических поисках прочно утвердилась идея о том, что игра представляет собой модель социального взаимодействия, средство усвоения ребенком социальных установок. Она является уникальным механизмом аккумуляции и передачи социального опыта, как практического – по овладению средствами решения задач, так и этического, связанного с определенными нормами и правилами поведения в различных ситуациях.

Имитация (имитационное или игровое моделирование) – это «живое» изображение основных черт реальности, в которых существенным является способ анализа конкретных ситуаций как глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации, выполняемое для того, чтобы выявить ее частные или общие характерные свойства (М.В. Кларин). Включение в учебный процесс способа анализа конкретных ситуаций в дидактических разработках последних десятилетий все более связывается с имитационным (предметно-содержательным) и игровым (социально-ролевым) моделированием.

Игровое моделирование имеет большие возможности, поскольку игра как модель объективной реальности делает более понятной ее структуру и вскрывает важные причинно-следственные связи. Исходя из этого факта, игры как модели определенной предметной деятельности широко используются в области обучения и образования. В игре успешно моделируются профессиональный и социальный контексты деятельности, которые мотивируют как познавательную, так и профессиональную направленность.

Исследованиям в области использования игровых технологий и игрового моделирования были посвящены работы ряда ученых:
А.А. Вербицкого, А.М. Новикова, М.В. Кларина, М.В. Ментса, В.А. Трайнева, П.М. Ершова, Д. Мида, Д. Брунера, А.П. Панфиловой, Л.С. Выготского, М.М. Бирнштейна, О.С. Газмана, Е.А. Ямбурга, В.В. Давыдова, И.Б. Новика, Э. Эддинала, Ф. Персивала и др.

В процессе исследования игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды было выявлено, что:

в исследованиях многих авторов развиваются представления о широких возможностях использования современного программного обеспечения и игрового моделирования для активизации познавательной деятельности учащихся;

важным фактором активизации деятельности на уроках технологии является формирование познавательного интереса и мотивации к обучению при использовании игровых методов;

в результате анализа бесед и анкетирования учителей технологии и информационных технологий у них были выявлены сложности, связанные с отсутствием четких представлений о способах внедрения игр в учебный процесс для активизации познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, выявляются следующие противоречия между:

необходимостью подготовки школьников к профессиональному самоопределению в процессе активизации их познавательной деятельности и существующими в технологическом образовании специальными педагогическими методиками, не позволяющими решать данную задачу в процессе обучения;

широкими возможностями применения игрового моделирования и современного программного обеспечения для активизации познавательной деятельности учащихся в образовательной области «Технология», с одной стороны, и недостаточно высокой методической готовностью педагогов к выбору и обоснованию способов создания активной обучающей среды и отсутствием необходимого методического обеспечения по использованию игровых методов в образовательной области «Технология».

Противоречия определили актуальность и проблему исследования, заключающиеся в ответе на вопрос, какова методика применения игрового моделирования в качестве способа создания активной обучающей среды с опорой на использование современного программного обеспечения в образовательной области «Технология».

Объектом исследования является процесс технологической подготовки школьников.

Предмет исследования – методика применения игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды при обучении разделу образовательной области «Технология» – «Профессиональное самоопределение и карьера» в основной и средней (полной) школе.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и разработке методики применения игрового моделирования для создания активной обучающей среды на уроках технологии.

Гипотезой исследования является предположение о том, что если методика применения игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды на уроках технологии будет включать компоненты игрового моделирования (имитационный, деятельностный, содержательный, коммуникативный, инновационный) и опираться на современное программное обеспечение, то это будет способствовать активизации познавательной деятельности учащихся и получению высоких показателей обучения школьников.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены задачи:

    1. Изучить степень разработанности проблемы исследования игрового моделирования в теории и практике школьного, высшего образования и уточнить понятие «игровое моделирование» как способ создания активной обучающей среды на уроках технологии.

    2. Обосновать целесообразность применения игрового моделирования при изучении раздела «Информационные технологии» и «Профессиональное самоопределение» в образовательной области «Технология» как способа создания активной обучающей среды и необходимость его использования в процессе подготовки будущих учителей технологии к применению игрового моделирования.

    3. Разработать модель методики применения игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды на основе раздела образовательной области «Технология» – «Профессиональное самоопределение и карьера».

    4. Разработать учебно-методический комплекс по применению игрового моделирования с учащимися общеобразовательной школы на уроках технологии, а также методическое сопровождение по подготовке будущих учителей технологии к применению игрового моделирования.

    5. Осуществить экспериментальную проверку гипотезы исследования.

    Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные работы философов, психологов и педагогов, посвященные теории игры (Й. Хейзинга, Х.Г. Гадамер и др.); теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Г.И. Щукина); общей теории моделирования (А.Н. Дахин, Л.М. Фридман и др.); теории игрового моделирования (А.А. Вербицкий, А.П. Панфилова и др.); современным разработкам педагогической науки в области организационных форм обучения (В.В. Краевский, В.И. Загвязинский и др.); теории игровой деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.В. Кларин и др.); созданию активной обучающей среды (Р.А. Хабиб, Е.В. Погодина и др.); общедидактическим принципам обучения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый и др.); научным разработкам по педагогике и дидактике высшей школы (А.С. Белкин, Н.О. Вербицкая, Н.К. Чапаев, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.); компетентностному подходу в обучении (А.С. Белкин, Э.Ф. Зеер, А.В. Хуторский и др.); теории и методике профессионально-педагогического образования (Г.Д. Бухарова, Г.Н. Жуков, Г.М. Романцев, Е.В. Ткаченко и др.); личностно-ориентированному походу в педагогике
    (А.В. Петровский, Л.М. Фридман, И.Я. Зимняя и др.); деятельностному подходу в педагогике (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина и др.); теории готовности к профессиональной деятельности (Г.Н. Жуков, Э.Ф. Зеер, В.А. Сластенин и др.), профессиональному самоопределению
    (Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др.).

    Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования и виды деятельности:

    Теоретические – историко-логический, теоретический и сравнительный анализ философской, психологической, педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение и систематизация фактов, анализ государственных образовательных стандартов общего и высшего профессионального образования и других методических документов;

    Эмпирические – педагогическое проектирование и моделирование, анализ личного педагогического опыта; наблюдение, беседа, методы диагностического исследования (интервьюирование, анкетирование, тестирование, педагогическое наблюдение и мониторинг), педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования и продуктов деятельности.

    Исследование проходило в три этапа.

    На первом этапе (2004–2005гг.) изучалось состояние проблемы в научной и методической литературе, педагогической теории и практике высшего и школьного образования, в диссертационных исследованиях, изучались и анализировались нормативные документы. Проводился анализ психолого-педагогической, методической, философской литературы по проблеме исследования. Определялись содержание исследования, его логика и структура, проводилась диагностика проблем преподавания технологии в современной школе и ВУЗе. На основе проведенного анализа были выявлены предпосылки для совершенствования образовательного процесса в школе с помощью применения игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды и актуальные направления в подготовке студентов факультета «Технологии и предпринимательства».

    На втором этапе (2005–2007гг.) были определены основные методологические позиции, обосновывающие необходимость изучения учебного материала с применением игрового моделирования и создания активной обучающей среды в преподавании предмета «Информационные технологии» в образовательной области «Технология», в системе методической подготовки будущих учителей технологии. Разработана методика применения игрового моделирования на уроках технологии, а также методическое сопровождение по подготовке будущего учителя технологии, включающая содержание, программу спецкурса «Игровое моделирование с использованием информационных технологий», методические рекомендации к курсу и диагностические задания.

    На третьем этапе (2007–2010гг.) осуществлялось применение игрового моделирования при изучении предмета «Информационные технологии» в образовательной области «Технология» в школе, а также анализ влияния игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды на результаты обучения. Проводилась апробация спецкурса «Игровое моделирование с использованием информационных технологий» со студентами факультетов технологии и предпринимательства. Уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялся текст диссертации.

    Научная новизна исследования заключается в следующем:

    1. Дано теоретическое обоснование целесообразности применения игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды в образовательной области «Технология», определяющее значение и роль игрового моделирования в активизации познавательной деятельности учащихся, а также обоснование необходимости подготовки будущих учителей технологии к применению игрового моделирования для активизации познавательной деятельности учащихся.

    2. Разработана модель методики применения игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды, обеспечивающая на формирующем и содержательном уровнях активизацию познавательной деятельности учащихся и их профессиональное самоопределение. В модели определены компоненты игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды на уроках технологии (имитационный компонент – обеспечивающий моделирование конкретной ситуации; деятельностный компонент – определяющий последовательность действий учащихся при освоении содержания обучения; содержательный компонент – определяющий необходимый набор знаний и умений учащихся; коммуникативный компонент – определяющий взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем в рамках тех или иных имитаций (конкретных ситуаций); инновационный компонент – определяющий вариативность и новые требования к проектированию содержания обучения).

    3. Обоснована методика и разработан учебно-методический комплекс по применению игрового моделирования на уроках технологии, включающий учебные программы, игровые ситуации, направленные на создание имитации будущей профессиональной деятельности, методические рекомендации для педагогов и контрольно-диагностические задания для школьников.

    4. Разработано методическое сопровождение для подготовки будущих учителей технологии к применению игрового моделирования, включающий в себя учебную программу, ее содержание, рекомендации для студентов и преподавателей, диагностические задания для будущих учителей.

    Теоретическая значимость исследования

    Результаты исследования вносят вклад в развитие теории и методики обучения технологии за счет:

    уточнения понятия «игровое моделирование», которое предложено рассматривать как способ, позволяющий имитировать тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности с использованием разнообразных игровых и профессиональных ролей в условиях решения познавательных задач, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся;

    определения компонентов игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды на уроках технологии;

    разработанной модели методики применения игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды с применением профессионального самоопределения для активизации познавательной деятельности учащихся.

    Практическая значимость исследования

    Разработана методика применения игрового моделирования для активизации познавательной деятельности учащихся, включающая учебно-методический комплекс состоящий из:

    программы, планов-конспектов учебных занятий с применением игрового моделирования в образовательной области «Технология» с опорой на современное программное обеспечение;

    игровых ситуаций, направленных на создание имитации будущей профессиональной деятельности, а также рекомендаций по их проведению;

    контрольно-диагностических заданий, позволяющих изучить степень активизации познавательной деятельности учащихся при обучении с применением игрового моделирования.

    Разработан комплект учебно-методических и информационных материалов для подготовки будущих учителей технологии к применению игрового моделирования, включающий в себя:

    учебную программу спецкурса «Игровое моделирование с использованием информационных технологий», содержание и методические рекомендации к его проведению;

    диагностические материалы, направленные на выявление готовности будущих учителей к применению игрового моделирования.

    Выводы и рекомендации, представленные в исследовании, могут иметь практическое применение при освоении содержания обучения образовательной области «Технология» и при осуществлении профессионально-методической подготовки будущих учителей технологии.

    Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на семинарах и заседаниях кафедры общетехнических дисциплин и методики преподавания ОТД и ТО МПГУ (2004–2010); на международных, региональных и научно-практических конференциях: Брянск, БГУ им. ак. Петровского, XI Международная научно-практическая конференция «Технологическое образование школьников», 2005; Мурманск, МГГУ, региональная научно-практическая конференция «Современные тенденции профессионального образования в XXI веке», 2011; Тула, ТГПУ, II Международная научно-практическая конференция «Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы», 2011; Новокузнецк, КузГПА, Международная научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Проблемы модернизации профессионального образования в XXI веке», 2011; на испытательных мероприятиях в рамках Московского городского конкурса «Учитель года-2005».

    Положения, выносимые на защиту

    1. Игровое моделирование является одним из способов создания активной обучающей среды на уроках технологии посредством формирования учебных ситуаций, направленных на имитацию будущей профессиональной деятельности; создания реалистичных отношений между участниками игрового процесса; персонифицированной логики поведения участников игры; использования игровых ролей, описывающих характер взаимодействия учащихся.

    2. Модель методики применения игрового моделирования как способа создания активной обучающей среды с использованием профессионального самоопределения, включает следующие компоненты:

    имитационный компонент, обеспечивающий моделирование конкретной ситуации;

    деятельностный компонент, определяющий последовательность действий учащихся при освоении содержания обучения;

    содержательный компонент, определяющий необходимый набор знаний и умений учащихся;

    коммуникативный компонент, определяющий взаимодействие учащихся друг с другом и с учителем в рамках имитационных ситуаций;

    инновационный компонент, определяющий вариативность и новые требования к проектированию содержания обучения.

    1. Методика применения игрового моделирования как способ создания активной обучающей среды с опорой на современное программное обеспечение в рамках образовательной области «Технология» может быть реализована при использовании специально разработанного учебно-методического комплекса (учебные программы, игровые ситуации, направленные на создание имитации будущей профессиональной деятельности, методические рекомендации для педагогов и контрольно-диагностические задания для школьников).

    2. В условиях интенсивного развития информационных технологий, раннего освоения социальных и профессиональных ролевых функций, необходимым условием формирования ключевых компетенций личности является специальная подготовка будущих учителей технологии, основанная на усвоении ими игрового моделирования как способа активизации познавательной деятельности обучаемых.

    Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 235 наименований и 12 приложений. Диссертация содержит 196 страниц основного текста, 3 рисунка, 15 таблиц, 14 диаграмм.

    Роль игрового моделирования в активизации познавательной деятельности учащихся

    В общепринятом смысле понятие «среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека, иными словами, предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом.

    Среды разнообразны по содержательным характеристикам и формам. В концепции- информатизации сферы образования Российской Федерации, утвержденной 10 июля 1998 года, употребляется термин "информационная. среда". При этом уточняется его понимание. Авторы дают следующее определение: "Под информационной средой понимается совокупность программно-аппаратных средств, информационных сетей связи, организационно-методических элементов системы высшей школы и прикладной информации о предметной области, понимаемой и применяемой различными пользователями, возможно с разными целями и в разных смыслах".

    Образовательная среда - более узкое понятие. Это специально организованная среда, направляемая на приобретение учащимися определенных знаний, умений, навыков, в которых цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся подвижными и доступными для изменения в рамках конкретного учебного заведения. На процесс формирования образовательной среды оказывает влияние взаимодействие инновационных и традиционных моделей, систем стандартов образования, содержание учебных программ и планов, качество взаимоотношений между субъектами образования.

    Говоря об учебных средах (или средах обучения), исследователи имеют в виду взаимосвязанные процессы учения и преподавания (оба процесса при 32 сутствуют в названных средах). Понятие "учебная среда" еще более конкре тизирует "образовательную среду", так как в образовательной среде может существовать множество учебных сред, однако, в отличие от образовательной среды, которая может возникать как организованно, так и стихийно, учебные среды всегда специально организуются. Таким образом, под учебной средой понимается взаимосвязь, конкретных материальных, коммуникационных и социальных условий, обеспечивающих процессы преподавания и учения. В этом случае предполагается присутствие обучаемого/учащегося в-среде, вза имовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. Учебная среда (обучающая среда) — это специально организованная среда, направленная на приобретение учащимся определенных знаний, умений и навыков, в которой цели, содержание, методы и организационные формы обучения становятся подвижными и доступными для изменения в рамках конкретного учебного заведения. Иначе говоря, это внешняя организующая сила и вещественный антураж для разворачивания процессов обучения и развития.

    Важная характеристика обучающей среды - ее векторность - выраженность обучающего эффекта в определенном спектре задач. В однородных средах, обладающих широким спектром влияний, обучающий эффект проявляется в переносе свойств обучающей среды и опосредованной ею психических свойств субъекта на потенциальные профессиональные среды. Не все профессиональные среды способствуют формированию у субъекта требуемых качеств, часто возникает эффект «блокады» взаимодействия в системе «среда-субъект», вызываемый несоответствием готовности обучаемого требованием среды.

    Обучающие среды бывают искусственными и естественными, предметными и информационно-динамическими, адаптивными и т.п. Существуют среды, в которых с целью интенсификации учебного процесса используются эффекты направленной трансформации свойств в зависимости от состояния и особенностей психофизиологической системы обучаемого. Такие. среды называют адаптивными- информационно-динамическими.. Эти: среды меняют свои-свойства в, процессе обучения» в соответствии логикой, присущей1 среде и активности обучаемого. Разделяются по способу организации взаимодействия в обучающей ситуации на игровые, тренирующие и формирующие.

    Игровые среды характеризуются созданием игровых отношений между обучаемым, его игровым аналогом в искусственной среде и ответной реакци-ейсреды на активность играющего. Данный класс сред обладает очень высоким мотивирующим,, хотя-и сложным влиянием. Положительным, эффектом является то; что такая среда позволяет длительное время фиксировать-внимание и сохранять активность обучаемого.

    Тренирующие- используют эффекты динамической адаптации к параметрам среды и формирования адекватного поведения после многоразового повторении однородных форм деятельности. Основной проблемой, решаемой при создании подобных систем, является проблема-подобия деятельности реальной профессиональной среды.

    Формирующие среды ориентированы на получение обучающего эффекта в форме широких, не привязанных к конкретным видам профессиональной деятельности адаптивных эффектов в психике обучаемого (например, формирование свойств памяти, внимания и т.п.). Данные среды предполагают включение обучаемого в мир задач, элементы которого присуще в той- или иной: степени многим близким по содержанию профессиональным средам, но без акцента на их конкретное профессиональное содержание.

    Все три вышеперечисленных вида сред являются обучающими и позволяют внести элемент активности в учебный процесс, что говорит нам о характере деятельности учащихся внутри конкретной среды.

    Из вышеприведенного анализа очевидно, что термин «среда» не имеет в педагогической литературе однозначного определения. В качестве основных определений среды мы можем принять определение В.В: Гузеева [65], которое включает в понятие обучающей среды учителя и применяемые- им- методы, формы, средства, приемы, режимы обучения; а также определение, даваемое И.В. Робертом [170], которая определяет среду, как «совокупность условий; способствующих возникновению и развитию познавательных процессов». Поэтому мы можем сказать, что активная обучающая среда на занятиях создаетсяпод воздействием-определенных условий, которые, всвою очередь, зависят от форм, средств, приемов и методов, используемых учителем. Например, применяя игровое моделирование на учебных занятиях в качестве формы, приема или метода учебного занятия, создается активная среда, которая способствует возникновению процесса активности у учащихся.

    В исследованиях Р.А. Хабиба дается следующее определение активной учебно-информационной среды - это «реализация таких дидактических усло-вий, в которых удовлетворение познавательных потребностей каждого учащегося осуществляется, одновременно с увеличением темпов их прироста за счет поддержания адекватного уровня мотивации» [202].

    Для наиболее четкого представления характера активной среды при реализации на уроке игрового моделирования проанализируем природу понятия «активность личности», определим условия и компоненты возникновения активной обучающей среды на учебных занятиях.

    Активность личности. Проблема исследования различных проявлений активности и их связи с развитием личности в процессе обучения и воспитания является одной их тех проблем, которые глубоко и всесторонне решаются в педагогике. Различные виды активности, в том числе и познавательная активность, и ее влияние на протекание деятельности, и характер ее влияния на познавательный интерес исследовались Г.И. Щукиной [219] и многими другими.

    Игровое моделирование в профессиональном самоопределении и при оценке сформированности технологической культуры в образовательной области «Технология»

    Проблема выбора профессионального и жизненного пути встает перед человеком в том возрасте, когда он не осознает всех отдаленных последствий жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием: С него; начинается самостоятельный жизненный; путь человека. Первое, очень важное решение:приходится:принимать, опираясь не: нашизненный опыт, который-приходит с годами, а скорее на представлениям своем;будущем;шо будущем/общества; в которомшред стоит жить.

    Выбор профессии или профессиональное самоопределение — основа-самоутверждения человека в: обществе, одно из главных решений в жизни. Вы-бор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой; социальной: группе принадлежать, гдеи с кем работать, какой стиль жизню определять [20].

    Однако формировать у учащихся потребность, интерес, способность к: самостоятельному,, осознанному выбору профессии и дальнейшему самосовершенствованию есть наиболее трудная задача. Ее решение во многом зависит от позиции самих школьников. Известно противоречие между их стремлением к самостоятельности и неготовностью к ней. Вот почему потребность в самосовершенствовании должна воспитываться путем целенаправленного формирования самостоятельности, тогда свобода профессионального выбора учащихся будет реализовываться в принятии решений со знанием дела [164].

    Активным исследованием вопросов профессиональной ориентации! учащихся занимается доктор педагогических наук, профессор МЕУ Н.С. Пряжников [там же]. Им написано множество научных работ по исследованию профориентацинного моделирования, формированию мотивации и интереса учащихся к осознанному выбору профессии.

    Он считает, что начинается такая работа с воспитания общей потребности в труде, формирования положительной мотивации и возникающей: на их основе активности по выбору профессии. Не последнюю роль в повышении такой активности играют методы обучения. К сожалению, лекции, другие выступления преподавателей.при всей их необходимости часто оставляют аудиторию в роли пассивных слушателей. Даже при такой эффективной форме работы, как индивидуальная профконсультация, учащийся, как правило, ждет то, что- ему порекомендует профконсультант. Конечно, названные методы включают немало резервов активизации» деятельности учащихся, но необходим и поиск новых способов профориентационной работы.

    Такие способы, на наш взгляд, должны.быть относительно просты и вызывать у учащихся естественный интерес, так как на основе интереса легче сформировать положительный мотив и соответствующую активность. Они должны приближать школьников к жизни, моделировать реальные ситуации выбора профессии, способствовать формированию самостоятельности мышления и надолго запоминаться, ведь в дальнейшей жизни им не раз придётся совершать» серьезные профессиональные выборы. Целесообразно, чтобы эти способы органически вписывались во всю систему профориентационной работы. [104].

    К подобным методам относится метод игрового моделирования, который подробно рассматривался в предыдущем параграфе настоящего исследования с точки зрения метода позволяющего профессионально ориентировать учащихся в процессе игровой деятельности.

    Вопросами профориентации очень активно занимается С.Н. Чистякова - доктор педагогических наук профессор, член Российской академии образования по Отделению базового профессионального образования. В одной из своих работ, опубликованных в журнале «Педагогика», «Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения», С.Н. Чистякова рассматривает также некоторые схемы и приемы активизации, принятые в психологической и профконсультационной практике профессионального и личностного самоопределения: обучение способам логической аргументации при проектировании конкретных версий продолжения образования; акцентирование внимания на ценностно-смысловых проблемах; эмоциональное воздействие при помощи использования необычной, яркой информации; создание ситуации интриги игрового взаимодействия; обращение к ярким биографическим примерам по возможности с приглашением "успешных" представителей профессиональных сообществ; использование приема "незавершенность действия" (планируемое преподавателем, но неожиданное для школьников) для создания ситуации, способствующей мотивации для самостоятельного осмысления обсуждаемой проблемы [211].

    Важно отметить, что некоторые педагоги и психологи вводят игровые ситуации в свои занятия, но предметом специального анализа это пока не стало, хотя игра в профориентации имеет свои задачи и особенности.

    Специфика деловой игры с профориентационной составляющей - в ее соотнесении с общей схемой (моделью) выбора профессии, которую и должна имитировать игра. Схема может стать основой типологии игр в зависимости от решения конкретных задач профессиональной ориентации. Как один из вариантов модели деловой игры можно предложить общую схему построения личного профессионального плана, являющегося интегрирующим показателем учета «основных факторов выбора профессии» [104].

    Эта схема включает: 1) выделение дальней профессиональной цели, установление степени ее соответствия другим жизненным целям; 2) определение ближних профессиональных целей как путей к реализации дальних планов (знание требований профессий к человеку, особенностей соответствующих учебных заведений) и их резервных вариантов; 3) работу по самопознанию для оценки своих возможностей в будущей трудовой деятельности; 4) сопоставление своих возможностей с требованиями профессиональных целей; 5) определение путей развития и саморазвития для подготовки к выбору профессии и трудовой деятельности; 6) выбор других профессиональных целей в случае явного несоответствия своих возможностей и требований профессии (или учебного заведения).

    Принципы отбора содержания обучения при применении игрового моделирования

    Процесс обучения достаточно сложное явление, и его нельзя представлять как простую передачу знаний учителем ученикам, которые этими знаниями еще не обладают. Законы и правила, действующие в любой науке, отражают объективные, существенные и устойчивые ее связи, а также обозначают определенные тенденции их развития. Однако эти законы- не содержат непосредственных указаний для практических действий: они являются лишь теоретической основой для выработки технологии практической деятельности. Этой теоретической основой являются принципы обучения, которыми руководствуется учитель в своей практической работе.

    И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, формулируя ряд таких принципов, исходят из того, что каждый из перечисленных ими принципов, а их более десяти, означает, что содержание образования должно быть насыщено таким учебным материалом, который помогает обеспечить достижение целей, стоящих перед общеобразовательной школой [73] однако, отмечают, что перечисляемые ими принципы могут указывать только общее направление для отбора конкретного содержания образования и малоинструментальны. В осуществлении самого отбора авторы пытаются обосновать более частные основания. Они сводятся к следующему: в содержание обучения включаются научные знания, отображающие современную картину мира. Это - совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий и обусловливающих их базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методов; в содержание обучения включается все, что имеет общеобразовательное значение, т.е. значение для всех или многих сфер деятельности; в содержании обучения необходима оптимально доступная и экономная логика развертывания основных знаний при изложении информации, о теориях, процессах и их механизмах, принципах действий; в основах наук необходимо раскрыть основные области практического приложения теоретического знания; сознательность усвоения и развития научного мышления требует включения в содержание образования методологических знаний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей; в содержание обучения для ознакомления включаются как основные, так и нерешенные проблемы, важные для общественного и личностного развития в целом; необходимо реализовать межпредметные связи.

    Сопоставляя подходы вышеупомянутых авторов к обоснованию выбора системы принципов, отметим, что почти все сказанное выше отражает три основных принципа, предложенных ранее В.В. Краевским [110]. Эти принципы определили сущность отбора содержания обучения, которое должно быть включено в подготовку студентов. Однако они могут являться и ограничением включения некоторой информации в учебный материал.

    Принцип соответствия содержания образования во всех его элементах и на всех уровнях его конструирования основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества;

    Принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Реализация этого принципа предполагает отображение всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана;

    Принцип структурного единства содержания, образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления школьника, предполагающий взаимную уравновешенность, пропорциональ ность и гармонию компонентов содержания образования. Отбор содержания обучения при применении игрового моделирования должен исходить из учета его особенностей и базироваться на дидактические принципы. Раскрывая их сущность, целесообразно соотносить принципы с такими, как: доступность, сознательность, систематичность, наглядность, прочность и др., сформулированными ранее в дидактике.

    Ниже приведены принципы отбора содержания обучения при использовании ИМ в учебном процессе применительно к образовательной области «Технология» и, в частности, к разделам «Информационные технологии» и «Профессиональное самоопределение и карьера».

    Принцип совместимости игры и содержания разделов ООТ. В основе данного принципа рассмотрены некоторые положения, изложенные в работах A.M. Новикова [141] и В.В. Краевского [110].

    Обладая специфическими особенностями, игровая деятельность может быть реализована с учетом этих особенностей. Эти особенности характеризуют игровое моделирование с момента планирование игры в учебном процессе, заканчивая анализом результатов игровой деятельности.

    При планировании игры преподаватель ориентируется на учебный план, время, затрачиваемое на игровую деятельность внутри учебной программы. Однако немаловажным является соотношение учебного и игрового содержания. Данное соотношение обусловлено следующими факторами: обладание знаниями и практическими умениями в области реализации игровых техник; психологическая готовность учащихся к полноценному сотрудничеству с учителем в процессе игры; готовность учащихся к работе с конкретным учебным и игровым содержанием игры; наличие необходимой материально-технической базы.

    Эти факторы учитываются при планировании игры. Однако есть еще один фактор, о котором стоит сказать - цели и задачи игровой деятельности. Так, например, в зависимости от того, когда проводится игра— в начале, в середине или в конце года учитель может, соответственно, опираться на знания и практический опыт учащихся предыдущего периода, а цели т задачи игры могут быть как систематизация знаний; так и их контроль. В любом случае нужно учитывать психологические особенности учащихся: память, мышление, воображение и пр.

    Приведем в качестве методических рекомендаций примеры того, как учебная и игровая деятельность могут не сочетаться. К примеру, лекционное занятие, где все учебное время направлено на изучение и освоение нового материала или лабораторная работа, в рамках которой выполняются четкие задания, направленные на экспериментальную проверку, получение конкретного результата. Также наличие большого объема ручного труда (рисование, черчение, начертательная геометрия) не способствуют сочетанию игровой и учебной деятельности из-за сложности реализации такого занятия. И практические занятия, направленные на самостоятельное решение учениками, большого числа заданий (физика, математика и др.), т.к. также как и лабораторные работы, практические задания ориентированы на получение быстрого и четкого результата.

    Экспериментальная проверка включения игрового моделирования в систему в профессионально-методической подготовки будущих учителей технологии

    Экспериментальная проверка сформулированной гипотезы, заключающаяся во включении ИМ в методическую подготовку будущих учителей технологии, что будет способствовать формированию профессионально-методической компетентности будущих учителей по применению ИМ, проводилась с 2004г. по 2010г.

    На первом, констатирующем этапе эксперимента, проводимом с 2004 по 2005 гг. изучался начальный уровень методической и информационно-технологической подготовки студентов 4-х курсов факультетов технологии и предпринимательства (МПГУ (г. Москва), МГТУ (г. Мурманск), Сибайский институт Башкирского государственного университета (г. Сибай) — всего 171 студент). Изучались проблемы по применению игровых методов обучения в практике ВУЗов, а также методическая подготовка по освоению игровых методов в ВУЗах; анализировалась методическая подготовки будущих учителей технологии.

    В рамках данного этапа для определения уровня методической и информационно-технологической подготовки студентов было проведено анкетирование 171 студента. Анкета «Выявление знаний и умений методической и технологической подготовки» представлена в Приложение № 3. Данная анкета состоит из 10 вопросов. 60% вопросов анкеты направлены на выявление знаний и умений по применению ИМ и игровых методов, общего представления об их реализации, отношении студентов к обучению с использованием в учебном процессе игровых методов. Оставшиеся 40% - на выявление знаний современных компьютерных программных средств. Анкетирование студентов проводилось анонимно, чтобы добиться наиболее объективных результатов. Результаты анкетирования представлены на диаграммах № 5, № 6.

    Данная формула применима только тогда, когда каждая из величин а 50%. Анкета считается валидной, если значение в 0,63 [210]. Результаты анкетирования по методу экспертных оценок приведены в таблице № 2. В качестве экспертов к оценке анкеты на валидность анкеты привлекались пре-подаватели общеобразовательных школ № 1260, 40, 1265, МУК № 19 (13 учителей технологии и специалистов в области информационных технологий).

    Эксперты подтвердили, что анкетирование по вопросам, содержащимся в анкете, соответствует целям и задачам опроса, валидность анкеты - 0,86. А также отметили целесообразность включения в курс подготовки студентов педагогических вузов по специальности «Технология и предпринимательство» основ игрового моделирования. Некоторые эксперты - (20%) — выразили сомнения в необходимости включения в основной курс изучения основ игрового моделирования в объеме 32 часа, поскольку для его включения, общее количество часов по основному курсу нужно будет значительно увеличить, что не всегда возможно. Опрос выявил следующее: - 52% смогли сформулировать понятие «учебной игры» с небольшими отступлениями и комментариями, методику проведения игр и внедрения их в учебный процесс не использовало большинство — 59%, однако 11% студентов ответило уверенно про частое использование ИМ в своей педагогической практике, поскольку они на момент 4-5 курса являлись преподавателями технологии и информационных технологий. - важно отметить факт использования логических умозаключений студентами при ответе на вопросы, касающиеся определения логических связей между игрой и моделированием (64% студентов ответило уверенно), а также на предложение совместить информационные технологии и игровой метод ответило положительно 74% студентов, которые предлагали разные варианты, в основном это использованием компьютерных или мультимедийных технологий Вторая диаграмма дает возможность сформировать представление не только о технологическом уровне подготовки студентов, но и об уровне заинтересованности студентов в использовании на уроках компьютерных технологий. Прежде всего, об этом можно судить по ответам, в которых студенты уточняют, какие программные продукты им только знакомы, и в которых, из перечисленных в анкете, они могут уверенно работать. Лучше всего они ориентируются в офисных программах, т.к. используют в подготовке курсовых работ, различных расчетов и прочее. Однако, лишь, половина (51%) обладают знаниями в работе с компьютерной графикой. Опрос также показал, в каких целях необходим компьютер студентам: в основном для переписки (98%), проведения досуга (86%), а также для поиска учебной информации.

    Анализ констатирующего этапа эксперимента позволил сделать нам ряд выводов: Было установлено,, что будущие учителя технологии недостаточно владеют теоретическими знаниями и практическими умениями по использованию ИМ в профессиональной деятельности. Анализ учебных программ, входящих в предметно-методическую-линию общепрофессиональной подготовки: «Теория и методика обучения технологии, и предпринимательства», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» «Методика преподавания информационных технологий» и обеспечивающих формирование у будущего специалиста необходимого профессионального инструментария, показал, что в данных дисциплинах изучению применения игровых методов и методов обучения, в целом, уделяется несколько академических часов, где в основном рассматривается теоретический аспект методов. Этого явно недостаточно для формирования готовности будущих учителей технологии к применению активных, в т.ч. игровых методов. Однако гіами предложено использовать методические разработки настоящего исследования в рамках организуемых специальных курсов на факультетах технологии и предпринимательства.

    Выводы по результатам констатирующего эксперимента дали основание для планирования, подготовки и проведения второго этапа эксперимента поискового.

    Целью поискового этапа (2005-2007г.) эксперимента ставилось нахождение методов, форм и средств обучения будущих учителей применению игрового моделирования, а также способные повысить качество обучения. Для этого были сформированы и достигнуты следующие задачи данного этапа эксперимента: - обоснование целесообразности изучения ИМ в структуре профессионально-методической подготовке будущих учителей; - разработка рабочей программы спецкурса «Игровое педагогическое моделирование с использованием информационных технологий»; - разработка содержания спецкурса «Игровое педагогическое моделирование с использованием информационных технологий»; - разработка критериев готовности будущего учителя к применению ИМ; - разработка контрольно-диагностического инструментария.

    На заключительном, обучающем этапе эксперимента- (2007-2010гг.) проверялась правильность выбранной стратегии включения изучения ИМ в профессионально-методической подготовки будущего учителя технологии. Всего приняло участие 8 преподавателей ВУЗа и 251 студент факультетов ТиП г. Москвы, г. Липецка, г. Сибая. Ниже представлено описание проведения эксперимента оценки учебной программы, а также методические рекомендации.

    Похожие диссертации на Игровое моделирование как способ создания активной обучающей среды в рамках образовательной области "Технология"