Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретические предпосылки исследования, проблемы творческого общения дирижера-хормейстера 13
1.1. Понятие общения в психолого-педагогической литературе 13
1.2. Творческое общение - основа музыкально- исполнительской деятельности 31
1.3. Коммуникативные качества дирижера и средства воздействия на хоровой коллектив 53
Глава II. Педагогические условия реализации творческого общения в процессе дирижерско-хоровой деятельности студентов 83
II. 1. Организация констатирующего этапа педагогического эксперимента .83
II. 2. Основной эксперимент 98
II.3. Контрольный эксперимент 118
Заключение 135
Литература 138
Приложение 152
- Понятие общения в психолого-педагогической литературе
- Творческое общение - основа музыкально- исполнительской деятельности
- Организация констатирующего этапа педагогического эксперимента
Введение к работе
Актуальность исследования. В современных условиях совершенствования образовательно-воспитательной практики и возрождения хоровых певческих традиций в России актуализируется потребность в педагоге-музыканте, педагоге-воспитателе как личности творческой, способной к продуктивному общению с подрастающим поколением. Исторический анализ категории общения показывает, что оно присутствует во всех видах деятельности, являясь важнейшей частью человеческого бытия. В педагогической профессии общение становится особенно необходимым, так как оно заложено в природе этого процесса. В музыкальной педагогике - общение выступает тем генерирующим инструментом, с помощью которого осуществляется преемственность. В связи с этим возрастает потребность в пересмотре концептуальных подходов к профессионально-педагогической трактовке будущего учителя-музыканта как творческой личности.
В ходе роста многочисленных хоровых школьных и студенческих фестивалей, как на любительском, так и на профессиональном уровне, в школах и вузах намечается тенденция возрождения интереса к хоровой культуре у подрастающего поколения.. С осознанием необходимости радикальных перемен в воспитании детей и юношества постепенно меняется отношение к хоровому искусству. Осуществляются шаги на пути усовершенствования дирижерско-хоровых дисциплин, предпринимаются серьезные попытки объединения школьников и студентов с помощью хорового искусства (фестивали, конкурсы). Яркими представителями в этой просветительской области являются В.Л. Живов — председатель студенческого хорового фестиваля "Фестос" и Г.А.Струве - инициатор и руководитель школьного хорового движения Подмосковья.
Роль этих конкурсов и фестивалей достаточно ответственна и
сложна. Они отражают бесконечно усложнившиеся реалии
современного музыкально-педагогического хорового образования, так
как очевидно, что уровень современной музыкальной культуры
+*> общества во многом зависит от того, кто и как этому обучает.
Педагога-музыканта формирует очень многое, и поэтому профессия учителя музыки рассматривается как комплексная и многосоставная. Не случайно на открытии Первого международного студенческого конкурса "Учитель музыки XXI века", проходившего 21-25 ноября 2000 года в Москве на базе Московского педагогического государственного университета, мэр г. Москвы Ю.М. Лужков так сказал о роли учителя музыки: "Учитель музыки - это замечательная и важная
+* профессия, призванная давать детям уроки эстетической радости от
общения с прекрасным искусством, воспитывать чувство духовного единения во время хорового пения, погружать слушателей в мир таинства звуков, развивать их фантазию и воображение, формировать высокий вкус" (158).
Последнее время в системе Московского Государственного Открытого Педагогического Университета имени М.А.Шолохова в музыкально-педагогическом образовании происходит переориентация специализации подготовки студентов в педагога-хормейстера, то есть использование профессиональных знаний, умений и навыков не только в рамках профессии учителя музыки, но и руководителя хорового коллектива хоровых и музыкальных студий, хормейстера в ДМШ и
** руководителя хора в общеобразовательных школах. Вместе с тем мы
сталкиваемся с различными психологическими особенностями личности студентов при обучении данной профессии. Одна из главнейших проблем обусловлена самой спецификой дирижерско-
з хоровой деятельности — общением с коллективом. Все те умения и навыки, усвоенные в период профессионального становления, студент, как будущий педагог, должен постоянно совершенствовать в формах и методах своей практической работы. Приобщившись в стенах вуза к поисковой профессиональной работе, творческому мышлению и самостоятельным действиям, студент в своей будущей педагогической деятельности вырастет в значимую личность.
Новаторские процессы проникновения теории и практики музыкально-педагогического хорового образования, происходящие сегодня на всех уровнях нашей педагогической системы (от общеобразовательной школы до вуза), представляют неограниченные возможности для творческой инициативы учителя-музыканта. "Из усердного исполнителя он должен превратиться в специалиста-творца, в личность, обладающую необходимой творческой свободой, гибкостью и самостоятельностью" (2,76). Эта инициатива должна проявляться на всех стадиях педагогического процесса и затрагивать не только его форму, но и само содержание.
Внедрение в практическую деятельность хоровых классов музыкально-педагогических факультетов различных форм и методов активного взаимодействия хорового коллектива и студента-хормейстера наметило подход в определении многих позиций продуктивного обучения в этой области. Активная роль коллектива и направляющая позиция преподавателя вызывает у студента потребность к познанию, к развитию необходимых для самостоятельной учебно-практической деятельности умений.
Студент в своей практической работе с хоровым коллективом должен научиться управлять репетиционным процессом, слышать многогранность хорового звучания и вызывать своей работой
4 эмоциональную отдачу коллектива. Данные задачи достаточно сложны и требуют, помимо профессиональных умений и навыков, огромных волевых усилий и выработки в себе организаторских качеств.
Таким образом, задача студента у хорового коллектива — многофункциональна и зависит от того, насколько развита и развиваема его способность к самосовершенствованию в творческом процессе.
Общение в музыкальной педагогике, особенно в форме хорового обучения, связано с определенной спецификой учебного процесса. Коммуникативная часть этого процесса (межличностное взаимодействие) подразумевает наличие необходимых педагогических качеств и способностей, которые являются определяющими в развитии творческого характера обучения. Готовность к творческому общению служит важным показателем полноценной подготовки будущего учителя, которое формируется на хоровых занятиях музыкально-педагогического факультета. Поэтому, формирование творческого общения в условиях хорового класса - актуальная цель нашего исследования. Формы диалогического общения в этом случае становятся решающими, в связи с творческим характером обучения.
Изучение и анализ широкого спектра исследований показали, что психолого-педагогический основы организации педагогического общения, обеспечивающие успешность протекания этого сложного процесса изучаются такими учеными, как О.А.Абдуллина, Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, В.С.Грехнев, В.А.Кан-Калик, А.А. Леонтьев, В.Н.Мясищев, Б.М.Теплов.
В теоретическом плане вопросы педагогического общения в процессе музыкального обучения обсуждаются в работах Л.Г.Арчажниковой, М.М. Бахтина, Л.П.Буевой, В.И.Петрушина, В.Ф.Ломова, А.Н.Сохора, Г.М.Цыпина. В них подчеркивается важность
5
решения коммуникативных проблем в деятельности педагогов-
музыкантов. Данные исследования побуждают к более широкому
осмыслению проблемы педагогического взаимодействия с
привлечением новых форм профессионального общения. В контексте
** данной проблемы рассматривается важный аспект - разработка
технологии формирования творческого общения в условиях практической хоровой деятельности студентов на музыкально-педагогическом факультете. В свете этого на музыкально-педагогическом факультете был открыт экспериментальный курс с сокращенным сроком обучения (3,5 года).
Актуальность темы исследования обусловлена:
недостаточностью разработки проблемы общения в процессе
** вокально-хоровых форм обучения;
важностью овладения профессионально-педагогическим общением студентами как гарантом их мастерства в профессиональной деятельности;
значимостью активизации развития у студентов организаторских, волевых качеств, необходимых для работы с хоровым коллективом особенно в сокращенные сроки обучения (3,5 года).
Целью исследования явилось научно-педагогическое
обоснование, разработка и экспериментальная проверка разработанных
автором методов и приемов по формированию творческого общения в
процессе практической дирижерско-хоровой деятельности студентов во
время обучения в вузе.
** Объект исследования — формирование профессионального
творческого общения студентов музыкально-педагогического факультета.
Предмет исследования — процесс формирования творческого общения у студентов в условиях практических занятий хорового класса.
В качестве гипотезы исследования выдвинуты следующие
** положения:
В основе формирования творческого общения студентов лежат:
а) накопление комплекса специальных и общепедагогических знаний;
б) развитие музыкально-слуховых представлений и исполнительских
навыков, совершенствование которых формирует профессиональное
творческое общение и развитие определенных коммуникативных
способностей, необходимых для дирижерско-хоровой деятельности
студентов.
к Активизация и развитие этих качеств могут быть возможны при
учете ряда педагогических условий и средств, способствующих решению этой задачи. К ним автор относит:
использование комплексного профессионально-творческого подхода в выработке психологических качеств и внутренней организации личности студентов;
формирование у студентов индивидуального творческого стиля общения как основного условия в учебно-хоровой практике;
развитие у студентов навыка осознанной технологии репетиционного процесса в целях выработки самостоятельности творческого мышления.
Для достижения поставленной цели исследования и
74 руководствуясь гипотезой, были определены следующие задачи
диссертационной работы:
1. Охарактеризовать психолого-педагогическое понятие
"общение" с точки зрения хорового процесса и исследовать данное
7 явление в дирижерско-хоровой деятельности на практических занятиях
хорового класса;
2. Опираясь на специфику практических хоровых занятий выявить
уровень коммуникативных способностей и динамику развития
-** готовности к работе с хоровым коллективом и определить проявление
творческой самостоятельности у студентов с сокращенным сроком обучения (3,5 года);
Определить профессионально-педагогические условия формирования творческого общения;
Провести опытно-экспериментальную работу, в ходе которой уточнить и апробировать степень эффективности предлагаемых педагогических форм, методов и приемов по формированию
у творческого диалогического общения в хоровом коллективе.
Методологической основой и теоретической базой исследования послужили" фундаментальные работы по философии, психологии и педагогике, музыкальному искусству. Автор опирался на обоснованные учеными (А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, и др.) положения о системном строении сознания, понимания деятельности как сложной системы. Вопросы творческой активности и оптимизации процесса обучения (Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов и др.) рассматривались с позиций современной теории обучения, согласно которой именно творческая деятельность в единстве ее мыслительных и эмоциональных компонентов является одним из эффективных средств
rl развития комплекса способностей (как общих, так и специальных) и
усвоения соответственных знаний и умений. Также изучались труды по музыкознанию (Б.В.Асафьев, ЕЛЗ.Назайкинский, А.Н.Сохор и др.); по методике и методологии музыкального образования (Э.Б.Абдуллин,
8 ЛТ.Арчажникова, Л.А.Рапацкая, Г.М.Цыпин и др.). Частная методология исследования сложилась в опоре на научные труды и практические методические разработки А. Анисимова, Л.М. Гинзбурга, А.А. Егорова, В.Л. Живова, И.А. Мусина, A.M. Лазовского, К.Б. Птицы, П.Г. Чеснокова и др.
При решении поставленных задач и обобщения результатов исследования использовались следующие методы исследования:
изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
изучение музыкально-педагогического опыта работы выдающихся представителей отечественной педагогики и хорового искусства;
обобщение собственного многолетнего педагогического опыта работы на занятиях хорового класса;
методы эмпирического исследования (интервью, анкетирование, анализ педагогических ситуаций, целенаправленное педагогическое наблюдение, творческие беседы и диалоги);
опытно-экспериментальная работа по формированию навыков творческого, профессионального педагогического общения в хоровом классе;
- анализ опытно-экспериментальных данных.
. Исследование проводилось с 1998 по 2003 г.г.
Первый этап (1998-2000 г.г.) включал изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обработку теоретических материалов.
Второй этап (2000-2002 г.г.) — проведение констатирующего и основного эксперимента, выводы по результатам опытно-экспериментальной работы.
Третий этап (2002-2003 г.г.) — проведение контрольного эксперимента, заключение, оформление диссертации.
Научная новизна. Определено значение коммуникативных способностей студентов, необходимых для формирования творческого общения при работе с хоровым коллективом. Это, прежде всего, способность воплощать музыкальное содержание средствами мануальной техники, способность к психологическому контакту с коллективом, в который входит логически четкое построение своих замечаний.
Разработаны приемы по вокально-хоровой подготовке, включающие специальные знания, направленные на оптимизацию творческих поисковых форм обучения и выявляющие творческую самостоятельность.
Выявлен учебно-творческий потенциал применяемых диалогических форм и методов (творческая дискуссия, творческая беседа, методы исполнительского общения - концертные выступления), предусматривающих специальные творческие задания при работе с хоровым коллективом.
Внедрена система'"мастер-класс" на примере собственной работы при подготовке к концертно-исполнительской деятельности (активное участие в фестивалях, концертах, конкурсах).
Теоретическая значимость исследования. Обобщен
теоретический материал, раскрывающий особенности творческого
общения и проявление студентами самостоятельности при работе с
хоровым коллективом. Определены и введены понятия "творческий
стиль общения", и "хормейстерская готовность", выступающие в
качестве профессионально-педагогических детерминант,
обуславливающих творческий потенциал студента в самостоятельной
10 практической работе на хоровом занятии при подготовке к исполнительскому экзамену. Показана эффективность творческой деятельности студентов при формировании профессионального общения на практических хоровых занятиях (на государственном исполнительском экзамене).
Практическая значимость исследования состоит в том, что
процесс формирования и развития навыков творческого общения с
коллективом на хоровых занятиях дает возможность студентам
значительно повысить уровень своего профессионального мастерства и
личностных качеств. Преимущество практической хоровой
деятельности опирается на многообразие вокально-хоровых форм и
практических методов работы, что позволяет развивать у студентов
творческую самостоятельность, формировать профессиональное
общение и активизировать хоровую работу в целом. При таких
определенных профессионально-педагогических условиях,
способствующих активизации творческого процесса на музыкально-педагогическом факультете повышается уровень мастерства студента, как педагога-хормейстера.
Материалы исследования и результаты, полученные в ходе работы, могут быть использованы в педагогической работе хормейстеров, как с детскими школьными, юношескими, так и взрослыми студенческими хоровыми коллективами, а также в учебной практической деятельности студентов.
Достоверность и объективность результатов исследования обеспечивалась опорой на научно-методологические положения, на разнообразие методов исследования и большой фактический материал, полученный в ходе многолетней практической и опытно-экспериментальной работы. Достоверность результатов и выводов
подтверждена качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
і»
1. Творческое общение в условиях дирижерско-хоровой
к деятельности имеет свои специфические особенности репетиционного
процесса, связанные с активным осмыслением вокально-хоровой работы, постепенным накоплением опыта репетиционной работы и практическим применением этого опыта в ходе обучения.
2. Процесс активизации коммуникативных способностей
студентов в хормейстерской деятельности предусматривает
применение специфических приемов и методов с внедрением
диалогических форм общения, обеспечивающих почву для
\* эффективного формирования творческого сотрудничества.
3. Диалогические формы, приемы и методы творческого общения
составляют основу и создают условия для формирования творческой
самостоятельности. К ним автор относит:
формы диалогического общения между коллективом и дирижером, такие как творческая дискуссия, творческая беседа, коллективное обсуждение;
приемы доверительного общения, ведущие к снятию психологических барьеров;
метод творческой дискуссии;
методы исполнительского общения, такие как вариативно-исполнительский показ ("мастер-класс") и совместные концертные
4 выступления на фестивалях и конкурсах.
Апробация и внедрение результатов основных положений диссертационного исследования осуществлялась в процессе обсуждения материалов исследования на кафедре хорового дирижирования
12 Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А.Шолохова; в выступлениях с докладами на научно-практических конференциях (1998-2003 г.г.); публикации статей в межвузовских сборниках.
Структура диссертации обусловлена целью исследования и поставленными в нем задачами. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определена цель исследования, представлены объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза и поставлены задачи, охарактеризованы методы исследования, определены новизна и практическая значимость.
Понятие общения в психолого-педагогической литературе
В современном динамичном мире процесс социализации человеческой личности невозможен без общения, как неосуществима без него любая деятельность. В общении между людьми выделяется тенденция к дальнейшему расширению и усложнению фактора человеческих взаимоотношений, без которого нет динамики в процессе становления личности.
В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам общения, помимо определения возросшей роли исследования общения в системе психолого-педагогического знания, наблюдается напряженный поиск исходных принципов изучения межличностного восприятия, взаимодействия, сотрудничества и диалога. Не случайно, в современной психологии в настоящее время выделилась область психологии общения, сложившаяся как особое направление, предметом которого является психологическая специфика процессов общения и взаимоотношений личности и общества.
В отечественную науку проблема общения вошла в 20-е годы. Концептуальные основы разработки этой проблемы связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева, С.Л. Рубинштейна. Они рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
У истоков разработки проблемы общения стоял В.М. Бехтерев (1883), утверждавший, что чем богаче мир общения человека с другими людьми, тем более развита личность. Общение рассматривалось им как важное условие сохранения и распространения индивидуального опыта, его передачи потомству, обеспечения и исторической преемственности общественных ценностей. Заслугой Бехтерева является то, что он один из первых приступил к конкретному экспериментальному исследованию особенностей поведения человека, его "нервно-психических проявлений" в условиях взаимодействия, в общении. Им разработан ряд интересных, оригинальных методик изучения общения, выделены наиболее важные теоретические вопросы.(25)
В концепции Л.С. Выготского общение занимает центральное место, оно рассматривается как важный фактор психологического развития человека, условие его саморегуляции.(45)
В исследованиях С.Л. Рубинштейна получила философско-теоретическое обоснование идея опосредованности всей системы отношений человека с миром, его отношениями с другими людьми, общением с ними.(172)
В трудах В.Н. Мясищева разработаны теоретические и прикладные проблемы психологии общения. Свою концепцию личности он назвал "Психология отношений личности", считая, что личность по самой своей сути изначально выступает как образование "диалогическое" - продукт индивидуального опыта общения и взаимоотношения с другими людьми.. Акцент делается на главных содержательных и формальных характеристиках общения, оно рассматривается целостно, как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга (132).
Подчеркнем, что понятие "общение" трактуется как сложный и многогранный процесс. В психолого-педагогической литературе много различных определений этого понятия. Так, А.В. Петровский дает следующее определение: "Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания людьми друг друга...".(152,469) Данное определение интересно тем, что в нем выделяется основное содержание общения, а именно: передача информации, взаимодействие, познание людьми друг друга. Эти три характеристики принято рассматривать как различные аспекты общения.
М.И. Лисина характеризует общение как взаимодействие участвующих в этом процессе людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата. Она считает предметом общения другого человека, выделяя познавательные, деловые и личностные мотивы этого процесса.(113) B.C. Мерлин отождествляет общение с коммуникативной деятельностью людей (1986г.). СВ. Кондратьева отмечает, что общение - явление общественной жизни, возникшее в процессе общественно-трудовой деятельности как потребность людей сказать что-то друг другу. (99)
Несмотря на многообразие определений, ученые пытаются дать более общее широкое толкование этого понятия.
Творческое общение - основа музыкально- исполнительской деятельности
Знание закономерностей общения и развитие навыков и способностей к нему особенно важны не только для педагога, но и для артиста, художника, музыканта, дирижера, то есть для людей творческих профессий. Музыка как вид творческой деятельности человека является сферой особого подхода к общению. При наличии общепедагогических задач в обучении каждый вид музыкально-педагогической деятельности имеет свои специфические особенности. И действительно, профессиональная задача музыканта, в частности дирижера, может быть успешно решена только в том случае, если ему удастся продуктивно включить исполнителей (участников хорового коллектива) в совместную творческую деятельность с ним; наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям реализации воспитательного потенциала музыкального искусства, а главное — осуществлять творческое общение. Общение, в этом случае, как часть творчества, является условием продуктивной педагогической работы. Каждый элемент этой работы, даже самый незначительный, предполагает нестандартное творческое решение.
В музыкально-педагогической деятельности общение, как творческая категория, участвует в решении множества коммуникативных задач. Органическая взаимосвязь процесса педагогической коммуникации и процесса музыкально-педагогического общения вносит творческое начало в музыкально-исполнительскую деятельность.
Исполнительское искусство - искусство общения. Каждый вид искусства имеет свои особенности, касающиеся предметной реализации человеческих переживаний окружающей действительности, адекватной потребности общества в эмоциональной компенсации дефицита общения. Наиболее полная реализация потребности общения осуществляется в музыкальном искусстве, так как его специфические особенности включают чувственно-выраженное отношение друг к другу в человеческом общении. Именно в процессе музыкального исполнения осуществляется особый акт общения между участниками исполнения со слушателями, рождающий сильный эмоциональный заряд.
Применительно к понятию "музыкальное исполнительство" возможны два варианта его толкования. Один связан с пониманием музыкального исполнительства в широком смысле слова как явления социокультурного порядка, то есть вида художественно-творческой деятельности. Такой поход обуславливает применение в качестве основополагающего фактора принцип историзма, обращение к опыту социологии, культурологии, эстетики. Другой вариант связан с толкованием данного понятия в более узком смысле, как деятельность музыканта исполнителя, имеющую свои характерные особенности и закономерности развития. Эти два варианта взаимосвязаны и дополняют друг друга. Исходным пунктом является понимание музыкального исполнительства как сложно-динамической системы, составными частями которой являются композиторское творчество, исполнительское творчество, а также сотворчество слушателей.
Музыкальное исполнительство развилось в самостоятельный вид музыкального творчества именно постольку, поскольку оно стало существенным образом отличаться от композиторского творчества. Вместе с тем, его отличительность связана с самой природой исполнительского творчества, а также с такими основными компонентами, как одаренность музыканта-исполнителя, целенаправленность и назначение этой специальной области музыкальной деятельности. Понимание музыкального исполнительства как особого вида художественно-творческой деятельности базируется на понимании его специфичности, что не исключает признания наличия в нем и некоторых общих свойств, присущих другим видам художественного творчества.
Организация констатирующего этапа педагогического эксперимента
В первой главе при рассмотрении проблемы творческого общения как основы дирижерско-хоровой деятельности студентов были выделены главные педагогические условия реализации такого общения дирижера с участниками исполнительского хорового коллектива. Это, прежде всего, опора на выразительные возможности жестов дирижера, свободное овладение рабочим жестом, осознание технологии репетиционного процесса в хоре и направленность общения на воплощение интерпретации хорового произведения. Принимая содержание дирижерско-хоровой деятельности студента при сокращенном сроке обучения (3,5 года) за исходное, мы начали проверку педагогических условий реализации творческого общения студентов с коллективом и путей применения этих условий в учебно-воспитательном процессе.
Цель педагогического эксперимента состояла в проверке эффективности влияния выделенных нами педагогических условий на качество дирижерско-хоровой подготовки студентов.
В ходе исследования автором были поставлены задачи, позволяющие определить исходный уровень дирижерско-хоровой подготовки студентов музыкально-педагогического факультета и готовности их к реализации творческого общения с хоровым учебным коллективом по следующим параметрам: ясность и доступность дирижерской мануальной техники, основы репетиционной работы, свободное овладение рабочим жестом, наличие собственного исполнительского плана (интерпретации) и его творческая реализация.
Следует отметить, что опытно-экспериментальная работа проводилась в хоровых классах автора исследования (наполненность контрольной и экспериментальной групп - 35 студентов с обучением 5,5 лет и 50 студентов, обучающихся по сокращенному сроку обучения - 3,5 года) музыкально-педагогического факультета Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова. Эта работа проходила в рамках естественно протекающего учебного процесса специальной подготовки будущих учителей музыки в русле действующих учебных программ и учебных планов. Контрольную группу составляли студенты хорового класса вечернего отделения, обучающиеся по пятилетнему учебному плану. Экспериментальную группу составляли студенты хорового класса, обучающиеся по сокращенному учебному плану (3,5 года). Поясним, что на музыкально-педагогическом факультете создано и функционирует внебюджетное отделение заочной формы с сокращенным сроком обучения (3,5 года), на котором существует единый учебный хоровой коллектив, состоящий из студентов всех курсов под руководством автора исследования. Это предоставило возможность постоянного взаимопроникновения студентов в учебно-исполнительскую деятельность. Вновь поступившие студенты вливались в процесс уже подготовленного хорового коллектива. Таким образом, творческая атмосфера в коллективе послужила исходным материалом и образовала экспериментальную группу исследования.