Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХГФ НА ОСНОВЕ КРУЖКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ. 10
1.1 Анализ проблемы формирования творческих способностей студентов ХГФ в научно-методических исследованиях . 10
1.2. Особенности таджикской народной художественной вышивки. .29
1.3. Критерии отбора материала для формирования творческих способностей студентов процессе занятий кружка художественной вышивки. 39
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 59
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫШИВКИ. 61
2.1. Методика формирования творческих способностей студентов в процессе художественной вышивки. 61
2.2. Экспериментальное исследование влияния метода стадиального ориентирования на эффективность и качество формирования творческих способностей в процессе занятий по художественной вышивки 71
2.3 Опытно-экспериментальная работа по формированию творческих способностей студентов ХГФ в процессе занятий художественной вышивки, 92
Схема применения метода стадиального ориентирования 93
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 106
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 11,0
ПРИЛОЖЕНИЕ 123
- Анализ проблемы формирования творческих способностей студентов ХГФ в научно-методических исследованиях
- Особенности таджикской народной художественной вышивки.
- Методика формирования творческих способностей студентов в процессе художественной вышивки.
Введение к работе
Проблема исследования и её актуальность. Перестройка обучения студентов на художественно-графическом факультете включает целый комплекс средств, форм и методов совершенствования учебного процесса и коренного повышения качества подготовки специалистов. Выпускники художественно-графического факультета будут получать профессию учителя черчения, изобразительного искусства и руководителя внеклассной кружковой работы по декоративно-прикладному искусству.
На занятиях кружка художественной вышивки студенты знакомятся с различными её видами и приёмами выполнения. На наш взгляд это способствует воспитанию у них эстетического вкуса, развитию интереса к народному искусству, показу его традиций и национальных особенностей.
Искусство вышивания, как и многие вышитые предметы, передаются из поколения в поколение и еще долго продолжают служить человеку. Большое место испокон веков отводили таджики вышитым предметам во время ритуала праздников, которые сопровождали человека в самые значительные периоды его жизни, касалось это хозяйства, семейно-бытового уклада или религиозных представлений. Никогда народные праздники не обходились и не обходятся без сузани (украшение для стен), борпушей, руйджо (покрывало) и других крупных форм вышивок, служащих покрывалами или украшением жилища.
В течении многих столетий Худжандские вышивальщицы выработали свою орнаментальную систему, различные принципы ритмического и цветового решения, которые придают яркое своеобразие и отличительные черты здешней вышивке,
Изучая историю вышивания тканей в странах Содружества, можно прийти к выводу, что издавна женщины занимались этим делом, украшали свой быт и одежду. В то же время в орнаментах разных народов много идентичных мотивов. Это объясняется тем, что люди пытались в орнаменте
символом выразить такие общие понятия как солнце, вода, движение, покой и т.д.
В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного
ь. вышивального искусства, старые приёмы вышивания обогащаются
новыми.
Это отражено в работах мастериц заслуженных вышивальщиц Республики Таджикистан 3. Бахриддиновой, Д. Алимирзоевой, С. Фузайловой, Б. Тошматовой и др.
Наиболее значительный вклад в изучение таджикского народного
искусства внесли этнографы и искусствоведы М. А. Андреев,
В. Л. Воронина, А. Б. Исоев, Н. 3. Юнусова, М. А. Рузиев, X. А. Юлдашев
% и другие. Огромную методическую помощь в определении содержания
обучения нашей темы оказали работы Н. 3. Юну совой, М. А. Рузиева и др.
Из сказанного следует, что сохранение и развитие народного искусства помогает воспитать у студентов эстетический вкус, развить интерес к народному искусству, показать его традиции и национальные особенности.
С этой целью основополагающими в теории учебно-воспитательного
0 процесса положениями для нашего исследования, являются работы
Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, А. М. Новикова, М. Н. Скаткина, В. А. Сластёнина и др.
Рассматривая возможности формирования творческой способности
студентов, мы изучали психолого-педагогические аспекты данного
вопроса, В этом отношении наибольший интерес представляют труды:
психологов Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Г, Ковалева,
В. А. Крутецского, В. С. Кузина, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьева,
К. К. Платонова, С. Л. Рубенштейна, Б. М. Теплова, И. С. Яниманской;
педагогов В. И. Андреева, Т. А. Ильиной, М. Н. Скаткина и др.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил скон-
центрировать наше внимание на исследованиях, посвященных формированию творческой способности, профессиональной подготовки студентов, уяснить, что творческие способности развиваются только в профессиональной деятельности и в специальных упражнениях, рассчитанных на формирование необходимых для художника (вышивальщицы) личных качеств, например, связь теории с практикой в течение всей его изобразительной деятельности в области изобразительного искусства.
В ходе экспериментального исследования, определяющего использование народного искусства на внеклассных занятиях, мы опирались на труды И..Ахмедовой, М.Д.Ашурова, Л.А.Болотиной, К.Касымова, А.С.Хворостова, А.М.Ходжаева, Д.М.Холматова, Г.ГШучковой, А.М.Кадырова и других, которые внесли большой вклад в развитие творческих способностей в изобразительной деятельности в условиях кружковой работы по изобразительному искусству.
Тем не менее следует отметить, что процесс формирования творческой способности средствам народного искусства студентов не исчерпан, от нерешенности данной проблемы страдает качество подготовки специалистов, что и определило её особую актуальность.
Именно это определило выбор нами темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: «Формирование творческих способностей студентов художественно-графического факультета в кружках художественной вышивки».
Цель исследования. Разработать и экспериментально проверить методику формирования у студентов творческой способности в процессе занятий в кружке художественной вышивки,
Объектом исследования является процесс подготовки будущих учителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства к педагогической деятельности в кружковой работе.
Предмет исследования - процесс формирования творческих способностей студентов на занятиях кружка художественной вышивки.
В итоге изучения состояния данного вопроса в теории и практике
^ была сформулирована следующая гипотеза: формирование творческих
способностей" студентов в кружке по художественной вышивке будет
наиболее эффективным, если: разработать специальную методическую
систему, которая будет включать в себя:
цели, задачи и содержание обучения художественной вышивки;
принципы, формы, методы, методические приемы;
средства обеспечения учебных, воспитательных и развивающих
процессов (ТСО, наглядные пособия);
& " на начальном этапе обучения художественной вышивке
формировать навыки вышивания в процессе выполнения упражнений с применением методических приёмов, направленных на совершенствование действий, их компонентов.
Для проверки выдвинутой гипотезы в ходе исследования были поставлены следующие задачи:
Выявить психолого-педагоги чес кие основы методы формирования щ творческих способностей.
Изучить историю развития художественной вышивки.
Определить и проанализировать содержание обучения.
Разработать эффективную методику формирования творческих способностей студентов ХГФ в процессе занятий художественной вышивки.
Экспериментально проверить доступность содержания и эффективность разработанной методики.
Экспериментальная работа по методике формирований творческих способностей студентов ХГФ в процессе занятий художественной вышивки.
Методологическую основу исследования составляют труды
выдающихся физиологов, учёных в области психологии, педагогики,
дидактики и методики.
^ Для решения поставленных задач в диссертации применялись
следующие методы исследования:
"изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
"" изучение и обобщение педагогического опыта;
" констатирующий и формирующий педагогический эксперименты;
" метод математической статистики.
Методика исследования строилась на таких принципах, как
Щ,- объективность, взаимодополняемость, взаимоконтролируемость ис-
следовательских методов и конструктивность.
Основой опытно-экспериментальной базой явились кружки художественной вышивки художественно-графического и физико-технических факультетов.
Исследование осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе 1997-1999 гг. была изучена необходимая
щ историческая, психологическая, педагогическая, методическая и
искусствоведческая литература по исследуемой проблематике; проанализированы современное состояние проблемы, деятельность кружков прикладного и изобразительного искусства. Все это стало основанием для определения проблемы исследования, формирования его объекта, предмета, гипотезы, целей и задач.
Второй этап — 1999-2001 гг. был преимущественно посвящен
опытно-экспериментальной работе. Разработана программа
констатирующего эксперимента, осуществлена проверка гипотезы, определены возможности студентов в формировании умений и навыков процесса вышивки, проведен формирующий эксперимент.
Третий этап 2001-2002 гг. носил теорети ко-обобщающий характер, где осуществлена систематизация полученного материала, выводов и методических рекомендаций, разработанных в ходе исследования, проведено литературное оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключаются в том, что:
"решена научная педагогическая задача проблемы развития творческих способностей студентов;
разработаны критерии отбора содержания обучения в кружке художественной вышивки;
определены условия формирования творческих способностей в процессе занятий кружка художественной вышивки;
разработана и экспериментально проверена эффективная методическая система формирования творческих способностей студентов на занятиях по художественной вышивки;
" выявлена и доказана эффективность применения метода стадиального ориентирования с изучением стадии формирования навыков. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что внесет вклад в теорию и методику развития творческих способностей студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству (художественной вышивки).
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащийся в ней материал по содержанию обучения и методический комплекс для формирования творческой способности в процессе кружковых занятий художественной вышивки может быть использован и уже находит применение в деятельности преподавателей ХГФ и общеобразовательных школ.
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В приложении представлено примерное планирование занятий кружка по
художественной вышивке.
Апробация работы. Результаты исследования периодически докладывались на научно-педагогических конференциях молодых учёных ХГУ им. академика Б. Г. Гафурова и регулярно обсуждались на кафедре черчения и методики спецдисциплиы художественно-графического факультета.
Конференция молодых учёных Ленинабадской области, посвященная 65-летию ХГУ, 1997 год.
Научно-практическая конференция, посвященная 65—летию ХГУ и 30-летию художественно-графического факультета, 1997 год.
Конференция молодых учёных Ленинабадской области, посвященная 1100—летию государства Саманидов, 1999 год.
Научно-теоретическая практическая конференция молодых ученых и преподавателей, посвященная 70-летию ХГУ им. академика Б. Гафурова, 2001 год.
Научно-практическая конференция на тему: "Методы применения педагогических учений и народных традиций Центральной Азии в воспитании молодёжи", 2001 год.
V-я конференция молодых учёных и исследователей Согдийской области, посвященная Дню Молодежи, 2003 год.
Конференция молодых учёных, посвященная году "Чистой воды" и 10-летию образования отдела аспирантуры при ХГУ им, академика Б. Г. Гафурова.
Анализ проблемы формирования творческих способностей студентов ХГФ в научно-методических исследованиях
В педагогической науке формирование знаний определяется как часть педагогического процесса обучения, в ходе которого при взаимодействии учителя и ученика происходит формирование понятий и освоение методов научного познания.
Творческая деятельность - деятельность, в которой творчество как доминирующий компонент входит в структуру либо её цели, либо способов (97, с. 147).
Если человек должен совершить некоторую совокупность действий, решить ту или иную задачу, однако наличные условия не подсказывают ему способа решения этой задачи, и весь арсенал прошлого опыта не содержит никакой готовой схемы, которая была бы пригодна для данных условий, чтобы найти выход из подобной ситуации, человеку необходимо создать новую, не имевшую у него ранее стратегию деятельности, т. е. совершить акт творчества (101, с.20).
В. С. Кузин отмечает, что яркой особенностью мышления художника, обусловленной активным участием в творческом процессе зрительных образов памяти и воображения, является его ассоциативность. Ассоциации по контрасту, по сходству и по смежности постоянно присутствуют в мыслительной деятельности художника на всех этапах его творческого процесса (58, с. 161).
В дальнейшем, пользуясь термином "формирование творческой деятельности", мы будем исходить из данных выше определений.
Вопрос о том что представляют собою человеческие способности, от чего зависит их формирование и развитие, привлекает внимание психологов, педагогов, методистов, учителей-практиков. С полным основанием можно сказать, что творческие способности представляют всеобщий интерес.
Проблемой способностей человека занимались ещё философы древнего мира. Само понятие способности в науку ввёл Платон, но это было чисто идеалистическое их толкование (под способностями мыслились "идеи", пребывающие вне человека). Его ученик Аристотель в понятие способности вкладывал внутреннее свойство тела, без которого и внешнее воздействие не может иметь значения. То есть философ подчёркивал значимость способностей в познавательно преобразовательной деятельности человека.
Представители таджикско-перейде кой науки Абу Аб дал л ах Джафар Рудаки, Абдул-Касим Фирдоуси, Абу Али Ибн Сина (Авиценна), Насир-и-Хисроу, Омар Хайям в трудах, посвященных вопросам морали и воспитания, касаясь проблемы формирования способностей - "хунар" считали, что они формируются у каждого человека. Они указывали, что для этого необходимы определённые условия, а также стремление самого человека развивать их, это противоречило высказываниям мусульманского духовенства о том, что способности заранее распределены самим Богом.
Мусульманское духовенство жестоко наказывало тех, кто смел высказаться против него.
Материалистические тенденции в трактовке способностей проявлялись и в работах философов более позднего периода. Выдающийся провозвестник научных знаний Френсис Бекон писал: "Врождённые дарования подобны,., растениям и нуждаются в выращивании с помощью учёных знаний". Тем самым философ отметил необходимость преднамеренного формирования способностей развивающегося организма путём создания определенных условий.
Особенности таджикской народной художественной вышивки
Вышивка (кашидадузи, гулдузи) - один из видов прикладных искусств, который выполняется на вещественном материале и является наиболее древним и доступным видом художественного творчества, имеющим свои вековые традиции.
Широкое распространение и приёмы этого вида декоративно-прикладного искусства связано с повышением требований к культуре быта и одежды. Вышивка - один из самых древних видов орнаментации тканей у всех народов, особенно у таджикского народа.
Вышивки выполнялись на ткани нитями из хлопка, шёлка, шерсти, которые окрашивали в домашних условиях с помощью растительных красителей в основные цвета - белый, жёлтый, синий, зелёный, красный и чёрный.
Живя среди природы, человек научился видеть в ней множество интересных, причудливых форм, цветовых оттенков, подмечая тождественные явления, которые он стал обозначать обобщёнными условными знаками. "Так, вихрь, водоворот, ураган получили вид спирали; солнце - вид круга и т. д. Интересно, что встречаются изображения спирали почти у всех народов эпохи неолита" (32, с.82).
Каждая эпоха, национальная культура выработали свои мотивы, формы, цвет и расположение орнамента на украшаемой поверхности. "В Древнем Египте, например, наибольшее распространение получили растительные мотивы, особенно листья и цветы лотоса, в Древней Греции — геометрические формы и стилизованные элементы растительности. В азиатских культурах древности и средних веков использовались арабески — причудливое сочетание геометрических и растительных узоров. Для русского орнамента с древних времён характерно богатство геометрических форм, плетёнок, растительных мотивов, а также изображений птиц, зверей, фантастических животных, человеческих фигур" (128, с.60).
В то же время в орнаментах разных народов много идентичных мотивов. Это объясняется тем, что люли пытались символом выразить такие общие понятия, как солнце, вода, движение, покой и т. д. Например, ромб у многих народов - символ мощи, силы, плодородия, благополучия.
История таджикской вышивки, одной из интереснейших и оригинальнейших отраслей декоративно-прикладного . искусства, ещё недостаточно исследована. О широком её распространении у предков таджикского народа свидетельствуют дошедшие до нас монументальные росписи (Варахша, Пенджикент, Балалыктеппа, Шахристан, Топраккала) (122, с.372). Некоторые сведения о высоком художественном достоинстве древних вышитых тканей даёт литература (Авеста, "Шахнаме").
Древнейшей вышивкой среднеазиатского происхождения считается вышивка шерстью на фрагментах декоративной ткани из Ноин-Ула (бассейн р.Селенги), найденная во время раскопок в 1924-1925 гг. Находка как древнейший образец искусства (выполнена тамбурным швом) интересна кругом образов, представленных на ней: человеческие фигурки в орнаментированных вышитых костюмах; различных узоров - ромбы, кресты, мотив "волны" и т. д.; грифоны птицы и полу фигуры младенцев; шествие всадников, являющееся центром композиции. Совершенные изобразительные средства этой вышивки говорят о развитом, выработанном стиле и многовековых традициях.
Особенно богатой была вышивка тимуридского Самарканда, где процветало золотое шитьё. В 14-15 вв. орнаментика тканей приобрела чисто растительный характер.
О вышитой одежде, коврах, палатках, попонах для лошадей, зонтах дают представления миниатюры гератской, тебризской и бухарской школ. Характер этих вышивок уже целиком соответствует искусству средневековья с его изощрённым и сложным растительным орнаментом, распространив-шимся в 16-18 вв. и дошедшим до наших дней. С древнейших времён таджикский народ украшал вышивкой не только одежду, но и весь свой быт, включая жилище. Изделия таджиков издавна отличались большим разнообразием видов декоративного оформления. По своим стилистическим особенностям вышивка делится на горную и равнинную, что обусловлено природой Таджикистана, известной своими контрастами. При существенных художественных различиях искусство разных районов испытывало и некоторое взаимовлияние.
Уникальными образцами старинной горной вышивки представлена коллекция А. А. Бобринского, составленная на рубеже 19-20 вв. Отделка вышивкой у горных таджиков (Дарваз, Каратегин, Куляб), главным образом, сосредоточена в одежде: платья, халаты, детские камзолы, поясные мужские платки - румолы, старинные покрывала для лица — рубанды, тюбетейки, отделочная тесьма и т. д. Принципы орнаментации каждого изделия в этой местности имеют свои особенности. Так, на нарядном платье горной таджички вышивается всё переднее полотнище от плеча до подола. Иногда оформляются бока, плечи и часть спины. Подол и ворот платья при этом имеют также фигурную машинную строчку, придающую всему платью законченный вид.
Методика формирования творческих способностей студентов в процессе художественной вышивки
B.C. Кузин отмечает, что развитие задатков в способности возможно только в условиях деятельности, в условиях усвоения знаний, умений, и навыков. И не случайно о способностях судят, прежде всего, по уровню владения знаниями и умениями (59, с.246).
Для того, чтобы выявить основные пути совершенствования и формирования трудовых умений и навыков студентов в процессе занятий в кружках декоративно-приклади о го искусства необходимо проанализировать ряд вопросов методологического плана. В первую очередь встает вопрос выбора методов обучения для формирования умений и навыков.
В научно-методической литературе отражены поиски различных авторов в области формирования творческой способности средствами народного искусства. Так, в трудах Н.Н.Ростовцева, В.С.Кузина, А. С. Хворостова, В. И. Шорохова, Т. Н. Шпикеловой, Н. С. Боголюбова, С. С. Булатова, С. Е. Игнатьева, К. Касымова и др. рассматриваются многие из указанных вопросов.
Формированию трудовых умений посвящен ряд фундаментальных работ по дидактике и методике трудового и профессионального обучения -П. Р. Атутова, С. Я. Батышева, А. П. Беляевой, Н. И. Думченко, К. Н. Кат-ханова, И. Д. Клочкова, Н. И. Кравцова, А. М. Новикова, К. К. Платонова, Д. А. Тхаржевского и др., которые внесли большой вклад в методику трудового и профессионального обучения.
Формирование умений - это процесс овладения учащимися под руководством учителя правильными приёмами или способами выполнения действий на основе приобретённых знаний при различных изменениях первоначальных условий (15, с. 104).
Э. И. Моносзон отмечает, что процесс овладения знаниями - это усвоение их фактической стороны, вытекающей из теоретических выводов, понятий и законов науки. Овладение знаниями происходит на основе ощущений, восприятия, представлений и понятий — особых форм отражения в сознании явлений объективного мира (88, с.106).
В дальнейшем, пользуясь термином "формирование знаний и умений", мы будем исходить из данных выше определений.
Умение - освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях (105).
В исследованиях А. М. Новикова отмечено, что в каждой деятельности есть стабильные, стереотипно повторяющиеся компоненты, которые могут при многократном повторении автоматизироваться, т. е. осуществляться при свёрнутом контроле сознания (92, с.9). Автоматизированные компоненты деятельности, сформировавшиеся при многократных повторениях, являются навыками. С этих позиций навыки и умения соотносятся как часть и целое, а знание является общей основой для формирования различных трудовых умений как в общеобразовательной школе, так и при дальнейшей профессиональной подготовке (там же).
По утверждению В. С. Кузина, "каждое действие человек вначале выполняет неточно, медленно, т. е. несовершенно. Иногда ему даже неизвестно, как надо начинать то или иное действие. Чтобы научиться выполнять конкретное действие, человек обращается за помощью к книгам, схемам, картинам, к более опытным людям. Но при всём огромном значении анализа действий наглядного показа его выполнение для овладения действием оказывается малым. Необходимы упражнения в действии" (59, с.53).
Итак, благодаря только упражнениям формируется умение, способ выполнения вышивки, и это является навыком, который способствует творческую деятельность. "Показателем наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных, частных операций" (59, с.54).
За наблюдением процесса вышивания определили, что преподавателю следует организовать занятия так, чтобы его содержание полностью соответствовало требованиям технологии выполнения вышивки и правильного выбора метода обучения (упражнения). Потому что плохой или неправильно выполненный показ вреден, так как он может привести к ошибочным навыкам студентов.
Трудовые навыки это приобретённая способность человека выполнять определённую работу с наименьшей затратой труда и времени, безошибочное автоматизированное (под контролем сознания) выполнение операций (трудовых, технологических), что достигается многократным повторением их студентами.