Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме (На опыте Республики Саха (Якутия)) Адамова Любовь Константиновна

Формирование педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме (На опыте Республики Саха (Якутия))
<
Формирование педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме (На опыте Республики Саха (Якутия)) Формирование педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме (На опыте Республики Саха (Якутия)) Формирование педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме (На опыте Республики Саха (Якутия)) Формирование педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме (На опыте Республики Саха (Якутия)) Формирование педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме (На опыте Республики Саха (Якутия)) Формирование педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме (На опыте Республики Саха (Якутия)) Формирование педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме (На опыте Республики Саха (Якутия)) Формирование педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме (На опыте Республики Саха (Якутия)) Формирование педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме (На опыте Республики Саха (Якутия))
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Адамова Любовь Константиновна. Формирование педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме (На опыте Республики Саха (Якутия)) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2005 220 c. РГБ ОД, 61:05-13/1113

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Теоретическое обоснование процесса формирования педагогической культуры родителей сельских школьников 14

1.1 Педагогическая культура родителей сельских школьников как теоретическая проблема 14

1.2 Анализ состояния педагогической культуры родителей в практике модернизации сельской школы 43

1.3 Социокультурные институты наслежно-улусного социума как фактор формирования педагогической культуры родителей 72

Глава II. Условия формирования педагогической культуры родителей в наслежно-улусном социуме.., 96

2.1 Системный подход к организации и управлению процессом формирования педагогической культуры родителей 96

2.2 Стимулирование педагогического самообразования родителей в наслежно-улусном социуме 128

2.3 Социально-педагогические технологии деятельности сельских образовательных и социокультурных учреждений по формированию педагогической культуры родителей 147

Заключение 182

Библиография 190

Приложения 205

Введение к работе

Актуальность исследования. Многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в обществе, сегодня в значительной мере затронуло семью, нередко дестабилизируя ее жизненные функции и снижая ее воспитательный потенциал.

По данным Комитета по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия), в Республике ежегодно выявляются свыше 2250 детей, оставшихся без попечения родителей. Подавляющее большинство из них - социальные сироты. Количество детей, направленных на попечение, опеку, усыновление в 2003 году, составило 3821. Учреждениями социального обслуживания семьи и детей проведен социальный патронаж более 91380 семей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке.

Семья — особый социальный институт, главным предназначением которого является воспитание, образование и социальная защита человека.

От того, каков уклад жизни семьи, зависят направленность и характер семейного воспитания. Воспитательный ресурс родителей находится в прямой зависимости от уровня сформированности педагогической культуры родителей как одного из составляющих семейного уклада жизни. Непонимание родителями процесса развития ребенка, неумение распознавать его характер, неадекватное реагирование на его поведение приводят к серьезным ошибкам и неудачам в семейном воспитании и развитии личности.

Результаты опроса, проведенного среди родителей учащихся образовательных учреждений 5 улусов Республики Саха (Якутия), показали, что две трети отцов и матерей признают недостаточность своих психолого-педагогических знаний, и как следствие - сложность в общении с детьми, необходимость в специализированной профессиональной помощи. Педагогическая культура родителей - основа обогащения воспитательного потенциала семьи, важнейший ресурс развития личности ребенка. С одной стороны, для того, чтобы семья стала действительно стабильной, могла

выполнять свои социально значимые функции, необходимы серьезное и всестороннее содействие семье, соответствующие помощь и поддержка. Сегодня вопросы семейного воспитания, педагогического просвещения родителей достаточно широко освещаются в философских, социологических и психолого-педагогических трудах. Вместе с тем, анализ в этом контексте семейной проблематики показывает, что до сих пор нет единой точки зрения на содержание и пути формирования педагогической культуры родителей, критериев и параметров оценки ее уровней. Научные исследования по формированию педагогической культуры малочисленны, фрагментарны, не отражают проблемы родителей сельских школьников, не демонстрируют системного подхода к решению этой проблемы в современных условиях.

Специфические особенности организации условий жизнедеятельности сельских семей - компактность проживания, высокая степень «открытости», восприимчивость родителей сельских детей к педагогическим советам и рекомендациям — создают реальные предпосылки для построения системы взаимодействия всех образовательных и социокультурных институтов села по формированию педагогической культуры жителей наслежно-улусного социума, родителей в первую очередь.

Теоретическое осмысление и методическое решение проблемы организации и содержания процесса формирования педагогической культуры родителей, безусловно, будет содействовать совершенствованию всей практики социального воспитания в сельском социуме. В этом отношении объективная потребность в разработке региональной модели формирования педагогической культуры родителей сельских школьников определяет актуальность исследования.

Анализ научно-педагогической литературы и социально-педагогической практики по исследуемой проблеме позволили выделить ряд противоречий, сдерживающих усилия школы, институтов сельского социума в формировании педагогической культуры родителей учащихся. Это противоречия:

— между высокими требованиями общества к качеству воспитания детей и недостаточным уровнем педагогической культуры родителей, их воспитательным потенциалом;

-между потребностями родителей в различных формах социально-педагогической поддержки и соответствующим качеством и «набором» предоставляемых услуг по научно-методическому обеспечению их самообразования;

между необходимостью социально-педагогической работы образовательных учреждений с родителями и дефицитом средств и методов этой работы в условиях сельского социума;

между объективной потребностью родителей в повышении их культурно-педагогического уровня, воспитательного потенциала и готовностью школьных учителей, социальных педагогов, социальных работников к этой деятельности.

Актуальность и значимость выявленной проблемы, состояние теории и потребность практики в эффективном педагогическом сопровождении процесса формирования педагогической культуры родителей учащихся сельских образовательных учреждений обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме (на опыте Республики Саха (Якутия))».

Объект исследования: педагогическая культура родителей учащихся в сельском социуме как фактор формирования личности школьника.

Предмет исследования: процесс формирования педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме.

Цель исследования: разработать региональную модель формирования педагогической культуры родителей сельских школьников и определить условия ее эффективной реализации (на опыте Республики Саха (Якутия)).

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что формирование личности сельского школьника в современных условиях в значительной мере определяется уровнем педагогической культуры родителей, который составляет совокупный воспитательный ресурс современной семьи.

-6.

Процесс формирования педагогической культуры родителей будет эффективным, если: в образовательном пространстве родителей широко используются этнопедагогический потенциал общины, возможности сельской образовательной и этнокультурной среды, всех ее социальных институтов; создаются условия для педагогического самообразования родителей и применения полученных знаний в их повседневной жизни; деятельность сельских учителей, воспитателей и социальных педагогов основана на соответствующих инновационных технологиях и методиках работы с родителями.

Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, определены основные задачи исследования:

  1. Изучить сущность формирования педагогической культуры родителей сельских школьников и критерии эффективности этого процесса.

  2. Осуществить анализ разработанности проблемы формирования педагогической культуры родителей в практике модернизации образования в сельском социуме,

  3. Обосновать современную модель формирования педагогической культуры родителей сельских школьников и программу ее реализации в наслежно-улусном социуме.

  4. Разработать практические рекомендации в адрес родителей, социальных педагогов, учителей и других специалистов сельского социума.

Методологической основой исследования явились идеи материалистической диалектики о системном понимании социальных явлений, основные положения социальной педагогики о микросоциуме и семейном воспитании, положения общей этнопедагогики, этнической педагогики народа саха; концепции развития российского образования в новых социально-экономических условиях.

В качестве основной теоретической базы исследования рассмотрены важнейшие идеи отечественных и зарубежных ученых, изложенные в трудах:

о социальных аспектах воспитания (Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, Н.К. Крупская, СТ. Шацкий и др.);

направленных на изучение различных сторон педагогической культуры (Е.В. Бондаревская, М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев, А.В. Мудрик, Е.Г. Силаева, В.А. Сластенин и другие);

посвященных проблемам семьи, педагогики и психологии воспитания детей в семье (Ю.П. Азаров, А.И. Антонов, М. Буянов, А.Я. Варга, А.С. Спиваковская, В.В. Столин, В.А. Сысенко, Э.Г. Эйдемиллер и другие);

-связанных с изучением педагогической культуры родителей (И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько, Ю.Я. Левков, Т.В. Лодкина, В JL Титаренко, С.Н. Щербакова и другие);

раскрывающих проблемы формирования, повышения и совершенствования педагогической культуры родителей различными социальными институтами, системой образовательных учреждений (И.В. Гребенников, Ю.Я. Левков, Р.В. Овчарова и др.), сферой социального (социально-психолого-педагогического) обслуживания (Л.С. Алексеева, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, А.Д. Кошелева, Н.Н. Стрельникова, B.C. Торохтий и другие);

посвященных изучению сельского социума, сельской школы, ее проблем и особенностей, процессов его изменения, а также волросами взаимодействия образовательных и социокультурных институтов (В.Г, Бочарова, М.П. Гурьянова, М.М. Пяоткин, В.Н. Гуров и другие).

Общие педагогические воззрения различных народов подробно освещены
В.Ф. Афанасьевым, Г.Н. Волковым, А.Ш. Гашимовым, Я.И. Ханбиковым. В
работах Д.А. Данилова, А.Г. Корниловой, Н.Д. Неустроева,

А.П. Оконешниковой раскрыты отдельные аспекты якутской народной педагогики, использование ее в воспитательной работе образовательных учреждений, наслежно-улусного социума.

Исследования В.Н. Аргуновой, А.А. Григорьевой, К.Н. Сивцевой, А.П. Шамаевой способствовали построению региональной модели

формирования педагогической культуры родителей в условиях сельского социума.

Для решения поставленных задач в исследовании применялся комплекс методов: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; изучение и анализ педагогического опыта работы образовательных учреждений и социокультурных институтов с родителями, ретроспективный анализ. Ведущим методом исследования явилась социально-педагогическая опытно-экспериментальная работа, в ходе которой использовались различные виды устного и письменного опроса (интервью, анкетирование, тестирование), педагогическое наблюдение, ранжирование, статистические методы обработки данных.

Базой исследования стали 150 семей из 3 наслегов Чурапчинского улуса, а также школьники и их родители из 4 улусов (Амгинский, Мегино-Кангаласский, Таттинский, Усть-Алданский) Республики Саха (Якутия).

Участниками опытно-экспериментальной работы являлись родители учащихся образовательных учреждений, социальные педагоги, психологи, специалисты социально-педагогических центров и других учреждений села.

Задачи исследования решались в три этапа:

На первом этапе (1994-1996 гг.) осуществлялся теоретический анализ литературных источников, массового и передового педагогического опыта по проблеме исследования. На основе обобщения опыта работы образовательных учреждений, социокультурных институтов села с родителями школьников определены цель, основные задачи и гипотеза исследования. Разработана программа и методика экспериментальной работы.

На втором этапе (1996-2002гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по созданию и теоретическому обоснованию модели процесса формирования педагогической культуры родителей в условиях наслежно-улусного социума, осуществлялась процедура отслеживания показателей ее формирования. Определялись пути и средства эффективного использования организационного и содержательного компонентов технологии работы по

формированию педагогической культуры родителей в условиях сельского социума.

На третьем этапе (2002-2004 гг.) проводилось внедрение в практику модели процесса формирования педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме, систематизировались, обобщались, анализировались и оформлялись данные, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы, были сформулированы теоретические выводы, текстуально оформлена диссертация.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного
исследования. Раскрыта сущность педагогической культуры родителей
применительно к современной ситуации в образовании. Определена
зависимость уровня педагогической культуры родителей от национальных и
региональных особенностей традиционного уклада жизни сельских семей
(установившийся порядок традиции, ценностные ориентации, стиль

отношений, личный пример родителей, межпоколенные связи); на опыте Республики Саха (Якутия) впервые проанализированы возможности взаимодействия образовательных и социокультурных институтов села, интеграции народных традиций и современных форм и методов воспитания в процессе формирования педагогической культуры родителей; разработана и экспериментально обоснована модель процесса формирования педагогической культуры родителей (принципы, условия и факторы, содержание, субъекты педагогизации сельской среды, критерии эффективности этого процесса) в соответствии со специфическими условиями сельского социума (производственной деятельности, расселения людей, их взаимодействия, этнического менталитета жителей); представлена социально-педагогическая характеристика якутских семей.

Результаты исследования обогащают теоретические положения педагогики о семейном воспитании, о педагогическом самообразовании родителей по овладению ими педагогической культурой в условиях сельского социума.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем представлены:

- социально-педагогическая характеристика семей сельских школьников; -комплексная программа формирования педагогической культуры родителей школьников в условиях якутского наслежно-улусного социума; -программа педагогического образования родителей (педагогические лектории, групповые, индивидуальные консультации, тренинг и др.); -технологии практической реализации образовательного потенциала родителей, создания образовательного пространства для формирования их педагогической культуры.

На защиту выносятся следующие положения: L Состояние семейного микроклимата, межсемейных отношений, эффективность обучения и воспитания сельских школьников, направленность развития личности ребенка, система его жизненно важных нравственных ценностей определяются уровнем сформированности педагогической культуры родителей.

2. Педагогическая культура родителей — это совокупная часть их общей
культуры, которая отражается на укладе жизни семьи и компетентности
родителей в вопросах воспитания детей. Содержание педагогической культуры
родителей составляют три основных компонента: рефлексивный, отражающий
отношение родителей к ребенку; гностический, отражающий уровень
психолого-педагогических знаний о ребенке; поведенческий, отражающий
характер взаимодействия с ребенком.

3, Модель формирования педагогической культуры родителей сельских
школьников представляет собой процесс педагогизации сельской среды за счет
создания системы взаимодействия всех образовательных и социокультурных
институтов села, совершенствования воспитательного мастерства родителей и
активизации их субъектной позиции в модернизации социальной и
образовательной политики на селе.

-u -4. Важнейшими социально-педагогическими условиями эффективности формирования педагогической культуры родителей являются: готовность родителей к самосовершенствованию и стимулирование их самообразования; направленность образовательных учреждений, социокультурных институтов на педагогизацию среды с учетом национальных и региональных особенностей жизнедеятельности; компетентность педагогов, специалистов, оказывающих психолого-педагогическую помощь семье; модернизация технологии социально-воспитательной деятельности с опорой на прогрессивные этнопедагогические традиции.

Апробация и внедрение работы. Исследование проводилось в рамках комплексной программы Российской академии образования «Системная модернизация образования как фактор социального развития села» (2003-2005 гг.). Концептуальные основы диссертации обсуждались в Республике Саха (Якутия) на улусных и республиканских научно-практических конференциях по проблемам семейного воспитания, на педагогических и аспирантских чтениях в Институте социально-педагогических проблем сельской школы РАО (г. Москва, 2002, 2003 гг.). Основные положения диссертационного исследования отражены в тезисах докладов и выступлений на республиканских, региональных и улусных научно-практических конференциях, семинарах (1997-2004 гг., г, Якутск, с. Чурапча). Материалы диссертационной работы используются в практической деятельности социальных педагогов улусов Республики Саха (Якутия).

Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, адекватностью комплексной методики исследования проблеме, предмету, задачам и логике работы; опытной работой и личной педагогической деятельностью автора в качестве учителя, социального педагога и директора Центра социально-педагогической помощи семье, а также соблюдением таких важных общенаучных принципов, как достоверность и объективность фактов, связь истории с современностью, системный подход к явлениям воспитания и образования.

Структура диссертации определена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Во введении раскрыта актуальность темы, определены цель, гипотеза и задачи, объект и предмет исследования, раскрыты методы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы положения, выносимые на защиту.

В первой главе - «Теоретическое обоснование процесса формирования педагогической культуры родителей сельских школьников»-проанализированы теоретические подходы к раскрытию содержания феномена «педагогическая культура», рассматриваются основные теоретические положения процесса формирования педагогической культуры родителей, разработанные на основе социально-педагогической характеристики современных якутских семей с учетом сохранившихся в них традиций народной педагогики, анализа социально-педагогической деятельности сельских образовательных и социокультурных институтов по формированию педагогической культуры родителей, по педагогизации среды в целом.

Во второй главе - «Условия формирования педагогической культуры родителей в наслежно-улусном социуме» — на опыте Республики Саха (Якутия) излагается системный подход к организации и управлению процессом формирования педагогической культуры родителей через анализ процесса развития системы родительского педагогического всеобуча. Рассматриваются пути стимулирования педагогического самообразования родителей учащихся образовательных учреждений, приводятся условия внедрения социально педагогических технологий в деятельность сельских образовательных и социокультурных учреждений в целях формирования педагогической культуры родителей, описываются ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию педагогической культуры родителей в сельском социуме.

В заключении обобщены результаты проведенного исследования, сформулированы основные выводы, даны рекомендации по формированию педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме,

намечаются перспектцвные направления дальнейших исследований в этой области.

Педагогическая культура родителей сельских школьников как теоретическая проблема

Педагогическая культура родителей один из существенных компонентов общественной культуры, а процесс ее формирования, развития и совершенствования - это важнейшая задача, стоящая перед современным обществом. В поисках средств, обеспечивающих решение этой задачи, необходимо выбрать надежный методологический ориентир, позволяющий наиболее точно и всеобъемлюще раскрыть сущность педагогической культуры родителей, выявить закономерные связи и отношения изучаемого явления. В качестве такого ориентира мы избрали культурологический подход, который осуществляется в контексте общефилософского понимания культуры.

Философское толкование феномена культуры характеризуется сложностью, многогранностью. Свидетельством тому является большое разнообразие понимания феномена культуры. Не останавливаясь подробно на характеристике поисков определений культуры, подчеркнем, что в современной культурологии дан достаточно полный анализ эволюции понятия «культура» и сделан вывод о зависимости понимания культуры и перспектив ее развития от различных методологических, теоретико-познавательных, а также идеологических, социально-политических установок исследователей;

Методологическому анализу феномена культуры посвящены работы А.И.Арнольдова (11), В.Е.Давидовича (57), Н.С.Злобина (72), М.С.Кагана (76,77), А.Н.Леонтьева (98), Э.С.Маркаряна (107), Н.З.Чавчадзе (189) и др.

Анализируя богатство понимания культурологического феномена, можно выделить три философских подхода к пониманию феномена культуры: аксиологический, деятельностный и личностный (Е.В.Бондаревская). Согласно первому, культура понимается как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством (А.А.Зварыкин, Г.П.Францев, Н.З.Чавчадзе и др.). Деятельностный подход к культуре выражается в толковании культуры как специфического способа деятельности, как способа реализации творческих сил и способностей человека в конкретной деятельности, производимой с точки зрения общественной значимости (В.Е.Давыдович, Ю.А.Жданов, М.С.Каган, Э.С.Маркарян и др.). Особенность третьего - личностного подхода - выражается в том, что культура представляется как некоторое свойство личности, проявляющееся в способности к самоконтролю, творческой реализации своей деятельности, мыслей, чувств (Е.Боголюбова, МТ.Иовчук, Н.С.Злобин и др.).

Каждый из представленных направлений культурологического подхода имеет свою методологическую ценность для данного исследования, т.к. дает возможность наиболее полно раскрыть сущность педагогической культуры родителей.

Культура определяет и характеризирует способ деятельности того или иного субъекта общественного организма, выступая в качестве объекта и инструмента этой деятельности. Овладевая культурными ценностями, обогащая их своей деятельностью, личность меняет себя. Существование культуры в личностной форме находит выражение в свойствах и особенностях самих людей, обладающих определенной суммой знаний, умений, навыков, необходимых для творческой и, в частности, культурной деятельности. Сущность культуры раскрывается при рассмотрении ее семиотического аспекта, т.е. при анализе функций культуры.

Трансляционная функция культуры выражает этот аспект общественной жизни, который связан с накоплением ценностей, с преемственностью и передачей их из поколения в поколение. Исключительно велика роль в реализации этой функции культурно-воспитательных учреждений, массовых средств коммуникация, целенаправленной деятельности государственных органов и социальных институтов.

В реализации трансляционной функции культуры важное место занимают традиции, обычаи, социальные установки, в которых сконцентрированы опыт поколений, морально-этические нормы и требования.

Сущность регулятивной функции - в распространении и внедрении в практику повседневного поведения людей принципов и норм морали, овладении духовным богатством. Усиление влияния социальных факторов на развитие культуры усложняет социальные функции культуры, выдвигает необходимость рассматривать культуру как полифункциональное социальное явление.

Сложность в руководстве культурной жизнью определяется тем, что культура автоматически не осваивается, ее необходимо освоить. Осваивая и овладевая культурными ценностями, человек формирует себя, совершенствует самого себя, в этом процессе расширяются и углубляются социальные связи и отношения. Благодаря культуре происходит социализация личности.

Важнейшим компонентом общей культуры является духовная культура. Потребление духовной культуры обуславливается характером духовных потребностей личности и особенностью социальной среды. При этом культурная среда выступает в качестве связывающего звена между культурой общества и культурой личности. В культурной среде можно выделить следующие структурные элементы:

- совокупность материальных и духовных ценностей, т.е. элементы вещественного характера;

- духовно-идеологические отношения, составляющие интегрирующее ядро культурной среды;

- непосредственное окружение индивида;

- моральные отношения, образцы поведения, сложившиеся привычки, традиции и нормы поведения.

Взаимодействие личности с культурной средой находит выражение в непосредственном общении в малых социальных группах, в общении благодаря средствам массовой информации и организуемом социокультурными институтами; социальном стимулировании творческой активности и творческого развития личности; в эстетизации бытовой среды, в своеобразии бытовой культурной среды.

Мера и степень, характер воздействия культурной среды на духовное развитие личности зависят от многих факторов, в частности, от сложившихся и развивающихся потребностей, интересов и склонностей личности, от проявляемой активности, целенаправленных усилий по удовлетворению потребностей и усилий общества по воспитанию у каждого индивида потребности и необходимых качеств для полноценного культурного общения; от индивидуальной подготовленности к культурному общению, т.е. от характера ценностных ориентации, определяющих направленность самовоспитания личности.

Ценностные ориентации, определяющие систему установок личности, выражают специфику отношения личности к социальным явлениям, поведение личности в культурной среде, объясняют предпочтение одних явлений другим, следование определенным нормам и, идеалам, выбор и оценку поступающей информации, т.е. личностную избирательность в отношении к явлениям культуры и освоения культурных ценностей.

В процессе совершенствования общественных отношений и социальной деятельности проявляются сущностные силы личности. Они находят выражение: в потребности в деятельности; в способности к выполнению ее; в наличии определенного объема знаний, сформированности умений и навыков, необходимых для выполнения деятельности; в социальных ориентациях.

В раскрытии сущностных сил человека исключительно велика роль культурной деятельности, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных познавательных и оценочных операций, практических, коммуникативных действий.

Системный подход к организации и управлению процессом формирования педагогической культуры родителей

Анализ литературных источников классиков философско-педагогической мысли разных исторических эпох и народов, изучение современных научных исследований, посвященных историческим аспектам развития теории и практики семейного воспитания (36, 79, 91, 144, 175, 185 и др.), показывают, что корни проблемы, к которой мы обращаемся, уходят далеко в прошлое. Во все времена молодые родители испытывали потребность получать поддержку в развитии и воспитании своих детей. Известно, что, когда люди жили большими семьями, необходимые знания и навыки семейной жизни передавались из поколения в поколение. В семье ребенок воспитывался в духе взаимопомощи, уважительного отношения к старшим, заботе о младших и слабых. Здесь формировалось ответственное отношение к супружескому долгу, родительским обязанностям, чести семьи.

Широкий исторический анализ проблеме семейного воспитания дают А.Г.Видченко, К.П.Королева, Л.В.Ковинько, раскрывая значительный вклад известных педагогов прошлого в развитие этой проблематики. По словам последней, в XVII веке широкое распространение в Европе получила первая книга, адресованная женщинам всех сословий. Это «Материнская школа», принадлежавшая перу родоначальника педагогической науки Я.А.Коменскому. В России она стала широко известна только в конце XIX века. В своей книге Я.А.Коменский выдвинул идею помочь матери в правильном воспитании своего ребенка как высшей человеческой ценности: «...для родителей дети должны быть милее и дороже, чем золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни...» (85).

«Материнская школа» Я.А.Коменского содержала основы воспитания детей раннего и дошкольного возраста, которые должны были помочь родителям правильно сформировать личность ребенка. Великий педагог-гуманист решающую роль в переустройстве мира отводил семейному воспитанию. Действительно, появление этой книги можно считать началом педагогики, обращенной к родителям, первым шагом идеи «педагогического всеобуча» (86).

Другой выдающийся европейский мыслитель Ж.-Ж.Руссо в XVIII веке создал по сути дела особый литературный жанр - педагогический роман — «Эмиль или о воспитании». Он считал, что всякая мать желает счастья своему ребенку, но часто ошибается в выборе «средств» воспитания. По словам Л.В.Ковинько, Ж-Ж.Руссо предпринимает попытку передать свои педагогические воззрения на примере воспитания конкретного ребенка. Труд воспитателя сравнивает с работой садовника предохранять подрастающее «деревце», построить «ограду вокруг души дитяти».

Огромный интерес представляет книга выдающегося педагога прошлого И.Г.Песталоцци, посвященная семейному воспитанию, которая была переведена как «Книга для матерей или Способ обучать детей наблюдать и говорить». Книга привлекла к себе внимание прогрессивных людей России и нашла немало поклонников среди тех, кто понимал, что «никакие человеческие слезы не подвинут на добрые дела человека, пройди он весь мир, если в детстве взор матери не научил его любви к людям» (130).

И.Г.Песталоцци высоко оценивал роль семьи в жизни человека и называл радость, которую дети приносят родителям, самой святой радостью, доступной человеку. Час рождения ребенка, считал И.Г.Песталоцци, должен стать первым шагом его воспитания. Но для выполнения такого труда мать нуждается в «образовании и умении». Тогда материнское воспитание становится фактором доверия, любви и благодарности ребенка. Без материнской помощи «нежный росток» заглушат сорняки, а искалеченное ими растение не поднимется до свободного и могучего роста, до которого его может поднять разумная любовь образованной матери. Отчий дом - основа всякого истинно естественного воспитания -становится «школой нравов», отношения в которой строятся на основе взаимной любви и уважения. Однако если мать выполняет «беспорядочные» желания ребенка, он привыкает подчинять ее волю своей. Так возникает непослушание и упрямство, как следствие низкого уровня родительской культуры матери (130).

Первым педагогом России, обратившим внимание на необходимость изучать индивидуальные особенности каждого ребенка и осуществлять его воспитание, исходя из возрастных и личностных особенностей, был К.Д.Упшнский. Он настаивал на необходимости теоретической подготовки родителей к воспитанию детей в семье, предупреждая от легкомысленности и «верхоглядства» в этом вопросе. Великий русский педагог ратовал за самое широкое распространение педагогических знаний, считал, что самый удобный и верный способ ввести в семью «здоровые понятия» о воспитании и обучении - это книги. Известно, что именно К.Д,Ушинский определил значение русской женщины как матери и стал основателем систематического женского образования в России.

Выдающийся представитель русской прогрессивной педагогики конца XIX -начала XX века ПФ.Лесгафт создал еще одно специальное пособие для родителей - «Семейное воспитание и его значение».

«Главное, - писал он, - понимать ребенка - его психические и индивидуальные особенности, что поможет сознательно руководить личностью ребенка. Ребенок - не кукла, существующая для потехи взрослых» (99).

Особенный интерес представляет деятельность выдающегося ученого, общественного деятеля, представителя русской педагогической мысли рубежа XIX-XX вв. П.Ф.Каптерева. Он является автором многих научных трудов, посвященных изучению проблематики семейного воспитания, и в частности 59-ти выпусков «Энциклопедии по семейному воспитанию и обучению», которая издавалась с 1884 по 1910 год, «Основных начал семейного обучения», «Задач и основ семейного воспитания». Кроме того, П.Ф.Каптерев организовал в Санкт-Петербурге деятельность популярного в свое время Родительского кружка. Сотни родителей, являясь его членами, слушали лекции видных представителей педагогики, медицины, психологии, общественных деятелей, принимали участие в многочисленных дискуссиях по обсуждению наиважнейших проблем воспитания, развития и обучения подрастающего поколения.

Важные идеи по «воспитанию родителей», развитию культуры родительства высказывали уже в советское время П.П. Блонский, С.Т.Щацкий и Н.К.Крупская. Так, С.Т.Шацкий писал, что «необходимо развить серьезнейшую педагогическую пропаганду среди широких масс населения, и результаты этой трудной и длительной работы должны оказать делу нашего массового воспитания детей огромную помощь» (194).

О важности педагогического просвещения писал П.П. Блонский, призывая создать родительские союзы, кружки, курсы, библиотеки, лектории. Поскольку родители являются первыми воспитателями детей, то, по его мнению, начинать семейное воспитание нужно с них. Он также настаивал на обязательных медицинских консультациях для вступающих в брак, чтобы снизить фактор риска, связанный со здоровьем будущих детей. Представляет интерес его идея о проведении «педагогических испытаний» будущих супругов - получение ими специального аттестата об уровне знаний по вопросам семейного воспитания.

Стимулирование педагогического самообразования родителей в наслежно-улусном социуме

Имеются многочисленные методические рекомендации и эвристические предписания по осуществлению отдельных аспектов самообразования по работе с книгой, с картотеками организации умственного труда, по соблюдении гигиены умственного труда, по осуществлению самоконтроля, самооценки, самокоррекции образовательной деятельности (В.И. Андреев, В.К.Бураяк, А.К. Громцева, В.А. Кулько, Н.А. Рубакин, В.А. Худяков и др.)

В теории педагогики определены и отграничены друг от друга понятия самообразования, самообразовательной деятельности и самообразовательного процесса; разрабатываются теории формирования у школьников готовности к самообразованию (Я .А. Айзенберг, И.Т. Барсуков, А.К. Громцева и др.). Особое внимание уделяется формированию «потребности» в осуществлении самообразования (В.Б. Бондаревский, А.К. Громцева, Б.Ф. Райский).

Выполнен ряд исследований по отдельным вопросам осуществления самообразования учащимися и оказании им при этом педагогической помощи (Д.Ф. Ильясов, М.М. Кольцова, А.А. Ломак, СВ. Паршина, В.А. Худяков).

Проблемам стимулирования к самообразованию и педагогического содействия посвящены исследования Л.Н. Баренбаум, А.И. Гиро, А.Ю. Петрова и др.

Вопросами образования взрослых, в частности управления образованием взрослых, занимались Н.Б. Бакланова, СИ. Змеев, Е.М. Малитиков, В.И. Под обед и др.

Первые наиболее серьезные работы, посвященные систематизации сведений о самообразовании в педагогической теории, выполнены Н.А. Рубакиным.

Последние исследования явления самообразования в практике педагогики позволяют развить ряд наиболее изученных аспектов: признакисамообразования, содержание самообразовательной деятельности, готовности к самообразованию, потребности в самообразовании, мотивы самообразования, виды самообразования, уровни самообразования, руководство самообразованием. В свете современной гуманистической парадигмы самообразование представляется неотъемлемым элементом формирования личности, процессом, во многом определяющим уровень ее интеллектуального и профессионального развития. В основе самообразования лежит стремление человека устранить противоречия между предъявляемыми к нему обществом и самим собой требованиями и уровнем соответствия, и, таким образом, оно неотъемлемо от процесса социализации личности, являясь одним из его инструментов.

Задачи данного этапа исследования состоит в следующем:

- обосновать аспекты стимулирования к самообразованию родителей на основе выявления проблемы оказания поддержки со стороны общеобразовательных учреждений и социокультурных институтов в самообразовании родителей и его организации;

- выявить виды и вычленить условия оказания поддержки по самообразованию;

- выявить готовность родителей школьников сельских общеобразовательных учреждений к самообразованию;

Мы сравнили многие определения процесса самообразования и присущие ему признаки. В результате получили возможность сделать понятийно-содержательный анализ самообразования, его функций и видов в контексте нашего исследования.

«Целенаправленная, систематическая, управляемая самим школьником познавательная деятельность, необходимая для совершенствования его образования» (А.К. Громцева).

«Средство поиска и усвоения социального опыта, с помощью которого человек может осуществить собственное воспитание, образование, развитие и

- непрофессиональную подготовку в соответствии с поставленными перед собой целями» (ПН. Сериков).

«Самообразование - это овладение знаниями по инициативе самой личности в отношении предмета занятий (чем заниматься), объема и источников, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора формы удовлетворения познавательных потребностей и интересов. Самообразование можно рассматривать как направление самовоспитания» (Б.Ф. Райский).

«Самообразование средство поиска и усвоения социального опыта с целью самосовершенствования» (Л.Н. Баренбаум).

«Процесс самообразования - переход личности от одного состояния к другому, происходящее в ходе ее самообразовательной деятельности с использованием специальных средств поиска и усвоения социального опыта» (Л.Н. Баренбаум).

Е.А. Щуклина выделяет несколько подходов к изучению самообразования: культурологический, аксиологический, деятельностный, институциональный, системный (196).

Если говорить об аксиологическом и культурологическом подходах к самообразованию и образованию, то их превращение в индивидуально значимые виды деятельности может происходить только в том случае, если личностью ценности образования и самообразования будут осознаны, если они «преломятся» через ее потребности и интересы. Аксиологический подход помогает осмыслить существенные противоречия, возникающие между ценностями- целями и ценностями-интересами образования и самообразования.

Что касается культурологического подхода к образованию и самообразованию, то его влияние трудно переоценить. Выступая как универсальная технология жизнедеятельности человека, культура сама базируется на них. Однако в условиях глобализации современных процессов нарушаются традиционные формы передачи социального опыта, он теряет свою целостность, а культура, образование выполняют роль опоры, транслятора, передаточного звена. В этих условиях самообразование, рассматриваемое как социокультурный процесс развития, самореализации личности выступает необходимым условием сохранения субъектности, целостности, «самости» человека.

Самообразование является одним из стержневых, активных элементов взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов социальной адаптации и социализации личности. Если образование «охватывает всю деятельность человека по освоению культуры» (85, с.72), являясь актуализацией культуры, то самообразование это актуализация личности посредством культуры, проявленная путем идентификации с культурными образцами на основе свободного выбора форм самореализации. Потребность в самообразовании подчинена не просто удовлетворению познавательного интереса в какой-либо одной из сфер деятельности человека, она является смыслообразующим стержнем саморазвития личности, а потому организует, «подчиняет иные типы потребностей других (уже не образовательных) сфер деятельности. Будучи достаточно развитой, потребность в самообразовании влияет на содержательную сторону формирования личности, определяя личностную структуру деятельности, структуру потребностей, ценностей, целей. Самообразование, следовательно, - это актуальный образ культуры. Выполняя важные социокультурные функции, самообразование способствует активному включению индивидов в социальную среду, выступает средством воссоздания целостности общества и личности. Доминанта самообразовательной деятельности в образе жизни человека зачастую обусловлена высоким удельным весом подлинно культурного значения этого вида деятельности, его наполненностью неким культурным инвариантом, который всегда создает вокруг себя определенную ауру. Мы имеем в виду стремление к самообразованию ради овладения новыми знаниями, более высоким культурным уровнем.

Влияние образования на личность осуществляется через его социализирующие возможности. Это значит, что личность в процессе образования усваивает образцы поведения общества и социальных групп ч (общностей), куда она входит (либо соотносит свое поведение с их нормами и ценностями, имеется в виду референтные группы). В процессе образования происходит формирование жизненной позиции личности. Наконец, в процессе образования осуществляется самореализация личности, ее самовыражение и самоутверждение. Поскольку самообразование выступает элементом образования (как формы деятельности), оно реализует в известной мере и его функции. Однако, обладая спецификой с точки зрения сущности содержания, самообразование отличается и наличием собственных функциональных характеристик. Как нам кажется, они связаны, прежде всего, с тем, что основным субъектом самообразования является личность, которая удовлетворяет в нем целый ряд потребностей и социализируется. Именно эти два критерия - реализация (удовлетворение) потребностей и социализация -позволяют характеризовать в первую очередь функции самообразования.

С точки зрения первого критерия можно говорить об удовлетворении потребностей родителей в подготовке к выполнению роли воспитателей своих детей, общению, осуществлению семейно-бытовой деятельности и др.

С точки зрения второго критерия - социализация имеет смысл вести речь о таких функциях самообразования, как самоидентификация личности, ее самореализация, самоконтроль, самоопределение. Особое место здесь занимает такая функция самообразования, как приобщение с его помощью к определенной социальной группе, ее ценностям и нормам, осуществляемом в ходе самостоятельной работы человека над собой, усвоение этих норм и ценностей (196 с.43).

В рамках указанных двух функций внешние объективные условия и внутренние потребности личности реализуются через определенную совокупность интересов, поддающихся конкретному социологическому исследованию. В этом отношении мы разделяем точку зрения А.Ю, Петрова, выделившего пять групп интересов личности (131, с. 15.). Нам кажется, что эта группировка интересов может быть успешно применена к анализу самообразования родителей. Трансформируем ее следующим образом.

Во-первых, это профессионально-трудовой интерес в сфере самообразования, выступающий как уверенность в том, что результаты данного вида деятельности будут внедрены в реальный процесс труда и профессионального совершенствования. Во-вторых, это материальный интерес к самообразованию, состоящий в понимании связи между ростом культурно-образовательного уровня и повышением вознаграждения за имеющиеся и примененные знания. В-третьих, это социально-статусный интерес к самообразованию, заключающийся в осознании зависимости социального признания, утверждения и продвижения от уровня культурно-образовательной компетентности и творческой инициативы. В-четвертых, это моральный интерес в сфере самообразования, являющийся побудительной силой уважения и самоуважения образованной личности в рамках общественной атмосферы значимости и востребованности знаний. В-пятых, это социально-педагогический интерес к самообразованию как фактору утверждения личности в качестве образца, примера образованной личности для собственной семьи (особенно детей) и окружающей социальной среды. В-шестых, это духовный интерес к самообразованию как средству самореализации личности, повышения ее образовательного, культурного, научного уровня.

Похожие диссертации на Формирование педагогической культуры родителей школьников в сельском социуме (На опыте Республики Саха (Якутия))