Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Эстетическое восприятие окружающего мира -психолого-педагогическая проблема.
1. Теоретические основы эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста 14
2. Условия формирования эстетического восприятия действительности в процессе изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста 30
3. Состояние современной практики формирования эстетического восприятия действительности у детей 5-7 лет, проживающих на Крайнем Северо-Востоке России 39
Глава II. Содержание, формы и методы формирования эстетического восприятия окружающей действительности в процессе изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
1. Методика формирования эстетического восприятия окружающей жизни Крайнего Северо-Востока России в процессе обучения рисованию детей старшего дошкольного возраста 61
2. Содержание работы по формированию эстетического восприятия окружающей действительности в процессе изобразительной деятельности у детей 5-7 лет 65
3. Динамика повышения уровня эстетического восприятия окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста 113
Выводы 117
Список литературы 119
Приложение 127
- Теоретические основы эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста
- Условия формирования эстетического восприятия действительности в процессе изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
- Методика формирования эстетического восприятия окружающей жизни Крайнего Северо-Востока России в процессе обучения рисованию детей старшего дошкольного возраста
Введение к работе
Современная педагогическая наука и практика стоит перед необходимостью решения широкого круга задач, одна из которых связана с формированием у детей эмоционально-эстетического отношения к окружающей действительности. И в первую очередь, оно ориентировано на эстетическое освоение окружающего мира. Под освоением понимаются восприятие, эстетическое переживание, а также эстетическая оценка воспринимаемого. Все эти процессы можно проследить у старших дошкольников.
Эстетическое восприятие действительности в эстетике трактуется как специфическое отражение человеком произведений искусства, природы, имеющих эстетическую ценность.
Базовыми в понимании специфики эстетического восприятия как процесса отражения детьми различных предметов и явлений окружающей действительности, во всем многообразии их свойств и признаков, являются идеи П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Н. Н. Волкова, А. В. Запорожца, В. С .Кузина, С. Л. Рубинштейна, Б. М Теплова и других отечественных психологов.
Проблема формирования у дошкольников эстетического восприятия действительности является одной из сложных и малоизученных в отечественной педагогике. Между тем, она имеет исключительно большое теоретическое и практическое значение. Без ее всестороннего исследования невозможна успешная разработка теории и практики художественного развития дошкольников, определение со-временньгх форм и методов их эстетического воспитания.
Настоящее исследование основано на положении о том, что изобразительное творчество ребенка есть активная форма отражения
реальной действительности, в данном случае - явлений Крайнего Северо-Востока России, и выступает как средство формирования его познавательной и художественной деятельности.
В процессе исследования проблем детского художественного творчества, проводимого Е. А. Флериной, Н. П. Сакулиной и их учениками, было установлено, что художественное творчество дошкольников действительно формируется под влиянием двух факторов: окружающей действительности и произведений искусства.
Данная постановка вопроса позже была развита в трудах В. А. Езикеевой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, Н. Б. Халезовой, Р. М. Чумичевой, Т. Я. Шпикаловой и других; выявлена прямая зависимость между обучением изобразительной деятельности дошкольников и ознакомлением их с окружающей действительностью.
Актуальность данной проблемы также связана со специфическими условиями окружающей среды и адаптации детей в условиях Крайнего Северо-Востока, Как известно, географическая среда действует на человека не только прямо, но и опосредованно, через условия и образ его жизни.
Магаданская область и Чукотский автономный округ расположены на Северо-Востоке Азии и Крайнем Северо-Востоке России, в арктическом и субарктическом физико-географических природных поясах. Они занимают территорию в 1199,1 тыс. км , при численности населения около 500 тыс. человек1
Своеобразна и неповторима природа этого края России, омываемого водами двух океанов - Тихого и Северного Ледовитого. По рельефу эта горная страна имеет сложное географическое строение; 1 Экология Северо-Востока Азии: вопросы образования и воспитания. МОРФ. Международный педагогический университет. - Магадан, 1996.-С. 3.
климат суровый, обусловливающий почти повсеместное распространение многолетней мерзлоты. Почвенные и климатические ресурсы региона ограничены, преобладают почвы горных территорий - более 75%. Годовые перепады температуры достигают здесь 100 С и более.
Магаданская область относится к экстремальным зонам страны с нестабильностью здоровья формирующейся здесь популяции человека ( А. П. Авцын, В. В. Аршавский, М. С. Бедный, Ф. Б. Березин, С. А. Елисейкин, И. Г. Лебедев, Ж. Ж. Рапопорт, Л. Л. Соловенчук , Э. Е. Шуберт, М. М. Этлис и др.).
Экстремальность северо-восточной зоны страны определяется необычайно длительной и жесткой зимой ( с конца сентября по середину мая ) с очень низкими температурами и пургами, дождливым, недостаточно теплым летом с заморозками ( в июне и августе иногда до -11Г ), резкими нарушениями обычной фотопериодичности, с чем неизбежно связано явление светового голодания во время полярной ночи и светового излишества во время полярного дня; перепадами атмосферного давления и большой влажностью воздуха; сильными и частыми ветрами; пустынностью и однообразием ландшафта; бедностью флоры и фауны и другими факторами.
Некоторые аспекты психической и психофизиологической адаптации ребенка на Севере изложены в сборниках "Психологическая адаптация человека на Севере"( под ред. Ф. Б. Березина, 1980 ) и "Адаптация ребенка на Севере"( под ред. Ж. Ж. Рапопорта, 1979 ). Ученые считают, что нарушение психической адаптации тесно связано с состоянием эмоционального стресса ( упадка настроения ), присущего проживающим в условиях Севера, причем "серое" окружение усугубляет состояние депрессии северян.
Результаты многочисленных исследований показывают рост психоэмоционального напряжения уже после 5-Ю лет жизни на Севере. У части детей возникают эмоциональные депрессии и невроти-
ческие состояния, приводящие к дискомфорту, нарушению взаимоотношений личность - общество, класс - учитель, воспитатель - группа и т. д., проявляется чувство тревожности, вегетативные расстройства, снижение работоспособности.
Юридически закрепленная децентрализация управления в системе образования объективно позволяет непосредственным участникам педагогического процесса реально воздействовать на сферу обучения и воспитания в соответствии со своими потребностями, интересами, традициями, жизненными устремлениями. В этом видятся предпосылки успешной реализации провозглашаемых на разных уровнях гуманистических концепций, программ, суть которых - направленность на развитие личности ребенка. И в сложившихся условиях стратегической и первоочередной задачей региональной образовательной политики является создание условий для формирования здоровой личности ребенка, ее художественно-эстетического развития. В этом плане важно включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью.
О широких терапевтических возможностях художественно-творческой деятельности свидетельствуют многие работы отечественных и зарубежных специалистов. Она, по утверждению Т. С. Комаровой, "снимает нервные напряжения, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка"1. , .
Таким образом, современная педагогическая наука и практика воспитания детей-северян стоят перед необходимостью решения широкого круга задач, связанных с оптимизацией педагогического процесса, в том числе, направленного на формирование эстетического
1 Комарова Т.С. Дети в мире творчества.
-М, 1995.-С. 6
восприятия предметов и явлений окружающей действительности , отражение своих впечатлений в различной художественно-творческой деятельности.
Как известно, представления об отдельных предметах и явлениях окружающего мира формируются у детей дошкольного возраста на основе непосредственного знакомства с ними, обследования их формы, величины, цвета и других признаков, которые должны приобрести значение эталонов и затем выразиться в речи, рисунке. Настоящее исследование построено на широком использовании способа поэтапного ознакомления с объектами изображения, предложенного Н. П. Сакулиной (1965 ). Он предполагает организованное, целенаправленное обследование ребенком тех качеств предметов и явлений, которые необходимо познать для последующего их изображения.
Отличительной особенностью данной работы является определение объема предлагаемых детям дошкольного возраста знаний о предметах и явлениях окружающей действительности : природе, декоративно-прикладном искусстве коренных народов Крайнего Северо-Востока России.
Исследования Н. М. Зубаревой, В. И. Лейбсон, Л. В. Компанце-вой, Е. В. Клюевой, Е. К. Янакиевой и др. отмечают множество эстетических моментов в природе, всегда доступных восприятию дошкольников и осознанию их как эстетических. Особенности восприятия детьми отдельных видов изобразительного искусства изучались Н. М. Зубаревой, Р. М. Чумичевой - живописи; Е. В. Виноградовой, Т. М. Вишневой -скульптуры; Н. С. Александровой, А. А. Грибовской, В. Ф. Котляр, Г. П. Новиковой, А. В. Молчевой, Р. Н. Смирновой, Т. Я. Шпикаловой и др. - декоративно-прикладного искусства.
Аншшз вышеуказанных работ показал, что все исследования (кроме Р. Н. Смирновой, 1978 ) проводились с образцами русского искусства ( изобразительного, литературного ), а это затрудняло ис-
пользование их рекомендаций в отдаленных районах страны, в том числе на Крайнем Северо-Востоке.
На Севере Дальнего Востока, в Магаданской области, будет целесообразно формирование опыта эстетического восприятия природы, в том числе в художественных произведениях авторов Северо-Востока, декоративно-прикладного искусства коренных народов Крайнего Северо-Востока России.
Самобытное, оригинальное искусство коренных народов Северо-Востока ( чукчей, эскимосов, эвенов и других ), отражающее жизнь охотников, рыболовов, оленеводов ярко проявляется как в декоративном орнаменте на одежде и предметах быта, так и в искусстве резьбы и гравировки по кости.
Своеобразие декоративного искусства народов Крайнего Северо-Востока, как показала наша экспериментальная работа с дошкольниками, вполне понятно и доступно для применения детьми в их собственной художественно-творческой деятельности. Однако особенности содержания и организации специальных наблюдений, занятий по формированию эстетического восприятия в условиях Крайнего Северо-Востока пока не изучены.
В связи с вышеизложенным тема настоящего исследования определена следующим образом : "Формирование эстетического восприятия у детей 5-7 лет в процессе изображения окружающего мира (Крайний Северо-Восток России)".
Цель данного исследования состоит в выявлении особенностей эстетического восприятия окружающей действительности Крайнего Северо-Востока России детьми 5-7 лет, в разработке содержания и методики его последующего отображения, направленного на эстетическое воспитание детей.
Объектом исследования является эстетическое воспитание и развитие изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста проживающих на Крайнем Северо-Востоке России.
Предметом исследования выступает формирование эстетического восприятия у детей 5-7 лет в процессе изображения окружающего мира (Крайнего Северо-Востока России).
Цель, объект и предмет исследования определили постановку гипотезы исследования. Предполагаем, что у детей 5-7 лет, проживающих на Севере Дальнего Востока, можно сформировать эстетическое восприятие явлений действительности при следующих условиях:
систематической и планомерной работы по эмоциональному ознакомлению с предметами и явлениями родного края ( природой, произведениями искусства авторов Северо-Востока;
понимания детьми старшего дошкольного возраста взаимосвязи наблюдаемых объектов с их образами в творчестве профессиональных художников, писателей Крайнего Северо-Востока России;
воспитания стремления к выражению своих чувств и впечатлений в изобразительной деятельности, используя различные приемы изображения;
учета состояния дискомфорта и эмоционального стресса детей - северян, большого внимания к ярким краскам в природе, искусстве народов Крайнего Северо-Востока.
Поставленная цель и сформулированная гипотеза исследования определили
задачи исследования.
1. Выявить специфику формирования эстетического восприятия у детей 5-7 лет в процессе изображения окружающего мира (Крайнего Северо-Востока России).
2. Определить возможное содержание конкретных эстетических знаний о природе и искусстве коренных народов Крайнего Севера
-1()-
(чукчей, эвенов, эскимосов ), способствующих формированию эстетического восприятия действительности.
Разработать содержание и методику занятий по изображению предметов и явлений Крайнего Северо-Востока для детей 5-7 лет.
Создать научно-методические рекомендации по использованию произведений искусства ( изобразительного, литературного ) авторов Северо-Востока в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Методологическую основу исследования составили:
положения психологии и педагогики о значении сформированное эстетического восприятия действительности в развитии личности ребенка ( Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. С. Комарова, В. С. Кузин, С. Л. Рубинштейн, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплое, Е. А. Флерина и др. );
результаты педагогических исследований по формированию эстетического восприятия явлений природы, искусства через занятия дошкольников по изобразительной деятельности (Е. В. Виноградова, А. А. Ерибовская, Н. М. Зубарева, В. А. Езикеева, Т. С, Комарова, В. Я. Кионова, Е. П. Новикова, Н. П. Сакулина, Р. Н. Смирнова, Т. Я. Шпикалова, Е. К Янакиева и др.);
знания главных аспектов психической адаптации ребенка в условиях Крайнего Северо-Востока и учет поведенческих реакций в связи с влиянием факторов среды на развитие личности ребенка-северянина ( А. П .Авцын, В. В .Аршавский, М. С. Бедный, Ф. Б. Бе-резин, В. К. Казначеев, И. Г. Лебедев, А. Д. Слоним, Ж. Ж. Рапопорт, Л. Л. Соловенчук, Э. Е. Шуберт, М. М Этлис и др.).
Методы исследования :
Изучение теоретической литературы по психологии, педагогике, этнографии, краеведению, искусствоведению; анализ специальных исследований по вопросу использования в работе с детьми произве-
дений искусства ( изобразительного, литературного ) и развитие на их основе детского изобразительного творчества; отбор и оценка рисунков детей 5-7 лет, выполненных на занятиях разного типа; наблюдение за дошкольниками во время экскурсий ( в природу, музей, на этнографические выставки, демонстрации произведений живописи художников Северо-Востока ); проведение специальных занятий по искусству с рассматриванием предметов быта и традиционного декоративного искусства народов Крайнего Северо-Востока : чукчей, эскимосов, эвенов.
Основной метод исследования - педагогический эксперимент. Он включал несколько этапов : подготовительный, формирующий и контрольный.
Этапы исследования:
Первый этап - подготовительный ( 1993-1994 гг. ) включал библиографическую работу по проблеме исследования; конкретизацию основных теоретических положений работы; поиск путей, форм организации и проведения констатирующего эксперимента, определение типа имеющихся представлений о явлениях действительности и типа рисунков детей 5-7 лет.
На втором этапе ( 1994-1996 гг. ) проводился формирующий эксперимент, который осуществлялся по двум условно выделенным направлениям. Первое - определение объема предлагаемых детям знаний о природе родного края, декоративно-прикладном искусстве коренных народов Крайнего Северо-Востока. Второе - проведение конкретных занятий по рисованию на темы окружающей действительности.
Третий этап ( 1996-1997 гг. ) включал проверку и анализ полученных результатов исследования в экспериментальной и контрольной группах, формулирование выводов, разработку методических ре-
комендаций для педагогов северо-восточного региона страны, оформление диссертации.
База исследования. Исследование проводилось в детских дошкольных учреждениях № 10 и 45 г. Магадана. Им было охвачено 105 детей 5-7 лет, 35 из них участвовало в формирующем и контрольном экспериментах.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования
заключается в том, что выявлена специфика эстетического воспитания в условиях Крайнего Северо-Востока России и возможность формирования эстетического восприятия с учетом конкретных условий проживания детей; создана научно обоснованная система работы по формированию эстетического восприятия окружающей действительности Севера Дальнего Востока детьми 5-7 лет; определено содержание ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой, произведениями искусства (изобразительного, литературного ) авторов Крайнего Северо-Востока, способствующими отражению образов и сюжетов об окружающем в творческих работах детей; выделены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие систематическое использование полученных знаний о природе родного края, искусстве народов Крайнего Северо-Востока России в разнообразных видах художественно-творческой деятельности ( изобразительной и др.).
Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания, форм и методов формирования эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира, в т.ч. в художественных произведениях авторов Северо-Востока; в построении системы занятий по рисованию на темы окружающей действительности в старшей и подготовительной к школе группах.
Конспекты специальных занятий по изобразительной деятельности вошли в раздел "Мир красоты и красок" Региональной образовательной программы для дошкольных учреждений Магаданской области "Северянок" (1994 -1997 гг.).
Созданы и опубликованы рекомендации к авторской программе "Изобразительное искусство и детское творчество" (Магадан, 1995).
Результаты исследования внедряются в практику работы дошкольных учреждений по эстетическому воспитанию детей и могут качественно изменить формальный подход к традиционной системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста по типовой программе.
Материалы эксперимента используются в учебном курсе "Теория и практика художественного воспитания детей дошкольного возраста" на факультете дошкольного воспитания Международного педагогического университета в г. Магадане; входят в программу специального практического семинара "Эстетическое восприятие явлений Крайнего Северо-Востока России старшими дошкольниками" для студентов Международного педагогического университета и слушателей Института повышения квалификации учителей г. Магадана.
Апробация работы.
Основные положения диссертации и результаты опытно-экспериментальной работы обсуждались на заседаниях кафедры дошкольного воспитания Международного педагогического университета и школы-гимназии-колледжа № 24 г. Магадана; докладывались на международных, аспирантских, региональных научно-практических конференциях г. Магадана, Читы (1991 - 1996 гг.).
По проблеме исследования организовывались консультации, проблемные курсы для различных категорий дошкольных работай-
ков. Результаты исследований отражены в публикациях автора ( тезисах, статьях, программах), общим объемом 12 печатных листов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Успешному формированию эстетического восприятия
окружающей жизни Крайнего Северо-Востока России у детей
старшего дошкольного возраста способствует взаимосвязь в ре
шении задач эстетического и интеллектуального развития.
Целенаправленное эстетическое восприятие предметов и явлений окружающей действительности включает поэтапное обследование объектов. На этой основе проводятся специальные занятия по рисованию, ознакомлению с искусством ( изобразительным, литературным ) народов Крайнего Северо-Востока России.
Положительно-эмоциональный отклик на воспринимаемые объекты природы родного края, произведения искусства авторов Северо-Востока, желание отразить полученные впечатления от наблюдаемых объектов в изобразительной деятельности - являются основными показателями сформированности эстетического восприятия действительности детьми старшего дошкольного возраста.
Структура диссертации. Исследование оформлено в виде диссертации, состоящей из введения, двух глав, выводов, списка литературы, приложения.
Теоретические основы эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста
Восприятие предметов и явлений материального мира, их многочисленных форм и отношений занимает одно из центральных мест в психологической деятельности человека.
Проблема своеобразия эстетического восприятия действительности ( или проблема эстетического отношения человека к действительности ) является предметом усиленного изучения многих авторов. А Бартке, Н. Н. Волков, А. К. Дремов, Б. Г. Лихачев, В. С. Кузин, М. С. Каган, О. Н. Органова, В. А. Разумный, В. К. Скатерщиков и другие рассматривали "эстетическое" как качественную характеристику взаимодействия человека с действительностью, его эстетическое освоение.
Термин "эстетическое освоение мира" охватывает в своем содержании как осваиваемый объект с присущими ему качествами, так и человеческую деятельность, отражающую эту действительность, вырабатывающую отношение к объекту ц изменяющую этот мир.
В процессе эстетического освоения мира находит свое действенное место и такая категория, как эстетическое сознание и составляющие его компоненты.
Основными формами эстетического сознания А. К. Дремов (1975 ) назвал следующие : эстетическое восприятие, эстетическое переживание, эстетическое наслаждение, эстетическая оценка и характеристика, эстетический вкус и т.д.
Одним из центральных вопросов, вокруг которого постоянно ведется дискуссия, является вопрос специфики эстетического восприятия. Эта проблема волнует филологов, философов, искусствоведов, психологов и педагогов.
Своеобразие эстетического восприятия, в понятие которого входит отношение человека к действительности, формирование эстетического вкуса, стало темой исследования А.Бартке ( 1958 ), роль эстетического восприятия заключается в том, что оно обогащает духовный мир человека углубляя его отношение к действительности.
Рассматривая сущность эстетического вкуса как социального явления. В. К. Скатерщиков ( 1972 ) показан наличие в самой действительности объективных основ для ее эстетической характеристики. Эстетический вкус как итог эстетического воспитания выступает в его трудах как важнейшая предпосылка восприятия произведений искусства и верной их оценки.
Исследуя специфику эстетического восприятия О. Н. Органова (1977 ) доказала, что эстетическое восприятие существенным образом отличается от любого восприятия особой формой чувственного познания, хотя в каждом случае имеет место воздействие, "реально существующее вне и независимо" от воспринимающего индивида, хотя там и здесь в результате этого воздействия возникают чувственно-конкретные, наглядно-образные представления. Однако как процесс возникновения образов в сознании субъекта, так и сами образы и по содержанию, и по форме весьма различны.
Исследования В. П. Большакова ( 1980 ) помогли раскрыть особенности эстетического взаимодействия человека с действительностью, роль и значение эстетического отношения к действительности. Они заключаются в том, что эстетическое отношение есть результат эстетической деятельности, возникающей и "генерирующей" в сознании индивида; в том, что эстетическое отношение возникает и существует как духовная реальность на воспринимаемый предмет ( явление, действие).
Все исследователи (В. П. Большаков, А. К. Дремов, М. С. Каган и др.) указывали, во-первых, на эмоциональный характер эстетического отношения, который всегда выступает как некое переживание, а не просто созерцание или логическое умозаключение, во-вторых, отмечали "бескорыстный" характер эстетической эмоции, ибо она вызывается самим существованием данного предмета, а не какой-либо его утилитарной ценностью.
Отечественная психология рассматривает вопрос о возникновении эстетического восприятия у детей в связи с изучением психических процессов, развитием их творческих способностей.
Исследования Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Е. И. Игнатьева, В. С. Кузина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др. показали, что на протяжение дошкольного детства происходят существенные изменения в области ощущений, восприятия, мышления, памяти. Позже они приобретают осмысленный и целенаправленный характер. Ребенок овладевает более совершенными способами рассматривания, ощупывания, необходимыми для дальнейшего ознакомления с особенностями воспринимаемого предмета.
Восприятие нами будет пониматься так, как оно определено С. Л. Рубинштейном: "...восприятие - есть чувственное отражение предметов и явлений объективной действительности, составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, позволяет ему организовать деятельность, поведение..." .
Отличительной чертой восприятия С. Л. Рубинштейн называл единство ощущения и мысли, единство чувственного и логического, наличие прошлого опыта, участие эмоций.
Условия формирования эстетического восприятия действительности в процессе изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Выдвинутое отечественными психологами Л. А. Венгером, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, В. М. Тепловым и др. положение о роли деятельности в психическом развитии субъекта имеет решающее значение для формирования эстетического восприятия ребенка дошкольного возраста.
Определено, что формирующиеся на основе определенных видов практической деятельности познавательные процессы создают необходимые предпосылки для овладения новыми, более сложными видами практической деятельности.
С точки зрения А. Н. Леонтьева, деятельность не только обуславливает развитие более тонких, точных ощущений и восприятий ребенка, но и в значительной степени формирует его чувства, способности, умения и навыки, способствует развитию интересов, эмоций.
Б. М. Теплов подчеркивал, что раннее вовлечение детей, не только "особо одаренных, в творческую, а не только в воспринимающую деятельность", полезно для его общего развития и отвечает их потребностям. Эстетическое восприятие дошкольника, по высказываниям Б. М. Теплова, не должно вырастать исключительно за счет живого наслаждения, необходима собственная практическая деятельность в какой-либо области эстетики.
В сороковые - пятидесятые годы XX века детское рисование стало предметом усиленного изучения педагогов и психологов ( А. А. Волкова, Н. Н. Волков, Е. И. Игнатьев, В. И. Кириленко, Н. П. Саку-лина, Е. А. Флерина и др.). В теории и практике дошкольного воспитания обозначился резкий поворот от утверждения спонтанного развития детского рисунка к поискам системы воздействия на него путем воспитания и обучения. Во всех работах подчеркивалось значение детского восприятия и представлений для развития рисования.
Неразрывную связь детского творчества с восприятием ребенком окружающего мира показывали исследования Е. А. Флериной. При всем многообразии способов познания, которыми располагал дошкольник, действенное познание являлось преобладающим. Система руководства изобразительной деятельностью, по утверждению Е. А. Флериной, должна быть направлена к тому, чтобы ребенок богато, смело и все более совершенно отражал то прекрасное из действительности, что доступно его пониманию, его чувствованию.
Дальнейшие исследования Н. П. Сакулиной подтвердили, что только путем восприятия самого предмета или его изображения формируются представления чувственного характера, что восприятие детьми объектов изображения требует специальной организации.
Наблюдения за детьми обнаружили много непроизвольного в их восприятии окружающего мира. Лишь глубокий и длительный интерес к какому-либо явлению заставлял ребенка внимательно наблюдать, рассматривать. Исследования Н. П. Сакулиной показали, что не всякая наблюдательность дает нужные сведения для последующего изобразительного творчества; не все свойства предметов находят отражение в этой деятельности; что даже целостное эмоциональное восприятие недостаточно для создания рисунка, тем более если оно не связывалось непосредственно с задачей выразить свои впечатления в изобразительной деятельности.
Неполнота восприятия, характерная для дошкольников, объяснялась психологами и педагогами ее кратковременностью из-за неустойчивости внимания, матого опыта, ограниченности знаний.
Следуя взглядам В. С. Мухиной, изобразительную деятельность дошкольников, особенно рисование, можно представлять не только как результат его психического развития, но и как способ, обеспечивающий это развитие и ведущий к обогащению и перестройке психических свойств и способностей.
Изучение детского рисования показывало, что даже у детей более старших и опытных воспроизведение предмета в рисунке по представлению носило обобщенный характер.
Ребенок жадно воспринимал окружающее, но внимание его было обращено только на те стороны явления, которые его больше интересовали. Рисунок отражал то, что сложилось в представлении о предмете. Из-за кратковременности охвата объекта восприятием представление неполно отражало его облик.
Признавая за детским рисованием функцию отражения явлений действительности, отечественная педагогика считает формирование восприятия очень важным для развития рисунка.
Особенности детского восприятия Н. П. Сакулина и ее ученики прослеживали в определенных педагогически организованных условиях и выяснили то, что необходимо для полноценного развития восприятий в пределах, доступных детям данного возраста.
Методика формирования эстетического восприятия окружающей жизни Крайнего Северо-Востока России в процессе обучения рисованию детей старшего дошкольного возраста
При разработке методики формирующего эксперимента учитывались некоторые положения, выдвинутые в трудах Е. А. Фле-риной, Н. П. Сакулиной, Т. С. Комаровой, Н. Б. Халезовой и др.:
- основой творческой деятельности ребенка являются конкретные образные представления, полученные в результате наблюдений;
- словесный образ эмоционально углубляет и обобщает восприятие, зрительный образ конкретизирует и уточняет его;
- разнообразные приемы изображения способствуют удовлетворению потребности ребенка в познании действительности.
Новый этап исследования решал следующие задачи :
1. Разработать содержание конкретных знаний о некоторых явлениях природы, искусства коренных народов Северо-Востока, определить последовательность обучающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Экспериментально апробировать содержание обучения, методы и приемы формирования эстетического восприятия в процессе изобразительной деятельности детей.
Выбирая объекты, которые должны составить учебное содержание ознакомления с природой Крайнего Северо-Востока и искусством коренных народов Крайнего Северо-Востока, а также тематику рисования этих явлений, мы придерживались следующих условий :
- эстетические качества объектов должны быть включены в жизненный опыт детей;
- у детей должен быть сформирован интерес к изображению на блюдаемых объектов и желание сделать это как можно лучше.
Предметы и явления, включенные в учебную программу, рассматривались с точки зрения их возможности определить основные компоненты усвоения социального опыта : знания о природе и искусстве родного края; эмоционально-эстетического отношения к действительности Крайнего Северо-Востока; способах и методах выражения своего отношения к действительности через изобразительную деятельность.
В формирующем эксперименте приняло участие 38 детей из двух групп.
Первая - экспериментальная, -в-детсиоц саду №10 г. Магадана. Работа в ней велась по экспериментальной программе.
Вторая - контрольная, в детском саду № 45 г. Магадана. Работа осуществлялась по типовой "Программе воспитания и обучения в детском саду", занятия проводились по общепринятой методике.
Эксперимент проходил в три этапа.
Т этап - 1994-1995 учебный год в двух старших группах.
IT этап - 1995-1996 учебный год в тех же группах ( уже подготовительных к школе).
III этап-1996-1997 гг.
Первый этап формирующего эксперимента был направлен на расширение начальных знаний детей экспериментальной группы о конкретных предметах и явлениях родного края, их красоте и отличительных особенностях; приобщение детей к конкретной передаче своих впечатлений в рисунке.
Второй этап предполагал формирование эстетического восприятия детьми объектов природы и искусства народов Крайнего Севера; усвоение разнообразных способов изображения и нахождение выразительных средств передачи характера образа.
Третий этап эксперимента ставил своей целью проверку результатов проведенной работы по формированию у детей 5-7 лет эстетического восприятия явлений Крайнего Северо-Востока.