Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социологические взгляды В.В. Берви-Флеровского на пути перехода российского общества к новому социальному строю Чумичева, Наталья Владимировна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чумичева, Наталья Владимировна. Социологические взгляды В.В. Берви-Флеровского на пути перехода российского общества к новому социальному строю : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01 / Чумичева Наталья Владимировна; [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2012.- 151 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-22/255

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В процессе формирования и развития отечественной социологии важную роль сыграло народническое направление, выражавшее демократические тенденции общественного движения в России XIX века. Это направление дало целую плеяду ярких и оригинальных мыслителей (Н.К. Михайловский, П.Л. Лавров, М.А. Бакунин, С.Н. Южин и д.р.). Видное место в этой плеяде занимает и Василий Васильевич Берви (1829 - 1918), получивший известность под псевдонимом «Флеровский».

Талантливый исследователь, неутомимый собиратель фактов и вдумчивый теоретик, Флеровский активно проявил себя в различных сферах обществознания - в философии и социологии, в экономической и политической науках, пробовал свои силы и в беллетристике. Успешно выступал он на поприще журналистики, его яркие публицистические статьи публиковались в передовых печатных изданиях того времени.

Первым крупным произведением, которое принесло ему огромную популярность в демократических кругах России, была книга «Положение рабочего класса в России» (1869 г.). Вся книга представляет собой страстный протест против угнетения, произвола властей, всех видов социальной несправедливости. Он выступил как беспощадный критик самодержавного строя, крепостничества и его последствий, негативных сторон капитализма, как защитник интересов народа и, прежде всего выразитель надежд и чаяний многомиллионного крестьянства.

Флеровский сумел нарисовать красочную и объективную картину социально-экономического состояния тогдашней России, используя уникальные по своей широте и многообразию личные наблюдения. Кроме того, он весьма умело и эффективно применял документальный метод, анализируя огромный массив статистических данных. Новаторский подход к проведению эмпирического исследования и обобщению его результатов

позволил Флеровскому правдиво и обстоятельно показать положение различных слоев трудового населения России после реформы 1861 года.

Долгий жизненный путь Флеровского был бесконечно трудным, полным тяжелых испытаний и гонений со стороны власти. Но ни постоянные скитания, ни тюрьмы, ни полицейские издевательства его не сломили. Этот сильный, мужественный человек гордо, с достоинством переносил все тяготы судьбы, никогда у него не расходились слово и дело, никогда не шел он на сделку с совестью. Добродушный и мягкий по натуре, он становился непреклонным, когда дело касалось принципов. Главными принципами исследователя были объективность, добросовестность в подборе, анализе и изложении фактов и приверженность высоким нравственным идеалам.

Флеровский, как и все его единомышленники, открыто заявлял о своей солидарности с трудящимися и считал всякое угнетение недопустимым с нравственной точки зрения. Он не только протестовал против лжи и несправедливости, царящей в обществе, но и стремился разработать «идеальную» модель общественного устройства, искал наиболее эффективные пути социальных преобразований на основе свободы, равенства и социальной солидарности. В проектах Флеровского немало наивного, утопического, но ряд его мыслей, выводов не утратил своего значения и в наши дни.

Так, весьма актуальными являются мысли Флеровского о социальной ответственности интеллигенции, ее роли в большом и важном деле нравственного воспитания общества. «Серьезная дума» и «глубокое чувство» - вот, что по его убеждению, отличает настоящего гражданина, патриота, гуманиста, вот что определяет его человеческое достоинство. Образованный, мыслящий человек не должен увлекаться мелочными целями, ориентиром его жизни служит высокий нравственный идеал. Таков завет Флеровского, обращенный к будущим поколениям. Непроходящее значение теоретических концепций и нравственных принципов Флеровского - социолога - новатора

и демократа просветителя определили тему и главные направления данного исследования.

Степень научной разработанности темы. Следует отметить, что весьма значительное научное и публицистическое наследие Флеровского -около пятидесяти печатных работ - до сих пор недостаточно изучено. Нет исследований, в которых была бы дана достаточно полная, всесторонняя и объективная характеристика его жизни и творчества. Первая книга Флеровского «Положение рабочего класса в России» вызвала многочисленные отклики в печати, причем оценки были разнообразные в зависимости от идеологической ориентации журналов. Другие его книги либо запрещались властями (как, например, «Азбука социальных наук»), либо издавались за границей, поэтому не получили никакого отклика в подцензурной печати. «Я погружаюсь в мрак забвения», - констатировал Флеровский в конце своей жизни. Об этом же с горечью писал публицист Н. Малиновский в статье под характерным названием «Не пора ли вспомнить?» (Русская мысль. 1905. № 4).

Мало писали о Флеровском до революции, но и в советский период ему уделялось не так уж много внимания, хотя во всех энциклопедиях признавался его вклад в освободительное движение в России. Первыми крупными публикациями, посвященными Флеровскому, стали работы О.В. Аптекмана, который был знаком с ним еще со времен «хождения в народ». В этих публикациях дана яркая характеристика личности Флеровского, его общественной деятельности в 60 - 70-е годы XIX века и особенно подчеркивается значение его книги «Положение рабочего класса в России».

В 1929 году были напечатаны воспоминания Флеровского под названием «Записки революционера-мечтателя» с предисловием М. Клевенского. В 1958 году изданы «Избранные экономические произведения» Берви-Флеровского в двух томах. Обстоятельное предисловие к двухтомнику написал Г.М. Подоров. Ему же принадлежит монография «Экономические

воззрения Берви - Флеровского» (1952), в которой вкратце рассматривается и

социально-политические взгляды русского мыслителя. В книге содержится
большой фактический материал о жизни и творчестве Флеровского, имеется
ряд интересных и ценных выводов, но немало и обычных для того времени
идеологических штампов. Флеровскому, в частности, ставится в упрек
«незнание» объективных исторических законов, «непонимание»

исторической миссии пролетариата, отсутствие четко выраженной революционной позиции и т.п. В таком же духе дана характеристика экономических воззрений Флеровского в «Истории русской экономической мысли» (1959).

Большинство авторов работ, посвященных общим проблемам народничества, ограничиваются беглым упоминанием имени Берви -Флеровского, не раскрывая его значения как одного из главных идеологов и вдохновителей этого движения (публикации Б.П. Козьмина, Ш.М. Левина, В.А. Твардовской, Е.Л. Рудницкой, В.Г. Графского и др.). Более подробно роль Флеровского характеризуется в публикациях Т.С. Рязанцева, М.М. Плакиды, Б.С. Итенберга, НА. Трицкого. Ряд авторов анализировали (с марксистских позиций) его философские воззрения (Ф.А. Окулов, А.И. My дров и др.). Значительный интерес представляют работы, в которых нашла отражение литературная деятельность Флеровского и его влияние на творчество ряда русских писателей (статьи М. Клевенского, Н.И. Пруцкова, М.Д. Зиновьевой, В.И. Каменского, М.Т. Пинаева).

После издания двухтомника 1958 года, произведения Флеровского публиковались лишь в отрывках в сборниках и антологиях народнической литературы. За последние сорок лет не появилось ни одной крупной работы, посвященной исследованию научного и литературного наследия Флеровского, не считая нескольких небольших статей в справочных изданиях. Этот факт говорит сам за себя.

В последние годы внимание отечественных исследователей все больше привлекают проблемы генезиса и развития российской социологической

науки. В частности, в диссертационном совете по социологическим наукам

при Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского по данной проблематике защищен ряд диссертаций, способствующих осмыслению тех исторических условий, в которых жил и работал Флеровский (работы О.Г. Антоновой, С.Г. Ивченкова, О.Ю. Мазаловой, С.А. Больдюсова, Д.Н. Гусельникова, Л.Ю. Петровой, С.А. Ровновой, Ю.В. Селивановой, Е.Н. Гориной, К.А. Кузнецовой и др.). Тем не менее, социологическое наследие видного русского мыслителя еще не было предметом специального диссертационного исследования и заслуживает более серьезного внимания со стороны научного сообщества. Все это во многом предопределило выбор темы, предметную область, цель и задачи исследования.

Цель исследования - раскрыть сущность социологических воззрений В.В. Берви-Флеровского на пути общественных преобразований в их генезисе и эволюции. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда следующих теоретических задач:

выявить идейные истоки и факторы формирования социально -политических воззрений Флеровского;

показать взаимосвязь социологических взглядов Флеровского и основных направлений его общественной и литературно-публицистической деятельности;

раскрыть роль В.В. Берви-Флеровского в возникновении промышленной социологии в России;

раскрыть основные методологические подходы Флеровского к характеристике социальной структуры и социальной динамики российского общества;

рассмотреть главные черты и особенности комплексной методики конкретных социологических исследований, разработанной Флеровским;

дать критический анализ представлений Флеровского о путях и перспективах преобразования общественных отношений;

охарактеризовать значение социальных идей и концепций Флеровского в контексте проблем развития современного российского общества.

Объектом исследования является социологическое наследие Флеровского.

Предметом исследования выступает система его социологических взглядов на пути и способы преобразования общества.

Теоретико-методологическая основа исследования. Реализация задач диссертационного исследования предполагает наряду с применением общенаучных методов (дедукция, индукция, анализ, синтез и т.п.) последовательное использование генетического и сравнительно -исторического методов, которые дают возможность рассмотреть социологическое творчество Флеровского не только в контексте его эпохи, но и в широкой исторической перспективе. Большое значение имеет структурно-функциональный подход, позволяющий представить философские и социологические идеи и концепции Флеровского как целостную динамическую систему. Применение диалектического подхода позволяет выявить как сильные (научные), так и слабые (утопические) аспекты его творческого наследия, более полно раскрыть значение его гуманистических принципов в наши дни.

Эмпирическую базу диссертационного исследования представляют, прежде всего, работы Флеровского (научные труды, публицистические статьи, литературные произведения, автобиографические материалы), а также воспоминания современников и критические отзывы на его книги, появившиеся при его жизни. Использование публикаций специалистов по истории, философии, социологии, экономической и политической науке позволяет более полно представить те исторические условия, в которых жил

и работал выдающийся русский мыслитель.

Научная новизна диссертационного исследования в первую очередь определяется самой постановкой проблемы, практически не разработанной в современной социологической литературе.

Конкретно элементы новизны состоят в следующем:

на основе анализа произведений В.В. Берви-Флеровского дана новая интерпретация его исторической роли как идеолога и вдохновителя народнического движения;

определена роль В.В. Берви-Флеровского в возникновении в России промышленной социологии;

впервые выявлены методологические и нравственные принципы социологического творчества В.В. Берви-Флеровского;

раскрыт вклад В.В. Берви-Флеровского в формирование эмпирической социологии в России;

предложена авторская трактовка разработанной Флеровским программы социально - экономических, политических и социокультурных реформ;

обоснован вывод о непреходящей идейной и

методологической ценности творческого наследия

Флеровского, намечены пути его дальнейшего

исследования;

В итоге проведенного исследования получены следующие результаты,

которые формулируются автором как положения, выносимые на защиту:

1. Мировоззрение В.В. Берви-Флеровского формировалось под влиянием идей эпохи Просвещения, Великой французской революции XVIII века, европейского либерализма и утопического социализма, русской революционной демократии. Его по праву можно считать одним из идеологов и вдохновителей народничества, представлявшего яркую страницу истории освободительного движения в России XIX века. Социологическое

творчество Флеровского - уникальный пример органического синтеза

гуманистических идеалов, высоких нравственных принципов и научной объективности в подборе, анализе и интерпретации социальных фактов.

  1. В.В. Берви-Флеровский создал капитальное исследование, «Положение рабочего класса в России (1869 г.)», в котором всесторонне и глубоко, на основе изучения и обобщения огромного статистического и эмпирического материала, показал жизнь рабочего класса, трудящихся в условиях тогдашнего российского общества. Подобных работ в тот период отечественной истории не было, поэтому В.В. Берви-Флеровский по праву считается основоположником промышленной социологии в нашей науке.

  2. Важной заслугой Флеровского является самостоятельная, основанная на собственном опыте разработка комплексной методики социологического исследования, включающей наблюдение и анализ документальных (прежде всего, статистических) материалов. В этом отношении он был первопроходцем, смело ставившим и решавшим новые по своему характеру методологические и методические задачи. Проявив незаурядные аналитические способности, новаторский подход к исследовательской работе, Флеровский сумел нарисовать яркую и многогранную картину реального положения трудящегося населения пореформенной России;

  3. Свои творческие способности В.В. Берви-Флеровский проявил не только в сфере эмпирической социологии. Он выступил также как социолог -теоретик, создатель оригинальной концепции генезиса цивилизации и ее развития, социальной структуры и динамики российского общества. Умелое применение социально-типологического метода позволило ему дать всестороннюю характеристику основных социальных групп и слоев населения различных российских регионов.

  4. Будучи убежденным защитником интересов трудящихся, Флеровский не ограничился анализом причин социальных бедствий и «неурядиц», царящих в современном ему обществе. На протяжении всей

своей жизни он искал «путь, которым должны идти люди, чтобы избавиться

от тысячелетних своих заблуждений». Чтобы решить эту задачу, Флеровский разработал оригинальную «философию коллективизма» и построил модель идеального общества, где нет места эксплуатации человека человеком, где будут реализованы великие лозунги свободы, равенства и братства людей.

  1. Проблему перехода к новому обществу Флеровский рассматривает не с позиций бунтаря, революционера, готового разрушить «мир насилия до основанья», а с позиций демократа - просветителя, сторонника мирного преобразования общества посредством глубоких и последовательных реформ. В течение длительного переходного периода, по Флеровскому, первостепенное значение имеет просвещение широких масс, повышение их культурного уровня, подготовка людей к восприятию новых идей и взглядов на жизнь, что будет способствовать успешному формированию новых, гуманных и справедливых общественных отношений;

  2. Несмотря на элементы утопизма в социологической схеме Флеровского, многие его концептуальные положения и выводы не утратили своей методологической ценности и в наши дни, способствуя не только осмыслению исторического опыта, но и пониманию явлений и тенденций современности. В частности, важное значение имеют социально -педагогические идеи Флеровского, его мысли о свободе слова, о нравственном воспитании общества, о социальной ответственности интеллигенции, призванной пробуждать в массах «истинное сознание своего человеческого достоинства». И ныне актуально звучат слова русского мыслителя о том, что сущность общественной жизни - не в борьбе за богатство и власть, а в гармоничном единении, взаимопомощи и солидарности свободных людей.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит, прежде всего, в приращении научного знания об основных путях и особенностях генезиса и развития отечественной социологии. Основные положения и выводы работы могут быть использованы в учебной деятельности - при

подготовке лекционных курсов, методических пособий по историко-

социологической тематике, общей социологии и другим социологическим дисциплинам.

Апробация результатов исследования. Основные положения и
выводы диссертационного исследования были изложены на IV

Всероссийской научной конференции: «Сорокинские чтения: Отечественная социология: обретение будущего через прошлое» (Москва - Саратов, 2008 г.), на ежегодных конференциях «Некоторые проблемы социально-политического развития современного общества» (Саратов, 2008 - 2011 г.г.).

Теоретические концепции и методологические подходы, содержащиеся
в диссертации, обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях
кафедры социологии молодежи Саратовского государственного

университета имени Н.Г. Чернышевского. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой социологии молодежи социологического факультета СГУ. По теме диссертации опубликованы 7 научных работ, в том числе 3 в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Социологические взгляды В.В. Берви-Флеровского на пути перехода российского общества к новому социальному строю