Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблемы участия женщины в социально-экономическом развитии Сирии Кхалед Алфарис

Проблемы участия женщины в социально-экономическом развитии Сирии
<
Проблемы участия женщины в социально-экономическом развитии Сирии Проблемы участия женщины в социально-экономическом развитии Сирии Проблемы участия женщины в социально-экономическом развитии Сирии Проблемы участия женщины в социально-экономическом развитии Сирии Проблемы участия женщины в социально-экономическом развитии Сирии Проблемы участия женщины в социально-экономическом развитии Сирии Проблемы участия женщины в социально-экономическом развитии Сирии Проблемы участия женщины в социально-экономическом развитии Сирии Проблемы участия женщины в социально-экономическом развитии Сирии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кхалед Алфарис. Проблемы участия женщины в социально-экономическом развитии Сирии : 22.00.01 Кхалед Алфарис Проблемы участия женщины в социально-экономическом развитии Сирии (На материале эмпирического социологического исследования) : Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.01 Москва, 2006 181 с. РГБ ОД, 61:06-22/496

Содержание к диссертации

Введение

I. ГЛАВА ПОЛОЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ В АРАБСКОМ МИРЕ (Сирия)Д2

1. Арабская женщина в прошлом и настоящем 12

2. Роль арабской женщины и некоторые ее проблемы в современную эпоху 27

3. Статус сирийской женщины и ее роль в общества 60

II - ГЛАВА ЖЕНЩИНА И РАЗВИТИЕ

1. Потребность арабского мира в социально-экономическом развитии 73

2. Основные препятствия на пути включения женщины в процесс социально-экономическом развития 79

Ш-ГЛАВА ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СИРИИ ЖЕНЩИН, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАЙОНАХ СИРИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭМПИРИЧЕСКОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

1. Методологические и методические принципы исследование 111

2. Результаты исследования 122

Заключение 142

Предложения и рекомендации 146

Список использованной литературы 151

Приложение 168

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется значимостью «человеческого фактора» как основополагающей составной части социально-экономического развития. Известно, что социально-экономическое развитие предполагает равноценный вклад со стороны всех членов общества - и мужчин, и женщин, которые должны осознать свой потенциал, позволяющий им, с одной стороны, вносить свой вклад в общее развитие, а с другой -полнее реализовать свои личностные качества. Такие задачи невозможно решить без полноценного участия женщин в социальной, экономической, политической и культурной жизни государства. В современном мире идея реального равноправия мужчин и женщин, наличие специфики в социальных потребностях мужчин и женщин привлекает все больше сторонников и закрепляет свои позиции в различных сферах жизни. Статистические данные, отражая противоречивую картину современной жизни, свидетельствуют о разделении сфер деятельности на «мужские» и «женские», в которых, как правило, права женщин отличны от прав мужчин. Традиционно разницу в социальном положении женщин и мужчин объясняют биологическими причинами. Но анализ исторических, этнографических и культурных фактов показывает, что главными в противопоставлении ролей женщины и мужчины являются культурно-социальные нормы, которые и являются предметом тендерных исследований.

Современное общество характеризуется процессами глобализации: исчезновением пространственных и временных барьеров для проникновения инокультурных ценностей и образа жизни, а социально-экономические изменения предъявляют к мужчинам и женщинам требования, не соответствующие традиционным обычаям, нормам и смыслам. Стереотипы массового сознания, общепринятые социальные нормы воздействуют на экономическую деятельность женщин и ее результаты в любой сфере жизни. Это является причиной несоответствия между фактическими способностями работающих женщин, их вкладом в экономику, их потребностями и

представлениями об их социальной роли и назначении. Традиционные стереотипы общественного сознания, выстроенные в соответствии с ними социальные нормы, проникают во все сферы жизнедеятельности. Именно они определяют характер разделения труда в рамках семьи и за ее пределами. Мужчины рассматриваются как ведущие кормильцы семьи, а женщины - в качестве их помощников. Несомненно, социальные нормы могут сильно влиять на экономический выбор женщин, ограничивая круг их возможностей.1

Изменить ситуацию можно только в том случае, если социологическая наука создаст методики анализа проблем арабской женщины, адекватные ее специфическому положению, сложившемуся под влиянием разнообразных социальных, культурных и экономических факторов. Сложность заключается в том, что как апробированные на Западе теоретические подходы к анализу проблемы, так и социологический инструментарий тендерных исследований не могут без значительной корректировки использоваться в арабских странах в силу очевидной специфики последних. В связи с этим в диссертации предпринимается попытка создания и апробации социологического инструментария, учитывающего социокультурный контекст арабского общества, что можно считать первым шагом на пути к реальному изменению положения женщины в арабском мире, которое имеет столь существенное значение для социально-экономического развития региона.

Анализ существующего положения женщин, который может в дальнейшем осуществляться на предложенных теоретико-методических основаниях, необходимо положить в основу социально-экономической политики Сирийского государства, поскольку интеграция женщин в социально-экономический и политический процесс, страны - один из источников создания демократически развитого общества.

Такие факторы, как уход за ребенком, семейные обязанности, ограничивают их мобильность, определяют выбор работы. В основном женщины заняты на низкооплачиваемых и не требующих высокой квалификации рабочих должностях.

Степень разработанности проблемы» Положение и роль женщины в арабском мире служит достаточно популярной темой социологических исследований. Диссертантом была проведена классификация существующих исследований и выделены следующие основные группы:

  1. Исследования, в которых основное внимание уделяется роли ислама применительно к положению женщины.2 В частности, здесь говорится о том, что ислам принес с собой полное равенство в гражданских правах и обязанностях, дал идеальный образец женской свободы, ограниченной лишь необходимостью соблюдения морально-этических норм. Авторы, как правило, ставят своей задачей сформулировать предложения по вовлечению женщин в социально-экономическое развитие на основе исламского законодательства3.

  2. Работы, изданные специализированными организациями ООН и Лиги арабских государств.4 В этих исследованиях уделяется внимание проблемам, с которыми сталкивается женщина в арабском мире, ее правам и обязанностям, образованию и работе,

2 Вагабов М.В. Ислам и семья. М., Наука,1980.

3 Байдун, Тагарид. Женщина и общественная жизнь в исламе. Бейрут, «Ан-Нахда аль-
Арабийя», 1985; алъ-Джавхари, Абд алъ-Kabup и др. Исследования по социальному
развитию: исламский подход. - Каир, «Мактабат Нахдат аш-Шарк», 1986; Баккар, Абд эль-
Карим.
Введение в интегрированное развитие: исламский взгляд. - Бейрут, «Ад-Дар аш-
Шамийя», 1990; алъ-Бахнашави, Салим. Статус женщины: между исламом и мировым
законодательством. - Эль-Кувейт, «Дар аль-Калам», 1986; Алъ-Ансари, Абд аль-Хамид
Исмаил.
Роль женщин Залива в развитии сквозь призму ислама. - Каир, «Дар аль-Фикр
аль-Арабий», 2001; Капбас, Абд аль-Хамид Мухаммад. Проблемы современной
мусульманки. - Дамаск, «Аль-Апьбаб», 1986; Багдади, Мустафа Исмаил, Права женщины
в мусульманском обществе. - Марокко, Исламская организация развития и науки, 1991;
аль-Фарархап, Рашид Абдаллах. Социальная система в исламе: между мужчиной и
женщиной. - Эль-Кувейт, «Аль-Хукума», 1964.

4 Экономическая и социальная комиссия по Западной Азии (ЭСКВА), ЮНЕСКО,
Арабская организация труда, Арабский фонд экономического и социального развития,
Центр развития общества в арабском мире, Арабская организация аграрного развития,
Генеральный департамент по социальным и культурным вопросам Генерального
секретариата ЛАГ, Арабская стратегия всестороннего социального развития, Арабская
организация просвещения, культуры и науки, Институт женских исследований арабского
мира (Бейрут), Арабский институт планирования (Эль-Кувейт), Центр исследований
арабского единства.

формулируются рекомендации по развитию женщины, анализируются законы и иные юридические акты, касающиеся женщины, содержатся предложения по их корректировке в духе социально-экономических и культурных перемен современной эпохи5.

  1. Исследования, авторы которых пытаются в первую очередь дать определение социально-экономическому развитию, его принципам и основополагающим компонентам. Кроме того, здесь рассматриваются некоторые общие проблемы и препятствия на пути развития, связанные с ресурсами и населением, предлагаются перспективные решения и планы и т.д. Недостатком этих работ является то обстоятельство, что в них игнорируется специфика арабских стран, и в частности сельских и бедуинских районов, являющихся средоточием отсталости6.

  2. Исследования, в которых рассматривается положение женщин в обществе, их права и обязанности, проблемы, с которыми они сталкиваются, и т.д. Основное внимание здесь уделяется значимости

5 Экономическая и социальная комиссия по Западной Азии (ЭСКВА). Средства
информации и повышение роли женщины в процессе развития. ООН, 1985; ЮНЕСКО.
Исследования социального положения женщин в арабском мире. - Бейрут, Арабская
корпорация исследований, 1984; Арабская организация труда. Положения, регулирующие
труд рабской женщины. - Каир, Бюро арабского действия, 1994; Арабская организация
аграрного развития. Национальный симпозиум по развитию участия сельских женщин в
производственной деятельности. - Каир, 1999; Лига арабских государств. Симпозиум по
развитию сельской женщины в арабском мире. Генеральный секретариат ЛАГ, 1982,
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Принята на
сессии Генеральной Ассамблеи ООН 18 декабря 1979 года, вступила в силу 2 сентября
1981 года. Конвенция о политических правах женщин. Принята Генеральной Ассамблеей
ООН 20 декабря 1952 года. Вступила в силу 7 июля 1954 года. Международный пакт о
гражданских и политических правах. Принят на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН
16 декабря 1966 года. Вступила в силу 3 января 1976 года.

6 Шафик, Мухаимад. Развитие и социальные проблемы. Каир, «Аль-Мактаб аль-Гамиий
аль-Хадис», 1999; Хатыр, Ахмад Мустафа, Социальное развитие: теоретические
принципы и типы участия. - Александрия, 1993; Хамза, Мухтар.. Исследования по
интегрированному сельскому развитию. - Каир, «Мактабат аль-Ханги», 1977; Раджума,
Абд ас-Салам.
Показатели социального развития в Ливии. Мисурата (Ливия), «Ад-Дар
аль-Джамахирийя», 1988. Обобщение социальных показателей положения женщин. /
ООН. Департамент по международным экономическим и социальным вопросам. - Нью-
Йорк, ООН, 1984. Женщины в обществе: реальность, проблем, перспектива.— М., 1991.

роли женщин в социально-экономическом развитии. Среди недостатков работ, относящихся к данной группе, можно выделить то, что они сосредоточиваются на положении женщин в городах, основываются на официальной статистике, в которой могут содержаться неверные сведения. Кроме того, авторы этих исследований сравнивают ситуацию, сложившуюся в арабском мире, с положением в развитых странах7.

  1. Полевые исследования, затрагивающие положение и статус женщины в отдельных областях, касающихся образования, трудоустройства, раннего замужества и т.д. Однако и здесь основное внимание уделяется ситуации в городах, а сами по себе полевые исследования проведены достаточно поверхностно8.

  2. Теоретические исследования положения женщины в историческом ракурсе, в которых проводится сравнение между прошлым и настоящим, основное внимание уделяется выявлению исторических

7 Хаммуд, Хасап. Проблемы арабской женщины в области образования и трудоустройства. - Тунис, Арабская организация по вопросам просвещения, культуры и науки, 1998; Мулки, Киям. Арабская женщина между образованием и работой. - Бейрут, «Дар аль-Китаб аль-Арабий», 1987; Лбу Шиар, Лейла. Сирийская женщина между желаемым и действительным в процессе развития. Дамаск, «Аль-Янабиа», 1993; Асаад, Юсеф Михаил. Женщина и свобода. Каир, «Нахдат Мыср», 1977; Аль-Атыйя, Фаузия. Женщина и развитие. Багдад, Арабская организация по вопросам просвещения, культуры и науки, 1988; Аль-Джувейр, Ибрахим Мубарак. Работа женщины в доме и вне его. Эр-Рияд, «Аль-Убейкан», 1995; Аз-Захри, Маджида Махмуд. Права женщины в арабском законодательстве. - Дамаск, Профсоюз адвокатов, 1989; Гаухар, Салах ад-Дин. Современная арабская женщина. Каир, «Афак аль-Гад», 1982. Женщины мира в борьбе за социальный прогресс. - М., 1972. Женщины и тендерные проблемы в странах с переходной экономикой: взгляд ЮНИСЕФ - Нью-Йорк, 1995, С.34-36.

Шаарани, Аман Каббара. Положение и проблемы современной арабской женщины. Полевое исследование. - Триполи (Ливан), «Маншурат Салун Фадыля», 1991; Наиса, Рагда Али. Стимулы к труду у работающей женщины. Полевое исследование. - Дамаск, изд-во Дамасского ун-та, 1995; Сабит, Насир. Женщина, развитие и сопутствующие социальные перемены. Полевое социологическое исследование. - Эль-Кувейт, «Маншурат Зат ас-Салляль», 1983; Аз-Захир, Ахмад Джамапъ. Арабская женщина (с полевым исследованием ситуации в Иордании). - Арид, «Дар аль-Кинди», 1987; Аль-Кубра, Хайфа Фаузи. Женщина и социально-экономические перемены. Полевое исследование. Дамаск, «Тлас», 1987. Артемова О.В. Повседневная деятельность сельской женщины (по материалам обследований 1920-1990-х гг.) // Социологические исследования, - М., 1997, №12 — С.61-67. Бабаева Л.В. Женщины: актуальные направления социальной политики

причин низкого статуса женщины. Эти работы отличаются общим

характером, их авторы не принимают во внимание специфику

арабских стран, не формулируют современных проблем и не

предлагают соответствующих решений9.

Таким образом, многочисленные вопросы, которые остаются

нерешенными вопреки большому количеству публикаций, затрагивающих

статус и роль женщины в социально-экономическом развитии стран

арабского мира, свидетельствует о необходимости углубленного

исследования данного вопроса на конкретном материале определенной

страны. В этой связи особую актуальность приобретает эмпирическое

исследование особенностей участия женщины в социально-экономическом

развитии страны на примере сирийского государства.

Объектом исследования является положение женщины в арабских странах.

Предметом исследования выступает теоретико-методические основания анализа положения женщины в арабском мире на примере Сирии. Основная цель диссертационного исследования заключалась в выявлении специфики положения женщины и ее роли в социально-экономическом развитии Сирии и разработке социологического инструментария такого анализа, учитывающего эту специфику.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие основные задачи:

рассмотреть социально- экономическое положение женщины в арабских странах в различные исторические периоды;

(концептуальный подход к разработке Федеральной программы) // Социологические исследования. - М., 1997, №7 - С.51-59.

9 Халиль, Ахмад Халиль. Арабская женщина и проблемы преобразований, Социологическое исследование истории подавления женщины. - Бейрут, «Ат-Талиа», 1982; Ад-Лин, Наджиб Джамаль. О женщине. Социологическое и историческое исследование. - Дамаск, «Аль-Мактаба аль-Кубра», 1947; Кубейси, Бушра. Женщина в истории и в обществе. - Бейрут, «Амвадж», 1995; Рида, Халиль. Женщина встарь и в совремешгую эпоху. - Бейрут, «Муассасат ар-Рисала», 1979.

проанализировать роль арабской женщины в современную эпоху, используя имеющиеся статистические данные, оценить важнейшие показатели ее включенности в социально-экономическую жизнь арабских стран (динамику роста численности женской рабочей силы и др.), а также выделить факторы, ему препятствующие;

выявить специфику положения женщины в Сирии с учетом того, что проблема вовлеченности сирийской женщины в общественную жизнь является одной из важнейших на современном этапе развития страны;

обосновать, что теоретической основой анализа женщины является концепт социального развития, понимаемого в гуманитарном ключе - с осознанием центральной роли человеческого фактора в экономическом и социальном становлении страны;

выявить основные препятствия включенности арабской женщины в социально-экономическое развитие;

разработать социологический инструментарий анализа положения арабской женщины с учетом выявленных ранее I особенностей социально-экономического развития региона;

апробировать разработанный инструментарий в эмпирическом исследовании женщин сельскохозяйственных районов Сирии;

обработать полученные в результате исследования данные и сформулировать основные выводы.

Методология исследования представляет собой социологический подход к изучению эмпирического материала, характеризующего современное положение арабской женщины.

Анализируя полученные данные и вскрывая взаимозависимость между ними, мы использовали описательно-аналитический метод, а также ряд соответствующих статистических методов проверки гипотез. Кроме того, для

раскрытия некоторых аспектов диссертации мы воспользовались методами исторического и сравнительного анализа, излагая научные основы и принципы исследуемой темы.

Эмпирической базой диссертационного исследования послужили:

1. Данные, полученные в ходе проведенного диссертантом анализа
материалов статистических бюро, международных организаций,
специализирующихся на развитии женщин на Ближнем Востоке.
Использовались материалы арабских и европейских источников по
теме исследования.

2. Результаты эмпирического социологического исследования
«Особенности включения сирийских женщин проживающих в
сельскохозяйственных районах в социально-экономическое развитие
страны», осуществленного диссертантом летом 2005 г.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что диссертация представляет собой первую в отечественной науке работу, посвященную анализу проблемы вовлечения женщины в социально-экономическое развитие Сирии, которое проводилось на материале эмпирического исследования.

В содержательном аспекте научная новизна заключается в следующем:

вопрос статуса, роли и социальных проблем женщин в арабском мире, в частности в Сирии, получил в диссертации освещение с исторического, теоретического и прикладного аспектов;

разработан инструментарий эмпирического исследования положения арабской женщины, эффективность которого апробирована в ходе полевого исследования женщин в сельских и бедуинских районах Сирии;

путем полевого исследования автором были выявлены факторы, препятствующие вовлечению женщин в процесс социально-экономического развития страны;

диссертация основывается на первом в истории Сирии полевом исследовании положения женщин как в сельских, так и в бедуинских районах страны.

Научная и практическая ценность исследования заключается в том,
что настоящая диссертация представляет собой один из источников,
затрагивающих проблемы статуса и роли сирийских женщин и арабских
женщин вообще в социально-экономическом развитии, а также проблем,
стоящих на пути этого участия. Диссертация, и в особенности ее прикладная
часть и методологические приемы, может быть использована как
специалистами, так и всеми, для кого эта тема представляет интерес. Кроме
того, исследование положения женщин в селах и бедуинских поселениях,
предложенные решения существующих проблем могут сыграть важную
практическую роль в деле перевода бедуинов на оседлый образ жизни.
Работа будет передана заинтересованным организациям,

специализирующимся на повышении степени участия женщины в социально-экономическом развитии, в частности в министерство сельского хозяйства и в министерство культуры и социальных вопросов. Особенно актуальное значение могут иметь итоги полевого исследования и предложенные способы решения проблем, касающихся положения женщин. Сформулированное в работе понятие социально-экономического развития и его роли имеет ценность для соответствующих должностных лиц, занимающихся проблемами населения сельских и бедуинских районов Сирии. Результаты исследования могут использоваться организациями, действующими при Лиге арабских государств и Организации Объединенных Наций и занимающимся вопросами положения женщин.

Структура диссертации. Структура диссертации подчинена цели и задачам исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Арабская женщина в прошлом и настоящем

Во времена джахилии10 арабы представляли собой несхожие друг с другом общества, включавшие в себя различные социальные слои и религиозные группы, члены которых занимались охотой, скотоводством, торговлей и земледелием. Социальная ситуация в тот период не отличалась устойчивостью вследствие войн и набегов. Положение женщины было неодинаковым в различных слоях общества и в разные периоды времени. Для понимания положения женщины в эту эпоху, следует учитывать соответствующие экономические, социальные, духовные и политические условия11.

Относительно положения женщины в данную эпоху существует чрезвычайно широкий спектр мнений и оценок. Ряд ученых полагают, что в этот период у арабов статус женщины был высоким, другие - это отрицают. На наш взгляд, невозможно говорить о статусе женщины вообще, так как он был неодинаковым в различных племенах и даже внутри одного племени12.

В истории можно найти немало свидетельств того, что женщины играли заметную роль и активно участвовали в общественной жизни. Так, Хадиджа, жена Пророка Мухаммада, занималась торговлей и коммерческими операциями, нанимая на собственные деньги мужчин13. Женщина присутствовала наравне с мужчиной во всех сферах общественной жизни. Она играла важную роль в ведении хозяйства, занимаясь ручной работой - в частности, производством пищевых продуктов (помол зерна, выпечка хлеба) и ткачеством, изготовлением красивой посуды. Женщины торговали и ходили вместе с мужчинами в военные походы, в которых ухаживали за ранеными. Арабские женщины отличались силой характера и красноречием, играли роль в политических отношениях. Большинство историков сходятся во мнении, что арабские женщины в доисламский период принимали активное участие во всех сферах социальной деятельности14. Кроме того, они стремилась получить ряд привилегий, которыми пользовались мужчины, не уступая им в благородстве и храбрости. Смешение полов было явлением обычным, арабы не знали половой сегрегации, отношения между мужчинами и женщинами носили естественный характер.

Однако таким был статус женщины не во всех арабских племенах. Некоторые племена не придавали никакой ценности труду, который выполняла женщина в семье и в обществе в целом. У них она занимала низшее место по сравнению с мужчиной, который был для нее господином. В этих племенах женщина находилась в полном подчинении у мужчины. Она не имела личной свободы, страдала от тяжелого гнета обычаев и традиций и не имела права выбора в браке и разводе. Женщина не могла претендовать на наследство: родству по материнской линии не придавалось никакого значения15. У некоторых арабских племен был распространен обычай ва д -закапывания в песок девочек16. Человек, совершавший это, не считался убийцей, а у матери не было права воспротивиться умерщвлению своих новорожденных дочерей. Исполнение этого обычая было обусловлено страхом перед позором, который девушка могла навлечь на семью в случае, если племя подвергнется набегу другого племени. Обычай пленения (сабй), т.е. похищения женщин в ходе набега, был распространен у большинства племен17. Девочка олицетворяла собой зло, не приносящее своей семье ничего, кроме позора. Дальнейшая ее судьба - это жизнь под властью мужчины, зависимость от него и абсолютное подчинение его повелениям. Супружеская жизнь была основана на абсолютном угнетении женщины. У большинства племен не было правил, упорядочивавших брачные отношения, как не было и законов о разводе. Мужчина мог брать в жены столько женщин, сколько хотел, и разводиться с ними, когда хотел, он мог жить одновременно с двумя сестрами. У мужчин были служанки, которых они часто заставляли их заниматься проституцией18. Для этой цели существовали специальные дома, над которыми висели флаги, и которые посещали все желающие. История повествует, что многие видные арабы эпохи джахилии занимались торговлей женщинами и заставляли их заниматься проституцией19.

Рассматривая положение арабской женщины в доисламскую эпоху, можно выделить по крайней мере три типа:

1. женщина, живущая в своем доме в изоляции от общества, подвластная мужчине, находящаяся в плену варварских, бесчеловечных и несправедливых обычаев и традиций; большую часть времени она проводит в обслуживании мужа и детей, не принимает никаких решений, лишена свободы, не имеет права наследования и все, что от нее требуется - это выполнять решения мужчины.

Потребность арабского мира в социально-экономическом развитии

1) следует следить за тем, чтобы программы развития основывались на фундаментальных потребностях общества;

2) соблюдение баланса между различными областями развития с тем, чтобы осуществление намеченных программ не превратилось в разрозненные действия;

3) необходимо, чтобы программы социального развития были направлены на расширение участия населения в делах общества;

4) следует уделять больше внимания повышению роли женщин и молодежи в осуществлении программ развития, что достигается через программы распространения начального образования, развития системы образовательных программ для взрослого населения, молодежных клубов, домов матери и ребенка, ассоциаций и женских клубов164. Понятие социального развития и связанные с ним кониепции Существует ряд дефиниций "социальное развитие", представители разных направлений и специальностей вкладывают в него свое содержание. Ученые, работающие в области гуманитарных наук, подразумевают под ним достижение гармонии между членами общества, включая гармонизацию биологического, психического и социального начал. Политологи и экономисты подразумевают под ним достижение человеком минимального порога в уровне жизни, ниже которого он не может опускаться, так как имеет право на заботу о нем со стороны государства. Для социальных реформаторов это понятие означает предоставление человеку медицинских услуг, образования, жилья и условий труда, соответствующих его требованиям и способностям. Религиозные деятели понимают под социальным развитием сохранение достоинства человека как наместника Абд ар-Рахим Таммам Абу Кариша. Дирасат фи илм иджтима ат-танмийа (Исследования в области социологии развития). - Александрия (Египет): Ал-Мактаб ал-джами и ал-хадис, 2003. - С. 294-295. Бога на земле, что подразумевает установление правовой, социальной и экономической справедливости165. Детальный анализ различных концепций социального развития позволяет разделить исследователей этого вопроса на три направления. Сторонники первого направления считают, что термин "социальное развитие" эквивалентен термину "социальная опека" в строгом смысле понятия опеки. Представители второго направления считают данный термин синонимом термина "социальные услуги", которые оказываются в сферах образования, здравоохранения, жилищного строительства, профессионального обучения и развития локальных сообществ. Наконец, представители третьего направления понимают под социальным развитием происходящие в обществе перемены, цель которых состоит в удовлетворении социальных потребностей индивидов. То есть социальное развитие не сводится к предоставлению индивидам разнообразных социальных услуг, но включает в себя еще два фундаментальных элемента: 1) изменение прежней социальной ситуации, переставшей отвечать условиям современной эпохи; 2) создание социального устройства, порождающего новые, современные отношения и ценности и позволяющего индивидам в большей степени удовлетворять свои потребности и нужды . - Взаимосвязь между экономическим и социальным развиты ем Проблемы развития продолжают занимать внимание экономистов и социологов, которые выделяют в нем два измерения: 1) экономическое развитие, заключающееся в развитии производства и увеличении дохода;

Ахмад Мустафа Хатир, СамираКамил Мухаммад. Ат-танмийа ал-иджтима ийа. Ал-итар ан-назарийа ва намузадж ал-мушарака (Социальное развитие, теоретические рамки и модели участия). - Александрия (Египет), 1993.-С.4. Ахмад Мустафа Хатир. Ат-танмийа ал-иджтима ийа: Ал-мафхумат ал-асасийа, намазидж ал-мумараса (Социальное развитие: основные концепции и практические модели).- Александрия (Египет), 2002. - С. 17. 2) социальное развитие, направленное на улучшение ситуации в сферах здравоохранения и образования, повышение уровня жизни, развитие общественных услуг во всех их видах.

В конечном счете исследователи приходят к мысли о неразрывности двух измерений развития, поскольку каждое из них является условием для осуществления другого167.

Исходя из сказанного выше, можно утверждать, что в наиболее распространенной интерпретации термин "социальное развитие" трактуется как повышение уровня жизни человека, включая его обучение и профессиональную подготовку с тем, чтобы сделать его производительной единицей, участвующей в экономической деятельности. И хотя экономическое развитие в основном ассоциируется с производством, а социальное развитие - с развитием и подготовкой индивида и групп, очевидно, что оба эти процесса влияют друг на друга. Инвестиции капитала в экономику, в базис и пр, должны сочетаться с инвестициями в социальную сферу, каковыми являются, например, ликвидация неграмотности, распространение образования и т. д. Планирование в области индустриализации или развития сельского хозяйства должно сочетаться с планированием в области противодействия давлению на семью, улучшение условий жизнедеятельности сельского населения, что во многом обуславливает и регулирование оттока молодежи из деревень в города.

Отсюда следует, что проекты в сфере экономического развития находятся во взаимосвязи с проектами в сфере социального развития. А, следовательно, о результатах их реализации следует судить по достигнутым результатам в области повышения уровня жизни человека168.

Методологические и методические принципы исследование

Современной социологии тендерные исследования, возникшие в 80-х годах XX века как одно из направлений рефлексивного развития феминистских идей, широко распространены. Проблемы полового неравноправия в западноевропейской традиции впервые выступили предметом анализа в конце XIX века и актуализировались в течение всего XX века. К концу XX века количество тендерных исследований в Европе и - Америке возросло по экспоненте. В современных тендерных исследованиях половое неравноправие трактуется довольно широко: ущемление прав и свобод не только женщин, но и мужчин, множественность проявления «мужского» (маскулинные исследования), многообразие сексуальных практик (выделяются пять основных тендеров: мужской, женский, гетеросексуальный, гомосексуальный, транссексуальный). «Вся совокупность социально-культурных признаков «женского» и «мужского», а также природа их неравного представления в обществе определяется в

ТАЛ

понятие "тендер"». Можно выделить следующие основные постулаты -основы тендерных исследований: постулируется, что общество посредством " своих регуляторов - традиций и обычаев, морали, норм, стереотипов, системы поощрений и наказаний - конструирует «женщину» и «мужчину», закрепляя за ними различные права, обязанности, тем самым «прикрепляя» определенную социально-экономическую (ресурсную) и ценностную иерархию. Эта иерархичность поддерживается обществом посредством специфических властных отношений, созданных в интересах определенных властных групп. Таким образом, тендер является одной из базисных характеристик социальной структуры, как показатель неравенства в обществе.

Несмотря на то, что тендерные исследования широко распространены во многих странах, в странах арабского мира эмпирические социологические исследования прав и свобод женщин практически не проводятся (работы, посвященные анализу положения арабских женщин в различных странах приводятся автором во введении к данной работе). Это связанно с социокультурными особенностями этих стран (что было рассмотрено в предыдущих главах диссертации). Женское население арабских стран, в частности Сирии и по сей день остается труднодоступной единицей исследования, а вопросы неравенства носят сензитивный характер. Труднодоступность сирийских женщин обусловлена, во-первых, культурно-религиозными детерминантами, а именно тем, что традиционно женщины в праве общаться только с представителями исключительно их тендера, с мужчинами коммуникативные акты позволительны только в кругу семьи, во-вторых, высоким уровнем неграмотности, что затрудняет проведение массовых опросов, а также, в третьих, труднодоступностью таких групп населения как бедуины в силу их кочевого образа жизни. Сензитивность вопросов тендерной дискриминации обусловлена культурными нормами и традициями, так как данный круг вопросов направлен на получение сведений, которые обычно предпочитают утаивать, эти вопросы традиционно не подлежали обсуждению. Осуществляемы в Сирии реформы, направленные на вовлечение женщин в участие в социально-экономическом развитии страны позволили снизить уровень «деликатности» проблематики женских прав и свобод, что позволяет эмпирически изучить мнения женщин по этому кругу вопросов, исследовать массовые мнения и настроения.

В 2005 году в сельскохозяйственных районах Сирии было проведено эмпирическое исследование «Особенности включения в социально Клюшкина О.Б. Тендерные исследования // Социологическая энциклопедия в 2 т., T.1. - М.: «Мысль», 2003.-С.203. экономическое развитие страны женщин сельских и кочевых поселений». Половина населения Сирии занята сельским хозяйством (крестьяне и бедуины). Актуальность данного исследования обусловлена происходящими в современной Сирии реформационными процессами. Вопрос об улучшении положения женщины в области образования, профессиональной подготовки и создании условий для ее более широкого участия в строительстве и развитии общества остается предметом повышенного внимания со стороны государства. Городская женщина, получившая определенное образование, добилась немалых успехов в культурной и социальных сферах, но общее невежество сельского населения и вредные пережитки прошлого во многом обусловили отсталость женщины и наложили на нее особый отпечаток: она не знает своих прав и обязанностей, которые лежат в основе жизни общества. Несмотря на то, что сельчанки активно участвуют в сельскохозяйственных работах (помимо ведения домашнего хозяйства), она не пользуется теми правами, которыми пользуется мужчина, а ее социальный статус ниже, чем статус городской женщины. Что касается бедуинской женщины, то ее положение еще более сложное, она полностью подчинена обычаям и традициям, в силу которых лишена возможности участия в социальной, политической и экономической жизни страны.

Объектом исследования выступили замужние женщины от двадцати лет до 45 лет. Выбор объекта обусловлен следующими обстоятельствами: во-первых, опрос девушек до 20 лет затруднен в силу национальных традиций и обычаев (необходимо согласие мужа и семьи, те же кто не состоит в браке, согласно традициям может общаться только с членами семьи), во-вторых, данная категория женщин необходимо должна являться включенной в социально-экономическое развитие страны.

Предмет исследования - выявить степень включенности сельских женщин в социально-экономическую жизнь страны, определить факторы, определяющие включенность.

Цель исследования - выявить основные факторы, препятствующие вовлечению женщин в социально-экономическое развитие страны.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены и решены следующие задачи:

1. Выявить основные социально-экономические характеристики женского населения проживающего в сельскохозяйственных районах Сирии.

1.1. Выявить основные особенности условий проживания женщин.

1.2. Выявить основной источник дохода, особенности и основные сферы занятости женщин сельскохозяйственных поселений Сирии.

2. Определить роль обычаев и традиций в жизни сельских женщин:

2.1. роль традиций при принятии решения о браке. Отношение к ранним бракам;

2.2. роль традиций в планировании семьи (рождении детей).

3. Выявить степень вовлеченности женщин в политическую сферу (участие в деятельности общественных организаций, партий). Основная гипотеза исследования: Следование обычаям и традициям является основным препятствием вовлечения женщин проживающих в сельскохозяйственных районах Сирии в социально-экономическую и политическую жизнь страны.

Похожие диссертации на Проблемы участия женщины в социально-экономическом развитии Сирии