Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 20
1. Современные концепции общества 20
2. Экологическое общество - новый тип цивилизации 48
3. Оптимизация функционирования системы «человек- общество- природа» в условиях экологического риска 64
ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАНИЕ - ВАЖНЕЙШИЙ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 99
1. Состояние и основные тенденции развития системы образования россии 99
2. Современная парадигма образования 113
3. Инновационные процессы в системе образования 128
4. Экологизация системы образования в современных условиях 165
ГЛАВА 3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 177
1. Экологическое образование в германии 179
2. Система экологической подготовки во Франции 198
3. Опыт преподавания экологии в Великобритании 213
4. Сша: система экологического образования 225
ГЛАВА 4. ЭКОСОЦИОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 240
1. Экологическая социология в системе образования 240
2. Концептуальные подходы к содержанию модели специалиста социолога-
Эколога xxi века 249
3. Социальный опыт в сфере непрерывного экологического образования 269
4. Традиционные и инновационные формы в эколого-образовательном процессе
298
Заключение 318
Список использованной литературы 326
Приложения 353
- Современные концепции общества
- Инновационные процессы в системе образования
- Опыт преподавания экологии в Великобритании
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Проблема устройства общества в XXI веке относится к числу наиболее широко обсуждаемых в мировой политике и науке. Складывается впечатление, что о ней все уже сказано, и вопрос о тенденциях развития общества может стоять скорее в плане изучения влияния на него новых био-, нано- и информационных технологий, чем с точки зрения анализа сущности главных противоречий существующих в обществе, их причин и основных проявлений. Тем не менее, это далеко не так.
Первое, что заставляет усомниться в теоретической ясности проблемы эволюции общества - это колоссальный разрыв между уровнем развития современного производства и ограниченными возможностями природы к самовосстановлению; разрыв, обусловленный различиями в уровне жизни в развитых и развивающихся странах, и разным пониманием необходимости мер по ограничению потребностей общества в использовании природных ресурсов. Поэтому, думается, что дискуссии об устойчивом развитии общества скорее только начинаются, чем подходят к своему логическому завершению. И тот факт, что по этой проблеме уже наработан колоссальный эмпирический и теоретический материал, позволяет поставить её, наконец, на строго научную почву и вести исследования гораздо эффективнее, чем раньше. Однако достижение некоего общественного консенсуса в понимании устройства общества применительно к условиям выхода из глобального экологического кризиса различными научными школами и тем более политическими силами, пока ещё дело будущего.
Второе, что вызывает сомнения в ясности этой проблемы, это то, что практически всегда, когда речь идет о взаимоотношениях общества, человека и природы, говорится об экологических рисках техносферы, ведущих к деградации экосистем и подрыву здоровья населения, чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, загрязнении окружающей среды,
4 накоплении и распространении промышленных отходов. Понятно, что когда речь идет об экологических проблемах глобального порядка, наивно полагать, что структура общества останется незатронутой преобразованиями, связанными со становлением новой социальной (экогуманитарной) парадигмы. Естественно возникает вопрос о том, как выжить в обществе риска, какие механизмы и пути выживания существуют? Некоторые из этих проблем только начинают обсуждаться, другие ещё вообще не стали предметом специальных исследований. Словом, пока это огромная «terra incognita», без детального освоения которой невозможно выработать эффективную социальную политику, направленную на построение общества нового типа, ставящего перед собой задачу перехода на коэволюционное развитие общества, человека и природы.
Третье обстоятельство, предопределяющее необходимость дальнейшего углубленного изучения данной проблемы — это то, что до сих пор процессы загрязнения окружающей среды и вопросы выживания человечества рассматривались через призму макроподходов. В средствах массовой информации, научных отчетах, в программах политических партий приводились цифры, убеждающие нас в глобальных масштабах наносимого биосфере планеты ущерба. При этом, как правило, вне поля зрения оставались проблемы того, как же реально на местах, в регионах происходит формирование основ экологического сознания, экологической культуры. Думается, что уже настала пора взглянуть на экологические риски изнутри, через призму формирования экологического мировоззрения, дать социологическое видение проблемы.
Наконец, в-четвертых, есть ещё одно обстоятельство, также делающее дальнейшее изучение экологических изменений происходящих в обществе, необходимым. Экологическая ситуация в России, вопреки утверждению некоторых политиков, всегда была напряженной. Более того, нет страны, где вообще не было бы экологических проблем, и в обозримом будущем такого общества не предвидится. Но вот чего в России действительно не было до
5 начала реформ 90ш годов, так это системы экологического образования и воспитания, которая выражала бы тот качественно иной образ жизни, при котором представители всех слоев общества жили бы в гармонии с природой. Ни масштабов этого явления, ни значимости возникновения в структуре образования России этого принципиально нового элемента не осознают пока ни российские политики, ни научное сообщество в целом. Думается, что сказанного достаточно, чтобы доказать актуальность данного исследования.
Степень разработанности проблемы. Проблема выживания человека появилась одновременно с его возникновением. Тем не менее, систематический анализ этой проблемы длительное время отсутствовал. Впервые проблема выживания человечества в явном виде была поставлена в 1798 году английским священником и экономистом Томасом Робертом Мальтусом в его работе "Опыт о законе народонаселения". Однако, только в начале XX века появляются системные исследования, в которых ответственность за ход и направленность дальнейшей эволюции природы возлагается на человечество. Французским естествоиспытателем и философом П. Тейяр де Шарденом выдвигается концепция ноосферы -сферы разума, идею которой в последствии развил наш соотечественник академик В.И. Вернадский. Предсказания, сделанные им еще в 20-30-ые годы, об антропогенном изменении атмосферы Земли, о загрязнении окружающей среды, о необходимости изучения природы в комплексе, биосферы как единого целого, актуальны и сегодня.
Глобальная проблематика занимала особое место в направлении, которое принято характеризовать как "русский космизм". Обобщая результаты исследований русских космистов (Н.Ф.Федорова, Н.А.Умнова, В.Н.Муравьева, А.К.Горского, Н.А.Сетницкого, А.Л.Чижевского, К.Э.Циолковского и др.) можно отметить, что практически все авторы излагают космический взгляд на человека и общество, то есть человек и общество определяют самих себя через отношение к природе, к Космосу. Формы бытия, выживание человечества определяются тем, насколько
человек способен к чуткому отношению к природе и насколько люди сознают свою ответственность за мироздание. Примечательно, что эти идеи были высказаны русскими космистами задолго до развития глобального экологического кризиса.
В конце б0-х годов в широких масштабах начались исследования глобальных проблем с использованием метода глобального моделирования. У истоков этих исследований стояли такие зарубежные и отечественные ученые, как Дж. Форрестер, Д.Л. Медоуз, Д.Х. Медоуз, А. Печчеи, Э. Янч, Т. Тимман, Н.Н. Моисеев и др. Особая роль в разработке и применении глобального моделирования принадлежит Римскому клубу. Исследования, базирующиеся на теоретической имитации динамики глобальных процессов с помощью математических моделей и компьютерной техники, позволили ученым сделать вывод, что при сохранении существующих тенденций уже в первой четверти XXI века человечество может прийти к всеобщей катастрофе. Большое влияние на оценку состояния окружающей природной среды, определение перспектив человеческого существования на Земле оказали также документы всемирно известных международных конференций по экологии и, особенно, состоявшийся в 1992 году конференции в Рио-де-Жанейро, где было предложено в качестве основы для развития мирового сообщества принять концепцию устойчивого развития. К середине 90-х годов была проделана существенная работа по теоретическому осмыслению феномена устойчивого развития, в которой активное участие принимали и авторские коллективы, и отдельные ученые, и специалисты (B.C. Голубев, В.Г. Горшков, И.Н. Лукъянчиков, Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул др.), наметилась система практических мероприятий по реализации соответствующих концептуальных построений.
Последние десятилетия XX века проходили под знаком повышенного внимания научной мысли к демографической и культурологической проблематике в исследовании взаимодействия общества и природы. В зарубежной и отечественной литературе рассматриваются социальные
7 последствия научно-технической революции, ставится под сомнение возможность перехода биосферы в ноосферу, разрабатываются различные сценарии развития биосферы и цивилизации. В исследованиях глобальных проблем наряду с системным подходом и принципом историзма учитывается нелинейность мира, представляющего глобальную самоорганизующуюся систему. В исследованиях И.Е. Пригожина, Л.В. Лескова, B.C. Голубева, A.M. Тарко, СП. Капицы, Ю.М. Малиновского, Г.Г. Малецкого использовался методологический аппарат синергетики (теории самоорганизующихся систем). В то же время, как считает Л.В. Лесков, социосинергетика отличается от классической методологии тем, что в её основе лежит иной подход, связанный с нестабильностью социальных систем. Синергетическое моделирование эволюционных процессов сталкивается с исключительной сложностью социальных систем, динамика развития которых определяется большим числом факторов. Любой эволюционный процесс в живом мире - проявление синергизма, характеризуемого образованием стабильных квазистационарных и, в то же время, существенно термодинамически-неравновесных структур. Первые работы в нашей стране, представляющие собой попытку дать целостное описание биосферы как единой самоорганизующейся системы и изучить пути её эволюции под действием все возрастающей антропогенной нагрузки, были выполнены Н.Н.Моисеевым.
Проблема выживания человечества системно представлена в работах Э.В. Гирусова, В.И. Данилова-Данильяна, В.А. Зубакова, Р.С. Карпинской, П. Кеннеди, Б. Коммонера, А.П. Огурцова, Г.П. Черного, В. Хёсле, В.Ф. Шаповалова, М.И. Штернберга, С.Н. Родина. В работах названных выше исследователей содержится критика антропоцентризма, предлагаются пути устойчивого развития цивилизаций, дается понятие экологического и нравственного императивов, указывается необходимость развития экологического сознания и коллективного интеллекта, отмечается, что в условиях развития глобального экологического кризиса, цивилизация сошла
8 с траектории устойчивого развития. Важную конструктивную роль в процессах биологии, космологии, физического мира играет необратимость. Ограниченность детерминистических законов приводит к отходу "от замкнутой Вселенной, в которой все задано, к новой Вселенной, открытой флуктуациям, способной рождать новое"1. В эволюции природы и общества предсказуемы лишь различные возможные "сценарии".
Во второй половине XX века умами многих ученых овладела идея коэволюции в системе "общество-природа", которая заключается в регулируемом и сознательно ограничиваемом воздействии человечества на природу, в построении ноосферы. Из этого следует, что основой развития мира может быть лишь процесс познания, а он доступен высоко образованному человеку. Образование становится важнейшей и определяющей сферой общественной жизни в построении новой цивилизационной модели развития - модели устойчивого развития.
Поэтому возникает вопрос о формировании такой образовательной системы, которая могла бы разрешить противоречие между обществом и образованием, и обозначить выход из глобального кризиса. Образование, с этой точки зрения, должно представлять собой управляемую опережающую систему, которая предвидела бы и удовлетворяла потребности настоящих и будущих поколений.
В отечественной социологической литературе сложилась устойчивая традиция анализа места, роли и путей обновления и активизации образовательной деятельности в стране, которая восходит к П.Л. Лаврову, Н.К. Михайловскому, П.А. Сорокину и затем получает дальнейшее развитие, как в советские времена, так и в постсоветский период. Достаточно назвать ряд содержательных работ известных ученых И.В. Бестужева-Лады, С.К. Булдакова, Б.А. Грушина, В.А. Дмитриенко, А.В. Дмитриева, Г.Е. Зборовского, М.Н. Руткевича, М.Х. Титмы, А.Н. Овсянникова, В.А. Садовничего, Ф.Р. Филиппова, В.Г. Харчевой, Ф.Э. Шереги, В.Н. Шубкина,
1 Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. - М.: Прогресс, 1994.
9 В.Е. Шукшунова, B.A. Ядова, в которых выражен социокультурный аспект образования, разрабатывается теория и практика реформы модернизации системы образования, в том числе и высшего.
Образование как важнейший конструкт цивилизации представлено в работах Б.С. Гершунского, З.Т. Голенковой, В.И. Добренькова, В.Я. Нечаева1.
Проблематике образования в современном мире уделяется большое значение учеными зарубежных стран, такими как Д. Белл, Э. Гидденс, К. Манхейм, М. Крозье, Ф. Кумбс, Б. Саймон, Б. Санчо, которые опираются на идеи и наследие классиков социологии М. Вебера, Э. Дюркгейма и др.
Определенный вклад в разработку проблем реформирования образования в современной России вносят саратовские ученые, среди них: Т.А. Калугина, Н.И. Кузнецов, СБ. Суровов, Н.И. Шевченко и др.
Что касается экологического образования, то следует отметить, что существует огромный массив литературы, исследующий различные его аспекты. Так, сознание и поведение людей в городской среде, воздействие на них этой среды физической и социальной, рассматривалось в работах В.Б. Устьянцева, О.Н. Яницкого2. По справедливому замечанию В. Глазычева, «городская среда является сложнейшим объектом, целостное представление о котором традиционные процедуры научного исследования и проектирования удержать не способны»3. Поэтому постановка проблемы необходимости экологического образования, как социально-образовательной концепции, интерпретирующей связь окружающей среды и институциональных изменений в современном обществе, является мощным импульсом к развитию неклассических форм знания, что отмечается в работах Д.Ж. Марковича, Э.В. Гирусова, Ю.Г. Маркова, А.Д. Урсула.
Гершунский Б.С. Философия образования. - М: Флинта, 1998; Голенкова 3.T., Нарбут Н.П. История
социологической мысли в странах Центральной и Восточной Европы. М., 2003; Добреньков В.И., Нечаев
В.Я. Общество и образование. - М.: ИНФРА-М, 2003.
Устьянцев В.Б. Проблемы становления социального. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 1982; Яницкий О.Н.
Экология города: Зарубежные междисциплинарные концепции. М., 1984.
Глазычев В. Социально-экологическая интерпретация городской среды. М.: Наука, 1984.
О необходимости непрерывного экологического образования говорится в трудах Г.А. Ягодина: «Экологическое образование - это нечто гораздо большее, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет жизни, в особую роль человека, ответственного за космический корабль «Земля»»1. Поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих это мировоззрение. Формированию экологического сознания и концептуализации новой экогуманитарной парадигмы образования посвящены труды Н.Н. Моисеева, А.П. Заостровцева, А.П. Ждановского, Л. Бежина, С.Н. Глазычева.
Существует также большое количество прикладных работ
рассматривающих экологическое образование с точки зрения его
содержания, функций и принципов. Следует отметить, что из всех
рассматриваемых принципов экологического образования (гуманизации,
прогностичности, взаимосвязанности, непрерывности,
междисциплинарности, системности), только принцип краеведения так и не нашел должного отражения.
Исследование процессов формирования экологического сознания, экологической культуры возможно только на междисциплинарном уровне с применением комплексного, эволюционного, системного и институционального подходов. Эта задача может быть решена на основе выделения специального эколого-социального направления.
В современный период растет число работ, посвященных построению новых социально-экологических моделей развития общества, поиску и выработке экогуманитарной парадигмы современности, обоснованию принципов социально-экологического будущего цивилизации. Эти проблемы были рассмотрены в работах Р.Г. Яновского, В.И. Неверова, Н.Н. Моисеева.
В последнее десятилетие появился ряд монографий ученых-экосоциологов. Среди них следует особо выделить работу Д.Ж. Марковича
Ягодин Г.А. Экологическое образование и проблемы больших городов. // Экология и жизнь. № 1, 1996. С. 45-49.
«Социальная экология». В этой и других работах ученого обстоятельно рассмотрены проблемы охраны окружающей среды в современном мире в социологическом аспекте, освещены вопросы экологического образования и воспитания в соотношении с процессом глобализации.
Исследования таких ученых, как Дж. Шелл, Р.Э. Дэнлап, Дж.Г. Гэллап, A.M. Гэллап, Х.А. Прадес, посвящены выработке нового подхода к социально-экологическим проблемам, связанного, прежде всего, с новой парадигмой общественного мировоззрения по вопросам взаимоотношения человека и природы, которая направлена на сочетание социально-экологической и экономической точек зрения, на выработку принципиально новой шкалы ценностей.
Есть и ряд других социально-экологических подходов, которые также анализируют трансформации происходящие в обществе. Важную роль в осмыслении причин воздействия человека на окружающую среду играют концепции риска, начиная с анализа уровня риска в сложных технологических системах и его восприятия населением1, заканчивая его социологическим осмыслением и интерпретацией современного индустриального общества как общества всеобщего риска .
Отечественный социолог О.Н. Яницкий впервые ввел в научный оборот такие понятия, как экологический комплекс, качество среды обитания, участие населения в принятии экологически обоснованных решений и др.3. Теоретико-методологическим основам экологической социологии как сферы социального знания посвящены исследования СП. Баньковской4.
Однако среди рассмотренных научных работ нет таких, которые прослеживали бы в комплексе процесс становления единой системы экологического образования в условиях трансформации современного российского общества как формирующегося общественного института;
1 Perrow Ch. Normal accidents. Living with high - risk technologies. USA: Basic Books, 1984; Douglas M.,
Wildavsky A. Risk and culture. Los Angeles: University of California press. 1982.
2 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. М.: Прогресс - Традиция, 2000.
3 Яницкий О.Н. Россия как общество всеобщего риска // Куда идет Россия? Кризис институциональных
систем: Век, десятилетие, год / Под общ. ред. Т.И. Заславской. - М.: Логос, 1999.
4 Баньковская СП. Инвайронментальная социология. Рига: Зинатне, 1991.
12 отсутствуют монографии по экосоциальному образованию, непосредственно описывающие процесс его институциализации, исследующие социальные механизмы функционирования этой системы.
Таким образом, анализ основных проблем социоэкологии и социологии образования свидетельствует о значительной разработанности этих вопросов учеными различных отраслей научного знания, что дает основание для дальнейшего более глубокого исследования процесса формирования экологического общества.
Цель и задачи исследования. Цель заключается в выявлении места и роли образования в становлении экологического общества.
В соответствии с целью исследования предполагается решение следующих задач:
проанализировать социологические концепции современного общества;
выявить основные тенденции становления новой ноосферной цивилизационной модели в контексте глобального экологического кризиса;
исследовать социальные механизмы функционирования системы человек-общество-природа;
раскрыть современное состояние системы образования России и необходимость ее реформирования на инновационных подходах;
определить в комплексе инноваций место и роль экологического фактора;
обосновать необходимость и теоретико-методологические основы экологизации образования;
изучить основные направления и формы экологического образования зарубежных стран;
разработать модель подготовки специалиста социолога-эколога;
выработать концептуальные основы непрерывного экологического образования;
- выявить наиболее эффективные формы преподавания в эколого-образовательном процессе.
Объект исследования - формирующееся экологическое общество.
Предмет исследования - экологическое образование в формировании экологического общества.
Методологическая основа и теоретические источники исследования. Работа опирается на конструктивные идеи отечественных и зарубежных ученых, концептуальные идеи экогуманитарной парадигмы образования и инвайронментальной социологии. Были использованы конкретно-исторический, системный и комплексный подходы, сравнительный анализ соответствующих нормативно-правовых документов.
Автору близка мысль, высказанная известным американским ученым, специалистом в области институционализации гражданского общества Р. Патнэмом, что «благоразумный социолог, подобно мудрому инвестору, должен использовать все разнообразие имеющихся методик»1.
Специфика настоящей работы заключается в том, что в ней используются результаты двух взаимосвязанных исследований, проделанных автором. Первое было посвящено анализу систем экологического образования наиболее развитых западных стран, второе — сфокусировано непосредственно на экомодернизационных процессах в системе образования России.
Эмпирическая база исследования. Анализ построен на изучении следующих источников: социологическая литература, посвященная экологической составляющей системы образования (теоретические работы и эмпирические исследования) и связанные с ней теоретические концепции общества риска, устойчивого развития и «зеленого» капитализма; научные труды, посвященные теории постмодернити, включающей в себя понятие рефлективной модернизации, интерпретацию экологического кризиса как всеобщего риска; работы, содержащие другие социологические концепции,
1 Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии.-M.: 1996.С. 24.
14 описывающие взаимодействие институтов общества и среды; труды, содержащие концепции альтернативного развития общества; прикладные работы по экологическому образованию, его инструментам и технологиям, материалы учебных курсов и тренингов; правительственные политические программы, документы экоНПО, материалы международных конференций по охране окружающей среды; статистические сборники, законы и нормативные акты.
Анализ состояния российского регионального экологического образования охватывает Саратовскую, Волгоградскую, Воронежскую, Пензенскую, Астраханскую области. Материалы были собраны во время исследовательского проекта, проведенного группой ученых Саратовского государственного университета, по теме: «Разработка концепции и принципов экологического образования и воспитания в Нижневолжском регионе» (1997-2000 гг.) и дополнены личными исследованиями диссертанта.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
дана авторская интерпретация социологических концепций современного общества;
предложена авторская характеристика экологического общества, как особого состояния человеческой цивилизации в условиях глобального экологического кризиса;
определены основные социальные механизмы оптимизации взаимоотношений элементов системы человек-общество-природа (экологическая политика, экологическое сознание, экологическая культура);
доказана необходимость модернизации системы образования России на инновационной основе;
выявлены и подвергнуты системному анализу основные инновации реформы системы образования в современных условиях;
обоснованы сущность и социокультурные предпосылки экологической составляющей в системе базовых нововведений модернизации современного образования;
выявлены особенности структуры и содержания экологического образования Германии, Великобритании, Франции и США;
раскрыты предметное поле и функции экологической социологии;
разработана модель подготовки специалиста социолога-эколога в вузе;
разработана концепция системы непрерывного экологического образования и формирования экологической культуры;
предложены новые инновационные формы экологического образования.
Положения выносимые на защиту. В ходе проведенного исследования получены следующие обобщения и выводы, которые диссертант выносит на защиту:
Глобальная угроза жизни современной цивилизации, вызванная научно-техническим прогрессом, привела к появлению экологически ориентированных установок в обществе, к осмыслению социальных причин экологического кризиса, к поиску путей выхода их него.
Переход общества на путь устойчивого развития требует кардинальной интеллектуально-гуманистической трансформации всей жизнедеятельности человека и общества. Ученые и политические деятели строят различные модели общества будущего: одни, видят его постиндустриальным, другие - информационным, третьи -образовательным. Однако, при всех возможных вариантах развития компромисс между потребностью социума и возможностями биосферы может быть достигнут только путем создания экологического общества.
В основе формирования экологического общества лежит концепция устойчивого коэволюционного развития, разумное сочетание социальных, экономических и экологических интересов личности и
общества, что является основой формирующейся экогуманитарной парадигмы XXI века.
Функционирование единой системы человек-общество-природа осуществляется с помощью механизмов государственной экологической политики и общественного регулирования, механизма экологизации общественного сознания, формирования экологической культуры, которые являются институциональными составляющими системы экологического образования.
Угроза глобального экологического кризиса требует утверждения в общественном сознании новой социальной парадигмы, в соответствии с которой достижения человеческой деятельности корректировались бы критериями экологической целесообразности. Среди институтов, формирующих новое понимание места и роли экологических проблем в жизни общества, бесспорно, центральное место принадлежит системе образования.
Отечественная система образования, как в целом и мировая, переживает этап коренной модернизации. В ее основе лежат такие базовые инновации как фундаментализация, демократизация, индивидуализация и др. Однако данные нововведения не могут проявить себя в должной мере в условиях общества экологического риска. Поэтому в ряду инноваций не может не присутствовать и такая составляющая, как экологизация образования, опирающаяся на предыдущие нововведения и дающая им практический выход в жизнь в деле формирования нового человека XXI века.
Экологическая модернизация образования, прошедшая в западных странах, проявилась в создании более гибкой и эффективной модульной системы обучения, в прозрачности и управляемости всех элементов системы образования. Главными социальными последствиями этих изменений явились повышение роли экологических движений, развитие процесса самоорганизации, осмысление населением экологического
17 кризиса как социального явления, поиск путей альтернативного развития общества.
Экологизация образования выступает как процесс насыщения содержания образования экологическими знаниями, выработки экологической культуры, умения и навыков практической деятельности по реализации принципов экологической политики. Особая роль в данном процессе принадлежит экологической социологии. Это не означает умаления и принижения значения других экологических дисциплин, но именно экосоциология, в первую очередь, обнажает социальные аспекты взаимодействия единой системы человек-общество-природа.
Система непрерывного экологического образования определена как формирующийся в условиях обострения экологического кризиса в российском обществе институт, как сложное социальное образование, имеющее социально-институциональную сущность и определенные механизмы функционирования. Основными элементами новой системы выступают: интеграция среднего и высшего звена, фундаментализация образования, объединяющего гуманитарное, естественнонаучное и техническое знание, интенсификация практики формирования многофункционального и многоуровнего научно-образовательного комплекса, позволяющая создать целостный системный объект.
Усложнение экологической ситуации в России, потребность в экомодернизации системы образования настоятельно требуют дальнейшего совершенствования в подготовке специалистов различного профиля с экологическим уклоном. Представляется, что одним из вариантов экологического образования в высшей школе могла бы быть модель подготовки социологов-экологов.
В системе образования накоплен положительный опыт преподавания экологических дисциплин и экологического воспитания. В первую очередь это характерно для высшей школы, где апробированы и широко
18 используются разнообразные формы и методы обучения, активизирующие экологическую деятельность учащихся, формирующие опыт практической деятельности. Наряду с традиционными подходами, активно разрабатываются и внедряются в практику преподавания инновационные образовательные технологии. Ценность создаваемых экологических программ определяется наличием в них как глубокого традиционализма, так и смелой оригинальности, проявляющейся в содержательной основе программы и в форме подачи знаний. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования его основных положений и выводов в дальнейшей разработке соответствующей проблематики общей социологии, социологии образования, экологической социологии.
Полученные автором результаты могут оказаться полезными при подготовке и принятии решений государственными и муниципальными органами власти в сфере охраны окружающей среды и формирования у населения экологической культуры. Они могут быть использованы также в учебной работе — в лекционных курсах и спецкурсах по социологическим, культурологическим, политологическим и экологическим дисциплинам.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на Первом Всероссийском социологическом конгрессе «Общество и социология: новые реалии и новые идеи» (Санкт-Петербург, СпбГУ, 2000), на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» (Москва, МГУ, 2003), на Первой Международной конференции университетов стран СНГ и Балтии «Университеты и общество. Сотрудничество университетов на рубеже веков» (Москва, МГУ, 2000), на V Международной научно-практической конференции «Экология и жизнь» (Пенза, 2002), на Международной конференции «Экология и рациональное природопользование на рубеже веков. Итоги и перспективы» (Томск, 2000),на межвузовских научно-практических конференциях (Саратов, 1999-
19 2003), на семинарах и заседаниях кафедры теории и истории социологии социологического факультета Саратовского государственного университета, заседаниях Учебно-методической комиссии Саратовского государственного университета.
Основное содержание работы отражено в научных публикациях автора.
Диссертация обсуждена на заседании кафедры теории и истории социологии Саратовского государственного университета и рекомендована к защите.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, включающих в себя 15 параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Современные концепции общества
Социология постоянно обращается к предельно общему пониманию
общества. История социологической мысли свидетельствует, что до настоящего времени нет и не было единого взгляда на общество, в полной мере удовлетворяющего научные интересы различных социологических направлений.
Для анализа понятия «современное общество» необходимо рассмотреть основания исследования, имеющие не только эвристическое, но, и в известной мере, практическое значение.
Под основаниями исследования автор понимает конвенциально установленные совокупности достаточных условий, которые делают возможным построение суждений об исследуемом социальном феномене. Из этого следует, что главная функция основания - это организация собственно познавательного процесса: определение границ исследования; правомерность приведения к нему суждений о социальной реальности; правомерность выведения из этого определенных познавательно и социально значимых следствий; обеспечение принципов отбора и анализа. Основания исследования организуют всю познавательную деятельность, придавая ей законченный характер, делают суждения исследователя определенными и значимыми для избранной области анализа. Представляется, что такого рода основания исследования являются объективно необходимым элементом каждого познавательного процесса, в том числе и процесса познания экологического общества. Функции таких оснований вполне очевидны. Они выделяют область изучения с помощью дефиниций, определяющих ее границы, а так же основные ее идентифицирующие характеристики. Из них следует, чем данная область или сфера исследования отличается от других. Исходя из этих положений обратимся к анализу социальной реальности, выдвигая на первый план проблемы социального. Есть представление, что социальное не сводится к природным явлениям и выходит за рамки какой-то одной сферы жизни людей, в полной мере не раскрывается в поведении и действиях различных социальных групп или отдельных личностей. Социальное, взятое в своей всеобщности, обладает рядом свойств, выражающих стремление всего человечества к самосохранению и саморазвитию в окружающем природном мире.
СИСТЕМНОСТЬ - свойство социального, которое обнаруживает способность общественных процессов и явлений в ходе взаимодействия образовывать социальные системы и сохранять их системное строение. Социальное, понятое как интеграционное, макросистемное качество всего общества, выявляется посредством предельно общих элементов общественной жизни. К их числу относятся: «человек», «деятельность», «отношение», «общественный разум». Во взаимодействии этих элементов между собой обнаруживается системное качество — социальность (общественность), не сводимое ни к одному из перечисленных элементов.
Различные типы взаимодействия и связи основных элементов создают следующие формы системной организации социального: социоприродную, экономическую, социально-бытовую, национальную, политическую, духовную. Образуются социальные оболочки, в которых человек как общественный индивид действует в социальном и природном окружении, опредмечивает живую деятельность в вещах, нормах, санкциях, социальных институтах.
Устойчивые оболочки социального чаще всего выражаются в основных сферах общественной жизни. Каждая сфера общества отличается конкретным способом жизни людей, преобладанием определенного вида человеческой деятельности, закрепленного в устойчивых общественных отношениях и социальных институтах. Общественный разум реализуется в общественных идеях, ценностях, нормах, наполняющих сферу общественной жизни своим духовным содержанием.
Обобщающее понятие «сферы общества» вскрывает определенное единообразие структурных элементов общества, указывает на родовую общность различных форм проявления социального. На каждом новом историческом витке общество вновь и вновь воспроизводит основные сферы своей жизнедеятельности, где присутствует свой механизм самосохранения человека как родового существа. При анализе строения основных сфер общественной жизни удается выявить устойчивый тип связи между ними, проследить горизонтальную и вертикальную структуры социального.
Сферы общественной жизни — понятия весьма удобные для выяснения интеграционных качеств социального, но они не дают возможности выявить источники становления системных социальных качеств, проследить пространственное взаимодействие социальных систем. Социальное пространство жизни людей очерчивается в социологии посредством понятия социальной организации.
В предельно широком смысловом значении социальная организация выражает пространственные способы взаимодействия и консолидации людей, посредством которых достигается их адаптация к различным социальным изменениям и выстраиваются основы социального порядка в обществе. Важнейшими признаками социальной организации являются следующие:
1) сложившаяся иерархия связей между членами сообщества (территориальная общность города или села, формальная или неформальная организация жизнедеятельности социальных субъектов);
2) способы регулирования групповых форм деятельности (организация общественных работ, организация управления, организация духовного производства);
3) социальное назначение (экономическая, политическая, правовая, идеологическая, социокультурная направленность организации). Достигая упорядоченности социальных сообществ и социальных действий, организации определяют устойчивость конкретных социальных организмов в социальном и природном пространстве.
Понятие социальной организации в единстве с понятием общественной сферы образуют в социологии научную парадигму исследования системности общества.
СУБСТАНЦИОНАЛЬНОСТЬ - другое важнейшее свойство социального, которое присутствует в различных видах живой и опредмеченной деятельности людей, в детерминации всего многообразия социально-исторических явлений обществом как социальным целым. Человеческая деятельность приобретает свойство социальной субстанции, проходя ряд этапов:
1 этап - соединение человека со средствами деятельности;
2 этап - овеществление живой деятельности в социальных предметах и закрепление в социальной информации;
3 этап - приобретение предметами (продуктами деятельности) признаков общественного богатства или национального достояния.
Человеческая деятельность, воплощаясь в производственных, социальных и информационных технологиях, непрерывно воспроизводит материальные и духовные компоненты социума - систему хозяйства, государственные (шире — социальные) институты, формы общественного сознания и предстает определяющим фактором развития общества как социального целого. Социология, изучая социальные механизмы взаимодействия массовых, групповых, действий людей с различными устойчивыми элементами социума (производственными, политическими, культурными образованиями), «вычерчивает» пульсацию социальной субстанции в живых социальных организмах. Социологическая наука оперирует различными определениями субстанции.
Общесоциологическая теория, опираясь на метод формализации, выражает социальную сущность в системе общих социологических абстракций. В позитивной социологии Опоста Конта субстанция общества раскрывается в законах социальной статики и динамики. В процессе создания, накопления и передачи человеческих ценностей постоянно формируется и воспроизводится основа жизни людей, которая, по мнению Опоста Конта, выступает сущностью общества.
Инновационные процессы в системе образования
Инновационный процесс - это один из важнейших компонентов, определяющих развитие социального мира в целом. Развитие инновационных форм учебной и научной деятельности в современных условиях становится магистральным направлением вхождения общества в третье тысячелетие1.
Образование, как определенная система учебных и научных форм деятельности, интегрирует различные виды деятельности, её субъектов в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, социокультурные потребности общества. Это связано, в первую очередь, с формированием рыночных отношений и нахождением принципиально новых подходов для упрочения современных форм общественной жизни. Отсюда следует двуединая задача, которую постоянно стремится разрешить школа. С одной стороны, развить принципы инновационного образования, с другой стороны, готовить специалистов различных сфер общественной жизни, восприимчивых к нововведениям и способных их эффективно реализовывать. В этой связи становится очевидным необходимость всесторонней разработки инновационных процессов в системе образования.
Исследование инновационных процессов в современной России выдвигается в число приоритетных интересов многими исследователями. Среди них философы, социологи, психологи, педагоги и т.д.2 Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение элементов одной культуры в другую. Инновации рассматриваются как новшества, открытые педагогами или специально разработанные. Новшество - это и научно-теоретическое знание определённой новизны1; и эффективные образовательные технологии, удовлетворяющие критериям технологичности образовательных систем . Под инновацией часто понимают новое состояние учебно-воспитательного процесса, достигаемое благодаря нововведению. Инновация трактуется также как процесс разработки, освоения и продуктивного внедрения новшеств, как особая социальная деятельность: «Было бы неправильно считать всякое изменение новшеством. Оно должно включать в себя улучшение. Оно должно включать в себя улучшение согласно заранее поставленным целям»3.
Образовательные инновации рассматривают как комплексный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшеств, целью которого является удовлетворение потребностей и интересов системы образования новыми средствами, что ведёт к определенным качественным изменениям системы и способов обеспечения её эффективности, стабильности и жизнеспособности. Инновационный процесс связан с переходом образовательных учреждений в качественно новое состояние, с ревизией устаревших норм и положений, ролей, а зачастую и с их пересмотром4. Инновации многообразны в своих проявлениях. Они могут иметь форму определённого новшества — научно педагогического знания; новых образовательных технологий, удовлетворяющих определенным критериям технологичности педагогических систем; выполненного в виде технологического описания проекта нового педагогического опыта, готового к внедрению. Принимая во внимание данные исходные определения, обратимся к изучению различных направлений инновационной деятельности в системе образования России. 130 Фундаментализация образования. Необходимость концепции фундаментализации высшего образования как одной из компонент новой образовательной парадигмы сформировалась в начале 90-х годов XX века как отклик на глобальные кризисные проблемы в развитии человечества, когда стало очевидным, что путь, по которому будет развиваться цивилизация Земли, зависит от особенностей и качеств личности, которые закладываются образованием. Согласно этой концепции фундаментализация - это процесс, направленный на становление целостной научной картины окружающего мира и интеллектуальный расцвет личности .
Человек, общество, мировое сообщество, цивилизация, развиваясь, все в большей мере проявляют свои самые существенные, основополагающие, т.е. фундаментальные качества и черты. В связи с этим важно создать такую систему образования и такую ее структуру, которые способны постоянно улавливать, отслеживать и нести в среду обучающихся новейшие научные знания об этих фундаментальных качествах . Следовательно, речь идет об акцентировании внимания на освоении самых существенных, фундаментальных, устойчивых и долгоживущих знаний, лежащих в основе научной картины современного мира.
Образование может считаться фундаментальным, если оно представляет собой процесс нелинейного взаимодействия человека с интеллектуальной средой, при котором личность воспринимает ее для обогащения собственного внутреннего мира и благодаря этому созревает для умножения .
Опыт преподавания экологии в Великобритании
Современная система образования Великобритании включает в себя три основных звена: школьное (начальное и среднее образование), высшее и дальнейшее (рис. 3). Реформы среднего образования1 , которые осуществлялись под знаком идеи непрерывного образования, привели к существованию в Великобритании нескольких типов общеобразовательных школ: грамматических, технических, объединенных и современных.
Грамматические школы - дают учащимся образование академического типа и являются привилегированным типом школ. Срок обучения в этих школах 5-7 лет. Технические школы - направлены на специализацию учащихся в области технических дисциплин, в остальном же они ничем не отличаются от грамматических. Объединенные школы — представляют собой полное среднее учебное заведение, имеющее академическое и практическое направления, со сроком обучения 5-7 лет. В эти школы принимают всех учащихся данного микрорайона после окончания начальной школы без тестовых испытаний. Современные школы - неполные средние учебные заведения с 5-летним сроком обучения, предназначенные к подготовке учащихся к трудовой жизни. Выпускники этих школ являются основным контингентом рабочих на производстве и в сфере обслуживания, они приобретают необходимую специальность через систему ученичества. Практически сразу после поступления учеников в среднюю школу (в возрасте 11 лет) с ними начинается профориентационная работа. Ее проводят школьные учителя-специалисты, а также инспектора местных органов просвещения. Программа по профориентации включает специальные лекции и беседы о профессиях, просмотр фильмов, знакомство с различными буклетами и т.д. Школьники проходят тестирование, анкетирование для того, чтобы получить рекомендации для выбора своей дальнейшей трудовой деятельности. В Великобритании все молодые люди моложе 19 лет могут получить полное среднее образование и их развитие находится под патронажем государства. При этом государственные структуры во многом отрицают существование общественности. По мнению специалистов2, исключение \ молодежи из всех сфер общественной жизни, в том числе и из-за монополии в образовании, осуществляемой определенными учебными заведениями, от детского сада до университета, является причиной того, что молодые люди чувствуют себя беспомощными и некомпетентными в общении с людьми; они не умеют действовать, не могут принимать решения.
Противостоять этим тенденциям помогает новое образование COMMUNITY EDUCATION (образование в сообществе и через сообщество). В работе Педди Холла дается такое определение: «COMMUNITY EDUCATION есть свободно согласованная учебная деятельность, инициируемая сообществом и предпринимаемая в любом возрасте» 3.
COMMUNITY EDUCATION всегда предполагает сотрудничество, взаимосвязь людей в поисках творческих решений их проблем. Оно в большей мере предполагает диалог, чем наблюдательную позицию. Назначение COMMUNITY EDUCATION - способствовать развитию возможностей отдельных личностей, групп людей и т.д. таким образом, чтобы они смогли решать свои собственные проблемы «в процессе» самосовершенствования и роста своей компетенции «снизу».
Из данной концепции образования вытекают различные подходы, которые способствуют конкретной деятельности молодежи — это, прежде всего, образовательные проекты, в том числе и экологические.
Высшее образование получает молодежь, успешно закончившая грамматические, технические школы, а также академические направления объединенных школ. К высшим учебным заведениям Великобритании относятся университеты, политехнические институты, классические и профессиональные колледжи.
Английская модель системы высшего образования имеет свои особенности. В ней подчеркивается значение развития личности, так как в Великобритании весьма сильны традиционные принципы, в соответствии с которыми основное внимание уделяется развитию индивидуальных способностей студента. Это модель «личностного обучения». Она построена на модели идеального университета Дж. Ньюмена (1801-1890), согласно которой университет представляет собой «школу универсального обучения», когда в ходе личного общения между собравшимися в одном месте индивидами происходит свободная циркуляция мыслей.