Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования : на примере российских немцев Курске, Владислав Сергеевич

Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования : на примере российских немцев
<
Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования : на примере российских немцев Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования : на примере российских немцев Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования : на примере российских немцев Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования : на примере российских немцев Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования : на примере российских немцев Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования : на примере российских немцев Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования : на примере российских немцев Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования : на примере российских немцев Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования : на примере российских немцев Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования : на примере российских немцев Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования : на примере российских немцев Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования : на примере российских немцев
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Курске, Владислав Сергеевич. Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования : на примере российских немцев : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.01 / Курске Владислав Сергеевич; [Место защиты: Моск. гос. ин-т междунар. отношений].- Москва, 2011.- 182 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-22/217

Введение к работе

Актуальность темы. Проблематика этнической идентичности является значимой для современной социологической теории. Неослабевающий интерес и пристальное внимание зарубежных и отечественных исследователей к вопросам межнациональных отношений свидетельствует об остроте этой темы. Отметим, что наблюдающиеся в последние десятилетия процессы глобализации внесли заметные изменения в природу феномена этнической идентичности. Интенсивные процессы смешения и наложения культур делают актуальным вопрос сохранения традиционных этнических идентичностей. Увеличивается доля людей, считающих себя представителями не одной, а двух и более этнокультур, воспринимающих и/или использующих в качестве родного несколько языков. Возрастающая социальная мобильность населения делает группы таких людей все более многочисленными.

Этническое и культурная полифония являются отличительными чертами и социальным ресурсом современной Российской Федерации. Учитывая тот факт, что на текущий момент в государственном аппарате нет отдельного ведомства по «национальному вопросу», необходимо пристальное внимание исследователей и общественности к данной проблематике. Существует научная потребность диагностировать ситуацию в этой сфере, проводить мониторинги по ключевым проблемам межгрупповых взаимодействий и контактов, дабы избежать негативного сценария их развития.

Высокая степень включенности России в глобальные миграционные потоки формирует наряду с традиционными диаспорами (среди них: евреи, армяне, греки, немцы и т.д.) все новые этнические общности с множественной этнической идентичностью. Исследование идентичности представителей «старых» диаспорных групп становится значимым интеллектуальным ресурсом для оптимизации процесса адаптации новых мигрантов. Исходя из логики данной диссертации, практическая часть является доказательством эвристической значимости предлагаемой нами методологии изучения множественной этнической идентичности. Российские немцы избраны для апробации неслучайно: являясь одним из наиболее крупных этнических меньшинств в стране (597 тыс. чел.), они имеют продолжительный и многообразный опыт взаимодействия с инокультурным окружением. В тоже время полученные эмпирические данные обладают самостоятельной значимостью и ценностью, особенно в силу того, что тема этнического возрождения немецкого меньшинства продолжает быть актуальной в контексте российско-германского межгосударственного сотрудничества.

В России формирование множественных этнических идентичностей имеет историческую традицию. Миграционные процессы и межнациональные браки обусловливают наложение культурных и этнических полей и формируют у определенной категории россиян множественные идентичности. Теоретическая актуальность диссертационной работы связана с необходимостью теоретического осмысления этого феномена.

Степень научной разработанности проблемы исследования.

Этническая идентичность является междисциплинарной проблемой. Наряду с социологией этой темой занимаются философия, культурная антропология, психология и другие науки. Отличительными особенностями социологического подхода являются специфические эмпирические методы и методики исследования, а также трактовка этнической идентичности как социального явления и процесса.

Сформировавшиеся подходы к интерпретации природы этничности делятся на три направления:

1. Эссенциализм (примордиализм). Сторонники этого направления (П.И. Кушнер, С.А. Арутюнов, Ю. В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, В.И. Табаков, В.Д. Соловей, Н.Н. Целищев, Э. Смит, К. Гирц, К. Калхун и другие) придерживаются мнения об изначальной (примордиальной) этничности человека. В рамках этого подхода выделяются два направления: социобиологическое и эволюционно-историческое. Сторонники первого направления предложили понимать исследуемое явление как расширенную родственную группу людей или как определенную форму взаимодействия людей с природой, определенным ландшафтом. Эволюционно-историческое направление рассматривает этничность как продукт культуры и истории, а этнос определяется как исторически возникшая человеческая общность, обладающая целым комплексом объективных атрибутов - территорией, языком, религией, бытом, культурой и т.д.

2. Конструктивизм. Его придерживается большинство западных социологов и антропологов, а также некоторые современные российские ученые. Главная роль здесь отводится субъективной, а не объективной стороне этнического бытия (территории, культуре). Суть конструктивизма заключается в том, что этнические общности определяются как "воображаемые", существующие в "головах" людей и возникающие в результате целенаправленных усилий индивидов и создаваемых ими институтов, соответственно, этничность понимается как социальный конструкт. Сторонниками этого течения являются Б. Андерсон, Э. Геллнер, Ф. Барт, Э. Хобсбаум, М. Биллиг, Ф. Барта, из отечественных ученых В.А. Тишков, В.М. Воронков, В.С. Малахов, О. Бредникова. Значимой темой исследований в рамках данного направления является процесс воспроизводства этничности, роль элит в конструировании общности и поддержании ее границ.

3. Одной из вариаций конструктивизма является инструментализм. К приверженцам этого направления можно отнести Л.М. Дробижеву, М.Н. Губогло, Ю.В. Арутюняна, В.А. Ядова, А. Коэна, К. Дойча, Х. Ортега-и-Гассета, и других исследователей. Членство в этнической группе рассматривается ими как средство достижения более комфортного состояния, способ преодоления отчуждения и как один из мощных ресурсов в политической мобилизации группы, помогающий этнической элите (этнократии) реализовать собственные интересы. Изучение этнической идентичности в качестве значимого инструмента политической борьбы и экономической конкуренции представлено в ряде крупных полевых исследований.

Данные подходы имеют определенные ограничения, поэтому появляются аналитические работы, направленные на интеграцию, синтез примордиальной, инструменталистской и конструктивистской методологий. О необходимости интегрального толкования нации пишут М.О. Мнацаканян, И.Ю. Заринов, Б.Е. Винер, А.М. Монаков, Дж. Фишман и другие. Однако, отметим, что интегралисткая методология находится на начальном этапе своего формирования.

Так как диссертационное исследование фокусируется на идентичности российских немцев, охарактеризуем степень разработанности этой проблематики. Изучением российских немцев занимаются несколько крупных научных обществ и институтов, среди них: Международная ассоциация исследователей истории и культуры российских немцев (МАИИКРН), Германский исторический институт в Москве, Институт культуры и истории немцев в Северо-Восточной Европе (Геттинген), Университет Виадрина (Франкфурт-на-Одере) и др.

Большое число работ посвящено языкознанию и диалектам российских немцев. В 1960-1980-е годы успешно работал Омский научно-исследовательский центр изучения немецких диалектов. Его наследником стал открытый по инициативе В.А. Дятловой в 2008 году Красноярский диалектологический центр. В Барнауле продуктивно работает Алтайская школа филологических исследований, признанным лидером которой является Л.И. Москалюк. В то время как в Новосибирске сформировалось социально-психологическое направление (вдохновителем выступает Э.Р. Барбашина), а в Омске – этнографическая школа изучения проблем российских немцев, руководителями которой являются Н.А. Томилов и Т.Б. Смирнова.

Анализ публикаций и монографий о российских немцах выявил «пробелы» в изучении немецкой диаспоры в России. Так, вопросы истории и религии различных групп немецкого населения довольно подробно описаны в научной литературе. В то же время собственно социологическая проблематика конструирования и воспроизводства идентичности освещена недостаточно.

Цель диссертационного исследования: на основе анализа теоретических подходов к феномену этнической идентичности обосновать социологическую методологию исследования множественной идентичности у диаспорных групп. Исследование российских немцев является способом верификации предложенной методологии. При этом нам предстоит максимально полно и подробно охарактеризовать и проанализировать этническую идентичность российских немцев как сложный социальный процесс конструирования «образа себя».

Для реализации решаются следующие задачи:

  1. систематизация категориально-понятийного аппарата и определение понятия множественной этнической идентичности в условиях глобализации;

  2. определение методологического подхода к изучению множественной этнической идентичности на основе критического анализа теорий идентичности;

  3. разработка методики исследования множественной этнической идентичности;

  4. выявление основных маркеров множественной этнической идентичности у российских немцев;

  5. изучение типов самоидентификации носителей множественной этнической идентичности;

  6. анализ функций национальных общественных организаций.

Объектом диссертационного исследования выступает множественная этническая идентичность.

Предметом является методология исследования множественной этнической идентичности.

Гипотеза диссертационного исследования: методология изучения множественной этнической идентичности основывается на принципах конструктивизма, позволяющих учитывать ключевые характеристики этого явления (ситуативность, релятивность, динамичность и инструментальность).

Теоретико-методологические основы исследования.

Выделим три составляющие теоретико-методологической основы исследования:

Первое, концепции природы и ключевых характеристик этнической идентичности отечественных и зарубежных социологов и социальных антропологов (Э. Геллнер, Б. Андерсон, Ю.В. Бромлей, М.О. Мнацаканян, В.А. Тишков, В.С. Малахов, Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов, Т.Г. Стефаненко).

Второе, методологические подходы к изучению мигрантов и межнациональных отношений Чикагской школы американской классической социологии, среди которых Р. Парк, Д. Левайн, Э. Стоунквист, А. Антоновски, М. Голдберг. Их концепции адаптированы нами для современных российских условий. Методологию исследования дополняет феноменологический подход А. Щютц.

Третье, методология исследования диаспорных сообществ: азербайджанцев (Н.Р. Маликова, О.Е. Бредникова, О.В. Панченков) корейцев (Г.Н. Ким, О. Нацуко), финнов-ингерманландцев (О.Э. Давыдова), греков (Ю.В. Иванова, М.А. Аствацатурова), поляков (Е. Новицка, Л.Р. Скреминская), чеченцев и ингушей (М. Поль), французов (С.В. Пригожина), хорватов (Я. Ч. Жмегач) и многих других. А также многочисленные материалы по теме «традиционных» диаспор: евреев (Ц. Гительман, В.В. Червяков, В.Д. Шапиро, М.О. Мнацаканян) и армян (М.О. Мнацаканян, Л. Абрамян, Э. Мелконян).

Методы исследования. В теоретической части диссертации основными методами являются историко-социологический, ценностно-нормативный подходы, системный и общенаучные методы – синтез, сравнительный анализ, типологизация, генерализация. Методы сбора эмпирических данных: анкетный опрос, полуформализированные (полуструктурированное) интервью, фокус-группы, метод исследования конкретного случая (case-study).

Эмпирическую базу работы составляют результаты социологического исследования «Немцы современной России» (2009 г.), проведенного при участии автора. Программа проекта (руководители: д.и.н. Смирнова Т.Б., Курске В.С.) включала анализ ключевых маркеров этнической идентичности российских немцев, их языковых практик и миграционного потенциала, а также разработку рекомендаций правительствам РФ и ФРГ, заинтересованным ведомствам и организациям, осуществляющим поддержку этнокультурного возрождения российских немцев. Опрошено 1500 человек. Выборка квотная, целевая.

Научная новизна диссертационной работы:

  1. Предложено определение множественной идентичности.

  2. Раскрыты исследовательские возможности конструктивистского подхода для социологического изучения множественной идентичности.

  3. Разработана и апробирована авторская концепция эмпирического исследования множественной этнической идентичности.

  4. Выявлены основные этнодифференцирующие и этноконсолидирующие маркеры множественной этнической идентичности.

  5. Определены типы самоидентификации носителей множественной этноидентичности.

  6. Выявлены новые функции «этнических» организаций и их значимость для воспроизводства групп с множественной этнической идентичностью.

На защиту нами выносятся следующие положения:

  1. Под множественной этнической идентичностью понимается отнесение себя индивидом или группой к двум и более этническим культурам. В условиях глобализации и миграции населения увеличивается доля людей с множественной этнической идентичностью. Наряду с «традиционными» диаспорами, такими как евреи, армяне, греки, немцы и так далее, возникают новые этнические сообщества с многоуровневым самосознанием, интегрирующим различные элементы гражданской, региональной, конфессиональной и этнической идентичностей. Данные этнические процессы превращают проблематику множественной идентичности в значимый исследовательский вопрос современной социологии. Изучение опыта «традиционных» диаспорных групп и, в частности, российских немцев позволяет выделить ключевые особенности и типы самоидентификации людей с множественной этноидентичностью.

  2. Из трех проанализированных направлений (конструктивизм, примордиализм и инструментализм) конструктивистская методология имеет наибольший потенциал для изучения множественной этнической идентичности. Данный подход позволяет анализировать множественную этноидентичность через призму ситуативности, релятивности и инструментальности.

  3. Предложен алгоритм описания и анализа этнической идентичности диаспорных групп, включающий следующие основные элементы:

1. Описание типов этнической идентичности, распространенных среди представителей данной этнической группы.

2. Выявление этнодифференцирцющих и этноконсолидирующих маркеров: языковые практики, история, религия, культура и т.д.

3. Оценка характера взаимоотношений и уровня конфликтности данной этнической группы с государством и обществом в стране проживания и с «внешней» Родиной (для российских немцев ею является ФРГ);

4. Социологическое исследование «этнических» организаций как институциональных форм проявления этнической идентичности, их функций, потенциала и степени эффективности.

4. Множественная этническая идентичность интегрирует элементы двух и более этнических культур и может дополняться маркерами региональных, конфессиональных, лингвистических и гражданских идентичностей. Иерархия и степень конфликтности этих «частичных идентичностей» ситуативны. А проявление того или иного элемента этноидентичности носит инструментальный характер. Так, один и тот же человек может определять себя как «шваб» - по диалекту, «поволжский немец» - по происхождению, «сибирский немец»/«сибиряк» - по месту настоящего жительства, «лютеранин» - по вероисповеданию, «россиянин» - по гражданству и т.д. Но при этом все эти элементы могут интерпретироваться в этнической ипостаси. Актуализируется та или иная «частичная идентичность» в зависимости от ситуации выбора. Данные характеристики могут быть изменены в новом контексте.

Множественная этническая идентичность не имеет одного универсального признака, позволяющего причислить человека к той или иной этнокультурной группе. Роль и функции маркеров изменяются в зависимости от конкретно-исторических условий. Так, структура этнической идентичности российских немцев отличается подвижностью и конструируется несколькими этническими маркерами. Немецкий язык (и его диалекты) – важный этноконсолидирующий и этнодифференцирующий маркер, меняющий свою функциональность: он перемещается из сферы практического применения в область символической значимости. Изменение функций языка и снижение уровня языковой компетентности российских немцев обусловливают приоритетность других маркеров (общая историческая судьба, участие в национальных общественных организациях).

5. Выделены следующие типы множественной этнической идентичности:

а). «Тип мигранта» реализуется в качестве индивидуальной жизненной стратегии. Он предполагает максимально эффективную интеграцию в принимающее общество. При этом множественная этноидентичность воспринимается как временное состояние в процессе перехода из одной культуры в другую. Носители такого типа множественной идентичности в большинстве случаев стремятся избавиться от «старых» идентичностей и не осознают себя как единую этническую группу.

б). Позитивная маргинальная идентичность позволяет воспринимать множественную этноидентичность как дополнительный социальный ресурс и символический капитал, даруемые принадлежностью к двум культурам. При этом индивиды чувствуют себя «мостом» или «швом двух миров», ощущают себя вовлеченными в обе «материнские» культуры.

в). Негативная маргинальная идентичность связана с кризисом идентичности, обструкцией, конфликтом частичных идентичностей. Характеризуется непринятием ни в одной из культур, ощущением себя «оторванным от корней», «потерянным».

г). Синкретическая множественная идентичность предполагает осознание носителями особого статуса своей группы, культура которой воспринимается не в качестве простой суммы «материнских» этнокультур, а как самостоятельный социальный опыт и ценность.

6. Расширение набора функций институциональных форм организации диаспорных групп приводит к активизации их деятельности и росту их значимости для категории россиян с множественной идентичностью. Наряду с традиционными функциями экономической поддержки, политической мобилизации, социальной адаптации и т.д. этнические организации реализуют функцию конструирования и поддержания множественной этнической. По мере ускорения ассимиляционных процессов и утери «родного» языка этнические объединения начинают выполнять компенсаторную функцию. Именно эти центры становятся основным полем для этнической самоидентификации и символической самопрезентации.

Практическая значимость заключается в том, что материалы представленного диссертационного исследования могут быть применены в рамках педагогической деятельности: в курсах этносоциологии, культурологии, социальной антропологии, этнографии.

Осмысление опыта российских немцев является крайне полезным для проведения сбалансированной национальной политики. Их вариант построения «множественной» идентичности может стать примером для других этнических групп.

Апробация результатов представленного исследования заключается в том, что тезисы по данной тематике были озвучены на форумах немецкой молодежи в России (2003, 2008, 2009, 2010), Летней социологической школе МГУ (2004), Летней гуманитарной школе Университета Галле (Галле-Виттенберг, 2004), Летних школах для аспирантов Центра изучений Германии и Европы (2008, 2009). Были сделаны доклады на региональных, всероссийских и международных конференциях. Среди них: «Немцы новой России: проблемы и перспективы развития» (Москва, 2009), «Историко-культурное наследие и современная этнология» (Москва, 2010), «Религия и текст: от практики к теории» (Минск, 2011). В 2008-2010 гг. нами были проведены тренинги и семинары по проблематике этнической идентичности в ряде общественных организаций российских немцев.

Диссертация обсуждена на кафедре Социологии МГИМО (У) МИД РФ 23 июня 2010 г. (протокол №5) и рекомендована к защите.

По теме исследования опубликованы три статьи в ведущих научных журналах, определенных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура диссертации включает введение, три главы, заключение, библиографию и приложения.

Похожие диссертации на Множественная этническая идентичность: теоретические подходы и методология исследования : на примере российских немцев