Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Управление процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма Жакупов Калкаман Хасенович

Управление процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма
<
Управление процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма Управление процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма Управление процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма Управление процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма Управление процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма Управление процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма Управление процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Жакупов Калкаман Хасенович. Управление процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма : ил РГБ ОД 61:85-9/456

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Методологические проблемы управления процессами интернационализации духовных элементов быта 19-65

I. Необходимость и особенности управления интернационализацией быта развитого социализма 19-40

2. Субъективные факторы управления процессами интернационализации быта 40-65

ГЛАВА II. Принципы управления интернационализацией быта 66-162

I. Общие принципы управления интернационали зацией быта 66-96

2. Специфические принципы управления интерна ционализацией быта 96-142

3. Влияние управления духовными элементами быта на возрастание процесса интернациона лизации общественной жизни 142-162

Заключение 163-173

Рекомендации и практические предложения... 174-176

Библиография 177-194

Введение к работе

Коммунистическая партия Советского Союза одной из важных задач марксистско-ленинской теории считает разработку путей и форм совершенствования национальных отношений в условиях развитого социализма. "Ведь решение национального вопроса в том виде, - указывает товарищ К.У.Черненко, - в каком он достался нам от прошлого, отнюдь не означает, что национальный вопрос вообще снят с повестки дня. Продуманная, научно обоснованная национальная политика - неотъемлемая часть деятельности партии по совершенствованию развитого социализма".

ХХУТ съезд КПСС впервые в истории послевоенных партийных съездов выделил национальные отношения как элемент социальных отношений в особый раздел. При этом было чётко и с полным для того основанием, подчёркнуто, что единство советских наций сегодня прочно, как никогда. Но "это не значит, конечно, что все вопросы в сфере национальных отношений уже решены. Динамика развития такого крупного многонационального государства, как наше, рождает немало проблем, требующих чуткого внимания партии" .

Об этом со всей очевидностью свидетельствует внимание нашей партии к новым процессам и проблемам в сфере национальных отношении, стремление тщательно и всесторонне учитывать их в повседневной деятельности партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций, хозяйственных органов. Данное положение, в частности, нашло наглядное отражение в работе Всесоюзной научно-практической конференции, проведенной по решению ЦК КПСС в июле 1932 г. в г. Риге. Она была посвящена развитию национальных отношений в условиях зрелого социализма, вопросам и проблемам патриотического и интернационального воспитания. Глубоко и всесторонне рассмотрен исторический опыт реального социализма, показавшего единственно возможный путь справедливого и полного решения национального вопроса, который занимает важное место среди кардинальных проблем современной истории человечества.

ХХУІ съезд КПСС, определив новые задачи зрелого социализма, уделил большое внимание исследованию проблем правильного развития наций и народностей, наиболее оптимального сочетания интересов каждой из них с общими интересами советского народа. При этом на съезде отмечалось, что все вопросы национальных отношений, возникающие в ходе коммунистического строительства, необходимо и впредь решать с позиций социалистического интернационализма, на основе неуклонного проведения в жизнь национальной политики. "Священный долг партии - воспитывать трудящихся в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, гордого чувства принадлежности к единой великой Советской Родине"1.

Большое методологическое значение имеет и напоминание о том, что на современном этапе "интенсивное экономическое и социальное развитие каждой из наших республик ускоряет процесс их всестороннего сближения".

Как известно, две тенденции в современных национальных процессах в нашей стране - расцвет и сближение наций - в разных сферах общественной жизни проявляются далеко не одинаково, но их взаимосвязь обнаруживается повсюду. Поэтому диалектика общего и особенного должна неизменно пронизывать анализ любой сфе - 5 -ры проявления расцвета и сближения в условиях развитого социализма. Иначе произойдет непременное искажение объективной реальности.

В условиях развитого социализма возрастает потребность еще более углубленного исследования вопросов совершенствования национальных отношений под руководством ІШСС. Центральный комитет КПСС обращает вншлание партии и народа на то, что нужно постоянно держать в поле зрения все процессы и тенденции развития национальных отношений, внимательно их изучать, своевременно делать нужные практические выводы, обеспечивать все необходимые условия для дальнейшего развития и сближения социалистических наций.

Составной частью совершенствования национальных отношений в условиях развитого социализма является закономерное возрастание интернационализации духовных элементов быта советских наций и народностей. Управление процессами интернационализации духовных элементов быта является практической задачей зрелого социализма и одной из предпосылок "реализации программных целей нашей партии в области формирования коммунистического сознания люд ей .

Изучение проблемы управления национальными отношениями, а в них - процессами интернационализации духовных элементов быта вызвано рядом причин. Во-первых, важно обобщить имеющийся опыт и научно его осмыслить, с тем чтобы использовать для дальнейшего развития этих отношений; во-вторых, в ходе коммунистического строительства возникают новые проблемы национальных отношений, в решении которых субъективный фактор будет играть все возрастающую роль; в-третьих, управление процессами интернационализации духовных элементов быта, его объем и пределы, возможности и эффективность остаются малоразработанными в науке. Именно в этих вопросах существует немало неясностей, которые так или иначе влияют на практику управления процессами интернационализации духовных элементов быта и на развитие национальных отношений. Следовательно, изучение проблемы управления процессами интернационализации духовных элементов быта в сфере национального развития и межнационального сближения на современном этапе и в перспективе имеет важное теоретическое и практическое значение.

Теоретическая и практическая необходимость управления процессами интернационализации духовных элементов быта диктуется также и тем, что национальные отношения, как и в целом практика созидания нового общества, не стоят на месте, а находятся в постоянном изменении и развитии. Эти процессы в условиях развитого социализма подвижны и совершенствуются не только в силу воздействия объективных закономерностей, но и на основе познания субъектом этих закономерностей в целях более полной их оптимизации, что обусловливает рост сознательного подхода в развитии национальных отношений. В речи на Июньском (1933 г.) Пленуме ЦК КПСС тов. К.У.Черненко со всей определенностью указывал, что общественные науки должны стать эффектргоным помощником партии и всего народа в решении реальных, практических задач, которые ставит жизнь перед обществом.

Актуальность темы обусловлена и тем, что многие ее аспекты являются ареной острой идеологической борьбы. Буржуазные социологи всеми средствами пытаются очернить достижения и преимущества социального и национального развития народов СССР. Изучение важных сторон интернационализации духовных элементов быта в нашей стране на конкретном материале многонациональной Казахской ССР дает возможность противопоставить всякого рода буржуазным измышлениям и извращениягл ленинскую социальную и национальную политику КПСС, реальную советскую действительность.

Все это делает актуальным исследование проблемы управления процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма.

Состояние изученности темы.

В последние годы проблемы управления социалистическим обществом привлекают внимание широкого круга авторов .

Советскими учеными внесен значительный вклад в исследование теории нации и национальных отношений, коммунистического и интернационального воспитания .

Значительная философская литература посвящена изучению проблемы быта. Следует вьщелить работы ряда авторов, в которых рассматривается материальная сторона социалистического быта . Анализу роли традиций и обычаев в жизни общества посвящены монографии и диссертации советских ученых1.

Среди трудов, посвященных проблемам управления национальными отношениями, можно выделить несколько монографий. В коллективной работе "Научное руководство национальными отношениями в развитом социалистическом обществе" авторы рассматривают методологические проблемы научного руководства национальными отношениями, а также экономические и нравственные основы их управления. Правовые основы управления межнациональными отношениями излагаются казахстанскими авторами в монографии "Советская на-циональная государственность и сближение наций" .

Коллективная монография казахстанских ученых Сужикова М.М., Сарсенбаева Т.С, Малинина Г.В. и др. "Развитие и сближение советских наций. Проблемы управления" посвящена доказательству того, что национальные отношения являются частью, подсистемой социальных отношений, в ней выделяются объект и субъект управления национальными отношениями, принципы этого управления.

Общим проблемам управления сферой быта посвящена кандидатская диссертация Мазур В.Н. "Специфика социального управления т сферой быта в условиях строительства коммунизма". Автор рассматривает проблему управления сферой быта в целом, без выделения материальных и духовных сторон, не затрагивает такого важного социального явления, как процесс интернационализации духовных элементов быта. Освещая специфику управления сферой быта, Мазур В.Н. обходит вниманием важный компонент управления - принципы управления.

Анализ имеющейся литературы показывает, что проблемы управления социалистическим обществом, интернационализацией общественной жизни, быта в основном исследуются в отдельности, вне связи друг с другом.

Управленческий аспект интернационализации духовных элементов быта пока еще не нашел должного отражения в научной литературе. На решение этих задач нацеливают последние постановления партийных и советских органов. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (ноябрь 1977 г.) "0 мерах по дальнейшему укреплению культурного уровня обслуживания сельского населения", в постановлениях ЦК КПСС "0 дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" (апрель 1979 г.), "0 мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий сельского населения" (май 1982 г.), в постановлении июньского (1933 г.) Пленума ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии", в постановлении коллегии Министерства культуры Казахской ССР (март 1931 г.) "0 работе культпросветучреждений Павлодарской области по внедрению новых советских обрядов массовых торжеств", в приказе Министерства культуры Казахской ССР "Об улучшении деятельности органов и учреждений культуры и искусства по внедрению в

- II быт трудящихся новых советских обрядов и ритуалов" (июнь 1833 г.) говорится о необходимости партийного руководства, управления Советами по организации массового отдыха и культурного обслуживания населения, о дальнейшем улучшении работы по внедрению и пропаганде новых общесоветских и национальных обычаев и традиций. 

Динамичное развитие экономической, социально-политической, духовной жизни в условиях развитого социализма обусловливает не только изменение вышеуказанных сфер, но и развитие и совершенствование быта с его духовными элементами. Наблюдается интенсивный рост интернационализации всех сфер общественной жизни, когда национальные факторы в жизни народов и в их взаимоотношениях в значительной мере перемещаются из политической и экономической сферы в социально-психологическую, духовную,

В отчетном докладе ЦК Компартии Казахстана ХУ" съезду Коммунистической партии республики член Политбюро ЦК КПСС, Первый секретарь ЦК Компартии Казахстана товарищ Д.А.Кунаев отмечал, что до сих пор живучи у нас некоторые" ... вредные обряды и традиции, унижающие честь и достоинство человека, и с этими неприглядными явлениями надо кончать решительно и бесповоротно" ,

Анализ работ, посвященных проблеме управления процессами интернационализации духовных элементов быта, показывает:

во-первых, недостаточность на сегодняшний день исследований по данной проблеме, слабое раскрытие факторов, от которых зависит полнота познания интернационализации духовных элементов быта. Недостаточный учет, порой игнорирование субъектом управления процесса интернационализации духовных элементов быта тормозит совершенствование национальных отношений в целом;

во-вторых, важность исследования проблемы управления интернационализацией духовных элементов быта приобретает особую значимость в свете разработки теории национальных отношений, актуальность которой обусловлена также практическими задачами оптимизации процесса интернационализации в малоподвижной сфере общества - в быту. В условиях совершенствования развитого социализма общественная практика ставит и такие вопросы, как совершенствование системы управления, систематически организующей целенаправленное и сознательное закрепление в идеологии и жизнедеятельности масс общесоветских, а также прогрессивных обычаев, традиций каждой нации и народностей, способствующих утверждению социалистического образа жизни в сфере быта;

в-третьих, только социализм, порвав с установками и нравами частнособственнической психологии ,.. утверждает и совершенствует социальные, духовные и культурные ценности любой нации,достойные нашего времени и соответствующие природе каждого народа. И в этом плане трудно переоценить роль управления процессами интернационализации духовных элементов быта, которые способствуют углублению и укреплению социалистической цивилизованности.

На Июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС Ю.В.Андропов говорил: "У нас часто используется формула "повышение уровня жизни". Но ее порой трактуют упрощенно, имея в виду лишь рост доходов населения и производство предметов потребления. В действительности понятие уровня жизни гораздо шире и богаче. Тут и постоянный рост сознательности и культуры людей, включая культуру быта,по-ведения, и то, что я бы назвал культурой разумного потребления. Тут и полноценное с нравственно-эстетической точки зрения использование свободного времени. Словом, все то, что в совокуп - ІЗ т ности достойно именоваться социалистической цивилизованностью" ;

в-четвертых, совершенствование национальных отношений в условиях развитого социализма требует дальнейшей разработки вопросов управления конкретными социальными процессами, одним из которых является процесс интернационализации духовных элементов быта;

в-пятых, современные буржуазные идеологи прилагают много сил, чтобы очернить советский опыт решения национального вопроса, имеющий международное значение. Стремясь ослабить позиции международного социалистического содружества, они стараются внести раскол в социалистических странах, откровенно играют на национальных чувствах, фальсифицируют ленинскую теорию и практику решения национального вопроса, извращая национальную политику КПСС. В условиях обострения противоборства идеологий важное значение имеет раскрытие истинных путей совершенствования национальных отношений в стране, в том числе управления процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма.

Все это определяет особую актуальность всестороннего изучения диалектической взаимосвязи процессов интернационализации духовных элементов быта с совершенствованием национальных отношений в целом и роли управления процессом интернационализации в формировании и внедрении духовных элементов быта.

Изучение проблемы управления процессами интернационализации духовных элементов быта позволяет раскрыть новые черты и стороны этого закономерного явления социальной жизни социалистического общества. 

Необходимость и особенности управления интернационализацией быта развитого социализма

Коммунизм есть научно создаваемое общество, поэтому оно немыслимо без научного управления, основанного на знании объективных законов социальной жизни. Обращая на это внимание, основоположники научного коммунизма подчеркивали, что "Коммунизм отличается от всех прежних движений тем, что совершает переворот в самой основе всех прежних отношений производства и общения и впервые сознательно рассматривает все стихийно возникшие предпосылки как создание предшествующих поколений, лишает эти предпосылки стихийности и подчиняет их власти объединившихся т индивидов" . Управление различными социальными процессами, тенденциями означает, что можно добиваться развития вышеуказанных общественных явлений в желаемом направлении. И осуществление управления, опираясь на знание закономерностей процесса, может привести к достижению заранее планируемых результатов. Применительно к процессу интернационализации духовных элементов быта в этом смысле можно говорить о том, что все факторы, действующие в его составе, при достаточно глубоком знании закономерностей взаимодействия компонентов можно использовать таким образом, чтобы нейтрализовать возможные отрицательные влияния, усилить положительные и в итоге получить не случайный, а предвиденный результат. Говоря о видах управления следует отметить, что в нашей литературе нет еще единого мнения. Одни авторы вычленяют по масштабам охвата воздействия управления общественными отноше-I. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.,т.З, с.70-71. ниями такие его виды, как управление обществом, государством, отраслями, сферами народного хозяйства, как управление в пределах организационной системы в рамках производственного коллектива . Другие авторы, выделяя виды управлений, в качестве критерия берут структуру социалистических общественных отношений, т.е. отличают управление обществом в целом от управления экономического, социального, духовно-идеологического, как это делает А.К.Белых ,или от экономического, социально-политического, а также управления духовной жизнью общества и каждым его членом в отдельности, как это мы находим в книге В.Г.Афанасьева .

Объектом управления выступают все основные сферы общественной жизни, а также процессы и тенденции, которые происходят вних . Такой подход к объекту управления мы находим у казахстанці fi ских авторов - М.М.Сужикова , В.А.Черняк , которыми уделено определенное место методологическим проблемам социального управления общества в целом и его отдельными сторонами, процессами -(национальные отношения, идеологические процессы, производственные коллективы). "Мы же полагаем, - справедливо пишет М.М.Сужи-ков, что при социализме в зависимости от объекта существуют ивиды управления: это управление обществом в целом, экономикой,социальными процессами, политической сферы жизни, духовно-идео логическими процессами і

Как и все остальные социальные процессы, интернационализация духовных элементов быта может выступить в качестве управления. Как и все процессы, происходящие в обществе при социализме, так "интернационализация духовных элементов быта" приводится в целенаправленное движение при помощи людей и для людей, что и делает этот процесс управляемым. Поэтому трудно согласиться с мнением Д.И.Даниленко, который заявляет, что "теория управления социальными процессами исследует общие принципы и закономерности регулирования экономической, политической и духовной сферами деятельности" . Им упущено управление такими важными отношениями, какими являются классовые, национальные, интернациональные, составляющие органическую часть социального процесса.

Интернационализация обычаев и традиций быта - процесс социального порядка и следовательно, она регулируется социальным управлением.

Понятие "управление" и "регулирование" мы употребляем как идентичные,(хотя и не отрицаем иного значения за термином "регулирование", когда под ним понимается одна из функций, одно из основных направлений управляющей деятельности).

Что мы понимаем под социальным управлением? На этот счет имеется традиционно принятое большинством философов определение: "Под социальным (общественным) управлением ( имеется в виду сознательное управление) понимается воздействие на общество в целомили его отдельные звенья (производство, социально-политическую и духовную жизнь отрасли экономики, предприятия и т.д.) с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успеш ное движение к заданной цели" .

Создание новых обычаев и традиций в быту, продуманное руководство процессами их формирования не является чем-то противоестественным и надуманным. Как справедливо отмечает академик Ю.В.Бромлей, в условиях становления социализма в народных массах существовала (и, разумеется, продолжает существовать ныне) глубокая социально-психологическая потребность в обрядности, прежде удовлетворявшая в значительной мере религиозным культом, а теперь по мере того, как массы трудящихся отходили от религии, требовавшая своего удовлетворения другими средствами. Новые обряды возникли стихийно, в разных формах и обликах. Этот разнобой по самому существу своему исключал возможность создания обрядовой традиции, единообразной в разных местностях, ритуализированной по своим внешним формам. В этих условиях приобрела особую актуальность задача руководства процессом обрядотворчест-ва, теоретического осмысления и своего рода апробации того, что рождается в массах."С другой стороны возникает задача организованного, осуществляемого специалистами,под руководством соответствующих учреждений и организаций, создания новых обрядовых форм, изучения их качества, их идеологической и эмоционально-психологической эффективности, а также задача пропаганды и распространения лучшего из того, что создано в этой сфере у народов СССР"?

Быт является одной из важнейших сфер общественно-экономической формации, а бытовые отношения - составной частью общественных отношений.

Развитие быта выступает как объективная необходимость исторического процесса вообще, имеющая корни в материальной жизни. Развитие и совершенствование быта способствует полному проявлению процессов и тенденций, интернационализации духовных элементов. С другой стороны процесс интернационализации духовных элементов оказывает своё воздействие на развитие и совершенствование быта.

Под бытом понимаются условия повседневной жизнедеятельности человека вне производственной сферы общества, непосредственно связанные способами и формами удовлетворения материальных и духовных потребностей, определяющиеся уровнем развития экономики и общественно-политического строя. В соответствии с этим различают материальную и духовную сторону быта. Материальная сторона быта включает в себя жилищные условия, определенную совокупность средств и орудий домашнего труда, предметы домашнего обихода, комплекс предприятий коммунального, медицинского, торгового обслуживания населения. Она связана с удовлетворением материальных потребностей людей. Духовная сторона быта есть совокупность

Субъективные факторы управления процессами интернационализации быта

Общество с точки зрения управления может быть теоретически разделено на объект и субъект. Субъектом управления выступают те социальные группы и учреждения, которые организуют управление . Понятие "субъект управления" не совпадает с понятием "субъективный фактор", хотя и очень близко к нему.

Субъективный фактор - понятие производное от субъекта и означает сознательное, организованное, преобразуемое. "Субъективный фактор" в развитии общества, - пишет Г.Е.Глезерман, -это сознательная деятельность людей, классов, партии, творящих историю; это их организованность, воля и энергия, необходимые для решения определенных исторических задач"?

Субъект социального управления является и субъективным фактором, относится к субъективному фактору, но не исчерпывает его. Субъект социального управления характеризуется способностью принятия управленческих решений и обеспечивания их практического осуществления. Субъект социального управленияесть часть субъективного фактора, организованная, готовая непосредственно реализовать поставленные задачи и цели. Субъект социального управления это та часть субъективного фактора, которая практически реализует функции управления. Объект не зависит от субъекта, он реален, существует вне воли и сознания. Но субъект, познавая объект с одной стороны - творчески изменяет последний, а с другой - совершенствует себя. В то же время субъект суть порождение самих объектов, в том и заключается диалектика объективных условий и субъективного фактора.

Под объективными условиями надо понимать совокупность объектов, с которыми взаимодействует человек, которые он в той или иной мере преобразует и которые определяют его деятельность .

Вместе с ростом, расширением, качественными преобразованиями объективных условий, расширяется и субъективный фактор. Однако объективные условия создают лишь возможности для субъективной деятельности людей, но насколько успешно используются эти возможности, зависит от самих людей, от их знаний и умений, от их целеустремленности, активности, организованности. "Объектом управления, - верно подмечено Т.В.Керимовой, - являются отношения, формирующиеся в системах троякого рода: человек -природа, человек - техника и человек - человек" .

Управление процессами интернационализации обычаев, традиций в быту относится к последней системе "человек - человек", самой сложной, где и объектом и субъектом выступают люди.

Каждый член общества выступает в роли субъекта управления, участвуя в той или иной мере в формировании и развитии обычаеви традиции, трансформируя, пропагандируя их, хотя бы устно, непосредственно в общении, в быту.

В то же время каждый человек в сфере быта выступает как объект управления, когда на него воздействует вся политическая, идеологическая, нравственная системы, направленные на личностное восприятие, творческое осмысление выполнения норм и требований определенных обычаев и традиций.

В целом надо подчеркнуть, что объект и субъект социального управления органически связаны друг с другом, ибо главным компонентом управления в обоих случаях выступает человек. Объект определяет субъект управления, его структуру, функции и т.д. Однако и субъекту присуща относительная самостоятельность потому, что он вырабатывает цели, ставит задачи и сознательно стремится к выполнению их. Человек существо социальное, принадлежащее к различным общностям людей (классу, нации, коллективу), которые предъявляют к нему множество требований, ставят его дела, поступки и поведение в определенные рамки. С одной стороны, обычаи и традиции являются регуляторами поступков и поведения людей в сфере быта, с другой - сами духовные элементы быта подвергаются управленческим воздействиям со стороны субъекта.

Субъектом управления процессами интернационализации духовных элементов быта является деятельность партии, государства, общественных организаций, которая не только воздействует на быт с целью формирования и совершенствования данной сферы, но в преднамеренно способствует утверждению, закреплению, пропаганде общесоветских обычаев и традиций, становлению и усвоению ценностных ориентации в этой сфере, соответствующих требованиям развитого социализма.

Интернационализация духовных элементов быта процесс объек тивного характера, но "... активная роль субъективного фактора в развитии быта народов СССР, заключающаяся прежде всего в том, что закономерности этого процесса сознательно и целеустремленно направляются Коммунистической партией, Советским государст твом , - верно подмечает С.Д.Танкаев.

Развитой социализм - общество планомерно и сознательно развивающиеся, но и этому обществу свойственны элементы стихийности, обусловленные как объективными, так и субъективными причинами. Элементы стихийности в развитом социализме выполняют не только тормозящую роль,Иногда они выступают и как симптом того нового, что возникает в творчестве народных масс и что должно быть вовлечено в процесс планомерного управления. Субъект управления должен постоянно изучать и выявлять негативные дезорганизующие тенденции в управлении процессами интернационализации духовных элементов быта, нейтрализовать их, принимать меры, направленные на их постоянное совершенствование. Было бы однако, неверно думать, что в условиях социализма происходит коренное изменение соотношения объективных условий и субъективного фактора. Нет, здесь на лицо изменение другого порядка, а именно, отношение между стихийным и сознательным.

Объективные законы общества могут проявляться стихийно или сознательно. Стихийно,если они не познаны, познание же субъектом объективных законов обуславливает сознательное применение их в развитии общественной жизни.

Историческая практика свидетельствует, что действия отдельных лиц всегда сознательны и целенаправлены. "В истории общества, - писал Ф.Энгельс, - действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно как под влиянием страсти, стремящи

Специфические принципы управления интерна ционализацией быта

Диалектическая совокупность всех видов общественных отношений - экономических, социально-классовых, национальных, политических и других - в целом составляет конкретное общество. При социализме развитие этих отношений обуславливается общими принципами управления. В то же время каждый вид и сфера общественных отношений отличается от других, так как имеет свои специфические черты и особенности. Например, политика отличается от экономики, экономика от духовной жизни и т.д. Поэтому, как объект управления каждая сфера общества имеет свои специфические принципы управления, особенности объекта управления всегда определяют специфические принципы управления. Так,сфера экономики обуславливается своими специфическими принципами управления, а духовная жизнь ОБОИМИ особенностями.

Управление процессами интернационализации духовных элементов быта обусловливается как общими,так и специфическими принципами. Сфера быта с его обычаями и традициями отличается от других сфер - все это обуславливает специфические принципы управления.

Специфические принципы управления имеют локальный характер. Они более конкретны.На наш взгляд, к специфическим принципам управления в процессе интернационализации духовных элементов быта относятся: - принцип развития и сближения духовных элементов быта наций и народностей; - принцип гармонического сочетания интернационального и национального в духовных элементах быта; - принцип систематического искоренения пережитков прошлого и постепенного внедрения общесоветских обычаев и традиций в быт; - принцип преемственности; - принцип учета особенностей общесоветской и национальной психологии в сфере быта; Принцип развития и сближения духовных элементов быта. Под развитием духовных элементов быта понимается беспрерывное обновление, видоизменение, обогащение, возникновение новых черт, признаков. Сближение духовных элементов быта есть,с одной стороны, приобретение, с другой - возникновение и развитие сходных черт в содержании и форме, в проявлении их, превращение лучших достижений одних народов в достояние других. Такое деление, безусловно, относительно. На практике же развитие и сближение являются двумя сторонами одного процесса -интернационализации. Совершенно прав академик Федосеев П.Н., который подчеркнул: " Развитие и сближение - это не обособленные, а параллельно идущие, взаимосвязанные процессы, выражающие единую интернационалистическую суть социалистического общества. Условия и средства как национального развития, так и сближения наций создаются только одновременно в органическом взаимодействии. Поэтому очень важно, чтобы с развертыванием всех потенций нации, в оптимальном сочетании с ним проходили процессы интернационализации. Это требует глубокого изучения экономических, со циально-политических и культурно-бытовых условий дальнейшего развития наций и их последовательного сближения" . Диалектика такова, что Е условиях социализма внутринациональное развитие духовных элементов быта перерастает в их интернациональное сближение, а их интернациональное сближение - в национальное развитие. В условиях развитого социалистического общества нельзя не руководствоваться принципами развития и сближения в управлении процессами интернационализации духовных элементов быта. Хотя развитие и сближение обычаев и традиций быта в социалистических условиях происходит как естественно исторический процесс, это не означает, что процесс может быть пущен на самотек. Роль субъективного фактора в управлении процессами интернационализации духовных элементов быта такими принципами,как сближение и развитие,выражается в содействии субъекта объективному процессу (сближению и развитию духовных элементов быта). При этом чрезвычайно важен строго научный подход к управлению этим процессом, основанный на всестороннем анализе всех факторов и исключающий волюнтаристское игнорирование необходимых этапов его развития.

КПСС и общенародное социалистическое государство впервые в истории не только стали целенаправленно использовать объективный процесс развития и сближения наций и народностей, но и сознательно вмешивать в него, предупреждая возможное возникновение негативных моментов и создавая условия для усиления действия благоприятных тенденций.

Особенностью принципа развития и сближения в управлениипроцессами интернационализации духовных элементов быта являются:- во-первых, - относительная медленность, ибо вышеуказанные процессы затрагивают глубинные социально-психологические связи и веками вырабатывавшиеся привычки и нормы;- во-вторых, развитие и сближение духовных элементов быта определенно зависит от степени интернационализации других сторон общественной жизни и прежде всего экономической.

Эти особенности объясняются тем, что развитие духовных элементов быта в течение веков определялось главным образом потребностями данной социально-этнической общности, ограничивались узкими местными рамками, связями, устойчивыми этническими чертами наций, которые не могут быстро изменяться под влиянием социальных преобразований. Всякое обогащение духовных элементов быта или создание НОЕЫХ предполагает значительное преобразование соответствующих сторон общественной жизни. Например, формирование новых семейно-бытовых духовных элементов тесно связано с социалистическим переустройством быта, становлением новых отношений в семье, преодолением устаревших взглядов, обычаев, традиций.

На темпы развития и сближения национальных духовных элементов быта влияют и внутренние законы их развития: устойчивость, преемственность, массовость, степень их самостоятельности. Социалистические духовные элементы быта в специфических формах должны закрепить, утвердить в сознании трудящихся важнейшие результаты социально-экономических, политических и культурных достижений. Этот процесс наиболее длителен и противоречив, ибо сопровождается определенной перестройкой общественного и индивидуального сознания, утверждением новых критериев, оценок моральных норм. Критерием их социальной ценности выступают идеалы и принципы нового общества, присущие всем социалистическим нациям.В условиях развитого социалистического общества ведущей

Влияние управления духовными элементами быта на возрастание процесса интернациона лизации общественной жизни

Одной из объективных закономерностей национальных отношений в условиях развитого социализма как уже отмечалось, является интернационализация духовных элементов быта. Эта закономерность выражает высокую степень развития и сближения социалистических наций. Подчеркивая важность межнациональных отношений в современных условиях, Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР К.У.Черненко, особо обратил внимание на дальнейшее совершенствование формы и методов "способствующие расцвету нации и их сближению" .

Условиями проявления данной закономерности служат: выравнивание уровня экономического развития союзных республик, возрастание социальной однородности общества и сближение классовой структуры населения республик, повышение уровня образования икультуры, обеспечившие для всех наций и народностей возможности взаимного освоения достижений национальных культур, углубление политического, социально-экономического и интернационального единства наций и народностей страны, воплотившееся в новой исторической общности лвдей - советском народе, в формировании человека социалистического общества, для которого характерны такие черты, как советский патриотизм, интернационализм, общенациональная советская гордость, сознание причастности к процессу поступательного движения всей страны и т.д.

Интернационализация духовных элементов быта наций и народностей страны как закономерность развитого социализма характе- ризуется рядом взаимосвязанных черт, таких,как: - высокая степень доступности и взаимного освоения широкими массами трудящихся достижений и ценностей духовных элементов быта, ставших по существу достоянием всего советского народа; - усилением взаимовлияния и взаимообогащения различных национальных обычаев, традиций, а также - дальнейшим развитием каждой из них; - повышением уровня образования трудящихся, сознанием и взаимным уважением национальных черт в духовном облике различных народов; - общность творческих направлений, поисков, идеалов, развитие межнациональных творческих процессов; - единый социалистический образ жизни, основные черты которого присущи трудящимся всех наций и народностей страны (при сохранении национальной специфики ряда конкретных его характеристик) . Развитой социализм объективно обуславливает дальнейшее,более плодотворное взаимное обогащение культур обычаев, традиций, более широкий доступ ко всему лучшему, что дает культура каждой нации. "Конечно, при этом надо помнить, - справедливо подчеркнул Ю.В.Андропов, - что в духовном наследии, традициях, в быту каждой нации есть не только хорошее, но и плохое, отжившее. И отсюда.... не консервировать это плохое, а освобождаться от всего, что устарело, что идет в разрез с нормами Советского общежития, социалистической нравственности, с нашими коммунистическими идеалами". Однако в освобождении от всего отжившего нужно, "....чтобы естественная гордость за достигнутые успехи не превращалась в национальную кичливость или зазнайство, не порождало тенденции к обособленности, неуважительного отношения к другим нациям и р народностям...." . Все это само собой не решается, а требует сознательной, систематической деятельности субъекта. На наш взгляд, республиканские комиссии по пропаганде и внедрению общесоветских обрядов и праздников, традиций и обычаев - как субъекты управления в процессе их интернационализации, должны учитывать национальные моменты не только коренной, но и других национальностей республик Советского Союза.

Управление процессами интернационализации духовных элементов быта советских наций ускоряет процесс становления общесоветских обычаев, традиций, а общесоветские духовные элементы быта, вызванные к жизни социалистическим строем, способствуют более полному раскрытию творческих возможностей каждой нации, совершенствованию духовных элементов быта.Основным направлением деятельности комиссии по пропаганде и внедрению традиций и обычаев, праздников и обрядов как непосредственного субъекта управления интернационализацией духовны ми элементами быта заключается: в творческом развитии традиций, обычаев каждой нации, а также в создании условий, способствующих формированию общесоветских духовных элементов быта.

Общесоветские духовные элементы быта формируют здоровое чувство национальной гордости. Этим обычаям, традициям чужды националистические тенденции обособления и ограниченности, национальной изоляции и исключительности. Нельзя не согласиться с положением, высказанным В.П.Фасеевым о том, что "каждый народ создает свою культуру в соответствии с уровнем социально-экономического и интеллектуального развития, с природно геграфическими условиями жизни. Но самобытность - это не изолированность. Кто отрицает взаимовлияние национальных культур и путем изоляции от других пытается сохранить исключительную самобытность национальной культуры,-тот сам того не замечая, разрушает её. Любое ценное, что создается народом, самобытно. Однако, оно не может быть объектом презрения, а рано или поздно становится близким другим народам. Нежелание же воспользоваться духовными богатствами других народов исходит из ложного мнения о непригодности всего чужого и чрезмерной переоценки всего "своего". А это есть чистейший национализм и шовинизм".

Чувство гордости за свою нацию, любовь к своей национальной культуре и духовным элементам быта может стать действительно плодотворным лишь в том случае, когда оно гармонически сочетается с уважением обычаев, традиций других народов.

Социалистическая действительность подтвердила ленинское положение о том, что "... весь ход общественной жизни ведет к сближению всех наций между собою" и что "обособленность и наци ональная заскорузлость должны отпасть" . Отпадение "обособлен ности"и "заскорузлости" достигается в процессе интернационализации общественной жизни.

Развитие духовных элементов быта является сложным и противоречивым. Б духовных элементах каждой нации есть особые, присущие ей моменты, отличающиеся от других национальных обычаев и традиций.

Похожие диссертации на Управление процессами интернационализации духовных элементов быта развитого социализма