Введение к работе
Актуальность исследования. В современной техницистской глобальной цивилизации универсализация экономической деятельности воспринимается как один из факторов культурной унификации, что приводит подчас к нерационализируемым средствами экономических наук последствиям в социальной, политической и культурной жизни, как в масштабе отдельных регионов, так и в масштабе глобального мира в целом.
Общее перманентное кризисное состояние цивилизации, включающее в себя и такие новые проблемы, как проблема экологии или новые интерпретации проблем человеческой экзистенции, свободы, в итоге, так или иначе, приводит к вопросу о культурной детерминации хозяйственной деятельности человека и, в частности, к ограничениям экономической деятельности, возникающим в тех или иных конкретных национальных культурах. Кроме того, возникают вопросы о степени ценности национальных культур, что может привести к попыткам осознания культуры в терминах научной рациональности.
Актуальность необходимости осознания взаимозависимости сфер культуры и экономики, а также управления ими определена прежде всего современным цивилизационным преобладанием идеологии либерализма в социально-политических системах подавляющего числа стран. Главенствующее положение субъектов экономической деятельности, ориентирующихся в теории и практике на либеральную модель поведения, определяет в итоге общий облик современной глобальной цивилизации. Модель либерального поведения включает в себя субъект-объектную деятельностную модель отношения к природе, обществу и человеку, фактически исключающую культурное многообразие составляющих человечество народов и постепенно обедняющую природное многообразие отдельных регионов Земли. Отношение к природному и культурному окружению человека с точки зрения либерализма возможно исклю-
чительно в сциентистском ключе: как отношение субъекта к объекту, активности к пассивности, т. е. с позиции непосредственного воздействия, а подчас и с позиции силы.
В этой ситуации культура если еще и остается сдерживающей силой экономической экспансии человека в его абстрактной жажде прибыли, то подчас исключительно в своей правовой воплощенно-сти, т. е. фактически в своей внешней по отношению к менталитету ее носителей форме. Это неизбежно сказывается на отношении человека к своей национальной культуре, отзывается в межличностных отношениях и в итоге определяет все многообразие традиционных (культурно детерминированных) общественных отношений моновекторным направлением развития, в котором ведущую роль играет управление экономическими отношениями производства, распределения и потребления.
Сведение культуры к сфере экономики может быть чревато, во-первых, потерей национальной самобытности народов, что в конце концов может привести к деградации действительных экзистенциальных потребностей человеческого общества, во-вторых, экологическими проблемами, в числе которых можно перечислить исчерпание природных ресурсов, вытеснение животных с их исконных мест обитания, загрязнение окружающей среды, техногенные катастрофы и в итоге нарушение общего динамического равновесия социобиогеоценоза.
Безусловно, традиционные модели поведения не способны поддерживать существование всего населения мира. Но современные технологии природосбережения, уровень образованности населения, степень его информированности о происходящих сегодня процессах могут способствовать гармонизации культурно-экономических отношений, главным препятствием которой являются нарастающие темпы потребления производимых мировой экономикой товаров, что вступает в конфликт с низко прирастающим коэффициентом эффективности переработки материальных ресурсов. И в этом глобальном процессе сегодня играет серьезную
роль осознание способов создания и гармоничного преодоления культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами.
Одним из ведущих уровней в целом стихийных экономических процессов является попытка управления ими на микро-, макро- и мегауровнях. Управление экономической деятельностью в его либеральной модели направлено на достижение одной цели - извлечения максимально возможной прибыли, с одновременным сокращением издержек производства. Но, как показывает практика, подобный тип управления экономикой оказывается губительным не только для природного мира, но и, что представляется подчас наиболее важным, для менталитета, культурного сознания субъектов экономической и культурной деятельности.
Культурные ограничения в управлении социально-экономическими процессами обладают нерационализируемыми возможностями изменения ориентации развития социальных процессов. Это означает, что культурные ограничения, имманентные той или иной культуре и детерминирующие сферу управления экономикой, способны как замедлить социально-экономическое развитие, так и ускорить его. Кроме того, культурные ограничения в управлении социально-экономическими процессами способны создать специфические национальные формы взаимодействия экономики, общества и культуры, т. е. фактически способствовать актуализации новых, находящихся в потенции, форм национальной хозяйственной деятельности.
Тем самым, на современном этапе развития глобального мира и социально-экономических отношений назрела необходимость создания гипотетических моделей возникновения и преодоления культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами.
Степень разработанности темы. Оценка степени разработанности темы исследования и поиск теоретических лакун позво-
лили выделить в работе два аспекта: аспект культурных ограничений и запретов и аспект управления вообще и управления социально-экономическими процессами в частности. Синтетический характер работы, отраженный в названии - культурные ограничения в управлении социально-экономическими процессами, - позволяет обращаться как к теоретическим социально-философским, так и к эмпирическим социологическим, статистическим и экономическим источникам, в рамках которых разрабатывалась данная тема, реализуя тем самым парадигму трансдисциплинарности и удовлетворяя принципу взаимной дополнительности практики и теории.
В своем первом аспекте - аспекте культурных ограничений - исследование имеет давнюю традицию в области понимания культурных конфликтов и сопротивления культуры инновациям. Но специфическую область культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами стали изучать сравнительно недавно.
Целям нашей работы служит различение, сделанное между управлением как менеджментом и управлением, в основе своей содержащим культурные формы социально-экономической деятельности. Поскольку социальная философия ориентирована на изучение социальных отношений, возникающих в процессе управленческого воздействия, постольку она необходимо включает в себя и культурные формы воздействия.
Данным аспектом исследования, как в синхроническом, так и в диахроническом срезе, занимался Ю. И. Семенов1, который предложил свою сложную концепцию хозяйственной деятельности специфических национальных культур и их исторического развития.
Е. В. Самойлов полагал культурные запреты специфическими факторами экономической деятельности, позволяющими актуали-
Семенов Ю. И. Экономическая этнология. Первобытное и раннее предклассовое общество. М.: Институт этнологии и антропологии РАН. М., 1993. Ч. 1-3.
зировать до определенных границ возможности самой культуры2. В данном случае имеет место предварительная мировоззренческая оценка влияния культурных ограничений или запретов на социально-экономические процессы. В том числе Е. В. Самойлов проводит социально-философский анализ и указывает на определяющее значение социально-институциональных факторов ограничения в управлении социально-экономическими процессами.
Целостная традиция изучения культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами в российской социальной философии еще не сложилась. В определенной степени именно этим обусловлен трансдисциплинарный теоретико-методологический характер работы. Но исследование взаимного влияния экономики, общества и культуры в ряде современных наук социально-гуманитарного цикла в последнее время приобрело особую актуальность. И результаты данных наук требуют своего социально-философского осознания.
Как следствие такого теоретико-методологического подхода, целиком соответствующего трансдисциплинарному характеру исследования, в работе использовано множество источников из областей иных наук социально-гуманитарного цикла. Очевидно, что социально-философское познание глобальных проблем современности невозможно без изучения и использования результатов конкретно-ориентированных социально-гуманитарных наук.
В частности, организационно-управленческий аспект исследования, составляющий конкретизацию мировоззренческой основы исследования, опирается на исследования следующих авторов: И. Ансофф, П. Дракер, Т. Питере, Р. Уотермен, Г. Саймон, М. Т. Алексич, А. И. Пригожий3.
Самойлов Е. В. Культурные запреты как фактор экономической деятельности: дис. ... д-ра филос. наук. Ростов н/Д, 2004.
Ансоф И. Стратегическое управление. М., 1989; Дракер П. Новые реальности. М., 1993; Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (Опыт лучших компаний) М., 1992; Саймон Г. и др. Менеджмент в организациях. М., 1999; Алексич М. Т. Социология и менеджмент. М., 2005. Пригожий А. И. Организационная культура и ее преобразование // Общественные науки и современность. М., 2003. № 5.
В работе использованы результаты диссертационных исследований, исследующих культурные запреты, культурные ограничения в социальных, экономических и других процессах, следующих авторов: И. В. Малиев4, О. Ф. Морозова5, А. А. Чернышова6,
A. С. Балакшин7, Т. П. Латыговская8, О. Б. Нестеренко9, А. Н. Али
сов10, А. А. Ефремов11, Г. Ф. Ромашкина12, Н. А. Михеева13,
B. В. Уфимцев14, В. П. Солонина15, М. В. Рубцова16, И. В. Попова17,
В. И. Сычев18.
Так, исследование Т. П. Латыговской посвящено теоретическому раскрытию потенциала социального управления в условиях современного глобального мира, одной из характеристик которого является нестабильность и рисковость. Как следствие, внимание исследователей переключается на наиболее стабильные, сложив-
Малиев И. В. Социокультурные основания современного управления: дис. ... канд. соци-ол. наук. М., 2004.
Морозова О. Ф. Культурные детерминанты социального управления: дис. ... канд. культурологии. М., 2011.
Чернышова А. А. Культура, как объект управления: дис. ... канд. культурологии. Челябинск, 2005.
Балакшин А. С. Культурная политика: теория и методология исследования: дис. ... д-ра филос. наук. Нижний Новгород, 2005.
Латыговская Т. П. Потенциал социального управления в ситуации глобальной нестабильности: социально-философский аспект: дис. ... канд. филос. наук. Томск, 2012.
Нестеренко О. Б. Эффективность функционирования и развития социально-культурной сферы: дис. ... канд. эконом, наук. СПб., 2004.
Алисов А. Н. Управление развитием социально ориентированной экономики региона: дис. ... д-ра эконом, наук. М., 2004.
Ефремов А. А. Проектно-ориентированное управление социально-экономическим развитием региона: дис. ... д-ра эконом, наук. М., 2003.
Ромашкина Г. Ф. Моделирование в системе управления социальными процессами: региональный аспект: дис. ... д-ра социол. наук. Тюмень, 2003.
Михеева Н. А. Управление социально-культурной сферой в период общественного переустройства России (конец XX - начало XXI в.): дис. ... д-ра социол. наук. СПб., 2008.
Уфимцев В. В. Проблема управления социальными процессами в условиях модернизации политического режима в России: дис. ... д-ра социол. наук. М., 2001.
Солонина В. П. Управление региональной безопасностью: социологический анализ: дис. ... д-ра социол. наук. М., 2006.
Рубцова М. В. Концептуальные основании исследования феномена управляемости в социологии управления: дис. ... д-ра социол. наук. СПб., 2010.
Попова И. В. Социально-структурная оптимизация социального управления: дис. ... д-ра социол. наук. Орел, 2004.
1 о
Сычев В. И. Формирование механизма социального управления в системе гражданской защиты населения России: дис. ... д-ра социол. наук. М., 2001.
шиеся в истории человечества социальные структуры - традиционные культуры. При этом эффективность функционирования социально-культурной сферы, как отмечается в работе О. Б. Нестеренко, во многом является, с одной стороны, фактором, укрепляющим культурную сферу, но в случае ослабления, в свою очередь, ослабляет и хозяйственную сферу культуры.
В работе А. Н. Алиева отмечается прежде всего необходимость такого управления социально-экономическими процессами, при котором актуализируются не культурные ограничения, а, напротив, повышается открытость экономики за счет актуализации возможностей самой культуры. При этом работу А. Н. Алиева отчасти дополняет исследование А. А. Ефремова, в котором предложена концепция проектно (модельно) ориентированного управления социально-экономическим развитием региона, как альтернатива нерефлексивному построению культурных ограничений социально-экономическим аспектам.
В качестве основы для семантического пополнения социально-философского категориального инструментария в изучении культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами использованы результаты работы М. А. Васькова , исследующего в своей монографии и цикле статей трансформационные процессы в управленческой культуре.
Несмотря на ясное и отчетливое складывание теоретического направления исследования взаимосвязи управления и социокультурных процессов, специального социально-философского исследования культурных ограничений как элементов структуры культу-
Васъков М. А. Трансформация управленческой культуры крупных коммерческих организаций на Юге России. Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2010; Он же. Социологические подходы к исследованию специфики трансформации управленческой культуры крупных коммерческих организаций в регионах Юга России // Научная мысль Кавказа. 2011. № 1; Он же. Методический инструментарий и источники эмпирической информации изучения трансформации управленческой культуры крупных коммерческих организаций Юга России // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 11; Он же. От результативности к эффективности: трансформация парадигм управленческой культуры руководителей крупных региональных коммерческих организаций в России // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. № 2.
ры в управлении социально-экономическими процессами до сего времени не проводилось. Но при этом, как было отмечено выше, запросы социокультурной практики на подобное исследование, так или иначе, предъявляются в тех проблемных ситуациях, которые складываются на границе управления, культуры и общества.
Цель исследования. Установить факторы, актуализирующие культурные ограничения в управлении социально-экономическими процессами, и найти возможности их продуктивного преодоления.
Задачи исследования:
-
Установить основные подходы к изучению культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами в западной и отечественной социальной философии.
-
Разработать авторский теоретико-методологический конструкт исследования культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами.
-
Установить и диверсифицировать факторы актуализации культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами.
-
Раскрыть в рамках категорий социальной философии общие глобальные цивилизационные тенденции предупреждения и преодоления возможных культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами.
-
Показать возможность частных маркетинговых и рекламных стратегий преодоления культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами.
Объект исследования. Объектом исследования в данной работе служат социокультурные структуры управления социально-экономическими процессами как общей сферы обеспечения безопасности конкретной локальной и региональной культуры.
Предмет исследования. Предметом исследования в данной работе являются культурные ограничения как часть социокультурных структур в управлении социально-экономическими процессами.
Гипотеза исследования. Проблемой, инициировавшей данное исследование, стало возникновение организационно-управленческих конфликтов в социально-экономической сфере различных культур. Поскольку социально-экономическая сфера и управление ею являются неотъемлемой частью современных глобализацион-ных процессов, постольку предполагается, что культурные ограничения в управлении социально-экономическими процессами способны спровоцировать более крупные негативные трансформации и в смежных сферах социальной жизни.
С помощью социально-философской категориально-семантической методики анализа культуры и гипотетико-дедуктивного моделирования проблемных ситуаций в социально-экономической сфере предложено в теоретическом плане рассмотреть возможные пути преодоления культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами.
В качестве рабочего предположения о роли и степени значимости культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами служит тезис, во-первых, о высокой степени эвристичности данного исследования для познания степени управляемости социально-экономическими процессами в той или иной культуре; во-вторых, предполагается, что культура изначально обладает равными по силе мотивации возможностями как для обеспечения своей безопасности с помощью конструирования культурных ограничений попыткам управления, так и для ведения продуктивного диалога, который актуализирует в рамках культуры скрытые тенденции развития, а в рамках социально-экономических процессов - возможности достижения высоких уровней эффективности производства. Общее социально-философское моделирование актуализации тех ли иных культурных возможностей позволяет глубже понять как социокультурные риски, так и возможные эволюционные и революционные социокультурные трансформации.
Теоретико-методологическая основа диссертации. Исследования современных культурных ограничений в управлении соци-
ально-экономическими отношениями методологически являются исследованиями на качественно ином уровне, чем тот, о котором можно было говорить еще в середине XX в. Это можно объяснить как непосредственным усложнением структуры международных социально-экономических отношений, так и появлением новых потребностей и возрастанием степени самозащиты локальных и региональных культур.
Следовательно, можно с уверенностью утверждать, что в современной цивилизации «технократический подход к изучению экономических феноменов становится всё менее популярным, ибо современная экономика ориентируется прежде всего не на индивида как чисто экономического агента, а на целостного человека, находящегося в сложной системе взаимодействующих в обществе факторов: социальных, культурных, национальных и т. д.»20 Тем самым, к анализу культурных ограничений в управлении социально-экономическими отношениями необходимо привлечь качественные, понимающие методы исследования.
Социально-экономические процессы, а тем более исследование каких-либо специфических ограничений в их управлении, являются одними из самых динамичных и сложных предметов исследования, поэтому при их изучении необходима мобилизация множества парадигмальных и теоретико-методологических подходов.
Исследование культурных ограничений в целом и культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами в частности неизбежно включает в себя как теоретико-методологические обращения к методам культурологии (в частности, к методам когнитивной культурологии , которая обладает действенной методологией, позволяющей описывать и отчасти понимать и объяснять феномены современного сложного общества), так и к методам, синтезирующим качественные и количест-
Самойлов Е. В. Указ. соч. С. 47.
Режабек Е. Я., Филатова А. А. Когнитивная культурология. СПб.: Алетейя, 2010.
венные методы, что соответствует принципу адекватности метода предмету.
Таким образом, поскольку социально-экономические процессы в обществе являются результатом деятельности индивидов, которые, в свою очередь, опираются на интериоризированные ими нормы и ценности22, постольку в диссертационном исследовании в качестве парадигмального культурологического основания принята методология когнитивной культурологии в ее социально-философском варианте понимания глобальных цивилизационных процессов. Здесь особое внимание уделено механизмам интериориза-ции и экстериоризации социальных ценностей и норм, составляющих в совокупности мотивационную основу любой социальной деятельности. Кроме того, в когнитивной культурологии действительно отражается трансдисциплинарный характер исследования, поскольку здесь учитываются именно те теоретические точки зрения на объект, которые являются существенными в непосредственной социально-культурной и социально-экономической деятельности.
В рамках данной работы методология определяла и семантическое содержание функциональных понятий как инструментов анализа и синтеза теоретической социально-философской модели социальной реальности.
В разделе, исследующем основные факторы культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами, предложена методика формирования эвристического поискового запроса через теоретический социально-культурологический фильтр темпорально-континуальной рефлексии. Осознание пространственных и временных отличий культур должно, по замыслу поискового запроса, показать особенности управленческих средств и особенности культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами.
В данном случае нормы и ценности понимаются в рамках реалистической парадигмы, представленной Э. Дюркгеймом, как объективное, независимое от составляющих общество индивидов существование нормативно-ценностной сферы, имеющей предписывающий и обязательный характер по отношению к индивидам.
Создание целостного представления о существующих культурных ограничениях в управлении социально-экономическими процессами было осуществлено с привлечением теории и методологии со-циального конструктивизма , который неизбежно отражает особенности современной глобальной цивилизации и тем самым приближает исследование к методологическому требованию соответствия метода своему предмету. В качестве общего парадигмального инструмента понимания в исследовании были использованы теоретические наработки теории и методологии трансдисциплинарности . В пользу выбора данной парадигмы послужил, во-первых, ее комплексный характер, во-вторых, использование ею последних методологических разработок в области социально-гуманитарных наук.
В качестве конкретных методологических инструментов были использованы результаты кросскультурных исследований Г. Хофштеде, компаративистский анализ управленческой культуры, вторичный анализ результатов опросов и экспертных оценок.
Тезисы новизны диссертационного исследования. Научная новизна исследования заключается в отмечаемых в тексте работы неотрефлексированных ранее в социальной философии способах разработки и реализации культурных возможностей управления социально-экономической действительностью в рамках той или иной культуры. Предложена альтернативная концепция преодоления культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами через построение частных, отрефлексированных посредством социально-философских категорий, маркетинговых и рекламных моделей социума и культуры. Данные предложения основываются на компаративистском и системном анализе социаль-
См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Akademia -Центр, 1995.
См.: Киященко Л. П. Опыт философии трансдисциплинарности («казус биоэтика») // Вопросы философии. 2005. № 8. С. 105-117; Она же. Феномен трансдисциплинарности: опыт философского анализа. М.: Институт философии РАН, 2006; Киященко Л. П., Моисеев В. И. Философия трансдисциплинарности. М.: Институт философии РАН, 2009; Гребенщикова Е. Г. Трансдисциплинарная парадигма: наука - инновации - общество. М.: Либроком, 2011.
но-экономической политики различных культур. При проведении теоретических исследований были получены следующие выводы:
-
Выявлены и показаны основные подходы к изучению культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами в западной и отечественной социальной философии. Вскрыты основные лакуны в исследовании культурных ограничений как одного из аспектов культурной безопасности в отношениях; в частности, показана слабая теоретическая социально-философская разработанность в области культурных ограничений в управлении какими-либо социальными или экономическими процессами.
-
Предложен в качестве рабочего концептуально нагруженного метода исследования культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами авторский теоретико-методологический конструкт. В качестве базового парадигмального средства разработки авторского теоретико-методологического конструкта взят транс дисциплинарный подход к анализу сложных социально-гуманитарных явлений, включающий в себя использование результатов и методов частных дисциплин.
-
Раскрыты основные факторы актуализации культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами. Показано, что особую сложность и важность для конструирования культурных ограничений имеют такие факторы, как фактор социального времени и пространства, религиозно-идеологические факторы, а также комплексный фактор, включающий в себя неформа-лизуемые средствами конкретных социально-гуманитарных наук, но поддающиеся понимающей социально-философской рефлексии элементы культурного бытия - когнитивные факторы или формы культуры.
-
Показаны общие глобальные тенденции предупреждения и преодоления возможных культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами. Доказано, что качество отношений национальной культуры и современных социально-
экономических процессов зависит от баланса создаваемой каждой отдельной сферой потребительской стоимости продукта, оцениваемой каждым отдельным индивидом.
5. Продемонстрирована необходимость отрефлексированной категориальными средствами социальной философии разработки и овладения современными маркетинговыми и рекламными стратегиями преодоления культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами. Доказана возможность опера-ционализации неформализуемых культурных факторов в непосредственной маркетинговой и рекламной деятельности, понимаемой не только в качестве элемента построения тактики и стратегии корпоративной деятельности, но и в качестве одного из элементов, с необходимостью учитывающих культурную специфику пространства и времени своей деятельности.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту: 1. В работе изучена возможность применения результатов работ в сфере культурологии, антропологии, социальной философии к исследованиям в области социологии управления. В качестве аргумента подобной возможности раскрываются дополнительные эвристические возможности трансдисциплинарного подхода к изучению комплексной культурной и социально-экономической сферы. С опорой на основные подходы к изучению культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами в западной и отечественной науке вскрыты основные лакуны в исследовании культурных ограничений как одного из аспектов культурной безопасности в отношениях; в частности, раскрыта слабая теоретическая разработанность в области культурных ограничений в управлении какими-либо социальными или экономическими процессами. Раскрыта специфическая реакция современных культур на чрезмерную экспансию глобализационных социально-экономических процессов. Культура сегодня начинает включаться в общий социально-экономический процесс, который в процессе глобализации становится все более культурно специфическим,
включая в свой арсенал как количественные средства воздействия на культуру, так и специфические для каждой отдельной культуры качественные методы социально-экономического и культурного синтеза.
-
Успешно апробирован структурно-системный подход в разработке теоретико-методологического конструкта исследования предупреждения и преодоления культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами. Поскольку в качестве общей методологии избрана общая теория систем, постольку, исходя из принципа дополнительности методов и принципа соответствия метода и объекта, в качестве конкретного метода исследования избран метод социального конструктивизма в его социально-философском варианте, наиболее адекватно отражающий современную сложную глобальную социокультурную реальность. На основе методологии социального конструктивизма предложена тройная идеологическая концепция формирования образа конкретной национальной культуры на базе концепта «lego-идеологии». В качестве базового парадигмального средства разработки авторского теоретико-методологического конструкта взят трансдисциплинарный подход к анализу сложных социально-гуманитарных явлений, включающий в себя использование результатов и методов частных дисциплин.
-
Основными факторами актуализации культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами являются: темпорально-континуальные, религиозно-идеологические и когнитивно-культурные факторы. В целях формирования теоретического конструкта в работе предлагаются средства для каждого отдельного комплекса факторов. Данное предложение базируется на вероятностных социально-философских оценках социально-экономических и культурных средств их актуализации. На основе общей теории межкультурной коммуникации раскрыт феномен новых пограничных культур, возникающих в качестве эпифеноме-нальной области на границе взаимодействия двух культур или
культуры и глобальных социально-экономических процессов. Особую сложность и важность для конструирования культурных ограничений имеет возможность предупреждения вероятностных последствий взаимодействия разнородных факторов друг с другом.
-
Общими глобальными тенденциями, на основе понимания которых возможно предупреждение и преодоление вероятностных культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами, являются маркетинговые и рекламные средства. Качество отношений национальной культуры и современных социально-экономических процессов зависит от баланса создаваемой каждой отдельной сферой потребительской стоимости продукта, оцениваемой каждым отдельным индивидом. В данном случае необходимо обратить особое внимание на социально-экономическую концепцию долгосрочной стоимости, которая сегодня занимает все более значительное место в стратегических планах транснациональных компаний, в частности - все яснее прописывается в их маркетинговых планах. Именно концепция создания долгосрочной потребительской стоимости, как одна из ведущих стратегий транснациональных компаний, включает в себя учет культурных особенностей регионов, и в частности культурных ограничений и сопротивления социально-экономическим процессам.
-
В рамках социально-философского анализа культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами существует возможность операционализации неформализуемых культурных факторов в непосредственной маркетинговой и рекламной деятельности, понимаемой не только в качестве элемента построения тактики и стратегии корпоративной деятельности, но и в качестве одного из элементов, с необходимостью требующих социально-философской рефлексии и учитывающих культурную специфику пространства и времени своей деятельности.
Операционализация личностных, непроявленных структур происходит с помощью двух социально-экономических инструментов: маркетинговой стратегии компании и рекламной экспансии в
идеальную, духовную область культуры. Данные инструменты воздействия социально-экономических процессов на ту или иную специфическую культуру подразумевают знание особенностей межкультурной коммуникации, макроэкономики, культурологии, социологии и т. д., т. е. являются уникальными прикладными и практическими областями деятельности, которые включают необходимость широкого представления о специфике сфер жизни общества и культуре (эрудированность маркетолога и рекламиста как повышение стоимости их человеческого капитала) и одновременно требуют редуцирования и операционализации общих знаний до уровня конкретных инструментов социально-экономического воздействия на культуру. Это необходимо, в частности, и для преодоления культурных ограничений в управлении социально-экономическими процессами.
Прикладная значимость диссертационного исследования. Прикладная значимость работы состоит прежде всего в отрефлек-сированном и предложенном положении о возможности достижения консенсуса между социально-экономическими процессами и культурой, которая в своей основе содержит как барьерные, так и диалоговые формы реакции на чуждые инновационные вызовы. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курсов «Социальная философия», «Социология управления», «Общая социология», «Менеджмент», «Социология рекламной деятельности». Не меньшее значение имеют результаты исследования в качестве консультационного материала при проведении различных социально-экономических модернизационных и инновационных мероприятий, инициатором которых выступают органы государственной власти. Кроме указанных прикладных областей результаты исследования можно использовать как социально-философскую основу для формирования социокультурных и социально-экономических прогнозов развития регионов.
Апробация работы. Результаты исследования были изложены на региональных, международных и всероссийских научных и
научно-практических конференциях и семинарах в 2011 - 2013 гг. В частности, на: Региональной научной конференции «Путь в науку: молодые ученые об актуальных проблемах социальных и гуманитарных наук» (г. Ростов-на-До ну, 21-22 апреля 2011 г.); Международной научно-практической конференции «Социальное партнерство в России: фактор инновационного развития и общенациональной солидарности» (г. Ростов-на-До ну, 19 - 20 апреля 2012 г.).
Основные теоретические положения и практические выводы диссертационного исследования были внедрены в инновационной деятельности Южного федерального университета.
Основное содержание диссертационного исследования отражено в 6 научных публикациях, в том числе 3, в изданиях, которые входят в список ВАК Минобрнауки РФ, и составляет объем 4,0 п. л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, и заключения. Список литературы включает 345 наименовании. Общий объем диссертационного исследования - 160 страниц.