Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность Шинкаренко Кирилл Игоревич

Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность
<
Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шинкаренко Кирилл Игоревич. Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Шинкаренко Кирилл Игоревич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2010.- 192 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-12/673

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Становление социально-правового статуса женщин в традиционной соционормативнои культуре древней и средневековой Индии 21

1. Отражение социально-правового статуса индийских женщин в мифически-религиозной литературной традиции Древней Индии 21

2. Социально-правовое положение женщин в свете брахманской ортодоксальной религиозно-философской мысли 33

3. Альтернативные брахманизму религиозно-традиционные установки о социально-правовом положении женщин в интегрированных с индуизмом религиях джайнизме и буддизме 51

Глава II. Эволюция социального и правового положения женщин в колониальной Индии 59

1. Возникновение в колониальной Индии просветительского реформаторского движения против дискриминации женщин 59

2. Вторжение колониального закона в сферу брачно-семейных отношений 72

3. Развитие женского демократического движения в защиту своих прав и свобод 90

Глава III. Правовое положение женщин в суверенной Республике Индии 108

1. Конституция Индии 1950 г. о правах и свободах индийских женщин 108

2. Реализация конституционных положений о гарантиях прав и свобод индийских женщин в сфере брачно-семейных

отношений 126

3. Организационно-правовое обеспечение вовлечения женщин в сферу квалифицированного труда и политической жизни современной Индии 161

Заключение 176

Библиография 181

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования: «Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность»1 определяется обращением к целому ряду насущных вопросов современной правовой науки.

Прежде всего, это касается ценностной значимости для человечества такой правовой категории, как права человека. В последние годы в отечественном и зарубежном правоведении существенно возрос интерес к проблематике прав и свобод человека, являющихся, по единодушному признанию исследователей, «основным, системообразующим элементом в системе культуры каждого общества» , индивидуального и общественного бытия . Эта «вечная» проблема социально-культурного развития человечества прошла через тысячелетия как сложное многомерное явление, тесно связанное с генезисом самих правовых норм, в которых и отражалась концепция прав человека.

Актуальность исследования социального и правового положения женщин объясняется и тем, что «отношение к женщине, - по образному замечанию выдающегося индийского политика и общественного деятеля Дж. Неру, - это лакмусовая бумажка цивилизации. Чем лучше это отношение, тем выше уровень развития самой цивилизации»4.

Данное название отражает концептуальную тему диссертационного исследования, в котором под традиционализмом понимается социально-философская доктрина или отдельные консервативно-реакционные идеи, направленные против современного состояния культуры и общества и критикующие это состояние в связи с его отклонением от некоего реконструированного или специально сконструированного образца, который выдается за исторически изначальную, а потому идеальную социокультурную модель, сохраняемую в корпусе особого знания, чаще всего - эзотерического (См.: Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л, Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Ы. Соколова, О.В. Терещенко. Минск, 2003)

2 Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под общ. ред. Е.А. Лукашевой.
М., 2002. С. 268.

3 Права человека: учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2009. С. 12.

4 Gopal S. Jawaharlal Nehru: A Biography. Vol. I. London, 1975-1984. P. 48.

Более того, в последние годы растет число приверженцев нового междисциплинарного метода - так называемых «гендерных подходов к исследованиям» и «гендерной теории»5, - основанного на разном научном толковании двух концептуальных понятий - «пол» и «гендер». «Пол» ~ термин, обозначающий анатомо-биологические особенности людей, на основе которых они определяются как мужчины или женщины. Гендер -сложное социокультурное явление, включающее в себя различия в ролях, поведений, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, конструируемые обществом.

Автор исходит из понимания того, что «в отличие от терминов «пол» и «род» термин «гендер», не снимая и не отрицая объективных половых различий между мужчинами женщинами, делает упор на те их социальные особенности, которые возникли в результате их общественной деятельности и которые, в конечном счете, и определяют своеобразие их поведения и необходимость применения мер так называемой «позитивной дискриминации» , то есть действия которые исходят из «правового неравенства», связанного с необходимостью предоставления женщинам особых прав в связи с их физиологией и, прежде всего, с их репродуктивными функциями, с требованиями государственных гарантий их равноправия с мужчинами в получении образования, участия в квалифицированном труде и прав в экономике, политической деятельности и пр.

Особый исследовательский интерес к социально-правовому положению индийских женщин, к степени гарантии их конституционных прав и свобод, затрагивающих, в частности, их право на жизнь, свободу, человеческое достоинство, связан со многими причинами, среди которых важнейшее место занимает тот факт, что Индия - страна пережившей

5 См.: Тендерные исследования. Региональная антология исследований из восьми стран
СНГ. М., 2006; Тендерная история: Pro et contra. СПб., 2000.

6 См.: Акимова Ю.А. Конституционный принцип равноправия мужчины и женщины (на
примере законодательства РФ и ФРГ). М., 2007; Поленина СВ., Скурко Е.В. Право,
гендер и культура в условиях глобализации. М., 2009.

тысячелетия непрерывной цивилизации с ее традиционно-институализированным среди большинства религиозно-ориентированных приверженцев индуизма отношением к женщине как существу неравному, зависимому материально и духовно от мужчины в семье и обществе.

Индия входит в число наиболее динамично развивающихся стран мира, в которых, однако, не преодолено действие архаичных антигуманных обычаев и обыкновений, препятствующих действенному осуществлению гарантий прав и свобод «слабых слоев населения» (по официальной терминологии), к числу которых Конституцией Индии 1950 г. были отнесены наиболее обездоленные представители так называемых «неприкасаемых» каст (ныне называемых «зарегистрированными»), а также женщины и дети.

Актуальность диссертационного исследования определяется и его новизной, которая определяется как выбором темы, так и подходом к ее рассмотрению, представляя собой первое в отечественной историографии монографическое комплексное историко-правовое исследование социально-правового положения женщин в Индии, проведенное с широким привлечением цивилизационного метода.

Объектом диссертационного исследования является историко-теоретическая концепция социально-правового положения женщин Индии.

Предметом диссертационного исследования является религиозно-философская литература, законодательство и другие нормативные материалы, касающиеся объективных предпосылок, условий и закономерностей становления и развития правового статуса индийских женщин, гарантий их прав и свобод. Вышеуказанный предмет исследования определил основные направления поисков, имеющих как теоретическое, так и практическое значение.

Главной целью исследования является выявление исторической взаимосвязи, преемственности основных этапов становления и развития института прав и свобод индийских женщин на фоне историко-правового развития индийского общества и поэтапной модернизации традиционной

правовой культуры страны, затрагивающей, прежде всего, наиболее традиционно-стойкую сферу брачно-семейных отношений, являющуюся «стержневой», конституирующей отраслью традиционной правовой системы страны; а также выяснение исходных отправных моментов института прав и свобод индийских женщин в его генезисе и последующем развитии в рамках традиционной соционормативной культуры, без которых невозможно создать адекватное представление о современном состоянии правового положения женщин в суверенной Республике Индии.

В соответствии с целью определяются и основные задачи исследования:

провести историко-правовой анализ содержания древнеиндийских мифов, древневедической литературы с целью выявления особенностей социально-правового положения индийских женщин;

рассмотреть на основе анализа брахманских компиляций жанра смрити -дхармасутр и дхармашастр с их средневековыми комментариями - процесс формирования фактического социально-правового положения индийских женщин, те материальные и духовные факторы, которые повлияли на закрепление ее бесправного, зависимого положения в обществе и семье, ставшего на протяжении веков характерной чертой традиционной соционормативной культуры страны, основанной, в значительной степени, на догматах религии индуизма;

определить роль и значение в изменении социально-правового положения индийских женщин социокультурного феномена религиозно-реформаторского движения, возникшего в среде европейски образованного среднего класса индийцев, а также роль первых религиозно-реформаторских организаций в изменении социально-правового положения индийских женщин;

- выявить политико-правовые установки, направленные на радикальное
изменение социального и правового положения женщин в суверенной
Республике Индии, проанализировать те основные положения Конституции,

которые нашли свое закрепление в разделе о правах и свободах всех индийцев, и выявить те ее положения, которые были продиктованы необходимостью так называемой «позитивной дискриминации» слабых слоев общества (по терминологии Конституции Индии 1950 г.), в частности, индийских женщин;

отследить основные изменения правового положения женщин в индусской семье, произошедшие в результате систематизации реформированного персонального религиозного права и общеиндийского законодательства;

рассмотреть и определить особую значимость новейшего законодательства рубежа 1970-х - 1980-х годов XX в., связанного с политикой независимого государства, направленной на радикальное искоренение консервативно-реакционных антигуманных архаических обычаев и обыкновений, действие которых продолжается и в современной Индии.

Основой диссертационного исследования послужили тексты священных книг древней и средневековой Индии (Веды, Упанишады, памятники литературно-брахманского жанра - дхармасутры и дхармашастры (смрити), их комментаторская литература, а также имеющие большое ценностное значение памятники индийского эпоса - «Рамаяна» и «Махабхарата»), колониальное законодательство и другие нормативно-правовые материалы колониальной администрации, касающиеся «половинчатого», формально-демократического изменения социально-правового положения женщины-индуски в обществе и семье. Особое внимание было уделено законодательству суверенной Республики Индии: Конституции 1950 г., нормативно-правовым актам, кодифицирующим персональное религиозное право индусов, а также законам, закрепляющим гарантии прав и свобод индийских женщин, направленных на искоренение действующих до настоящего времени архаичных обычаев и обыкновений, затрагивающих их право на жизнь, здоровье и человеческое достоинство. В исследовании широко привлекаются сведения официальных парламентских дебатов, данные официальных отчетов правительственных органов и

общественных правозащитных организаций, программные документы политических партий и пр: При этом широко привлекались и сведения из автобиографических работ известных общественных и политических деятелей Индии (М.К. Ганди, Дж. Неру, Б.Р. Амбедкара, И. Ганди, А.Б. Ваджпаи и др.); в исследовании новейших источников права автор основывался на трудах современных индийских юристов, составляющих обширные комментарии действующего в стране законодательства, среди которых необходимо отметить фундаментальную работу А. Мукерджи «Брак, раздельное проживание и развод»7, а также многостраничное издание Уголовного кодекса Индии 1862 г. с его последними изменениями и комментариями8.

Говоря о степени научной разработанности темы, следует отметить, что проблема социально-правового положения женщин в Индии стала затрагиваться в трудах историков и востоковедов начиная с XIX в. К сожалению, первая историко-правовая работа, посвященная правовому положению женщин, вышедшая из-под пера профессора Харьковского университета А.Н. Стоянова9, осталась нам недоступной. В советский период в работах исследователей в рамках господствовавших в то время установок исторического материализма и формационной теории основной упор делался на анализ социально-экономического положения женщин Индии, на их вклад в национально-освободительное движение против колониальных властей10. Задачи комплексного исследования вопросов социально-правового положения женщин Индии, в частности, эволюции института прав и свобод индийских женщин, действенных гарантий их реализации, борьбы с пережившим века, консервативным традиционализмом практически не ставились в полном объеме или же затрагивались косвенным образом

7 Mookerjee A. Marriage, Separation and Divorce, 3rd ed. Calcutta, 2002.

8 Indian Penal Code. 28th edition. Bombay, 1999.

9 Стоянов А.Н. Семья, брак и юридическое положение женщины по законодательным
памятникам Индии. Этюд по истории законодательств. Харьков, 1885.

10 См.: Салимова Ф.С. Женщины независимой Индии (1947-1970). М., 1974.; Юрлова Е.С.
Социальное положение женщин и женское движение в Индии. М., 1982.

применительно к положению женщин в браке и семье и их участию в трудовой деятельности.

Начиная со второй половины XX в., благодаря активизации востоковедческих и индологических исследований в нашей стране, проблемы социального положения женщин в Древней Индии стали предметом особого рассмотрения российских ученых-индологов и лингвистов-санскритологов в связи с анализом литературных, философско-религиозных и правовых памятников страны, в числе которых следует отметить труды А.А. Вигасина, A.M. Самозванцева, А.А. Куценкова, Г.Г. Котовского, Т.Я. Елизаренковой, А.Я, Сыркина, И.П. Глушковой, М.Ф. Альбедиль, Е.Ю. Ваниной, Н.Н. Гусевой и др. Лингвистический и историко-культурный анализ важнейших памятников древнеиндийского права приведен в книгах А.А. Вигасина и A.M. Самозванцева «Артхашастра: проблемы социальной структуры и права»11 и «Правовой текст дхармашастры»12. Первой попыткой дать очерк, положения женщины в Древней Индии на основе обращения к текстам древнеиндийских мифов, эпических поэм и священных книг индуизма стала статья А.А. Вигасина в книге Е. Вардимана «Женщина в древнем мире» . Значительным вкладом в освещение этих вопросов стал выход в 1996 г. коллективного труда «Индийская жена: исследования, эссе»14, куда вошли статьи известных отечественных ученых-индологов о традиционном и современном социальном положении индийских женщин, написанные на основе литературных источников древней, средневековой и современной Индии, биографий знаменитых женщин, вероучительных доктрин различных индийских религий.

В 90-е гг. социальное положение индийских женщин рассматривалось учеными-индологами в основном в статьях, публикуемых в научных

11 Вигасин А.А., Самозванцев A.M. Артхашастра: проблемы социальной структуры и
права. М., 1984.

12 Самозванценв A.M. Правовой текст дхармашастры. М., 1991.

13 Вигасин А.А. Женщина в Древней Индии // Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М.,
1990.

14 Индийская жена: исследования, эссе. М., 1996.

журналах . Большой раздел, посвященный социально-экономическому положению женщин в современной Республике Индии, включен в справочное издание «Индия сегодня»16, подготовленное коллективом автором института Востоковедения РАН.

Если говорить о теоретике- и историко-правовом аспекте исследования данной проблемы на основе цивилизационного метода, в том числе обосновании его применения при рассмотрении проблем прав человека, истории государства и права, в том числе и проблем социально-правового положения женщин в современном мире, то следует отметить прежде всего труды отечественных и зарубежных специалистов в области теории и истории права, прав человека, тендерной теории: Н.А. Крашенинниковой, Е.А. Лукашевой, Г.И. Мальцева, М.Н. Марченко, Г.И. Муромцева, СВ. Полениной, В.Е. Чиркина, A.M. Лушникова, М.В. Лушниковой, Е.В. Скурко, Н.Н. Тарусиной и др.

Непосредственное влияние на отправные положения и методы исследования настоящей работы оказали исследования, проведенные членом-

корреспондентом РАН Е.А. Лукашевой в книгах «Права человека» , «Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение» 8 и других ведущих ученых-правоведов, в частности, Г.И. Муромцева, отраженные в коллективной монографиии «Право и культура»19, а также историко-правовые исследования традиционной индийской правовой культуры, проведенные Н.А. Крашенинниковой в книгах «Индусское право:

15 См., например: Юрлова Е.С. Женщина в индийской семье // Этнографическое
обозрение. М., 1999. № 1; Смирнова Н.В. Положение женщины в Древней Индии //
Тендерная история: Pro et contra. СПб., 2000.

16 Индия сегодня. Справочно-аналитическое издание. М., 2005.

17 Права человека: учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2009.

18 Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М.,
2009.

19 Право и кульутра. М., 2002.

история и современность» , «Правовая культура современной Индии: инновационные и традиционные черты»21.

За рубежом проблема социально-правового положения женщин затрагивалась в ряде работ как европейских, так и индийских авторов, в числе которых можно назвать А. Альтекара, Д. Муллу, Д.Деретта, П. Дивана, К. Роя, Дж. Форбс, М. Кришнарадж, Г. Муршида и др. Первые книги, посвященные социальному положению женщины в традиционном персональном индусском праве, выходили из-под пера известных индийских женщин-реформаторов конца XIX - начала XX в. Широкую известность, в частности, приобрела книга Пандиты Рамабаи «Высококастовые женщины-индуски», вышедшая в 1887 г22.

Большой общественный резонанс получила книга американской писательницы Кэтрин Майо «Мать Индия»23 (1927 г.), написанная на основании личных впечатлений от путешествий по Индии и знакомства с представительницами различных каст и социальных слоев страны. Серьезной попыткой краткого научного анализа социального положения женщин в Индии стала статья индийского ученого-санскритолога - д-ра А.С. Альтекара - «Положение женщины в индусской цивилизации с древнейших времен до наших дней» (1938 г.)24. После получения Индией независимости исследования в сфере социально-правового положения женщины стали появляться с завидной регулярностью. К числу наиболее фундаментальных работ этого периода относятся труды известных ученых Д. Муллы «Принципы индусского права»25 и Д. Деретта «Индусское право в прошлом и настоящем»26.

Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М., 1982.

21 Крашенинникова Н.А. Правовая культура современной Индии: инновационные и
традиционные черты. М., 2009.

22 Ramabai P. High-Caste Hindu Women. Calcutta, 1887.

23 Mayo К. Mother India. New York, 1928.

24 Altekar A.S. The Position of Women in Hindu Civilization: Retrospect and Prospect // Roy K.
Women in Early Indian Societies. New Delhi, 2005.

25 Mulla D.F. Principles of Hindu Law. Bombay, 1959.

26 Derett D. Hindu Law: Past and Present. Calcutta, 1957.

Особое общественное и политическое внимание к «женскому вопросу» в независимой Индии привело к появлению ряда исследований на заданную тему разной степени научности: среди них встречались как сугубо публицистические произведения, так и компилятивные труды, обобщающие литературные упоминания о женщинах в древней и средневековой литературе, что не исключало появления и ряда обоснованных научных исследований, проведенных с учетом последних достижений исторической науки. К их числу можно отнести работы историка Г. Муршида «Сопротивляющиеся дебютантки: ответ бенгальских женщин на модернизацию», 1983; книгу Дж.Форбс «Женщины в современной Индии», вышедшую в серии «Новая кембриджская история Индии» в 2004 г.; сборник статей под редакцией К. Роя «Женщины в ранних индийских обществах», 2005 г. и др.

Методологическую основу исследования составляют как философские общенаучные методы познания: логический анализ, синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстрагирование, а также методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному) и системно-структурный. Среди специальных (частнонаучных) методов познания в исследовании используются историко-правовой метод и метод сравнительно-правового анализа. Основополагающим же методом настоящего диссертационного исследования стал цивилизационный, пользующийся все более широким распространением в отечественном обществоведении, в частности, в правоведении, который дает возможность более глубокого понимания правовых явлений, а также перемещает центр внимания исследователя на «человеческое измерение» права, на мировоззрение человека, его культурные, религиозно-философские установки, систему ценностных ориентации, формирующихся в течение

длительного исторического развития в мире и обществе и оказывающих непосредственное влияние на его поведение27.

Теоретической основой исследования стал ряд концептуальных положений и теоретико-идейных установок отечественных теоретиков и историков права. Автор при исследовании дискуссионного понятия «правовая культура» основывается в частности на идее проф. Г.И. Муромцева, совмещающего понятие «правовая культура» с понятием «правовая система», которое «в теоретическом плане отражает развитие системных представлений о праве, выступает как наиболее высокий абстрактный уровень системности права»28. При этом используется определение «правовой культуры», сформулированное проф. Н.А. Крашенинниковой в ее статье «К вопросу о методологии изучения истории права» как «системы исторически складывавшихся правовых традиций, убеждений, ценностей, идей; установок практического правомерного поведения, обеспечивающего воспроизводство правовой жизни общества на основе преемственности»29. Применительно к рассмотрению института прав и свобод индийских женщин в диссертационном исследовании автор основывался на теоретическом положении проф. Е.А. Лукашевой о том, что «самое важное в праве - это права и обязанности участников общественных отношений...Они выражали представления, в которых реализовывались «божественные предписания», определявшие взаимоотношения индивидов в обществе, круг прав и обязанностей различных категорий населения» , а также на ее обоснованном теоретическом выводе о том, что права человека изначально имели нравственно-этическое, духовно-культурное и религиозное наполнение»31 и утверждении проф. В.Е Чиркина, что «правовой статус

27 Крашенинникова Н.А. Правовая культура современной Индии: инновационные и
традиционные черты. М., 2009. С. 5.

28 Право и культура. М., 2002. С. 65.

29 Крашенинникова Н.А. К вопросу о методологии изучения истории права // Вестник
МГУ. Серия 11. Право. 2007. №6. С. 11.

30 Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М.,
2009. С. 44.

31 Права человека: учебник / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М, 2009. С. 24.

человека в традиционных обществах зачастую трудно отделим от иных параметров и больше определяется другими социальными нормами, например, обычаями или принадлежностью к определенному вероисповеданию, чем правом»32.

Среди основных положений, используемых в данной работе, следует назвать концепцию проф. М.Н. Марченко, что «формально-юридическая фиксация тех или иных прав и свобод, соотносящихся с определенной общественно-экономической формацией или цивилизацией, именуемая в отечественной юридической литературе «принятием» или «возникновением» данных феноменов, - это, как представляется, всего лишь заключительная стадия, завершение процесса их формирования, но отнюдь не весь процесс, который может начинаться в одной формации или цивилизации, а заканчиваться в другой, более поздней формации или цивилизации»33.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Положения и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке монографий, научных публикаций, касающихся дальнейшего развития теории прав человека, цивилизационного подхода в историко-правовых исследованиях, тендерной теории. Материалы диссертации также могут быть полезны для целей преподавания в юридических вузах в рамках курсов по истории и теории государства и права зарубежных стран, о правах человека и пр.

Основные положения, выносимые на защиту:

В диссертации предложена и обоснована схема изменений социально-правового положения индийских женщин в рамках трех условно выделяемых временных периодов:

32 Чиркин В.Е. Современные цивилизации и статус человека // Всеобщая декларация прав
человека: универсализм и многообразие опытов. М., 2009. С. 177.

33 Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права. Т.1. Государство. М.,
2007. С. 612-613.

  1. первый период связан со становлением и институционным оформлением в древнеиндийской религии и в массовом религиозно-традиционном мировоззрении нормативно-ценностных установок о социальном неравенстве женщин с мужчинами, институализированное неравноправие которых нашло отражение, в частности, в формирующемся так называемом «классическом религиозном индусском праве». Именно в этот период происходит вычленение семьи и брака в качестве одного из важнейших объектов социальной регуляции в ведической литературе жанра дхармашастр, с представлениями о должном поведении индийской женщины в семье и обществе;

  2. второй период связан с началом позитивных, но непоследовательных изменений в социально-правовом статусе индийских женщин, обусловленных отходом колониальных властей от политики «религиозного нейтралитета», и созданием под воздействием английского права так называемого религиозного персонального «англо-индусского права»;

  3. третий, самый законодательно насыщенный период, связан, прежде всего, с принятием Конституции Индии 1950 г. и закреплением принципа формального равенства всего населения страны, а также создания системы государственных гарантий осуществления прав и свобод каждого гражданина, касающееся, прежде всего, так называемых «слабых слоев индийского общества» (к числу которых Конституцией Индии 1950 г. были отнесены наряду с представителями «неприкасаемых» каст, женщины и дети).

На защиту выносятся и другие аргументировано-обоснованные положения: Первые мифические сведения о высоком социально-правовом положении женщины на ранних этапах становления

древнеиндийского общества, предположительно, были обусловлены в значительной мере той ролью, которую играла женщина как помощница мужчины в военных походах ариев в Индию и управительница домашним хозяйством. Утверждение женского институализированного неравенства в значительной мере было обусловлено религиозным фактором: созданием варновой системы, закреплением за мужчинами-брахманами роли толкователей индуизма, знатоков ритуала жертвоприношений и, вместе с тем, приниженного, зависимо-неравноправного, положения женщины в древнеиндийском обществе и формирующейся патриархальной семье. Этот процесс был тесно связан с общими закономерностями исторического развития древнеиндийского общества: переходом к оседлости, складыванием института большой патриархальной семьи, оформлением эндогамной варно-кастовой и экзогамной готровой (родовой) систем с их брачными ограничениями, закреплением основополагающих религиозных основ индуизма - закона кармы, дхармы, ашрамы, - формированием вневарновых ритуально нечистых34 каст так называемых «неприкасаемых», отводящих брахману как религиозному учителю дваждырожденных огромную роль в соблюдении правил ритуальной чистоты. Религиозно-ритуальное неравенство, будучи одним из самым значимых и определяющих в традиционном древнеиндийском обществе, как следствие, повлекло за собой утверждение зависимого социально-правового положения женщин, достигшего наряду с неравенством экономическим «кульминации» в эпоху оформления религиозной системы

34 В индуизме не столько противопоставляется «нравственное» и «безнравственное», сколько «ритуально чистое» и «ритуально нечистое», с чем непосредственно связана так называемая «неприкасаемость» ряда каст.

ортодоксального брахманизма (и тесно с ним связанной системы так называемого «классического религиозного индусского права»), в котором женщине было отказано в праве считаться самостоятельной личностью, наделенной определенными правами.

Установление власти английской Ост-Индской компании и предпринимаемые ее руководством усилия по распространению европейского образования среди местных жителей в целях подготовки грамотных работников для своих нужд способствовало появлению европейски-образованного среднего класса индийцев, виднейшие представители которого, находившиеся под влиянием европейских идей гуманизма и просвещения, впервые подняли вопрос о повышении социального и правового положения женщин в индусском обществе и семье. Непосредственно под их влиянием произошел отход колониальных властей от проводимой ими политики «религиозного нейтралитета» (невмешательства) в сферу индусской религии, в том числе и в сферу действия архаичных консервативно-реакционных обычаев и обыкновений, противоречащих моральным и правовым стандартам времени.

Изменения правового положения женщин, в независимой Республике Индии определялись поэтапной модернизацией традиционной правовой культуры страны, основными вехами которой стали важнейшие «ключевые» законы, отразившие приоритетные направления правового нормотворчества, направленного на предоставление всей суммы прав и свобод каждому гражданину Республики. Первый этап был связан с принятием Конституции Индии 1950 г., которая закрепила формальные гарантии прав и свобод всех индийцев независимо от их религиозной, этнической, языковой, кастовой и др.

принадлежностей. На основе анализа положений части III Конституции, состоящей из двух разделов, - «Право на равенство» и «Право на свободу», - автором обосновывается вывод, что главной целью этих важнейших конституционных разделов стала ликвидация (при признании кастового в силу рождения деления индийцев) дискриминация «неприкасаемых» каст и племен, непосредственно затрагивающая признание прав «неприкасаемых» женщин Индии. В Конституции при этом указывалось на необходимость так называемой «позитивной дискриминации», что нашло отражение в последующем законодательстве, в частности в законах 1955 и 1976 гг. о гарантиях прав «неприкасаемых». Второй этап модернизации традиционной правовой культуры был ознаменован повышенным вниманием государства к вопросам систематизации и реформирования крайнее запутанного, обремененного массой действующих обычаев, эзотерических норм персонального религиозного брачно-семейного права, являющегося важнейшей, социально-конституирующей отраслью социальной структуры страны. Результатом работы по систематизации права, начатой еще в колониальной Индии и продолжавшейся без перерыва почти десять лет, стало принятие анализируемого в диссертации так называемого «Индусского кодекса» 1955-56 гг. - комплекса взаимосвязанных законов, ограничено реформирующих традиционное персональное религиозное право значительного числа граждан Индии, исповедующих индуизм (Закона о браке индусов 1955 г., Закона об усыновлении и содержании индусов ^ 1956 г., Закона о несовершеннолетних детях и опеке 1956 г. и Закона о наследовании индусов 1956 г.). Третий этап модернизации правовой системы страны был ознаменован вставшими перед государством проблемами социально-

правового положения индийских женщин, - он охватывает промежуток времени с 1980-х гг. до наших дней и характеризуется радикальными изменениями в законодательстве. Центральной, приобретшей важнейшее политико-правовое значение проблемой этого времени стало создание действенных гарантий прав всех индийских женщин путем модернизации не только персонального брачно-семейного, но всего общеиндийского оправа, в центр которого была поставлена задача радикального подавления антигуманных, отживших обычаев и традиций, укорененных в традиционной правовой культуре страны, ущемляющих их конституционные права. В этой связи в диссертации обосновывается идея, что проблема действенных позитивных изменений социально-правового статуса индийских женщин непосредственно зависит не только от радикальных законов, но от необходимой кропотливой непрерывной идейно-воспитательной работы среди населения, при этом особо подчеркивается необходимость повышения самосознания самих женщин, которое непосредственно зависит от их образовательного уровня, вовлечения их в сферу общественно труда и политической жизни страны.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена и выполнена на кафедре истории государства и права юридического факультета Московского Государственного Университета имени М.В. Ломоносова, где проведено ее рецензирование и обсуждение. Результаты исследования были опубликованы в виде научных статей в журнале Вестник Московского университета. Серия 11: «Право» в 2008 и 2009 г.:

1) Шинкаренко К.И. Законодательное запрещение детских браков в Индии: история вопроса // Вестник МГУ. Серия 11: «Право». 2008. №4;

2) Шинкаренко К.И. Борьба индийских реформаторов за повышение социального и правового статуса женщин в колониальной Индии // Вестник МГУ. Серия 11: «Право». 2009. №5.

Поставленной цели и задачам исследования соответствует и структура диссертации, которая состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка литературы

Отражение социально-правового статуса индийских женщин в мифически-религиозной литературной традиции Древней Индии

Индийская _ региональная цивилизация с ее уникальной соционормативной культурой - одна из «первичных цивилизаций древности», которая дожила до наших дней, сохранив основы религии индуизма, который и определил ее характерный облик и типологические черты. Непреходящие ценности этой религии, ее идеологические, религиозно-философские основы определили особый облик индийской цивилизации, сохранившейся в веках, проявляющейся в жизни индийцев, в их индивидуальном и общественном сознании. Хотя в самой Индии и представлены практически все мировые учения и религии, тем не менее, она остается по преимуществу страной индуизма, начальные этапы развития которого обычно определяется временем индоарийского завоевания Индии -II тыс. до н.э., когда кочевые племена индоариев приносят с собой собственную религию, основанную на поклонении многочисленным богам-дэвам35, которым придавались человеческие черты, приписывались человеческие поступки, чувства и образ жизни

С индоарийским завоеванием связан и начальный этап становления соционормативной культуры индуизма - ведический, который был ознаменован оформлением четырех священных книг— вед, ставших основой всей последующей ведической литературы и ведической культуры индоариев. В гимнах священных вед, прежде всего в наиболее ранней и автоzитетной из них - Ригведе , нашли свое отражение основные принципы мировоззрения индоарийского общества, которые впоследствии оказали влияние на формирование его синкретической соционормативной культуры - сюда относится и обожествление природы как единого целого без разделения на отдельных элементы, и одушевление всех вещей и явлений, с идеей о всеобщей взаимозависимости людей и богов, а также признание возможности человека воздействовать на богов посредством ритуала — жертвоприношения. Это и идеи о единых нормах, регулирующих поведения всего сущего, которые станут впоследствии прообразом концепции дхармы как основополагающего принципа мироздания, единого вселенского закона, о варно-кастовом делении индийского общества издревле выступавшим как основополагающая отличительная черта всей индийской цивилизации в целом, придавая ей своеобразие в сравнении со многими синхронными ей обществами и цивилизациями. Его по праву можно назвать «одной из важнейших черт индийского бытия, доминирующей и в идеологии, и в социальной и культурной практике»

Высокий уровень этических представлений, достигнутый индоарийским обществом, демонстрирует свадебный гимн Ригведы, строки которого позволяют сделать вывод о довольно высоком статусе индоарийской женщины в ведическую эпоху. Свадебный гимн, описывающий женитьбу солнечного бога Сурьи и богини Сомы, являвшейся олицетворением пьянящего напитка, свидетельствует о божественном происхождении самого института брака в индоарийском обществе . Гимн состоит из двух частей - в первой части дается изображение идеальной, «модельной» свадебной церемонии, представленной как бракосочетание бога Сурьи с Сомой, вторая часть гимна представляет собой собрание священных формул, произносимых в разные моменты брачной церемонии. Уже в этом раннем гимне нашли свое отражение сохранившиеся вплоть до нашего времени характерные традиционные черты индусской религиозной брачной церемонии, в ходе-которой жених берет невесту за руку и обводит ее вокруг священного огня . По прибытии в новый дом невесту приветствуют пожеланиями здоровья и потомства, побуждают ее внимательно заботиться о ее новом доме, при этом завершающие слова свадебного гимна произносит сам муж, призывая на невесту благословение бога Индры и побуждая ее пользоваться правами хозяйки в доме, обращаясь к ней следующими словами: «Сделай ты ее, о милостивый Индра, богатой прекрасными сыновьями, очень счастливой! Вложи в нее десять сыновей!»

Другой гимн Ригведы «рисует» нам совсем иной образ женщины -властной, волевой личности, предпринимающей все усилия (в том числе магические) для завоевания полного контроля над мужем и его родственниками, устранения всех возможных соперниц: «Там взошло солнце - тут взошло мое счастье. Ведь я, умная, мужа покорила, покорительница. Я - знамя, я - глава, я грозная, за мной последнее слово. Только мою волю, покорившей (его жены) муж должен исполнять.. .»

Социально-правовое положение женщин в свете брахманской ортодоксальной религиозно-философской мысли

Во второй половине I тыс. до н.э. в развитии древнеиндийской цивилизации наступают значительные перемены как в социальной, так и в духовной сфере. К этому времени завершается процесс индоарийского завоевания речных долин Северной Индии, в результате которого возникают многочисленные раннегосударственные образования, ведущие между собой ожесточенную борьбу за политическое верховенство78. В духовной сфере указанная эпоха характеризуется сочетанием двух разновекторных процессов: «арианизации»79 коренного населения Индийского континента и «индианизации» самого индоарийского общества, которая была связана с тесным взаимодействием культурно-религиозных традиций победителей и побежденных .

В конце I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. решающе значение приобретает и внешнеполитический фактор вмешательства извне - целые территории Северной Индии неоднократно подпадают под господство иноземных завоевателей, следствием которого стала интенсификация взаимовлияния различных культур, в ходе которого индийской цивилизации пришлось «отстаивать» свои позиции путем определенной «консервации», усиления охраны традиционно-цивилизационных черт и институтов, препятствующих «растворению» древнеиндийской культуры в культуре завоевателей. Прямым следствием этого, по мнению некоторых исследователей, и стало усиление брахманской ортодоксии, так как не кто иной, как брахман выступал в данной ситуации «хранителем» исконных традиций, ценностей и идеалов древнеиндийской цивилизации81. Указанные изменения общественной и политической жизни непосредственно затронули статус высшей жреческой варны, которая превращается в надсословно-кастовую общность, выполняющую особую «гиперсоциальную» функцию воспитания всего сообщества «дваждырожденных» в духе неукоснительного следования дхарме и хранителя священного знания и традиций. С предписанной обществом ролью брахмана как воспитателя, учителя, связано и особое развитие в Индии на протяжении веков института гуру, т.е. традиционного наставничества в отношениях «гуру» (учителя) и «чела» (ученика), который по традиции должен был отдавать своему брахманскому наставнику «там», «ман» и «дхан», т.е «тело», «душу» и «достояние», беспрекословно подчиняясь его воле83. По словам известного американского социолога Т. Парсонса «Индия всегда была страной не власти, но влияния», т.е. исключительного авторитета именно религиозного учителя-брахмана как хранителя и ретранслятора культурных традиций и ценностей общества . Закрепление за варной брахманов роли хранителей и блюстителей дхармы, дхармического поведения способствовало распространению брахманского идеала социального поведения в качестве всеобщего образца и мерила «праведности» - или такого поведения «дваждырожденных», которое в наибольшей степени соответствовало брахманским идеалам и образу жизни

самой варны брахманов и прежде всего определенным идеолого-религиозным воззрениям, касающимся положения и поведения женщин в обществе, определяющим главный ритуально-престижный статус касты, семьи, человека.

В указанный период происходят и другие значительные перемены в социальной структуре древнеиндийского общества, отразившиеся на положении женщин. Переход к оседлой жизни с земледельческим трудом, - интенсивное развитее городской жизни потребовали значительной перестройки самой социальной структуры, перераспределения ролей в семье. Указанные причины породили и два важнейших института традиционной правовой культуры, сохраняющих свое значение вплоть до сегодняшнего дня - институт касты и большой неразделенной патриархальной семьи.

В отличие от древнего варнового деления, каста вплоть до настоящего времени является «структурообразующей основой социальной организации индийского общества». По определению отечественного индолога М.К. Кудрявцева, каста это «социальная общность или группа в составе индийского общества, общность по рождению, наследственная, эндогамная, закрытая для проникновения посторонних, традиционно

специализирующаяся по роду хозяйственной деятельности или круг занятий с ярко выраженным кастовым самосознанием, занимающая определенное положение в сложнейшей индийской социальной иерархии, при этом общность функционирующая, т.е .взаимодействующая с другими кастами» 5. Кастовая система предстает организованной иерархической структурой, имеющей «верхние» и «нижние» социальные границы, определяемые в соответствии с доктриной ритуальной «чистоты» высших каст и существованием низших каст, традиционно считающихся «нечистыми». Иерархические отношения неравенства пронизывают всю кастовую систему сверху донизу, проникая и в рамки отдельных кастовых общностей. Дискриминация «низших» каст, кастовые различия существуют даже среди брахманских и «неприкасаемых» каст . По словам Л. Дюмона, «Индия институализировала неравенство в той же мере, в какой мы институализировали равенство. Индия... делает упор на неравенство, поскольку пути, ведущие к равенству, завершаются, по мнению индийцев, нестабильностью, конфликтами, для снятия которых необходимо установление социальных уровней» .

Возникновение в колониальной Индии просветительского реформаторского движения против дискриминации женщин

Колониализм стал знаковым этапом в истории Индийского субконтинента, который не только оказал значительное влияние на судьбы отдельных людей и индийского традиционного общества того времени, но и определил дальнейший ход истории страны, заложив основы социальной, экономической и правовой систем современной Индии. Включение Индии в процессы мирового капиталистического развития сначала как источника сырья и рынка сбыта, а позднее — в качестве неравноправного торгового партнера ведущих европейских держав способствовало началу процессов модернизации ее экономической и политической систем, постепенному изменению ее традиционной соционормативной культуры, в том числе и социально-правового статуса женщин. Несмотря на то, что первые серьезные успехи модернизации соционормативной культуры Индии относятся к XIX в. и связаны с так называемым Бенгальским Возрождением - комплексным религиозным, культурным, и социально-реформаторским движением -отдельные «ростки» будущих перемен были заложены еще на начальных этапах проникновения английской Ост-Индской компании на территорию Индийского субконтинента, когда она, после поражения войск правителя Бенгалии в битве при Плесси в 1757 г., оказалась единственным властным субъектом, распространившем свое влияние на столь большую территорию Индии. Именно к Бенгали и ее главному городу - Калькутте - постепенно перешла роль неформальной «столицы» британских владений в Индии. Установление власти англичан на большей части субконтинента повлекло за собой значительные перемены как в его социально-экономической, так и в духовной жизни целого субконтинента. Прежде всего это касалось привнесения в традиционное индийское общество чуждых ему ценностей и институтов европейской цивилизации, и, прежде всего, городской жизни и связанных с ней социальных новшеств. По замечаниям современных исследователей, традиционный Восток не знал феномена города в европейском понимании как «инкубатора» новых, буржуазных социально-экономических отношений. Город на Востоке был органически встроен в систему феодальных отношений, он был, прежде всего, местом сосредоточения управленческих функций, местом нахождения двора правителя, его армии и обслуживающего персонала, которые и являлись основными «потребителями» производимых здесь товаров и услуг. Возникновение крупных городов, построенных европейцами как центры торговли и промышленного производства с соответствующими социально-экономическими отношениями, было новым «революционным» феноменом для индийской цивилизации .

В управлении Индией значительные перемены наступают с момента назначения Уоррена Хейстингса (1773 - 1785) генерал-губернатором Бенгалии161, с именем которого связывают целую серию политико- административных реформ, призванных упорядочить управленческий аппарат Компании. Законом об управлении Индии 1773 г. " был введен пост «Генерал-губернатора в Совете», избираемого на 5-летний срок Советом директоров Ост-Индской компании, который обладал высшей законодательной властью. В 1773 г., сразу же после своего назначения на должность У. Хэйстингс провел первую в истории Британской Индии масштабную судебную реформу. В опубликованном им «Плане по осуществлению правосудия» указывалось, что во всех спорах, касающихся наследования, вступления в брак, кастовых вопросов и других религиозных институтов и норм, должны применяться «законы Корана» по отношению к мусульманам и «законы шастр» по отношению к индусам163. Неоправданное расширение сферы действия дхармашастр, ошибочно принятых англичанами за «кодексы туземного права», на значительное число населения Индийского субконтинента фактически означало признание в качестве единственно верного ортодоксально-брахманского толкования индуизма. При этом абсолютно игнорировалось действительное многообразие обычаев и традиций даже внутри самих варн и каст индусского традиционного общества.

Вместе с тем, с назначение У. Хейстингса ознаменовало собой изменение позиции британской администрации по вопросам внедрения европейского образования среди индийцев, которое первоначально было связано с необходимостью подготовки грамотных служащих административного аппарата для Ост-Индской компании, однако впоследствии оказало непосредственное влияние на процесс повышения социального и правового положения индийских женщин.

Конституция Индии 1950 г. о правах и свободах индийских женщин

Принципиально новый этап в эволюции правового положения индийских женщин был закономерно связан со становлением независимой Республики Индии в середине XX в. и развитием молодого государства по пути социального, экономического, политического и правового прогресса.

Новый виток подъема национально-освободительного движения, который привел в итоге к образованию независимой Индии, был связан с окончанием Второй мировой войны (1939-1945 гг.), в которой страна выступала на стороне Великобритании. В это время усилились выступления националистически настроенных сил в разных частях страны, забастовки рабочих и крестьянские восстания проходившие под лозунгами пересмотра существующих социально-экономических отношений в стране. Так или иначе, их лейтмотивом стал вопрос об освобождении Индии от колониальной зависимости Великобритании. Ситуация осложнялась скрытой и явной конфронтацией двух крупнейших политических организаций Индии, выражавших настроения и цели стоявших за ними религиозных общин: Индийского национального конгресса (далее - ИНК) и Мусульманской Лиги - по вопросам как будущего административно-территориального устройства Индии, так и принятия и содержания основного закона страны - Индийской Конституции.

Принципы, доктрины, основные формы этого устройства нашли свое выражение задолго до начала официальной разработки Конституции - еще в Карачинской Декларации основных прав и обязанностей, принятой на 45-й сессии ИНК в г. Карачи в 1931 г., в подготовке которой принимал деятельное участие видный деятель ИНК, выдающийся политик и борец за независимость страны Джавахарлал Неру . В числе прочих положений, Декларация впервые включала статьи, закреплявшие принцип социального и правового равенства, признания за женщинами «одинакового объема прав и обязанностей, включая право на участие в политической деятельности и ряд социально-экономических прав (курсив мой — К.Ш.)»280.

Философские взгляды на сущность и идеологию будущей Конституции, разделяемые политическим руководство страны, были также представлены в Резолюции о целях, подготовленной Дж. Неру и одобренной Учредительным собранием 22 января 1947 г., фундаментальной основой которой был пункт о том, что «...всему народу Индии (курсив мой - К.Ш.) будет обеспечена и гарантирована социальная, экономическая и политическая справедливость; равный статус, равные возможности и равенство перед законом; свобода мысли, выражения мнений, вероисповедания и культов, выбора рода занятий, свобода организаций и деятельности в рамках закона и общественной морали; Будут обеспечены необходимые гарантии для меньшинств, районов, населенных отсталыми племенами, для угнетенных и отсталых классов» . По утверждению самого Дж.Неру, вышеуказанная Резолюция была «более важным документом, чем просто резолюция. Это была декларация, выражение непреклонной решимости, торжественное обещание и обязательство» .

Созданное Учредительное собрание сразу же конституировалось как суверенное демократическое представительство, которое на основании предложенной Дж.Неру Резолюции, определило основные принципы будущей Конституции, к числу которых была отнесена «справедливость, основанная на социальном, экономическом и политическом равенстве, равенстве возможностей и равенстве перед законом; (курсив мой — К.Ш.)»283.

Непосредственное влияние на разработку и принятие будущей Конституции оказали также идеологические воззрения и представления одного из главных составителей, «архитектора Конституции» - известного политика и борца за права «неприкасаемых» Б.Р. Амбедкара. Работа над проектом Конституции предоставила Амбедкару, стороннику либеральной модернизации индийского общества, уникальную возможность закрепить в основном законе страны многие из идей, которые составляли суть его деятельности на предыдущем этапе и которые он отстаивал в своих трудах о правах человека. Прежде всего речь шла о фундаментальных принципах обустройства и лшзни человека в обществе. Так, Конституция именем народа учреждала Индию как «суверенную демократическую республику», которая обеспечивает всем ее гражданам социальную, экономическую и политическую справедливость; свободу мысли, выражения мнений, убеждений, вероисповедания, культов; равенство положения и возможностей, а также содействие распространению братства, обеспечивающего достоинство личности и единство нации2 4. Эти идеалы нашли прямое отражение в преамбуле Конституции Индии 1950 г.

Конституция независимой Индии 1950 г., учреждавшейся как суверенная, демократическая республика, формально закрепила построенную по западным моделям парламентскую демократию, признала высшей ценностью гражданина, его права и свободы, и следующие из этого социальное равенство всех социальных групп.

Похожие диссертации на Правовое положение женщин в Индии: традиционализм и современность