Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Женский вопрос в тувинской народной республике (1921-1944 гг) 31
I, Патриархальные традиции ламаистской Тувы и общественное положение женщин до революции 1921 рода 31
2. Тувинская семья 46
3. Победа Народной революции и политика государства по социальному раскрепощению женщин 68
ГЛАВА II. Изменения в социальной роли женщин после вхождения тувинской народной республики в состав советского союза (1944-1970 гг.)
I, Вхождение ТНР в состав СССР и развертывание социальных преобразований в условиях Великой Отечественной войны ПО
2. Роль женского труда в сельском хозяйстве 123
3 Работа органов власти по вовлечению женщин в промышленное производство 150
Развитие женских советов в Туве: общее и особенное 168
ГЛАВА III. Социальное положение женщин и семьи в начал 1970 - середине 1980-х годов 19
1. Повышение роли женщин в системе общественного производства 194
2. Вклад женщин в развитие духовной жизни 222
3. Женщины в общественно-политической жизни 244 Стр.
ГЛАВА IV. Женщины в условиях системного кризиса, поиска путей перехода к рыночным отношениям (вторая половина 1980 - начало 1990-х годов) 283
1 Актуальные проблемы занятости женщин в условиях системного кризиса общества 283
2 Современная тувинская семья: тендерный подход 317
3. Общественно-политическая активность женщин в ходе демократизации 357
Заключение 392
Список использованных источников и литературы
- Тувинская семья
- Роль женского труда в сельском хозяйстве
- Вклад женщин в развитие духовной жизни
- Современная тувинская семья: тендерный подход
Тувинская семья
Серьезный интерес представляет появившееся на рубеже 1980-1990 годов новое направление исследований поднятой нами проблемы, по социальной психологии, избранное прежде всего Г.Г, Силла-сте. В методологическом плане важное значение имеют концептуальные подходы к оценке состояния женского вопроса в СССР, изложенные в статье Н.К. Захаровой,. А.И. Посадской, Н.М. Римашев-ской "Как мы решаем женский вопрос". Они выделяют два основных направления в нем: патриархатное и эгалитарное.
Важные проблемы подняты в сборнике статей "Женщины в общественных объединениях».3 Это первая книга, специально посвященная проблемам участия женщин в деятельности партий, общественных движениях и организациях в наше время. Благодаря написанию ее представителями самых различных специальностей: историками, экономистами, философами, политологами и общественными деятелями из многих национальных республик СССР, а затем СНГ-была использована возможность диалектического междисциплинарного комплексного подхода к рассмотрению данной проблемы, Жизнь показала, что эта проблема, как в теоретическом, так и особенно в практических планах далека от своего разрешения, Более того, на каждом новом этапе истории возникают совершенно иные ее аспекты, обусловленные состоянием и развитием общества в целом, эволюцией наций и народностей нашей страны, их самосознания, что также оказывается на положении женщины в обществе и семье.
Историографический анализ показывает, что в исследовании проблем положения женщин в обществе сделано немало. Вместе с тем многие из них изучены слабо и еще ждут своих исследователей. Поэтому разработка темы "Социальное положение женщин в Республике Тува. История и современность" является весьма актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.
До народно-демократической революции I92I г. истории Тувы как предмета научного исследования не существовало. Тувинский народ из-за отсутствия письменности не имел до этого времени описания собственной истории, и она передавалась из поколения в поколение лишь устными преданиями. Тогда было положено лишь начало собиранию материалов о прошлом народа. Это были, главным образом, книги и статьи, написанные путешеотвеЕНИками и учеными, одни из которых имели целью исследование Тувы, другие занимались этим краем / , попутно. Авторы таких сочинений - географы, геологи, этнографы, археологи - останавливались на истории Тувы, ее общества вскользь и отрывочно. Этими исследователями собраны некоторые сведения о быте семьи, народных обрядах и обычаях, запретах, касающихся женщин и т.д.
Одним из наиболее интересных и содержательных исследований истории Центральной Азии является фундаментальный труд известного историка и географа Г.Е. Грумм-Гржимайло "Западная Монголия и Урянхайский край». Собранные и изученные т данные о численности населения, кочевых хозяйствах Тувы, равно как и сведения о трудовой деятельности женщины в семье, свадебном обряде и о наследственном праве аратки доныне представляют научную ценность. Но маститый ученый не избежал и методологических ошибок. В частности, сформулированный им вывод о том, что тувинский народ «... несомненно находится на верном пути постепенного угасания», не выдержал проверки временем.
Ценный этнографический материал о тувинцах содержится в работах Е.К. Яковлева, где приводятся краткие сведения о загруженности женщины в домашнем хозяйстве, брачно-семейных отношениях. Несомненно представляет интерес для изучения истории Тувы и, в частности, вопроса о положении женщины-аратки труды Ф.Я. Кона. Вместе с тем соискатель согласен с мнением ученого В.А. Забелиной, отметившей, что в трудах дореволюционных исследователей Тувы по интересующему нас вопросу "имеются только отдельные, иногда весьма противоречивые сведения о тувинцах, их быте, положении женщины в семье и обществе». Оригинальные этнографические материалы о брачно-семейных отношениях тувинцев находим в работах Л.П. Потапова, СИ. Вайнштейна.
Роль женского труда в сельском хозяйстве
Брак у тувинцев считался обязательным для каждого человека. Старых дев (тулгуяк кадай) и старых холостяков (тулгуяк ашак) так же, как й в старину, не любили, не уважали, считали ненадежными, плохими людьми. Девушка старше лет считалась уже засидевшейся невестой. ней все чаще относились как к неполноценной, имеющей физические, нравственные или иные недостатки. Она часто становилась предметом насмешек и злословия,
Большую роль в отношении к женщине в семье играла ее способность к деторождению. Следует отметить, что в случае бездетности супружеской пары обвиняли (по невежеству) обычно женщину. По истечении года после заключения брака, при отсутствии детей, бездетная супружеская пара брала на воспитание ребенка близких одственниковв .сли ип оакой-ллиб оричине есыновление какого-нибудь ребенка не происходило, то иногда дело закав-чивалось тем, что муж возвращал свою жену ее родителям, а сам приводил другую жену.
Совершенно иным было положение беременной женщины. Ее окружали вниманием и заботой, В последние месяцы беременности ей поручали сравнительно легкую работу. В 1920-1930-е годы и в первой половине 1У4и—х — роды происходили в юрте, .Ребенка принимала опытная бабка или пожилая женщина, которая и перерезала пуповину новорожденного. Эту женщину называли кырган-авай, и ее считали второй матерью. Как свидетельствует Ф.Я. Кон, в старое время было принято при трудных родах совершать сложные магические действия - "открывать все запоры", "развязывать все узлы" и устраивать во дворе стрельбу из За такую "медицинскую помощь", оказываемую ламами, араты должны были "дарить" скот, пушнину. А несчастные матери нередко умирали при родах. Недаром тувинская пословица гласила: "При джуте жиреет собака, при болезнях богатеет лама".
Вот как вспоминает об этом одна из первых акушерок А.Н. Торжу. Было это в конце 30-х годов, когда ее пригласили к женщине, которая не могла родить 1,5 суток. "... в юрте коптила маленькая керосиновая лампа. Тихо переговариваясь, сидели несколько пожилых женщин и двое мужчин. Рядом с кроватью, в какой-то неловкой позе, неподвижно лежала женщина в далембовом халате. Перед кроватью торчали две палки о натянутой веревкой между ними - "инструмент для родов"» - Не освободилась доченька моя. Да теперь уж поздно ... Грешно уж теперь беспокоить ее, бедную мою, - запричитала старуха, раскинув руки и не пуская к дочери.
Но выгнала всех из юрты, А через некоторое время раздался крик ребенка. Нужно было видеть радость отца и сына. Теперь и они не захотели видеть приглашенных лам. А те, как бездомные собаки, сидели далеко в лесу, ожидая угощения по случаю новорожденного, как Водится, большого праздничного тоя. Но подходить ближе к юрте не решались".2 Мы не будем останавливаться на обрядах, связанных с рождением ребенка: наречения имени, первой стрижки волос - все это подробно описано в монографии Л.П. Потапова- Целесообраз-но подчеркнуть, что большой заботоЛ тувинской семьи лыло сох-ранение здоровья ре енка. дела, это в сур ых кл матически условиях, в обстановке кочевого быта, когда семья в течение в раннем возрасте была высокой. Медецинская помощь стала оказы ваться по существу только после ариднои революции года и ьша незначительно в с лу ела развит я системы здраво охранения. Она особенно заметно улучшилась позднее, со времени вхождения Тувы в состав СССР. До этого же "медицинская помощь" у оказывалась тувинцам шаманами и ламами, поэтому среди населе у у ния широко ытовали самые невежественные представления, нелепые суеверия и предрассудки относительно причин за олевания, сглаза, а также о спосо ах охранения здоровья ре енка от злых духов и т.д. ы приведем лишь пример, ытовавше в 20-ЗО-х годах защиты от олезне матери, коршзде младенца грудью, который, кстати, дожил до сегодня. есенка в тувинских семьях кормили грудью продолжительное время, прикармливание его начиналось лишь к исходу первого и в начале второго года жизни» оэтому тувинцы очень оялись, что ы у матери не пропало молоко, что ыло у кочевников кра не опасно для жизни младенца, ведь ни о каком детском питании тогда не ыло и речи.
Вклад женщин в развитие духовной жизни
Руководствуясь директивами Коминтерна и Сиб-бюро ВКПСб), Райбюро и радикально настроенное левое крыло ТНРП выработали к 18 декабря 1928 г. политическую программу, вошедшую в историю под названием "платформа левых".1 Она состояла из II пунктов, где, в основном, содержались требования коренного пересмотра налоговой, торговой и кредитной политики, привлечения к ответственности лиц, виновных в разбазариваний средств Тувинбанка и Тувинценкоопа, а также чистки рядов партии и государственного аппарата от чуждых элементов, обновления партии и государственных организаций за счет выдвижения в них трудовых аратов, т.е. рядовых табунщиков, чабанов и т.п. граждан.
Эта платформа нашла поддержку на ХУ съезде ревсомола и П Пленуме ЦК ТНРП. В рамках ее реализации с мая по июнь 1929 г. во всех хошунах прошли так называемые "собрания классовой борьбы", на которых присутствовали как члены партии, так и беспартийные. На собраниях трудовые араты разоблачали "пробравшихся" в ТНРП эксплуататорские элементы. Чрезвычайно сложной и противоречивой была и обстановка, в которой проходила чистка и разоблачения. Дорогой ценой обошлись они тувинскому народу, В хошунах и сумонах были освобождены о руководящих постов в партии и администрации все без разбора бывшие феодалы, в том числе и те, которые приняли идеи народной революции, были образованными для своего времени людьми. Почти одновременно, в июле-сентябре 1929 г. была проведена массовая чистка партии, в результате которой из ее рядов были исключены 1090 человек, что составило почти половину (48%) ее состава (2273)- Итоги этой кампании подвел УШ съезд ТНИІ, состоявшийся в Кызыле 20 октября - 10 ноября 1929 г. Впервые на нем не было феодально-байских элементов. Из 148 его делегатов 119 были рядовыми аратами. Впервые получили делегатские мандаты 8 женщин. Влияние с севера очевидно. Но очевидна и несостоятельность крайних оценок, односторонне осуждающих или оправдывающих принятые решения.
С созданием советско-тувинского транспортного акционерного общества "Совтувтранс" (1932 г.) была начата подготовка местных работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Шоферов-тувинцев к этому времени было всего три человека. Спустя три года в перевозках почты и пассажиров было занято 89 грузовых и 32 легковых автомобилей. Писатель Кенин-Лопсан в 1975 г. поведал в газете об интересной судьбе тувинской девушки Чанга, которая решила научиться водить автомобиль и в совершенстве овладела этой нелегкой профессией.3
С развитием промышленности росла численность рабочих и работниц Тувы. Большое число тувинских женщин работало в системе потребительской кооперации, в учреждениях связи, типографии и на других предприятиях. Многие араты и аратки стали кадровыми рабочими, овладевали новыми профессиями, навыками оседлого быта. В 1940 г. в сфере общественного производства было занято уже 6II2 женщин. В том же году насчитывалось 480 пекарей, около 300 охотников из числа женщин. Расширялись традиционные для
Тувы, появлялись и новые отрасли народного хозяйства, в которых все больше применялся женский труд, осваивались новые профессии.
Наряду с разработкой конкретных задач в области хозяйственного развития страны, УІН съезд ТНРЇЇ принял и развернутую программу культурного развития. "Государственный, хозяйственный, культурный подъем Республики не может быть осуществлен, -говорилось в резолюции съезда, - без развития национальной культуры и создания родной письменности. Ввиду особой трудности и важности этой задачи съезд поручает ЦК ТНРЇЇ обратиться за соответствующей помощью в ЦК ВКП(б)11. Это была эпохальная задача, особенно если учесть, что дореволюционная отсталая, колониальная Тува не имела своей письменности. Отсутствовала элементарная медицинская помощь населению. Аратские массы не имели доступа к обучению грамоте; лишь феодалы, чиновники и ламы знали монгольское и тибетское письмо. Выход на первых порах был найден на пути обучению граждан русской и монгольской грамоте. Обращается специальное внимание на обучение грамоте женщин.
К сожалению, реальные условия, в которых набирала силу молодая тувинская демократия, не позволяли широко развернуть эту важную работу. Одной из причин, тормозящих культурное строительство в республике, было противодействие со стороны представителей феодально-теократических кругов, не заинтересованных в повышений культуры и образованности своего народа. Другой причиной, как об этом свидетельствует распределение бюджетных средств, является та, что финансирование культуры на первых порах осуществлялось по нищенскому остаточному принципу.
Современная тувинская семья: тендерный подход
Постепенно налаживалось и общественное питание, облегчавшее труд женщин в семье. В деревнях открывались постоянные и передвижные столовые, а во время сева большое количество их создавалось на полевых станах. Организация столовых и детских учреждений снимала о женщин часть забот по бесконечному ведению домашнего хозяйства и уходу за детьми. Для работы в новой сфере - детских учреждениях и пунктах общественного питания -понадобились умелые организаторы и рабочая сила. На ату работу, близкую к их естественной, материнской функции, женщины шли более охотно.
Постепенно, с развитием колхозов, внедрением техники в сельскохозяйственное производство расширялась сфера применения женского труда в нем. Женщины овладевали различными новыми сельскохозяйственными профессиями. За период с 1957 по 1959 гг. по Тувинской республике число женщин-специалистов сельского хозяйства: агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей, лесоводов с высшим образованием увеличилось с 80 до 101, а со средним специальным образованием о 121 до 185 человек.2 К 1970 г., по сравнению о 1959 ту число таких специалистов выросло в 2 раза, а со средним специальным образованием в-2,2 раза.3 Но при этом выдвижение грамотных и энергичных женщин на руководящую работу было редким явлением,
Подготовка кадров массовой квалификации, а также работа по выдвижению женщин на руководящую работу вое еще находилась в неудовлетворительном ооотоянии. В области не было ни одной женщины на посту председателя райисполкома и председателя колхоза. Известен такой характерный пример пренебрежительного отношения властей предержащих к женщинам-работницам: летом 1953 г. Эрзинокий райком партии подобрал на курсы трактористов группу колхозников, в том числе трех женщин, Узнав об этом, бывший замполит, а затем секретарь парторганизации МТС Сыгырта, заявил: "Направляйте на курсы трактористов только не военнообязанных и женщин, которые не рожают". Райком партии выполнил это указание-т
Выдвижению женщин мешали и проявления феодально-байского отношения к ним даже со стороны отдельных руководящих ра-ботников, пример которых был, конечно, заразителен. Так, заместитель председателя Тоджинского райисполкома Кысыгбай часто избивал свою жену; секретарь райкома партии Благинин настолько тенденциозно подошел к разбору этого дела в партийном порядке, что заявил: «На.75% виновата жена Кысыгбая, а на 25% виноват сам Кысыгбай» Другой партийный работник, зав. отделом Тес-Хемского райкома партии Салчак, избивал жену только за то, что она участвовала в художественной само-деятельности. В целом ряде постановлений бюро обкома партии такого рода факты подвергались критике и резкому осуждению. Бесплодность этих наставлений объясняется, по мнению автора, тем, что постановления адресовались по сути только самим от которых прежде всего и зависит социальное положение женщин, почти отсутствовала (см., например, постановление бюро обкома партии от 2 ноября 1953 г. "О состоянии работы среди женщин в Тес-Хемском районе", материалы пятой областной пар - - о о, L, 2 жиинои конферХецск мт 23-25 январт 1954 г., йообановление обкома а„о,2 1956 "г юрн о кома партии от -25арн 9. с стоянии ра оты среди жкощин в Бируо-Хемчикскоя райоге" и др.). При всем этом ш-рокая реконструкция сельского хозяйства совершила настоящий пеpевopos в судьбе аратки. Участие ее в 0 щественно-производительном труде и о щественно-политичес кой жизни респу лига спосс ствовали преодолению остатков ы лого неравенства в жизни тувинско женщины. аравне с мужчи нами она становилась активной участницей общенародных процес сов. сли в г. женщины среди ра очи и служащих в народ ном хозяйстве составляли 26,6%, то в 1953 г. их удельный вес равнялся 32%, а в 1958 г. этот показатель поднялся до 44,3%.
К 1959 г. тувинское население, в том числе и женщины, труди лось во всех без исключения отраслях народного хозяйства и культуры области. К этому времени 60% всего занятого преиму щественно физическим трудом тувинского населения работало еще в традиционной сельскохозяйственной сфере,