Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-концептуальные основы исследования сущности правовой культуры: понятие и специфика наразличных этапах её цивилизационного развития 16
1.1. Категория «правовая культура»: общетеоретические и дискуссионные аспекты понимания 16
1.2. Функциональные особенности правовой культуры 44
1.3. Истоки правовой культуры России и Запада: сравнительно-исторический анализ 67
1.4. Общероссийские тенденции в развитии правовой культуры в переходный период 87
ГЛАВА 2. Значение правовой культуры в решении проблем реформирования государства на современном этапе 104
2.1. Стабилизирующая роль правовой культуры в условиях обеспечения национальной безопасности, преодоления социально-экономическогокризиса и перехода к инновационному развитию государства 104
2.2. Правокультурные ценности как средство модернизации духовной сферы и развития институтов гражданского общества в России 119
2.3. Правовая культура органов власти как важнейшее условие эффективности государственных реформ 141
ГЛАВА 3. Основные направления формирования правовой культуры, отвечающей потребностям современного общества 163
3.1. Эволюция правовой культуры России в свете глобализации 163
3.2. Правовой нигилизм и правовое воспитание в молодежной среде 178
3.3. Образование в области прав человека 195
3.4. Перспективы совершенствования правовой культуры российского общества 208
Заключение 219
Список использованных источников 224
- Функциональные особенности правовой культуры
- Общероссийские тенденции в развитии правовой культуры в переходный период
- Правокультурные ценности как средство модернизации духовной сферы и развития институтов гражданского общества в России
- Правовой нигилизм и правовое воспитание в молодежной среде
Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования. Качественное обновление российского государства на современном этапе осуществляется в форме всесторонней модернизации как совокупности нетрадиционных условий, факторов и процессов, составляющих альтернативу прошлому, в основном советскому периоду развития. Современный процесс модернизации затрагивает все сферы общественно-политической системы. Под влиянием модернизационных процессов меняется содержание правовой и духовной жизни, существенно возрастают требования, предъявляемые к уровню правовой культуры граждан. В свою очередь правовая культура общества и личности выступает фактором оптимизации государственно-правовых институтов, важным компонентом содержания политико-правовой и социальной модернизации, условием ее эффективности и результатом развития. Обновление России на принципиально новой основе напрямую связано с уровнем правовой культуры, правового сознания и правовой активности граждан.
Значимость исследования правовой культуры, ее места и роли на современном этапе обусловлена следующими причинами:
1. В настоящее время господствует традиционное, весьма вольное и избирательное отношение к законам и правовым нормам со стороны, как граждан, так и властных структур, сложившееся в России за долгий период существования приоритета государственного, общественного по отношению к личному. Реалии свидетельствуют о низком уровне правовой культуры российского социума и органов публичной власти.
2. Состояние правовой культуры является показателем степени зрелости политических и социальных институтов в конкретно-исторический период развития, а также одним из параметров всесторонней модернизации. Данный тезис в полной мере применим и к современной России. В правовой культуре зеркально отражается достигнутый государством на рубеже веков и тысячелетий уровень его цивилизационного развития.
3. Несформированность правовой культуры препятствует становлению развитого гражданского общества в России. В силу того, что исторически личность была подавлена и вытеснена на периферию социальных связей, общество не смогло выстроить эффективные экономические, правовые, политические отношения, стать действенным партнером государственной власти.
4. Процесс государственно-правового реформирования и укрепления демократических начал немыслим без соответствующего уровня правовой культуры общества в целом и каждого его члена в отдельности. Без строгого соблюдения законов всеми субъектами права, в том числе теми, кто представляет интересы публичной власти (государственной и муниципальной власти), никакие реформы осуществлены быть не могут. Высокая степень развития правовой культуры приводит к возникновению и упрочению стойкой традиции и привычки соблюдать закон как неукоснительное правило поведения цивилизованной личности. Следовательно, высокий уровень правовой культуры – основа правовой государственности.
5. Наличие системы права не обеспечивает автоматически необходимой правовой культуры общества, граждан и должностных лиц. Требуется научная система представлений о правовой культуре как интегративной характеристике правового образа жизни россиян, о путях ее формирования и перспективах развития.
Таким образом, изучение влияния правовой культуры на модернизационные процессы в России диктуется практическими потребностями развития государственно-правовой сферы и требует научного, в том числе теоретико-правового осмысления. Правовая культура становится реальным действенным инструментом социальных, политических и экономических преобразований, оказывающих существенное, даже определяющее, влияние на функционирование правовой системы российского государства и гражданского общества.
Степень научной разработанности проблемы. В рамках нового юридического мышления во второй половине ХIX в. в российском правоведении развивались многочисленные научные исследования правокультурности. В трудах дореволюционных авторов, таких как И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, М.М. Ковалевский, С.А. Котляровский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, В.С. Соловьев, П.А. Сорокин, Б.Н. Чичерин, впервые в России на повестку дня был поставлен вопрос о формировании правового сознания и правовой культуры на всеобщем уровне. Подобная трактовка вопроса созвучна современным задачам создания, обеспечения и эффективного действия демократического государства. Однако исследование отдельных аспектов не давало целостного представления о правовой культуре.
В советской юриспруденции вопросами формирования правовой и политической культуры занимались Е.В. Аграновская, Г.И. Балюк, В.И. Бегинин, Н.М. Кейзеров, В.П. Сальников и др., проблемами правосознания – А.В. Грошев, В.И. Каминская, А.Р. Ратинов, И.Е. Фарбер, В.А. Щегорцов и др., правотворчества – Г.В. Дыльнов, В.А. Шабалин и др., правового нигилизма – Н.В. Варламова, В.И. Гойман, А.В. Колесников, В.Д. Ломовский, В.А. Туманов и др. Эти исследования содержат ценные концептуальные положения для дальнейшей разработки данной темы.
В современной отечественной науке формированию и расширению представлений о правовой культуре как самостоятельном явлении посвящены труды С.С. Алексеева, А.С. Ахиезера, Г.И. Вайнштейна, А.Б. Венгерова, В.В. Ильина, В.В. Кизяковского, И.И. Кравченко, В.В. Лапкина, М.Н. Марченко, А.И. Неклессы, А.С. Панарина, Ю.С. Пивоварова, Е.А. Певцовой, А.В. Полякова, Ю.А. Сухарева, В.А. Четвернина, Н.Г. Щербины и других. Российскую цивилизационную составляющую правовой культуры раскрывает Л.С. Васильев. Проблемы социальной модернизации рассматриваются в работах Л.А. Беляева, В.В. Козловского, Н.И. Лапитта, Б. Мура, И.Б. Пржилепской, С.В. Филонова, С.Ф. Хантингтона и др.
Различные аспекты проблемы правовой культуры исследуются в работах П.П. Баранова, О.Н. Ведерниковой, А.В. Горожанина, Б.Л. Железнова, О.И. Зазнаева, Е.А. Зорченко, В.Д. Зорькина, А.С. Мордовца, Л.Д. Мостовщикова, А.П. Семитко, А.Н. Соколова, М.Х. Фарукшина, А.Д. Шахтиной, В.А. Щегорцова. Особое значение исследованию правовой культуры должностных лиц, их места и роли в механизме государственной власти придают И.А. Бачило, Л.А. Ершова, В.И. Иванов, В.В. Комлева, В.П., Курашвили, Б.М. Лазарев, А.В. Оболонский, Ю.А. Розенбаум, Ю.А. Тихомиров О.И. Цыбулевская.
Изучение правовой культуры своей страны во взаимодействии с иными правовыми культурами, используя компаративистский анализ, проводят К.В. Агроновский, В. Ансон, Г.Д. Берман, В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова, А.М. Величко, Д. П.С. Виноградова, Н.Л. Гранат, Р. Давид, С.А. Егоров, О.В. Зайчук, В.В. Колесник, Р. Кросс, А.Х. Саидов, Р. Уолкер, Л. Фридмэн и др.
В то же время в современной юридической науке еще не нашел достаточной разработки теоретический и практический опыт исследований правовой культуры в аспекте модернизации страны. Различные стороны этой многогранной проблемы проанализированы не в полной мере, фрагментарно. Недостаточно исследованы особенности и формы проявления правовой культуры в государстве переходного типа, в период трансформации постсоветского общества в контексте утверждения правовых ценностей, в условиях преодоления социально-экономического кризиса, специфика реализации правовой культуры на этапе модернизации, а также актуальные для России региональные аспекты правовой культуры. Отсутствует комплексное монографическое исследование, направленное на изучение правовой культуры в условиях модернизации России, позволяющее раскрыть её сегодняшние реалии, определить тенденции и перспективы.
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования выступают общественные отношения, детерминирующие правовую культуру как социально-правовое явление, компонент правовой системы и государственности, регулятор и катализатор протекания модернизационных процессов. Предметом исследования являются закономерности становления, противоречия и проблемы, тенденции и перспективы формирования правовой культуры в современном российском государстве, находящемся на этапе всесторонней модернизации.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в комплексном анализе функционально-содержательной значимости правовой культуры для формирования качественно новой правовой государственности и модернизации России, в разработке на этой основе научных рекомендаций по совершенствованию государственно-правовой политики в сфере развития правовой культуры общества.
Поставленная цель определяет конкретные задачи, решаемые в диссертационном исследовании:
- рассмотреть общетеоретические и дискуссионные аспекты понятия и сущности правовой культуры;
- раскрыть структуру и функции правовой культуры;
- изучить генезис и эволюцию правовой культуры России на различных этапах её цивилизационного развития в сравнительно-историческом аспекте со странами Запада;
- исследовать причины, характерные особенности и негативные последствия деформаций правовой культуры в переходный период;
- охарактеризовать стабилизирующую и «задающую» роль правовой культуры в условиях преодоления социально-экономического кризиса и перехода к инновационному развитию;
- проанализировать роль правокультурных ценностей как средства модернизации духовной сферы и развития институтов гражданского общества в России;
- рассмотреть состояние правовой культуры органов власти, в том числе правоохранительных органов, и меры по её совершенствованию для повышения эффективности государственных реформ;
- выявить проблемы, противоречия и тенденции формирования и развития правовой культуры в условиях глобализации современного мира;
- определить значение правового воспитания и образования в области прав человека в преодолении нигилистической позиции граждан;
- сформулировать пути преодоления проблем, устранения причин и противоречий, а также перспективы совершенствования правовой культуры российского общества.
Методологическая основа диссертации. Решение поставленных задач определило выбор методологии исследования. При изучении всего комплекса проблем, раскрытых в данной работе, широко использовались общенаучные, специальные и частные методы научного познания: диалектический, исторический, формально-логический подходы, приемы и способы конкретно-социологических исследований, направленные на изучение социальной обусловленности и эффективности правовой культуры. Важное место в исследовании занимает сравнительно-правовой метод. Он позволяет выявить специфику содержания правовой культуры в западноевропейской и российской правовой мысли. Немаловажное значение в выявлении и исследовании атрибутивных признаков правовой культуры в их единстве и взаимосвязи имеют системный и функционально-структурный методы. Аксиологический подход предполагает интерпретацию правовой культуры как развивающейся системы правовых ценностей (правосознание, правовая наука, законодательство, правопорядок, правовая деятельность) и позволяет проследить её связь с нравственностью членов общества, без чего правовая культура объективно невозможна.
В исследовании применены такие методы, как анализ, синтез, абстрагирование, использованы статистический, герменевтический, синергетический, деятельностный и другие подходы.
Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных авторов в области юриспруденции, культурологии, философии, политологии, социологии, работы государственных и политических деятелей, а также официальные документы государственных органов, материалы научно-практических конференций, авторефератов и диссертаций, информационные материалы.
Использованы произведения крупнейших представителей политико-правовой мысли дореволюционного и советского периодов, в которых нашли отражение различные аспекты исследуемой проблемы. Существенное влияние на понимание детерминирующей роли правовой культуры оказали новейшие разработки современных авторов - Р.С. Байниязова, Л.Т. Бакулиной, Н.Л. Гранат, В.А. Затонского, В.П. Казимирчука, З.Н. Каландаришвили, Д.А. Керимова, Е.В. Клейменовой, С.А. Комарова, В.Н. Кудрявцева, И.К. Кухарчук, Д.А. Липинского, В.П. Малахова, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, О.В. Мартышина, М.Н. Марченко, К.А. Моралёвой, Л.А. Морозовой, Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянца, Р.А. Ромашова, В.Н. Синюкова, М.Б. Смоленского, В.В. Сорокина, О.Е. Финогентовой, Г.А. Хабибуллина, Р.Л. Хачатурова и др.
Особое внимание уделено научному анализу соответствующих положений Конституции Российской Федерации, российского законодательства, государственных программ, посвященных проблемам правового образования, воспитания и формирования правовой культуры в нашей стране.
Эмпирическую основу диссертации составили положения российских и международных официальных документов (нормативных и программных), а также официальные статистические данные, результаты социологических и политологических исследований, проведенных государственными органами, средствами массовой информации, профессиональными социологическими центрами (ВЦИОМ, Левада-центр, Фонд «Общественное мнение»).
В диссертации использован 20-летний опыт педагогической деятельности автора, в том числе более 8 лет в высшей школе в сфере юриспруденции.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном системном анализе содержания и особенностей влияния правовой культуры на процессы модернизации современного российского общества.
Впервые на монографическом уровне проведено многогранное правовое исследование, раскрывающее стабилизирующую и интегрирующую роль правовой культуры в эволюции российской государственности на этапе её модернизации. Оригинальные выводы и научные рекомендации, а также предложения по совершенствованию законодательства, полученные на основе творческих изысканий автора, дополняют проблематику формирования развитого гражданского общества, построения демократического, социального, правового государства и определяют перспективы развития правовой культуры в условиях российских реформ.
Диссертантом разработана совокупность новых теоретических положений, вносящая определенный вклад в развитие доктрины о государстве и праве. Подвергнуты тщательному анализу новейшие нормативные акты и государственные программы. Основные выводы исследовательской работы отвечают наиболее актуальным потребностям современной правовой теории и практики.
В диссертации обосновываются и выносятся на защиту следующие положения:
1. Правовая культура общества представляет собой юридическую категорию, объединяющую целый комплекс элементов позитивной реальности, олицетворяющих правовые понятия и явления материальной и духовной жизни, которые находятся в состоянии непрерывного совершенствования и символизируют дальнейший прогресс в развитии правовой системы и цивилизации конкретного общества.
2. Социальные трансформации в постсоветский период проводились без учета особенностей исторических и геополитических факторов, ценностных установок, влияющих на формирование и динамику правокультурных координат россиян. В результате в настоящее время российская правовая культура являет некий «симбиоз» исконно русских правовых традиций, социалистической правовой культуры и западных правокультурных ценностей.
3. Комплексное исследование функций правовой культуры позволяет наряду с разработанными в теории отечественного права специально-юридическими функциями правовой культуры (правопреобразующая, регулятивная, аксиологическая, функция охраны прав и свобод граждан, коммуникативная, прогностическая, правосоциализаторская, функция трансляции социально-правового опыта) обосновать новые – правостабилизирующую, интегративную и международно-правовую. Появление их, на наш взгляд, обусловлено актуальными потребностями современной действительности, необходимостью обеспечения устойчивого развития государственности в условиях модернизации и нарастающих процессов глобализации современного мира.
4. Правовая культура общества олицетворяет собой феномен, обеспечивающий стабильное поступательное развитие правовой системы государства и символизирующий прогресс общественной жизни. Правовая культура в значительной степени определяет пути решения многих современных проблем (национальная безопасность, борьба с коррупцией и организованной преступностью и др.), а также судьбу социально-экономических и политико-правовых реформ эпохи модернизации.
5. Правокультурные ценности являются действенным инструментом духовной модернизации и играют доминирующую роль в развитии гражданского общества в России. Принимая во внимание исторически сформировавшиеся этнонациональные и социокультурные особенности российского правового менталитета, следует считать, что развитое гражданское общество в России может сложиться только тогда, когда с формированием среднего класса (порядка 50-60 % от общего населения) на практике будут реализованы основные параметры соответствующего ему типа правовой культуры и массового правосознания.
6. Правовую культуру органов публичной власти (государственной и муниципальной) следует рассматривать как важнейшую предпосылку всех российских реформ и преобразований, первейшее условие эффективного управления страной. Правовая культура органов власти, в том числе правоохранительной системы, должна развиваться в плане её повышения, а также совершенствования её взаимодействия с институтами гражданского общества России. В работе обосновывается целесообразность закрепления в Законе «О полиции» правокультурности как принципа деятельности полиции и отображения в нормах закона основных граней правовой культуры сотрудников органов внутренних дел.
7. В условиях глобализации правовые системы находятся в процессе динамичного культурного взаимодействия. Юридическая аккультурация в разумных пределах способствует модернизации права, обогащению правовой культуры новыми принципами и юридическими категориями. Цивилизационная принадлежность России складывается на основе особенностей развития отечественной правовой культуры и правовой культуры стран – партнеров посредством обеспечения баланса между традиционными установками и западными ценностями.
8. На общегосударственном уровне с целью развития правовой культуры следует закрепить специальные организационные правовые начала, предусматривающие создание системы всеобщего, непрерывного и последовательного правового обучения и воспитания населения, в частности:
- разработка, утверждение и реализация Концепции совершенствования гражданско-правового образования и развития правовой культуры граждан. На её основе, в рамках единого механизма, разработка федеральных и региональных целевых программ правового просвещения и повышения правовой культуры граждан и должностных лиц, финансируемых в полном объёме;
- принятие Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в области юридического образования, правового обучения и воспитания», определяющего правовые рамки создания и деятельности системы правового обучения и воспитания различных категорий лиц и учащейся молодежи, закрепляющего роль юристов в данном процессе.
Особое значение в процессе реализации государственной политики в указанной сфере целесообразно придать устранению несоответствий между нормативными декларациями и фактическим положением дел в области преподавания прав человека.
9. Повышение правовой культуры - это сложный и длительный процесс, затрагивающий все стороны общественно-политической жизни, связанный с выходом общества из состояния глубокого системного кризиса. Реализация путей решения исследуемой проблемы возможна на основе единой, последовательной, достаточно радикальной политики государства, предусматривающей систему эффективных социально-экономических, политико-правовых, организационных, административных, судебных, воспитательных, образовательных и иных мер, призванных привить уважение к закону, обеспечить положительную правовую активность и стимулировать правомерное поведение всех членов общества.
Теоретическая значимость исследования определяется его научной новизной, сформулированными выводами, рекомендациями и обобщениями, углубляющими теоретические знания по проблемам правовой культуры, правового сознания, правового воспитания. Научные положения диссертации дополняют и развивают разделы теории государства и права (правовое сознание, правовое поведение, правовое воспитание, правовая культура и др.) и перспективны при подготовке учебников и учебных пособий, в процессе преподавания учебных дисциплин, а также при разработке специального курса, посвященного проблемам правовой культуры.
Теоретико-правовой анализ содержания правовой культуры значим для оценки перспектив утверждения правокультурных ценностей и разработки стратегических и тактических моделей развития российской государственности в условиях модернизации.
Практическая значимость диссертации. Материалы исследования могут использоваться в федеральном и региональном правотворчестве. Полученные результаты могут быть востребованы в деятельности органов государственной власти, правоохранительных структур и учебных заведений при разработке программ предупреждения правонарушений, в том числе среди несовершеннолетних, повышения правовой культуры граждан и должностных лиц, в правовоспитательной деятельности, а также в целях правового просвещения населения.
Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена и одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин Калининградского юридического института МВД России.
Основные положения и выводы диссертационного исследования нашли отражение в 24 научных работах, в том числе в 2-х монографиях, учебном пособии, научных статьях, из которых 5 - в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.
Основные идеи и предложения исследования докладывались на ІІ и ІІІ межвузовских научно-практических конференциях: «Актуальные проблемы правового обеспечения оперативно-служебной деятельности органов безопасности» (Калининградский пограничный институт ФСБ РФ, 2009, 2010); на международных научно-практических конференциях: «Закон в отечественной и зарубежной правовой мысли в свете борьбы с коррупцией» (Калининградский юридический институт МВД России, 2009); «Модель общества и национальная безопасность» (Калининградский юридический институт МВД России, 2010); «Проблемы инновационного развития приморских территорий Балтийского региона» (Калининградский филиал Международного университета в Москве, 2010, 2011); «Особенности теории и практики нормативно-правового регулирования общественных отношений и правоприменения в различных правовых семьях мира в призме использования их рационального опыта в правовой системе России, в том числе в системе МВД России» (Калининградский юридический институт МВД России, 2011).
Положения диссертации используются при чтении лекционных курсов и проведении практических занятий по теории государства и права, проблемам общей теории государства и права, истории отечественного государства и права, конституционному праву в Калининградском юридическом институте МВД России, Калининградском пограничном институте ФСБ России, на юридическом факультете Калининградского филиала Международного университета в Москве, Современной гуманитарной академии, Московской финансово-юридической академии, а также в юридических вузах и вузах МВД Белоруссии, Украины, Латвии.
Структура диссертации обусловлена целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, включающих одиннадцать параграфов, заключения и библиографии.
Функциональные особенности правовой культуры
В.С. Степин, известный отечественный философ, определяет культуру следующим образом: «Культура - система исторически развивающихся надбиологиче-ских программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях» .
В «широком» смысле понятие «культура» идентифицируется с исторически изменчивой «конструкцией мира», в пределах которой эволюционирует общество, живет и созидает человек. В.М. Межуев считает: «культура - это весь мир, в котором мы обнаруживаем, находим самих себя, который заключает в себе условия и необхо-димые предпосылки нашего подлинно человеческого существования . По мнению А.Г. Спиркина, «культура - это своего рода призма, сквозь которую преломляется и высвечивается для нас все сущее»4. «Широкое» толкование понятия «культура» подразумевает исторически определенный уровень развития человека и общества, выражающийся в формах и типах организации жизнедеятельности людей, в созидаемых ими духовных и материальных ценностях. Речь идет о характеристике определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций. В этом аспекте культура являет собой неоднородный организм, одной из структурных частей которого выступает право. При этом право, являясь составной частью культуры, принципиально отличается от иных сфер культуры.
При «узком» взгляде на понятие «культура» её отождествляют с духовной сферой жизни людей либо со специфичными сферами жизнедеятельности (культура труда, художественная культура, культура быта). Культура, толкуемая в «узком» смысле, может представлять собой одну из сфер правового регулирования. Такой подход придаёт понятию права более широкий смысл, нежели понятию культуры.
О культуре можно судить не только применительно к различным сферам социальной жизни, но и в связи с разными гранями существования человека в мире. В таком контексте культура может рассматриваться применительно к социуму в целом, общественной группе или отдельной личности. Следует подчеркнуть, что именно культура помогает людям воспринимать объективную реальность в том или ином ракурсе, оценивать происходящие события тем или иным образом, поступать, так или иначе. Именно уровень культурности во многом дает возможность личности участвовать в жизни общества. По образному выражению известного американского социолога Н. Смелзера - «культура - цемент здания общественной жизни» .
Исследование показывает, что понятие культуры в культурологической и философской литературе не является чем-то незыблемым. Не выработано универсальное, сущностное определение культуры, которое получило бы общепризнанное распространение. А.Г. Спиркин допускает в этой связи лишь возможность разнообразных функциональных описаний культурной области, формулирование которых зависит от конкретных задач исследования. При этом смысловой объем искомого понятия «считается интуитивно ясным» .
Существующие подходы к определению кулътуры могут бытъ объединены в родственные блоки: а) широкий (общий), при котором кулътура - явление, охватывающее различные стороны жизни людей), б) аксиологический, с позиций которого культура есть все социально значимые результаты, ценности, в) гуманистический, в основе которого - человек, его деятельность, г) регулятивный, рассматривающий культуру как явление, обеспечивающее поведение людей, взаимодействие народов.
Для боле глубокого уяснения исследуемой в работе категории правовой культуры следует рассмотреть и вторую её составляющую - право как сложное социальное явление. В настоящее время нет единой относительно завершенной концепции права, которая бы учитывала все современные процессы отечественной юриспруденции и укрепляла бы авторитет права в жизни общества.
Нормативное правопонимание права, господствовавшее в советский период, сегодня выступает существенной, но не единственной теоретической конструкцией, имеющей практическое значение для правотворческого, правореализационного и правоприменительного процессов. В начале 90-х годов XX века, в условиях коренных изменений общественного строя в нашей стране, широкий подход к пониманию права привел к модификации взглядов на этот социальный феномен и появлению большого спектра концептуальных воззрений (не редко противоречивых), которые нашли своё отражение в современной научной и учебной литературе в сфере юриспруденции.
Так, сторонники материалистического подхода к пониманию права (С.А. Комаров, Л.С. Явич и др.) считают, что право зависит от экономического базиса и обладает классовым характером. В последующем оно провозглашается общенародным, хотя на практике выражает интересы партийно-государственной номенклатуры, стоящей у власти.
Внеклассовый или надклассовый подход (Храпанюк В.Н.) трактует право как систему установленных и охраняемых государством общеобязательных правил поведения, которые выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и являются государственным регулятором общественных отношений.
Инструментальный подход к пониманию права (А.В. Малько), базирующийся на философии прагматизма, отображает право как средство (инструмент) социального контроля при разрешении задач, практически значимых для общества. Так, право, по А.В. Малько, есть совокупность исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, нравственности, прав человека и призванных регулировать поведение людей и их коллективов в целях стабильного функционирования и развития общества .
Широкое распространение в современной юридической литературе получило мнение ряда учёных (В.К. Бабаев, В.М. Баранов В.А. Толстик и др.), определяющих три основных подхода к современному правопониманию: нормативный, социологический, философский. Данные подходы выражаются отдельными авторами (В.В. Гриб, Р.А. Ромашов) соответственно как юридический, социологический позитивизм и юснатурализм (естественное право). Другие исследователи (И.В. Гойман - Калин-ский, Г.И. Иванец, В.И. Червонюк), кроме указанных трёх основных подходов к пониманию права, на основе оценки психических ощущений правовой действительности выделяют дополнительно психологический тип понимания права. Сторонники правовых идей эпохи постмодерна (И.Л. Честнов и др.) «традиционным типам правопонимания» (юснатурализму, позитивизму, социологии права) противопоставляют исторический тип правопонимания1. Важным в данном случае аргументом является, на наш взгляд, тот факт, что новой исторической эпохе должна соответствовать новая концепция права.
Анализ различных подходов к пониманию права свидетельствует о большом разнообразии мнений ученых и об отсутствии единой относительно завершённой концепции права.
В этой связи заслуживает внимания высказывание Г.В. Мальцева: «существуют сотни, а может быть и тысячи дефиниций права, и среди них нет ни одной общепризнанной, разделяемой всеми, кто ценит и изучает право». Ученый считает практически невозможным «общемировое понимание и определение права», хотя видит «определенный упорядочивающий смыел» в поиске общего, целоетного для всех субъектов правоотношений понимания права в маештабах отдельного государства и подконтрольного ему единого правового пространства .
В сущности, аналогичную мысль подчеркивает М.Н. Марченко. Ученый указывает, что дефиниции общего, целостного определения права «пока довольно далеки от совершенетва» и «не могут служить эффективным средством, или путем преодоления негативных последствий множественности, разрозненности и противоречивости представлений о праве» .
Общероссийские тенденции в развитии правовой культуры в переходный период
В этом плане весьма интересной представляется попытка Ю.Ю.Ветютнева исследовать правовую систему при помощи синергетики1. А.Б. Венгеров считает, что синергетика «предлагает новый взгляд на соотношение необходимости и случайности, на роль случая в биологических и социальных системах» . Она может повлечь смену парадигмы в науке и претендовать на роль «мировоззренческого подхода, включающего в себя в качестве частного метода диалектику» . Следовательно, пренебрежение синергетикой может привести к отставанию правовой науки от современной жизни, от новой картины мира.
Анализ целого ряда государственно-правовых явлений с позиций синергетики является оригинальным и может дать весьма интересные результаты в плане взаимодействия, взаимовлияния этих явлений друг на друга, помочь по-новому взглянуть на гоеударственно-правовую действительность в целом, на роль и ценность государства и права в жизни общества.
Правосоциализаторская функция правовой культуры состоит в усвоении индивидом в процессе всей жизни правовых ценностей общества, частью которого он является. Она обеспечивает включение личности в нормативную систему ценностей, охраняемых правом, и имеет следующие цели: способствовать коммуникации личности на основе социальных ролей и, благодаря усвоению членами коллектива сложившихся в нем правовых ценностей, убеждений и поведенчееких стандартов, сохранить общество.
Правосоциализаторская функция правовой культуры взаимосвязана с формированием и изменением системы качеств личности, механизмов саморегуляции её поведения, необходимых для ее адаптации к оеобенностям взаимоотношений в сфере действующего права и для активизации её правомерного поведения.
Главная задача данной функции правовой культуры - обеспечить усвоение человеком: а) одобряемых и охраняемых правом социальных ценностей; б) совокупности действующих юридических норм и критериев социально-правовой оценки явлений; в) знаний, навыков, привычек, необходимых для взаимодействия в правовой сфере в рамках существующих правоотношений; г) элементов правовой культуры; д) функциональных ролей и статусов, присущих человеку в связи с местом, которое он занимает в системе регулируемых правом общественных отношений.
Указанная функция правовой культуры реализуется через агентов социализации - специфических субъектов, состав которых существенно различается на различных этапах жизни индивида. На ранних этапах важнейшую роль играют родители, затем их заменяет школа и т. д. Поскольку именно в этот период индивид не может полностью осознать ценность правовых предписаний, система его ценностей не всегда совпадает с существующей системой правовых ценностей, интересов и потребностей общества.
В современной России наблюдается кризис института семьи. Так, ежегодно из-за разводов в среднем 470 тыс. детей остаются без одного из родителей; увеличивается число детей, рожденных вне брака (около 23 % всех родившихся). По данным института социально-экономических проблем народонаселения РАН, сегодня в России около 3 млн. беспризорников и 657 тыс. детей-сирот. Это больше, чем их было поеле Гражданекой и Великой Отечественной войн .
Следствием крушения нравственных ценностей в еемье являются детский алкоголизм, наркомания и преступность среди нееовершеннолетних. Так, за последние 6 лет в Роесии в 10 раз увеличилось количество подростков-наркоманов . По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, в России 2,5 млн. наркоманов (по неофициальным данным - 6 млн.). От 900 тыс. до 1 млн. 100 тыс. наркозависимых - это подростки и молодежь в возрасте 11 - 24 лет . На учете в нар кологических диспансерах находятся 550 тысяч человек (тех, кто обратился добровольно за помощью)1.
По статистике от общего числа наркоманов в России - 20% - это школьники, 60% - молодежь в возрасте 16-30 лет, 20% - люди более старщего возраста. Средний возраст приобщения к наркотикам в Росеии соетавляет 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Зафиксированы случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет - к наркомании их приобщают родители-наркоманы . Значительно выросла доля несоверщеннолетних преступников - наркоманов и рецидивистов .
В таких условиях существенно возрастает роль семьи, дощкольных учреждений и щколы, выступающих в качестве агентов ранней правовой социализации.
Коммуникативная функция правовой культуры выражает процесс общения людей в сфере права, служит для передачи правовой информации от одних субъектов права к другим по различным коммуникационным каналам.
В настоящий период коммуникативную функцию правовой культуры и правовую коммуникацию в целом характеризует жесткая односторонность направления информации и ассиметричность сторон - передающей и принимающей. В основном массиве случаев в качестве коммуникатора выступает государственный орган (законодательный, исполнительный), который обладает властными полномочиями в отношении гражданина (реципиента), а также государственные СМИ. По этому каналу идет односторонняя передача правовой информации: «государство - индивид». Правовая культура в этом направлении может выступать средством двусторонней связи, по которой гражданин способен проявить правовую активность и, подав юридически важный информационный сигнал, заявить о своих предпочтениях.
Правокультурные ценности как средство модернизации духовной сферы и развития институтов гражданского общества в России
В предыдущей главе мы исследовали сущность и функции правовой культуры и выделили основные этапы её эволюционного развития. В связи с изменившимися социально-политическими условиями в XXI веке требуется качественно новая правовая культура граждан. Темпы, формы и методы её развития и модернизации не соответствуют современному состоянию национальной правовой системы. Всё это требует глубокого научного осмысления трансформаций, которые происходят в правовой и политической сферах общественной жизни.
Целью настоящей главы является вычленение и анализ проблемных аспектов в содержании правовой культуры на современном этапе, а также формирование концепции правовой культуры в аспекте сегодняшней правовой мысли. При этом следует исходить из того, что на понятие правовой культуры существенное влияние оказывает содержание современных общественно-политических и экономических процессов (демократизация, реформирование отдельных етруктур государственной власти, борьба с коррупцией, инновационное развитие, формирование инетитутов гражданского общества и на его основе - правового государства, модернизация и др.). В результате этого, наряду с сохранением некоторых традиций и смысловых составляющих, происходит преломление и переосмысление её сущности через анализ новейших проблем, в разрешении которых, по нашему мнению, правовая культура призвана сыграть определяющую роль.
Назначение настоящего параграфа заключается в том, чтобы установить взаимосвязь с уровнем правовой культуры общества современных политических и социально-экономических проблем и определить решающую роль правовой культуры в обеспечении дальнейшего етабильного развития государства.
Россия вступила в XXI век в условиях сложной международной и внутренней обстановки. Успех демократии по всему миру, рост новых глобальных торговых от ношений, расширение сети глобальных коммуникаций, прорывы в информационных технологиях существенно повлияли на внешнюю и внутреннюю среду безопасности всех без исключения стран, привели к трансформации угроз национальной безопасности. Старые страхи, вызываемые угрозами «холодной войны», сменились новыми опасениями перед лицом новых угроз: угрозой международной организованной преступности и международного терроризма, тенденцией распространения оружия массового поражения, ростом национализма и проблем мировой глобализации.
С точки зрения национальной безопасности XXI век представляется более неопределенным, чем период «холодной войны». В то же время, с официальным окончанием «холодной войны» старое мышление, как отдельных политических деятелей, так и целых социальных общностей автоматически не изменилось. По-прежнему остаются приверженцы добиваться национальной безопасности путем достижения односторонних преимуществ за счет своих оппонентов. Сторонники концепций политического реализма и неореализма считают, что мир в XXI в. будет жить по принципу Т.Гоббса «война всех против всех». Американские политологи Генри Киссинджер и Кеннет Уолте и сегодня делят мир на антагонистические блоки и по-прежнему уделяют главное внимание балансу военной силы между этими блоками1.
Опасным для России является процесс расширения НАТО за счет стран бывшего социалистического лагеря, следствием чего стало приближение НАТО вплотную к границам России. По мнению такого убежденного сторонника расширения НАТО как Г.Киссинджер, если бы Россия вступила в НАТО, то данный альянс перестал бы существовать .
Широкая экспансия США на постсоциалистическом пространстве объясняется тем, что многие молодые независимые государства пришли к либеральной демократии со слабыми институтами государственной власти, легко подвержены влиянию извне, что создает множество проблем безопасности и очагов напряженности. Грузино-осетинская война в августе 2008 г., политические заявления лидеров США в отношении России являют собой прямое тому подтверждение.
Концептуальные положения в области обеспечения национальной безопасности базируются на фундаментальной взаимосвязи и взаимозависимости Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и Концепции долго срочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Анализ данных документов показывает, что в еовременных уеловиях изменились подходы к определению и оценке угроз национальной безопасноети. Ранее традиционное понятие национальной безопасноети было евязано с отеутетвием военной угрозы или способностью защитить нацию от внешней агрессии, сегодня же «национальная безопаеноеть» определяется как состояние защищенноети личноети, общества и государства не только от внешних, но и от внутренних угроз, состояние, которое позволяет обеепечить конституционные права, евободы, доетойные качеетво и уровень жизни граждан, устойчивое развитие и безопасность Российской Федерации
Список анализируемых органами обеспечения национальной безопасности угроз стал длиннее по сравнению е эпохой идеологизированных гоеударетвенных ценностей. В их чиеле (наряду с угрозами пограничных споров или распространения оружия массового поражения) - экологичеекие и техногенные катаетрофы, неконтролируемая миграция, религиозный экстремизм, нарушения прав национальных меньшинств, терроризм и организованная преступноеть, производетво и распроетранение наркотиков и др.
Противостоять глобальным проблемам, в любом елучае, призвано только мировое сообщество со сложившейся нравственной, политичеекой и правовой культурой, в том числе - культурой правовой безопасности.
Объединение понятий «культура» и «безопаеноеть» впервые было выполнено Международным агентетвом по атомной энергии в 1986 г. в процесее анализа причин и последетвий аварии на Чернобыльекой АЭС. Признано, что отеутетвие культуры безопаеноети явилоеь одной из оеновных причин этой аварии. В дальнейшем данный термин был уточнен в «Общих положениях обеспечения безопаеноети атомных станций» (ОПБ-88). В данном документе отмечено, что культура безопаеноети характеризуетея квалификационной и пеихологической подготовленноетью персо нала, а ее формирование являетея одним из фундаментальных принципов управления и подлежит нормативному регулированию в атомной энергетике России .
В настоящее время сложилось понимание того, что данная категория должна быть применима не только к персоналу потенциально опасных объектов, но и к сотрудникам органов власти, к каждому человеку в отдельности, к обществу в целом. От ценностных установок людей, мотивов их поведения, личностных и профессиональных качеств и способностей и зависит в определяющей степени эффективность мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков.
Проблема правовой культуры предстает совершенно в новом свете, когда мы начинаем анализировать ее содержание с точки зрения целей и факторов национальной безопасности общества. Сущностью безопасности современной России все больше становится не только и не столько защита государства и его политических институтов, сколько в большой мере человека и общества. На первый план выдвигается проблема социально-экономической безопасности в широком смысле этого слова, безопасности социума - личности, отдельных групп населения, общества в целом. Можно сказать, что понятие «национальная безопасность России» стало во многом эквивалентно понятию «безопасность российского социума».
Правовой нигилизм и правовое воспитание в молодежной среде
Особо следует отметить, что профессиональная культура этих должностных лиц ОВД России в системе объективных и субъективных факторов, определяющих эффективностъ правоприменения в сфере правовой охраны, играет интегративную ролъ. Такие объективные факторы, как качество законодателъства, НОУТ и другие служат необходимыми условиями для существования, функционирования и совершенствования субъективно-профессиональной культуры. Данные объективные факторы приобретают статус факторов эффективности правоприменения в правоохранительной сфере не сами по себе, а лишь с момента осознания их значения для этой деятельноети и использования сотрудником ОВД, обладающим профессиональной культурой.
Причём необходимо иметь в виду, что правовая культура сотрудников ОВД России обладает весьма характерными особенностями, отличающими её от правовой культуры обычных граждан. Сотрудник ОВД должен обладать не общими или какими-то отрывочными еведениями о праве, а професеиональными, компетентными знаниями. Эти знания носят фундаментальный характер и екладываются из знания оеновополагающих юридических понятий и категорий, охватывающих право в целом, его основные отрасли. Одновременно эти знания являютея и специализированными, то есть конкретными, детализированными, «приземлёнными» к сфере его работы. А это предполагает достаточно полное овладение материей права, юридической техникой, особенно правоприменения. Причём такое овладение, которое отвечает практичееким потребностям в нём и на любом участке юридической деятельности. Речь идёт о юристе - епециалисте широкого профиля, а не о бакалавре с его усечёнными знаниями. Одновременно профессионализм, компетентность в использовании юридических знаний означают, в принципе, что это - знания, способные к дальнейшему наращиванию и углублению. Поэтому весьма остро стоит вопрос о формировании у сотрудников ОВД теоретико-концептуальных правовых знаний. Ведь без правильного понимания сущности права и государства, их роли, значения, функций, структуры трудно решить многие вопросы юридической практики.
В качестве одного из ведущих элементов правовой культуры сотрудника ОВД рассматривается уважение к праву, обладающее спецификой, которая заключается в следующем . Во-первых, оно является важным условием, исключающим профессиональную небрежность, особенно в привлечении того или иного лица к юридической ответственности. Во-вторых, уважение к праву влечет изменение внутреннего (имманентного) отношения сотрудников ОВД к выполнению служебных обязанностей, воспринимаемых не просто как приказ, веление государства, а как внутренняя потребноеть, необходимость, как осознанный долг. В-третьих, у сотрудников ОВД уважение к праву формируется при непосредственном восприятии правовых явлений, влияющих на становление его профессионального сознания. В-четвертых, сотрудник ОВД оказывает существенное воздействие, влияние на правосознание субъектов правоприменительного процесса. В-пятых, профессиональное уважительное отношение к праву подразумевает осознание его истинности и важности, а также объективную готовностъ к поддержанию авторитета права.
В структуре профессиональной культуры сотрудников ОВД России большое место занимает профессионально-нравственная культура. Она находит своё выражение в корректном отношении к личности, вовлеченной в правоприменительный процесс, в уважении её законных прав, интересов, чести и достоинства. Эта идея нашла свое законодательное закрепление, как в российском законодательстве, так и в ряде международно-правовых актов.
И ещё на одну имманентную для органов внутренних дел России проблему обратим внимание. Речь идёт о том, что в процессе профессиональной подготовки сотрудников ОВД крайне мало внимания уделяется формированию и повышению их психологической культуры. А она особенно важна как при производстве оперативно-розыскных мер, так и в ходе дознания, следствия. Психологическая культура предполагает у сотрудников ОВД наличие развитой системы психологических знаний, а также соответствующих навыков и умений, которые обеспечивают высокую культуру общения, коммуникабельности.
Не следует забывать и о том, что важной составляющей профессионально -правовой культуры сотрудника ОВД России является основанное на прочном знании и ясном понимании норм и принципов права умение эффективно, с пользой для дела, применять его в своей практической деятельности. Если деятельность сотрудника ОВД полностью, без отклонений и перекосов соответствует правовым предписаниям, то только в этом случае правомерно говорить о высоком уровне правовой культуры её носителя.
С тем, что систему МВД России (едва ли не все прочие силовые структуры) необходимо срочно реанимировать, нельзя не согласитьея. В принципе, система внутренних дел отражает состояние всего российского общества и применительно к ней по аналогии весьма актуальной представляется фраза; «армия - это слепок с общества, которому она служит...» (Ф. Энгельс).
Как показывает практика, действующая правоохранительная еистема России не справляется с поставленными перед ней целями и задачами и не отвечает современным требованиям. Это признается и обществом, и руководством страны, и привело к необходимости ее реформирования. В этой связи 18 февраля 2010 г. Президент РФ ДА. Медведев издал Указ «О некоторых мерах по реформированию Мини-стерства внутренних дел Российской Федерации». Составной частью совершенствования указанной системы являетея реформирование системы органов внутренних дел (ОВД). При этом приоритетными направлениями реформы данным Указом названы организационные и кадровые преобразования, а также материальное обеспе-чение сотрудников. Основополагающим актом реформы явилось подписание 7 февраля 2011 г. Федерального закона «О полиции». Первые и важнейшие шаги по рea-нимированию МВД уже сделаны - это оптимизация структуры и кадрового состава ведомства. С марта 2011 г. началась переаттестация сотрудников. В ходе этой процедуры из полиции уволили 183 тысячи человек. К 2012 году сокращено количество сотрудников, имевшееся в стране к началу реформы МВД, на 22% . Численность по-лиции должна составить 1 миллион 106 тысяч 472 человека. В целом из органов будет уволено около 200 тысяч человек.